Logo


Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!


RedTram – новостная поисковая система

Аналитика
Письмо из десятого века

(Продолжение. Начало в «МЗ», №№ 363-364)

ГЛАВА III

Несомненно, что столкновение произошло уже после смерти Олега, скончавшегося в 913 году, и после войны хазар, с аланами, закончившейся примирением около 932 года. В нашем документе прямо говорится, что подстрекателем русского князя явился император Византии «злодей Романус», который воздвиг гонения на евреев и этим вызвал репрессалии со стороны царя Иосифа, который «потоптал многих неверных». В десятом веке, в дни царя Иосифа, речь может идти только о POMАНЕ Лекапине, который управлял государством от 919 до 944 года. Таким образом, за terminusa quo мы можем считать год войны с аланами – 932-й, а за крайний предел – год удаления Романа с престола, 944 год. Более точную дату может нам ДАТЬ сообщение о последовавшем после войны с хазарами походе «царя Руссии» на Константинополь.

Русские летописи в X веке знают о двух походах русских князей на Царьград — во время Олега около 907 года и во время Игоря в 941 году. Первый поход не соответствует времени управления Романа Лекапина, да о нем ничего не знает ни один из многочисленных византийских историков и летописцев. Зато второй вполне соответствует нашим требованиям, Сохранилось много подробных описаний этого нападения руссов, и не только в византийских источниках, но и у западно-европейских писателей, и у арабских историков. По сообщениям Кедрена, продолжателя Теофана, Зонары, Льва Диакона и др. можно восстановить все детали этого похода. Они вполне соответствуют указаниям нашего источника. Русские действительно прибыли на многочисленных кораблях к Босфору в начале июня 941 года, потерпели два поражения на море благодаря губительному действию греческого огня, были разбиты также на суше и должны были уйти в конце сентября, причем Игорь с жалкими остатками флота (с какими-нибудь десятью суденышками, по выражению Льва Диакона) сбежал к Воспору Киммерийскому, а часть войска пошла сухим путем по берегу Фракии. Русская летопись также вспоминает о губительной роли греческого огня, когда греческий адмирал «пущати нача трубами огонь на ладия русския».

Четырехмесячная продолжительность похода, указанная в нашем источнике, вполне соответствует указаниям византийцев на пребывание Игоря у греческих берегов от начала июня до конца сентября.

Особого внимания заслуживает одна деталь, указанная Львом Диаконом, — это возвращение Игоря к Воспору Киммерийскому, а не по обычному пути вдоль побережья к устьям Днепра. Так как Босфор еще в 950 году, по свидетельству Константина Порфирородного, принадлежал хазарам, то мы можем заключить, что Игорь действительно совершил свое нападение на Царьград с согласия или по наущению хазарского царя. Итак, все детали похода Игоря соответствуют лаконическим указаниям, данным в письме хазарского еврея. Другого подобного нашествия руссов многочисленные византийские историки того времени не знают, поэтому мы вполне можем остановиться на 941 годе как на хронологической дате описываемых событий и отождествить известный поход Игоря с походом руссов на Византию, упоминаемым в нашем источнике.

После страшного поражения под Царьградом русский князь, по сообщению хазарского письма, «устыдился вернуться в свою страну и отправился в Персию морем». Коковцев сомневается в правильности этого сообщения и предлагает вместо Парас (Персия) читать Тирас, т. е. Фракия, по которой отправилась часть разбитого войска. Но в действительности нет никакой надобности в таком исправлении. Поход: руссов в Персию в 943 году: есть несомненный факт, подтверждаемый многочисленными арабскими и армянскими историками. Правда, русская летопись не упоминает о нем, как: не говорит ничего и о другом походе на восток в 913 году, вероятно потому, что эти два предприятия кончились довольно печально и остались без всякого влияния на дальнейшую судьбу государства.

Арабские писатели, такие, как Ибн-эль-Атир Джезери,| Исмаил Абульфеда, сириец Григорий Абуль-Фараджи (Ваr Hebreus) и другие, дают подробные описания этого похода. Руссы, с согласия хазар, вошли через Керченский пролив в Дон, перетащили свои суда волоком на Волгу и по Каспийскому морю прошли до крупного города на реке Куре Барда, который стал базой для их разбойничьих налетов. Однако, развившиеся эпидемии настолько ослабили руссов, что они должны были сперва запереться в крепости, а потом с большим трудом ушли обратно.

