Logo



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!



RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
25 апр.-1 мая 2013
Рубрику ведет Леонид Школьник

25 апреля

 

1963 – Сегодня ему исполнилось бы всего 50. В Израиле и России, пожалуй, не так много людей, не слышавших об Аркане Кариве - журналисте и писателе. Он родился в Москве, в семье известного русского поэта, прозаика, литературного критика Юрия Карабчиевского, окончил физико-математическую школу (10-Г класс школы №179 г.Москвы) в 1980 году. В 1980-1982 годах учился на физико-химическом факультете Московского института стали и сплавов, работал дворником, грузчиком, землекопом. В 1989 году Аркан приехал в Израиль. Работал журналистом, вел передачи на Девятом канале ИТВ и на канале Yes-Радуга. Вёл рубрику «Слово за слово» в газете «Вести» и авторскую передачу по изучению иврита «Иврит катан» (вместе с режиссером Эрнестом Арановым). Аркан Карив - автор пособия по языку иврит «Слово за слово» (в трёх томах), автор романов «Переводчик» и «Однажды в Бишкеке», остросюжетного романа «Операция «Кеннеди» (совместно с Антоном Носиком). Публиковал рассказы и эссе в журналах «Сноб», «Лехаим», «Саквояж», «Дружба народов» и др. Автор видеопроектов («Иврит катан», «Про евреев и людей»). Автор сериала «История Израиля в иврите». С 2004 по 2011 годы проживал в России, Киргизии и Аргентине. В 2011 ненадолго вернулся в Израиль. Работал в издательском доме «Коммерсант» (Москва). Умер в столице России год назад (22 апреля) от инсульта, похоронен на Востряковском кладбище.
Все израильские СМИ (не только русскоязычные) откликнулись некрологами, воспоминаниями об Аркане. Эмоциональный и искренний отрывок одной из таких публикаций памяти коллеги – перед вами (автор - бывший русскоязычный пресс-секретарь Сохнута и экс-глава отдела репатриации этой структуры в Москве, помощник по особым поручениям гендиректора Всемирного ОРТа в Лондоне Семен Довжик):
«В Иерусалиме ходило множество слухов об Аркане. Он был одним из тех персонажей, которых принято обсуждать практически в любой компании. Бурно обсуждали его статьи, книги и проекты на телевидении. Всем было интересно, зачем Аркан записался в тренажерный зал. Рассказывали, что он взял деньги у одного олигарха, чтобы написать от его имени книгу (общение в очереди в налоговой не прошло даром). А потом на эти деньги уехал в Аргентину учиться танцевать танго. Бурно обсуждали его уход с 9-го канала, разбирая последний эфир его программы «На ночь глядя» буквально по кадру. У всех на устах был его отъезд в Москву. Спорили о том, нашел ли Аркан себя в Израиле и найдет ли в Москве. Судачили про его проект в Киргизстане, называя его «Киргиз катан». Аркан не давал людям покоя в Иерусалиме, даже когда там его уже не было.
В Израиле очень не просто сделать что-то хорошее в области медиа. Некоторые до хрипоты в голосе доказывают, что в русскоязычных медиа сделать хороший проект вообще невозможно. А вот Аркан брал и делал. Делал исключительно классно. Его колонка в «Вестях», цикл его передач «Иврит катан», другой его проект на телевидении (на мой взгляд, самый интересный) — «На ночь глядя». Написанное или снятое Арканом не оставляло людей равнодушными — что само по себе признак таланта. В последние годы я с мазохистским упорством цитировал в своем блоге высказывания Аркана о русском Израиле. Аркан писал хлестко, метко, без сантиментов. Писал о той аудитории, которая так его любила и которая, в конце концов, так достала его...».

