Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
12-18 сент. 2013
Рубрику ведет Леонид Школьник

12 сентября

 

1913 – Обычно, когда заговаривают об Андрее Миронове, непременно вспоминают маму, прекрасную актрису Марию Миронову, и почти никогда – о ее муже, отце Андрея Александре Менакере. Мне кажется это несправедливым, и сегодня, в день 100-летия этого человека, я расскажу вам хотя бы кратко о том, кем он был и передал ли маленькому Андрею (родился в 1941-м) вместе с фамилией и отцовские гены. Родился Александр Семенович Менакер в Петербурге в семье адвоката Семёна Исааковича Менакера. Жила семья на ул. Красной Связи (бывший Виленский переулок), дом 6. В 1925-м году 6-комнатная квартира Менакеров попала под подселение. В квартиру вселили молодую ткачиху Шехмейстер Софию Яковлевну, которая училась на рабфаке (в дальнейшем София стала врачом, начальником отделения рентгенологии 12-й поликлиники Ленинграда). Родители часто просили Софию привести Алика Менакера из школы. Шехмейстер вспоминала, что в квартире всегда было весело, постоянно находились люди сферы искусств. В 1929 году Алик (Александр Семенович) поступил на актерское отделение 1-й художественной студии при Большом драматическом театре, в 1930 году перешёл на режиссёрский факультет Института сценического искусства. С 1932 года работал в Государственном объединении музыки, эстрады и цирка и в Ленгорэстраде, исполняя музыкальные пародии и фельетоны. С 1933 года — в Ленинградском мюзик-холле, с 1934 года — актёр, режиссёр, с 1935 года — художественный руководитель в Джаз-театре Всеукраинского Дома Красной Армии в Харькове. В 1936-1938 годах — снова в Ленинградском мюзик-холле. В 1939 году — в Московском театре эстрады и миниатюр, где впервые выступил с М.В. Мироновой с музыкальными юморесками.
Александр Семёнович был дважды женат. Первый раз он женился в 1935 году на балерине Ирине Ласкари, 17 июля 1936 года у супругов родился сын Кирилл, ставший в будущем известным балетмейстером. Однако через три года брак распался, поскольку Менакер встретил свою настоящую любовь — актрису Марию Владимировну Миронову. 26 сентября 1939 года они поженились, а 7 марта 1941 года у них родился сын Андрей, получивший при рождении отцовскую фамилию. Но в 1950 году, в ходе печально известного «Дела врачей», родители поменяли сыну фамилию на материнскую, и в третий класс он уже пошёл, будучи Андреем Мироновым. Тем не менее, когда много лет спустя Григорий Горин спросил Андрея Миронова, какую фамилию тот хотел бы носить, если бы не был Мироновым, артист без колебаний ответил: «Менакер».
В 1942 году Александр Семенович Менакер был постановщиком антифашистской программы "Вот и хорошо!", автором и исполнителем музыкального фельетона "Молитесь за него!", одним из режиссёров программы "Москвичи-земляки" (1942).
В 1948 году, после закрытия театра, Менакер и Миронова начали выступать самостоятельно. Среди их первых совместных работ: "Московские встречи", "Знакомые портреты", участие в программе театра "Эрмитаж" "Вот идет пароход" (1954).
С 1954 года Менакер и Миронова работали в Московском театре эстрады вплоть до его закрытия. Именно в эти годы театр двух актёров — Мироновой и Менакера (директор и художественный руководитель) - выпустил спектакль "Говорящие письма", обозрение "В нашем доме" (главным образом, на тексты Бориса Ласкина), спектакль "Дела семейные" (1954), основой которого стала пьеса Б.Ласкина "Слушается дело о разводе".
В 1978-м Александру Семеновичу было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Правда, расказывают, что тогдашний министр культуры СССР Екатерина Фурцева долго препятствовала присвоению Менакеру этого почётного звания. А всего через четыре года после получения звания, 6 марта 1982 года, Александра Семеновича не стало. Больное сердце, два инфаркта... Умер внезапно — остановилось сердце. Похоронен в Москве на Донском кладбище. А через пять лет не стало и его сына, Андрея Менакера-Миронова. 14 августа 1987 года он выступал на сцене Рижского оперного театра в спектакле «Женитьба Фигаро». За десять минут до конца, во время финального монолога Фигаро, на фразе «То ли потому, что я ей нравлюсь больше, сегодня она оказывает предпочтенье мне…» актер отступил назад, оперся рукой о беседку и стал оседать. Ширвиндт, игравший графа Альмавиву, унес его за кулисы, крикнув: «Занавес!» «Шура, голова болит», — это были последние слова Андрея. Его отвезли в местную больницу, но помочь уже не смогли: он умер спустя два дня от кровоизлияния в мозг...

