Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Наша история
«Я смотрел на Палестину
глазами еврея...»
Немало поистине уникальных материалов публиковалось более 80 лет назад в парижском "русском" журнале "Рассвет", которые, конечно же (мы надеемся на это), будут интересны сегодняшнему читателю «МЗ». Один из таких материалов - перед вами. Побывавший в Палестине Марк Шагал дал в Париже интервью о своей поездке. Мы перепечатываем это интервью из журнала "Рассвет" за 1931 год, ничего в нем не сокращая и не изменяя. Итак, Марк Захарович Шагал - о нашей с вами земле...


Странное чувство охватывает меня, когда я оказываюсь в приемной Шагала. Точно неожиданная встреча с другом детства: со всех сторон глядит безмятежная шагаловская "творимая легенда", - все те образы, которые в тусклых и обманчивых репродукциях дошли до меня уже много лет назад и поселились в самом сокровенном уголке души...

Вот он, наконец, передо мной - незабвенный молчаливый еврей, пепельно-печальным голубем пролетающий над уткнувшимся в снежные сугробы городом...

Но вот и сам Шагал. Что-то детски доверчивое есть в его улыбке - надо видеть эту улыбку, чтобы коснуться самого дна этих картин. Что-то тревожное, недосказанное мелькает иногда в глазах.

Мы усаживаемся. От картин направо и налево от меня и за моей спиной идут беспокойные лучи, заставляющие меня иногда ерзать на стуле. Приступаю к "допросу".


Ваша поездка в Палестину состоялась в связи с организацией музея искусств в Тель-Авиве?

Да, меня пригласил заняться этим Меир Дизенгоф. Съездить в Палестину я давно собирался. Визит Дизенгофа и его приглашение мою поездку ускорили... Вы знаете Дизенгофа, этого семидесятилетнего молодого человека? Нельзя было не откликнуться на его призыв. Влекла ли меня Палестина именно как художника? Видите ли, я поехал туда как еврей. Я хотел воочию посмотреть на всё это - как они строят страну. У меня это всегда так - раньше идет человек, а за ним - художник. И потом, вся эта экзотика Востока, за которой обыкновенно гонятся, вся эта этнография, которую художники спешат нанести на полотно, - мне кажется несущественной...

Разве дело в какой-нибудь там пальме или горе? Ведь такую же пальму и почти такую гору, таких же пестрых арабов и верблюдов можно найти и за несколько сот километров от Палестины. Для этого достаточно съездить в Алжир или в Марокко...

Нет, европейская мерка тут ничего не может дать. Другое дело, если на это всё посмотреть внутренним глазом, понимаете ли вы?.. Конечно, Делакруа и Матисс, не в пример Гогену, сумели что-то увидеть в Северной Африке, - но они не евреи, у них нет нашего прошлого.
Я смотрел на всё это глазами еврея, и больше ничего.
Да, в Тель-Авиве очень радостно, блестит солнце, молодежь улыбается тебе в глаза... С тех пор, как евреи поселились в этой солнечной стране, у них появилось новое - здоровое - начало, чего нет в галуте, - это какое-то особое спокойствие, уверенность в себе; еврей там твердо ходит и работает, эта "кучка" в 170 тысяч человек намерена, несмотря на политическую и экономическую атмосферу, продолжать начатое; и еврей этот гораздо меньше реагирует на всякую встряску, чем евреи вне Палестины... И у всех этот подъем: и у купцов и мещан в городе, и в кибуцах, где им, конечно, гораздо труднее живется...

Но евреев там еще мало! Генеральских сил, пожалуй, вдоволь, но "армии" не хватает...

Конечно, не всё еще гладко. Есть, пожалуй, в отношении политических проблем сионизма некоторое безразличие... Но что же вы хотите - все очень много работают, вы знаете, как рабочие живут и что едят? Они положили там все свои силы, строили, создавали - и, естественно, они теперь осторожны в отношении перемен и связанного с этим риска... Кстати, я чувствовал себя очень хорошо в Эмеке, в этих кибуцах. Хотелось даже пожить среди них...

Общее впечатление? В Палестине меня поразило это постоянное вездесущее сопоставление двух элементов. С одной стороны - порыв в будущее, борьба за новое; с другой стороны - пафос давно окаменевшего, отжившего прошлого; и то, и другое одинаково сильно и волнующе.

Это заметно, наверное, в особенности в Иерусалиме?

Иерусалим?.. В этом городе ощущаешь, что дальше оттуда уже нет дорог... Я чувствовал, что по этим узким улочкам, с их козами и арабами, по переулкам, которыми теперь бредут к Стене Плача красные, синие и зеленые евреи, - недавно еще проходил Христос...