Армянский историк Моисей Каганкатуацции в своей "Истории Агвании» относит поход руссов ко времени управления Салара (от 941 до 957 года) и говорит следующее: "В то же время народ странный по лицу и наружности, по имени Русик, явился с севера и напал на него (Салара). Двигаясь подобно урагану, они употребили не более трех дней на то, чтобы переплыть с одного края на другой Каспийское море, расположенное по середине страны, и они прибыли неожиданно Партав (Бардаа), столицу Агвании, так что никто не мог противостоять им, и они вырезали всех жителей и овладели их имуществом. Салар тогда лично явился с войском и осадил их».

Участвовал ли великий князь Игорь в этом походе или он только послал своих дружинников, мы не знаем; но всяком случае он там не погиб, вопреки тому, что суммарно сообщает наш автор.

Таким образом, два приводимые в письме хазарского еврея исторические события — поход Игоря на Византию в 941 году и последующий поход в Персию в 943 году — вполне соответствуют исторической действительности.


Перейдем теперь к самому столкновению руссов с хазарами (на иллюстрации), которое имело место непосредственно до похода на греков, следовательно в 933 - 940 годах. Где происходила эта война? В нашем источнике названы имена двух городов: Шуршуна и Самбарай. Постараемся определить эти два географических термина.

Довольно легко установить, что Шуршуна, - это исторический Херсонес, Корсунь русских летописей, полунезависимый крупный греческий город, лежавший вблизи нынешнего Севастополя. У генуэзцев, появившихся на крымском побережье в XII веке, греческий Херсон называется обыкновенно Sargona, а известно, что генуэзцы всегда употребляли туземные географические названия и не выдумывали новых. В географических картах XIY, XV и XVI вв. Херсон часто азмшастся Zursona, у путешественника Иосафата Барбаро ХУ в. мы опять встречаем Sursona. Турки сократили местное название в Шурши. Несомненно, что и у хазар Херсон, как и у всех туземных народностей Крыма, назывался Шуршуна. Таким образом, в нашем источнике мы имеем описание осады Херсона хазарами около 940 года, явившейся фиалом продолжительного столкновения между греками и хазарами в Крыму.

В защите Херсона кроме местных жителей, как видно из нашего источника, принимали участие и их союзники руссы. Осажденные производили безуспешные; вылазки из крепости, но в конце концов: должны были подчиниться платить дань, а русские пленные были казнены, что впрочем было в обычае и у культурных греков по отношению к жестоким русским варварам. Что осада Херсона должн была явится последним эпизодом в греко-хазарской войне, объясняется как географическим положением этого города на крайнем западе Крымского побережья, так и его исключительной укрепленностью.

С чего же началась эта война? Наш источник говорит о том, что «злодей Романус» возбудил жестокие преследования против евреев в Византии, что вызвало за собой репресалии со стороны царя Иосифа. Об этих преследованиях греческие историки ничего не сообщают. Мы находим упоминания о них у Масуди, известного арабского писателя Х в. «Много евреев из различных мусульманских стран и Византийского царства отправились к нему (к хазарскому царю), это произошло потому, что византийский император Арманус принуждал евреев своего царства к принятию христианства. Многие евреи удалились вследствие этого из Византийского царства в хазарскую землю. Более подробные известие о преследованиях евреев в 932 году в Византии мы находим в письме патриарха из Иерусалима к германскому императору Генриху I, а особенно в письме Венецианского дожа Петра, написанном по тому же поводу к императору и архиепископу Майнцскому.

Поводом для преследования послужил религиозный спор между евреями и православными в Иерусалиме. Иерусалимский патриарх, как передает о том дож, сообщил обо всем императору Роману в Константинополь, а последний приказал, чтобы все евреи в его империи приняли христианскую вepy. Евреи будто бы охотно исполнили это приказание. Чтобы избавить себя от враждебных действий со стороны хазар, византийское правительство прибегло к своему обычному приему, именно послало богатые подарки русскому князю, чтобы направить его на хазар. Такой же, прием, употребил император Роман еще в 922 г. по отношению к болгарам, именно пригласил Игоря напасть на них с севера. Но тогда, повидимому, существенных результатов не получилось. На этот раз руссы охотно отозвались на приглашение Романа и напали на хазарский областной город (medinah) — Самбарай.

