Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
18 – 24 окт. 2012
Рубрику ведет Леонид Школьник

18 октября

 

1894 - Русский писатель, литературовед Юрий Тынянов родился в городе Режица, Витебской губернии (ныне Резекне, Латвия). Его отец, Насон Тынянов (1862–1924), — врач, а мать, Сора-Хася Эпштейн (1868–1940), была совладелицей кожевенного завода. В детстве Тынянова обучали ивриту, о чем он позже писал: «В семь лет — горловая древнееврейская грамота, не похожая на человеческий язык» (ср. О. Мандельштам, «Шум времени», глава «Хаос иудейский»). В 1912 году Тынянов окончил с серебряной медалью гимназию в Пскове, где на всю жизнь сдружился с братьями Львом Зильбером и Вениамином Кавериным (Зильбером), сестра которых, Лия, стала его женой (1916). В 1912–18 гг. учился на славяно-русском отделении историко-филологического факультета Петербургского университета, был активен в пушкинском семинаре С. Венгерова. В 1919 г. Юрий Тынянов окончил университет и был оставлен при кафедре русской словесности. В 1918 г. примкнул к Обществу изучения поэтического языка (ОПОЯЗ), основанному в 1917 г. О. Бриком, В. Шкловским, Б. Эйхенбаумом, Р. Якобсоном и Л. Якубинским; с 1920 г. — секретарь Общества. В 1921–30 гг. — профессор Государственного института истории искусств. В 1921 г. Тынянов опубликовал книгу «Достоевский и Гоголь»; изложив в ней новую теорию пародии, он затем развивал ее в общую концепцию литературной эволюции как непримиримой борьбы литературных поколений и направлений (сборник статей «Архаисты и новаторы», Л., 1929). Основополагающая теория семантики художественной речи разработана в книге «Проблема стихотворного языка» (Л., 1924). Выступал как критик текущей литературы, прилагая к ней свою модель динамики литературной эволюции: статья «Промежуток» (1924; особенно существенны главки о Б. Пастернаке и О. Мандельштаме), «200 000 метров Ильи Эренбурга» (1924; см. И. Эренбург), «Льву Лунцу» (1925; см. Л. Лунц), и др. Как прозаик, Юрий Тынянов дебютировал рассказом «Попугай Брукса (Из Чарицких хроник)» (журнал «Ленинград», 1925, № 26–27; под псевдонимом Юзеф Мотл, по-видимому, отсылающим к имени персонажа Шолом-Алейхема), в котором описывал еврейскую среду провинциального города (детские впечатления и наблюдения о Режице). В том же году был издан роман «Кюхля» о В. Кюхельбекере, жизнь и творчество которого Тынянов начал изучать еще в пушкинском семинаре С. Венгерова, а впоследствии опубликовал его произведения, в большинстве оставшиеся в рукописях (В. Кюхельбекер, «Лирика и поэмы», тт. 1–2, Л., 1939). Вслед за этим романом последовала серия исторических произведений, в которых органически сливались наука и художественное творчество: роман «Смерть Вазир-Мухтара» (1927–28, отдельное издание — 1929) о А. Грибоедове, повести «Подпоручик Киже» (1928; одноименный фильм — 1934) об эпохе Павла I, «Восковая персона» (1931) о Петре I, «Малолетний Витушишников» (1933) об эпохе Николая I, роман «Пушкин» (ч. 1–3, 1935–43, не окончен) и др. Не увидели воплощения многие замыслы Тынянова, в том числе связанные с еврейской темой, прежде всего воспоминания о Режице («часах в шести от мест рождения Михоэлса и Шагала»): споры хасидов, пуримшпили, эмиграция в Америку и т. п. Отчасти этот материал отражен в его «Автобиографии» (1939). Был задуман роман «Король Самоедский» о шуте Петра I Лакосте, которого Тынянов хотел сопоставить с Уриэлем Акостой, его земляком (Амстердам) и тоже португальским евреем из марранов. В романе Тынянов предполагал описать еврейских персонажей петровской и допетровской эпох: придворного врача Даниила Гадена (умер в 1682 г.), П. Шафирова, графа А. Дивьера (1682–1745), братьев Евреиновых, братьев Веселовских. Тынянов написал сценарии для кинофильмов «Шинель» (1926) и «СВД» («Союз великого дела», 1927, совместно с Ю. Оксманом) и статьи по истории кино («Об основах кино», 1927, и др.). С 1926 г. Тынянов публиковал свои переводы стихотворений Г. Гейне (отдельные издания — 1927, 1933, 1934) и других поэтов, был одним из создателей книжной серии «Библиотека поэта». Последние 15 лет его жизни были омрачены как прогрессирующей болезнью (рассеянный склероз), так и страхом обступающего государственного террора (в 1937 г. Тынянов уничтожил часть архива и покушался на самоубийство). В 1939 г. Тынянов вместе с В. Кавериным и другими пытался хлопотать о пересмотре дел репрессированных Л. Зильбера, Ю. Оксмана, Н. Заболоцкого. О смерти Юрия Тынянова написал Илья Эренбург: «Я был на его похоронах в декабре 1943 года. После Сталинградской победы многое менялось на глазах. Звание и форма определяли положение человека. Тынянов был не ко двору и не ко времени. Газеты даже не сообщили о его смерти. Гроб стоял в маленькой комнате на Тверском бульваре, и веночки были из бумажных цветов -- попроще, поскорее. Я стоял у гроба и думал: мы хороним одного из самых умных писателей наших двадцатых годов...».

