Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Pro et contra
Заметки «плохого» еврея
Д-р Илья Ревич, Беэр-Шева

Написание данных заметок вызвано искренним стремлением понять Дмитрия Быкова и его товарищей по писательскому цеху, которые неравнодушны к еврейской теме.

Я думаю, что «казус Быкова», о котором пишет Леонид Школьник (http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=454), не столько в том, что писателю не дают покоя размышления о собственной национальной идентичности, а в том, что о ней, родимой, задумываются другие. Действительно, что такое национальная идентичность выдающихся личностей? Не только Быкова и Улицкой, но и, например, Спинозы, Пастернака, академика Харитона? Есть мнение, что Барух Спиноза был великим мыслителем, но плохим евреем, а Пастернак – евреем вообще никаким. Но, быть может, гению или большому таланту важнее быть самим собой, чем вписаться в национально-идентификационный кадастр? Интересно, что в своё время (1988) Сол Беллоу (Соломон Белоус по рождению), лауреат Нобелевской премии и обладатель многих литературных регалий, прочёл лекцию на тему «Еврейский писатель в Америке» в которой дал положительный ответ на вопрос, можно ли одновременно быть евреем, американцем и американским писателем. Для русского писателя такой вопрос гораздо замысловатей.

Д. Быков полагает, что «сама идея Израиля, которую часто пытаются выдать за возвращение народа на его исконную территорию, к его национальным святыням и национальному же образу жизни, представляется мне ложной...». Однако то, что относится к большой политике, нельзя понимать столь упрощённо. То есть - внеисторично. Ведь Израиль был создан «после Освенцима». Действительно, есть вещи, которые следует рассматривать «до» и «после» Холокоста. Как известно, Стефан Цвейг не принял сионизм Герцля. Для Цвейга важнее был европейский универсализм, а не собственное еврейство. Он отказался от участия в организации сионистского движения. Для многих людей масштаба Цвейга еврейская тема оказалась мелкой по сравнению с проблемами европейской политики и культуры. Так было «до», но многое изменилось «после». Прежде всего, еврейская тема «после» разрушила благопристойные иллюзии по поводу европейского гуманизма и христианских основ просвещенческой цивилизованности.

В этой связи известный вопрос Теодора Адорно: возможна ли поэзия после Освенцима? – я бы дополнил вопросом: возможно ли существование евреев после Освенцима? Если на него отвечать положительно, то не удастся обойти факт существования Израиля. Ведь Израиль – это выбравшиеся на крохотный кусочек суши те, кто потерпел тотальное м и р о - к р у ш е н и е в океане крови и слёз. И разве виноваты спасшиеся на этом островке, что их спасение не приняли соседи? Мягко говоря, отнеслись к этому спасению неодобрительно. Логично предположить, если бы не было Израиля, они бы его себе выдумали, чтобы быть в боевом состоянии духа, который должен завоевать весь мир. Политизированный и милитаризированный ислам от Мекки до Австралии нуждается в образе врага. Скажем честно, ведь соседям Израиля ближе был Гитлер, чем Альберт Эйнштейн и Стефан Цвейг.

Да, политика жесткая и нередко жестокая реальность, для понимания и переживания которой нужна настроенность ума и сердца. Чтобы создать эту настроенность, попробуйте подышать воздухом польского городка Освенцим, бродя с утра до вечера по мемориальному комплексу. Кстати, какой-то странный воздух в этом городке в холодное время года. Запах гари… Это из-за того, что повсеместно в его больших и маленьких котельных истопники сжигают некачественный бурый уголь, поэтому повсюду тебя «достаёт» жжёная органика. Да,"запах жареного" щиплет ноздри и буравит мозг до сего дня у музейных печей крематория… Так вот. Гарь… Подышите этим «озоном», а затем поезжайте в ближайший аэропорт, в волшебный Краков (Краков - юденфрай), сядьте в чудо-самолёт и прилетите в Израиль и вы увидите альтернативу.