 

26 апреля

1895 – Натаниэль Клейтман – крупнейший американский нейрофизиолог и сомнолог первой половины ХХ века, первооткрыватель быстрого (парадоксального) сна. В 1995 году на ежегодной конференции Американского общества по изучению сна отмечалось столетие со дня его рождения. Это событие стало небывалым в истории науки, потому что на чествовании присутствовал ... сам юбиляр!
Он родился в Бессарабии, в Кишиневе, и еще в школе проявил способности к математике и естественным наукам. Решив стать врачом, Клейтман поступил на медицинский факультет университета – и не где-нибудь, а в Бейруте, который в то время был частью Османской империи. Однако успел проучиться там всего год: началась Первая мировая, Турция выступила на стороне Германии против государств Антанты, и Клейтман, как представитель враждебной страны, был интернирован. Вместе с ним в изоляции оказались и другие «нежелательные иностранцы», большинство из которых были американцами. На выручку к ним пришел американский военный корабль, который взял на борт всех интернированных и доставил их в гавань Нью-Йорка. Заплатив 25 долларов пошлины и подписав бумагу, в которой он обязался никогда больше не возвращаться в Бейрут, Клейтман сошел на американский берег.
Он изучал физиологию и психологию в университете Нью-Йорка, а затем в Чикаго, и по окончании учебы был оставлен при кафедре психологии на должности инструктора.
Получил степень магистра в 1920 году в Колумбийском университете, защитил диссертацию в 1923 году (Ph.D. summa cum laude, Чикагский университет). С 1925 до 1960 года работал в этом университете, где основал первую в мире лабораторию по изучению сна и заведовал кафедрой физиологии. В 1939 году опубликовал первый учебник по нейрофизиологии сна (Sleep and Wakefulness).
Натаниэль увлёкся исследованиями психофизиологии сна и в 20-е годы проводил опыты по лишению сна на самом себе. В 1936 году Клейтман опубликовал энциклопедическую по охвату проблемы монографию «Сон и бодрствование» (второе издание – 1963 г.). В ней он впервые сформулировал концепцию, которую считал своим крупнейшим научным достижением, о существовании так называемого "основного цикла покоя-активности" (basic rest-activity cycle, BRAC). Эта гипотеза намного опередила свое время; она получила многочисленные подтверждения в исследованиях на людях и экспериментах на животных, проведенных в последние десятилетия, и в настоящее время является основой одного из наиболее плодотворных и бурно развивающихся направлений в психофизиологии: исследовании внутрисуточных биоритмов человека. Сейчас можно считать доказанным, что, помимо 25-часового "циркадного", всю нашу жизнь пронизывает полуторачасовой "диурнальный" ритм, определяющий днем - чередование сонливости и бодрости, голода и жажды, а ночью - смену медленного и парадоксального сна.
Клейтман вместе с одним из своих помощников Юджином Асеринским (выходцем из России) заинтересовался вращательными движениями глаз во сне. Выяснилось, что в определенные периоды сна происходят буквально вспышки быстрых движений глаз под закрытыми веками. Оказалось, что если в это время разбудить испытуемого, он может рассказать о сновидениях, поэтому ученые стали считать, что именно в этой фазе спящие видят сны. Выяснилось также, что сон человека состоит из двух частей. Первая — как правило, медленный сон, который занимает в цикле большую часть времени, а быстрый — всего 10─15 минут. Во второй части быстрый сон может занимать и 30─40 минут.
В целях изучения влияния окружающей среды на циркадные ритмы, Клейтман и его ассистент Брюс Ричардсон в 1938 году провели 32 дня в полной изоляции в Мамонтовой Пещере в штате Кентукки, пытаясь продлить дневной цикл до 28 часов. Клейтман продолжил исследования цикла сна и бодрствования в условиях подводной лодки Dogfish в 1948 году. Многие эксперименты ставились на нём самом, а также на его дочерях Эстер и Хортенс, друзьях и знакомых. Так, Клейтман изучал более чем 180-часовую депривацию снa на самом себе, вёл подробные дневники режима сна и бодрствования своих дочерей от рождения и до 18 лет, а фаза быстрого сна была впервые зафиксирована на восьмилетнем сыне его аспиранта Юджина Асеринского Армонде и подтверждена на жене Клейтмана Полине Швейцер и на его дочерях.
После открытия фазы быстрого сна в 1952 году, Клейтман совместно с другим своим аспирантом Уильямом Дементом сконцентрировались на разработке анализа ночного сна, включившего электроэнцелографический и актиграфический мониторинг на протяжении всей ночи. Результатом этой работы явилось подробное описание фаз сна и создание сомнографических лабораторий (первая была открыта Дементом при Стэнфордском университете.
Клейтман вышел на пенсию в 1960 гoду и поселился в Калифорнии, но продолжил теоретическую работу (последняя публикация - в 1993 гoду. Скончался Натаниэль Клейтман 13 августа 1999 года в Лос-Анджелесе.