 

13 сентября

1894 – Один из лучших польских поэтов Юлиан Тувим родился в еврейской семье в городе Лодзь. Окончил там школу и в 1916-18 гг. изучал юриспруденцию и философию в Варшавском университете. Дебютировал в 1913 году стихотворением «Просьба», опубликованным в «Варшавском курьере» (Kurierze Warszawskim). На Тувима сильно повлияли такие поэты как Уолт Уитмен и Артюр Рембо. В его поэзии часто использовался разговорный, повседневный язык. Оптимизм, отраженный в его ранних стихах, постепенно сменился горьким и опустошенным мировоззрением. Его поэма Bal w Operze («Бал в опере»), сатирически изображающая польское правительство, была запрещена цензурой. Тувим был одним из основателей экспериментальной литературной группы «Скамандр» в 1919 году. С 1924 г. он вел еженедельную колонку в газете «Литературные новости» (Wiadomości Literackie). В предвоенные 1930-е годы в стихах Юлиана Тувима звучала резкая критика фашизма. 1939 год застал поэта в Париже; дальше - семь лет эмиграции, бегство из оккупированной Франции, Бразилия, Соединенные Штаты. Его старая мать осталась в Польше и погибла во время массовых казней польских евреев. Ей он посвятил такие пронзительные строки:

На еврейском кладбище в Лодзи,
Под сенью березы унылой -
Мамы моей, еврейки,
Польская могила...


В Америке Тувим начал и так и не успел завершить ностальгическую эпопею «Цветы Польши». И почти не писал стихов ни в эмиграции, ни по возвращении на родину. Как поэту ему был отведен недолгий срок - межвоенное двадцатилетие. «Мне было двадцать лет, когда началась первая война, - писал Тувим, - и сорок пять, когда вспыхнула вторая. Молодость прошла в воспоминаниях о первой войне и предвидении второй; отзвуки первой бури и раскаты второй наполнили жизнь моего поколения тревогой, чувством неуверенности, ощущением, что все временно, преходяще, а ты сам повис в опасной пустоте. В земле еще лежали неразорвавшиеся снаряды 1914-1918 годов, а мы уже чуяли и ждали удары люфтваффе». Гоня тревогу, молодой бунтарь призывал к очистительной буре, но по мере того, как надвигалась иная буря, смертоносная, всё дороже становились для него простые человеческие радости и горести, простые и вечные.
В 1944 году Юлиан Тувим написал обращение, озаглавленное «Мы, польские евреи». Вот цитата из этого блестящего публицистического выступления: «И сразу я слышу вопрос: «Откуда это “мы”? Вопрос в известной степени обоснованный. Мне задавали его евреи, которым я всегда говорил, что я — поляк. Теперь мне будут задавать его поляки, для подавляющего большинства которых я был и остаюсь евреем. Вот ответ тем и другим. Я — поляк, потому что мне нравится быть поляком. Это мое личное дело, и я не обязан давать кому-либо в этом отчет. Я не делю поляков на породистых и непородистых... Я делю поляков, как и евреев, как людей любой национальности, на умных и глупых, на честных и бесчестных, на интересных и скучных, на обидчиков и на обиженных, на достойных и недостойных. Я делю также поляков на фашистов и антифашистов... Мы, Шломы, Срули, Мойшки, пархатые, чесночные, мы, со множеством обидных прозвищ, мы показали себя достойными Ахиллов, Ричардов Львиное Сердце и прочих героев... Мы, с ружьями на баррикадах, мы, под самолетами, которые бомбили наши убогие дома, мы были солдатами свободы и чести. “Арончик, что же ты не на фронте?” Он был на фронте, милостивые паны, и он погиб за Польшу...».
И еще одна цитата – оттуда же: «Но если ты - поляк, откуда же - «мы, евреи»? Ответ прост: все дело в крови. Так значит, расизм? Нет, вовсе не расизм. Совсем не то. Кровь бывает разная: та, что течет в жилах, и та, что течет из жил. Кровь в жилах - телесный сок. Исследование ее - дело физиологов... Кровь невинно загубленных миллионов не таится в артериях, а льется у всех на глазах. Такого потопа не видел мир. Обильными, глубокими ручьями струится кровь евреев (не «еврейская кровь»)... Примите меня, братья, в благородный орден невинно пролитой крови...».
Проведя в эмиграции 1939-1945 годы, Юлиан Тувим продолжал выступать против фашизма. Перевел на польский язык произведения русской и советской литературы («Слово о полку Игореве»; «Горе от ума» А.Грибоедова; поэзию А.Пушкина, В.Маяковского, Б.Пастернака). Русским же читателям Тувим более всего известен в переводах Анны Ахматовой, Самуила Маршака, Давида Самойлова, Леонида Мартынова. Умер поэт в Закопане 27 декабря 1953 года. И закончить эту краткую биографическую заметку хочу его веселым поэтическим советом для желающих пойти во власть – в том числе и для собирающихся в депутаты Кнессета:

Возьмите народ. Размешайте, потом подогрейте.
Плотней нашпигуйте начальством, плакаты расклейте,
подсыпьте немного деньжат. И без лишних затрат
получите электорат...

14 сентября

1938 - Русский поэт, прозаик, журналист, переводчик Рудольф Ольшевский (настоящая фамилия – Гольдфельд) родился в Белоруссии 75 лет назад, куда его родители были направлены на работу из Одессы. Семья вернулась в Одессу, когда будущему поэту еще не исполнилось и года. В годы Великой Отечественной войны Рудик находился в эвакуации с матерью; отец погиб на фронте. По окончании одесской средней школы в 1956 году Ольшевский поселился в Кишинёве, с которым связал всю свою дальнейшую творческую судьбу. На протяжении нескольких десятилетий он работал в редакциях газеты «Молодёжь Молдавии» и литературного журнала «Кодры». В 1960-1970-е годы руководил литературным объединением «Орбита» при молодёжной газете, в котором началась литературная деятельность Евгения Хорвата, Наума Каплана (1947-1978), Бориса Ройтблата, Виктора Панэ, Александра Фрадиса, Кати Капович, Бориса Викторова (Друкера, 1947-2004), Александры Юнко, Александра Бродского (Микки Вульфа), Светланы Мосовой и многих других литераторов. В Кишинёве были изданы более двадцати книг поэзии Ольшевского, а также его публицистики, художественной прозы, стихотворных переводов и даже пять фантастических романов. Рудольф Ольшевский - автор поэтических сборников «Расколдуй-трава», «Третий полюс», «Высокие колокола» (1971), «Уходит лето», «Полночные костры» (1976), «И снова осень», «Тень птицы» (1982), «Всё это было на земле» (1985), «Красная ягода», «Называю себя» (1986), «Возраст хмеля», сборника стихов для детей «Хвостатая азбука» с иллюстрациями Марины Андрухиной, романов «Господи, помилуй» и «Два солнца Фьюри» (2000), книги рассказов «Поговорим за Одессу» (2001). Ольшевский написал либретто к опере молдавского композитора Эдуарда Лазарева «Дракон» по пьесе-сказке Евгения Шварца. Среди переведённых им и изданных отдельными книгами молдавских поэтов - Спиридон Вангели и Георге Водэ («Открытие колодца», 1978). В его переводах с идиша вышли сборник стихотворений Мойше Лемстера «Еврейский дождь» (1997), книга новелл Ихила Шрайбмана «Творения и любовь» (2000). В 2000 году в переводах Р. А. Ольшевского с идиша была издана книга «Летящие тени», вобравшая в себя стихи пяти еврейских поэтов Бессарабии - Элиэзера Штейнбарга, Зелика Бардичевера, Янкева Штернберга, Мотла Сакциера и Герцля Ривкина. С 2000 года Рудольф Ольшевский жил в Бостоне (США), активно печатался в русскоязычной прессе – в частности, в «Форвертсе». Уже в Америке он перевел историческую повесть Бориса Сандлера "Глина и плоть" о Кишиневском погроме 1903 года, осуществил издание двух выпусков популярного альманаха "Ветка Иерусалима", куда смог собрать лучшие произведения еврейских поэтов и прозаиков, ныне живущих в Израиле, США, Канаде, Германии и России. Умер Рудольф Ольшевский в Бостоне 4 сентября 2003 года во время встречи с читателями. Прямо на сцене. Не дожил до своего 65-летия всего десять дней...

