Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Прямая речь
О двух тенденциях в иудаизме
Борис Гулько, Нью-Джерси

В мировой истории образованию лишь двух государств – США и Израиля – предшествовало создание их идеологий. Духовные процессы, сопутствующие этим двум эпохальным событиям, обнаруживают неожиданное сходство.

Развитие иудаизма на протяжении тысячелетия со времени завоевания евреями Земли Израиля (13-й век до н.э.) запечатлелось в создававшихся книгах ТАНАХа. Записанные в те века Невиим (Пророки) и Кетувим (Писания), кроме моральных поучений, содержат наставления: как в русле иудаизма должно строиться еврейское государство. Завершает этот исторический период учреждение двух праздников, посвященных войнам нашего народа – Пурима и Хануки.

После катастрофы 1-2 веков н.э. – разрушения Храма и Рассеяния – замерло национальное общение нашего народа со Всевышним. Развитие иудаизма двинулось в сторону проблем построения персональных отношений еврея с Творцом. Развивались правила повседневной жизни – «галаха» – и моральное учение - «мусар». Такое изменение в диалоге евреев с Творцом видно на примере Агады о том, как наши мудрецы вскоре после разрушения Храма обсуждали закон о печи. Раздался Голос с Небес: «Закон соответствует мнению рабби Элиэзера». Но рабби Йегошуа возразил: «Не на небе она (Книга учения)» (Дварим 30:12). И большинством голосов мнение Небес было отвергнуто. Как народ в целом, мы утрачивали способность принимать распоряжения Творца.

С таким поворотом в иудаизме совпало по времени банкротство язычества. Нееврейский мир пришёл к осознанию истинности идеи Единого Бога. Приняв религию от евреев, мир получил её уже в период прекращения еврейской государственности и сведения иудаизма к проблемам личных отношений человека с Творцом. В духовных процессах религии, разделившейся на два рукава – для еврейского мира (иудаизм), и для нееврейского (христианство) – по прошествии многих веков, обнаруживается параллельность.

Тысячелетие понадобилось народам, принявшим христианство, чтобы проникнуться духом новой для них религии – этикой единобожия, десяти заповедей, идей Иисуса об аскетизме и смирении. Проникнувшись, народы обнаружили, что существовать на приобретённых его членами принципах общество не может. Отдельный человек жить по этим приципам может. Даже целая община может. Монастыри с последовательными приверженцами учения Иисуса существуют поныне. Но общество в целом на основе учения Иисуса - «не противься злому», «не судите, да не судимы будете», отказа от собственности - функционировать не в состоянии.

В 11-14-м веках разные секты христиан такие попытки всё же предпринимали. Самая серьёзная из них – движение катаров, распространившееся по югу Франции, северу Италии и в Германии. Ватикану, уступавшему в чистоте идеологии ради практических надобностей, чтобы пресечь ересь катаров, пришлось организовать против тех крестовый поход (1209-1229) и учредить инквизицию (1229-1232).

Преодолела противоречия между учениями Евангелий и реальной жизнью реформация христианства (16-17 века). Высшим её достижением стало создание американизма – идеологии основателей Соединённых Штатов. Основой американизма явился ТАНАХ – «Старый завет» христианской Библии. Профессор Гарвардского университета С. Хантингтон писал об этом: «Два слова... не появляются в общественных документах и на церемониях. Это слова - «Иисус Христос»... Американская общественная религия – это христианство без Христа». Профессор Йельского университета Давид Гелентер в своей книге «Четвёртая мировая религия» доказывает, что американская модель демократии основана на ТАНАХе. Евангельский призыв к бедности: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (Мф. 6,25) в США заменился «протестантской трудовой этикой» (термин Макса Вебера), утверждающей добродетельность труда и видящей богатство как свидетельство хорошо исполненного долга перед Богом.

