Logo


Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!


RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
26 июля-1 авг.2012
Рубрику ведет Леонид Школьник

26 июля

 

1928 – В Бронксе, Нью-Йорк, в семье евреев - выходцев из Австрии и Румынии Жака Кубрика и его жены Гертруды Первелер родился будущий знаменитый кинорежиссер Стэнли Кубрик. В школе он учился средне, но затем наверстал упущенное: почти профессионально играл в шахматы, невероятно много читал. Расставшись с детской мечтой о карьере джазового барабанщика, он увлекся фотографией (первую фотокамеру тринадцатилетнему Стэнли подарил отец) и к концу 1940-х годов стал одним из лучших фотокорреспондентов журнала Look. В 1951 году Кубрик дебютировал в кино документальной короткометражкой "День схватки" - о боксере Уолтере Картье, который некогда был героем одного из кубриковских фоторепортажей. Первые свои фильмы снимал на собственные деньги и частные пожертвования - одним из продюсеров игрового дебюта Кубрика "Страх и вожделение" стал родной дядя режиссера. Следующая работа Кубрика - жесткий, пессимистичный и захватывающий фильм "Убийство" - отлично прошел в прокате и понравился критикам. Тем не менее, первым фильмом Кубрика, вызвавшим международный резонанс, стали "Тропы славы" - военная драма о том, как из-за некомпетентности командиров на фронтах Первой мировой войны полегла французская пехота. Во Франции ленту запретили, а в соседней Бельгии прошли стихийные демонстрации протеста офицеров запаса. Это был первый, но далеко не последний скандал в карьере Кубрика. В 1961 году он переезжает в Англию. Не вписавшись в голливудскую систему стандартов, Кубрик физически отдалился от нее. Принято считать, что "настоящий Кубрик" начался со "Спартака". Его пригласил Кирк Дуглас, сыгравший до того в "Тропах славы". Впоследствии, измученный тиранией Кубрика, Дуглас отзовется о нем, не особенно стесняясь в выражениях. По современным западным представлениям главными фильмами Кубрика остаются антивоенная сатира "Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу", "2001: Космическая одиссея" и "Заводной апельсин". Предшествующую им "Лолиту", где автором сценария выступил Владимир Набоков, оценивают прохладней, но в целом доброжелательно. Кстати, сам Набоков после выхода фильма на экраны всячески хвалил Кубрика. Вообще, экранизации занимают особое место в творчестве этого режиссера. Все полнометражные ленты Кубрика являются экранизациями, где он выступает не как среднее звено между писателем и потенциальным зрителем, а как полноправный автор. Именно благодаря ему Артур Кларк вошел в число живых классиков научной фантастики, а Энтони Берджесса сейчас, похоже, помнят исключительно по экранизации "Заводного апельсина". Между прочим, с этой картиной связан еще один громкий скандал в карьере Кубрика: из-за обилия секса и насилия фильм был запрещен судом Великобритании с формулировкой "Зло как таковое". В 1975 году Стэнли Кубрик экранизирует роман Уильяма Теккерея "Барри Линдон" - эта лента режиссера получает наибольшее количество номинаций на "Оскар". 7 марта 1999 года, спустя четыре дня после окончания работы над монтажом "Широко закрытых глаз", Стэнли Кубрик умер. С этой прощальной работой режиссера связано наибольшее количество слухов и кривотолков. О проекте начали говорить с 1996 года, когда съемочный процесс только начинал "заводиться". Кубрик приобрел права на экранизацию рассказа Traumnovelle австрийского писателя Артура Шницлера еще в 1968 году и готовился к съемкам 30 лет. К написанию сценария он приступил в начале 1990-х годов. В 1994 году Кубрик нанял в Америке 68-летнего сценариста Фредерика Рафаэля. Мнения об этой ленте разошлись кардинально - от "совершенно невразумительной драмы" до "последнего шедевра ХХ века". Кстати, в 2001 году Стивен Спилберг снимает "Искусственный интеллект" – тем самым осуществив еще одну давнюю мечту Кубрика. В распоряжении Спилберга оказались более ста набросков, сделанных Кубриком незадолго до смерти. А самые первые кадры фильма Спилберга - морские волны, разбивающиеся о берег, - были сняты самим Кубриком...

