Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
13-19 дек. 2012
Рубрику ведет Леонид Школьник

13 декабря

 

1912 – О художнике-живописце Софье Витухновской в Российской еврейской энциклопедии сообщается очень кратко: родилась в Павлово-на-Оке, Нижегородской губернии, училась в студии А.С.Монка в Москве и в Институте повышения квалификации (1935–37), в мастерских С.В.Герасимова и Б.В.Иогансона. В 1937-40 годах жила и работала в Комсомольске-на-Амуре, где преподавала в созданной ею детской изостудии, оформляла спектакли в городском театре и выполнила маслом серию портретов, пейзажей и жанровых композиций, посвященных этому городу. В 1940 возвращается в Москву и начинает работать в станковой живописи, в графике, главным образом в жанре портрета. В 1970-е гг. много путешествует и создает множество пейзажей в технике офорта, сухой иглы, акварели, карандашные рисунки. В последние десятилетия Витухновская работает над циклами портретов: среди ее героинь известные спортсменки, деятели культуры и искусства. С 1937 года участвует в выставках, в т.ч. за рубежом. С 1939 года имела целый ряд персональных выставок в Москве. Произведения Софьи Витухновской находятся в музеях на территории бывшего СССР (в т.ч. в Третьяковской галерее), а также в Германии, Бельгии, Италии и других странах. За этими скупыми строчками – жизнь художницы, ее поиски и находки, разочарования и надежды. К примеру, известно, что в 1935 году Хацкель Сандлер и Софья Витухновская (муж и жена) приехали в Комсомольск-на-Амуре, чтобы "запечатлеть героические будни молодой страны". В итоге Сандлер создает графический цикл "Рождение города Комсомольска", а Витухновская - серию живописных портретов комсомольчан. Именно эти москвичи стали организаторами самой первой художественной выставки, а затем и первой художественной студии. Видимо, Комсомольск навсегда остался городом их юности. Неслучайно же много лет спустя, в 1964-м, Сандлер и Витухновская вновь приехали на берега Амура и решили организовать здесь картинную галерею. Их призыв "Подарите картины комсомольчанам!", опубликованный на страницах газеты "Советская культура" и журнала "Московский художник", разлетелся по всей стране, и в итоге в Комсомольск-на-Амуре было отправлено 365 работ. Они-то и стали основой коллекции нынешнего Музея изобразительных искусств. Сегодня в его собрании хранятся работы Сандлера, Витухновской, а также еще одной интересной художницы из Ленинграда Евгении Эвенбах, окончившей в 1932 году Академию художеств по классу Петрова-Водкина. Персональные выставки работ Софьи Витухновской и Хацкеля Сандлера состоялись также в Хабаровске и Москве. В 1994 году в музее изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре состоялась большая персональная выставка Софьи Семеновны Витухновской. Скончалась художница в Москве в 2000 году.

 