Название Самбарай привело в затруднение проф. Шехтера, и он готов видеть в нем название области Север, которая упоминается как в письме царя Иосифа, так и в русских летописях: именно, он видит тут нападение на область северян. Однако с этим совершенно не вяжется рассказ о нападении ночью и взятии хитростью, кроме того область северян была отнята руссами у хазар еще в 884 году, и возвращение ее хазарам совершенно не соответствует ходу всех событий истории. Столь же неосновательным оказалось при ближайшем рассмотрении паше предположение читать вместо Самбарай-Самбатай, что возможно в виду большого сходства в изображении еврейских букв reis и tet. Киев (он же Самбата), согласно летописи, действительно был взят Олегом воровским образом, хотя и днем, а не ночью. Однако обратное взятие Киева хазарами — факт исторически невозможный. Тогда мы обратились к рассмотрению фотографического снимка самой рукописи. Оказалось, к удивлению, что Шехтер совершенно ошибочно прочитал S-m-b-r-j-j, в то время как в одном месте вполне отчетливо написано S-m-k-r-j-j, а в другом — S-m-k-r-j-u, В обоих случаях закругление в букве «каф» столь ясно, что нельзя читать букву бет вместо каф, тем более, что изображение бет в рукописи повсюду очень характерно и резко отличается от каф. Далее наше внимание обратила разница в окончании слова, именно в одном месте две буквы юд, в другом юд и вав. Так как город одновременно не мог называться и Samkarai и Samkariu, то приходится предположить, что оба окончания произошли от разного чтения, переписчиком одной и той же конечной буквы.

При изучении изображения различных букв рукописи легко убедиться, что буква цадик легко может дать повод для такого разночтения. Таким образом мы для названия города получаем не Самбарай, а Самкарц или Семкерц. Опытный в чтении еврейских рукописей Коковцев с самого начала сделал предположение о возможности такого чтения, хотя он не обратил внимания на фотографию рукописи и на ошибку Шехтера.

Город Самкарц хорошо известен в истории хазар. По сообщениям арабских географов Ибн-Хордадбега и Ибн-Факиха у Керченско пролива хазары владели укрепленным городом, который назывался Сасмкарш-аль-иегуд). Последний эпитет «еврейский» объясняется многочисленностью еврейского населения в этой местности, о чем упоминают и византийцы Теофан и патриарх Фотий.

В письме царя Иосифа при перечислении хазарских городов от востока к западу Самкарц упоминается между Саркелем и Керчью, и следовательно он находился на восточном берегу пролива, там, где впоследствии была Тьмутаракань (Тамань). Здесь, по словам Масуди, у входа в Азовское море «хазарским царем поставлены в большом колидестве люди, которые удерживают всех, кто приходит с того моря (Чернаго), и кто приходит с той стороны суши, где рукав хазарской реки) впадает в залив Нитаса (Чернаго моря". В город Самкарц обыкновенно приходили в IX и Х веках и|русские купцы, спускавшиеся по Днепру в Черное море) Совершенно естественно, что варяго-русские мореходы, начавши по наущению греков войну с хазарами, напали впервую очередь на этот хорошо известный им тортовый центр и взяли его с помощью той же хитрости, как некогда взяли- Киев.

Начальник города рав-Хашмонай, в то время был в отсутствии. Руссы взяли город, захватили добычу, главным образом, людей — челядь, которыми они преимущественно торговали, и повидимому удалились во-свояси. : О совершившемся несчастьи стало известно «булшици Пейсаху», повидимому важному вельможе, которого наш автор называет "Haschomer». Еврейские имена хазарских начальников нас не должны удивлять, так как мы знаем, что вся господсвующая народность и здавна приняла еврейскую религию, гораздо интереснее для нас хазарское обозначение военачальника «булшици». Это чужестранное слово, повидимому, довольно точно передано нашим автором. Оно встречается, как заметил Коковцов, и у византийского историка Теофана, в несколько искаженной форме Balgitzi.

Обратившись к указанному месту, мы нашли, что и там, вопреки мнению П. К. Коковцова, оно употреблено не как собственное имя, а как нарицательное.