15 сентября

1892 – Ханна Ровина, одна из основательниц театра-студии «Габима» и актриса этого ивритского театра с 1917 года до своего последнего дня в 1980 году, родилась в Березине, Минской губернии, в семье лесоторговца. Училась в хедере, затем — в русской городской школе, где обнаружились ее артистические способности. По окончании школы Ровина уехала в Екатеринослав, где в течение двух лет зарабатывала на жизнь уроками русского языка, служила гувернанткой в богатых семьях. В 1914 г. поступила в ивритскую семинарию для воспитателей детских садов в Варшаве и окончила курс с высокими оценками. В 1914 году один из детских утренников посетил Наум Цемах, который в то время активно искал актрису для своего передвижного театра на иврите. Ровина подходит для «Габимы» по всем показателям, и главное – она знает язык. Вот только молодая учительница не желает поступать в труппу. Ханна Ровина собирается серьезно заниматься педагогикой. В ту же «Габиму» она приходит, прежде всего, для обучения актеров чистоте языка. Ровина играет в нескольких постановках (дебютом становится роль матери в «Вечной песни» Марка Арнштейна). Но всякий раз оговаривает временный характер своего участия в жизни труппы – до тех пор, пока «Габима» не наберет должное количество актрис. Цемаху потребовалось три года, чтобы убедить будущую звезду посвятить себя сцене. 10 октября 1916 года Наум Цемах регистрирует в Москве еврейское драматическое общество «Габима», при котором в 1917 году открывается театр-студия. Объявляется набор актеров, рассылаются письма прежним участникам труппы. Ровина приезжает в числе первых. Правда, она не была уверена до конца, что сцена – ее призвание. Но, посмотрев на энтузиазм студийцев, решает остаться в «Габиме», и остается ... более чем на 60 лет. Почти сразу Ровина вошла в «руководящую» тройку, определяющую политику «Габимы» (Наум Цемах – Менахем Гнесин – Ханна Ровина). Первая же крупная роль прославила Ханну буквально на весь мир. Она блистательно сыграла Лею в вахтанговском «Дибуке» (премьера - 31 января 1922 года) и с тех пор становится любимицей московской театральной критики. Её работы выделяются даже в неудачных, по мнению рецензентов, постановках. Из ролей московского периода «Габимы» нужно упомянуть Мать Мессии во второй редакции пьесы Д.Пинского «Вечный жид» (1923) и Мессию в «Големе» Г.Лейвика (1925). В 1926 году «Габима» навсегда покидает Россию. В Палестине, где театр впервые оказался в 1928 году, Ханна Ровина становится культовой актрисой. Исполнительницу Леи в «Дибуке» нарекают «царицей Израиля». Ее боготворят мужчины. Ее персональными поклонниками становятся глава Гистадрута Хаим Вейцман и мэр Иерусалима Гершон Агронский. Она блистает в лучших ролях мирового репертуара. Играет Медею, Леди Макбет и Юдифь в «Уриэле Акосте» Карла Гуцкова. В 1955 г. Ровина была удостоена премии Н. Цемаха, в 1956 г. — Государственной премии Израиля. В 1975 г. Ровиной было присвоено звание почетного доктора философии Тель-Авивского университета. В 1977 г. она в последний раз вышла на сцену «Габимы» в роли герцогини Йоркской в спектакле «Ричард III» Шекспира. В 1992 году в честь 100-летия со дня рождения Ханны Ровиной министерство связи Израиля выпустило марку, посвященную «первой леди израильского театра» и ее лучшим ролям.