Реформация в иудаизме (не путать с реформизмом, «светской» религией, созданной в Германии в начале 19-го века) началась гениальным мыслителем 18-го века Виленским гаоном, пославшим своих учеников восстанавливать национальную жизнь в Земле Израиля. Развивавшийся следующие два века сионизм – практика восстановления еврейского государства в Земле Израиля – возобновил замерший на 16 веков национальный диалог евреев со Всевышним. Идеологическая борьба вокруг этого процесса видна на семье великих раввинов 20-го века: «Брискер ребе» (1853-1918) был решительным противником сионизма, а его внук «Рав» – Й.Д. Соловейчик – создал в США модерн-ортодоксию и провозгласил, что создание Израиля – это голос Всевышнего.

Требования к изменениям в идеологии иудаизма, развившегося в галуте, связанные с воссозданием еврейской государственности и восстановлением национального диалога евреев с Творцом, значительны. Галутный иудаизм, как и раннее христианство, с неодобрением относится к богатству. К великому раввину первой трети 20-го века Хафец-Хаиму пожаловал визитёр. «Где Ваша мебель?», спросил он раввина, поражённый скудостью убранства дома светилы иудаизма. «А где Ваша?» – вопросом на вопрос ответил раввин. «Я здесь проездом», – объяснил визитёр. «Я – в этом мире – тоже», – сказал Хафец-Хаим.

В галуте мы проездом. Но в воссозданном Израиле обретение богатства, личного и общественного, необходимо для процветания еврейского государства.

Хафец-Хаим же сформулировал строгие правила чистоты речи, запрещающие негативные, даже если и справедливые, высказывания о других. Это важно для достижения евреем личной святости. Но в еврейском государстве законы эти входят в противоречие с необходимостью поисков оптимальной политики, включающей критику оппонентов.

Значительна разница между реформированной ортодоксией и галутной – в отношении к светским знаниям. Процветающий Израиль нуждается в широком спектре специалистов. Галутный подход – необходимо лишь изучение Талмуда. Такая же разница реформированной и галутной ортодоксии в отношении к воинской службе государству Израиль.

С воссозданием Израиля иудаизм проходит путь, аналогичный пройденному католицизмом, реформированным в протестанство для нужд создания современного общества. К счастью, у нас, в отличие от христиан, обошлось без Варфоломеевской ночи и без религиозных войн, если не считать вылитого однажды на голову создателя религиозного сионизма рава Кука ведра с помоями, когда рав проходил улицами Иерусалима.

Впрочем, недавно о противоречиях двух тенденций современного иудаизма напомнил скандал на израильском радио, когда раввин харедимного направления Авраам Тамир назвал видного раввина религиозно-сионистского направления Давида Става «еретиком или идиотом, но скорее и то, и другое». Радиостанция Коль Беругим, транслировавшая филиппику рабби Тамира, принесла свои извинения рабби Ставу, а рабби Тамира лишила эфира.

Всё же в настоящее время у евреев, как два последних века у христиан, происходит постепенное сближение позиций двух обозначенных тенденций.

В этом эссе использованы идеи главного редактора иерусалимского издательства «Маханаим», наиболее значительного русскоязычного исследователя религиозного сионизма, автора многих глубоких и оригинальных книг Пинхаса Полонского. С конца августа во многих городах Северной Америки пройдут его лекции. Шабатон в Нью-Хемпшире состоится 24-25 августа, лекции у нас в Феер-Лоне и в Филадельфии – 26 августа, в Нью Йорке 27 и 28 августа, в Бостоне – 16-20 сентября.

