Logo
September 2019


Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!


RedTram – новостная поисковая система

Pro et contra
Напрасно Вы мне не сказали...
Амик (Эммануэль) Диамант, Кирьят-Оно

30.09.2013 в Иерусалиме состоялась очередная встреча Клуба сионистских ветеранов (КСИВа), на которой был поставлен на обсуждение вопрос: “Йонатан Поллард – герой или жертва?”. Основным докладчиком был Ефим Майданик, который очень убедительно показал (и доказал), что ни сионистские ветераны, ни еврейский народ ничего для освобождения Полларда не делали и не делают.


Автор этой статьи Амик Диамант в день проведения КСИВы

Я как содокладчик пытался убедить немногочисленную публику, что начинать нужно не с обсуждения способов борьбы за освобождение израильского гражданина Йонатана Полларда, а с попытки понять, что же там, собственно говоря, произошло с ним в Америке. 15 минут, отпущенных мне для содоклада, оказались совершенно недостаточны. Поэтому сегодня я хочу ещё раз попытаться изложить здесь свои соображения.

Кто придёт и кто расскажет
О тебе, друг милый мой?..


Вот и закончились праздники... Снова собирается КСИВа на свои регулярные обсуждения-диспуты. В окружающей атмосфере разлит и всё ещё ясно ощущается аромат Йомим-а-Нораим, Слихот, Йом Кипура. Тема нашего сегодняшнего обсуждения («Йонатан Поллард – герой или жертва») как будто специально подобрана к этой атмосфере, идеально совпадает с духом и традицией этого времени – времени подведения итогов и критического самоанализа, раскаянья, покаяния и просьб о прощении всех грехов и ошибок, допущенных ранее.

Слушая по радио комментарии к празднику, я был немало удивлён, узнав, что Йом Кипур - это сравнительно новый праздник, установленный всего каких-нибудь 2500 лет тому назад. Его ввели после возвращения из Вавилонского плена. И сначала должен был каяться народ в грехах своих без чёткого определения, в чём же именно эти грехи состоят. После возвращения из Вавилонского плена это как бы само собой разумелось. Но уже 100-150 лет спустя появилась потребность уточнить, в чём же именно надлежит народу каяться. И было постановлено мудрецами, что «синат хинам» (напрасная ненависть) есть тот первородный грех, который тянется за нами и в котором мы должны каждый раз снова и снова каяться. И олицетворением этого греха есть акт продажи сыновьями Якова своего брата Йосифа в египетское рабство.

Наше сегодняшнее обсуждение судьбы Йонатана Полларда и понимание смысла этой истории очень хорошо укладывается в парадигму Йом-Кипуровского канона. Йонатан Поллард - как Йосиф Прекрасный наших дней. Красиво. И много чего говорит уму и сердцу.

А ещё постановили мудрецы, что обсуждение и покаяние в Йом Кипур должны быть обязательно публичными. В этом смысле наше сегодняшнее собрание тоже соответствует традиции. И это тоже хорошо.

А ещё говорят мудрецы, что публичное обсуждение и покаяние обязательно должны быть искренними. Вот тут у нас, оказывается, не всё с каноном ладится. Даже хуже, скажу я вам, совсем не ладится.

Лукавый перенос обсуждения с истории поступков и мотивов поведения Полларда на ошибки судебной процедуры, неоправданную жестокость приговора, страдания, болезни и религиозные ограничения, которые испытывает арестант, для которого нет достаточного ассортимента кошерной пищи в тюремном буфете, - всё это кажется мне несколько неуместным.

Я хотел бы начать с истории событий и фактов из жизни Йонатана Полларда, которые должны были бы стать основой нашего обсуждения. Не скажу, что я считаю себя специалистом по Полларду. Нет, все сведения почерпнуты мною из Интернета. На запрос «Йонатан Поллард» Гугл возвращает 345000 results-ответов в английском варианте запроса, и 9300 - в русском.

(В обсуждении в КСИВе Дан Рогинский стал вычитывать мне за неосмотрительное пользование Интернетом – очень уж ненадёжный и сомнительный источник информации. Я согласен, что писание книг или статей с последующей публикацией их в печатных средствах распространения информации есть гораздо более трудоёмкий и затратный процесс, чем щебетание на Твиттере или Фейсбуке. (А потому информация там более надёжна). Но и в Интернете сегодня публикуется достаточно много книг и статей. Так что если не лениться, можно найти вполне достойные источники).