Да, Израиль стал предметом «большой политики», вообще – политики, а она подчиняется истине разума и истине сердца. Но в разных пропорциях. Интерпретируется она также в различной тональности: человечности и бесчеловечности. Поэтому и «идею Израиля», к которой столь неравнодушен большой писатель Быков, и его историю воспринимать следует через призму человечности, через истину сердца, значит, через истину любви. Даже при наличии недюжинного ума и таланта. Другое дело, что история, говоря научным языком, – это открытая система, в ней нет предопределенности, поэтому её хочется переиграть, поместить собственную магию воображения в сослагательное наклонение. Так возникает игра слов: мол, создание государства Израиль – ошибка. Пусть даже – ошибка, хотя как может быть ошибкой рожденное по любви прекрасное дитя.

На мой взгляд, Д. Быков, Л. Улицкая и их великолепная компания – выдающиеся романтики европейской культуры (включая, разумеется, русскую), романтики культурного идеализма, что вообще отличает порядочных людей. Общеизвестно, все иные романтизмы потерпели крах. Романтизмы крови, класса, государства, нации, религии, породившие, соответственно, расизм, пролетарский социализм, фашизм, великодержавный шовинизм, фундаментализм, залечивают, полученные в ХХ веке, раны в своих отравленных норах, хотя и клацают своими окровавленными клыками. Но что же делать сегодня романтикам культуры, последним могиканам культурного идеализма, рыцарям гуманизма? Объединяться! Искать союзников! Протягивать руку братства! Настаивать на ценностях универсализма, а не партикуляризма. Романтики высокой культуры убеждены, что только гуманистический универсализм спасёт мир, что партикулярный (частичный, партийный) гуманизм (гуманизм для своих) себя исчерпал. Что нужна не национальная и религиозная идентификация личности, а наднациональная и надконфессиональная. И эта нужда самого Б-га и его Духа, местопребывание (топос) и времяпребывание (хронос) которого – Культура, Слово, Книга. И всё было бы хорошо, но… но… Вот евреи со своей самобытностью, как сказал бы самый брутальный поэт русской революции и контрреволюции: пресволочнейшая штуковина, существуют – и ни в зуб ногой. Да, существуют. Слава Б-гу, что существуют и своим существованием (экзистенцией) говорят о величии Замысла о человеческом разнообразии, о много-родности и много-народности человечества, о непреходящей святости гуманистических заповедей Торы, ставших ядром, становым хребтом, христианской культуры, которая так дорога нашим братьям по Отцу.

Я встречаю такое понимание обыденным сознанием исключительности Израиля, как религиозное превосходство над всеми другими народами (nations), и даже как культурно-цивилизационное. Прекрасно, что Израиль находится в хорошей компании развитых стран в экономической, политической, военной, технологической сферах. Но культурно-цивилизационное существование Израиля обеспечивалось и будет обеспечиваться, прежде всего, теми евреями и неевреями, которые открыты миру, которые впитывали научные, социальные, художественные достижения планетарного масштаба и возвращали их миру, не забывая при этом об Израиле.

И самое главное: есть города-столицы, но есть страна-столица. Именно страна Израиля по мощи и объёму духовного опыта и силовому полю интеллектуализма не только живущих в ней евреев, но и тех, которые живут вне, и тех, которые неевреи, имеет право претендовать на статус страны-столицы. Отсюда следует, что современный антизраильский бред вызван глубочайшим непониманием сущности творчества, сущности гуманизма, сущности человечности. Вызван этот бред непониманием Замысла Б-га и Замысла Культуры. В этом смысле Израиль как страна - столица мира, не только данность, но и историческая заданность. Она жила в прошлом, живёт в настоящем и, самое главное, – в настающем.