27 апреля

1953 – Отмечающая сегодня свой юбилей актриса театра и кино, заслуженная артистка России Анна Каменкова рoдилacь в Mocквe, в семье Ольги Александровы Каменковой-Павловой и Семёна Абрамовича Гуревича. Родители преподавали русский язык и литературу в школе. Когда Ане было 9 лет, ее мать умерла, и большую роль сыграла поддержка её старшей сестры (Ольга Каменкова-Павлова – автор и режиссёр информационно-развлекательных программ и документальных фильмов). Но Аня, в первую очередь, благодарна отцу. К нему, который был учителем в старших классах, возили детей со всех концов Москвы. Педагогом он был уникальным. К примеру, когда «проходили» рассказы Чехова, Семен Абрамович приносил в класс коллекцию старинных фотографий начала века и просил учеников в выбранном наугад портрете найти черты чеховских персонажей. И мальчишки, входя в невероятный азарт, находили героев Антона Павловича один в один! А еще Семен Абрамович, знакомый со многими известными людьми, приглашал в класс ученых, актеров, чтецов - к примеру, Яхонтова. Библиотека у них дома была колоссальная, и будущая актриса с детства «жила в книгах». Когда приходили гости, папа говорил дочке: «Аня, расчисти дорожку!» — и она убирала занимающие все пространство книги, чтобы можно было дойти до его стола. Отец водил девочку на все вечера в Дом учителя, на творческие встречи, в театры. Так Аня с детства приобщалась к прекрасному. Кстати, Анна однажды призналась: «Когда, получая паспорт, я хотела взять фамилию папы, он сказал: «Тебе это совершенно не нужно. Такие фамилии не в фаворе…». Так Аня стала по паспорту Каменковой, а не Гуревич... Впервые в кино она сыграла в шесть лет в фильме «Девочка ищет отца» (1959) по одноимённой повести Евгения Рысса о дочке белорусского партизана. За этот фильм Аня получила свою первую награду - за лучшее исполнение детской роли - на кинофестивале в г.Мар-дель-Плата, Аргентина, 1960. Аня посещала студию художественного слова во Дворце пионеров (под руководством Г.А.Хацревин). В 1970 году Анна поступила в Высшее театральное училище им.Щепкина, на курс М.И.Царёва. Будучи студенткой, она дебютировала на сцене Малого театра в спектакле «Средство Макропулоса» по пьесе Карела Чапека. После получения диплома актрису приняли в труппу Театра на Малой Бронной, которым в то время руководил Анатолий Эфрос. В этом театре Анна Каменкова проработала до 1992 года. Среди самых её значительных сценических работ – роль Верочки в спектакле «Месяц в деревне» (И.Тургенев, режиссёр А.Эфрос), Джо в спектакле «Вкус мёда» (Ш.Делани, режиссёр А.Спивак), Марии Луизы в спектакле «Наполеон первый» (Ф.Брукнер, режиссёр А.Эфрос), Ани в спектакле «Вариации феи Драже» (А.Кутерницкий, режиссёр А.Спивак), Её в спектакле «Лунин, или смерть Жака…» (Э.Радзинский, режиссёр А.Дунаев). После 1992 года актриса ушла в антрепризу. Сотрудничает с театрами «Бенефис, «Школа современной пьесы», «Театр им. Рубена Симонова». В сотрудничестве с «Независимым театральным проектом» в 1998 году был поставлен спектакль «Ханна» по мотивам пьесы П.-У. Энквиста «Из жизни дождевых червей» (режиссёр А.