Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
30 авг.-5 сент.2012
Рубрику ведет Леонид Школьник

30 августа

1920 - Художник-аниматор, классик советской мультипликации Леонид Шварцман (настоящее имя - Изра́иль) родился в Минске в семье бухгалтера обувной фабрики Арона Нахмановича Шварцмана и домохозяйки Рахили Соломоновны Шварцман. О своем детстве и приобщении к творчеству сам Леонид Аронович вспоминает так: «Рисовать стал, как все дети, с малых лет. Когда я учился в 7-м классе, в Минске открылась художественная школа. Три года я с интересом занимался рисунком и живописью под руководством опытного преподавателя, который сумел заложить в нас, его учениках, основы профессионализма в изобразительном искусстве. А после окончания средней школы в 1938 году я поехал в Ленинград с мечтою поступить в Академию художеств. К сожалению, я еще не был готов к этому и мне предложили поступить в среднюю художественную школу при Академии. Два года я учился в этой школе. Преподаватели и профессора, соученики и товарищи по школе, величественная архитектура Ленинграда с его Эрмитажем, Русским музеем, театрами и филармонией сыграли огромную роль в моем художественном воспитании». Для Шварцмана 1941-й стал годом окончания художественной школы, годом начала войны с фашизмом и годом начала нового, тяжелейшего этапа жизни. В его личном деле значится, что 7 июля 1941 года он поступил на Кировский завод в механический цех №1 учеником токаря. Был эвакуирован в Челябинск, и уже 8 ноября 1941-го принят на работу в ремонтно-механический цех. В Ленинграде у него остались мать и сестра. Старший брат был на фронте. С мая 42-го Леонид полтора года работал токарем пятого разряда в цехе №100 Челябинского Кировского завода. Реально ли он трудился за станком или художников оформляли по рабочей сетке, чтобы иметь возможность давать им рабочий паек (400 граммов хлеба вместо 200), сегодня не известно. Но 10 декабря 1943 года токарь Шварцман был официально переведен в художественную мастерскую завода... маляром. Правда, потом на карточке в графе "Специальность" кадровики написали: "Художник". Леонид Аронович - настоящий ветеран Танкограда, где он проработал всю войну. Еще раз дадим слово Леониду Шварцману: «В октябре 1945 года я приехал в Москву и поступил на художественный факультет ВГИКа. В 1948 году, на третьем курсе института, мой преподаватель Анатолий Сазонов, который работал художником-постановщиком с режиссерами Валентиной и Зинаидой Брумберг, предложил мне стать его ассистентом на фильме "Федя Зайцев". Я с радостью согласился». С тех пор, как говорится, пошло-поехало. С 1948 по 2002 год Леонид Аронович работал на студии "Союзмультфильм". Участвовал в создании фильмов "Аленький цветочек", "Золотая антилопа", "Снежная королева". В кукольной анимации создал персонажи мультфильмов "Варежка", "38 попугаев", все серии про Чебурашку и крокодила Гену. Как режиссер снял "Котенка по имени Гав", мультсериал "Обезьянки, вперед!" по сценарию Григория Остера. Знаменитого Чебурашку именно Леонид Шварцман нарисовал и сделал таким, каким его полюбило несколько поколений зрителей в России и за рубежом. Народный художник России (2002) Леонид Аронович Шварцман - безусловный авторитет в анимационной среде. В свои девяносто «с хвостиком» он подвижен, остроумен и по-прежнему талантлив. Неоднократно выдвигался на Государственную премию (и за «Золотую антилопу», и за «Снежную королеву», и за «Крокодила Гену»), а получил «лишь» «Хрустальную звезду» в Голливуде. Но это его совершенно не беспокоит. «Юмор спасет мир, - утверждает художник. - Не красота и любовь, а именно юмор. Это редкое качество - на вес бриллианта. Среди новых мультфильмов, которые создают сейчас молодые аниматоры, я особенно выделяю смешные. Недавно я посмотрел фильм «К югу от севера» Андрея Соколова и вспомнил, что в недалеком прошлом вручал ему приз за комедию «Подкидыш». Значит, это уже не случайность, а талант! Это уже дар! И такие фильмы - залог того, что с нами все будет нормально». Одна из молодых журналисток чпросила Леонида Ароновича: «Как получилось, что вы стали героем мультфильма «Шма, Исраэль»? И далеко не молодой художник задорно ответил девчонке: «Дело в том, что я сам художник и еврей, поэтому создатели фильма — режиссёр Станислав Соколов и художник Елена Ливанова — и сделали куклу, очень похожую на меня. И специально одели её так, как я когда-то одевался. Мне это было приятно...».