 

27 июля

1885 – В украинском городке Каменец-Подольском родился талантливый советский ученый-биохимик Борис (Берл) Збарский. Еще юношей-гимназистом он примкнул к социал-революционерам, занимался рассылкой нелегальной литературы и листовок по различным губерниям Российской империи. Затем уехал в Женеву, поступил там в университет и, защитив диплом, вернулся в Россию накануне Первой мировой войны, во время которой успешно организовал производство первого отечественного наркозного формалина для нужд русской армии. Окончив, помимо Женевского, еще и Петербургский университет, Борис Збарский с первых лет Советской власти стал вести научную и организационную работу в области химической промышленности и здравоохранения. В 1918 году совместно с А.Бахом основал Химический институт, а в 1920 году - Биохимический институт Наркомздрава РСФСР. Жизнь Бориса Збарского круто изменилась после смерти Ленина, когда вместе с профессором А. Воробьевым он бальзамировал тело «вождя мирового пролетариата». Именно тогда Збарский возглавил специально созданную при мавзолее секретную лабораторию, в штате которой впоследствии трудилось более ста человек. Как раз в то тревожное январское время «появилось мнение», что Ленина надо сохранять и показывать так долго, насколько это возможно. Мол, так хочет народ. Первой возмутилась Надежда Крупская. Выступая на гражданской панихиде, она заявила: «Большая у меня просьба к вам: не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память – всему этому он придавал при жизни такое малое значение, так тяготился этим. Помните, что многое еще не устроено в нашей стране…». Говорят, Сталин после ее выступления буркнул: «Чтобы я больше не видел эту сумасшедшую…». Видимо, Крупская хорошо знала своих соотечественников, потому что предугадала всё, что произойдет вопреки ее воле. Делали все, как по писаному: устраивали пышные торжества, возводили дворцы, устанавливали памятники. Но начали … с Мавзолея. Борис Збарский вместе с приглашенным из Харькова профессором Владимиром Воробьевым стали рассматривать возможность длительного сохранения тела Ленина. Дело было начато 26 марта 1924 года с помощью смеси глицерина с раствором уксуснокислого калия. За успешное бальзамирование тела Ленина Советское правительство наградило Збарского большой денежной премией. С 1930 года Борис Збарский стал директором Института питания и заведующим кафедрой Второго Московского медицинского института. С 1934 года - профессор Первого Московского мединститута и заведующий лабораторией биохимии Всесоюзного института экспериментальной медицины. В связи с начавшейся Великой Отечественной войной в конце июня 1941 года тело Ленина было решено немедленно эвакуировать в тыл. Для этого выбрали сибирский город Тюмень, куда в обстановке глубочайшей секретности был снаряжен спецпоезд. Здание Тюменского сельскохтехникума, наскоро переоборудованное под временный мавзолей, мало соответствовало своему новому предназначению. Ради безопасности само здание обнесли высоким глухим забором, а окна второго этажа, где находилась мумия, заложили кирпичом. Поэтому Збарский вскоре обнаружил, что его методика сохранения тела усопшего стала давать сбои. Об этом немедленно было доложено Сталину, и тот приказал срочно принять меры, чтобы не допустить непоправимое. В конце 1943 года в обширном докладе, представленном Збарским на правительственную комиссию, указывалось, что более чем двухлетняя работа представила собой, в сущности, полное перебальзамирование останков вождя с устранением всех дефектов, имевшихся к моменту их доставки в Тюмень. Комиссия дала высокую оценку выполненному заданию, а вскоре Борис Ильич Збарский получил Сталинскую премию, а еще через год был удостоен звания Героя Социалистического Труда. В 1945 году, когда закончилась война, тело Ленина со всеми предосторожностями снова было возвращено в Москву. В 1945-1952 годах Збарский руководил лабораторией биохимии рака АМН СССР, изучал роль эритроцитов в транспорте и обмене аминокислот, роль белков в питании, аминокислотный состав тканевых белков при различных физиологических и патологических состояниях; выдвинул теорию, согласно которой в основе злокачественного роста тканей лежит извращение синтеза белков. Предложил антисептический препарат бактерицид. В 1949 году Збарский возглавил группу советских ученых, бальзамировавших тело лидера болгарских коммунистов Георгия Димитрова, а в 1950 году был арестован. В вину ему вменили то, что написанная им брошюра «Мавзолей Ленина», трижды изданная Политиздатом (в 1944, 1945, 1946 гг.), оказывается, является политически вредной. Збарский, хотя и восхвалял в ней, как это было тогда принято, Сталина и «мудрую политику партии», но, по заключению экспертов, не отразил роль Сталина в дни Октябрьской революции. Збарского обвиняли и в том, что величие задачи бальзамирования тела Ленина он умалил описанием способов бальзамирования в древнем Египте и сообщением о вскрытии тела Ленина. А упоминание о том, что мозг Ленина был перегружен работой и переутомлен, посчитали клеветой на партию и на Сталина, которые будто недостаточно заботились о Ленине. Кроме того, Збарского обвинили в «подрывной работе против советской власти и антисоветской агитации» и, в частности, в том, что в разговоре с другом и с женой Фанни Зильберман он говорил, что Всеволод Вишневский в пьесе «Незабываемый 1919-й» преувеличил роль Сталина. Одним из пунктов обвинения явилось и то, что «по просьбе коллектива Государственного Еврейского театра Збарский восстановил изуродованное лицо Соломона Михоэлса» (его тело было доставлено из Минска, где его якобы случайно сбил грузовик). Збарский просидел в тюрьме почти два года, перенес там два инфаркта, вышел на волю 30 декабря 1953 года, а в октябре 1954 года умер.

