Logo



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!



RedTram – новостная поисковая система

Времена и имена
Ханна Арендт
в Линкольн-центре
Александра Свиридова, Нью-Йорк

Есть только один способ противостоять вселенскому злу,
которое пытается нас всех превратить в своих послушных
монстров: надо научиться критически мыслить.

Ханна Арендт, 1969 год

В Нью-Йорке завершился 22-й кинофестиваль Еврейского кино.
В Валтер Рид Театре Линкольн-центра на закрытии было не празднично: в напряженном рабочем режиме стояли кордоны, пропуская людей в зал по 10 человек – чтобы не было столпотворения. Длинная очередь в расчете на лишний билет была звана вовнутрь, так как на улице был лютый мороз. Никогда я не видела такого скопления интеллектуалов в одном месте: именитые профессора университетов терлись плечом к плечу в переполненном просмотровом зале. Директор кинофестиваля коротко и деловито приветствовала собравшихся, с гордостью отметив, что всеамериканская премьера картины состоится только в середине мая. И в зале медленно погас свет. На экране появились невыразительные титры... Режиссер Маргаретте фон Тротта... В главной роли - Барбара Зукова... «Ханна Арендт» называется фильм. Название – пароль: кто знает – придет.

Маргаретте фон Тротта. Фото: dpa / Henning Kaise

Фильм блистательный, скажу сразу. Широкого проката у него не будет – потому что невелик круг тех, кому важно это имя. В прокате он соберет мало, но дальше - фильм уйдет с большого экрана на диск, и тираж на дисках будет только расти. Потому что сделанное Ханной Арендт в истории современной философии – увы – не устареет. А то, что сделали эти женщины – создатели фильма – и вовсе невероятно: сняли фильм, в каждом кадре которого пульсирует мысль.

Они миновали соблазн сделать байопик – подробную реконструкцию долгой жизни обыкновенной умной женщины, и остановились на одном - ключевом - эпизоде ее биографии: участии в в судебном процессе над нацистским преступником Эйхманом. Короткий период в жизни Арендт, но его хватает на то, чтобы перевернуть с ног на голову ее жизнь, и массу устоявшихся представлений в жизни других людей. Ни один человек в течение двух часов экранного времени не понимает того, что говорит Ханна Арендт, но проклинают ее почти все. На ее баррикаде остаются считанные близкие: муж, подруга да секретарша. Правда, именно этот скандал делает героиню фильма знаменитой.

События развиваются в Нью-Йорке, в кадре – интеллектуальная элита – любящие Арендт студенты и ненавидящая ее профессура. Все – выходцы из послевоенной Европы, потому немецкий язык звучит на экране чаще, чем английский. Короткими перебивками дана редакция журнала «Нью-Йоркер», где сначала ждут статью уважаемого автора, а после публикации боятся поджога. Двумя короткими эпизодами - Израиль. Прямо и просто решен процесс над Эйхманом: Маргаретте фон Тротта пользуется кадрами хроники. Монтажно безупречно подогнанные документальные ответы нациста на поставновочные вопросы суда, позволяют зрителю почувствовать себя если не сидящим в самом зале, то ясно представляющим себе, что же там было. А было там немало...

Неподготовленный зритель не сможет насладиться безупречной игрой Барбары Зуковой, не зная истории Арендт. Потому рекомендую перед просмотром подготовиться. Фильм не дает поблажек, потому что главный герой фильма – мысль. Она не материальна, а потому ее нет в кадре, но есть думающая женщина-философ, бесстрашно ступающая на минное поле проблемы противостояния «нацисты-евреи». Обвиненная в оправдании нацистов и перекладывании вины на евреев. Такое выдержать не каждому по силам. И Барбара Зукова играет силу. Тоже невидимую: силу духа. На материальном уровне плоти – она только курит, хмурится и быстро идет по лесу, в который сбегает из города, когда в ответ на ее публикацию обрушиваются небеса. Критики не просто возражают Ханне Арендт, а проклинают ее и желают ей смерти.