Портрет М.Шагала работы фотохудожника Адриана Сватона (Prešov, Slovakia)
Здесь чувствуется вся односемейность еврейства и христианства, - это было ведь одно целое, а потом пришли какие-то дьяволы, разорвали все и разделили... Чувствуешь, какая мощная культура разрослась тут когда-то... Если ей суждено воскреснуть, она будет одной из богатейших на земле, - я говорю это, вовсе не будучи шовинистом... Всё же остальное в Иерусалиме – и мечеть Омара, куда меня заставил поехать Эдвин Сэмюэль, и святые места, - несмотря на мой большой интерес к Христу как к поэту и фигуре пророческой, - меня оставило равнодушным... Впрочем, за два с половиной месяца я ведь всё объездил и пожил и в Сафеде (арабское название Цфата – «МЗ»), и в Хайфе, и в колониях...

Как же обстоят дела с музеем?

Это сложный вопрос, и - скажу прямо - у меня совсем мало надежды на то, что он разрешится благополучно. Вначале предполагалось, что функции будут резко разграничены. Есть там, в Тель-Авиве, комитет: Дизенгоф, Бялик, Шошана Персиц, - очень хорошо, но художественный контроль, то есть подбор материала должен был осуществляться здесь, в Париже; в художественный комитет вошли Э.Флег, Хана Орлова и я; можно было бы наезжать время от времени. Все дело ведь в том, как подойти к такому начинанию. Я набросал беспристрастный художественный план, наметили залы: Израэльса, Либермана, Писарро, Модильяни, Паскина, - в качестве остова, базы, вокруг которой могла бы группироваться и разрастаться подлинная художественная молодежь... Ведь гораздо легче, подчеркиваю, реализовать серьезный план собирания еврейских художественных ценностей - я говорю о подлинном музее - с чистой, выдержанной на 100 процентов программой, чем что-нибудь убогое, полное компромиссов, куда даже и культурный турист не заглянет... Для этого нужна на несколько лет настоящая диктатура людей строго компетентных, которым доверяют и кому всецело предоставляют художественное руководство... Но что вы хотите: Тель-Авив - не Париж, и надо сказать, что мы, евреи, еще, в общем, не разбираемся в искусстве...

К еврейскому обществу, как к листу с клеем, липнет, прежде всего, всё мелкое, преходящее... Есть опасность: из этого музея выйдет второй "Бецалель"... Хотят портреты еврейских знаменитостей... Разве важно для музея, что это портрет Л.Блюма? Важно ведь, как и кем он сделан, а то, что он изображает именно Блюма, - это на втором плане... Хотят завалить этот музей какими-то муляжами, гипсами, копиями - кому это нужно? К чему весь этот заплесневевший хлам? Тут не место покладистости, - надо уметь даже отвергнуть подарок, если он идет вразрез с намеченным художественным планом. Но если всё это несерьезно, - я сниму с себя всякую ответственность за ход этого дела... Одно из двух: пусть устроители доверятся нам или пусть действуют по своему вкусу. Но в этом случае я совершенно не могу допустить, чтобы какой-нибудь комитет прикрывался моим именем, - оно не должно даже упоминаться!..*

...Таков заключительный аккорд интервью.
. Еще один последний взгляд на портрет молодой женщины в черном - на матово-лимонном фоне - портрет, который можно увидеть только во сне, - и я прощаюсь с моим собеседником.

__________

*) Более подробно о полемике между Марком Шагалом и Меиром Дизенгофом по поводу создания Художественного музея в Тель-Авиве – в ближайших номерах «МЗ»
Количество обращений к статье - 3154
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (1)
Гость В.Вебер | 28.06.2013 10:47
Замечательная публикация. Бесценный подарок читателям, поклонникам Марка Шагала. Его работы обладают фантастическим притяжением. Этот невероятным образом воплощенный в картинах головокружительный полет его Души, бесконечно влюбленной, любящей жизнь. Души ребенка и одновременно взрослого… Давно покорена его творчеством.
Спасибо, Леонид Борисович! Потрясающие портреты! Удивительное интервью. Этот разговор – над временем. Он актуален сегодня так же, как 80 лет назад… Очень важно услышать…
«Иерусалим?.. В этом городе ощущаешь, что дальше оттуда уже нет дорог... Я чувствовал, что по этим узким улочкам, с их козами и арабами, по переулкам, которыми теперь бредут к Стене Плача красные, синие и зеленые евреи, - недавно еще проходил Христос...
Здесь чувствуется вся односемейность еврейства и христианства, - это было ведь одно целое, а потом пришли какие-то дьяволы, разорвали все и разделили... Чувствуешь, какая мощная культура разрослась тут когда-то... Если ей суждено воскреснуть, она будет одной из богатейших на земле, - я говорю это, вовсе не будучи шовинистом...»

ЮНЕСКО, лишая сегодня Израиль права на Иерусалим, пополняет ряды слуг дьявола, препятствующих воскресению этой культуры. Неужели нефтегазовая и экономическая зависимость от России, окончательно снесла крышу членам ООН, голосовавшим за это позорнейшее решение?

С интересом будем ждать продолжение полемики между Марком Шагалом и Меиром Дизенгофом. Отношение знаменитого художника к вопросам музейного дела, к исторической памяти и подлинным культурным ценностям – пример профессиональной и человеческой ответственности, достоинства, чести.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com