 

19 октября

1919 - Драматург, киносценарист («Вас вызывает Таймыр», «Верные друзья»), поэт, бард Александр Галич (Гинзбург) родился в Екатеринославе (ныне Днепропетровск) в семье служащих. Его отец, Аркадий Самойлович Гинзбург, был экономистом, мать, Фанни Борисовна Векслер, работала в консерватории. Она была натура артистическая - увлекалась театром, училась музыке, и большинство увлечений Фанни Борисовны передалось затем ее сыновьям - Александру и Валерию (последний станет известным кинооператором, снимет фильмы "Солдат Иван Бровкин", "Когда деревья были большими", "Живет такой парень" и др.). Сразу же после рождения первенца семья Гинзбургов переехала в Севастополь, в котором прожила без малого пять лет, а в 1923 году они перебрались в Москву. Окончив девятый класс десятилетки, Саша подает документы в Литинститут и, к удивлению многих, поступает. Однако ему этого мало, и он в те же дни подает документы еще в одно учебное заведение - Оперно-драматическую студию К. С. Станиславского, на драматическое отделение. И вновь, к удивлению родных и друзей, он принят. Чуть позже, когда совмещать учебу в обоих вузах станет невмоготу, Галич отдаст предпочтение театру и уйдет из Литинститута. Однако и в Оперно-драматической студии он проучится всего три года и покинет ее, так и не получив диплома. Причем, поводом к уходу из студии послужит обида. Один из преподавателей студии, народный артист Л. Леонидов, однажды дал ему для ознакомления его личное дело. И там, среди прочего, Александр прочел слова, написанные рукой Леонидова: "Этого надо принять! Актера из него не выйдет, но что-то выйдет обязательно!". Юного студийца эта фраза задела, и он ушел в только что открывшуюся студию под руководством Алексея Арбузова. Было это осенью 1939 года. А в феврале следующего года студия дебютировала спектаклем "Город на заре". В 40-е годы стали раскрываться способности Галича как драматурга и режиссера. Ему сопутствовала удача – «Город на заре», «Зимняя сказка», «Будни и праздники», «На семи ветрах», «Вас вызывает Таймыр», - было поставлено 10 пьес, написанных Галичем самостоятельно и в соавторстве с другими. Многие из пьес имели поистине колоссальный успех и официальное признание. Так, написанная Галичем в соавторстве с К. Исаевым пьеса «Вас вызывает Таймыр» (1948 г.) выдержала более 1000 спектаклей. Не менее успешной была и деятельность Галича-кинематографиста. Кинофильм «Верные друзья», сценарий которого был написан Галичем также в соавторстве с К. Исаевым, демонстрировался на экранах советских кинотеатров вплоть до 1976 года. За сценарий фильма «Государственный преступник» (он был опубликован в журнале «Смена» в 1964 году) Галич был награжден ... грамотой КГБ при Совете Министров СССР. Всё это было - и большие гонорары, и поощрения, и творческие командировки по стране и за рубеж, и прием в два творческих союза сразу: в Союз писателей и Союз кинематографистов. В начале 60-х годов Галич приобрел широкую известность как бард. Немногим удавалось добиться такого успеха у слушателей, какой выпал на долю Галича-барда. В чем секрет этой его популярности? В том, что он пел о жизни простых людей; пел о вернувшихся из сталинских лагерей, хотя сам ни разу не сидел ни в лагерях, ни в тюрьме. И главное - пел искренне. Но вдруг... В начале 70-х дочь члена Политбюро Дмитрия Полянского выходила замуж за актера Театра на Таганке Ивана Дыховичного. После шумного застолья молодежь, естественно, стала развлекаться - сначала танцевать, затем слушать магнитиздат: Высоцкого, Галича. В какой-то из моментов к молодежной компании внезапно присоединился и отец невесты. До этого, как ни странно, он никогда не слышал песен Галича, а тут послушал... и возмутился. Чуть ли не на следующий день он на Политбюро поднял вопрос об "антисоветских песнях" Галича - и колесо завертелось. Галичу припомнили всё: и его выступление в новосибирском Академгородке, и выход на Западе (в "Посеве") сборника его песен, и многое-многое другое, на что власти до поры до времени закрывали глаза. 