Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
9-15 авг. 2012
Рубрику ведет Леонид Школьник

9 августа

 

1896 – Выдающийся органист, ученый и педагог, исследователь старинной музыки и пропагандист музыки современной Исай Браудо родился в Боярке, под Киевом, в семье Александра Исаевича Браудо и Любови Ильиничны Гаркави. В 1914-1915 и в 1921-1923 годах учился в Петроградской консерватории по классу органа (у Я.Гандшина и Н. Ванадзиня) и фортепьяно, в 1915-1918 годах – в Московской консерватории у А. Гольденвейзера (фортепиано) и на медицинском факультете Московского университета. В 1924 и 1926 годах совершенствовался в органной игре под руководством Луи Вьерна (Париж), Фрица Хайтмана (Берлин), Альфреда Зиттарда (Гамбург) и Гюнтера Рамина (Лейпциг). Концертировал с 1926 года. Игра Браудо отличалась выразительностью артикуляции и фразировки, тончайшим тембровым чутьем (он был знатоком органов и их регистровки). Браудо оставил ряд записей, преимущественно раннего органного репертуара, от Перотина до Букстехуде, Баха и Генделя. Выступал Браудо и в качестве клавесиниста. Исай Александрович - один из основоположников современной советской (российской) органной школы, с 1923 года преподавал орган и фортепиано в Петроградской (позднее Ленинградской) консерватории (с 1935 года - в должности профессора). Среди его учеников – А. Браудо, А. Котляревский, Н. Оксентян. В 1957 году Исай Браудо получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В центре его научных интересов - вопросы интерпретации музыки 17-18 в.в., в частности, И.-С.Баха. Браудо - автор книг «Артикуляция» (1961), «Об органной и клавирной музыке» (1976) и др. По словам музыковеда Людмилы Ковнацкой, Браудо воплощал собой легенду во многих отношениях. Красота внешнего облика, манера поведения выдавали в нем человека старого Петербурга; для закрытого мира, каковым был СССР, Браудо, учившийся в 1920-е в Германии и Франции, олицетворял собой внешний мир; наконец, он был человеком дерзновенных 1920-х. Этого музыканта сформировало столь сложное переплетение разных умений и знаний - фортепианное и органное исполнительство, философия, математика, медицина, - что музыка, игра на органе в общении с Браудо представлялась делом ясным и объяснимым, но в то же время непроницаемым. Органная игра была для Браудо искусством трудным именно в силу его собственного глубочайшего знания о многих ее трудноуловимых тонкостях. Трудно дается и чтение его книг. Читатель так или иначе приходит к заключению: искусство музыки парадоксально. Неслучайно профессор Браудо на уроках говорил афоризмами и парадоксами - той лаконичной формой "правила", которая издавна была наиболее точной из возможных форм общения мастера с учеником. Ведь правило всегда говорит ученику ровно столько, сколько ему требуется в данный момент. По свидетельству Киры Альтерман, Браудо разговаривал с учениками "с высоты, но не свысока", и они чувствовали себя как перед Эверестом -- а этой высоты уже невозможно было устрашиться. Такой размах был присущ и интерпретациям Браудо. Постоянно возвращаясь к его грамзаписям, вы находите именно то, что ищете в органном искусстве в настоящий момент. Умер Исай Александрович Браудо в Ленинграде 11 марта 1970 года. Исаю Браудо посвящён ряд произведений, в том числе «Пассакалия» Христофора Кушнарёва. Выдающемуся органисту посвящено и стихотворение Иосифа Бродского «Памяти профессора Браудо» («Люди редких профессий редко, но умирают…»). Столетие Исая Браудо было отмечено в Санкт-Петербурге масштабным фестивалем органной музыки. В 2010 г. на доме по набережной Мойки, где Браудо прожил более 50 лет, была открыта мемориальная доска.