Хазарский хаган в 702 году под влиянием византийского императора приказывает балтици, начальнику Босфора, умертвить скрывшегося в Босфоре Киммерийском претендента Юстиниана II. Оказывается, что и в начале VIII века, и в середине X века хазарский губернатор Босфорской (Керченской) области носил тот же самый титул «булшици». По своему составу это слово, подобно всем другим хазарским названиям, носит тюркский характер и значит дословно — умеющий защищать. Нам удалось встретить это название и у других византийских историков, именно ,у Зонары и у Кедрена, в форме «Bulosudis» для обозначения какого-то тюркского (венгерского) военачальника. Чаще мы встречаем это имя в обратной форме; так Оинджибул, по словам Ибн-Хордадбега является обычным именем для тюркских хаканов. Как видим, это название «булшици» может служить лучшим доказательством подлинности нашего источника. После слова «булшици» автор наш поясняет: «это Песах охранитель». Очевидно хазарский еврей прекрасно понимал хазарский язык и правильно перевел «булшици» еврейским словом «Haschomer». Слово Pesach, по нашему мнению, также не обозначает собственного имени, как думает Шехтер, а его следует читать Paseh, что очень близко по начертанию. Название Pascheh для хазарских военоначальников встречается и в других случаях и соответствует турецкому слову Паша.

Косвенным доказательством служит и го, что упоминая несколько раз слово Песах, автор ни разу не говорит raw, между тем этот титул поставлен перед собственным именем Хашманай, который упоминается наряду с Песахом. По нашему мнению, хазарский военоначальник был главнокомандующим большого охранительного войска, поставленного хазарскими царями у Керченского пролива и у Саркеля, о чем рассказывают и арабские писатели (Масуди), и носил название Булшици-Паша. Хазарский еврей переводит эти слова совершенно правильно по еврейски — Pasah Hascbomer.

Хазарское войско, возглавляемое полководцем Песахом (иллюстрация)

Хазарский полководец уже не нашел русских дружинников в Самкарце и обрушился ,с яростью на города Крымского побережья, между Керчью и Херсоном, на ту область,: которая у византийцев называлась «Климатами», а иногда - хазарскими Климатами, реже Корсунскими.

Эта область с начала VIII века находилась под суверенитетом хазар, но во время нашествия руссов изменила им, под влиянием единоверных греков, и помогала жестоким варварам. Этим объясняется необычная для хазар суровость Паши, при усмирении «не щадившего ни мужчин, ни женщин». Хазары, говорится далее, завоевали три города и массу селений и затем только взялись за осаду города Шуршуна.

Константин Порфирородный насчитывает девять хазарских климатов, царь Иосиф перечисляет десять городов, подвластных ему на южном берегу. Если наш автор говорит только о трех городах, то он имеет ввиду главные города областей, а их насчитывалось действительно три, за исключением Босфора (Керчи) и Херсона. В чине митрополичьих церквей Льва Мудрого (886—912), и в других официальных списках в Крыму перечисляются следующие епархии: Готская, Сугдейская и Фулльская с главными городами Теодоро (Доро или Манкуп), Сугдая (Судак) и Фуллы. Таким образом, мы видим, что и здесь наш автор отличается своею обычною точностью в географических указаниях.

После завоевания крымских округов и взятия херсонской крепости, хазарский полководец пошел против «царя Руссии», который, повидимому находился у Черноморского побережья; около устьев Днепра, откуда, по словам Константина Порфирородного, «Русь выходит против Черной Болгарии, Хазарии и Ширвана (Syryan)». Война тянулась несколько месяцев, и неудачливый князь Игорь потерпел поражение. Далее после описанного выше несчастного похода на Царьград в 941 г. и неудачной экспедиции в Персию в 943 г. киевское княжество действительно настолько ослабело, что прекратило свои на падения на хазарские владения, вплоть до появления выдающегося вождя Святослава, который в 964 году пошел на области Оки и Волги и взял страну вятячей, плативших дань хазарам. а в следующие годы разбил на-голову хазарское войско, разрушил Белую Вежу (Саркел) и положил конец могущественному государству, которое просуществовало около 400 лет. Однако, в сороковых и пятидесятых годах X века хазарское царство еще было очень сильно, простиралось от Оки и Волги до Кавказского хребта и Крымского побережья и успешно выдерживало натиск кочевников, с одной стороны, и славяно-руссов, с другой. Поэтому царь Иосиф еще в 960 году по праву мог сказать, что он охраняет все мусульманские страны от разорения их русскими, а наш автор мог заключить свой рассказ о войне с Игорем фразой: «тогда стали русские подчинены власти хазар».

