Logo



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!



RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
7-13 марта 2013
Рубрику ведет Леонид Школьник

7 марта

 

1970 – Британская актриса Рэйчел Ханна Вайс родилась в Лондоне в еврейской семье. Папа, Джордж Вайс, родился в Венгрии и впоследствии стал изобретателем. Вместе с семьёй ему пришлось бежать в Англию, чтобы избежать нацистских преследований. Мать Рэйчел, Эдит Рут (в девичестве Тайх, - родом из Вены, ее дед со стороны матери, Александер Тайх, был секретарём Всемирного союза еврейских студентов. По словам Рэйчел, она выросла в «интеллектуально-заумном еврейском доме» и считает себя еврейкой. У актрисы есть сестра Минни, художник по профессии. Вайс изучала английскую литературу в Кембриджском университете. Во время обучения участвовала в различных студенческих постановках, а также была одной из основательниц студенческой драматической группы под названием Cambridge Talking Tongues. Первой ролью, которая принесла ей успех, была роль в постановке пьесы под названием Design for Living в 1994 году на сцене Gielgud Theatre. В это время у Рэйчел уже был опыт работы на телевидении, и она продолжила свою карьеру в том же году в фильме «Цепная реакция», после чего снялась в фильме Бернардо Бертолуччи «Ускользающая красота». За этим последовали другие английские фильмы с её участием, как, например, «Мумия» (1999 год) и «Константин: Повелитель тьмы» (2005 год). В 2005 году Вайс снялась в фильме «Преданный садовник», основанном на одноимённой книге Джона ле Карре. За роль в этом фильме в 2006 году она получила награды «Золотой глобус» и «Оскар» - в номинации «Лучшая актриса второго плана». В конце 2006 года на мировые экраны вышел фильм «Фонтан», автором сценария и режиссёром которого был её жених Даррен Аронофски. Кроме того, в 2006 году Вайс сыграла в фильме «Мои черничные ночи» культового режиссёра Вонга Карвая. Кстати, о личной жизни актрисы. Вайс была помолвлена с американским режиссёром Дарреном Аронофски. 31 мая 2006 года у пары родился сын Генри. А 9 ноября 2010 года Рэйчел и Даррен заявили, что уже несколько месяцев живут раздельно, но при этом остаются близкими друзьями и будут воспитывать сына вместе. 22 июня 2011 года в Нью-Йорке Рэйчел Вайс сочеталась браком с «Джеймсом Бондом» - актером Дэниэлем Крэйгом. А ее сын Генри... Рэйчел Вайс очень ценит время, проведенное с ним (сегодня ему 7 лет). Рэйчел в одном из интервью рассказала: «Пару лет назад, он подарил мне рисунок на День матери, я была изображена там в виде маленькой худенькой желтой фигурки. Он сказал: «Мама, я нарисовал колокольчик у тебя на шее, и теперь всегда буду знать, где ты». По-моему, ничего не может быть прекраснее».

 

8 марта

1928 – Кинодраматург, режиссер, писатель Эфраим Севела (настоящие имя и фамилия - Ефим Драбкин) родился 85 лет назад в Бобруйске, Могилевской области, окончил Белорусский государственный университет. С 1948 по 1956 годы работал журналистом в Вильнюсе. В 1956 г. перешёл в кинематографию и переехал в Москву. Дебютировал киносценарием к картине «Наши соседи» (1957). Под литературным псевдонимом «Ефим Севела» написал сценарии к комедийным фильмам на фронтовую тематику, в том числе «Крепкий орешек» (1967) и «Годен к нестроевой» (1968). Был женат на дочери режиссёра Альберта Гендельштейна (падчерице эстрадной певицы Эдит Утёсовой), актрисе Юлии Гендельштейн. В этом браке родились дочь (1959) и сын (1971). В 1971 году Севела участвовал в захвате приёмной Президиума Верховного Совета СССР группой из 24 человек, требовавших разрешить советским евреям репатриироваться в Израиль (хотя, по собственному признанию писателя, ранее он не был ни диссидентом, ни сионистом). После суда над группой Эфраим Севела был вместе с семьёй (и остальными участниками акции) выслан из СССР. По пути в Израиль Севела оказался в Париже. Об этом времени он рассказывает так: «Легенды Инвалидной улицы» я написал в Париже. Это был заказ барона Эдмонда Ротшильда. Он нас лично встречал. Мы были первыми эмигрантами из России в Париже за многие-многие годы. У меня дочь Маша была вундеркиндом в языках. Она училась в Москве в четвертом классе французской школы. Когда в Париже барону Эдмонду Ротшильду я стал пересказывать книгу, она переводила ее так, с такой силой, что он влюбился в будущую книгу. Ротшильд был большого роста, симпатичный, очень умный мужик. И очень деликатный. И вдруг он узнал про мою жизнь, про то, что мы, добиваясь выезда в Израиль, захватили приемную Верховного Совета. И во мне, в моих поступках увидел то, чего недоставало ему в собственной жизни. Я пробыл там семь месяцев, написал по его просьбе "Легенды Инвалидной улицы". Он сказал, что книга, когда я ее напишу, разойдется по всему миру, ее будут читать, потому что вышибает она слезу у самых твердолобых людей. Я всё не решался писать. А потом Машка меня добила. Она сказала: "Папа, надо ему уступить. Надо написать". Я не мог заставить себя. Однажды Ротшильд сказал: "Возьмись и докажи мне, что не можешь этого сделать. И я от тебя отстану". Говорил со мной по-дружески. Я написал за 14 дней. Это было в августе 1971 года». Из Парижа Севела уехал в Израиль, где жил до 1977 года. По его словам, в возрасте 45 лет, через два года после приезда в Израиль, он участвовал в войне Судного дня, и на второй день войны «подбил из советской „базуки“ два танка Т-54 и противотанковую пушку», был ранен. В 1977 году переехал в США, жил в Бруклине. Часто переезжал и работал в таких городах, как Лондон, Западный Берлин, Париж. После «Легенд Инвалидной улицы» написал 13 произведений, опубликованных во всем мире: «Викинг», «Остановите самолет - я слезу», «Моня Цацкес - знаменосец», «Почему нет рая на Земле», «Попугай, говорящий на идиш», «Всё не как у людей», «Тойота «королла», «Прощай, Израиль», «Зуб мудрости», «Мужской разговор в русской бане», «Продай твою мать». С 1991 года работал в России и на Украине. Продолжал сотрудничество с кинематографом: «Попугай, говорящий на идиш» (1990 – режиссер, сценарист), «Ноев ковчег» (1992 – продюсер, актер, режиссер, сценарист), «Ноктюрн Шопена» (1992 – режиссер, сценарист), «Благотворительный бал» (1993 – режиссер, сценарист). Написал киносценарий «Белый "мерседес" - фильм посвящен памяти одиннадцати израильских спортсменов, павших от рук террористов в 1972 году на Олимпийских играх в Мюнхене. Умер Эфраим Севела 19 августа 2010 года в Москве.