29 декабря 1971 года Галича вызвали в секретариат Союза писателей - исключать. Вот как он сам вспоминал об этом: "Я пришел на секретариат, где происходило такое побоище, которое длилось часа три, где все выступали - это так положено, это воровской закон - все должны быть в замазке и все должны выступить обязательно, все по кругу... Было всего четыре человека, которые проголосовали против моего исключения: Валентин Петрович Катаев, Агния Барто - поэтесса, писатель-прозаик Рекемчук и драматург Алексей Арбузов. Они проголосовали против моего исключения, за строгий выговор. Хотя Арбузов вел себя необыкновенно подло (а нас с ним связывают долгие годы совместной работы), он говорил о том, что меня, конечно, надо исключить, но вот эти долгие годы не дают ему права и возможности поднять руку за мое исключение. Вот. Они проголосовали против. Тогда им сказали, что нет, подождите, останьтесь. Мы будем переголосовывать. Мы вам сейчас кое-что расскажем, чего вы не знаете. Ну, они насторожились, они уже решили - сейчас им преподнесут детективный рассказ, как я где-нибудь, в какое-нибудь дупло прятал какие-нибудь секретные документы, получал за это валюту и меха, но... им сказали одно-единственное, так сказать, им открыли: «Вы, очевидно, не в курсе, - сказали им, - там просили, чтоб решение было единогласным». Вот все дополнительные сведения, которые они получили. Ну, раз там просили, то, как говорят в Советском Союзе, просьбу начальства надо уважить. Просьбу уважили, проголосовали, и уже все были за мое исключение. Вот как это происходило...". Среди песен Галича немало и таких, что связаны с темой Катастрофы европейского еврейства («Кадиш» - памяти Януша Корчака), «Поезд» (посвящение С.Михоэлсу). «Реквием по неубитым, или Песня, написанная по ошибке»). В 1973 году Галича как последнего ученика Станиславского пригласили на работу в Норвегию. Выезд сначала не разрешали, а потом в ОВИРе сказали: «Либо вы уезжаете по израильской визе, либо – в Сибирь». Советского гражданства его лишили, но другое он так и не принял - надеялся вернуться. По свидетельству дочери Галича, из всей эмиграции больше всего ностальгировали он и Виктор Некрасов. В КГБ был даже разработан план: вернуть Некрасова и Галича в обмен на признание, что на Западе плохо. Впрочем, Галич даже там говорил то, что думал. Например, когда в Германии осквернили храм, он не смолчал. Его передача на радио «Свобода» называлась «У микрофона - Галич...». От предложения КГБ он отказался. Но надежду на возвращение не терял («Когда я вернусь... Ты не смейся – когда я вернусь, Когда пробегу, не касаясь земли, по февральскому снегу...»). О смерти Александра Галича до сих пор существует много версий. 15 декабря 1977 года в своей парижской квартире он устанавливал радиоаппаратуру. Жена вышла в магазин и, вернувшись через 15 минут, нашла Галича на полу еще теплым, с обгоревшими руками. По официальной версии, он неправильно вставил антенну, и его ударило током. Следствие установило, что это был несчастный случай. Однако криминалисты уверяют, что удар током не мог дать ожог рук, да и напряжение в Европе низкое... Остается надеяться, что когда-нибудь откроются архивы - хотя бы для историков, и тогда, в числе других, будет проверена и версия об убийстве Александра Галича. В одном из воспоминаний детства Александр Галич, как бы предвидя итог, написал: «В детстве у меня был приятель, еврейский мальчик по имени Моня. Когда мы с ним залезали на дерево, его мать кричала: «Моня, или ты сейчас упадешь и сломаешь себе голову, или ты сейчас слезешь, и я набью тебе морду!». Вот такой примерно выбор власти предоставили и мне».