Что же такого она сделала?


Это остается за кадром, но предполагается, что зритель знает, что Арендт, родившаяся в Германии в еврейской семье, получила образование на философском факультете в Марбурге, где одним из возлюбленных педагогов был легендарный Хайдеггер. Именно он – сторонник идеологии фашизма – научил мыслить юную немецкую еврейку. Их отношения, перелившиеся через край рамки «учитель-ученик» даны легким выразительным штрихом. Далее – Арендт бежала от нацистов во Францию, там была посажена в лагерь для интернированных, а затем – добралась через океан в США. Осела в Америке, где создала первый фундаментальный труд-исследование о тоталитаризме. Обозначила основные признаки тоталитаризма. Этот труд стал достоянием мыслящего – всегда узкого – круга любителей думать.

К шестидесятым она признанный исследователь тоталитарного общества, которое считала "достижением" XX века, потому что именно в нем механизм подавления и уничтожения человека доведен до совершенства. У нее прекрасный муж, друзья, студенты, признание. Казалось бы, можно почить на лаврах. Но неожиданно происходит странное событие...

Подробностей не знает никто, а те, кто знал – не расскажут.
В Латинской Америке схвачен неизвестными и вывезен за пределы страны некто Рикардо Клемент. Израильтяне настаивают на том, что это Эйхман – один из высших чинов СС, причастный к уничтожению мирового еврейства.

Как оказалось, действительно после падения Германии в 1945-м Эйхману удалось уцелеть. Он был арестован американцами, но бежал. С помощью католической церкви получил аргентинский паспорт и новое имя - Рикардо Клемент, с чем и прибыл в Аргентину. Служил там в конторе Mercedes-Benz. В 1952 году слетал в Европу, чтобы жениться на собственной жене, и вывез в Аргентину всю семью.

Трудно поверить, но архивные документы свидетельствуют, что ЦРУ еще в марте 1958 года получило от западногерманской разведслужбы БНД информацию о нахождении Эйхмана, но обе стороны решили промолчать, так как боялись, что Эйхман сможет рассказать о нацистском прошлом Ганса Глобке, занимавшего в ту пору пост главы секретариата федерального канцлера Конрада Аденауэра.

Агенты израильского «Моссада» выследили Эйхмана своими силами. Операцию по поимке нациста возглавил директор «Моссада» той поры Исэр Харель. 11 мая 1960 в сумерках на улице Буэнос-Айреса Эйхмана схватила группа «моссадовцев»... С этого начинается фильм.

Добавлю, что Эйхману сделали укол, усыпили его, погрузили, как больного члена экипажа, и вывезли в Израиль на самолёте «Эль-Аль», что прилетел в Буэнос-Айрес на празднование 150-летия независимости Аргентины.

В Иерусалиме премьер-министр Давид Бен-Гурион объявил, что «Адольф Эйхман в Израиле и в скором времени будет отдан под суд». Суд начался... Он снимался на пленку и 360 часов суда до сих пор хранятся в архиве. Обвинителями выступали евреи, пережившие Холокост. А когда слушания были окончены, юридический советник правительства Израиля подписал заключение, где Эйхман обвинялся в преступлениях против человечества и против еврейского народа. 15 декабря 1961 Эйхману зачитали смертный приговор и весной привели в исполнение – преступник был повешен в ночь на 1 июня 1962. Тело его сожгли, а прах развеяли.

Это остается за кадром.
А в кадре - едва услышав о суде над Эйхманом, Ханна Арендт звонит в редакцию престижного издания The New Yorker и предлагает написать серию репортажей из Иерусалима. Ее предложение принимают, она вылетает, слушает заседания, приходит в ужас от услышанного и увиденного, возвращается в Америку, пишет, издает и принимает волну гнева, обрушившуюся на нее...
Конец фильма.

Что же вызвало негодование современников?