9 марта

1948 – Один из лучших российских поэтов Анатолий Кобенков рос и учился в Биробиджане, первые стихи опубликовал в областной газете «Биробиджанская звезда»:

Простите, бабушка, так нужно:
Я не могу прийти домой,
Когда опять рисует лужи
Апрельский снег на мостовой.
Ведь я не слесарь, не бездельник,
И с понедельника для всех
Я начинающий отшельник
И самый добрый человек.
Простите. Это так, и это –
Не выдумка, не ерунда.
Читайте местную газету
«Биробиджанская звезда»...
Я там печатаюсь, как лекарь.
Я написал в газете той:
Лечу угрюмых человеков
Своей апрельской добротой...

Мы с Толей состояли в одном литобъединении, любили одних и тех же поэтов – наших старших друзей Любу Вассерман, Ицика Бронфмана, Бузи Миллера, Нохема Фридмана, выступали вместе с ним в читальном зале областной библиотеки им.Шолом-Алейхема, в общежитиях города, ездили на поэтические семинары в Хабаровск, на Сахалин. Не раз и не два бывал у него дома, разговаривал с его гостеприимной и мудрой мамой Дорой Давыдовной – учительницей английского языка. А потом Толя уехал в Ангарск, работал там редактором заводского радио, корреспондентом иркутской газеты "Советская молодежь". Окончил Литературный институт им. Горького. Возглавлял в течение семи лет Иркутское отделение Союза писателей, организовал Международный фестиваль поэзии на Байкале, Дни памяти отца Александра Меня. Толя - редактор-составитель иркутских альманахов «Зеленая лампа» и «Иркутское время». Печатался в журналах «Сельская молодежь», «Новый мир», «Континент», «Арион», «Огонек». Его стихи переведены на английский, французский, испанский, чешский, польский, латышский и другие языки. Первую книжку стихотворений он выпустил в Хабаровском книжном издательстве, с тех пор их вышло более десяти («Улицы», «Вечера», «Я однажды лежал на зеленой траве», «По краям печали и земли», «Круг» и другие), плюс книга эссе, посвященных сибирским поэтам «Путь неизбежный». Последний прижизненный поэтический сборник Анатолия Кобенкова "Строка, уставшая от странствий" вышел к 55-летию поэта в Иркутске в 2003 году. В 2005-2006 гг. вместе с поэтом Кириллом Ковальджи принимал активное участие в работе Интернет-журнала молодых писателей «Пролог». В 2004 году Анатолий переехал жить в Москву, где принял активное участие в организации ежегодного Международного фестиваля поэзии на Байкале и многих других литературных проектов. 5 сентября 2006 года Анатолий Кобенков неожиданно скончался в результате сердечного приступа. «На него писали некрологи при жизни. Неоднократно. Не по ошибке. Им очень хотелось, чтобы Анатолия Кобенкова не было. Чтобы никто не мешал им ксенофобскую графоманию выдавать за гражданскую лирику. Чтобы не существовало в Иркутске никакого «демократического» Cоюза писателей и не приезжали на Байкал, на ежегодный международный фестиваль, лучшие российские и зарубежные писатели, не любящие ура-патриотической риторики, - так написал на смерть Кобенкова его друг по поэтическому цеху Олег Хлебников. - Удивительно, что заклятым врагом для провинциальных черносотенцев стал такой мягкий и добрый человек, как Толя. Но в том-то, наверное, и дело, что их как раз раздражали и даже бесили его врожденная интеллигентность и бесспорная поэтическая одаренность. Всем, что писал и делал, Толя напоминал об утраченной норме, хорошем вкусе, необходимости знать и чувствовать родной язык… Господи, почему подавляющее большинство нынешних «патриотов» так плохо пишут и говорят по-русски?». И еще одно размышление о жизни и стихах Толи - Евгения Евтушенко: «Он был настоящим поэтом — то-есть человеком не случайным в этой почти умирающей, но все-таки, надеюсь, бессмертной профессии. Это у него соединялось с редкой нравственной чистотой». Сегодня Толе исполнилось бы 65...




