Logo
1-10 декабря 2018



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18












RedTram – новостная поисковая система

Парк культуры
Пятно света в царстве тьмы
Юрий Моор-Мурадов, «Новости недели»

Выбирая, на какой спектакль пойти, я предпочитаю современные израильские пьесы, а из них в первую очередь комедии - любимый мной самый сложный и самый загадочный жанр. Поэтому в свой свободный вечер я отправился смотреть комедию "Министры войны" ("Сарей а-мильхама") в "Габиме", которую поставил Моти Киршенбаум по пьесе израильского драматурга Шая Гольдштейна.


У сатириков в Израиле нелегкая жизнь. Как прикажете смешить зрителей за счет политиков, министров и премьеров, если необузданная пресса каждый божий день высмеивает их на своих страницах, подвергает убийственной критике, изучает под лупой каждый их шаг, каждое заявление? Не отстают от газет радио и телевидение. Насколько лучше положение сатириков в тоталитарных странах! Там достаточно намека на то, что не все министры правительства кристально чисты, и взрыв смеха в зале обеспечен.

Поэтому в демократическом государстве, когда хотят посмеяться над правительством, выбирают в качестве жанра фарс, создают карикатурные образы, корчат рожи, наделяют персонажи несуразной речью, и этим нередко удается рассмешить зал.

Сцена из спектакля «Министры войны»

"Министры войны" в "Габиме" - классический пример такого фарса. Поймите меня правильно: я не иронизирую, я приверженец принципа, согласно которому все жанры хороши, кроме скучного. Фарс - явление на театральной сцене редкое и уже потому можно его только приветствовать. А исполнитель главной роли в этом спектакле Эли Яцпан - кудесник этого жанра. Следует похвалить выбор авторов спектакля: Яцпан в роли премьер-министра Ифтаха Рахамима прекрасно вписывается в стиль спектакля - легкий, непритязательный, с массой грубоватых шуток.

В этом же духе создают своих героев и другие исполнители - Юваль Сегаль (министр обороны), Мики Пелег-Ротштейн (министр иностранных дел), Габи Армани (депутат Кнессета), Игаль Саде (глава ШАБАКа). Всеми этими людьми движут мелочные мотивы, все они вызывают у зрителя насмешку и презрение. Отвлечь их от мелочных делишек может только страх перед будущими проверочными комиссиями.

Не изменяют гротескному стилю и второстепенные персонажи. И только Рина, "типичная журналистка" (актриса Дорит Габиш), резко выделяется из этой братии. Она на сцене - как луч света в темном царстве ничтожеств и негодяев. Создается впечатление, что в этом мире, созданном воображением драматурга и режиссера, она единственный разумный человек, который действительно встревожен начавшейся войной и критически оценивает происходящее. И это неудивительно, если вспомнить, что у постановщика спектакля Моти Киршенбаума полувековой стаж в журналистике.

Суетящееся, мечущееся по на сцене правительство совершенно оторвано от реальности, растеряно, погрязло в своих мелких дрязгах и амбициозных играх. Бункер, куда министров приводят с началом войны, становится метафорой того мира, в котором они постоянно живут. Драматург умело отсылает нас к неприглядным фактам, знакомым всем израильтянам, проводит узнаваемые параллели.

Например, министр обороны, услышав, что танковые дивизии южного соседа идут к нашим границам, тут же звонит своему агенту с требованием немедленно продать принадлежащую ему квартиру в Эйлате. Война только началась, а министры уже тщательно формулируют свои фразы, как бы заранее готовясь оправдываться перед грядущей парламентской комиссией, которой поручат расследовать промахи и упущения правительства…

Сюжетного развития как такового в спектакле почти и нет, много кривляний и передразниваний, смех вызывает контраст между общественным положением персонажей и их поведением. Перед финалом, когда уже кажется, что эта группа ничтожеств, называющая себя чрезвычайным кабинетом, вот-вот потеряет страну, на сцену, в полном соответствии с жанром, выходит "Бог из машины" в виде батальона американских морпехов и спасает Израиль от врагов. Счастливый конец, как и подобает хорошей комедии.

Я не отказываю театру в праве развлекать, смешить, забавлять, помогать зрителю расслабиться после трудового дня, забыть о проблемах. Даже если бы это было всё, что нам дает спектакль "Министры войны", было бы уже неплохо. Но он всё же вызвал немало вопросов, раздумий, мыслей по поводу…

Например, относительно оптимистического финала. Что хотели этим сказать создатели спектакля? Что нечего беспокоиться, можно спать спокойно, поскольку есть у нас Старший брат за океаном и в трудную минуту он придет на помощь и спасет нас? И совершенно неважно, что мы тут делаем, как себя ведем, насколько бездарны и глупы? И мышиная возня правительства - пустая трата сил, достойная осмеяния?