28июля

1933 - В Ленинграде родился композитор Александр Колкер. В 1956 году окончил Ленинградский электротехнический институт (ЛЭТИ), одновременно брал уроки композиторства. Впрочем, страсть к музыке, судя по воспоминаниям композитора, в нем проявилась раньше: «Я начинал со школьного джаз-оркестра, обучаясь в музыкальной школе на Кировском, 5, у профессора Печникова по классу скрипки. Там я играл Гайдна, первую часть концерта для скрипки с оркестром Мендельсона, "Пчелку" Шуберта, Грига - приличную музыку. А потом хватал скрипку и бежал в джаз, в джаз!.. Потому что после войны, когда появились "Багдадский вор", "Серенада солнечной долины", не говоря уже о великом Утесове с его "Веселыми ребятами" (я 36 раз смотрел этот фильм), мы решили в школе с моим приятелем Сережей Беликовым, у которого отец погиб на фронте, создать джаз». Первое собственное сочинение Колкера - музыка к студенческому спектаклю "Весной в ЛЭТИ". В начале 1950-х годов вместе с А.Бадхеном организовал Молодежный эстрадный ансамбль при Доме культуры промкооперации, для которого написал первые песни, вскоре ставшие шлягерами: "Дождик", "Не спеши" и другие. В 1950-1960-х годах главный жанр в творчестве Колкера - песни разнообразного характера: танцевальные, лирические, романсовые ("Шагает парень", "Весенний Ленинград", "Карелия", "Утоли мои печали", "Ночной трамвай", "Стоят девчонки"), о войне ("Твои одногодки", "Туман-туман"). Первой исполнительницей песен Колкера зачастую становилась его жена, талантливая певица Мария Пахоменко. Кстати, в пору своей работы в НИИ (п/я128) у него был допуск к секретной и совсекретной работе. И тогда же он начал ухаживать за своей будущей женой. Вот как пишет об этом Колкер: «У нас в НИИ была номерковая система. Я вешал номерок на доску. Но я все же еврей и не совсем дурак, как надеюсь. Так у меня было два номерка. Один номерок висел на доске, что означало - я отдаю свой труд НИИ. А с другим номерком бежал за цветами, мы гуляли с Машей по набережной. Когда приходил завлаб и спрашивал: "А где Колкер?" - "Колкер? Только что был, ушел в библиотеку". В 1970-1990-х годах Колкер пишет музыку к драматическим спектаклям "Иду на грозу", "Интервью в Буэнос-Айресе", создает трилогию по пьесам Сухово-Кобылина - "Свадьба Кречинского", "Смерть Тарелкина" и "Дело". Колкер - автор музыки к кино- и телефильмам, в т.ч. "Хроника пикирующего бомбардировщика", "Труффальдино из Бергамо".