Сегодня же – день рождения нашего постоянного автора Михаила Марголина из Нью-Джерси. Человек очень активный творчески, неравнодушный, искренний, он постоянно сотрудничает в русскоязычных СМИ, имеет около 400 публикаций в Америке, Израиле, Германии и Австралии. Но «Мы здесь» занимает в его творческой биографии особое место, поскольку он начал свое сотрудничество еще в середине 90-х в «Форвертсе», еще не перекупленном московскими засланцами, и продолжает печататься в «МЗ», ставшей как бы преемницей того «Форвертса». Основная тематика выступлений Михаила Моисеевича связана с историей и проблемами современной жизни евреев.

Редакция «МЗ» сердечно поздравляет Михаила Моисеевича с днем рождения и желает ему как можно дольше продолжать сотрудничество с нашей газетой.

10 марта

1897 – Жена В.М. Молотова Перл Семеновна Карповская (Полина Жемчужина) родилась на станции Пологи Александровского уезда Екатеринославской губернии в семье портного. Семь лет работала в Екатеринославе на табачной фабрике, кассиром в аптеке, а в 1918 году резко поменяла образ жизни, вступив в РКП(б) и в Красную армию, где стала политработником в частях 12-й армии, заведовала клубом. В большом секрете держала в то время факт, что ее родная сестра в том же 1918 году уехала в Эрец Исраэль. В 1919 году Полина перебралась в Киев, была политработником 9-й армии, членом ЦК КП(б) Украины, инструктором женотдела. В 1919 году в Харькове она впервые получила документы на имя Полины Семеновны Жемчужиной. Недолго, почти год, заведовала женским отделом Запорожского горкома партии. В составе делегации руководителей женотделов от парторганизации Украины отправилась в 1920 году в Москву, где познакомилась с В.М.Молотовым, который помог Полине остаться в Москве. В 1921 году Полина Жемчужина работала инструктором Рогожско-Симоновского райкома РКП(б), а вскоре вышла замуж за В.М. Молотова, стала близким другом жены Сталина Н. Аллилуевой. По окончании экономического факультета Института народного хозяйства им. Г.В. Плеханова работала сначала секретарем партячейки парфюмерной фабрики "Новая заря", а в 1930 году стала ее директором. С 1936 по 1939 г.г. – на руководящих постах в различных наркоматах СССР: в наркомате пищевой промышленности (начальник главка парфюмерно-косметической, синтетической и мыловаренной промышленности), в наркомате пищевой промышленности (заместитель наркома), в наркомате рыбной промышленности (нарком). В марте 1939 года П.Жемчужина стала кандидатом в члены ЦК ВКП(б) и в том же году вынуждена была прекратить переписку с сестрой, проживавшей в Палестине. Однако «делу» был дан ход, и 10 августа 1939 года Политбюро приняло секретное постановление (особая папка) о «нездоровых» связях жены Молотова. В феврале 1941 года на 18-й партконференции П.С. Жемчужина была выведена из состава кандидатов в члены ЦК, но вскоре стала активно работать в Еврейском антифашистском комитете (ЕАК), а в 1944 году официально зарегистрировала свой брак с В.М. Молотовым. Говорят, Сталин был взбешен и топал ногами на Молотова, узнав, что Жемчужина в 1945 году в траурный день памяти жертв Катастрофы посетила Московскую хоральную синагогу. В январе 1948 года, присутствуя на траурной панихиде по Михоэлсу, Жемчужина неосторожно поделилась с писателем Ициком Фефером своими сомнениями в истинности официальной версии гибели артиста, а в том же году подружилась с Голдой Меир - первым послом Государства Израиль в СССР. Оба этих факта послужили сигналом для гонений против этой, безусловно, отважной и неординарной женщины (кстати, с Голдой Меир Перл разговаривала только на идиш). После разгрома ЕАК и принудительного развода с Молотовым Перл Жемчужина была арестована (29 января 1949 года), а ее бывший муж в марте 1949 года был освобожден от должности министра иностранных дел и потерял большую часть своего влияния. П.Жемчужина 29 декабря 1949 года после допросов с применением пыток Жемчужина особым совещанием при МГБ СССР была приговорена к пяти годам ссылки в Кустанайскую область. По случайному стечению обстоятельств день рождения Молотова (9 марта) совпал в 1953 году с похоронами Сталина. Рассказывают, что 10 марта Л. Берия неожиданно вышел из-за стола, обнял гостью и воскликнул: "Полина! Ты честная коммунистка!" Жемчужина упала на пол, потеряв сознание. Но ее быстро привели в чувство, дали немного отдохнуть и переодеться и отвезли на дачу к Молотову - подарок к его дню рождения. Но в 1957 году Молотов был причислен к антипартийной группе и вновь попал в опалу. А Перл умерла от рака 1 мая 1970 года и была похоронена на Новодевичьем кладбище. Молотов, всю жизнь любивший свою Жемчужину, уже будучи вдовцом, неизменно произносил в своей компании: "За товарища Сталина! За Полину! За коммунизм!". Сегодня в российской политике активен внук Молотова и Жемчужиной, президент фонда "Политика", исполнительный директор правления фонда «Русский мир» (с 2007 года), доктор исторических наук Вячеслав Алексеевич Никонов (родился в 1956 году).