Спивак), где Анна Каменкова исполнила роль примадонны Королевского театра Копенгагена Ханны Хейберг - подруги Ганса Христиана Андерсена. Это душераздерающая ночная исповедь, после которой в голове сказочника рождается история о Снежной королеве. Boзвpaщeниe Анны Каменковой в кинo cocтoялocь в 1975 гoдy в лиpичecкoй кинoпoвecти «Лecныe кaчeли». Пocлeдoвaвшaя зaтeм paбoтa в мeлoдpaмe Лeoнидa Meнaкepa «Moлoдaя жeнa» (роль Мани) пpинecлa aктpиce нacтoящий ycпex: в 1979 гoдy нa Bcecoюзнoм фecтивaлe в Aшxaбaдe ее нaгpaдили пpизoм «Зa лyчшyю жeнcкyю poль», а чуть пoзжe Каменкова былa пpизнaнa лyчшeй aктpиcoй гoдa. В 1987 году она в паре с Сергеем Шакуровым сыграла в фильме «Визит к Минотавру», а через два года вышел фильм «Софья Петровна», в основу которого легла одноимённая повесть Лидии Чуковской о сталинских тридцатых годах. Героине фильма Софье Петровне - 50 лет, а актрисе во время съёмок было 34 года. Позднее она скажет, что очень долго "отходила от роли", чувствовала себя старее, чем она есть, старалась "омолодиться". За эту сложную роль актриса получила приз на XIII Всесоюзном фестивале телефильмов в Душанбе в 1989 году. Сегодня Анна пpинимaeт yчacтиe в oзвyчании мyльтфильмoв, a тaкжe зapyбeжныx фильмoв для пoкaзa пo тeлeвидeнию. B ee aктивe - "Poмeo и Джyльeттa", "Унeceнныe вeтpoм", "Жeнщинa фpaнцyзcкoгo лeйтeнaнтa", "Фpидa" и мнoгиe дpyгиe ленты. В апреле 2007 года актриса занята в трех спектаклях: «Старые русские» (режиссер С.Кутасов) по пьесе Бориса Рацера – это комедия о жизни двух старых интеллигентов в условиях рыночной экономики; «Неожиданное» (режиссер Ф.Бертье) по пьесе Фабриса Мелькио - история женщины, которая не хочет верить в жизнь своего возлюбленного и общается с ним при помощи "бутылок воспоминаний"; и, наконец, «Своими словами» (режиссёр И.Райхельгауз) - спектакль без пьесы и драматурга; режиссёр обозначил несколько жизненных ситуаций и их примерное развитие и предложил актёрам импровизировать в данных условиях. В 1980 году Анна Каменкова вышла замуж за коллегу по театру на Малой Бронной, режиссёра Анатолия Спивака. В 1987 году у них родился сын Сергей (сейчас он - специалист по защите авторских прав, выпускник юридического факультета Высшей школы экономики). А его мама, Анна Семеновна Каменкова, в настоящее время сотрудничает с различными театрами и независимыми компаниями. Не так давно в большом интервью журналу «Театрал» она с искренней болью и надеждой на один из вопросов отетила так: «Ни один артист ни в какой период своей жизни не может сказать: «Я это сделал». Любой артист говорит: «Я не сделал этого, и этого, и этого... Я не сыграл этого!.. Я не снялся у того-то!..». В периодах отчаяния от невостребованности, когда ты полон сил и энергии, которые бывают у всех артистов. В несоответствии желаний и возможностей. Мне предлагают сценарий. И пока они его присылают и я его жду, я уже все придумала о своей героине. Я придумала такой образ! А сценарий приходит, и оказывается, что все, что я должна делать – это жарить котлеты. И весь наворот, который я придумала, он лопается. И это тоже боль. Или ты берешь хороший сценарий и начинаешь работать, и тебе звонят за два дня до вылета на съемку и говорят, что проект замораживается. А у тебя уже все созрело. Это тоже мучительно – когда все оказывается вхолостую, когда все перегнивать начинает внутри. Но, с другой стороны, такие удары, они дают работу душе. Мы же нутром работаем, и этот аппарат, он так избит и измордован, что он очень легко открывается, он не заморожен. Тебе больно, больно, больно, а потом дает тебе Бог вот такой спектакль, как этот, и ты всю свою боль вкладываешь, и получаешь от этого наслаждение. Вот ведь в чем парадокс профессии. Чем мне больнее будет во время спектакля, тем я счастливее буду, когда он закончится. После такого спектакля я летаю. Молодею. Хорошо себя чувствую. И могу горы свернуть».