Ханна Арендт впервые сформулировала понятие "банальность зла", под которым подразумевалось бездумное подчинение Закону, сформулированному главой государства, Партии. Даже когда закон является очевидно бесчеловечным, подрывающим основы бытия. Тезисы ее репортажа с процесса вышли в нескольких выпусках журнала, и каждый вызвал негодование. Суть тезисов состояла в открытии, что зло совершают обычные люди, покорно принимающие установленный порядок и добросовестно выполняющие обязательства, предписанные им действующим законом. Отдельной строкой обвинения был факт предания огласке того, что внутри гетто и лагерей исполнителями нацистских законов были еврейские организации – «юденраты», которые невольно помогали нацистам осуществлять планомерное уничтожение своих соплеменников.

Оппоненты Арендт обвиняли ее в том, что она защищает Эйхмана, хотя именно его пассивная исполнительность приводила ее в ужас. А так же в том, что она отказывалась молчать о роли юденратов. Но основная линия фильма - это попытка Арендт понять Эйхмана, как человека "без личности", сознательно и добровольно отказавшегося иметь собственное мнение, отступившего от автономного мышления, которое только и формирует личность.

Барбара Зукова в роли Ханны Арендт. Фото: dpa / Heimatfilm/NFP

Такой была Ханна Арендт. Photo by AP

Немецкая актриса Барбара Зукова в роли Ханны Арендт завораживает. Она блещет умом, внятностью позиции. Режиссер и актриса с любовью воссоздают детали того – недавнего – времени, и не идеализируют свою героиню, а дают ей возможность, выступая соглядатаями, прожить короткий отрезок времени. Медленно набирая обороты, оттачиваются формулировки Арендт - и в финале трудно поверить, что перед вами актриса – настолько проникновенно аргументирует свою позицию с экрана философ, оперируя нелегкими терминами. Позиция противников Арендт дана только эмоциями – не очень аргументированно, зато открытие Арендт о "банальности зла" разъяснено достаточно подробно. И доходчиво представлена авторская позиция создателей, которая совпадает с позицией Арендт: единственное противоядие от вселенского зла – это способность самостоятельно мыслить. Именно эта – такая простая мысль – делает фильм невероятно современным...

Мне искренне жаль всех участников этого кинофестиваля, так как о них никто и не вспомнит – от всего фестиваля в памяти останется один фильм, сделанный одной немкой о другой немке, с замечательной немкой в главной роли, создавшей образ странной еврейки, которая не увидела в одном из главных нацистов ничего инфернального, а только обыденное - обыкновенное, рутинное, банальное, ничтожное... Не стала демонизировать тщедушного немца заурядной наружности, а бесстрастно измерила его, как добросовестный гробовщик, в длину, в ширину, прикинув вес на глаз...

Так бывает жалко растение, что проклюнулось из-под земли в тени эвкалипта. Постойте подле моего любимого дерева, посмотрите себе под ноги. Чисто и сухо. Гладко, словно асфальт. Такова природа - эвкалипты высаживают на болотах, и получают сухое чистое пространство. А что там росло до них – никто и не вспомнит...

Я очень люблю этот творческий тандем – Маргаретте фон Тротта и Барбару Зукову. Они близки с юности. Их мало уцелело – тех, из команды Фасбиндера, кто выжил и остался верен традициям послевоенного бунта освобожденной от нацизма Германии. Как они ненавидели Голливуд! Эти двое могут рассказать в лицах – с первого дня они были вместе – юные актрисы театра юного Фасбиндера. Театр потом закрыли, они ушли в кино. А потом не стало Фасбиндера... Умер молодым, переколовшись. А эти - умницы, красавицы, интеллектуалки - дотянули до 21-го века. Маргаретте фон Тротта вышла замуж за прекрасного режиссера Шлендорфа, который подарил миру знаменитый «Жестяной барабан», родила и вырастила сына, который стал режиссером, и на его фильм с год назад стояла парализованная очередь, так как мальчик не поленился поинтересоваться, что сталось с режиссером Харланом, который снял знаменитый фильм конца тридцатых годов «Жид Зюс», который привел к еврейским погромам...