Полностью с расписанием лекций П.Полонского можно познакомиться на сайте https://dl.dropbox.com/u/8656650/Polonsky-schedule-2012.doc
Полонский представит две свои новые книги «Ицхак и Яаков» и «Иосиф, Иеhуда и их братья», а также мою книгу «Мир еврея», выпущенную издательством «Маханаим» и состоящую из наиболее интересного, написанного мною в этом тысячелетии.
Количество обращений к статье - 3120
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (17)
Юлиан | 23.08.2012 12:20
Уважаемым гостям на "S" и другие буквы алфавита,
Популярно поясняю: приходилось ли Вам видеть недавние и более ранние снимки и съемки ночных и дневных выселений религиозный еврейских семей и разрушений их жилищ, т.н. "поселений", израильским погромным спецназом, под циничные ухмылки главного погромщика - министра обороны (который непонятно как им стал)? Вам нужны еще доказательства? Посмотрите на всю государственную и судебную систему, захваченную секулярной леволиберальной мафией. Впрочем, по гос-ТВ и в Хаареце Вам этого не покажут, так что надо самим "открыть" глаза и уши. Не объяснят Вам в СМИ также и то, что люди эти - соль Израиля - селятся там согласно своим религиозным убеждениям, так что погромы эти являяются религиозными преследованиями евреев в земле Израиля и поруганием прав человека (еврейского). Вас это "колышит", даже если Вы лично доброжелательны к верующим?
Чтобы понять сказанное в моем предыдущем посте необходимо наличие присутствия понимания (даже секулярными мозгами), того факта, что легитимность существования Израиля во всем мире основана на уважении и признании цивилизованным миром Библии и древней истории Израиля - в предположении, что современные евреи продолжат дело своих предков. Необходимо даже большее понимание - что Израиль не является обычной страной, одной из многих в мире, для удобного проживания безбожников, а является местом, которое Б-г выбрал для демонстрации образца, "светоча" народам мира. И если его нет - то и евреи, и Израиль, и кибуцы и разные прочие "мерзости" ему там не нужны, ибо лишь компрометируют его имя. Это уже было несколько раз в прошлом, потому мы и жили последние несколько тысяч лет в изгнании, унижении и страданиях, где сильно извратились и покалечены; а сейчас пока в воссозданном Израиле топаем в том же направлении и совершаем то же. Вот если все это осознать и с уважением освоить, то понятнее станет то, о чем я говорил. Тогда и основа для "единения нашего народа" появится - действительная, а не диктаторско-погромная.
ГостьS- Гостю 22.08.2012 12:03 | 22.08.2012 17:37
Не принято утверждать правоту, в частности Юлиана, без реально обоснованных аргументов
Поправка | 22.08.2012 14:20
В моём комментарии 14:10 вместо "Гость S" должно быть "Гость 12:03". Гость-Израильтянин
Гость-Израильтянин | 22.08.2012 14:10
Гость S, я живу в Израиле, и я хочу Вас спросить следующее. Если религиозная девочка Цвия хотела бы обратиться в религиозный суд и не может, то некоторые светские евреи хотели бы заключить в Израиле брак, не обращаясь в раввинат, и не могут. Государство такой брак не признает. И насчёт еврейско-арабского государствf вы ошибаетесь. Израиль - еврейское государство, в котором проживают граждане разных национальностей, не только арабы. Повидимому термин "еврейское государство" мы понимаем по-разному.
Гость | 22.08.2012 12:03
Гостью S,-Вы не являетесь жителем Израиля и Ваши доводы не от мира сего. Юлиан безусловно прав, к тому же Министерство юстиции Израиля пренебрегает правом евреев на свою независимую страну и самозванно декларирует еврейско-арабское содружество.
Тогда как Судебная светская ветвь власти в Израиле должна быть равной религиозной, и еврею в Израиле должно быть предоставлено право выбора религиозного суда о чём явствовала еврейская девочка Цвия Сариель.
Гость S. | 21.08.2012 19:14
Юлиан не прав. Полностью разделяю мнение гостя И.
Добавлю лишь, что для блага Израиля послужит отделение религии от государства.
Гость - Израильтянин | 21.08.2012 15:36
Юлиан написал: "К сожалению, ни автор, ни его протеже не говорят о самом главном и весьма опасном противоречии Израиля - расколе общества на захватившее власть безбожное секулярное большинство и унижаемую и дискриминируемую религиозную часть общества, благодаря которой Израиль и существует" (конец цитаты). Уважаемый Юлиан, буду Вам очень признателен за разъяснение, в чём выражается "унижение и дискриминация религиозной части общества" в Израиле. Живу в Израиле много лет и не знаю. Сам отношусь к религиозным людям с уважением, а дискриминировать никак не могу. А вот с тем , что "благодаря религиозной части общества Израиль и существует", совершенно не согласен. Всем известно, что в этой части общества есть люди, не признающие легитимность государства Израиль и даже солидаризирующиеся с его врагами, жгущие государственные флаги в день независимости и не встающие при гудке памяти в день Шоа (Катастрофы). А уж к основанию государства Израиль эта часть общества имеет очень незначительное отношение, если вообще. Пока религиозные люди жили в пустынной Палестине на цдаку (пожертвования) из Европы, светские европейские евреи приехали, осушили болота, освоили пески, основали мошавы и кибуцы. Не стоит делить достижения. Они принадлежат всему еврейскому народу. Но то, что говорите Вы, не соответствует действительности и никак не способствует единению нашего народа, скорее, наоборот.