Мы разобрали, таким образом, все сообщения хазарского еврея о столкновении хазар с Русью в середине X веке и могли убедиться в удивительном знакомстве автора с политическим положением юга России и в точной передаче им географических и хронологических данных. Тем удивительное сделанная автором крупная ошибка, которую внимательный читатель, вероятно, уже заметил, именно ошибка в имени русского князя.

Мы знаем, что все описанные события, имели место во время князя Игоря, между тем как автор письма дважды называет царя Руссии Helgu или Helgi. Правда, эта чисто скандинавская форма, давно предлагаемая норманистами, является для них желанной находкой, так как до сих пор ни в византийской, ни в западной литературе нигде не упоминалось имя Олега. Для нас это норманское название также важно, как доказательство автентичности документа, если бы в ней существовало какое-нибудь сомнение. Но чем же вызвана ошибка? Очень вероятно, что имя малодеятельного и невоинственого князя Игоря было заслонено именем его энергичной супруги, которая у греческих историков носит название «Helga», или именем его славного предшественника. Однако обычная точность нашего автора позволяет сделать и другое, более смелое предположение. Дело в том, что греки относились с большим пренебрежением к именам варваров и очень редко их упоминали. Аскольд и Олег, напр., ими вовсе не упоминаются, а Игорь очень редко, в форме Ингорь.

У Лиудпранда встречаем уже чисто скандинавскую форму «Inger», что обозначает — младший. Естественно, возникает мысль, что народно-славянскому прозванию Игорь или Ингорь соответствовало по-скандинавски полное имя Helgi Inger, т.-е. Гельги младший, в противовес его предшественнику Гельги старшему, или по славянски Олегу Вещему. Эта гипотеза объяснила бы нам загадочное место у арабских географов Гардези, Ибн Русте и Аль-Берки, черпавших, впрочем, из одного источника, а также в рукописи, найденной Туманским. Все они говорят, что великие князья руссов носили название Свент (Свят) и Свентич (Святич). Но скандинавски Гельги означает святой. Тогда действительно мы получаем целый ряд правителей с эпитетом святой: Гельги Старший, Гельги младший (Игорь), жена его Гельга, сын их Святослав и внук Владимир Святой.

В русских летописях последовательность первых великих князей также довольно спутана. Олег, то фигурирует в качестве воеводы Игоря, то в качестве самостоятельного великого князя. Годы их княжения дают какой-то цикл в 33 года. Поэтому известные историки Шахматов и Грушевский приходят к заключению, что не было никакого скристализованного предания о начале киевской династии, и всякий летописец слагает свою версию, приписывая важнейшие события, как взятие Киева, то Олегу, то Игорю.

Были по разным летописям даже три могилы Олега: одна - в Ладоге и две - в Киеве (на Щекавице и у Жидовских ворот), так что приходится думать, не было ли нескольких Олегов.

Смешение Игоря с Олегом также часто встречается в русской традиции. При такой неточности летописных данных упоминание имени Гельги вместо Ингера не может поколебать нашего доверия к точности данных, сообщаемых в письме хазарского еврея.

(Окончание следует)

Подготовка текста и редактирование осуществлены
журналистом газеты «Вести» Яном Топоровским (Тель-Авив)
Количество обращений к статье - 2643
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (1)
Гость | 17.10.2019 17:46
В 965 году Святослав не разгромил Хазарский каганат, который существовал еще, как минимум, 100 лет. Вероятно, войско Святослава захватило и разгромило хазарскую крепость Саркел (позднее Белая Вежа), построенную хазарами на левом берегу Дона. Столица Хазарии оставалась недосягаемой для русских дружин и никакого урона не понесла.
Достаточно вспомнить, что хазарские отряды входили в войско Мстислава Владимировича во время его битвы
с братом Ярославом в 1024 году .
Известный курдско-арабский историк Ибн аль-Асир упоминает в своих записях, датированных 1200 годом, о военной операции против хазар в 1030 году курдского Фадхлуна, правившего Ираном и частью Азербайджана. Он совершил нападение на хазар, но был вынужден отступить после того как попал в засаду, организованную хазарскими войсками, которые уничтожили более 10 000 его воинов.
Последний раз в русской летописи хазары упомянуты под 1079 годом в связи с действиями князя Олега Святосла-вича, которого они пленили и выдали Византии.
Какая же это "разгромленная" Хазария, которая в состоянии пленить русского князя?

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com