 

10 августа

1921 – Имя еврейского поэта Пини Киричанского было известно любителям еврейской словесности ещё со второй половины 30-х годов, когда его стихи появились на страницах еврейских газет и журналов, а одно из стихотворений 16-летнего поэта вошло даже в сборник "Детское творчество", изданный в 1937 году харьковской пионерской газетой "Зай грейт". Родился будущий поэт в местечке Малин, Житомирской области, но вскоре семья Киричанских перебралась в г. Коростышев, где Пиня окончил еврейскую школу, начал писать стихи и тогда же дебютировал в уже упоминавшейся «Зай грэйт!». Великую Отечественную войну молодой поэт-рабочий встретил солдатом в июле 1941-го и закончил в Берлине в мае 1945-го. Неудивительно, что в послевоенном творчестве Пини Киричанского военные мотивы занимали преимущественное место. И не только в воспоминаниях. Его цикл, вошедший в поэтическую антологию «Горизонты», изданную на идиш в 1965 году московским издательством "Советский писатель" совместно с редакцией журнала "Советиш геймланд", открывается стихотворением "Осколок". Речь идёт об осколке мины, который на поле боя едва не задел мозг поэта, но путь ему преградили колосья пшеничного поля, - и им, этим колосьям, спасшим жизнь солдату, воздаётся благодарность в проникновенных поэтических строках. А начался путь Пини Киричанского в советскую еврейскую литературу с цикла стихотворений «Нет, не опоздал я!», присланного поэтом из Киева в редакцию «Советиш геймланд» в начале 60-х. Поэту тогда уже исполнилось сорок лет, но для еврейской литературы, жестоко обескровленной советским режимом, это был ещё вполне цветущий возраст. Пиня Киричанский принадлежал к плеяде еврейских советских поэтов, к которым судьба была благосклонна, и они успели воплотить хоть частицу своего творческого потенциала. Ему писалось нелегко, но он обязательно каждый день после утомительной трудовой смены на одной из киевских кожевенных фабрик, где работал несколько десятков лет, садился за письменный стол - и рождались все новые и новые вдохновенные строки. И эти строки собирались в новые поэтические сборники - "Рассвет", "Яблоневый звон", "Солнечные стволы". Немало стихотворений поэта было переведено на украинский и русский языки. Умер Пиня Киричанский в 1986 году.

11 августа

1903 - Артист, певец, композитор, поэт, драматург, режиссёр, продюсер Герман Яблоков (имя и фамилия при рождении – Хаим Яблоник) родился в Гродно (Российская империя, ныне Беларусь) в бедной семье. Отец Хаима, Алтер Яблоник, был мостильщиком дорог, а мать, Рива-Лея Шиллингофф, занималась домашним хозяйством. С двенадцати лет Хаим начал играть детские роли в местном еврейском театре, участвовал в работе молодёжной сионистской организации. В 1920 году он присоединился к группе актёров, дававших представления на идиш в городах и местечках Литвы и Польши. В 1924 году, через Германию и Голландию Яблоков эмигрировал в Америку. (На Эллис-Айленде ему пришлось дать импровизированный концерт для иммиграционных чиновников, не веривших, что он профессиональный артист). После нескольких лет на еврейских сценах Торонто, Монреаля и Лос-Анжелеса Яблоков был принят в Еврейский актёрский союз и поселился в Нью-Йорке. В 1930-х и 1940-х он становится одной из самых заметных личностей в театральном мире Второй Авеню в эпоху расцвета американского театра на идиш. Среди наиболее удачных спектаклей, в которых он участвовал, - "The King of Song", "Goldela Dem Bakers", "Mein Veise Blum", "Der Dishwasher", "My Son and I". Одним из лучших музыкальных спектаклей, которые он написал и поставил, был "Der Payatz" ("Клоун"); маску клоуна он позднее использовал в своих еженедельных радиопрограммах на идиш. В одной из этих программ в 1932 г. впервые прозвучала его песня "Койфт-же папиросн", которая была сочинена им за десять лет до этого, - как вспоминал сам Яблоков, под впечатлением от страданий детей, осиротевших во время погромов после Первой мировой войны. Эта песня, благодаря своей чудесной (во многом фольклорной) мелодии и трогательным словам, сразу стала очень популярной, a в 1935 г. была им использована в спектакле "Папиросн", основанном на сюжете песни. Мемуары Яблоковa "Дер Паяц" имеют подзаголовок "Вокруг света с еврейским театром". Он много гастролировал со своей труппой по Южной Америке, Израилю, по Скандинавии и другим европейским странам, и часто играл вместе со своей женой, известной актрисой и певицей Беллой Майсел. Но самой важной его поездкой был семимесячный тур по лагерям перемещённых лиц в Германии, Австрии и Италии в 1947 году, когда Яблоков дал более ста представлений для 180,000 еврейских беженцев, переживших Холокост. В одном из этих лагерей он нашёл свою племянницу - как оказалось, единственную уцелевшую из его гродненской родни. С 1945 г. и до конца его дней Герман Яблоков был президентом Еврейского актёрского союзa, а также в разные годы возглавлял Еврейский театральный альянс и Еврейский Национальный театр в Нью-Йорке. Скончался Герман Яблоков 3 апреля 1981 года в Нью-Йорке.

