Logo


Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!


RedTram – новостная поисковая система

ART-галерея «МЗ»
Нафтали Безем: «Уйти и вернуться»
Маша Хинич, Тель-Авив

"Большую часть израильской живописи можно измерить профессиональной шкалой, но картины Нафтали Безема живут вне живописи и вне времени", - писал критик Адам Барух в 1979 году. 88-летний Нафтали Безем - живой классик, живой пример израильской живописи, ведущий художник своего поколения, все еще продолжающий творить. Ретроспективная выставка его творчества, свыше 90 работ за шестидесятилетний период (начиная с 1950-х годов до сделанных в 2012-м году) – продлится до 17 апреля в тель-авивском Музее искусств. Самое время пойти и вернуться пораженными энергией, идеей, работоспособностью и тайной живописи и скульптуры этого мастера.



"Я очень волновался и даже чего-то побаивался" – сказал Нафтали Безем (на снимке) сразу после открытия выставки, безусловно ставшей центральной экспозицией израильской живописи в этом сезоне в Тель-Авиве, задуманной еще несколько лет назад ныне покойным директором музея профессором Мордехаем Омером. Выставки захватывающей, всеобъемлющей, важной, очень личной и одновременно универсальной. Выставки гипнотизирующей живописи, требующей от зрителей расшифровки этих живописных "вибраций сердца".

Нафтали Безем – легенда. Многие превосходные степени применимы к нему и к его работам – живописи, графике, скульптуре, барельефам. К работам, которые десятилетиями составляют визуальный ряд художественной жизни Израиля. Жизнь Безема связана с национальной историей, судьба – с судьбой страны. Все годы творчества он оставался верен своему искусству, несмотря на амплитуду изменений политических взглядов и мировоззрения. Безем создал уникальный стиль, художественный язык символов, сюрреалистических и аллегорических, вновь и вновь повторяющихся в его работах: рыбы, лев, петух, цифры, лодка и весла, лестница, субботние свечи, ангелы, человек в хасидской шляпе – танцующий, склоненный, грустно смотрящий на мир вокруг.

Из этих символов Безем создал мир, куда уходят и откуда возвращаются. Эти образы-символы, берущие начало в еврейской традиции, встречаются в его ранних работах и в самых последних, они не меняются и одновременно обновляются, став его мантрой, визуальной молитвой. Чувство принадлежности к Израилю, к еврейству и иудаизму неизменно сильно в его работах и особенно заметно в картинах последних лет, как и вдохновение, критика истории, драма семьи и страны, чувства и эстетика еврейской души, эзотерика и мистика.



В свою старую студии в Тель-Авиве Нафтали Безем вернулся в 2009 году, вскоре после смерти жены и многих лет жизни в Европе, и тем самым замкнул круг: он бежал из Европы юношей в тридцатые годы, покинул Израиль в 90-е, и вновь вернулся. Но работы Безема не зависят от того, в каком городе располагается мастерская художника: в Тель-Авиве, Иерусалиме, Нью-Йорке, Париже, Базеле и снова в Тель-Авиве. Безему важно не место пребывания, а его семья, народ и он сам, и его уникальный художественный язык, живописная поэма из слогов-ритмов-символов-образов в розово-коричнево-сиреневом пространстве под крылом ангела.

Нафтали Безем родился в Эссене в Германии в 1924 году. В самый канун Второй мировой войны, в 1939 году, за две недели до начала войны, по настоянию отца в рамках "Алият ха-ноар" – молодежной алии - он прибыл в Эрец-Исраэль. Приплыл на лодке: корабль с беженцами стал на якорь в море и до берега группы эмигрантов ("это была самая трагичная иммиграция в истории человечества"- говорит Безем) добирались на небольших шлюпках. Достигнув берега, Безем упал в обморок, и его приводила в чувство Генриетта Сольд. С тех пор лодка – один из ключевых элементов его творчества, скульптура лодки - центр выставки.



Вся его семья погибла в Освенциме. В Израиле Безем стал членом социалистической организации ха-Шомер ха-Цаир. Его ранняя живопись почти что документальна, полна социальной критики и сочувствия обществу: репатриантам, рабочим, земледельцам. "Мы приехали в Израиль, чтобы строить страну и стремились построить свою жизнь заново", – говорит Безем. С 1943-го по 1946-й годы он учился в Академии "Бецалель" у Мордехая Ардона. В 1946 году, по окончании "Бецалеля", вместе с Ханной Либерман, позже ставшей его женой, Нафтали Безем отправился на Кипр, где преподавал искусство в лагере для перемещенных лиц. Годы спустя он признает огромное влияние тех лет на свою живопись: "Там я встретился лицом к лицу с моей темой. Я был и являюсь частью тех спасенных…". С 1949 по 1951 годы Нафтали и Ханна жили в Париже. В 1954-м и в 1960-м годах он выставлялся в израильском павильоне на Венецианской биенналле, в 1963-м принимал участие в биеннале в Сан-Паулу, а два года спустя его работы выставлялись в МоМА - Музее современного искусства в Нью-Йорке.


Несмотря на то, что Безем не пережил Катастрофу лично, его живопись проникнута ее осознанием. Катастрофа – главный элемент его работ. Художник-сюрреалист, он часто изображал Катастрофу через аллегорические символы, впрочем, легко расшифровывающиеся. Самый знаменитый его барельеф на тему Катастрофы - "Стена Катастрофы и героизма" (из литого алюминия размером в 60 квадратных метров) - установлен у входа в "Яд ва-Шем" в Иерусалиме: четыре части символизируют Катастрофу, борьбу, алию и возрождение Израиля. Не менее известный барельеф Безема установлен в резиденции президента страны в Иерусалиме. На выставке представлены живописные "слепки" этих барельефов. Но работы Безема, несмотря на символизм и горечь, полны мягкого света и надежды. Символы Катастрофы (а ранние работы Безема на эту темы - реалистичны и страшны) становятся символами надежды и возрождения.

В 1975 году его сын Ицхак погиб в результате теракта в Иерусалиме. Безем пишет: "Все пережитое отображается в моей живописи. Есть в моих работах пласты скрытой истины. Моя правда - в картинах, а не в словах. Это и есть живопись: скрытое и спрятанное. В моих картинах индивидуальное становится универсальным, личные переживания - общим правилом". Безем ясно видит цель своего искусства и плывет к ней – плывет на лодке сквозь драмы, трагедии, болезни, смерти. Плывет против мэйнстрима благодаря своему восприятию жизни, еврейскому духу и своей философии.

Выставка "Нафтали Безем: Уйти и вернуться" открыта до 17 апреля.
Сайт музея – http://www.tamuseum.com
Часы работы: воскресенье – закрыто, понедельник, среда - с 10.00 до 16.00; вторник, четверг - с 10.00 до 22.00, пятница - с 10.00 до 14.00 и суббота с 10.00 до 16.00.


Иллюстрации предоставлены
отделом по связям с прессой
тель-авивского Музея искусств
Количество обращений к статье - 2357
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (0)

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com