11 марта

1911 - Израильский общественный и политический деятель, писатель, историк-краевед Ицхок Корн родился в Кишиневе в семье мануфактуриста Абрама Ициковича и его жены Суры Корн, окончил кишинёвскую гимназию «Александру Донич», получил юридическое образование в Яссах, занимался адвокатской практикой и одновременно был секретарём молодёжного движения «Цеирей Цион» в Бессарабии и членом президиума бессарабского отделения Всемирной сионистской организации. В 1938-40 годах вместе с Бэрлом Мильгромом редактировал журнал «Цайт-Фрагн» (Насущные вопросы, Кишинёв) и «Ундзэр вэг» (Наш путь, там же). С 1940 года — вместе с младшим братом Суней в подмандатной Палестине (родители погибли в Кишинёвском гетто в годы Великой Отечественной войны). В 1943-60 годах — секретарь объединения мошавов, опубликовал ряд научных работ по кооперативному хозяйствованию. Депутат Кнессета от партии МАПАЙ (1959-1965, 1969-1973), заместитель министра финансов и просвещения в правительстве Леви Эшколя, генеральный секретарь Всемирного Рабочего Сионистского движения (1964-1979). В 1941 году основал Всемирную ассоциацию бессарабских евреев (с центром в Буэнос-Айресе), объединение евреев-выходцев из Бессарабии в Израиле, бессарабский культурный центр «Бейт-Бесарабия» (Дом Бессарабии) в Тель-Авиве, которыми руководил до последних дней. Также основатель и бессменный президент «Всемирного совета по идишу и еврейской культуре» (Вэлтрат Фар Идиш Ун Идишер Култур). Начиная с середины 1940-х годов, написал ряд книг эссеистики, критики и исторических работ по истории бессарабского еврейства, в основном на идише, отдельные работы — на иврите и на испанском языке. Среди книг на иврите — «Пирке Кишинёв» (1947), «Йехудей Бесарабия» (Евреи Бессарабии, 1949), «Йехудей Кишинёв» (Евреи Кишинёва, 1950), редактор раздела бессарабского еврейства в многотомной энциклопедии диаспоры (том 11, Иерусалим, 1971); на идише — «Кешенэв. 200 йор идиш-лэбм ин дэр hойптштот фун Бесарабие» (Кишинёв: 200 лет еврейской жизни в столице Бессарабии, пер. с иврита, 1950), «Майсим ун фармэстн» (Дела и соревнования, 1966), «Идн афн шейдвэг» (Евреи на перепутье, 1978), «Дос гешталт фун бесарабэр иднтум» (Образ бессарабского еврейства, 1978), «Дос герангл фар идиш» (Борьба за идиш, 1982), «Идиш ин Румэнье» (Еврейский язык в Румынии, 1989), редактор-составитель (совместно с Й. Ясановичем, А. Лисом и И. Рудницким) книги «Аф ди шляхн фун hэйм» (На дорогах дома, 1989) — антологии израильских мотивов в произведениях писателей и поэтов, живущих за пределами страны; на испанском языке опубликовал книги о кишинёвском погроме 1903 года, истории Всемирного еврейского конгресса и другие. Скончался Ицхок Корн 22 июня 1994 года в Тель-Авиве. Его сын Дани Корен (род. 12 февраля 1945, Тель-Авив) - депутат Кнессета (2006), с 1994 года председатель товарищества «Дом бессарабского еврейства» (Бейт-Бесарабия) им. И. Корна по адресу Северный Тель-Авив, район Неот Афека, улица Бней-Эфраим, 228, президент баскетбольного клуба «hаПоэль» (Тель-Авив); окончил высшую экономическую школу в Лондоне (Ph.D.), автор книг «Обратный отсчёт: правительство национального единства 1984-1990», «Коалиция: израильская политика за 50 лет в 100 представлениях», «Конец партий: израильская демократия в опасности», «Общественная политика в Израиле: аспекты и применения». Дочь, Рут Корен, замужем за известным израильским политическим деятелем Моше Нисимом (род. 1935).