29 июля

1926 - Театральный режиссер, народный артист РСФСР Зиновий Яковлевич Корогодский родился в Томске. Окончил Ленинградский театральный институт, работал режиссером в Калужском областном драматическом театре. С 1959 года — в БДТ. В 1962 году назначен главным режиссером Ленинградского ТЮЗа. Преподавать начал в 1950-м, организовав студии при театрах Калуги и Калининграда. С 1961 года преподавал в Ленинградском театральном институте, где со студентами поставил свыше двадцати спектаклей. В 1962-1986 гг. был художественным руководителем Ленинградского ТЮЗа, поставил более 100 спектаклей. Руководил лабораторией молодых драматургов России. Автор книг «Режиссёр и актёр», «Первый год. Начало», «Первый год. Продолжение», «Этюд и школа», «Репетиция, репетиция, репетиция» и других. Среди учеников Зиновия Когородского - Георгий Тараторкин, Екатерина Гороховская, Станислав Митин, Михаил Уржумцев. Когда в 1986 году после громкого, на всю страну, скандала, инициированного властями Ленинграда, Корогодского изгнали из его собственного театра, лишили профессорского звания и звания народного артиста, лучше не стало никому. На место Мастера поставили какую-то серость, режиссера без имени и таланта, который немедленно развалил труппу и в течение пары лет уничтожил сам дух питерского ТЮЗа. Известно ведь, что создается дело долго и мучительно, а разрушается быстро. И вот в одно проклятое утро он оказался без всего этого. Изгнание Мастера случилось 26 апреля 1986 года, в тот самый день, когда произошла авария на Чернобыльской АЭС. И, подобно этой аварии, разрушительные последствия ухода Корогодского для театра в полной мере можно было оценить только спустя годы. Те, кто низвергли Корогодского с пьедестала, надеялись, что он никогда уже не займется своей профессией. Но они просчитались. Уже через пару лет Зиновий Яковлевич снова стал ездить на постановки. А потом, на седьмом десятке, сумел организовать новый «Театр поколений», снова набрал учеников, о нем снова стали говорить. В перестройку, когда мышление людей стало меняться, Корогодскому вернули звание и доброе имя. Предлагали вернуться в ТЮЗ. Он отказался. И в самом деле, разве можно строить дом на оскверненном пепелище? Конечно, Зиновий Яковлевич уж кем-кем, а ангелом не был. Мог обидеть. Умел наживать врагов, за что, в сущности, с ним, в конце концов, и расквитались, найдя удобный предлог и выставив его в дурном свете перед всем миром. Актеров своими замечаниями, иногда едкими, а то и обидными, доводил до белого каления. Но зла на него не держали и из театра уходили редко, потому что понимали: в другом месте, может, и не скажут ничего обидного, но и искусства такого там не будет. В 1992 году Корогодский основал кафедру режиссуры в Санкт-Петербургском гуманитарном университете. В 1993 году снялся в кинофильме «Закат» по Бабелю, где сыграл Бен-Зхарью. Умер профессор Корогодский 22 мая 2004 года в Санкт-Петербурге. На похоронах многие говорили о страшной вине перед Мастером. Но где были все эти люди, когда Зиновий Яковлевич остался без актеров, без театра, без студентов, без своего дела, которым он занимался буквально 24 часа в сутки?