28 апреля

1899 - Этот актер - Биньямин (Вениамин Львович) Зускин – был явлением в еврейском театре, единственным и неповторимым. Он родился в Поневеже, Литва, учился в хедере, в 1911 году поступил в реальное училище, в 1915 году, при высылке евреев из Прибалтики, попал в Пензу, где продолжал занятия в училище и играл в любительской театральной студии. В 1920 году в Екатеринбурге Зускин стал студентом Уральского горного института, через год перевелся в Московский горный институт, сразу же был принят в студию Еврейского камерного театра (с 1925 г. - ГОСЕТ) и через три месяца зачислен в труппу. «Я увидел Михоэлса на репетиции, и он меня потряс. .. Я увидел перед собой колоссального актера, и я понял, что здесь действительно создается очень интересный советский еврейский театр на новых условиях. В конце концов, я дал свое согласие и поступил в студию», - так рассказывал о своем первом приобщении к театру Михоэлса сам Зускин на допросе в суде 11-12 июня 1952 года. В том же 1921 году Зускин участвовал вместе с Соломоном Михоэлсом в первой постановке театра в Москве — «Вечер Шолом-Алейхема», в 1922 г. сыграл главную роль в «Колдунье» (по Аврому Гольдфадену). В созданных Зускиным образах мягкий юмор придавал лирическую окраску трагическим и смешным противоречиям местечковой жизни, а в своих суетливых героях, поглощенных мелкими будничными заботами, актер открывал для зрителя их подлинную душу мечтателей и поэтов. В течение почти всей сценической деятельности Зускин был партнером Михоэлса. Вместе они воплощали две стороны еврейского национального характера в их наиболее интенсивном выражении: рядом с драматически приподнятыми и философски обобщенными героями Михоэлса появились неунывающие, земные и тоже одержимые мыслью о недостижимом, овеянные легкой грустью герои Зускина. Таковы его Сендерл-Баба («Путешествие Вениамина III» по Менделе Мойхер-Сфориму, 1927), Шут («Король Лир» Шекспира, 1935), Гоцмах («Блуждающие звезды» по Шолом-Алейхему, 1940), Бадхен («Фрейлэхс» З. Шнеера, 1945) и другие. Зускин также снимался в кино (фильмы: «Человек из местечка», 1930; «Граница», 1935; «Искатели счастья», 1936; «Непокоренные», 1945), занимался режиссерской деятельностью, с 1935 года преподавал в театральном училище при ГОСЕТе. В 1939 году Зускин получил звание народного артиста РСФСР, в 1946 г. — Сталинскую премию. После гибели Михоэлса недолго возглавлял театр, но 23 декабря 1948 г. был арестован (одним из первых среди деятелей еврейской культуры в Советском Союзе). На Лубянке актер сказал: "... Меня привезли на допрос в совершенно одурманенном состоянии, в больничной пижаме. Ведь меня арестовали в больнице, где я находился на лечении, причем болезнь моя такого характера, что я длительное время находился в глубоком сне. Арестован я был во сне, и только утром, проснувшись, я увидел, что нахожусь в камере". Великолепную книгу памяти отца - «Путешествия Вениамина» - написала живущая в Израиле дочь актера Алла Зускина-Перельман. Вот лишь несколько строк из нее: «Готовясь к суду и вчитываясь в тома пресловутого «Дела», Зускин четко видит лживость всего, что написано о его «вражеской деятельности» в театре и в Комитете. О театре он может сказать на суде многое. О Еврейском антифашистском комитете ему и сказать-то нечего. Конечно, ему, как члену президиума ЕАК, следовало бы знать, чем Комитет занимается, но все это казалось таким далёким. Он видит то, что во время следствия не замечал: ловко выудив у него рассказы о дружбе и спорах с Михоэлсом, его заставили выучить роль с монологами-показаниями о Еврейском театре как важнейшем центре еврейской националистической пропаганды. Да уж, ловкости и опыта им не занимать. Они и сами это знают, ведь они и не с такими справлялись. Не с такими? Да, конечно. А вот с такими... Роль он выучит, чтобы потом, на суде, сказать: «Все мои показания ложные». Но ведь все-таки он признает, что «виновен частично». Виновен? Еще как! Причем, не частично, а целиком и полностью: «Я АКТЕР, И МОЯ ВИНА В ТОМ, ЧТО ВСЕ СВОЕ ВНИМАНИЕ КОНЦЕНТРИРОВАЛ НА МОЕЙ АКТЕРСКОЙ РАБОТЕ». «Я часто думал об их трагических судьбах и, быть может, именно сейчас до конца понимаю, что уничтожили Михоэлса и Зускина не в последнюю очередь как Актеров. Они были страшны сталинскому режиму как артисты, интуитивно, сверхчувствием гениев разгадавшие само существо этого режима — безудержное, безумное единовластие», — скажет их современник». И будет абсолютно прав – добавим мы. Вениамин Зускин был расстрелян 12 августа 1952 года – вместе с другими своими коллегами по Еврейскому антифашистскому комитету, составлявшими цвет и гордость еврейской культуры. У них – одна и та же дата смерти, один и тот же заказчик убийства. Когда режим начинает уничтожать своих актеров, лицедеев, шутов, всем становится понятно, что он обречен. И всё же имя великого еврейского актера Вениамина Зускина живет в нашей памяти, как живет в ней Его Величество Еврейский театр, которому он служил искренне и самоотверженно до последних дней жизни.