16 сентября

1936 – Бывший председатель Верховного Суда Израиля, бывший юридический советник главы правительства Израиля, декан юридического факультета Еврейского университета в Иерусалиме Аарон Барак (урожд. Арик Брик; не путать с Эхудом Бараком) родился в Каунасе, Литва. Его отец, Гирш Брик, был юристом, мать, Либа (Лея) Брик — учительницей. Детство Барак провел в Каунасском гетто. В своей речи, произнесенной в 2002 году, он так описывал этот период: «В июне 1941 года мне было пять лет, когда немцы захватили Каунас, в котором мы жили. И мы попали в ад. В Каунасе жили 25 000 евреев, и литовцы устроили нам погром, а тех, кто выжил после этой резни, собрали на одной из площадей города с примечательным названием «Площадь Конституции». Многие умерли там в давке от удушья и голода, от случайных выстрелов. Хотя формально в городе соблюдалась законность, всё происходило по приказам сверху. В 1943 году была «детская акция». Уничтожили всех детей. Мне удалось выжить в этой акции и по чудесному стечению обстоятельств мы с матерью оказались у литовского крестьянина по фамилии Ракавичюс, у которого и скрывались, пока не пришла Красная армия и не освободила нас». В 1947 году семья Аарона Барака переехала в Палестину. По окончании школы юноша учился на юридическом факультете Еврейского университета в Иерусалиме. В 1958 году получил первую академическую степень по юриспруденции и параллельно изучал экономику и международные отношения. C 1958 по 1960 год служил в Армии обороны Израиля при бюро экономического советника Генштаба ЦАХАЛа. По окончании службы он вернулся в университет, где в 1963 году с отличием закончил докторскую работу. Параллельно проходил стажировку у юридического советника правительства Гидеона Ознера, однако с момента, когда тот принял участие в суде над Адольфом Эйхманом, Барак предпочел прекратить стажировку, так как, будучи человеком пережившим Холокост, усматривал личную заинтересованность в процессе. В 1966-1967 годах продолжал стажировку в Гарвардском университете, в 1968 году был назначен профессором Еврейского университета, а в 1974 году - деканом юридического факультета этого университета. На этом посту он организовал периодическое университетское издание «Мишпатим». В 1975 году Аарон Барак стал одним из самых молодых лауреатов Государственной премии Израиля и в том же году был избран в члены Академии науки и искусства США. C 1975 по 1978 годы занимал должность юридического советника главы правительства, на которую был назначен по инициативе министра юстиции Хаима Цадока. На этом посту одним из самых известных его решений было решение отдать под суд Лею Рабин, супругу премьер-министра Израиля Ицхака Рабина, за незаконно открытый валютный счет в иностранном банке. Информация о том, что супруга главы правительства имеет незаконные счета в зарубежных банках, была обнародована известным израильским журналистом Даном Маргалитом (в то время в Израиле было запрещено открывать валютные счета и счета в зарубежных банках). После вынужденной отставки Рабина с поста премьер-министра Барак решил не отдавать Лею Рабин под суд. Свое решение он объяснил тем, что Рабин уже достаточно наказан и нет необходимости в дополнительном наказании. В 1978 году глава правительства Израиля Менахем Бегин пригласил Барака к участию в израильско-египетских мирных переговорах. Барак был юридическим советником израильской делегации на Кемп-Дэвидской конференции. 22 сентября 1978 года Аарон Барак был введен в состав Верховного Суда Израиля и стал самым молодым в истории страны судьей в этом суде (его даже назвали «вундеркиндом израильской юстиции»). В 1993 году, после ухода с должности Менахема Элона, Аарон Барак был назначен на должность заместителя председателя Верховного Суда, а после выхода на пенсию Меира Шамгара 13 августа 1995 года стал председателем БАГАЦа - Верховного Суда Израиля. После ухода с этого высокого поста Аарон Барак присоединился к группе преподавателей Междисциплинарного Центра в Герцлии, а также преподавал юриспруденцию в Йельском университете (США).