Мне могут возразить, что на роль страны - столицы мира претендует не только Израиль. На здоровье. Пусть претендуют и другие, но и мы поборемся. От этого никому плохо и скучно не будет. Поэтому позволю себе не согласиться с уважаемым господином Александром Воронелем, полагающим, что «провинциальная ограниченность» в реальных пределах Израиля остается пока единственным реальным выходом для той поглощающей жажды «всемирности», которая делает Дмитрия Быкова сейчас таким типичным евреем, в исторических пределах России». Я не соглашаюсь, потому что, во-первых, «провинциальная ограниченность» не стыкуется с пониманием еврейской сущности; во-вторых, «жажда всемирности» есть жажда жизни, это вселенское чувство, оно присуще даже живой траве и живой курице, благодаря геномам, которые тянутся к звёздам и происходят от звёзд (кстати, у скошенной травы и запеченной курочки это не наблюдается). А если это так, то, что говорить о Культуре, которая есть трансформированная в сеть социальных связей и отношений (импликаций) та же жажда жизни и творчества. Провинциальная культура – это нонсенс. Строго говоря, провинциальность культуры – это стагнация и гибель. Культура – это и есть жажда всемирности.

Интересен также круг проблем, в центре которых пульсирует мысль Людмилы Улицкой. Она мыслит в том ключе, в котором христианский богослов и мученик Дитрих Бонхёффер бросил в адрес церкви обвинение, что "она виновна в смерти самых слабых и беззащитных братьев Иисуса Христа" Бонхёффер увидел в евреях «слабых и беззащитных братьев Иисуса Христа». Историческая Церковь не видела в евреях братьев, для христиан евреи братьями не были. Но и синагога не видела в христианах братьев. Однако почему умонастроение христианского богослова и мученика Дитриха Бонхёффера столь актуально в наши дни – «дни после Освенцима»? Видимо, потому, что обращено не только к христианам, но и – к евреям. Причём, к тем христианам, которые «слабы и беззащитны», как и евреи – «братья Иисуса Христа»… Но тут возникает проблема: способны ли евреи увидеть в христианах братьев. Улицкая говорит, что способны. Братство предполагает факт взаимопризнания одним братом другого брата. Пример Д. Бонхёффера, К. Барта, П. Тиллиха показывает, что можно остаться верным христианству, освободившись от христовщины, т.е. христианства, искажённого бесчеловечными социально-политическими мотивациями и варварско-языческой архаикой. Но отчего следует освободиться еврею, чтобы обнять христианина как брата. Может ли вообще иудей обнять христианина, оставаясь иудеем. Пример Спинозы говорит о великой драме. Действительно ли казус Спинозы показывает, что одно исключает другое? И здесь драма: «или-или».

Позвольте снизить накал метафизического огня и задаться вопросом: как мне отнестись к мнению моего младшего друга (религиозного молодого человека), сказавшего мне, что я, в принципе, хороший человек, но… плохой еврей. Меня в этом случае терзает потайная нескромная мысль: может, это хорошо, что «плохой», ведь – ни на шаг от великих…

… Как-то на встрече российской мыслящей общественности с известным иудейским теологом я спросил его о возможности и перспективах иудео-христианского диалога. На что знаменитый рав сказал: пусть этим занимаются хорошие христиане и плохие евреи. Получается, плохие христиане пусть не высовываются (с чем я согласен), а хорошие евреи пусть отдыхают (с чем я согласиться не могу).

Коротко об авторе

Илья Ревич родился в 1948 году в Биробиджане, работал с 15 лет на фабрике и заводе. Окончил вечернюю школу, затем учился на философском факультете Уральского госуниверситета. Получил распределение в Хабаровский институт культуры, где работал преподавателем философии и эстетики. Затем работал в Хабаровском институте инженеров железнодорожного транспорта, Хабаровском педуниверситете (профессор), Хабаровской госакадемии экономики и права (профессор). Защитил кандидатскую диссертацию по философии в МГУ им. Ломоносова (1986), а докторскую по философской антропологии и культурологии защитил в Институте философии РАН (Москва, 2002). В настоящее время живет в Беэр-Шеве, читает книги об Израиле и пишет книгу по философии (в творческом портфеле Ильи Ревича - около сотни публикаций в Москве, Хабаровске, Биробиджане, Комсомольске-на-Амуре). В «МЗ» публикуется впервые.