29 апреля

1945 – Известный советский и австрийский пианист Олег Ма́йзенберг родился в Одессе. Игре на фортепиано начал обучаться с пяти лет под руководством матери, Ады Майзенберг. Учился в специальной музыкальной школе имени Е. Коки в Кишинёве у Евсея Зака, затем в Молдавском государственном институте искусств имени Г. Музическу у Людмилы Вениаминовны Ваверко, а в 1966-1971 годах - в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных в Москве у Александра Иохелеса. В 1971-1981 годах Олег Майзенберг - солист Московской филармонии. С 1981 года проживает в Вене. В 1985-1998 годах был профессором по классу фортепиано в Штуттгартской Высшей музыкальной школе, с 1998 года - профессор Музыкального университета в Вене. Олег Иосифович - лауреат Международного конкурса имени Шуберта, почётный член общества Wiener Konzerthaus (1995), кавалер австрийского почётного Креста первой степени. Пианист выступал с таким ведущими оркестрами, как Израильский филармонический, Филадельфийский, Лондонский и Венский симфонические и Берлинский филармонический, под управлением дирижёров как Кристоф фон Донаньи, Зубин Мета, Юджин Орманди, Герберт Бломштедт, Станислав Скровачевский, Нееме Ярви, Рафаэль Фрюбек де Бургос, Жорж Претр, Ален Ломбар, Мишель Пласон, Николаус Арнонкур, Владимир Федосеев и Эса-Пекка Салонен. Олег Майзенберг часто выступает с камерными оркестрами например с Orpheus Chamber Orchestra (Нью-Йорк), Европейским камерным оркестром, Венскими солистами (членами Венского филармонического оркестра, Литовским камерным оркестром. Кроме этого, музыкант регулярно даёт мастер-классы и участвует в жюри международных конкурсов (конкурсы им. Клары Хаскил, им. Гезы Анды, конкурс ARD в Мюнхене). Много времени Майзенберг уделяет камерному музицированию, сотрудничая с такими музыкантами как Герман Прей, Роберт Холл, Хайнц Холлигер, Сабина Майер, Андрас Шифф, Рено и Готье Капусон. Постоянное партнёрство с Гидоном Кремером связывает музыканта ещё с начала его карьеры в СССР. В конце января нынешнего года Олег Майзенберг приезжал на гастроли в Москву. Для многих коллег судьба этого талантливого пианиста еще и пример личного мужества: после ужасной автокатастрофы он долго восстанавливал правую руку, умудряясь играть концерты одной левой, и прошел через эти испытания с честью. В столице России, в концертном зале им. Чайковского Олег Майзенберг исполнил Концерт № 23 Моцарта для фортепиано с оркестром, его же увертюру к “Волшебной флейте” и Седьмую симфонию Прокофьева. Кстати, тесть О. И. Майзенберга - композитор Марк Григорьевич Фрадкин.