Года полтора-два назад на премьере своего предыдущего фильма «Видение» с Барбарой Зуковой в роли монахини Хильдегарты, Маргаретте фон Тротта с подкупающей простотой пожаловалась, что невероятно устала от того, что Германия ассоциируется последние полвека только с Холокостом.

- Я не могу больше слушать про Гитлера и Холокост, - сказала она искренне и бесстрашно посреди Манхэттена на встрече со зрителями. - Гитлер был каких-то 12 лет у власти, а Германия была сотни лет до него и будет после него...

И фильм ее о прекрасной средневековой монахине, опрокидывал время вспять – в 12-й век – и свидетельствовал именно о вечной Германии. И они с Барбарой Зуковой не скрывали того, с каким упоением работали над каждым кадром, воспевая Германию до Гитлера.

И вот новая работа - Германия после Гитлера...
Даже не Германия, а Латинская Америка в первом кадре, Израиль во втором, Нью-Йорк – в третьем. И немка в центре. Точнее, еврейка. Немецкая еврейка. Подарившая миру откровение, что нацисты были обыкновенными людьми. Такими же, как мы...

Хотя неизвестно, какими были бы мы, дай нам глава государства возможность безнаказанно пойти и убить всех, кто не мы. Точнее, не сразу убить, а сначала выгнать их из нашего дома, города, построить в колонну, позволить ИМ – тем, другим, - взять с собой узелок пожитков, загнать в вагоны... А уж куда они там придут – в лагерь с газовой камерой или в какую-то Палестину – какая нам разница? Только бы у нас было чисто... Без этих... поганых... – подставь любое слово, читатель.

Одно обидно – смотреть и слушать в 2013 году с экрана про «банальность зла», которая ошеломляет зрителя сегодня, как термин. Я хорошо помню, что Майя Туровская в те же шестидесятые написала карандашом на бумаге два слова - «Обыкновенный фашизм» и дальше, – сценарий фильма для Михаила Ромма. Но кто о том помнит? Фон Тротта помнит – она с юности дружна с Туровской. Но не про Туровскую же ей делать фильм!..

Я помню, как несколько лет назад писала о фильме Алексея Германа и о «дьяволиаде» Сталина. «Не демонизируйте вы грузина», - миролюбиво сказала М.Туровская, прочитав.

И я замерла. Вот в чем секрет и в чем подвиг Ханны Арендт и Майи Туровской: они разводят Бога и Человека, мир горний и дольний, религиозную патетику и человеческий поступок. «Не сваливайте на Бога то, что делают люди», - учила духовный лидер Северной Америки Ма Джайя, мир ее памяти.

Лишить тоталитаризм сакральности – вот что стоит за употреблением слова «обыденный, обыкновенный». Потому что Дьявол – тоже от Бога: ангел Люцифер, не подчинившийся воле Бога, воспротивившийся, возразивший, и тем – отпавший от Бога. А тоталитарный режим лишен тайн, святости мистицизма. ЛЮДИ в полном сознании делают то, чего требует от них режим. И напускать туман «дьяволиады» - это снимать ответственность с людей.

В сущности, Арендт ведь не делает ничего особенного – она просто возражает... Но не Богу, а Людям! Сохраняет разум, собственное мнение, свою душу живу...

А Эйхман - подчиняется, следует воле... Но не Бога, а лидера своей партии, занявшего место Бога. А патетика убивает все, и в первую очередь - ответственность. Потому что если Эйхман и Сталин – дьяволы, то тогда всё содеянное ими – в компетенции небес. А люди – безответные марионетки... Так – от чуда - мы получаем Обаму в Америке, а Кадырову дает деньги на Чечню Аллах. А то, что у этого «аллаха» есть имя-отчество-фамилия и счет в банке, значения уже не имеет: он только исполнитель воли Аллаха...