30 июля

1915 - Советский и российский режиссёр, театральный деятель Пётр Монастырский родился в Одессе. По окончании школы поступил в фабрично-заводское училище, окончив которое, работал слесарем в организации «Одесский трамвай». В то же время начал заниматься в театре-студии Одесского ТЮЗа и там же с 1935 года начал свою профессиональную творческую деятельность. В семье Монастырского не было артистов. Отец - чернорабочий, мать - домохозяйка, четверо детей. «У всех младших членов семьи - обычные профессии: инженер, тракторист, бухгалтер, - говорит Петр Львович. - И один ненормальный - я. Меня никто не настраивал на учебу или какую-либо конкретную профессию. Я сам все делал и решал. Случайно попал в одесский театр, участвовал в спектаклях. Одним из первых был «Аистенок», где я играл лошадку, которая учит аистенка летать. Потом были и другие роли. Главный режиссер театра однажды сказал мне: «Тебе надо быть режиссером». Что это такое, я тогда не знал, но эти слова запомнил». В семь лет Петя плакал на «Тоске», когда мама отвела в оперу. А в тридцать был потрясен книгой Фадеева «Молодая гвардия». Потом (в 1946 году) он ее поставит на Украине. «Прибыл в Краснодон, чтобы познакомиться с родителями и друзьями молодогвардейцев. Пока ставили спектакль, артисты подружились с местными жителями. И на премьере, когда актер уже после «расстрела» должен был произносить финальный монолог, родители погибших не дали ему договорить. Рванули на сцену, взяли под мышки артистов, игравших их детей, знакомых, родных, и стащили со сцены. Все вышли на улицу, расселись по машинам и поехали к обелиску, сооруженному в память о молодогвардейцах. И там, при свете фар, поднявшись на холм, актер прочитал свой финальный монолог: «Я не сниму своей солдатской шинели, пока последний немец не будет изгнан за пределы Советского Союза...». А после этого родители молодогвардейцев позвали артистов к себе домой. Я же остался один. Потому что был режиссером спектакля». В 1940 году Монастырский окончил режиссерский факультет ГИТИСа (педагоги - В. Сахновский и Б. Захава). Диплом режиссера он получил летом сорокового года. Однако сам документ молодому специалисту не выдали из-за отсутствия бланков. «Мне пообещали выслать документ позже, и я по назначению поехал работать в Воронеж, - вспоминает Монастырский. - Прошел год. Началась война. 25 июня 1941 меня призвали в армию и отправили на учения. Нас готовили к службе в танковых войсках. Через некоторое время взвод выстроили: «У кого есть специальное высшее образование, шаг вперед!». Вышел я один. Потребовали предъявить диплом, а его у меня не было. «Чего ты валяешь дурака, марш в строй!» - возмутился командир. Я продолжил осваивать военное дело. И настал день, когда мне было приказано явиться с плошкой и ложкой для отправки на фронт. Накануне я зашел на почтамт и узнал, что из Москвы прислали диплом. Как дипломированного специалиста меня демобилизовали, и на том моя служба в армии закончилась. В 26 лет я был назначен директором Воронежского драмтеатра, где проработал всю войну. Работал в театрах Воронежа, Ярославля, Ворошиловграда, Красноярска, Новосибирска, пока его не назначили в Куйбышевский областной драматический театр. В Самарском (Куйбышевском) академическом театре драмы имени М. Горького Петр Львович работал с 1955 по 1998 годы. В 1977 году за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства, яркие художественные достижения Куйбышевскому театру драмы присвоено почетное звание «Академический». За свою режиссерскую практику Монастырский поставил около 200 спектаклей (только в Самаре – больше 100). Среди них спектакли, получившие всеобщее признание: «Золотая карета», «Ревизор», «Чайка», «Ричард III», «Левша», «Старомодная комедия», «Гамлет», «Варшавская мелодия», «Шестой этаж», «Усвятские шлемоносцы», «Волки и овцы». Ему с равным успехом удавалось ставить и русскую, и зарубежную классику. Приходилось