 

31 августа

1925 - Российский публицист, поэт, переводчик и балетный критик Поэль Карп родился в Киеве, где выросли его родители и где в 1941 году в Бабьем Яру погибла его бабушка, мать его матери. Но первые годы жил больше в других городах Украины –Умани и Бершади, где его отец, Меер Львович Карп, создавал детские дома для еврейских беспризорников, а потом, в 1929 году, в еврейской коммуне «Войа-Нова» в Крыму. С четырех лет жил в Москве, где вскоре отец, тем временем окончивший Тимирязевскую академию, поступил в аспирантуру на биофак МГУ по специальности «генетика», защитил диссертацию и как научный работник пережил всё, что было с этой наукой. Поэль Карп учился в обычной московской школе, окончил исторический факультет МГУ в 1949 году. Еврея, да еще не комсомольца, учителем в школу тогда не брали. Другой работы тоже не было. Пришлось уехать в Ленинград, где отца, уволенного из АН СССР после августовской сессии ВАСХНИЛ и коронации Лысенко, взяли на работу в другом академическом институте. Но отец в феврале 1953 года был арестован и уже после смерти Сталина осужден за изготовление в 1948 году листовки, звавшей поддержать тогдашнее выступление Советского правительства за создание государства Израиль. На недоуменный вопрос, что же в этом худого, ведь в листовке написано то же самое, что говорили представители СССР в ООН Громыко и Царапкин, следователь исчерпывающе ответил: «Это не ваше дело, что говорят наши государственные деятели». В 1956 году М.Л.Карпа освободили по болезни с запретом жить в столицах. После ареста отца П.Карп продолжал жить в Ленинграде, писать стихи и читать исторические исследования, До смерти Сталина напечатать ничего не мог. Но после 1953 года начал выступать в печати как переводчик поэзии и критик (преимущественно балетный), а при Горбачеве - и как публицист. После 1993 года возможности свободной публицистики сокращались, однако, сохранялась возможность публикации книг, и некоторые из прежних работ ему удалось опубликовать. О его жизни после 1953 года больше скажет не биография, а библиография. Среди его книг – сборники стихов «Общая тетрадь» (СПб, Всемирное слово, 1992), «После всего» (СПб, Лема, 2011), «Последний боярин» (СПб, Лема, 2012), книги публицистики: «Новый феодализм» (в сокращении опубликовано отдельными выпусками в 2001-2002 годах в еженедельном приложении «За рубежом» к израильской газете «Новости недели» в №№ 115-118, 120-134, 137,141-143, 150-153, 157-158, 160-163, 167-171,176,178-184, 187, 189, 191, 194-195, 197-198, 200), «Отечественный опыт» (СПб, СМИО, 2001), «Разбитый алтарь арифметики» (СПб, Коста, 2012), книги о балете: «О балете», М. Искусство. 1967), «Балет и драма», Л. Искусство, 1980), «Младшая муза», М. Детская литература, 1986), книги переводов: «Эйхендорф Стихотворения», Л. ИХЛ, 1969), Гейне «Книга песен», Л. Всемирное слово, 1993), Гейне «Атта тролль», Л.Наука 1978), Шекспир «Юлий Цезарь», П. Коста, 2012), «Переливание крови» (стихи литовских поэтов), Вильнюс, Вага, 1988), Гете «Страдания молодого Вертера», СПб, .СМИО, 2004), а также публикации в периодических изданиях и сборниках. Персональный сайт Поэля Мееровича Карпа - http://www.youfreeweb.com/poelkarp/