17 сентября

1918 - Шестой президент Государства Израиль Хаим Герцог родился 95 лет назад в Белфасте, Ирландия, в семье раввина Ицхака Айзика ха-Леви Герцога, который был главным раввином Ирландии с 1919 по 1936 годы. Хаим два года учился в Уэсли-колледже в Дублине. Еврейское религиозное образование он получил в Хевронской иешиве (Иерусалим).
В 1936 году отец юноши был назначен главным раввином подмандатной британской Палестины и переехал туда со всей семьёй. По прибытии в Палестину Хаим вступил в Хагану, а затем вернулся в Британию, где окончил Университетский колледж Лондона, получив степень бакалавра.
Сразу после начала Второй мировой войны вступил в ряды британской армии, служил в танковых частях, принимал участие в боевых действиях. В звании майора командовал подразделением в гвардейской танковой дивизии. В начале 1945 года был переведен на службу в военную разведку. Став главой британской военной разведки в Северной Германии, Герцог руководил операцией по розыску и установлению личности рейхсфюрера СС Г. Гиммлера.
В конце 1947 года Хаим Герцог демобилизовался и приехал в Эрец Исраэль. В январе–мае 1948 года он возглавлял Отдел безопасности Сохнута, занимавшийся поддержанием официальных контактов с английским военным командованием. Участвовал в Войне за Независимость, в том числе в боях за Латрун.
Дальнейшая военная карьера Хаима Герцога складывалась вполне успешно: в 1949–50 гг. он возглавил израильскую военную разведку АМАН. Во время Второй мировой войны Герцог, будучи офицером британской разведслужбы, приобрел пригодившийся впоследствии профессиональный опыт. Этот рафинированный джентльмен и утонченный интеллектуал оказался, к тому же, превосходным организатором. Именно Герцог превратил военную разведку в то, чем она является и сегодня, - в аналитический центр, позволяющий предугадывать ходы противника.
Герцог, получивший в наследство от предыдущего главы разведки Беэри кустарную организацию, костяк которой составляли бывшие подпольщики, не прошедшие профессиональной подготовки, создал разведшколу, где будущих разведчиков обучали профессиональным навыкам. Он четко определил структуру и функции военной разведки, ввел в нее научно-исследовательский отдел. Сделав в сжатые сроки военную разведку неузнаваемой, Хаим Герцог в апреле 1950 года передал дела своему заместителю Беньямину Джибли, а сам отправился военным атташе в Вашингтон. Его изначально влекла дипломатическая карьера. Никто не знал тогда, что через восемь лет (в 1959 году) военной разведке вновь понадобятся ум, прозорливость и способности этого человека.
После четырех лет, проведенных в США, Хаим Герцог вернулся домой и в 1954–57 гг. командовал войсками Иерусалимского округа, в 1957–59 гг. стал начальником штаба Южного округа.
В 1962 году Хаим Герцог вышел в отставку в звании генерал-майора. Спустя шесть лет, в январе 1968-го, он вошел в состав объединенной Партии труда. Накануне и во время Шестидневной войны был ведущим военным обозревателем на израильском радио. По окончании войны назначен первым военным губернатором Иудеи и Самарии.
В 1975–78 гг. Герцог представлял Израиль в ООН, в 1981 году был избран в Кнессет 10-го созыва от Партии труда, а через два года стал шестым президентом Государства Израиль, в 1988 г. был переизбран и находился на этом посту до выхода на пенсию в 1993 году.
Хаим Герцог много сделал для укрепления международного положения Израиля. Он автор ряда книг по истории войн Израиля, в том числе: «Война искупления: внутренняя история Войны Судного дня» (1975), «Арабо-израильские войны» (1982), «Герои Израиля: исторические портреты» (Иерусалим, 1989; перевод на русский язык — издательство «Библиотека-Алия», 1991).
Скончался Хаим Герцог 17 апреля 1997 года в Тель-Авиве. Спустя годы после его смерти группа британских историков, составлявших антологию лучших речей в истории человечества, решила включить в этот почетный список выступление Хаима Герцога на Генеральной Ассамблее 10 ноября 1975 года. Та знаменитая речь была посвящена печально известной резолюции Совета Безопасности ООН № 3379, в которой сионизм приравнивался к расизму и расовой дискриминации. В своей речи на трибуне ООН Герцог заявил, что последствия этой резолюции могут сравниться с последствиями "Хрустальной ночи" в Германии в 1937 году. Представляя Израиль, Хаим Герцог на трибуне ООН демонстративно разорвал текст этой антиизраильской, антисемитской резолюции.
Руководитель коллектива составителей антологии Саймон Сабаг-Монтефиоре (потомок знаменитого еврейского мецената Моше Монтефиоре) заявил, что речь Хаима Герцога - "не только блестящий образец ораторского искусства, но и одна из вершин в борьбе против антисемитизма в ХХ веке".