ставить и современные пьесы, на «злобу дня». К ним у режиссера было свое отношение. Вспоминает театральный критик Геннадий Костин: «Мне тоже, в отличие от некоторых моих коллег, производственные пьесы нравились, я был в восторге от Чешкова и от одной его фразы: «Ложь – неэкономична» (она и теперь звучит). Конечно, я понимал, что эти пьесы ненадолго, что они обречены, но это была живая жизнь, ее скрываемый нерв, в стоячем безвременье тех лет, и это было много. Петр Львович - автор 9 книг - «Жил-был театр», «Пётр Монастырский от первого лица», «Моя Галатея», «Режиссёр и режиссура» и других. Лауреат Государственных премий СССР и РСФСР. Награждён орденами Трудового Красного Знамени, «Гриф Поморский» (ПНР), медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени. О своих учителях он написал десятую книгу - «Жизнь нон-стоп». Она о жизни, в которой жил Монастырский, в которой жили и живут люди театра. «Когда я учится в ГИТИСе, директором была жена Фурманова Анна Фурманова - очень красивая женщина, интеллигентная и требовательная. Такое ощущение было, что у нее еще сапоги были в пыли гражданской войны». Особую страницу в истории Самарского театра представляют работы П.Л. Монастырского в области сценической интерпретации произведений М. Горького. В разные годы им были поставлены спектакли «Последние», «Дело Артамоновых», «Мать», «Фома Гордеев», «Варвары», «Дачники», «Васса Железнова». В последние годы работы в театре режиссер осуществил постановку спектаклей: «Сад» израильского драматурга Й. Бар-Йосефа, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Пять вечеров» А. Володина, «Женитьба» Н. Гоголя. «Варшавская мелодия» Л.Зорина. Монастырский неоднократно представлял театр за рубежом: им поставлены спектакли в театрах Польши, Болгарии. Рядом с ним сформировались яркие творческие личности - Н. Радолицкая, Л. Грязнова, В. Борисов, Ю. Демич, О. Школьник, Ж. Романенко, Е. Харитонова, О. Шебуева. Самым драматичным поворотом в своей судьбе Петр Львович считает уход из театра в конце 90-х годов. Труппа театра раскололась на две части, управлять ей было уже очень тяжело. Режиссера обвиняли в нежелании передавать дело ученикам, единовластии, консерватизме. На что режиссер отвечал, что ни Эфрос, ни Товстоногов, ни Гончаров тоже не оставили учеников. Режиссер – это штучное ремесло. «Самарской драме я отдал сорок лет, фактически всю жизнь посвятил театру, и заслужил лишь то, что меня вынудили уйти. В Самаре начал работать в 1955 году. Здесь были прекрасные артисты, но не было театра. Парадокс состоит в том, что чем ярче, талантливее каждый из артистов, тем более разобщенный коллектив они все вместе составляют. Ведь каждый из актеров считает себе Станиславским! Теперь я преподаю в педагогическом университете на режиссерском факультете. Я занимаюсь не тем, чем хотел бы. Но я должен что-то делать, иначе не могу. Недавно врач, милейшая женщина, сказала мне: «Нужно бросать работу». Я ответил: «Если я брошу работать, вы первая пойдете за моим гробом». Сейчас Петр Львович возглавляет благотворительное творческое объединение «Мастера сцены» и является профессором кафедры режиссуры и мировой художественной культуры Самарского педагогического университета. В августе 2007 года в возрасте 92 лет стал главным режиссёром тольяттинского драматического театра «Колесо». Под его руководством в театре было поставлено два спектакля, однако после отказа мэрии города выделять дополнительное финансирование - том числе и для реконструкции здания театра, которому уже 20 лет, он прервал свои отношения с театром. В октябре 2011 года стал старейшим кандидатом (96 лет) в депутаты Государственной Думы 6-го созыва по списку «Яблока». А в беседе с самарскими журналистами Петр Львович признался: «У меня есть дурная привычка влюбляться в женщин, которые гораздо моложе меня. Но я считаю это нормальным явлением. А самое главное - женщины довольны!».