Юлиан | 21.08.2012 10:49
Если из фотографии автора убрать шахматную доску, то станет видно, что он и сам похож на Гаона, т.е. еврейского гения (сравните фото). Из этого, впрочем, вовсе не следует, что со всем сказанным им здесь или его другом р. Полонским можно согласиться. Сомневаюсь, что евреям нужно учиться у христиан строить свое государство.
К сожалению, ни автор, ни его протеже не говорят о самом главном и весьма опасном противоречии Израиля - расколом общества на захватившее власть безбожное секулярное большинство и унижаемую и дискриминируемую религиозную часть общества, благодаря которой Израиль и существует. Из-за этого и между религиозными разногласия. Так что главное внимание, по-моему, надо уделять выправлению этого греха и вдалбливать понимание этого в головы местных царей, то бишь политиков и чиновников. Спасибо за статью и организацию просвещения.
А на лекцию выберусь, надеюсь одно местечко найдется.
Гость Аарон Хацкевич NYC | 20.08.2012 02:57
Статья интересная, нужная. Спасибо Автору.
Уточнение: первая лекция П. Полонского в NY состоится в Манхеттене в понедельник 24-го сентября (см . расписание). С уважением, А. Х.
Гость A.S. | 18.08.2012 02:06
Спасибо, г-н Гулько, за ответ на мой комментарий к Вашей статье. Поразмыслив, я согласен с Вами, что Ваше сообщение о лекциях П.Полонского является информацией, а не рекламой. Ведь эти лекции преследуют просветительские, а не коммерческие цели. Поэтому снимаю своё замечание о рекламе, с извинением. Вашу статью о реформистском иудаизме прочту обязательно, хотя уже одно её название говорит о Вашем негативном отношении к этому направлению. Спасибо за Ваши статьи и успехов Вам в Ваших исследованиях и литературных трудах.
Гость Boris Gulko | 17.08.2012 21:52
Гостю A.S. Спасибо за уточнения. Вас интересуют "материалы также и по истории не-ортодоксального иудаизма и его повседневной современной практики". Могу рекомендовать свою статью о реформистском иудаизме "Хранители пустоты" из №300 МЗ.
Сообщение о лекциях Полонского в США - это не реклама, а информация. Мне кажется, вполне уместная в контексте моего эссе.
Гость A.S. | 17.08.2012 18:01
Статья, безусловно, интересная, поскольку посвящена теме, не так уж часто появляющейся на страницах МЗ, о различных тенденциях (направлениях) в иудаизме. Неискушённый читатель тут же подумает, что речь идёт об ортодоксальном иудаизме и иудаизме не-ортодоксальном, в свою очередь распадающемся на два направления - иудаизм реформистский и иудаизм консервативный. Но как следует из сказанного автором, не-ортодоксальный иудаизм, имеющий в наши дни немало приверженцев, и в галуте, и в Израиле, он считает вовсе не иудаизмом , а некоей "светской" религией" (!!!).Вот почему гость Одессит, проникшись уважением к учёности автора, не понял, о чём он говорит. А речь в статье идёт о двух направлениях современного ортодоксального иудаизма:1) иудаизм харедийный, не признающий легтитмности Израиля, созданного людьми, а не Б-гом и 2) религиозный сионизм,приветствующий создание Израиля и поддерживающий его, как следует из самого названия этого направления. У истоков религиозного сионизма действительно стоял Виленский Гаон, живший в 18-м веке, выдающийся ортодоксальный религиозный мыслитель и деятель. Он придал "Галахе" тот вид, какой она имеет сейчас, канонизировав "Шулхан Арух". Он же был ярым противником возникшего в 18-м веке хасидизма, ныне являющегося частью ортодоксального иудаизма. Виленский Гаон, исходивший, повидимому, из принципа «На Б-га надейся, но сам не плошай», превратил возвращение в Сион из тысячелетней недосягаемой мечты в мечту реальную, послав своих учеников в пустынную тогда Эрец Исраэль, для её заселения евреями из галута. Сам он тоже туда направился, но почему-то вернулся с пути и закончил свою жизнь в галуте. Тем самым, он стоит и у истоков современной тенденции некоторых деятелей ортодоксального иудаизма нашего времени оказывать влияние на религиозную жизнь в Израиле, проживая в Нью-Йорке. В свете сказанного выше, автору следовало бы уточнить название статьи так: «Две тенденции ортодоксального иудаизма», чтобы сделать её более понятной для читателей МЗ. Ещё один факт, достойный сожаления, - это введение элементов рекламы в статью. Этого можно было бы избежать, просто сообщив о просветительской деятельности П.Полонского в США, без указания дат и адресов. Наличие же рекламы всегда заставляет задуматься о том, каковы главные цели статьи - просвещение или реклама.Критические замечания не умаляют значения статьи в плане просвещения читателей МЗ в области религиозной истории и современной религиозной жизни евреев. Религия любого народа - это часть его культуры. Будем надеяться, что на страницах МЗ будут опубликованы материалы также и по истории не-ортодоксального иудаизма и его повседневной современной практики.
Гость | 17.08.2012 05:59
Поднят очень важный вопрос религионо - политического облика еврейского государства Израиль, в которой светская Судебная ветвь власти Министерства юстиции игнорирует религиозную основу становления страны. Настоятельно необходимо прировнять светские и религиозные суды и предоставить право выбора евреям суда, на примере Цвии Сариэль, тем более, что светские суды принимают иски без доказательств...
ГостьS | 16.08.2012 19:51