20 октября

1952 - Израильский государственный и политический деятель Далия Ицик, отмечающая сегодня свое 60-летие, родилась в Иерусалиме в семье выходцев из Ирака Гершона и Марселы Балас. Далия окончила Еврейский университет в Иерусалиме, изучала литературу и историю. К тому же получила академическую степень бакалавра по юриспруденции в Междисциплинарном центре в Герцлии. Занимала пост председателя профсоюза преподавателей в Иерусалиме. Была членом совета директоров департамента вещания. В то же время Далия Ицик вступила в ряды партии Авода и была избрана в муниципалитет Иерусалима. Занимала пост заместителя мэра Тедди Коллека. Встреча с Шимоном Пересом помогла Ицик победить в праймериз в рядах партии Авода и избраться в Кнессет. После выборов 1992 года Далия Ицик заняла пост председателя парламентской комиссии по образованию и культуре. В Кнессете 14-го созыва стала председателем парламентской комиссии по науке и технологиям. В 1999 году Далия Ицик заняла пост министра по охране окружающей среды в правительстве Эхуда Барака. После выборов 2001 г. Ицик становится министром торговли и промышленности в первом правительстве Ариэля Шарона. В 2003 году, после очередных выборов, Авода не входит в коалицию и Далия Ицик назначается председателем фракции партии, координируя работу оппозиции в Кнессете 16-го созыва. В 2005 году Авода входит в коалицию и Ицик получает пост министра связи. 28 ноября 2005 г. Далия Ицик объявляет о своём выходе из партии Авода и присоединяется к Кадиме вслед за Шимоном Пересом и Хаимом Рамоном. Далия Ицик занимает 14-е место в списке Кадимы на выборах 2006 года. После победы на выборах на первом заседании Кнессета, она избирается спикером Кнессета и становится первой женщиной, занимающий этот пост. После того, как юридический советник правительства Мени Мазуз объявляет о невозможности президента страны Моше Кацава исполнять свои обязанности (в связи с расследованием полиции по сексуальному скандалу), Далия Ицик, в соответствии с законом, временно исполняла обязанности президента Израиля. Первого июля 2007 года входит в силу просьба об отставке Моше Кацава и Далия Ицик становится на две недели действующим президентом Израиля - до 15 июля, даты официального принесения присяги Шимона Переса в качестве президента страны. Далия Ицик замужем, она мать троих детей.