12 августа

1884 – Еврейский писатель Давид Бергельсон родился в местечке Охримово Киевской губернии. Сын богатого торговца зерном, он рано осиротел. Кроме учебы в хедере, получил в детстве основы светского образования. Много читая на иврите и русском, еще подростком начал писать на этих языках. Дебютировал в 1909 г. в Варшаве повестью "Арум вокзал" («Вокруг вокзала»), в дальнейшем писал только на идиш. В рассказе "Дэр тойбэр" ("Глухой", 1910) Бергельсон продолжает традицию Шолом-Алейхема. Утончённый психологизм и образный язык Бергельсона получили яркое выражение в повести "Нох алэмэн" («После всего», 1913), переведённом на многие западноевропейские языки (в русском переводе - «Миреле», 1941). Трагическую историю красивой и одаренной девушки Мирл критика причислила к наиболее значительным достижениям прозы на идиш: никто в еврейской литературе до Бергельсона так не раскрыл психологию, духовный мир, переживания женщины. В идиш литературе произведения писателя знаменовали собой отход от повествовательной манеры Шолома Аша к импрессионизму. В 1917 г. Бергельсон стал одним из основателей "Идише култур-лиге". Под его редакцией вышли литературные сборники "Эйгнс" ("Родное", 1918) и "Уфганг" ("Восход", 1919). Поиски ориентиров в действительности, сложившейся после революции 1905-07 гг., отражены в его романе "Опганг" («Отход», написан до Февральской революции 1917 г., опубликован в 1920-м). В 1921 г. Бергельсон уехал в Берлин, где жили в ту пору многие еврейские писатели, сотрудничал в журналах демократической направленности, часто печатался в нью-йоркской газете "Форвертс". С середины 20-х гг. склонялся к коммунистической идеологии. С 1925 г. издавал в Берлине журнал "Ин шпан" ("В упряжке"), в котором призывал еврейскую творческую интеллигенцию служить революции. В 1926 г. посетил СССР и объявил себя советским писателем, но окончательно вернулся в Советский Союз лишь в 1929 г., в 1934-м поселился в Москве. Тема правомерности Октябрьской революции и гражданской войны нашла выражение в романе "Мидэс hа-дин" («Мера строгости», 1926-27) и в сборнике рассказов "Штурэм-тэг" («Бурные дни», 1927), где он призывал евреев к участию в социалистическом строительстве. По возвращении в СССР Бергельсон писал очерки и романы, посвященные советскому быту: "Биробиджанэр" ("Биробиджанцы", 1934); "Трот нох трот" ("Шаг за шагом", 1938). Видным достижением советской еврейской литературы явился роман "Бам Днепэр" («На Днепре»: кн.1-2, 1932-40, рус.пер. 1-й ред. вышел в 1935) - эпопея о жизни и борьбе народных масс в начале ХХ в. с колоритными образами профессиональных революционеров. После начала Второй мировой войны Бергельсон участвовал в работе Еврейского антифашистского комитета, публиковал рассказы в газете "Эйникайт". Его военная проза, собранная в книге "Найе дэрцейлунген" («Новые рассказы», 1947), по своим художественным достоинствам приближается к лучшим ранним произведениям. Особое место занимала в творчестве Бергельсона драматургия. В 1929 г. Белорусский ГОСЕТ поставил инсценировку повести "Дэр тойбэр", а в 1933-м Московский ГОСЕТ - спектакль по "Мидэс hа-дин". Перу Д.Бергельсона принадлежат также пьеса «Принц Реубэйни» (1946) и "Мир вэлн лэбн" ("Мы хотим жить"). В январе 1949 года Давид Бергельсон был арестован, а 12 августа 1952 года, в день своего рождения, - расстрелян на Лубянке по делу ЕАК.