12 марта

1923 – Родившийся 90 лет назад в Вене талантливый британский скрипач Норберт (Нехемия) Брайнин был старшим из трёх детей Софьи Гутенберг и Адольфа (Авраама) Брайнина. Желание стать скрипачом появилось у Норберта в шестилетнем возрасте, когда он услышал 12-летнего вундеркинда Иегуди Менухина. Первым скрипичным педагогом Норберта в течение трёх лет был его двоюродный дядя Макс Брайнин, впоследствии известный американский рекламный дизайнер и архитектор. Хотя «дядя Макс» не сделал профессиональной музыкальной карьеры, его исполнительский уровень был достаточно высок для участия в профессиональных квартетах в качестве скрипача (он продолжал играть в квартетах до 90 лет). В возрасте 10 лет Норберт Брайнин поступил в Новую Венскую консерваторию в класс Рикардо Однопозоффа, позднее занимался также у Розы Хохман-Розенфельд, которая привила ему вкус к квартетной игре в возрасте 12 лет. К 13-летнему возрасту Брайнин владел практически всем популярным скрипичным репертуаром. В 1938 г. Роза Хохман-Розенфельд написала в Лондон своему учителю Карлу Флешу, рекомендуя Норберта в качестве ученика. Отъезд в Лондон был ускорен в связи с аннексией Австрии гитлеровцами. В своих мемуарах Брайнин описывает это как бегство «двух перепуганных еврейских женщин и семерых детей, из которых я был старшим». Первое время в Лондоне он жил у своих тёток и занимался у Флеша, к которому поступил без приёмных экзаменов. Флеш работал с ним шесть дней в неделю по несколько часов. После отъезда Флеша из Лондона в 1940 г. Брайнин продолжил занятия у Макса Ростала, ученика и ассистента Флеша. В 1942 г. в качестве гражданина враждебного государства Брайнин был интернирован в лагерь на острове Мэн, где познакомился с другим скрипачом-беженцем, таким же молодым австрийским евреем Петером Шидлофом. Условия пребывания в лагере были достаточно гуманными. Оба привезли с собой скрипки и выступили с оригинальной обработкой скрипичного концерта Мендельсона. Шидлоф солировал, Брайнин играл партию оркестра. В лагере Брайнин пробыл два месяца, после чего был освобождён как не достигший возраста совершеннолетия (21 год) и должен был вплоть до 1945 года выполнять военно-трудовую повинность по восемь часов в день на фабрике вооружений в качестве «необученного машинного оператора». До конца войны Брайнин был вынужден по нездоровью прекратить занятия на скрипке. Впрочем, несмотря на двухлетний перерыв в занятиях, в 1946 году Брайнин выиграл учреждённый при активном участии Ростала конкурс скрипачей имени Флеша, посвящённый памяти мастера, скончавшегося годом раньше. На конкурсе он выступил со скрипичным концертом Брамса. В качестве приза Брайнин получил возможность сыграть с оркестром Би-би-си. Успешное исполнение им скрипичного концерта Бетховена открывало двери для сольной карьеры. Тем не менее, Брайнин предпочёл камерное музицирование. В 1947 году он снимал квартиру у родителей виолончелиста Мартина Ловетта. Ещё раньше Шидлоф познакомил Брайнина со скрипачом Зигмундом Нисселем, ещё одним юным еврейским беженцем из Австрии. Брайнин стал инициатором совместного музицирования и основал со своими друзьями струнный квартет, в котором Ниссель исполнял партию второй скрипки, Шидлоф - партию альта, а виолончелистом квартета стал его самый молодой участник Мартин Ловетт. Квартет назывался сначала Brainin Quartet, иногда позиционировался как «Вена-Лондон квартет» («но это напоминало расписание поездов», — пишет Брайнин в своих мемуарах), а в 1948 г. получил название «Амадеус-квартет». Обе премьеры этого коллектива — и как Брайнин-квартета (с квартетами Моцарта, Верди и Бетховена), и как Амадеус-квартета — сопровождались шумным успехом. Сорок лет работы в составе этого ансамбля принесли Брайнину мировое признание, включая высшие государственные награды Великобритании, Австрии и Германии. Между тем, на раннем этапе творческой деятельности Брайнин выступал и в других камерных составах — в том числе, в фортепианном трио с Эдмундом Рабброй и Уильямом Плитом. После смерти Шидлофа в 1987 году квартет решил прекратить свою деятельность (т.е. не приглашать другого альтиста), и Брайнин выступал как камерный музыкант с кёльнским пианистом Гюнтером Людвигом. Брайнин вёл большую педагогическую работу, был профессором в Кёльнской высшей школе музыки, в Музыкальной школе Фьезоле (Scuola di Musica di Fiesole под Флоренцией), в Веймарской Высшей школе музыки им. Листа, в Лондонской королевской музыкальной академии, почётным доктором Йоркского университета. Скончался выдающийся скрипач 10 апреля 2005 года в Лондоне.