21 октября

1912 - Советский пианист и педагог, профессор Московской консерватории, народный артист СССР (1966) Яков Флиер родился в Орехово-Зуево 100 лет назад в большой еврейской семье. У него был ещё 6 братьев и сестер. Первые уроки музыки юный пианист получил от матери, которая иногда любила играть на фортепиано, стоявшем дома. Мальчик мгновенно схватывал любую мелодию и мог её безошибочно повторить на инструменте. Своё начальное музыкальное образование Флиер получил в Орехово-Зуево у известного педагога С. Козловского. Он быстро развивался, легко усваивая новые произведения и легко преодолевая технические трудности. Впрочем, в детстве он не отличался способностями вундеркинда, его талант формировался планомерно. В 1929 году Яков поступил в Московскую консерваторию в класс К. Игумнова, в 1934 — в аспирантуру к нему же. 1935 год был отмечен победой музыканта на Втором Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей и Международном конкурсе пианистов в Вене. После этих побед о нем заговорили как об очень перспективном музыканте, всё чаще стали проходить его сольные выступления в разных городах Советского Союза. К началу войны Флиер был уже на вершине славы. Он много концертирует, с неизменными аншлагами и восторженными отзывами критиков. Но тяжелое испытание было уготовано судьбой музыканту. Прогрессирующая болезнь рук заставляет его на долгие 10 лет оставить сцену и полностью отдаться педагогике. В 1945 году он становится профессором Московской консерватории. За эти годы он выпустил из своего класса большое количество концертирующих и знаменитых музыкантов. Лишь изредко музыкант позволял себе выступать в составе камерных ансамблей. Хирургическая операция и огромная любовь к сцене позволили ему через многие годы вернуться к концертной деятельности. В своем репертуаре он предпочитал крупные формы таких композиторов, как Рахманинов и Лист. Будучи пианистом романтического склада, волевым и экспрессивным, Флиер включал также в свои выступления произведения Шумана, Шопена, Брамса, был первым исполнителем всех 24 прелюдий Д.Кабалевского. К большому сожалению, после этого музыканта остались лишь немногочисленные записи, среди которых — интерпретации сонаты си минор и концерта ля мажор Листа, 3-го концерта Рахманинова, 2-й сонаты Шопена, 1-го концерта Чайковского, фортепианного концерта Хачатуряна, а также записи всех мазурок Шопена, которые являются одними из лучших записей музыки Шопена во всей истории звукозаписи. Этот замечательный пианист-виртуоз, получивший лауреатство на конкурсах Изаи в Брюсселе и в Вене, посвятил почти всю свою жизнь преподаванию, из-за чего долгое время оставался в тени таких пианистов, как Рихтер и Гилельс. Среди его учеников были такие известные пианисты, как Родион Щедрин, Михаил Плетнев, Виктория Постникова, Лев Власенко и другие. Скончался Яков Владимирович Флиер 18 декабря 1977 года в Москве.

22 октября

1890 – Художник Эль Лисицкий (такой псевдоним выбрал себе Лазарь (Лейзер) Мордухович Лисицкий) родился на станции Починок близ Смоленска (по другим данным, родился на месяц позже, 22 ноября того же года). Первые шаги в искусстве Лисицкий сделал под руководством витебского живописца Юдла Пэна (1903). Окончив реальное училище в Смоленске в 1909, обучался на архитектурном факультете Высшей технической школы в Дармштадте, Германия (1909-14). В 1912 совершил поездку в Париж, в 1913 путешествовал по Италии. Вернувшись в Россию, после начала Первой мировой войны поступил в Рижский политехнический институт, эвакуированный в Москву, для подтверждения диплома архитектора (получил его в апреле 1918). Работал в архитектурном бюро в Москве (1915-16). В 1916 году участвовал в работе этнографической экспедиции, обследовавшей памятники еврейской старины по берегам Днепра. После революций 1917 года - энергичный деятель национального культурного возрождения, участник и организатор выставок профессионального еврейского искусства. Проиллюстрировал и оформил в 1917-23 книги на идиш "Пражская легенда" (М., 1917), "Козочка" (Киев, 1919) и др.; иллюстрации Лисицкого сочетали стилистику кубофутуризма и народного лубка. Работал в Художественной секции Московского совета депутатов, по его эскизу было исполнено первое знамя Всероссийского Центрального исполнительного комитета (1918). В 1918 состоял на службе в Отделе ИЗО Наркомпроса. В начале 1919, после переезда в Киев, играл важную роль во многих начинаниях киевской еврейской Культур-лиги. В мае 1919 поселился в Витебске, руководил архитектурной мастерской и мастерской печатной графики в Народном художественном училище, возглавляемом Марком Шагалом. После приезда Казимира Малевича в Витебск превратился в страстного приверженца супрематизма; в начале 1920 года принял артистическое имя "Эль Лисицкий", а в конце того же года переехал в Москву, преподавал в Высших художественно-технических мастерских, участвовал в работе Института художественной культуры. В 1921-25 гг. жил в Германии и Швейцарии. Разрабатывал проекты высотных домов, трансформируемой мебели, методы художественного конструирования книги ("Хорошо!" В. В. Маяковского, 1927). Осенью 1921 был командирован в Берлин с целью установления контактов с деятелями искусства и культуры Западной Европы; сыграл огромную роль в установлении связей между постреволюционным русским авангардом и европейскими новаторами - в особенности берлинской группой дадаистов, нидерландской группой "Стиль" и Баухаузом. В 1923 в Берлине вышла книга "Маяковский. Для голоса", где Лисицким впервые были применены его методы визуально-пространственного конструирования книги. В 1922-23 в Ганновере прошли персональные выставки художника; в рамках Большой берлинской художественной выставки им был сконструирован "зал проунов" (1923). В 1923 году мастер работал в Голландии (Роттердам, Утрехт, Гаага), читал доклады о русском искусстве; вошел в объединение "Де Стиль". Обострение туберкулеза заставило Лисицкого несколько месяцев провести в санатории в Швейцарии (1924-25), где он работал над статьями об искусстве, подготовил совместно с К. Швиттерсом номер журнала "Мерц" (№ 8-9), приступил к проектированию "горизонтального небоскреба", создал дизайнерское оформление для фирмы "Пеликан". В 1925 прошла персональная выставка в Дрездене. В июне того же года возвратился в Москву, занял пост профессора во ВХУТЕМАСе (с 1926 - ВХУТЕИН). Вступил в Ассоциацию новых архитекторов (Аснова); разработал целый ряд архитектурных проектов, ни один из которых не был осуществлен (проекты текстильного комбината, дома-коммуны, библиотеки-читальни, яхт-клуба, комплекса издательства "Правда" и др.). В 1927 женился на Софии Кюпперс, немецкой художнице, переехавшей в Москву. Со второй половины 1920-х годов Лисицкий становится ведущим мастером советского выставочного дизайна. Среди его работ - проекты-разработки советских павильонов на Международной выставке печати "Пресса" в Кельне (1928), Международной выставке гигиены в Дрездене, Международной выставки пушнины в Лейпциге (обе 1930), Международной выставки торговли в Белграде (1940-1941, не состоялась). В 1935 был назначен главным художником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, работал над проектом Главного павильона. В 1930-е Лисицкий продолжил свои работы в области книжного и журнального дизайна (альбомы "15 лет СССР", "15 лет РККА", "СССР строит социализм" и др.); в 1932-1940 работал художником-оформителем журнала "СССР на стройке". После начала Великой Отечественной войны Лисицкий создал ряд антифашистских плакатов. Умер 30 декабря 1941 года.