Пафос спектакля: существует реальная опасность, а руководство страны не соответствует стоящей перед ним задаче. Это прозрачно. Но есть небольшая неувязка в самой завязке ситуации. С чего драматург взял, что танковые армады соседних стран двинулись на Израиль? Есть какие-то реальные основания для такого предположения? Если я не ошибаюсь, со времен Войны Судного дня ни одна соседняя страна не развязывала против нас войну. Все войны и военные операции начинал именно Израиль: Первую ливанскую, Вторую, операцию "Гроздья гнева", операции "Тупой кинжал", "Защитная стена", "Литой свинец", "Облачный столп"… Я ничего не пропустил? Именно Израиль, если верить зарубежным источникам, несколько раз за последние годы атаковал ракетами и самолетами Сирию.


«Министры войны» в «Габиме» (сцены из спектакля)

Да, всё это было реакцией на террор с их стороны, однако соседние армии в пределы нашей страны не вторгались и вряд ли осмелятся сделать это в обозримом будущем. Можно ли построить театральный сюжет на заведомо нереальном предположении и добиться истинного напряжения публики? Нас призывают наполниться гневом к министрам, не готовым к ситуации, которая не менее реальна, чем, скажем, нашествие с Марса или Юпитера. За что авторы спектакля критикуют правительство? За то, что оно недостаточно воинственно? Слишком мягкотело? Мало там бывших генералов?

В ходе постановки на месте режиссера я поменял бы угрозу вражеских армад на нашествие, скажем, саранчи. Не менее грозное. Раз уж фарс, то до конца.

Идея, которая движет обычно сатириком: положение в стране не ахти, нужны перемены. Допустим. Положение никогда не бывает идеальным, всегда можно к чему-то придраться, совершенства нет. И хорошо, что есть ворчливые и брюзжащие юмористы. Иначе остановился бы прогресс. Но в каждый исторический период сатирик обязан точно понять, кто является истинной правящей силой в стране, кто несет ответственность за провалы.

Кто же ответственный в нашем спектакле? Разве министры? На сцене они думают не об организации отпора врагу, а о том, чтобы не пострадать от выводов будущей комиссии. Может, не министров нужно хватать за мягкое место, а эти самые комиссии по расследованию? Что это за страшный зверь такой, что одно только упоминание о нем вызывает у министров паралич воли? Кто наделил комиссии такой силой и властью? Что с этим делать? Тогда, конечно, придется и название комедии менять, и герои будут другие…

Почему только один персонаж представлен на сцене как положительный - "типичная журналистка" Рина? Да, она тоже не идеальна, но на фоне других героев предстает просто ангелом. Или, как я уже сказал, лучом света в темном царстве. Но, может, все же есть какое-то пятно и на блестящем мундире наших СМИ? Может, это не безобидный луч света, а лазерный луч, который ослепляет нас и искажает для нас окружающую действительность? Может, это вызывающий рак радиоактивный луч?

И еще… Критикуя правительство тоталитарного государства, ты тем самым косвенно критикуешь самого диктатора, потому что это именно он назначил министров. В свободном государстве критика в адрес правительства автоматически становится критикой в адрес народа, снова избравшего не тех, отправившего во власть недостойных. При демократии задача сатирика - повлиять на народ таким образом, чтобы в следующий раз он положил в урну правильный бюллетень. А когда пафос создателей спектакля невнятен, они не попадают в цель, все их усилия пропадают понапрасну. И публика остается со смехом нетто.

После спектакля у меня возникли не только эти мысли и вопросы, и одно это уже свидетельствует в пользу постановки. Что ж, будем надеяться, что получим на них ответы на следующих сатирических комедиях "Габимы" или других наших театров.
Количество обращений к статье - 1422
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (1)
Яков Сегал- Иерусалим | 13.06.2013 07:45
Судя по описанию автора спектакль исключительно злободневный для Израиля.
Это наш начальник генерального штаба Дан Халуц, героически победивший женщин и детей Гуш Катифа и обгадившийся во 2-й ливанской войне, приказал продавать свои акции после решения о начале боевых действий.
Это Амир Перец в качестве министра обороны рассматривал территорию Ливана через закрытые окуляры бинокля и по выводу госкомиссии мешал работе генерального штаба.
Это наша прокуратура сегодня ведет расследование действий летчиков в ходе последней операции в Газе, не пострадал ли невинный араб. Прокуратура связала руки армии. Солдаты брятся защищать еврев в Иудее и Самарии, потому что со 100% гарантией предстанут перед судом. Сегодня на прицеле прокуратуры авиация. В одном Моти Киршенбаум, известный ультралевыми взглядами, не прав. Во 2-й ливанской войне страну спасли своим героизмом и кровью не американцы, а рядовые солдаты и низшие офицеры ЦАХАЛа. Это тоже вывод госкомиссии. Они спасут нас и дальше от подлости и никчемности власти.
А что же наши герои. Благодаря усилиям главного реального комедийнго героя Б.Нетаниягу, Амир Перец министр экологии и автор нового движения в сионизме, основой которого являетя создание нацистского анклава в Иудее и Самарии. А Ц.Ливни, ярый сторонник первого после гитлера еврейского погрома - министр юстиции.
Б.Нетаниягу даст сто очков вперед талантливому Эли Яцпану.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2018, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com