А человек что? - песчинка в жерновах истории. С него и взять-то нечего... За что тогда Эйхмана убивать?.. Эйхман не убивал никого, если вам угодно, не был инициатором уничтожения евреев. Он начальник транспортного отдела – поезда к станциям подгонял, отгонял. Педантичный исполнитель приказов лидера социалистической партии с небольшой приставкой «национал». И поезда его довезли бы этих... которые внутри. Но их никто не хотел! Он же в этом не виноват!?

Рекомендую посмотреть хронику суда над Эйхманом, где он в большом недоумении выслушивает обвинения этих самых людей, которых сажали в вагоны, везли на смерть, а они выжили... Он пытается объяснить, что их обвинения – нонсенс: они поймали его незаконно, привезли в какой-то Израиль, которого в помине не было в 1944 году, и судят по законам, вчера придуманным. Да если бы была эта страна в те годы, – они бы молились на него – за то, что он так споро подгонял поезда. Так ведь не было же никакого Израиля!.. И он в этом не виноват.

Я видела много хроники, снятой на суде Эйхмана. После нее трудно жить. А Ханна Арендт сидела напротив него в зале и слушала. И смотрела на чисто выбритого, опрятного, с хорошими манерами мужчину. И призналась себе и другим в том, что перед ней сидел совершенно нормальный человек. Бюрократ. Аппаратчик. Достойный член своей партии, своего народа, прекрасный исполнитель приказов, верой и правдой служивший главе государства и фатерлянду. И это самое страшное.

"Его нормальность более ужасна, чем все преступления, вместе взятые", - записала она.

Странно, что у евреев Америки руки никогда не дошли фильм о Ханне Арендт сделать. Ждали, покуда две немки найдут на картину деньги.
Количество обращений к статье - 10687
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (14)
Гость В.Вебер | 27.05.2013 15:33
Спасибо, Вам, Александра Александровна, за прекрасную и мудрую, как всегда, статью. Мрак наступает тогда, когда отключается сознание. А Вы поддерживаете свет разума. Да хранит Вас Бог.
А.Бураковский | 27.02.2013 06:32
Статья А.Свиридовой и фильм «Ханна Арендт» - о главном в сути: что значит оставаться Человеком при любой власти.
Но есть несколько моментов, которые не могу не отметить. Автор, говоря о фильме, пишет о проблеме «нацисты – евреи», относя к левой ее части «юденраты», которые, «будучи исполнителями нацистских законов», «невольно помогали нацистам осуществлять планомерное уничтожение своих соплеменников» в соответствии с «банальностью зла».
Масса известных научных исследований этого факта не подтверждают.
Члены «юденратов», в абсолютной своей массе, коллаборантами не были, не шли на осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом. Напротив, очень часто помогали людям если не выжить, то хотя бы продлить время надежды. Да и для всех этих людей нацисты никогда не делали исключений при ликвидации гетто. И это было известно.
Кроме того, к «банальности зла» следует отнести не столько проблему «нацисты – евреи», или «бездумное подчинение Закону», а сознательное подчинение всемирному общественному мнению, ставшему во времена торжества нацизма на сторону Зла.
«Понять Эйхмана, как человека», еще не значит стать на сторону Добра. Это жалкая толика того, что еще предстоит сделать в этом мире.
Гость Илья Ташкер to Фельдман Илья Наумович | 27.02.2013 01:40
Ханна Арендт. Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме. М., Изд-во «Европа», 2008, 424 с.
Гость S. | 26.02.2013 15:11
Как бы не глубока была философская мысль о"банальности зла" негоже ее щироко тиражировать,ибо она будет неправильно, искаженно воспринята многими безумными маньяками, одержимыми мазохистскими наклонностями.
Не был Эйхман заурядным исполнителем. Он был потенциальный садист, добровольно предложивший свой злодейские услуги фюреру и единомышленнику.
Банальным злодеем можно условно считать некоего рядового солдата вермахта, которому по команде от Эйхмана было приказано конвоировать группу евреев-смертников на пути к уничтожению.
Фельдман Илья Наумович,г.Петрозаводск | 26.02.2013 12:34
Уважаемый Илья Ташкер,спасибо за ваш ответ,за предло-
женные вами ссылки и т.д.Статью Аси Энтовой уже прочитал.Хорошая познавательная статья.Другие статьи Аси Энтовой я читал и ранее,они мне всегда нравились, но я просто забыл про сайт rjews.net.Естественно,я кое-что знал о Х.Арендт,о её работе "Истоки тоталита ризма"знал(но не читал)ещё задолго до Интернета и всех перестроек.Её "банальность зла",как и "обыкно- венный фашизм"М.Ромма прочно вошли в лексикон, как мне кажется,любого считающего себя образованным человека.Но всё это немного не то.Постараюсь сформу-
лировать свой вопрос более чётко.Итак,ЮДЕНРАТЫ и их
роль при Холокосте.Как Х.Арендт освещала эту пробле му в своих репортажах,будучи корреспондентом на про-
цессе Эйхмана?Что всё-таки она написала такого,что,
как здесь пишут,на неё "обрушилась волна гнева"?
Юденраты при Холокосте-это ужасная трагическая страни ца в еврейской истории.Не знаю,сколько здесь нужно Шекспиров,чтобы еврейская трагедия могла бы быть отражена в совершенной художественной форме.У меня есть большое подозрение,что обвинение Х.Арендт в оправдании нацистов и перекладывании вины на евреев за Холокост было небезосновательно.Так это было или не было? Вот на что сегодня надо дать точный,честный и недвусмысленный ответ.Я этого ответа не знаю,но точ
но знаю,что никакое чтение "Основ тоталитаризма"здесь
не поможет.Гений и злодейство совместимы,да ещё как.
Талантливо и умно написанная книга вполне совместима
с личной безжалостностью,жестокостью и доктринальным
идиотизмом,что часто свойственно левым еврейским
интеллектуалам.Так что,Илья Ташкер,ответ дадите?
Гость | 26.02.2013 00:02
Илья Ташкер to Фельдман Илья Наумович