31 июля

1912 – Ровно сто лет назад в Бруклине (Нью-Йорк) родился Милтон Фридман, американский экономист, доктор наук, профессор, "отец" монетарной экономической теории. Когда он был еще ребенком, его родители Сара Этель (в девичестве Ландау) и Джено Саул Фридман, выходцы из Восточной Европы, переехали в Нью-Джерси. В 16-летнем возрасте Милтон по конкурсному отбору был принят в Ратгерс университет (Нью-Джерси) с правом получения частичной стипендии. В 1932 г. он был удостоен степени бакалавра сразу по двум дисциплинам - экономике и математике. Продолжил учебу в Чикагском университете, получил степень магистра по экономике. Затем работал в Национальном бюро экономических исследований помощником у известного экономиста Саймона Кузнеца. В 1940 году ими было завершено написание совместного научного труда Income From Independent Professional Practices ("Доходы от независимой частной практики"). Указанная работа легла впоследствии в основу диссертации, за которую Фридман в 1946 году был удостоен в Колумбийском университете степени доктора по экономике. В том же году стал профессором Чикагского университета, где работал вплоть до своей отставки в 1977 году. Во время Второй мировой войны работал в министерстве финансов, а затем в составе группы исследователей-статистиков, выполнявшей заказ министерства обороны. Являлся консультантом правительства США по плану Маршалла, экономическим советником губернатора Бари Голдуотера, президентов Ричарда Никсона и Рональда Рейгана. Вел "колонку экономиста" в журнале Newsweek в 1966-1984 годах. В 1976 году за достижения в области анализа потребления, истории денежного обращения и разработки монетарной теории, а также за практический показ сложности политики экономической стабилизации Фридману была присуждена Нобелевская премия по экономике. Ученый скончался в Сан-Франциско 16 ноября 2006 года.