13 августа

1846 – Сэр Отто Яффе, прослуживший два срока на посту мэра Белфаста, родился в Гамбурге. В 1852 году большая семья Даниэля-Йосефа и Фриды (Фредерики) Яффе – четыре мальчика и пять девочек - перебрались из Гамбурга в Белфаст. Там глава семейства с тремя старшими сыновьями – Мартином, Джоном и Альфредом – основали фирму по экспорту льняного полотна, а мизиник (младшенький) Отто старательно учился в школе Тейта в Белфасте, а затем продолжил учебу в Гамбурге и в Швейцарии. В 1879 году он женился на Поле Герц из Брансвика, Нью-Йорк. В семье росли двое сыновей, один из них стал адвакатом, а второй – бизнесменом в Лондоне. Десять лет, с 1867 по 1877 годы, Отто Яффе работал в Нью-Йорке, а когда его старшие братья решили отойти от дел, Отто вернулся в Белфаст и возглавил семейный бизнес «Братья Яффе», и делал это столь успешно, что компания вскоре стала ведущим в Ирландии экспортером льна. Отто Яффе был активен и в общественной жизни ирландской столицы: по линии просвещения он стал членом Совета по техническому образованию Ирландии и членом правления Королевского колледжа, который позже был преобразован в Королевский университете в Белфасте. Занимал Отто Яффе и пост консула Германии в Белфасте. Естественно, Яффе интересовался и еврейской жизнью своего города. Он был пожизненным президентом Еврейской конгрегации Белфаста, основанной еще его отцом в июле 1871 года в синагоге на улице Great Victoria. Если в ту пору еврейская община насчитывала всего 55 членов, при Отто Яффе она насчитывала более тысячи человек. Его жена Пола основала школу для еврейских детей в Cliftonville Road. Отто Яффе был членом Юнионистской партии и впервые был избран членом горсовета Белфаста в 1894 году. Спустя пять лет был избран мэром этого города, а еще через пять лет был титулован и стал называться – сэр Отто Яффе. Позже был верховным шерифом Белфаста, а в 1904 году вновь стал мэром города. Однако вспышка антинемецких настроений в обществе позволила недругам Яффе объявить его «немецким шпионом» (не правда ли, советским властям было у кого учиться?), и сэр Отто вынужден был подать в отставку и покинуть Ольстер в 1916 году. Когда 21 января 1874 года в Ницце умер глава большой семьи Даниэль-Йосеф Яффе, старший брат Отто Мартин купил для него место на городском кладбище Белфаста, которое вскоре стало еврейским. Семья Яффе установила памятник на могиле основателя династии, но, увы, это надгробие разрушили вандалы. Недавно муниципалитет Белфаста принял решение о сооружении памятника бывшему мэру города, умершему 29 апреля 1929 года.

14 августа

1892 – Еврейский поэт Шмуэл Росин (Самуил Израилевич Росин) родился 120 лет назад в местечке Шумячи, Могилевской губернии. Его отец – возчик. Семья жила бедно, и Росину не пришлось учиться. Он стал работать маляром и одновременно занимался самообразованием, много читал. В начале 20-х годов переехал в Москву. Одно время служит воспитателем в детском доме, а потом целиком отдается литературной деятельности. Писать стихи Шмуэл Росин начал с 14-ти лет. Первое стихотворение на идиш, “Поденщику”, опубликовал в 1917 году, а спустя два года выпустил сборник поэм для детей “Бабушкины сказки”, построенный на фольклорном материале. В том же 1919 году вышел сборник лирических стихов поэта “Раковины”. В последующие годы Росин выпускает поэму “Сияние” (1922), сборник “Ко всем нам” (1929), поэму “Сыны и дочери” (1934), книги “Жатва” (1935), “Влюбленный” (1938). С каждой новой книгой Росин совершенствовался как тонкий и глубокий лирик. Предвоенные стихи Росина полны предчувствия опасности, нависшей над страной, и сознания своей ответственности за все происходящее в мире. В июле 1941 года Роcин вместе с другими московскими писателями добровольно вступил в ряды советской армии. Фронтовые стихи он заносил в записную книжку, которая, к сожалению, не сохранилась. Шмуэл Росин погиб в тяжелых оборонительных боях под Вязьмой осенью 1941 года.