14 декабря

1932 – Художник, график Борис Жутовский родился 80 лет назад в семье потомственных москвичей. По окончании образовательной и художественной школ поступил на отделение художников книги Московского полиграфического института в класс профессоров А.Гончарова и И. Чекмазова (ученика В.Кандинского). Большое влияние на Бориса Жутовского в этот период оказал старейший живописец и педагог Д.Архангельский. Окончив институт, работал на Урале, в Свердловске. По возвращении в Москву в 1957 году стал работать в различных издательствах Москвы как иллюстратор и дизайнер книг. С конца 50-х годов до 1962 года занимался в студии Э. Белютина. С 1959 года начал выставляться на выставках живописи и графики сначала в СССР, а затем в различных музеях и галереях мира. Долгое время считался не столько художником-абстракционистом, сколько художником-скандалистом. Участвовал в знаменитой «бульдозерной» выставке авангарда в Манеже (1962-й год). Жутовский за сорок лет работы проиллюстрировал более двух тысяч книг. В конце 60-х считался в СССР персоной «нон грата» и работал под чужим именем. Первая легальная выставка Бориса Иосифовича на Крымском валу состоялась в 1999 году. Активно работает со студетами колледжа искусств, проводит семинары и мастер-классы. Сам Жутовский никогда не сторонился различного рода экспериментов. «У меня есть такая игра, однажды рассказал он, - слепые рисунки. Это когда я рисую с закрытыми глазами». Одну из таких серий «слепых» рисунков художник объединил одним названием: «Путешествие в Израиль». Каждая работа была со своей надписью: «Вади Кельт - память моя», «Родина - не где мне хорошо, а где родина», «Тебе сегодня нет 18 лет, ты, наверное, не узнаешь меня, а я за это время увидел эту землю». С 1964-1965 годов начинается широкий показ его работ по всему миру в галереях и музеях Хельсинки (Финляндия), Торонто (Канада), Рима, Флоренции, Венеции, Аккуилы (Италия), Праги, Братиславы, Устье-над-Орлицей (Чехословакия), Гданьска, Сопота, Познани, Зеленой Гуры (Польша), Франкфурта, Штутгарта, Бохума (ФРГ), Барселоны (Испания), Лугано, Цюриха (Швейцария), Парижа, Монтеро (Франция), Лондона (Англия), Лейпцига (ГДР), Нью-Йорка, Лос-Анджелеса (США). С 1979 года возобновились выставки современного искусства в Москве в полулегальных залах на Большой Грузинской улице, где он неоднократно выставлял свои картины. За исключением последних лет картины, которые Борис пишет, невозможно и небезопасно было продавать в России. Поэтому он зарабатывал на жизнь иллюстрированием и дизайном книги, где получил достаточную известность и награды. В 1969 году Жутовский был принят в Союз художников СССР как художник книги и участвовал во многих выставках книжного искусства в СССР и за рубежом. В 1979 году у Б.Жутовского состоялась персональная выставка живописи в Гданьске (Польша), работы для которой ему пришлось делать в Гданьске. Вывоз работ за пределы страны до этого времени, да и позже был запрещен. В 1988 году три картины были приобретены для музея «Память. Польша» в Кельне (ФРГ) – «Памяти жертв Освенцима», «Памяти польских солдат», «Памяти евреев Треблинки». В 1965 году Жутовский был награжден медалью на фестивале «Злата Грона» в г. Зеленая Гура (Польша) и на выставке «Альтернатива Аттуале II» в г.Аккуила в Италии. В 1982 году награжден дипломом ИБА-82 в Лейпциге.

15 декабря

1907 – Всего неделю назад, не дожив 10 дней до своего 105-летия, в Рио-де-Жанейро скончался один из выдающихся архитекторов ХХ века Оскар Нимейер. О его смерти сообщили представители клиники Samaritano, однако причину не назвали. Известно лишь, что в мае этого года О.Нимейера госпитализировали с диагнозом "пневмония", а в октябре он попал в больницу из-за обезвоживания организма. Родился Оскар Нимейер в Рио-де-Жанейро, его отец был евреем из Германии. В возрасте 21 года Оскар окончил среднюю школу и женился на Анните Бальдо, дочери итальянских иммигрантов из Венеции, которая принесла ему единственную дочь Анну Марию Нимейер. После свадьбы он работал в типографии и продолжал обучение. В 1934 году окончил Национальную художественную школу в Рио-де-Жанейро по специальности «инженер-архитектор». В 1945 году, будучи уже архитектором с именем, Нимейер вступил в Компартию Бразилии. Во времена военной диктатуры жил во Франции. Однажды посетил Советский Союз, а на Кубе подружился с Фиделем Кастро, который однажды сказал: «Нимейер и я — последние коммунисты на этой планете». С 1957 года Нимейер по генеральному плану Л. Косты осуществлял застройку будущей новой столицы своей страны - города Бразилиа, выразительность которой достигнута контрастом необычных по формам (купольные, пирамидальные, чашеобразные объёмы, стреловидные колонны), сооружений правительственного центра (Национальный конгресс, прокуратура, дворец правосудия и др.) и подчёркнуто строгих геометрических форм жилых комплексов. В 1960 - начале 1970-х годов Нимейер проектировал и строил общественные здания для Ганы, Ливана, Франции, Италии, Алжира. Оскар Нимейер принимал участие в проектировании здания штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке, США, а также спроектировал главное здание Хайфского университета в Израиле (комплекс главного здания университета и башни Эшколь очень напоминает спроектированное им ранее здание штаб-квартиры ООН). На вопрос росийского журналиста, как мог он, коммунист с младых ногтей, построить несколько самых знаменитых католических церквей, Нимейер ответил: «Да, наша семья была вполне традиционная. Я рос под портретом папы - как ты, быть может, рос под портретом Сталина. А в партию я пошел не как в церковь. Я пошел в партию потому, что в ней в то время были самые умные люди, каких я когда-нибудь знал».