Современный мир, от далекого и не очень далекого древнего, отличается тем, что во многих, особенно западных странах,народы условно разделились на религиозные и секулярные сообщества. С определенного исторического этапа общественного развития, некогда острые антагонистические противоречия между ними постепенно сгладились.Ныне они в основном вполне уживаются и ,как правило,мирно сосуществуют.Цивилизованный образ жизни,основанный на толерантности и свободомыслии этому в достаточной степени соответствует.Более всего этому способствует принцип отделения религии от государства.
Подобное, к сожалению, в еврейском государстве не происходит.Большинство еврейского населения в Израиле
не религиозные люди, а многие аспекты их жизни зависят от принятых в стране религиозных законов, и произвола некоторых ортодоксальных раввинов.Среди многих не религиозных евреев-репатриантов обоснованно формируется, в связи с этим,неприязнь к религиозной общине и потеря интереса к приобщению к идеям иудаизма.Продолжают обостряться противоречия между общинами, еще более усугубляя разобщенность евреев в стране.
Здравый смысл подсказывает необходимость реформирования иудейского учения, с учетом произошедших, с эпохи пещерной древности, необратимых объективных перемен в современном мире.При непременном отделении религии от политики.
Гость | 16.08.2012 12:34
Так, по-Вашему выходит, что общение евреев с Б-гом важнее, чем наоборот, Б-га с евреями? Тогда получается, что избранность – это не инструмент Создателя и Он отложил ее применение до лучших времен? Или она превратилась в эстафетную палочку, которую (по их словам) подхватили христиане, а сейчас (уже по их словам) захватили мусульмане?
Гость Одессит | 16.08.2012 05:14
Статья глубоко филосовская. Мне, живущему в Израиле, посещающему по праздникам синагогу, не совсем понятно о чем идет речь. Знаю, что существуют ортодоксальные, консервативные и реформистские синагоги, но насколько мне известно, они открыто не враждуют. Уживаются даже на одной улице.
Гость | 16.08.2012 04:02
Спасибо, уважаемый Борис. Великолепная статья, глубокая,содержательная и просто...очень умная!
Страницы: 1, 2  След.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com