1 августа

1932 - Раввин Меир Кахане родился в Нью-Йорке 80 лет назад. Его мать попала в Америку в 1919 году, ее родители бежали туда из Двинска (ныне Даугавпилс, Латвия), спасаясь от большевистского режима. Отец Меира Кахане был уроженцем Цфата. 13 лет М. Кахане учился в знаменитой бруклинской иешиве "Мир", в которой получил "смиху" (звание раввина). Кроме того, он окончил факультет международного права Нью-йоркского университета и получил диплом адвоката. В 1968 году раввин Меир Кахане организовал "Лигу защиты евреев", которая поставила целью обеспечение физической безопасности американских евреев и возрождение у них чувства собственного достоинства и национальной гордости. В 1969 году М. Кахане и "Лига защиты евреев" были первыми, кто начал открытую, бескомпромиссную борьбу за освобождение советского еврейства. В сентябре 1971 года раввин Кахане вместе с женой Либби и четырьмя детьми с их семьями репатриировался в Израиль и поселился в Иерусалиме. Возглавил основанное им движение КАХ и баллотировался на выборах в Кнессет в 1973, 1977, 1981 гг., но не собрал необходимого количества голосов. Едва ли не с первого дня пребывания в Израиле раввин Меир Кахане стал объектом грубых нападок, клеветы, преследований со стороны властей и левых кругов. Был первым евреем в Израиле, который подвергся так называемому "административному" аресту, без суда и следствия был заключен в тюрьму, где провел несколько месяцев. На выборах в Кнесет 11-го созыва, состоявшихся 23 июля 1984 г., за движение КАХ проголосовали 25907 израильтян, и раввин Меир Кахане стал депутатом Кнессета. Его избрание вызвало волну истерик со стороны "левых" и многих "правых" политических партий и общественных организаций в Израиле. Оно не прошло незамеченным и за пределами Израиля: коммунистические, арабские, мусульманские государства, почти все страны Третьего мира, большинство политических лидеров Запада обрушились на р. М. Кахане и на возглавляемое им движение с резкими нападками, стиль которых зачастую напоминал площадную ругань. Истерика быстро превратилась в оперативную задачу любой ценой ликвидировать раввина Кахане и движение КАХ. Чего только не предпринимали вожди государства, называющего себя еврейским: замалчивание, клевета, самые немыслимые обвинения… Явление не только не исчезло, но всё больше и больше людей убеждалось в правильности идей раввина Кахане. Израильские "демократы" решили принять специальный закон, единственная цель которого - запретить р. Кахане баллотироваться на выборах в Кнессет. Приняли, запретили. Но явление не исчезло… Вечером 6 ноября 1990 года раввин Кахане, закончив лекцию, беседовал с группой евреев в холле одной из нью-йоркских гостиниц. Внезапно прозвучали выстрелы, и Кахане упал, обливаясь кровью. Убийца – араб. Исполнитель. Кто стоял за его спиной? Американский суд этого не выяснял. Мы вероятно никогда не узнаем, по чьему приказу убили Кахане. Формально его убил Саид Нуссар, член какой-то арабской организации, которого тут же задержали, потом освободили. Действовал ли он по своей инициативе, или за ним кто-то стоял? Есть разные версии, разбирать которые здесь не место. Одно несомненно: еврейский истэблишмент по раввину Кахане слез не проливал. А три с лишним года спустя, после того, как д-р Барух Гольдштейн, ученик р. Кахане и бывший активист движения КАХ, убил в Хевроне 29 арабов и ранил еще около 125-ти, власти Израиля объявили движение КАХ и отколовшееся от него движение «Кахане хай» вне закона. В декабре 2000 г. сын раввина Кахане Биньямин-Зеэв Кахане и его жена Талия были убиты арабскими террористами. Вожди государства, называющего себя еврейским, не могли дышать одним воздухом с р. Кахане. Сегодня им дышится легче: раввин Кахане и его сын больше им не мешают... (Интервью с раввином Меиром Кахане, з”л) из домашнего архива журналиста Владимира Ханелиса читайте в этом номере «МЗ» под рубрикой «Времена и имена»).

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии, ЕжеВики и других авторитетных изданий, в том числе из различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных, а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации
Количество обращений к статье - 2127
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (2)
Гость Виктор из Нью-Йорка | 01.08.2012 11:19
А с каких это пор Россия стала "нашей"? "Нашей" она не была даже тогда, когда мы там жили. А тем более, когда мы её покинули.
Гость | 30.07.2012 22:25
Уважаемый Леонид Борисович! Спасибо за эту рубрику. И за Газету. Хотя она больше похожа на Журнал. Возможно, материалы этой рубрики со временем перейдут в книгу? Это будет замечательно. Многое из МЗ хорошо бы всем иметь в своих библиотеках. Настольными книжками. В связи с этой мыслью, если Вы планируете издать книгу, обратите, пожалуйста, внимание на статью о Петре Монастырском. Мне кажется, там есть опечатка, немного путающая смысл. Так, после предложения - В 26 лет я был назначен директором Воронежского драмтеатра, где проработал всю войну, - возможно, не хватает кавычек. И после слов Геннадия Костина.
Меир Кахане героическая личность. Он невероятно много сделал для спасения советских евреев и в области прав человека. Низкий поклон ему за это.
Но один из методов его борьбы, террор, я не принимаю. Вы молодцы, что храните память о нём.
Только дай Бог, чтобы материалы, балансирующие на грани национализма, не подняли волну настоящего нацизма. Как это случилось в России.
А наша Россия – сволочь и дура, раз не берегла и не бережёт людей, а разводит тупых и кровожадных рептилий.
Лидия.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com