1 сентября

1917 - Российский историк, основатель пермской исторической школы по проблемам рабочего движения и истории культуры зарубежья XIX-XX в.в. Лев Ефимович Кертман родился в Киеве 95 лет назад. В 1940 году с отличием окончил исторический факультет Киевского университета. В октября 1940 года был призван в армию и участвовал в Великой Отечественной войне до декабря 1941 года, когда был демобилизован в связи с ранением. Награждён орденами и медалями, в том числе орденами Отечественной войны I и II степени. В 1942 году продолжил обучение в аспирантуре при Казанском университете под руководством академика Е. В. Тарле. В 1943 году защитил диссертацию на соискание степени кандидата исторических наук и приступил к преподавательской работе в Киевском университете. С 1949 года — доцент, а с 1962 года — профессор Пермского университета. С 1957 года заведовал кафедрой всеобщей истории, а после её разделения в 1974 году — кафедрой новой и новейшей истории. Возглавлял методический совет университета. Под руководством Кертмана его ученики защитили более 20 кандидатских диссертаций. Основные области научных интересов Л. Е. Кертмана: англоведение, культурология, методология истории и историография, методика преподавания истории в высшей школе. Он опубликовал более 100 работ, в том числе шесть монографий. Среди его публикаций – «География, история и культура Англии» (М.: Высшая школа, 1979 г. 384 с. Тираж: 25 000 экз.), «История культуры стран Европы и Америки» (М.: Высшая школа, 1987 г. 304 с. Тираж: 29 000 экз.), «Джозеф Чемберлен и сыновья» (М.: Мысль, 1990 г. 544 с. Тираж: 100 000 экз.). Лев Ефимович Кертман был членом Национального комитета историков СССР и Научного совета по истории науки АН СССР. Скончался ученый 30 ноября 1987 года.

2 сентября

1806 - Белорусский еврейский ксилофонист-виртуоз, создатель классической модели этого инструмента и один из первых сольных исполнителей на нём Иехиэль-Михл Гузиков родился в городке Шклов, Могилевской губернии, в семье небогатых клезмеров. В детстве обучался игре на флейте и дульцимере (инструменте рода цимбал), выступал в качестве уличного музыканта. После перенесённой болезни, давшей осложнения на лёгкие, ему пришлось отказаться от карьеры исполнителя на духовых инструментах. Гузиков начал играть на народном инструменте, носившем название «соломенная гармоника», и серьёзно его усовершенствовал, создав, по сути, современную модель четырёхрядного ксилофона с объёмом в две с половиной октавы хроматического диапазона. За три года Михл Гузиков достиг высокой степени мастерства в исполнении на нём и стал давать сольные концерты. Выступления Гузикова в 1834 году в Киеве, Москве, Одессе пользовались большой популярностью, и на следующий год при поддержке польского скрипача Кароля Липиньского и поэта Альфонса Ламартина были организованы его гастроли в Париже, Праге, Франкфурте, Вене и других европейских городах. Концерты, на которых Гузиков выступал в традиционном еврейском костюме в сопровождении ансамбля, состоявшего из его родственников, имели огромный успех. В репертуар Гузикова входили как народные еврейские мелодии, так и его собственные переложения сочинений Вебера, Гуммеля, Паганини и других классических композиторов. Создав принятую ныне повсеместно конструкцию ксилофона, Гузиков исполнял собственные обработки пьес Н. Паганини, арии из опер Дж. Россини, вариации на темы еврейских, украинских, белорусских народных песен и танцев, попурри из популярных оперных мелодий, импровизации. Творческая карьера Гузикова была недолгой: его ослабленное здоровье не выдержало концертных нагрузок, и он умер от туберкулёза в немецком городе Аахене 21 октября 1837 года в возрасте 31 года. Об исполнительском искусстве Гузикова положительно отзывались ведущие музыканты того времени – такие, как Ференц Лист, Феликс Мендельсон и Фердинанд Хиллер. Музыковед Франсуа Фети написал о нём статью в своём труде «Биографии музыкантов». К сожалению, оригинальные сочинения Гузикова не сохранились.