13 марта

1913 – Сто лет назад в бессарабском местечке Вадул-Рашков родился и вырос последний еврейский классик Молдавии Ихил Шрайбман. Своим творчеством - прозой и стихами - на протяжении всей жизни сооружал он этой малой родине литературный памятник. В итоговой своей, 23-й по счету книжке "Творения и любовь" Шрайбман вновь предстает перед читателем рашковцем. В сборнике под заголовком "Пятикнижие" он взял "напрокат" из Ветхого совета семь роковых, "мучительных" сюжетов и переосмыслил их по-рашковски. В книгу вошли 50 миниатюр (жанр чисто шрайбмановского изобретения) - эдаких крошечных алмазиков. Очень поэтичных, пропитанных типично еврейской местечковой (то-есть по-настоящему мудрой) философией. Сегодня мы знаем: из шести миллионов истребленных евреев 4 млн говорили на идиш. Одним из выживших в огне Холокоста носителей идиш был Ихил Шрайбман - "последний из могикан" (впрочем, сам Шрайбман так не считал, на всех встречах с читателями называя молодых коллег Бориса Сандлера, Моисея Лемстера и других своих учеников, без имен которых сегодня невозможно представить современную еврейскую литературу). Тот же Борис Сандлер в эссе о своем учителе писал: «Ихил Шрайбман, пожизненно прикованный к писательскому столу, постоянно находился в дороге, но на его пути не пространство, а время. Не было дня, чтобы этот странник не шел по тропинке, что уводила его в мир, который он сам создал и сделал обитаемым. Даже названия книг, написанных в разные годы, так или иначе связаны со временем: "Три лета" (1946), "Годы и мгновения" (1973), "Тем летом" (1981), "Далее" (1984), "Всегда" (1997). Не является исключением и новая книга "Семь лет и семь месяцев" (2003). В творчестве Шрайбмана, возможно, нет шолом-алейхемовской необъятности, его герои не так разговорчивы и общительны, ему свойственна интимность, мягкость и тонкость манеры письма И.-Л.Переца. Он любил, а возможно, и был вынужден, недосказывать, ставить вместо лишнего слова загадочные три точки. Не досказать - это не значит промолчать. А быть до конца откровенным с читателем в той стране, где довелось жить писателю, означало превратиться в пыль на сапогах тоталитарного режима. В этом трагедия не только Шрайбмана. Многие художники решали для себя, как совместить правду души с общественной ложью. Отсюда и произошло удобное для слабых, но бессмысленное для нормального сознания, выражение: "У меня есть собственное мнение, но я с ним не согласен". Ихил Шрайбман никогда не стыдился и не боялся говорить и сочинять на идиш. Фамилию и имя свои не менял, в советское время псевдонимов в угоду карьере не брал. При встречах со знаменитыми сородичами - Маршаком, Светловым, Матусовским, Слуцким, Балцаном - старался освежить их память о метком, афористичном, родном для них мамэ-лошн. Почти до самых последних своих дней писатель вел в Еврейском общинном культурном центре молдавской столицы "Идиш-клуб", где любители и знатоки мамэ-лошн обсуждали как наследие литературы на идиш, так и ее новинки. Талантливый педагог и неутомимый пропагандист родного языка, Шрайбман все пополнял и пополнял свой цикл "После 90". Эти афористичные эссе регулярно публиковались в нью-йоркском идиш "Форвертсе". Умер писатель 10 декабря 2005 года в Кишиневе.