23 октября

1918 – Лидер израильской компартии Меир Вильнер (настоящие имя и фамилия – Бер Ковнер) родился в Вильнюсе, принадлежавшем в те годы Польше. Он окончил еврейскую среднюю школу “Тарбут”, в юности был членом молодежного движения “ха-Шомер ха-цаир” («Молодой страж»). Хочу напомнить, что еще весной 1936 года Берл Кацнельсон, один из левых лидеров еврейской Палестины, размышлял: "Есть ли еще народ, дети которого достигли такой степени интеллектуального и душевного извращения, что все, что делает их народ, ...ненавидимо ими и выглядит в их глазах презренным - и в то же время все, что делает враг их народа, любое убийство и любое насилие, наполняет их сердце чувством преклонения и тотальной солидарности... Вирус самоненависти в душе этих евреев доводит некоторых из них до того, что они способны обрести надежду на Избавление в палестинцах, сумевших соединить здесь, в Стране, зоологический антисемитизм Европы с кинжальными страстями Востока". Увы, на эти точные и горькие слова в то время (да и сейчас тоже!) никто даже не обратил внимания. Именно в то время (в 1938 году) и прибыл в подмандатную Палестину 20-летний Бер Ковнер - родственник будущего героя вильнюсского подполья, выдающегося израильского поэта Абы Ковнера. Прибыл, чтобы учиться в Еврейском университете Иерусалима. В 1940 году, сменив к тому времени имя и фамилию на Меир Вильнер, он присоединился к Компартии, после чего находился на нелегальном положении, был членом полупарламентского института Еврейского сообщества под британским управлением, а позже - членом Временного Госсовета, образованного после создания Государства Израиль (29-летний Вильнер был самым молодым членом Государственного совета, подписавшим Декларацию независимости). Много лет Вильнер входил в руководство Компартии Израиля, занимая посты ее Генсека с 1965 до 1990 г.г. и председателя партии - с 1990 до 1993 года. Неизменный участник всех послевоенных съездов КПСС, Меир Вильнер 42 (!) года разоблачал с трибуны Кремля и Кнессета сионизм «как самое крупное зло мирового империализма». И колебался он вместе с генеральной линией ЦК КПСС. Всегда и во всем. Будь то борьба с космополитами, "дело врачей" или подавление венгерского восстания в 1956 году. Однако когда в 1964-м году СССР присудил Ленинскую премию "За укрепление мира между народами" алжирскому президенту Ахмеду Бен-Белле, открыто ратовавшему за уничтожение Государства Израиля (сейчас Бен-Беллу сменил на этом поприще иранский фюрер Ахмадинежад), не выдержал даже один из лидеров Компартии Израиля Шмуэль Микунис. Как водится, этот «оппортунист» и все, кто его поддержал, были заклеймены, партия вновь раскололась, и непотопляемый Вильнер возглавил уже практически не еврейский, а почти полностью арабский Новый коммунистический список. Скончался Меир Вильнер 5 июня 2003 года в Тель-Авиве.