Количество обращений к статье - 3712
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (17)
Гость | 12.04.2015 07:48
С практической точки зрения страна-столица достаточно удобный термин для обозначения свободы выбора иудея. По имеющимся данным (явно заниженным), иудеи (в массе своей) наделены способностью лучше всех соседей по глобусу применять общее свойство для всех профессий в мире - это принимать правильное решение. Это "лучше" измеряется в диаспоре как 120:1 (по отношению к среднему из народов). А в Израиле - 1200:1. Десятикратное увеличение творческой силы проверено натурным экспериментом, апробированным ООН. Вывод таков. Каждый иудей должен знать, что в такой же пропорции будут и его творческие успехи. https://www.facebook.com/groups/1545762359023896/
Гость Шем Тов | 22.08.2013 16:37
В мире множество самых разных евреев: религиозных и не очень, умных и не очень, талантливых и не очень... Но не хотелось бы, чтобы кто-то разделял евреев на сорта - это первый сорт, это второй, а это третий. В Пасхальной Агаде есть на эту тему притча о четырех сыновьях. Все евреи нужны и дороги Всевышнему, все несут в мир свою искру святости - и такие как Быков и Улицкая, и такие как Спиноза и Эйнштейн. Только такая позиция поможет нам сохранить единство нашего народа. Как мне кажется, автор статьи близок к ней.
Гость | 20.06.2013 19:36
Господин Ревич, с благодарностью за Вашу статью. Смотреть надо глубже, у поэта читать стихи, а не привязываться к вырванным из контекста словам в собрании. Вот что Быков пишет:
"Участь избранника — травля, как ни печально. Нам же она предназначена изначально: В этой стране, где телами друг друга греем, Быть человеком — значит уже евреем. А уж кому не дано — хоть кричи, хоть сдохни, — Тот поступает с досады в черные сотни: Видишь, рычит, рыгает, с ломиком ходит — Хочется быть евреем, а не выходит."
И после этого Быкова в антисемиты производить! Пошуметь, полаять, авось кто-то их и заметит - так действуют хулители Быкова, которые сами из себя ничего не представляют. А почитать талантливейшего поэта у них просто нет времени (лают же без перерыва!)или ума.
Гость | 18.06.2013 15:48
Дорогой д-р Ревич, огромное Вам спасибо за статью и блестящий анализ. Вы первый на страницах этого издания не полили грязью Быкова за то, что он позволил себе иметь собственное снение и высказать его и поняли, что его слава к антисемитизму никакого отношения не имеют. К сожалению, большинство остальных статей - это реализация известной басни дедушки Крылова про Слона и Моську. Жаль, что мосек появилась целая свора. А Вы - человек умный, самодостаточный и состоявшийся. Здоровья Вам и пишите пожалуйста, иначе утонем в реке помоев, выливаемых людьми с тяжелейшим комплексом неполноценности.
Вова | 08.05.2013 01:28
Выкрест Быков - русский по профессии.
Фира Карасик | 17.04.2013 13:19
С "ложной" идеей создания Израиля Дм. Быков познакомил израильтян несколько лет назад, когда приехал в компании российских писателей на какие-то мероприятия литературного свойства. Это выглядело довольно беспардонно - так высказываться в стране, где тебя очень радушно принимали. Не говоря уж обо всем остальном. Рядом с ним в этом же духе "выкаблучивались" Арбатова и Кабаков. Иранскому фюреру, наверное, понравилось. Автор статьи, мне кажется, довольно популярно объяснил уважаемому Дм. Быкову, что привело к созданию Израиля "после". Скорее, напомнил, вряд ли, наш эрудит этого не знал. И тем не менее, не преминул "соригинальничать". Добавлю к этому еще одно высказывание, писателя Б. Хазина (прошу прощения, если ошиблась в авторстве):Главным событием ХХ века является Освенцим. Понятно, да? Не полет Гагарина, не величайшие открытия в науке, медицине и т.д. Освенцим! - предел падения человечества. Так что , все эти умствования Быкова гроша ломанного не стоят. Он талантлив, эрудирован и проч. и проч., но, к сожалению, с тараканами в голове.
Гость Sava | 14.04.2013 20:37
Разделяю мудрые размышления уважаемого Ильи Ревича.
Быкова, как и Улицкую, не почитаю,солидаризируясь с мнением Ж.Буковой.
Но,в том, что
Д. Быков полагает, что «сама идея Израиля, которую часто пытаются выдать за возвращение народа на его исконную территорию, к его национальным святыням и национальному же образу жизни, представляется мне ложной...».
есть частица истины.
Для большинства репатриантов, переселившихся в Израиль, основным побуждающим к этому мотивом было стремление освободиться от антисемитского гнета и преследований, в сочетании со свежей памятью о "Катастрофе".
Так уж веками устроена не поддающаяся излечению деформированная психика основной массы человечества, склонного к антисемитизму.
Мальчиш-Плохиш | 13.04.2013 12:30
Гость | 13.04.2013 11:42