Основным источником информации для русскоязычных читателей является Элеонора Шифрин, которая уже много лет переводит и публикует на сайте "Свободу Полларду" переводы того, что появляется на английском языке. Что она переводит, а что нет, и о чём предпочитает умалчивать, – легко выводится из сопоставления оригинальных текстов и их переводов (или пересказов), сделанных Элеонорой Шифрин. Я этого сравнительного анализа делать не буду, потому что, в моих глазах, это малопродуктивно. Я лучше просто предложу вам свою версию переводов и цитат из текстов, почерпнутых мною из англоязычных источников.

Когда мы были молодыми
И чушь прекрасную несли...


Итак, Йонатан Поллард родился 7 августа 1954 года. Детские и школьные годы (и ранние обиды на окружающий мир несколько толстоватого очкарика) опускаю – никаких разночтений с госпожой Шифрин по этим пунктам у меня нет. В 1970 году в рамках программы для любознательных школьников Йонатан стал участником летнего лагеря при Институте Вейцмана в Реховоте, в Израиле. Но был досрочно исключён и изгнан из лагеря as leaving behind a reputation of being an unstable troublemaker, the worst case of this kind in the history of the summer camp ("оставив за собой репутацию неуравновешенного (имеется ввиду, психически неуравновешенного) склочника") [1].

После окончания школы Йонатан поступает в престижный Стэнфордский университет, правда, на не самое престижное отделение, а на политологию (Political Science, так лучше звучит). В Израиле туда идут все, кому нужна справка о каком-нибудь высшем образовании, независимо от рода фактической деятельности соискателя. Так, например, первую степень в политологии имеют многие члены израильского правительства и депутаты Кнессета, хотя заявленная ими профессиональная деятельность обозначена ими же как, например, армейский пенсионер, сельхозработник, работник рекламы, техник-электрик и прочее [2].

Как успешно шла учёба у Йонатана, никто не сообщает. В своей статье "Йонатан Поллард - последний Узник Сиона" от 7 августа 2006 года Элеонора Шифрин сообщает, что за время учёбы он ещё раз побывал в Израиле [3]. Но кроме как у неё, я больше нигде такой информации не встречал. Зато есть информация о том, что Поллард в это время рассказывал всем (кто готов был его слушать), что у него теперь двойное гражданство, что он офицер израильской армии и агент израильской разведки [1]. Слушатели не относились к этому серьёзно.

В 1976 году Поллард, с первой степенью по политологии, заканчивает учёбу в Стэнфордском университете и в течение следующих трёх лет безуспешно пытается продолжить своё образование в разных учебных заведениях и в разных областях знания. Не преуспел, однако. В 1979 году решил бросить всё и заняться, наконец, настоящим делом. И сразу же направился в Центральное Разведывательное Управление (CIA).

Кто там улицей крадётся,
Кто в такую ночь не спит?..


На первых же тестах в CIA Джонатан сильно (ну, очень сильно) заврался, и поэтому ему был дан немедленный от ворот поворот. Однако он по этому поводу долго не грустил и через некоторое время предложил себя другому разведуправлению – Navy Field Operational Intelligence Office (NFOIO). Как в Израиле (и во всех остальных нормальных странах), в Америке существует много разведуправлений, которые очень слабо взаимодействуют между собой (если вообще опускаются до сотрудничества друг с другом), ревниво охраняя свои "зоны влияния", свою информацию, свои базы данных. Провал Полларда на "вступительных экзаменах" в CIA остался неведомым и никак не повлиял на его проверки в NFOIO, куда он и был принят в Сентябре 1979 года. Его приключения на этом не кончились – на новом месте его несколько раз перепроверяли, понижали и снова восстанавливали его "допуск". В конце концов, перевели в подразделение TF-168.

Перипетии его деятельности на новом рабочем месте Соломон Динкевич описывает следующим образом (ссылаясь при этом на Элеонору Шифрин): "Полларду было известно, что по инициативе президента Рейгана, назвавшего Израиль «стратегическим партнером», США и Израиль подписали «Меморандум о взаимопонимании», в соответствии с которым CIA и «Моссад» обязались обмениваться разведывательной информацией, представляющей взаимный интерес. Однако он довольно быстро обнаружил, что жизненно важная для обороны Израиля информация утаивается. Несколько раз Поллард обращался с вопросами к своим начальникам. Те отделывались либо циничными шутками («израильтяне ужасно чувствительны, когда слышат о газах, нельзя их нервировать...»), либо прямым указанием заниматься своим делом и не умничать." [4].