asya.rjews.net/philosofia/970711-arendt.shtml
Статьи Аси Энтовой УРОКИ ХАННЫ АРЕНДТ
Знает ли многоуважаемый читатель кто такие “евреи исключения” и какое влияние они оказали не только на евреейскую, но и на мировую историю? В чем заключается отличие национализма от шовинизма? Диктатуры от тоталитаризма? Фашизма от нацизма? Если не знаете, то не огорчайтесь - ведь у нас даже ООН только недавно начала отличать сионизм от расизма. Если вы хотите разобраться в этих актуальнейших и сегодня вопросах и читать предпочитаете по-русски, то Вам стоит прочитать книгу Ханны Арендт “Истоки тоталитаризма”.

aej.org.ua/pict_mod/pictures/86_item_file_...
Арендт, Ханна. Истоки тоталитаризма

cscd.osaka-u.ac.jp/user/rosaldo/101010OTHA.htm
The Origins of Totalitarianism HANNAH ARENDT
Фельдман Илья Наумович,г.Петрозаводск | 25.02.2013 21:50
Раздел статьи "Что же вызвало негодование современни-
ков?".Она действительно утверждала и писала то,что написано в первом абзаце раздела? Кто-нибудь хоть что-нибудь знает,что и как она на самом деле писала? Здесь же равноценно важны как сам текст,так и все слои контекста,ссылки,тональность,ньюансы,моральные оценки и объяснения и пр.Я могу рассуждать только по аналогии с известными мне подлейшими и сучьими текс- тами,очень любимыми и часто используемыми антисеми- тами, где так и утверждается,что одни евреи корыстно сотрудничали с нацистами в массовом уничтожении других евреев.Это она положила начало подобным аргументам?Не удивлюсь,если это так,но очень надеюсь,
что это всё-таки не так,хотя моральный релятивизм и
отсюда вытекающая моральная мерзость некоторых особен
но левых интеллектуалов(часто еврейского происхожде- ния)вызывает к ним вполне праведную ненависть.
Я её работ не читал,но надеюсь,что найдётся хоть один
знающий и толковый комментатор,который и скажет своё
последнее умное слово.
Vitaly German | 24.02.2013 22:50
Да нет никакого мистического - вселенского - зла!
При очередном появлении тирана критически мыслящие люди или стыдливо отводят глаза в надежде, что уж их-то "это" не коснётся, или оправдывают необходимость тирании высшими соображениями или целесообразностьью.
Тираны не обращают нас в рабство - они просто делают очевидным кто мы...
Юрий, Т-А | 24.02.2013 12:18
Ну не любит Мая Свиридову. Бывает. Может, мужика увела. Может, завидует, что так никогда писать не сможет. Может, еще что. И опять же - о статье - ни слова. А вот про блохи - с большим удоволствием и даже язвительно (мол, проверять надо). А у самой Маечки блох-то в 10 строчках - полный набор.
Гость | 24.02.2013 09:28