16 декабря

1907 - Российская пианистка и педагог, заслуженный деятель искусств России, профессор Берта Маранц родилась 105 лет назад в семье известного предпринимателя Соломона Маранца в г. Проскуров (ныне Хмельницкий, Украина). Начальное образование она получила дома. Именно тогда педагоги обратили внимание на её музыкальные способности. Они посоветовали родителям обязательно дать ей соответствующее образование. Его пришлось получать уже в Одессе, куда Берта уехала в неспокойные 20-е годы. В то время в Одесской консерватории преподавала прекрасный педагог Берта Михайловна Рейнгбальд, которая и стала первой учительницей Маранц. Одновременно с Маранц у Рейнгбальд учился и Эмиль Гилельс – один из выдающихся пианистов XX века. Дружили они до конца жизни. В Одессе Б. Маранц работала также концертмейстером у знаменитого П.С. Столярского, выступая с такими его учениками того времени как Давид Ойстрах, Борис Гольдштейн, Михаил Фихтенгольц. После нескольких лет учебы и первых сольных концертов специалисты посоветовали Маранц продолжить обучение в Московской консерватории, у известнейшего профессора Феликса Блюменфельда, ученика Римского-Корсакова, бывшего директора Петербургского Мариинского театра. Но его класс был переполнен и он «передал» Берту Маранц своему племяннику, Генриху Нейгаузу. "Я возьму Вас в свой класс, но учтите – Вы будете у меня 25-й," - сообщил мимоходом, проходя по лестнице, Генрих Густавович. На Всесоюзном конкурсе исполнителей в 1937 году Маранц получила специальную премию за лучшее исполнение Бетховена. После этого к ней пришла всесоюзная слава. Но ее уже «тянуло» к преподаванию. И после окончания консерватории Берта Соломоновна вместе с мужем Семеном Бендицким, своим одноклассником по консерватории, уехала в Свердловск (ныне Екатеринбург) по рекомендации Нейгауза, который в 1934 году открывал там консерваторию. Маранц и Бендицкий основали кафедру фортепиано в консерватории. А в годы войны они, можно сказать, совершили человеческий и ученический подвиг. Нейгауза арестовали как немца, будто бы не желающего эвакуироваться из Москвы. Он сидел несколько месяцев на Лубянке, потом его отправили на Урал, в район Краснотурьинска, на лесоповал. И какими-то совершенно неисповедимыми путями Бендицкий, Маранц и Гилельс убедили обкомовское начальство разрешить ему на время поработать в Свердловске. Так ученики фактически спасли учителя. В Свердловской консерватории супруги работали вместе в военные и послевоенные годы. Но, увы, их совместная жизнь не сложилась. В середине пятидесятых годов они развелись, Бендицкий уехал в Саратов, где проработал всю жизнь и воспитал множество известных музыкантов, а Берта – в Горький (Нижний Новгород).С 1954 по 1990 год она заведовала кафедрой специального фортепиано Горьковской государственной консерватории.Если перечитать воспоминания современников, то из них легко сделать вывод – весь авторитет Горьковской консерватории держался на имени Берты Маранц. Это была фирменная марка консерватории, ее бренд, если выразиться современным языком, высочайшее реноме, стопроцентная гарантия того, что ученик получал настоящую школу, профессионализм в лучшем смысле этого слова. Маранц создала собственную систему преподавания, которая позволила её ученикам достичь столичного уровня профессионализма. Эта школа отличалась строгостью и экономией движений, что придавало точность и хорошее ощущение звука. Ее знала вся страна. Когда среди музыкантов случайно заходила речь о Горьком, то тут же вспоминали – ну да, конечно, ведь там же преподает профессор Маранц, ну как же, конечно, знаем! Она возглавила фортепианную кафедру в 1954 году, и в короткий срок молодая горьковская пианистическая школа вошла в ряды лучших школ России. Как минимум раз в год она давала сольные концерты или выступала с оркестром. Ее обширный репертуар включал почти всю фортепианную литературу. Обладательница огромного классического репертуара, превосходный интерпретатор Бетховена и Шопена, на протяжении всей творческой жизни она пропагандировала современную музыку, выступала с такими дирижёрами, как Г. Себастиан, Т. Ханникайнен, И. Мусин, Р. Баршай, М. Паверман, Г. Юдин, В. Дударова, И. Гусман, А. Скульский и др. Постоянно выступала Б. Маранц как камерная исполнительница и концертмейстер. В течение ряда лет её партнёрами были Д. Ойстрах, Б. Гольдштейн, М. Фихтенгольц, З. Лодий, Д. Пантофель-Нечецкая, Н. Дорлиак, Г. Цомык, А. Броун и др. Известен случай, когда Берта Соломоновна с инфарктом сыграла 4-й концерт Бетховена в филармонии. И лишь после концерта её госпитализировали. К выступлению она относилась как к празднику. У Берты Соломоновны было очень красивое концертное платье с высоким стоячим воротником. Она выходила в нем как королева, как Мария Стюарт. Отец одной её ученицы, художник, даже нарисовал портрет пианистки в этом платье за роялем.Маранц выступала и преподавала до глубокой старости. Ей было 80, когда она говорила: «Единственное, чего я боюсь, – забыть». А в 85, когда она поехала на курсы повышения квалификации (!) в Московскую консерваторию, там просто все переполошились. Все боялись, что Маранц придёт к ним на урок! Умерла Берта Соломоновна Маранц 4 мая 1998 года в Нижнем Новгороде. Сыновья Берты Маранц и Семёна Бендицкого — музыкальный педагог Игорь Бендицкий и композитор Александр Бендицкий.