Подобные описания переживаний Полларда многократно повторяются и в других публикациях (со ссылками на Элеонору Шифрин или без них). При этом все авторы как-то легкомысленно пренебрегают очевидной нелепостью излагаемых ими фактов – ни при каком раскладе (ни по своему рангу, ни по своему допуску, ни по характеру своей работы) Поллард не мог знать ни конкретного содержания «Меморандума о взаимопонимании», подписанного между Израилем и США, ни какие именно документы должны передаваться (или не передаваться) между сторонами в рамках этого соглашения. К тому же, как следует из недавно опубликованных документов [5], Поллард начал работать на «Моссад» в 1981 году, а «Меморандум о взаимопонимании» был подписан лишь в 1983 году. Таким образом, всё это (многократно повторяемое описание прихода Полларда в израильскую разведку) есть чистой воды "развесистая клюква".

При этом не подлежит сомнению, что Поллард очень рано начал искать контакты с израильской разведкой. Как утверждается в [5], Поллард "работал на «Моссад» с 1981 года". В [6] говорится, что он установил контакт с «Моссадом» и предложил ему свои услуги в 1982 году. Версия [6] более подробна, и поэтому попытаемся внимательно проследить за ней: После тщательной проверки, его услуги были приняты. Он получил первое задание, и блестяще с ним справился. Потом ещё, и ещё – всё так же успешно. Его хвалили. Но никаких денег за свою работу он не получал – у «Моссада» были свои принципы, он работал только с идеологически мотивированными добровольцами.

Однако окрылённый успехом, Поллард очень быстро начал поставлять материалы, которых от него не требовали. А это было совсем ни к чему, так как представляло опасность, прежде всего для самого Полларда. Чем дальше, тем больше становилось ясно, что Поллард не находка, а обуза. Где-то в начале 1984 года его проинформировали, что он принес Израилю большую пользу, что его очень ценят, но в данный момент центр приказывает ему сделать перерыв в работе ради его же собственной безопасности. Если позднее в центре придут к выводам, что продолжение работы уже ничем ему не грозит, с ним установят контакт и активизируют его.

Поллард "лёг на дно", но долго находиться в таком состоянии он не мог – это было не в его натуре. Он начал искать новые связи, и очень быстро вышел на другое подразделение израильской разведки – ЛАКАМ (Бюро по научным связям), специальная автономная организация, занимающаяся военно-технической разведкой и научно-промышленным шпионажем. Хотя круг вопросов, к которым Поллард имел отношение, был весьма ограничен, его встретили там с распростёртыми объятиями – с июня 1984 года он начал поставлять своему оператору Авиаму Села "горы секретной информации". За что был немедленно вознаграждён "and received, in exchange, $10,000 cash and a very expensive diamond and sapphire ring, which Pollard later used to propose marriage to his girlfriend Anne. He also agreed to receive $1,500 per month for further espionage" (получил $10,000 наличными, драгоценные камни, а также согласился получать ежемесячно $1,500 для продолжения дальнейшей работы) [1].

Понятно, что эта бурная деятельность долго не могла продолжаться – в ноябре 1985 года Поллард и его жена Энн были арестованы. Подробности этого дела широко известны и многократно описаны. Поэтому я не буду повторять общеизвестные факты, добавлю лишь некоторые малоизвестные уточнения: О готовящемся аресте Полларда «Моссаду» стало известно заранее, и поэтому все лица, имеющие какое-то отношение к делу Полларда, были заблаговременно предупреждены и успели покинуть пределы Соединённых Штатов. Все, от посла и сотрудников посольства до непосредственного оператора Полларда, который к посольству отношения не имел. Когда Поллард явился в израильское посольство, никого из знающих его там уже не было. И Полларда просто выставили за ворота (посольства), прямо в руки агентов FBI.

Дальше всё тоже хорошо известно и многократно описано. Но поскольку некоторые детали дела другие авторы обычно опускают, я позволю себе уточнить некоторые подробности.

Пришёл ко мне Шапиро, мой защитничек-старик,
Сказал: «Не миновать тебе расстрела...»


Нет, контр-адмирал Самнер Шапиро, который в 1978 – 1982 годах был директором управления военно-морской разведки (и который когда-то принял Полларда на работу), теперь мог только локти кусать.