Майя | 23.02.2013 18:55
Не мешало бы проверить факты, когда о них пишешь.
=========
Вам бы, девушка, прежде чем кого- то поучать, самой «не мешало бы проверить факты, когда о них пишешь».

Не «Зюс», а «Зюсс»,

Не Krisnallnacht , а Kristallnacht

Не Фейтфангера, а Фейхтвангера

Еврейские погромы в Германии начались 9-10 ноября 1938 года

Не в 38г., а значительно раньше, в 33 году, сразу после выборов. Когда, во время «мартовского террора» громили еврейские магазины, Геринг запретил полиции вмешиваться, сказав, что он категорически против того, чтобы полиция защищала еврейские лавки, т.к. она «существует не для того, чтобы охранять мошенников, жулье, ростовщиков и предателей».

Александрe Свиридовой спасибо за замечательный материал.
Чуть добавлю: Эйхману не удалось избежать наказания по причине того, что он был всего лишь исполнителем приказов, а Харлану (по этой же причине) удалось. После войны его дважды судили и дважды выносили оправдательные приговоры на основании того, что он был лишь исполнителем чужой воли, подвергался давлению министерства пропаганды и самого Геббельса.


Гость | 23.02.2013 22:59
http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-xanny-arendt/
Юрий, Т-А | 23.02.2013 22:20
Майя, жаль, что вы не потратили еще 10 минут, чтобы выяснить правильное написание фамилии автора одноименного романа и той самой ночи, когда в Германии начались погромы. А у Свиридовой - да, серьезная ошибка: не в 40-м году, а в конце 30-х.
Светлана Петровская, Киев | 23.02.2013 19:19
Спасибо за статью, Александра. Очень хотелось бы увидеть фильм и показать его молодым. И поговорить с ними. "Обыкновенный фашизм" Михаила Ромма, который потряс нас тогда, когда мы увидели его впервые, всю мою учительскую жизнь рядом со мной, в классе ( я преподаю историю уже более 55 лет). Он очень помог объяснить многим ученикам "обыкновенность" зла. К сожалению, книги Ханны Арент не знают ( почти) молодые люди. А ее мысли важны для растущего и формирующегося человека.
Еще раз благодарю Вас.
Майя | 23.02.2013 18:55
Не мешало бы проверить факты, когда о них пишешь.
Иначе можно подорвать к себе доверие как к автору.
"....что сталось с режиссером Харланом, который снял знаменитый фильм конца тридцатых годов «Жид Зюс», который привел к еврейским погромам... "
Этот фильм был снят в 1940 году. Был ещё английский фильм с тем же названием, снятый в 1934 году. Оба фмльма были сняты по одноименному роману Лиона Фейтфангера, вышедшего в 1925 году.
Еврейские погромы в Германии начались после Krisnallnacht 9-10 ноября 1938 года.
Чтобы получить всю эту информацию, мне понадобилось всего 10 минут.
Кстати, Харлан - еврейская фамилия.

Страницы: 1, 2  След.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2020, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com