3 сентября

1918 - Живописец, график, искусствовед Ада Зевина родилась в Кишинёве в семье директора казённой еврейской гимназии. В 1925-1937 годах прошла курс обучения в кишинёвской французской гимназии Жанны Д'Арк (Liceul Jenne D’Arc) и румынской гимназии Дадиани. В 1938 году поступила на факультет живописи Бухарестской академии изящных искусств, в класс профессора Франчиска Ширато (1877-1953), где училась вместе с художниками Михаилом Греку и Фирой Брик, с которыми дружила в последующие годы. После присоединения Бессарабии к СССР в 1940 году вернулась в Кишинёв, где продолжила обучение в Республиканской школе пластических искусств по классу Огюста Байяра (1879-1961) и Макса Гамбурда. С началом Великой Отечественной войны эвакуировалась в Калмыкию, затем в Грузию, работала учителем рисования в средней школе. По возвращении в Кишинёв в 1945 году закончила обучение в Республиканской школе пластических искусств по классу Родиона Габрикова (1887-1965) и Ивана Хазова (1885-1967), в 1947-1949 годах училась в московском Государственном художественном институте имени В. И. Сурикова, а в 1949-1953 годах — на факультете истории и теории искусств Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. С 1953 по 1975 годы преподавала в кишинёвской Республиканской школе пластических искусств (впоследствии - Республиканское художественное училище имени И. Е. Репина). Работала в Государственном художественном музее Молдавской ССР и инспектором министерства культуры Молдавской ССР. Член Союза художников Молдавии с 1956 года, награждена орденом Республики Молдова (1998). Работала в области натюрморта, портретной и пейзажной живописи. Среди учеников А. М. Зевиной — молдавская художница Людмила Цончева. Выставка к 90-летию со дня рождения Ады Мироновны Зевиной прошла в Национальном художественном музее Молдовы летом 2008 года. Зевина — автор монографий по истории искусства Молдавии (первоначально под именем Ада Мансурова), в том числе «Изобразительное искусство Молдавии» и «Национальные костюмы Молдавии». Скончалась Ада Зевина 23 сентября 2005 года в Кишиневе.

4 сентября

1904 – Один из талантливейших еврейских поэтов Мойше (Моисей) Тейф родился и большую часть своей жизни прожил в Минске. Он был восьмым ребенком в бедной еврейской семье. Учился в хедере, но был оттуда выгнан за постоянные шуточки. Первое стихотворение Тейф опубликовал в 1923 году в газете “Юнгер арбетер»”. В середине 1920-х гг. переехал в Москву, работал корректором в газете «Дер эмес», сблизился с А. Кушнировым, вступил в Российскую ассоциацию пролетарских писателей (РАПП), печатался в еврейской печати Москвы, Минска, Харькова, дружил с поэтом М. Голодным (Эпштейном; 1903–49), перевел стихотворение М. Светлова «Гренада». В 1933 г. окончил еврейское отделение литературного факультета 2-го Московского государственного университета. В апреле 1938 года Тейфа арестовали за участие в "шпионской еврейской националистической организации". После освобождения в 1941 г. ушел добровольцем на фронт,. Там, в звании сначала рядового пехотинца, а затем - артиллерийского старшины, он прошел всю войну – до победного мая 1945 года. Поэту повезло, он остался жив, но погиб его сынишка, расстрелянный вместе с бабушкой в гетто, распалась семья...
Тейф много работает, пишет, переводит, выступает на радио, сотрудничает с Еврейским Антифашистским комитетом. Это не проходит бесследно. В мае 1951 года его арестовывают вторично. Тейф выдерживает многочасовые ночные допросы и, вероятно, избиения, но не подписывает никаких бумаг, обвинений и не сотрудничает с органами. Ему дают «для начала» восемь лет «за национализм» и вновь ссылают в лагеря. К счастью, после смерти И. Сталина поэт был реабилитирован. Находясь в заключении, Тейф написал антитоталитарный цикл «Турме-лидер» («Тюремные стихи»; под псевдонимом М. Сибирский; посмертно частично опубликован в «Иерушолаимер алманах», 1992, №22). Однако это был уже не романтический, преданный революционной идее поэт. Война и аресты сделали свое дело. Тейф больше не воспевает ни большевиков, ни пролетариев, ни красных конников. В центре его творчества – мир чувств одинокого человека, боль о погибшем сыне, о сгоревших в огне Катастрофы миллионах евреев, расставание с идеалами:

На мне – следы пчелиных жал
(Боль двадцати веков) –
И мед, который собирал
Я для чужих пиров.

В 1958 г. в Москве был опубликован сборник на русском языке «Избранное» — стихотворения, поэмы, баллады. В 1960-е гг. творчество Тейфа приобрело философскую глубину и зрелость. Его стихотворные циклы публиковались в журнале «Советиш Геймланд» (Тейф был активным членом редколлегии журнала), отдельным изданием стихи и поэмы вышли в составе сборника «Ойсдервейлтс» («Избранное», М., 1965). Переводы стихов Тейфа на русский язык, в частности Юнны Мориц, сделали его имя популярным среди евреев, для которых идиш уже не был разговорным языком. Наибольшую известность приобрели написанные в 1960 г. стихотворения о Катастрофе: «Кихелех ун земелех» (в переводе на иврит опубликовано в газете «Давар» в 1960 г.); «Анна Франк», «Зекс милйон» («Шесть миллионов»). Шедевром переводческой работы Тейфа было переложение на идиш библейской Песни Песней (1966).
Мойше Тейф весь был пронизан теплыми воспоминаниями о своей родине, детстве и юности (стихотворения «Беларусь», «Полесье», циклы «Начало пути», «Рохл-Лэйе», баллады «Минский хлопчик», Минский оперный театр», поэмы «Виолончель», «Сестра-пролетарка» и другие произведения).
Большим открытием для Тейфа становится встреча и творческое сотрудничество с уже упоминавшейся Юнной Мориц, которая взялась перевести его стихи на русский. Ее образный, яркий, строго выверенный слог как нельзя более точно передает язык тейфовского стиха. Книга, которую они выпускают в 1964 году, называется «Рукопожатие». В этом символ соединения идиша с русским, творческий союз еврейского и русского поэтов. В ней отразился итог напряженного поэтического труда последних лет. Особенно звучат в ней антивоенная тема и тема любви к родине – Беларуси.
Судьба приготовила Моисею Тейфу еще один подарок. Он женится на актрисе Белорусского ГОСЕТа Эсфири Блущинской, Эстерке, как ее называли близкие, Эстерле, как ее называл Моисей. Она создает ему все условия для творчества. Ей посвящает он свою последнюю поэму «Пою тебя, Эстерл…». С ними рядом – ее дочь Лея, Люся, как ее называли дома, которая жадно впитывает каждое слово знаменитого еврейского поэта.
В последние годы жизни поэт приступил к исполнению своей давней мечты – поэтическому переводу на идиш легендарной "Песни песней", однако его творческим планам не дано было осуществиться. 23 декабря 1966 года Мойше Тейф скончался в Москве от сердечного приступа.
Посмертно в «Советиш геймланд» опубликована проза Тейфа «А нит-фарэндикте дерцейлунг» («Неоконченная повесть», 1984), отдельными изданиями вышли сборники стихотворений и поэм «Песнь о братьях» (в переводе на русский язык, М., 1981) и «Лидэр, баладэс, поэмэс» («Стихи, баллады, поэмы»; под редакцией Х. Бейдера; М., 1985). Русский перевод стихотворения «Кихелех ун земелех» был в 1960-е гг. положен на музыку Максимом Дунаевским (родился в 1945 г., сын Исаака Дунаевского).