Следствие по делу Полларда продолжалось почти год, но поскольку никаких признаний самого обвиняемого и никаких вещественных доказательств, кроме показаний секретных спецслужб, у следствия не было, дело с места не двигалось. Устраивать закрытый процесс, на котором можно было бы использовать показания секретных спецслужб, прокуратура не хотела. Для открытого процесса нужных свидетельств не было. Поэтому летом 1986 года Полларду была предложена внесудебная сделка – он признает себя виновным в передаче неизвестному агенту одного единственного секретного документа. На основании этого признания ему будет вынесен приговор. Правительство Соединённых Штатов, в свою очередь, согласилось не требовать для него положенного в таких случаях максимального наказания. (И оно действительно никогда этого не требовало). Кроме этого, Поллард со своей стороны брал на себя обязательства содействовать следствию в оценке размера ущерба, нанесенного государству (очень расплывчатое и неопределённое требование), и никогда (вплоть до окончания срока действия своего приговора) не оглашать никаких других подробностей своего дела (кроме тех, которые уже оговорены в соглашении, и всё с обязательным предварительным согласованием с Director of Naval Intelligence) [1].

Подписание договорённости с большими трудностями продвигалось вперёд, но, в конце концов, соглашения были достигнуты и подписаны. Окончательное решение суда и оглашение приговора было назначено на 4 марта 1987 года. А 15 февраля 1987 года газета «Вашингтон Пост» опубликовала интервью с Поллардом, которое он дал (по телефону из тюремной камеры) корреспонденту «Джерузалем Пост» Вольфу Блицеру.

Защитники Полларда почему-то отказываются вспоминать об этом. Сегодняшние заявления о нарушении принятых договорных обязательств сосредоточены, все без исключения, только на одном пункте: принятие к рассмотрению секретного меморандума, подписанного министром обороны США Каспаром Вайнбергером буквально накануне судебного заседания. К этому сводятся абсолютно все аргументы. Это удивительное единство даже у меня зародило сомнение – а обсуждалось ли вообще на заседании 4 марта 1987 года интервью, данное Поллардом Вольфу Блицеру в феврале того же года?

Оказывается, обсуждалось. Материал об этом я нашёл в книге Рональда Оливы "Как был пойман Йонатан Поллард" [7]. Олива, в прошлом специальный агент Следственного отдела морской контрразведки, который лично принимал участие в расследовании дела Полларда, следующим образом описывает выступление на заседании 4 марта 1987 года помощника адвоката США Чарльза С. Липера: "Липер подчеркнул, что Поллардом подписаны многочисленные обязательства о неразглашении и что он нарушил каждый из пунктов, включая пункт о неразглашении признания (им) своей вины. Липер воздержался от упоминания имени Вольфа Блицера – без (соответствующего на то) разрешения..." И далее, уже не пересказывая, а цитируя Липера: “Поллард не человек своего слова... и (ввиду) полного отсутствия чести, которое он продемонстрировал в (ходе) этих разбирательств, я предлагаю, чтобы Вы, Ваша Честь, (считали) его очень опасным человеком... ” ([7], стр. 227). Говорить после этого о несоответствии жестокости приговора и признания Поллардом своей вины в единственном случае передачи секретного документа неназванному субъекту мне кажется не очень эффективным аргументом в борьбе за освобождение Джонатана Джей Полларда.

Как людям мне в глаза смотреть
С такой формулировкой?..


Суд приговорил Полларда к пожизненному заключению без права сокращения какой-либо части его заключения. После этого началась летопись борьбы за его досрочное освобождение. Не помилования, нет – Поллард считает, что он не нуждается в чьей-либо милости, а призывает всех бороться за его досрочное освобождение. За прошедшие годы он развёлся с женой, которая вместе с ним получила 5 лет тюрьмы, женился на другой женщине, канадской еврейке Эстер Сейц. Несколько (много) раз менял своих адвокатов, которые, по его мнению, неправильно вели его дело. Стал очень религиозным евреем. В упорной борьбе, через израильский Верховный Суд, добился израильского гражданства. Требовал для себя, но не получил, статус Узника Сиона. Несколько раз подавал апелляции в Федеральный Апелляционный Суд, но все его апелляции были отвергнуты.

Мне кажется абсурдным обсуждать юридические тонкости дела Полларда (нарушение взаимных договорённостей, жестокость приговора, отказы по апелляциям). Принимать участие в обсуждении дела Полларда я не могу – не моё это дело, я не специалист по этой части. Пусть судьи и адвокаты по известным им правилам сами решают, кто тут и в чём виноват. Я не готов участвовать в обсуждении этого дела даже в качестве члена суда присяжных заседателей, которые не должны иметь специальных юридических знаний, а просто так, по-человечески должны решать вопрос -виноват подсудимый или не виноват, - а потом уж судья сам определяет под какую статью закона подходит тот или иной случай. Я в этих играх не участвую.