18 сентября

1939 – Пятым после так называемой Революции гвоздик 25 апреля 1974 года президентом Португалии, занимавшим этот пост с 9 марта 1996 по 9 марта 2006 года, был Хорхе Сампайо, сын сефардской еврейки из Марокко. Родился Хорхе в Лиссабоне, несколько лет жил с родителями (его отец - высокопрофессиональный врач, практиковавший в разных странах мира) в Соединенных Штатах и Англии. Свою политическую карьеру он начал, еще будучи студентом юридического колледжа Университета Лиссабона. Сампайо активно участвовал в студенческом движении против фашистского режима, был лидером Союза студентов Лиссабона в 1960-61 гг. Окончив юридическую школу, Хорхе Сампайо занялся адвокатской практикой, участвуя в качестве защитника многих политзаключенных. В апреле 1975 года он попытался создать Левое движение социалистов (MES), но эта его идея провалилась, и спустя три года Сампайо присоединился к социалистической партии Португалии, в которой состоит по настоящее время. В 1979 году он был избран заместителем председателя национального парламента страны, а чуть позже вошел в состав Европейской комиссии по правам человека. В 1989 году Хорхе Сампайо был избран мэром Лиссабона и в 1993 году переизбран на этот высокий пост. Но в 1995 году Сампайо официально объявил о своем намерении баллотироваться на пост президента страны. 14 января 1996 года он легко, в первом же туре, обошел своего соперника, премьер-министра страны Анибаля Каваку Силва, и 9 марта 1996 года был приведен к президентской присяге. Спустя пять лет, 14 января 2001 года, президент Сампайо был переизбран на второй срок. Президентство Хорхе Сампайо отличалось благоразумием и умеренностью, его программа была направлена на решение социальных и культурных проблем общества. Но закончились два конституционных срока его каденции, и на новых выборах 22 января 2006 года президентом Португальской Республики был избран давний соперник Хорхе Сампайо, правоориентированный Анибал Каваку Силва. Но не остался без работы Хорхе Сампайо: генсек ООН Кофи Аннан в мае 2006 года объявил о назначении Сампайо первым в истории ООН специальным посланником по борьбе с туберкулезом. А последние годы Сампайо возглавляет «Альянс цивилизаций», созданный по инициативе ООН и направленный на сближение культур, религий и народов. Бывший президент Португалии считает, что свобода всегда идёт рука об руку с ответственностью: «Мы должны найти баланс между принципами свободы слова, свободы вероисповедания, свободы прессы и ответственностью, которая им сопутствует. Речь не идёт о цензуре, но нельзя забывать о том, что существуют вещи, которые для других людей являются оскорблением. Уравновесить свободу и ответственность – очень нелёгкая задача». Хорхе Сампайо считает, что примирить разные точки зрения можно только в ходе цивилизованного диалога. Это же и единственное оружие против дезинформации и экстремизма. Он подчеркивает, что пресса может и должна играть важную роль в налаживании такого диалога, а не раздувать скандалы и конфликты.