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии, ЕжеВики и других авторитетных изданий, в том числе из различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных, а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации
Количество обращений к статье - 4631
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (13)
Гость | 13.03.2013 09:13
Сегодня, 13 марта, исполняется 100 лет со дня рождения Ихила Шрайбмана. Надо же, и эта моя запись совпадает - 13-я по счету! Спасибо, уважаемый Леонид Борисович, что Вы о нем написали! Если бы Вы добавили пару строк о Вашей с ним совместной работе и его эссе, публиковавшиеся в "Форвертс", на идиш и русском, - можно отдельным материалом. Спасибо за содержательные публикации!
Гость | 11.03.2013 19:13
Искренне поздравляю с днём рождения Михила Моисеевича Марголина!
Здоровья, успехов и удачи.
Тёзка из Делавера
Гость | 10.03.2013 20:35
"Coming together is a beginning; keeping together is progress; working together is success" ~Henry Ford
30 июля 2013 г. исполнится 150 лет со дня рождения Генри Форда. Одно из его мудрых высказываний хочу напомнить себе и тем, кто прочтет, уже сейчас. Ваши материалы, уважаемый Леонид, вдохновляют еще больше вслушиваться в талантливых людей и их талантливые произведения: статьи, стихи, картины, музыку... Вот и получается "с опережением зажигания", как, например, с Фордом, - как бы ни был человек,читающий Вас, занят своими "изысканиями".
Гость | 10.03.2013 16:40
Одна из самых интересных рубрик "МЗ". Или самая интересная. Леонид, если кого-то из поэтов, о которых Вы пишете, Вы переводили, размещайте, пожалуйста, здесь и Ваши переводы, хотя бы немного! И очень хорошо, когда пишете о людях лично - о тех, с которыми общались и работали. Емко, информативно и эмоционально.
Гость | 09.03.2013 11:13
Уважаемый Михаил Марголин! Поздравляем Вас с днем рождения! С нетерпениемждем Ваших новых материалов, уважаемый Михаил Моисеевич! Вы один из лучших авторов "МЗ"!
Гость | 09.03.2013 11:11
Давайте вспомним замечательного поэта и человека Анатолия Кобенкова. Сегодня ему исполнилось бы 65...
Гость | 09.03.2013 02:22
Завтра, 9 марта, исполняется 70 лет прародителю украинской наноэлектроники, ученому-радиофизику, начальнику лаборатории Киевского НИИ "Микропроцессор" в 1960-1990-е гг. Александру Исааковичу Москалевскому. Сильнейший ученый-практик, педагог-практик, помимо того тончайший знаток живописи, архитектуры, музыки, литературы, Александр Исаакович всегда неравнодушен к истории Киева, знает ее и ревностно требует знания ее от других. Сейчас работает руководителем в системе предприятий Петра Порошенко, а его сын - правая рука Порошенко в этой же системе. Александр Исаакович - из тех редких людей, сотрудничество с которыми составляют одну из больших радостей практически каждого, кому выпало счастье знать его и учиться у него. К слову сказать, непросто в советские годы складывалась судьба талантливых евреев. Александру Исааковичу, блестящему знатоку точных наук, удалось поступить только на заочное отделение радиофизического факультета Киевского госуниверситета. Да и с игрой на кларнете, а в юности он всерьез занимался музыкой, тоже все складывалось непросто... Кто случайно знает этого удивительного человека, можно завтра поздравить.
Гость | 08.03.2013 00:47
С праздником весны всех девочек, дам и мужчин!
Наверно только красота, любовь и искренность способны на что-то путное. Ради совершенства и движимые любовью делаются работа, затеваются учеба и творчество. Ради созерцания красивого и удивительного человек способен на чудеса. И никакое рацио, никакие схемы никогда не управляли миром, - это под силу только прекрасному. Знаете, друзья, взрослея и прозревая, что означает - возвращаясь мыслями к лучшим минутам безмятежного детства, отрочества, - я еще больше открываю, убеждаюсь в главном законе бытия. Закон этот - разумность и бесконечная гармония, соразмерность мира. Гармония изначальная, заложенная в него свыше. И я глубоко подозреваю, что никакого зла не существует. Оно бессильно, оно фикция! Что такое оно - по сравнению с тем, что нас ведет за собой и вдохновляет, не дает спать, не дает останавливаться, заставляет любить все новое и новое знание, все новых и новых людей, дает колоссальную пищу нашему созерцанию на дни и годы вперед, не дает места грусти и безнадежности... И это правда, это действительно метафизика, это не могут нарушить ни обстоятельства, ни удары судьбы, ни страдания и трагическая основа всякой конкретной жизни, ни даже смерть,наших близких и наша собственная, ничто. С праздником вот этого обуревающего чувства, с пробуждением природы и души, дорогие-дорогие девочки и мальчики!
Гость | 07.03.2013 01:37
Уважаемый Леонид! Материалы Вашей рубрики бывают особенно пронзительны. Очень внимательно прочла об Анатолии Кобенкове. К тому же, его биография - это ведь частичка и Вашей биографии, общая страница жизни и по литобъединению, и по Вашему с ним соприкосновению в газете "Биробиджанер Штерн". Расскажите о том времени подробнее! Пожалуйста. Обо всех, с кем довелось тогда работать, о литобъединении, о себе. В Интернете есть фото, и тех лет, но так мало.
Что касается Анатолия Кобенкова, то спешу порадовать Вас, Леонид, и Вашу аудиторию. В 2006 году Литинститут выпустил библиографический сборник "Они учились в Литинституте",1933-2006. В этом сборнике на стр. 222 в разделе "Выпуск 1980 г." об Анатолии Кобенкове - справка Чупринина и Огрызко (Вячеслав Огрызко - главред еженедельника "Литературная Россия"). С удовольствием перепечатаю сюда эти данные, именно так, как они поданы, - для Вас и читателей "МЗ", в которых, конечно, могут быть неточности, Вам об Анатолии лучше известно.
Анатолий Иванович Кобенков (1949, г. Хабаровск, в семье служ.), семинар критики В. Гусева. Слесарь (1964-66), геолог (1966-70),служил в армии. Учась заочно в Литинституте, работал ред. заводского радио в Ангарске (1973-78), кор. газ. "Сов. молодежь" (1978-91). Принят в СП СССР в 1979. Пред. Иркутского отдел. Союза рос. писателей. Печат. с 1963. Автор издан. в Иркутске сб-ков стихов "Улицы" (1968), "Вечера" (1974), "Два года" (1978), "Я однажды лежал на зеленой траве" (1981), "Послания друзьям" (1986), "Подробности" (1990), "Круг" (1997), "Осень: ласточка запела" (2000), "Строка, уставшая от странствий" (2003). Выпустил кн. эссе о сибирских поэтах "Путь неизбежный" (1983), "По краям печали и земли" (1989). Член Рус. ПЕН-центра (с 1999), редкол. красноярского ж-ла "День и ночь".Лауреат премий им.И.Уткина (1987), обл. комитета по культуре (1997). Почет. интеллигент Монголии (1993). Чупринин, Огрызко