30 апреля

1901 – Саймон (Семен) Кузнец, американский экономист, удостоенный в 1971 году Нобелевской премии по экономике, родился в Пинске, который в то время принадлежал России (во многих биографических статьях и некрологах говорится, что он родился в Харькове, но его вдова, Эдит Гандлер-Кузнец, уверяет, что родился Семен именно в Пинске). Там же, в Пинске, он окончил реальное училище, затем во время Первой мировой войны семья перебралась в Харьков, где он проучился два года в университете, затем еще два года работал в статистическом отделе Центрального совета профсоюзов и опубликовал там свою первую статью (было это в 1921 году). По условиям советско-польского договора 1921 г. Пинск отходил к Польше, и поскольку, согласно этому договору, все родившиеся на территории вновь образовавшегося государства могли получить польское гражданство, семья перебралась В Польшу. Семен был сторонником Бунда. В 1922 году вместе со старшим братом Соломоном он эмигрировал в США (Нью-Йорк), где уже 12 лет проживал его отец Абрам Кузнец (банковский служащий). Его мать — Полина Фридман — умерла в Варшаве по дороге в Америку. Оба брата поступили сразу на четвертый курс Колумбийского университета, где в 1923 г. Саймону была присвоена ученая степень бакалавра, в 1924 г. – магистра, а в 1926 г. – доктора философии. С 1930 года работал в Национальном бюро экономических исследований, где занимался расчетами национального дохода США. В 1931 году стал профессором Пенсильванского университета, в 1954 – профессором университета Джонса Хопкинса, а в 1960 – профессором Гарвардского университета. В 1949 году был назначен председателем Комитета по экономическому развитию в Совете по исследованиям в области социальных наук при правительстве США. Ушел в отставку в 1971 году. В 1950-х годах являлся советником по экономике при правительстве Израиля, в 1960-х – при правительстве Китая. Кузнец известен своими работами в области расчетов национального дохода и национального продукта, статистическими исследованиями экономического развития и его циклов, его связи с распределением. Исследования Кузнеца отличались привлечением гигантского эмпирического материала и охватывали длительные исторические периоды. Ученый провел также сравнительно-исторические исследования экономического развития ряда стран. В экономике общепринятым стало понятия «цикл Кузнеца», двадцатилетний период колебаний быстрого и медленного экономического роста. Умер Кузнец в своем доме в Кембридже (шт. Массачусетс) 8 июля 1985 года. Сегодня в Рочестере, штат Нью-Йорк, живет его дочь Юдит Штейн, а в Блумингтоне, Индиана, - его сын Поль.