17 декабря

1855 - Создатель московской научной школы невропатологов Лазарь Минор родился в Вильно в семье раввина Шлойме-Залмана (Соломона) Минора – того самого, который в 1882-83 годах был учителем ... Льва Николаевича Толстого. Впоследствии и Толстой, и Минор-старший с удовольствием вспоминали об этих занятиях. «Всё это время я очень пристально занимался еврейским языком и выучил его почти, читаю уже и понимаю. Учит меня раввин здешний Минор, очень хороший и умный человек». А Соломон Минор с радостью общался со своим известным учеником и был доволен занятиями: «Толстой схватывал необыкновенно быстро. Но он читал только то, что ему было нужно, он знает также и Талмуд. В своем бурном стремлении к истине он почти за каждым уроком расспрашивал у меня о моральных воззрениях Талмуда и толкованиях талмудистами библейских легенд». Лазарь Минор, сын раввина, в 1879 году с отличием окончил медицинский факультет Московского университета, затем учился в Берлине и Вене, работал в Париже в клинике Сарко. С 1884 года он приват-доцент Московского университета, консультант Яузской и Басманной больниц. Кстати, именно Лев Николаевич Толстой в том же 1884 году ходатайствовал перед Н.Н. Страховым о трудоустройстве молодого ученого Лазаря Минора. Вот строки из письма Толстого: «Дорогой Николай Николаевич! Письмо это вам передаст выдающийся молодой ученый, сын моего друга, еврейского раввина — Лазарь Соломонович Минор. С величайшим трудом преодолев препятствия, которыя ставили ему вследствие его еврейского происхождения, он должен был быть утвержден приват-доцентом Московского университета, когда вдруг показалось нужным послать его назначение на утверждение министра. Не можете ли вы попросить министра или того, от кого зависит это утверждение. Если можете, сделайте это. Век вам буду благодарен. Я готов бы сам поехать просить министра, но боюсь, что моя личная просьба будет хуже. Это для меня сердечное дело». Лев Минор с 1910 по 1932 годы – профессор клиники нервных болезней Московских высших женских курсов (впоследствии - 2-й Медицинский институт). Впервые в медицине он описал центральную гематомиелию – кровоизлияние в спинной мозг (синдром Минора–Оппенгейма) и так называемое наследственное дрожание. Известен и многими другими работами в различных областях невропатологии. Именем Минора назван ряд симптомов и заболеваний, впервые им описанных. Кроме того, Лазарь Соломонович Минор - автор работ по проблемам эпилепсии и алкоголизма, один из основателей и председатель Московского общества невропатологов и психиатров (1927) и один из организаторов Московского общества по борьбе с алкоголизмом (1927). В Музее истории Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова устроена мемориальная экспозиция, посвящённая Минору, скончавшемуся в эвакуации в Ташкенте в 1942 году. Осип, младший брат Лазара Минора, был одним из руководителей партии эсеров. За революционную деятельность его дважды приговаривали к каторжным работам. После Февральской революции 1917 года Осип Минор был избран председателем городской Думы Москвы. С 1919 года жил в эмиграции - в основном, в Париже, интересовался сионистским движением. Посмертно, в 1933 году (Осип умер в 1932 году) в Париже изданы его мемуары «Это было давно... (Воспоминания солдата революции)».