ну, дык! "юмор - он полезный" (c). хотел бы сказать лучше, обер кенен ништ :)
Гость | 13.04.2013 11:42
Мальчиш-Плохиш | 13.04.2013 01:56
До слез расхохотал меня специалист по Кеглевичу. Почувствовал себя в совке. И доводов не спрашивают. И все наперед знают. Лепота!
Мальчиш-Плохиш | 13.04.2013 01:56
Гость | 12.04.2013 18:40

> Для Израиля подход другой – скорость продвижения глобального прогресса евреями Израиля в 10 раз больше, чем евреями диаспоры. Причина (версия) – мистическая селективная творческая подпитка Землей Обетованной.

это ж какие чудеса "кеглевич" творит!
Гость | 12.04.2013 18:40
Спасибо, Илья. Хорошая статья. Особенно (ИМХО) абзацем про страну-столицу. По приведенным данным нобелевского комитета выходит, что за ХХ век творческая мощь евреев в 120 раз больше, чем у среднего из народов. Для Израиля подход другой – скорость продвижения глобального прогресса евреями Израиля в 10 раз больше, чем евреями диаспоры. Причина (версия) – мистическая селективная творческая подпитка Землей Обетованной. По некоторым данным, вполне вероятно, что и Быков с Улицкой приедут в Израиль творить нетленки.
Абрам Торпусман, Иерусалим | 12.04.2013 15:18
Г-н Ревич мыслит интересно и нестандартно. То, что среди читателей множество с ним несогласных, вполне естественно, тут Зиси прав. А вот браниться и поучать автора - это вполне в традициях русскоязычного Израиля, но ни малейшего уважения не заслуживает.
Гость | 12.04.2013 00:56
Не знаю, какой Ревич еврей (тезис этот вообще лишен смысла!), но философ - уж точно никакой. Философия - это не догматика, не публицистика, не рефлексия, а феноменология бытия. Ревич мыслит знаками, кодами, лексемами. Как его учителя-марксисты и европейские гегельянцы-догматики, равно как и иудеи-ортодоксы раввинистического толка. Толкователи толковища. Пастернак и Спиноза - личности исторические. Евреи в той же мере, что и Рамбам и Эйнштейн. Развивать эту тему дальше не будем. А вот Быков с Улицкой - уровень иного сорта. Быков - литературовед в общем никакой, но клоун и графоман - отменный. Он типичный постмодернист-примитивист, и публика его обожает. Его еврейские рефлексии не играют и не имеют, если говорить о роли и значении. Томные еврейские пассажи в СМИ и на встречах писательницы дамских романов уважаемой г-жи Улицкой - явление глубоко преходящее. Автор публикации достаточно молод, и у него еще есть возможность войти в философскую и культурную проблематику Израиля. Можно пройти курс годичного чтения Торы. Можно ознакомиться с прозой и поэзией Израиля и других стран - не на уровне Быкова и Улицкой и даже "небожителя" Пастернака. Для начала советую прочесть книгу Ефрема Бауха "Иск истории". Развивайтесь, Илья! В Израиле ведь самая высокая в мире продолжительность жизни мужчины - за 80. И вообще АД МЕА ВЭ ЭСРИМ!
Ж.Букова | 11.04.2013 21:07