5 сентября

1791 – Французский композитор, пианист и дирижер Джакомо Мейербер (настоящие имя и фамилия - Якоб Либман Бер) происходил из еврейской купеческой семьи, жившей в Германии. В детстве выступал как пианист-вундеркинд, рано увлекся сочинительством и в связи с этим провел десять лет в Венеции, где изучал итальянский оперный стиль (и принял итальянское имя Джакомо). Из написанных им итальянских опер выделяется «Крестоносец в Египте». Занимался у М. Клементи (фортепиано), К. Цельтера, Б. Вебера и Г. Фоглера (теория музыки и композиция). В 1827-42 гг. и с 1846 года работал в Париже, где его постоянным либреттистом был Э. Скриб. В 1842-46 годах жил и работал в Берлине (генерал-директор театра «Королевские зрелища») Опираясь на французские оперные традиции ( Ж . Люлли, Г. Спонтини. Ф.Обера) и на современную практику театра романтической драмы (В. Гюго), Мейербер создал жанр большой оперы: «Роберт Дьявол» (1830), определивший появление романтического музыкального театра во Франции, «Гугеноты» ( 1835; в России под названием «Гвельфы и гибеллины»), «Пророк» (1849; в России под названием «Осада Гента», затем «Иоанн Лейденский»). Герои этой оперы - Иоанн Лейденский и вожди анабаптистов Иона, Матисен и Захарий. Историческая основа сюжета взята из времён мюнстерского восстания в 1534 году, когда фанатически настроенные анабаптисты захватили Мюнстер и, следуя библейским заветам, создали в нём «царство Сиона». Разумеется, либретто Скриба (как и музыка Мейербера) разрабатывает вечные для оперы темы: любовь, ревность и месть. В 1850 годы Мейербер подвергся ожесточённым нападкам Рихарда Вагнера и его сторонников, апеллировавших к якобы свойственному Мейерберу «еврейству в музыке» (впрочем, антисемитизм был скорее внешним предлогом для вагнеровской кампании, основные причины вражды между композиторами носили личный характер). Растущая популярность Вагнера привела к тому, что произведения Мейербера, некогда очень модные, во второй половине XIX века выпали из репертуаров; впоследствии интерес к нему возродился. В операх «Динора» (1859) и «Африканка» проявляются некоторые черты лирической оперы. Творчество Мейербера оказало значительное влияние на эволюцию европейского оперного искусства. Скончался композитор 2 мая 1864 года в Париже.

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии, ЕжеВики и других авторитетных изданий, в том числе из различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных, а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации
Количество обращений к статье - 2926
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (1)
Александр Гордон, Хайфа | 29.08.2012 21:37
Дорогой Леонид! Спасибо большое за биографический очерк о профессоре Льве Ефимовиче Кертмане. Он был другом моего отца. В 1949 году они оба подвеглись преследованиям во время "космополитеческой" кампании.
Лев Ефимович был уволен из Киевского университета и переехал в Пермь. Он был выдающимся историком и мыслителем. Задолго до Милована Джиласа он открыл так называемый "новый" класс, то есть верхушку партийной бюрократии, правившей СССР. 1-го сентября в Пермском университете состоится вечер его памяти, на котором, в частности, выступит его дочь Лина Львовна Кертман, автор "МЗ". Лина проживает в Хайфе и находится в России также для презентации её новой книги "Безмерность в мире мер (Моя Цветаева)". Да будет благословенна память Льва Ефимовича Кертмана, мыслителя, учёного, педагога, поэта и воина.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com