18 декабря

1946 - Среди фильмов, которые он снял, - оскароносные «Список Шиндлера» и «Спасение рядового Райана», а также «Челюсти», «Парк Юрского периода», «Мюнхен». Родился Стивен Спилберг в Цинциннати, штат Огайо, в семье инженера Арона Спилберга и пианистки Леи Познер. Три сестры Стивена - Нэнси, Сьюзен и Энн - всячески оберегали своего единственного брата. И было от чего оберегать: соседи почему-то недолюбливали эту семью - может, потому, что Спилберги были чуть ли не единственными евреями в округе. Еще больше недолюбливали мальчишки своего еврейского одноклассника – обладателя не самой привлекательной внешности. «Что такое антисемитизм, я впервые узнал, когда пошел в школу, – вспоминал Спилберг. – Это когда целой ватагой бьют одного, и только за то, что он еврей». Юноша окончил колледж в Калифорнии, а когда отец на день рождения подарил ему настоящую кинокамеру, стал снимать любительские фильмы. Первый из них, с сюжетом и актерами, Стивен снял в 12 (!) лет, а уже через год получил первый приз за 40-минутный фильм о Второй мировой войне, который он снял по настоянию отца. Сценарий писали всей семьей, а главным консультантом был отец, прошедший войну. Потом дружно делали декорации. Но съемки откладывались – не было денег на пленку. «Плохие» родители не выложили необходимые 150 долларов на кинонужды сына. Они предложили сыну самому позаботиться о финансировании ленты. 13-летний подросток тщательно рассчитал бюджет, сделал монтажный план фильма, исключил ненужные сцены. Сумма сократилась до 50 долларов. Но и эти деньги родители не спешили дарить сыну. Тогда Стивен подрядился красить забор соседям. Так было положено начало миллиардному состоянию знаменитого кинорежиссера. Сегодня Спилберг - отец семерых детей, владелец преуспевающих кинокомпаний, режиссер и продюсер с мировым именем. Его художественная система послужила стартовой площадкой для творчества многих режиссеров-"постшестидесятников". Фильмы Спилберга, хотя и кажутся обыкновенной развлекаловкой, несут мощнейший программный заряд. К какому жанру отнести "Контакты третьей степени", "Назад в будущее", "Банда тупиц", "...батарейки в комплект не входят"? Научная фантастика? Триллеры? Боевики? Хотя в каждом из фильмов есть элементы всех этих жанров, они несут совершенно новое качество. Во многом благодаря Спилбергу Голливуд вышел из кризиса, который начался с расцветом телевидения в начале 60-х годов. Спилберг как бы разобрал кинематограф "золотого века" и переосмыслил его догматы с точки зрения изменившегося мира. Новое качество впервые появилось в финансовом рекордсмене 1975 года - фильме" Челюсти ". Но уже в картине "Капитан "Крюк" - грандиозном римейке одноименного полнометражного диснеевского мультфильма 1953 года - Спилберг собрал воедино все свои мотивы и сюжеты и вывел характер, в разных обличьях присутствовавший во всех его фильмах: нестареющего мальчика-мужчину. Летом 1993 года на экранах появился блокбастер "Парк Юрского периода" - история о динозаврах, восстановленных в наши дни по генетическому коду. В первый же уик-энд проката фильм собрал более 50 миллионов долларов (при бюджете 80 миллионов), а в течение последующей недели перешагнул 100-миллионный рубеж. Это абсолютный мировой рекорд, достойный книги рекордов Гиннеса. После такого "детского" фильма Спилберг сделал неожиданный ход и снял "Список Шиндлера" (1993), основанный на реальной истории времен Второй мировой войны. Этот фильм принес Спилбергу первого «Оскара» (как лучшему режиссеру и лучшему продюсеру). А спустя пять лет он получил «Оскара» за картину «Спасение рядового Райана» (приз «За лучшую режиссуру»). Спилберг основал "Фонд визуальных свидетельств Катастрофы», который собирает, накапливает и сохраняет в специальных архивах снятые на видеопленку живые рассказы людей, переживших Холокост. В конце 2005 года на мировые экраны вышел новый фильм Спилберга – «Мюнхен». В его основе - кровавая резня на мюнхенской Олимпиаде 1972 года, беспрецедентный по разбойному нападению эпизод необъявленной войны, которую из-за угла вели и ведут против Израиля арабские экстремисты. Эта трагедия по своему драматическому напряжению буквально просилась на экран, и Спилберг, судя по сообщениям печати, давно хотел снять фильм об этом, положив в основу картины написанную в 1984 году документальную книгу Джорджа Джонаса «Возмездие». Фильм получился неоднозначным, его одновременно и хвалили, и критиковали и израильтяне, и арабы, и просвещенная Европа, и родной Спилбергу Голливуд. Но на то он и Спилберг, чтобы его фильмы воспринимались как неоднозначное, яркое явление современного кинематографа. А сам Спилберг... В Голливуде рассказывают такую байку о «великом и ужасном» режиссере. Как-то его маме Лее позвонила секретарь сына и сообщила: «Мистер Спилберг приболел и хочет, чтобы вы приготовили для него куриный бульон. Мы пришлем лимузин, чтобы забрать кастрюльку». Лея в это время находилась в своем ресторане «Милки Уэй» и возмутилась: «Мой мальчик знает, что у меня кошерный молочный ресторан, здесь нельзя приготовить цыпленка!». Через пять минут вновь позвонила секретарь и сказала: «Мистер Спилберг попросил, чтобы вы поехали домой и всё-таки приготовили ему бульон». И Лея поехала домой, сварила сыну бульон и сама привезла его в офис Стивена – кто же еще, кроме мамы, приготовит именно такой куриный бульон, какой любит ее мальчик?