24 октября

1882 - Будущий король оперетты Имре Кальман родился 130 лет назад в курортном местечке Шиофок на берегу Балатона - крупнейшего озера Венгрии. К тому времени в семье венгерских евреев уже было двое детей - Бела и Вильма. Эммерих Кальман (так его назвали при рождении, но позже он сменил имя на более венгерское Имре) усиленно занимался в двух школах - в гимназии и в музыкальной школе, - но, улучив свободный часок, садился к роялю разучивать сочинения Шумана и Шопена. Имре исполнилось пятнадцать лет, когда весною 1898 года он впервые выступил перед публикой с «Фантазией ре-минор» Моцарта. В концертном зале присутствовали и корреспонденты, дабы в своих критических отчетах подвергнуть оценке способности юного музыканта. Имре выглядел столь маленьким и щуплым, что газеты восторженно отметили дарование "двенадцатилетнего музыканта". В последние годы учения ему приходилось трудиться с двойной нагрузкой, отдавая преимущество гимназии: родителям хотелось, чтобы сын непременно получил аттестат зрелости. Имре выполнил желание родителей, блестяще сдав все экзамены. Однако теперь для него началась поистине двойная жизнь. Подчинившись родительской воле, он поступил на юридический факультет Будапештского университета, проучился там восемь семестров, сдал все необходимые экзамены и не дотянул лишь до степени бакалавра. Но и это было большим достижением, если учесть, что параллельно он учился в Будапештской Академии музыки по классу композиции Я. Кеслера. В 1902 году он написал первое музыкальное сочинение "Цикл на стихи Людвига Якубовски". За первой работой последовали другие. Среди них главный труд, с которым он связывал все свои надежды, - "Сатурналии" - поэмы для большого симфонического оркестра. 29 февраля 1904 года в будапештском Королевском оперном театре, на концерте выпускников композиторского отделения Академии музыки состоялось первое исполнение симфонии Имре Кальмана. Впрочем, оно стало и последним. И все же сам Кальман считал именно этот день началом своей музыкальной карьеры. С тех пор он свято верил, будто високосные годы сулят ему удачу, а уж 29 февраля - день особого благополучия. На следующий год Кальман удостоился премии Роберта Фолькмана, присужденной ему будапештской Академией музыки. Материальные размеры премии позволяли провести шесть недель в Берлине. Имре воспользовался этой возможностью, чтобы предложить свои сочинения немецким издательствам; вслед за "Сатурналиями" им была создана очередная симфоническая поэма - "Эндре и Иоганна". Однако издателя для этих опусов не нашлось ни в Берлине, ни в Лейпциге, ни в Мюнхене, куда заехал Кальман по пути на родину. "Выходит, мои симфонии не нужны миру? Дело кончится тем, что я решусь на отчаянный шаг, возьму да и сочиню оперетту!" - с досады острил Имре и сам смеялся громче всех. Опуститься до оперетты! Обладатель премии Роберта Фолькмана, достойный ученик профессора Кеслера, он глубоко презирал сей легкомысленный жанр. Однако обстоятельства сложились так, что вскоре Кальман таки "докатился" до оперетты. Должно быть, идея витала в воздухе. Иоганн Штраус и Миллекер - великие пестователи жанра - почти десять лет покоились в могилах. И вдруг оперетта возродилась вновь. Имре снял дешевую комнату на чердаке в Кройсбахе под Грацем, чтобы работать без помех. Там-то он и сочинил свою первую оперетту - "Осенние маневры". Премьера прошла 22 февраля 1908 года в Будапеште с невероятным успехом. Публика без устали аплодировала, вновь и вновь вызывая исполнителей на сцену. Спустя год, 21 января 1909 года, премьера состоялась в венском театре "АН дёр Вин". Австрийская публика встретила оперетту Кальмана с неменьшим восторгом. В апреле того же сезона оперетта была поставлена в гамбургском театре, а несколькими неделями позже состоялась ее премьера в Берлине. В начале Первой мировой войны Имре работал одновременно над двумя произведениями: легкой, веселой "Барышней Жужей" и над другой опереттой, которой