Между прочим, в программе нашего сегодняшнего обсуждения вопрос о виновности Полларда и не стоит. Там вопрос сформулирован так: “Поллард – герой или жертва? ” Вы понимаете? Это совсем другой аспект обсуждения. Но как нам обсуждать такие вещи? Кто-то знает? Мне кажется, я знаю – очень просто, в воровском мире существует такой способ обсуждения, он называется “по понятиям”. Это негласный, никем не писаный, но всем известный и понятный свод правил, по которым осуществляется межлюдское взаимодействие. Когда формальные законы не существуют или их невозможно применить, начинает действовать принцип по понятиям. Сегодня в России именно так и живут, с экрана русского телевизора это слово буквально не сходит. А ведь мы – все из той же шинели, нам ведь не привыкать.

Чтобы было понятно, о чём идёт речь, приведу маленький пример из нашей прошлой жизни. В мае 1971 года, выступая свидетелем на втором ленинградском процессе, Кузнецов сказал: «(Готовясь к захвату самолёта, мы) старались всё скрыть от ленинградцев, так как их позиция давала основания бояться сразу двух комитетов: КГБ и комитета организации...» (имеется в виду ленинградское отделение ВКК – Всесоюзного Координационного Комитета групп еврейского национального движения) (смотри [8], стр. 426).

Кто-нибудь может мне объяснить, почему Кузнецов должен был бояться ВКК? “Никто и не предполагал, что ленинградцы донесут органам власти.” – это Кузнецов знал и сам же свидетельствовал. Так чего же было ему бояться? Что могло ему сделать ВКК? Чем помешать или воспрепятствовать? И, тем не менее, он говорит, что они (самолётчики) боялись ВКК.

Вот это и есть – “по понятиям”. Вот это и есть тот незримый водораздел, который отделил американского еврея Йонатана Полларда от всего остального американского еврейства. Никто об этом не говорит, но всем всё понятно. Один только раз встретилось мне краткое изложение сути этой проблемы, и я с удовольствием процитирую его вам, дабы избежать лишних обвинений в дилетантстве и отсебятине. Тем более, что цитируемый мною Ицхак Орен не случайный прохожий, а бывший израильский атташе при Конгрессе США в Вашингтоне, 22 года проработавший в израильском министерстве иностранных дел, бывший политический советник двух премьер-министров (Шамира и Рабина). Извольте прислушаться: “Поллард задел чувствительный и обнаженный нерв, особенно в Америке, – вопрос о “двойной лояльности” ее евреев. Появился американский еврей, который добрался до высокопоставленного положения в разведке и который предал страну своего рождения ради своей исторической Родины. Это именно то, чего американские евреи боялись из поколения в поколение. Это их первобытный страх. И тут является Поллард и реализует этот ночной кошмар. Поэтому практически все были счастливы, когда его бросили в тюрьму. Это было их искупление. Так поступают с человеком, который потрясает миры и смеет поднимать щепетильный вопрос о нашей лояльности. Пусть сгниет в тюрьме.” [9]. (Насчёт “высокопоставленного положения в разведке” я бы усомнился. Но всё остальное – прямо в точку, лучше не скажешь).

Раз мы уже начали цитировать Ицхака Орена, позвольте мне привести ещё одну цитату из него, которая свидетельствует о понятиях в израильском обществе.
Орен: “Здесь Поллард все еще платит цену за ту ненависть, которая предназначалась ЛАКАМу, который моссадовцы считали новой конкурирующей фирмой, нежелательным родственником, мешающим и раздражающим, непослушным и недисциплинированным. Все были счастливы, что ЛАКАМ рухнул и сгорел, и что Поллард провалился и сгорел вместе с ним. ЛАКАМ был своего рода незаконнорожденным сыном, наглым и неуправляемым, который наступал всем на мозоли, пересекал все красные линии, пока не был пойман. Но тогда, вместо того, чтобы наказать стоявших во главе и несших ответственность - они-то сбежали в панике, спасая свою шкуру - они наказывают единственного человека, который рисковал своей жизнью ради Израиля.” [9]. (От себя добавлю – ни Шамир, ни Перес в отставку тогда не подали (а ЛАКАМ подчинялся прямо премьер-министру, как и Натив, как и другие Бюро по связям). Это только в Америке Никсон уходит в отставку, когда случается скандал Уотергейта. У нас так не принято).