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии, ЕжеВики и других авторитетных изданий, в том числе из различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных, а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации
Количество обращений к статье - 2225
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (6)
Гость | 17.09.2013 10:29
12 сентября отметила день рождения Юлия Систер.
Летом дни рождения отметили Марьян Беленький, Леонид Сорока, Лев Фрухтман, Виктор Топаллер, Александр Гордон, Захар Гельман, Яков Файтельсон, Борис Камянов, Яков Басин.
5773 еврейский год ознаменовался "некруглыми" юбилеями Элеоноры Шифрин и Виктора Топаллера. 2013 год еще продолжается, и он юбилейный также для "некруглых" юбиляров Арона Вейцмана, Льва Звенигородского, Эллана Пасики, Наталии Салмы (Вихтер). Пожалуйста, попросим читаталей и авторов "МЗ" сообщить даты рождения Арона, Льва, Эллана и Наталии, - возможно, их юбилеи до конца 2013-го еще впереди, и мы их вовремя поздравим здесь. Пожалуйста, дополняйте информацию о датах рождения всех наших авторов и друзей, если об этом еще не написано в рубрике "Авторы "МЗ". Обещаем год рождения дам не указывать.
Поздравляем всех, кто уже отметил день рождения в этом году!
Достаточно интересен разговор и о знаменательных событиях. Например, "некруглые" юбилеи еще и такие:
в январе 2013 г. исполнилось 25 лет пребывания в Израиле Дмитрия Якиревича;
ровно 5 лет назад книга Юрия Окунева «The Axis of World History» получила награду “The National 2008 Best Book Awards” и вошла в число лучших книг США в категории Мировая история.
Есть и другие события и даты года.
29 мая с. г. исполнилось 50 лет со дня рождения Эллы Школьник. Ее не стало 14 января с. г.
В этом году не стало Полины Фишелевны Менделевич - Полиночки
15 февраля с. г. исполнилось 90 лет со дня рождения Елены Боннэр.
Уважаемые читатели и авторы, просим дополнять в "Комментариях" рубрики "Это - мы" даты и важные факты, связанные с авторами, читателями и друзьями "Мы Здесь!" Будем вместе писать нашу "Историю МЗ".
В "Комментариях" к новой статье мы коротко повторим этот текст, назовем всех именинников сентября этого года (нашими общими усилиями) и продолжим это делать из номера в номер. В начале месяца будем называть именинников месяца наперед, чтобы знать и не забывать поздравить.
Впредь текст "Календарь МЗ" в этих "Комментариях" будет коротким и лаконичным.
Если у Вас есть желание рассказать что-то специально - о себе, авторах и друзьях "МЗ", своем сотрудничестве с "МЗ", - будем рады, электронную почту редакции вы знаете.
Гость | 17.09.2013 00:54
Источник - прежде всего автобиографическая книга Марии Мироновой и Александра Менакера "В своем репертуаре" ( первое издание 1984 г., второе 2011г.), так же монография Бориса Поюровского "Мария Миронова и Александр Менакер" (год первого издания, увы, не помню, но переиздавалась она в одном томе с "В своем репертуаре" в 2011 г.), а так же статья об Александре Семеновиче в Википедии, еще, к примеру, документальный фильм телеканала "Культура" "Рыцарь синего стекла", посвященный 100 - летию со дня рождения артиста. Это то, что вспомнилось сразу. Но, если понадобится, могу привести и другие источники, в основном печатные, так как в интернете, повторюсь, эта путаница укоренилась давно и серьезно :). Извините за беспокойство.
Л. Школьник, "МЗ" | 16.09.2013 19:28
Спасибо за поправку к заметке об А.С. Менакере. Готов внести в свой архив новые данные о его дне рождения, но прошу уточнить: назовите, пожалуйств, источник этой информации, чтобы можно было на него сослаться при новых публикациях.

И второе - насчет предложений в двух первых комментариях. Мне Ваше предложение кажется приемлемым, поэтому надеюсь на читателей и авторов, хотя мы стараемся не пропускать "круглые" дни рождения наших друзей и многие из авторов "МЗ" включены в общий список, баннер которого - в колонке слева на главной странице.
Гость | 16.09.2013 17:03
Спасибо, особенно за прекрасный рассказ об Александре Семеновиче Менакере! Однако, хотелось бы поправить небольшую ошибку, в которой Вы вовсе не повинны, так как она, увы, глубоко укоренилась в просторах интернета. Дело в том, что 12 сентября - день рождения не Александра Семеновича, а его племянника замечательного кинорежиссера Леонида Исаакиевича Менакера. А Александр Семенович Менакер родился 8 апреля 1913 года. Это мелкая, но все же довольно досадная путаница.
Гость | 16.09.2013 12:41
...вернее, "Календарь МЗ". Сюда же добавить и дни памяти. Важно помнить не только, что сейчас и что будет, но и то, что было, состоялось.
Гость | 16.09.2013 12:30
Йофи. Хорошо бы еще здесь давать - заранее, просто строчкой - дни рождения и юбилеи авторов "МЗ", его спонсоров, партнеров и известных читателей издания. Чтобы читательско-авторский коллектив знал, и люди вовремя могли поздравить именинника. Здесь же, в комментариях. Предлагаю начать сегодня и дать список на сентябрь. В комментариях давайте сообщать даты ДР друг друга, - так соберем "справочник именинника МЗ".

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com