либреттисты пока что дали условное название "Да здравствует любовь!". Премьера "Барышни Жужи" состоялась в Будапеште 23 февраля 1915 года и была встречена публикой довольно прохладно. Однако переименованная в "Мисс Весну", она вскоре покорила сердца американцев. Текст оперетты, прославляющей любовь, вышел из-под пера Лео Штейна и Белы Йенбаха. Штейн считался почетным патриархом либреттистов, и работа с опытным мастером такого крупного масштаба действовала на Имре умиротворяюще. Премьера "Королевы чардаша" состоялась в самый разгар войны, но ни фронтовые окопы, ни пушечная канонада не помешали оперетте проникнуть и в Россию, и в Америку. Разумеется, ни композитор, ни авторы текста от этого не разбогатели: Россия уже воевала с Австрией, да и Соединенные Штаты вскоре тоже вступили в войну. Но Имре Кальману было не до войны. Исписывая один за другим нотные листы, он забывал обо всем на свете, создавал яркие, зажигательные мелодии. Одна из оперетт той поры - "Фея карнавала", - в сущности, является переработанным вариантом "Барышни Жужи". Премьера состоялась 21 сентября 1917 года в "Иоганн Штраус-театре". Угля не хватало, и холод в зрительном зале был чудовищный, но это не помешало спектаклю пройти при аншлаге. Тогда же в жизнь Имре вошла молодая русская актриса Вера Макинская - уроженка Перми, эмигрировавшая вместе с матерью в 1917 году. Она покорила сердце популярного композитора. Несмотря на разницу в возрасте влюбленных, составлявшую тридцать лет, их знакомство довольно скоро привело к свадьбе. В то время Имре только что начал работу над новой опереттой - "Фиалка Монмартра" - и решил посвятить ее молодой жене. Вера вскоре родила ему мальчика, а потом еще двух девочек: Лили и Ивонку. Последующие оперетты Имре Кальмана упрочили его славу как одного из лучших в мире композиторов этого жанра. Огромный успех сопровождал постановку (1921) его оперетты "Баядерка", в которой композитор часто использует ритмы новых для того времени танцев - фокстрота и шимми. К числу наиболее известных оперетт Кальмана также относятся поставленные в Вене "Марица" (1924), "Принцесса цирка" (1926) и уже упоминавшаяся "Фиалка Монмартра" (1930) - его самое лирическое произведение. А между тем облик Европы менялся изо дня в день, менялись и настроения публики. Так, например, даже в Вене упал интерес к оперетте. Все сильнее пахло порохом. В 1938 году границы Австрии были нарушены - в нее вторглись немецкие солдаты. Кальману, впрочем, это ничем не грозило: несмотря на своё еврейское происхождение, он был одним из любимых композиторов Гитлера. Тем не менее, после аншлюса, отказавшись от предложения стать «почётным арийцем», композитор был вынужден эмигрировать: сначала он уехал в Цюрих, затем в Париж и, наконец, оказался в США - в Калифорнии, а точнее, в Голливуде - обетованной земле мирового кинематографа. Оторванность от привычной обстановки, чужой быт и нравы, чужая культура - все это не могло не сказаться на творческом самочувствии композитора. В последние два десятка лет жизни он сочинил лишь две оперетты: "Маринку" в 1945 году и незадолго до смерти еще "Аризонскую леди". На местном уровне они имели некоторый успех, но не задержались в репертуаре театров. В декабре 1949 года Кальмана внезапно разбил паралич. Одна половина лица у него была полностью парализована. Говорить он не мог и еле волочил ноги. Затем наступило улучшение, но 30 октября 1953 года в Париже болезнь окончательно взяла верх...

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии, ЕжеВики и других авторитетных изданий, в том числе из различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных, а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации
Количество обращений к статье - 2973
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (1)
Александр Гордон, Хайфа | 17.10.2012 19:33
Дорогой Леонид!

Замечательная работа!

Спасибо.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com