19 декабря

1943 - Американский математик, профессор Массачусетского технологического института Виктор Кац родился в Бугуруслане, куда эвакуировались его родители (Герш Кац и Хайка-Клара Ландман переселились в Кишинёв для учёбы в университете из северного бессарабского местечка Липканы незадолго до войны). После войны семья вернулась в Кишинёв, где Виктор Кац окончил среднюю школу. В 1965 году он окончил Московский государственный университет, затем аспирантуру при нём под руководством Э. Б. Винберга, кандидатскую диссертацию по теме «Простые неприводимые градуированные алгебры Ли конечного роста» защитил в 1968 году. До 1976 года работал в Московском институте электронной техники, затем поселился в Бостоне и с 1977 года преподаёт в Массачусетском технологическом институте в Кембридже (с 1978 года — доцент, с 1981 года — профессор математического отделения). В 1981 году Виктор Кац был награждён Sloan Fellowship, в 1986 году стал лауреатом фонда Гуггенхайма (Guggenheim Fellowship), в 1994 году награждён медалью Вигнера (The Wigner Medal). Основные труды ученого - в области теории представлений, комбинаторики и математической физики. Виктор Кац - почётный член Московского математического общества (1998), действительный член Американской академии искусств и наук (2007). Брат ученого Борис Гершевич Кац — американский математик в области информатики, профессор Массачусетского технологического института; еще один брат Михаил Гершевич Кац — израильский математик, выпускник Гарвардского и Колумбийского (Ph.D., 1984) университетов, профессор Бар-Иланского университета, автор монографии «Systolic Geometry and Topology» (Mathematical Surveys and Monographs, vol. 137. American Mathematical Society, 2007).

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии, ЕжеВики и других авторитетных изданий, в том числе из различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных, а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации
Количество обращений к статье - 2189
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (0)

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com