1 мая

1853 - В Миргороде, Полтавской губернии, Украина, 160 лет назад родился известный еврейский драматург Яаков Гордин. В 17 лет он начал писать на русском языке в разных провинциальных газетах, позже - в петербургском журнале «Неделя», где поместил целый ряд рассказов на темы еврейского быта. Гордин был под сильным влиянием религиозного учения Льва Толстого. В 1880 году он основал «духовно-библейское братство», ставившее целью реформировать еврейство на «толстовских» началах. Преследуемое царским правительством за «вредный образ мыслей», это «братство» прекратило существование, а Гордин был вынужден уехать в Америку, где и отдался всецело еврейской драматургии. Правда, поначалу в Нью-Йорке Гордин издавал русскую газету и сотрудничал в еврейских журналах. После встречи с антрепренером и актером Яаковом Адлером Гордин обратился к драматургии на идиш. Вульгарным буффонадам и «историческим» опереттам эпигонов Аврома Гольдфадена Гордин противопоставил мелодраму с ее эмоциональными диалогами, острыми коллизиями и резко очерченными характерами, что произвело настоящий переворот на еврейской сцене. Гордин сыграл большую роль в истории еврейской драмы и театра: он вытеснил из еврейского репертуара господствовавший до него лубочный жанр «исторических оперетт», которые писались на исковерканном еврейском языке (с примесью множества немецких слов); Гордин очистил еврейскую пьесу от этих наносных слов и ввел в нее живой разговорный еврейский язык, простой и легкий; он поднял авторитет еврейского театра, привлек к нему внимание широких еврейских масс и интеллигенции. Из ста с лишним пьес Гордина наибольшей популярностью пользовались «Дер идишер кениг Лир» («Еврейский король Лир», 1892, по сюжету Шекспира), «Миреле Эфрос» (1898), «Гот, менч ун тайвл» («Бог, человек и черт», 1900; в русском переводе «Сатана», 1909), «Ди швуэ» («Клятва», 1900) и «Хасе ди иесойме» («Сиротка Хася», 1903). В течение многих лет они успешно исполнялись в оригинале и в переводах на другие языки на сценах столичных и провинциальных театров мира (в том числе и на русской сцене). Сюжеты многих пьес Гордин заимствовал у Ф. Шиллера, К. Гуцкова, Н. Гоголя, А. Островского, В. Гюго, Г. Ибсена и др. Пьесы Я.Гордина стали основой для первых еврейских фильмов, снятых на первых еврейских киностудиях, созданных М.Товбиным. Умер драматург Гордин 11 июня 1909 года.

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии, ЕжеВики и других авторитетных изданий, в том числе из различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных, а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации
Количество обращений к статье - 6521
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (2)
Гость | 07.05.2013 23:51
Спасибо, очень интересно. Одна из лучших рубрик издания.
Яков | 02.05.2013 22:26
У меня в России родился внук. 11 августа в 23 часа 55 минут. За 5 минут, до катострофы советского еврейства, положившая началу исхода из СССР. А недавно, вынося мусор, на скамейке, рядом, вижу кто то оставил старую книжку (рука дрогнула выбросить). Смотрю - Давид Бергельсон избранное 1957г. Первые страницы, как ножом порезаны. Он из той же кагорты, невинно убиённых 12 августа. В книжке штамп библиотеки из гор. Ровны УССР. Вот так, сперва их Сталин избрал в жертвы, затем, через 5 лет, избранное издают и даже посылают в библиотеки антисемитской Украины, где евреев в ВОВ было убито 97 процентов еврейского гражданского населения. В этих пожелтевших листках был и рассказ о моём родном Биробиджане. Ко мне приехал товарищ из Биробиджана Саша Драбкин, он как раз родился в этом же году 1957г. и я подарил ему эту пожелтевшую, не дорезанную, книжку избранного Давида Бергельсона, который любил наш город даже хотел в нём жить, что б быть поближе к людям и месту, где воплощалась многовековая еврейская мечта, построения еврейского рая на земле. Но атеисты Кремля во гаве с тараканом, изначально думали иначе. И наш великий биробиджанец Зускин - он же Пиня Копман из "Искателей счастья" навсегда остался нашим первостроителем мифического еврейского рая на земле!

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2020, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com