Да, не ура-патриотическую литературу, особенно до 90-х, там, в Москве, и в Литинституте в частности, воспринимали "с опаской". Мне, например, перед первой аттестацией (а она у студентов была дважды, на втором и четвертом курсах, после чего "за бездарность" читай "за неблагонадежность" могли и отчислить из института) анонимкой приписали, что я дочь министра такого-то и, мол, поэтому пишу не ура-патриотические, а еврейские тексты, плюс интеллигентские замашки в виде регулярного посещения консерватории, многочасовых бдений в библиотеках. Да-да! И потянулась ко мне целая струйка однокурсников в гости - проверить, какой у меня папа министр, жутко удивились, что папа не министр, а всего лишь Заслуженный изобретатель СССР. Сейчас Литинститут изменился, да и всегда на самом деле талантливое там находило себе место. В Литературном институте регулярно бываю, там работают сильнейшие литературоведы, мастера семинаров прозы и поэзии.
Вы, Леонид, упоминаете Кирилла Ковальджи. Приятно читать о той атмосфере, о которой Вы пишете в очерке об Анатолии Кобенкове. Свежей струей, очень лично, точно, зримо прозвучал у Вас и творческий портрет Анатолия. Спасибо Вам.

Также прелестный материал о Рэйчел Ханне Вайс, о ее трогательных взаимоотношениях с сыном Генри. Вот, по-иерусалимски уже 7 марта, у Рэйчел сегодня день рождения.
Яков Дехтяр | 07.03.2013 01:11
Благодарю автора за воспоминания о Анатолии Кобенкове! Увы, я не был с ним лично знаком. Стихи у него настоящие. Вот, что вспоминает о нём в 2007г. в лит. гостинной в Биробиджане ветеран журналистского цеха Филипкина. Во время очередного поэтического заседания в помещении редакции, зашёл 15 летний подросток Леня Школьник с каким то мальцом 12-13 лет. Леня, уже несколько раз читал свои стихи, а пацана мы видели впервые. Кто то спросил Школьника, а кто этот мальчик и, что ему здесь нужно. На, что Лёня ответил, что он пишет стихи. Кто то из взрослых сказал, ну пусть прочтёт. И Толик прочитал свои, в их присутствии, первые 8 строк.

Весна! я глупенький и маленький.
Я в лужи по уши влюблён.
А бабушка мне сушит валенки
И заставляет пить бульон.

А мне бульон, совсем не хочется.
А я на улицу хочу.
А я Весну учу, как правила.
Ф корочку скрошу грачу.


филипкина, сказала, что она онимела и сразу поняла, что мальчик - поэт! Вчём сегодня уже ни кто не сомневается. Жаль, что его уже нет среди нас, очень жаль.
Л.Сорока | 06.03.2013 17:35
С Ихилом Шрайбманом мы с женой познакомились много лет назад в Пицунде, в доме творчества писателей. Это была майская, не богатая зездами смена. Из относительно известных тогда же там были переводчик Михаил Кудинов, один из соавторов гимне Эль-Регистан, Чайковская из "ЛГ". Ихил, узнав, что мы с Розой немного понимаем идиш, каждый разу чуть ли не силой старался затянуть нас к себе в номер, чтобы почитать свои миниатюры. Он внимательно следил за нашей реакцией, и останавливаясь объяснял незнакомые слова. Потом уже его вдова прислал нам уго книгу с этим рассказами тоже. Очень славный, добрый человек.
Любовь Гиль | 06.03.2013 13:14
Поздравляю замечательного автора "МЗ", Михаила Марголина, с наступающим днем рождения!
Здоровья, творческой энергии и счастливой, окрашенной светлыми и яркими тонами, Жизни до 120!!!
Админ сайта "МЗ" | 06.03.2013 06:34
В связи с отключением электроэнергии с 7 час. утра до 7 час. вечера в среду, 6 марта, мы вынуждены выставить до семи часов утра лишь ограниченное число материалов этого номера. Все остальные будут добавлены в среду вечером и в четверг. Просим прощения за доставленные читателям неудобства.
Страницы: 1, 2  След.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2020, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com