"...Израиль – это выбравшиеся на крохотный кусочек суши те, кто потерпел тотальное м и р о - к р у ш е н и е в океане крови и слёз. И разве виноваты спасшиеся на этом островке, что их спасение не приняли соседи? Мягко говоря, отнеслись к этому спасению неодобрительно. Логично предположить, если бы не было Израиля, они бы его себе выдумали, чтобы быть в боевом состоянии духа, который должен завоевать весь мир."
А я полагала, что страну создавали не находившиеся в эпицентре уничтожения. Это потом, в 1948 году они участвовали в войне за независимость. Фундамент государства создавался на протяжениии десятилетий, предществующих 1948 году.
И это были поколения по сути своей полной противоположностью "тотального м и р о - к р у ш е н и я"! Это были идеалисты, романтики, люди глубокой веры в своё предназначение, мощного самосознания и убеждённости в правильности сионистской идеи!
Мне очень трудно разглядеть в самовлюблённых циниках современной России романтиков. Да и писатели они не чета тем, что, например, в детстве и юности были для моих сверстников Писателями с большой буквы...

Ну разве можно сравнить Р.Роллана, Г.Фаллада,Э-М.Ремарка,Мартен дю Гара, Л.Фейхтвангера, Л.Франка, А.Грина, К.Паустовского... с напыщенным, многословным и скучным Быковым...
А разглагольствования его и Улицкой о еврействе и Израиле без улыбки читать невозможно. Такое впечатление, что лёгкий успех у нынешнего читателя в России и солидный счёт в банке позволяет им быть уверенным в своей
словоохотливости. О таких в Израиле говорят: стам сипур!

Об авторе. Мне кажется он поторопился с размышлениями о еврействе. О религиозном мировоззрении можно говорить только если выучить иврит, читая Тору, изучая Танах, прослушав несколько лет "паращот шавуа" выдающихся раввинов... На это уйдут десятилетия! Иначе писать на эту тему можно только на уровне дилетанта или наивного графомана.
Гость | 11.04.2013 19:36
Исправный налогоплательщик ничего от них получить не может. Почему? Потому, что они налогов не платят. Например, это профессор Илюша из Биробиджана. Ну напишет он книгу по философии. И даже издаст - за свой счёт, разумеется. Никакого дохода от книги профессор не получит, и налогов с дохода не заплатит. А вот сколько он стоит израильскому налогоплательщику, вы знаете.
Гость Зиси Вейцман, Беэр-Шева. | 11.04.2013 13:36
Илюша, поздравляю с дебютом в "МЗ"!
Со многим из написанного здесь я не согласен, но какое это имеет значение? Было бы вообще смешно, если бы евреи были во всем единодушны.
Мальчиш-Плохиш | 11.04.2013 12:45
сильно подозреваю, что для любого иудейского теолога "некошерным" будет не только г.Быков, но и г.Шагал, пояснявший что он не "еврейский художник", а художник-еврей. так что пусть уж "хорошие" евреи "отдыхают": это лучшее, что от них может получить за свои деньги исправный налогоплательщик
Страницы: 1, 2  След.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com