15 августа

1922 - Популярный актёр кино и эстрады 60-70-х годов Борис Сичкин родился в Киеве 90 лет назад. В 1937-41 годах учился в Киевском хореографическом училище, одновременно танцевал в Ансамбле народного танца УССР. Учился для того, чтобы всем своим "цыганочкам" и "чечёткам" придать форму, научиться "принимать красивые позы", овладеть пластикой. Что касается драматического искусства, с танцевальными способностями Сичкин это совмещал изначально, ещё когда выступал на базаре для жуликов. Актёрское мастерство и юмор были заложены в нём с детства. "Наша семья была самой весёлой в Киеве", - вспоминал актер. Как танцовщик Сичкин отличался необычайной пластичностью и буффонадной лёгкостью. Со временем он выступил как балетмейстер ряда драматических спектаклей, в том числе "Свадебное путешествие" В. Дыховичного и М. Слободского (Театр сатиры), "Красные дьяволята" П. Бляхина, А. Полевого, А. Толбузина (Драматический театр им. Гоголя), "Проснись и пой" М. Дярфаша (Театр сатиры). В кино наиболее заметные роли Бориса Сичкина - итальянец-контрабандист ("Капитаны голубой лагуны"), администратор отеля ("Последний жулик"), незабываемый Буба Касторский ("Неуловимые мстители" и "Новые приключения неуловимых"), Экселянт ("Интервенция"). Снимался также в фильмах «До свидания, мальчики!», «Золотые ворота», «Тропой бескорыстной любви», в сказках Александра Роу. Борис Сичкин - участник Великой Отечественной войны. В 1941-46 годах - во фронтовом ансамбле, в 1947-48 годах - солист Ансамбля песни и пляски Советской армии им. А.В.Александрова, в 1948-66 - артист Москонцерта. С 1955 года Сичкин работал в ансамбле литературной и театральной пародии "Синяя птичка" под руководством В.Ю.Драгунского, исполнял интермедии, был автором текстов, балетмейстером. Участвовал в работе "закулисного" театра "Крошка" (ЦДРИ). В начале 70-х на Бориса Сичкина было заведено уголовное дело - его обвинили в том, что за концерты он получает больше денег, чем положено. В декабре 1973 года актёра посадили в тюрьму, где он отсидел год, а потом выпустили – «за отсутствием состава преступления». Однако работы актёру не давали, на новые роли в кино не утверждали. Кстати, о своем "уголовном" прошлом Борис Михайлович вспоминал тоже с улыбкой: "Нас, заключенных Тамбовской тюрьмы, окрыляла тихая, маленькая радость: проходя мрачными коридорами на допросы, мы видели на стене транспарант: "Ленин - с нами!". С 1979 года Сичкин жил и работал в США. В Голливуде снялся в нескольких фильмах - сыграл повара ("Свит Лорейн"), рабочего-слесаря ("Суперинтендант"), Брежнева ("Последние дни", "Никсон"). С середины 90-х Борис Сичкин вновь снимался в российском кино. В эмиграции он прожил 22 года. Сергей Довлатов вспоминал: «Сичкин жил в русской гостинице "Пайн" около Монтиселло. Как-то мы встретились на берегу озера. Я сказал:
- Мы с женой хотели бы к вам заехать.
- Отлично. Когда?
- Сегодня вечером. Только как мы вас найдем?
- Что значит - как вы меня найдете? В чем проблема?
- Да ведь отель, - говорю, - большой.
Сичкин еще больше поразился:
- Это как прийти в Мавзолей и спросить: "Где здесь проживает Владимир Ильич Ленин?".
Последние годы своей жизни Борис Сичкин провел в доме для семей с невысокими доходами в нью-йоркском районе Квинс. О житейских невзгодах, как вспоминают хорошо знавшие его люди, распространяться не любил. "Я никогда не плачу - есть у меня другие интересы", - этому кредо своего героя Бубы Касторского из "Неуловимых мстителей" актер был верен всегда. Он постоянно выступал, писал, снимался – в том числе и в России. И, конечно же, шутил. "Умереть я не могу, - говорил в старости Борис Михайлович, - потому что слишком многим задолжал". Скончался Борис Сичкин в Нью-Йорке на 80-м году жизни - за рабочим столом, разбирая почту. Врачи констатировали, что у актера отказало сердце. Его похороны состоялись 24 марта 2002 года. Незадолго до смерти он записал в дневнике: "Многие родители оставляют своим детям в наследство нефтяные вышки, фабрики, большие деньги. Это, безусловно, хорошо, но не менее важно оставить детям в наследство чувство юмора. Конечно, при чувстве юмора одна нефтяная вышка тоже не помешает. Пусть качает нефть для смеха".

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии, ЕжеВики и других авторитетных изданий, в том числе из различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных, а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации
Количество обращений к статье - 1690
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (0)

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com