Шпионы и разоблачители тайн американской разведки всегда были в истории Америки. Супруги Розенберг были уличены в соучастии в краже атомных секретов и казнены на электрическом стуле. Но шпионили они не потому, что были евреями или были преданы еврейскому народу, а потому, что были преданы своим коммунистическим идеалам. Эдвард Сноуден (еврейское происхождение которого обсуждается, но не доказано [14]) тоже выдал секреты американской разведки, и поэтому правительство США разыскивает его сегодня по всему миру. Но сделал это не потому, что был кем-то по национальности или хотел помочь своему народу. Нет, он сделал это потому, что был либерал и демократ, и считал недопустимым подслушивание разведкой разговоров американских граждан. Бредли Мэннингу впаяли 35 лет тюрьмы за передачу секретных документов Викиликс без всякого упоминания о его национальности. И только Поллард был первым и единственным человеком, чьи поступки были мотивированы его национальностью. Только он готов был предать интересы своей страны, потому что очень любил еврейский народ (вообще) и его родину Израиль (в частности). И поэтому евреи Америки следят и будут зорко следить и впредь, чтобы такие люди, как Поллард, никогда больше не возникали в их среде. У меня нет подробной информации на этот счёт, но по моим наблюдениям, все согласия американских президентов на пересмотр судьбы Полларда неизменно торпедировались (в первую очередь) еврейскими советниками из ближайшего окружения президента.

Я думаю, что жизнь по понятиям существуют не только в ближайшем окружении президента. В своё время посол США в Израиле Ричард Джонс заявил, что крайне маловероятно, что обвиненный в шпионаже американский гражданин Поллард когда-либо выйдет на свободу. "Тот факт, что Поллард не казнен, является актом милосердия со стороны Вашингтона, - сказал дипломат. - За это он должен быть благодарен судьбе" [10]. Это заявление было немедленно и шумно опротестовано организацией «Справедливость для Джонатана Полларда» (Элеонора Шифрин), но было совершенно спокойно воспринято аудиторией Бар-Иланского университета, перед которой выступал посол. Так что даже у израильтян могут быть в этом вопросе совершенно разные понятия.

Стоим на страже всегда, всегда...

Ещё один пример понятийного подхода – это вопрос о религиозности Полларда. Материала по этому вопросу почти нет, и поэтому, отчаявшись, я обратился прямо к Ефиму Майданику, одному из защитников Полларда. Многим помочь он мне не мог, но вспомнил об одном интервью, которое он сам когда-то переводил, – интервью Полларда израильской журналистке Рут Лихтенштейн, пишущей для религиозного издания «Hamodia». Там действительно кое-что для меня нашлось. Но самое главное, всё, что нашлось, было из первых рук, со слов самого Полларда [11].

Его интерес к религии материализовался сразу же с его появлением в тюрьме. (Тут он не оригинален – в Израиле это уже установившаяся норма: вошёл в тюрьму – надел кипу). Из других источников известно, что до этого свой брак с Энн он оформлял в Венеции без всякой хупы. Рут Лихтенштейн спрашивает его в интервью: “С какой "искры" начался Ваш духовный путь, Ваше возвращение к идишкайт? ” Стоп-стоп! Возвращение к идишкайт может быть связано только с определённой формой иудаизма, с определённой формой еврейской религии. Не государственный ортодоксальный иудаизм, господствующий сегодня в Израиле (и существующий только на иврите), а какая-нибудь другая религиозная форма, хранимая и сохранившаяся в галуте.

Американское еврейство на 84% реформистское и консервативное еврейство, с сильными идишистскими традициями. Но большинство американского еврейства не очень спешит ассоциировать себя с Поллардом. Может быть, тут как-то замешаны израильские религиозные круги?

Хотя Моше Фейглин и объявил, что “Единственная группа в израильском обществе, которая чувствует ответственность за судьбу всего еврейского народа, – это "вязаные кипы", и поэтому практическая деятельность в защиту Полларда исходит только из этих кругов” [12], я позволю себе усомниться в этом. Вязаные кипы с идишкайт никак не ассоциируются и, насколько я знаю, в братании с Поллардом замечены не были. (Сефардский главный равввин Израиля рав Мордехай Элиягу (з”л) в своё время посетил Полларда и, как утверждает Википедия, даже стал его духовным наставником. Но в Главном раввинате, как известно, религиозные сионисты и вязаные кипы не водятся. Попытка в нынешнем году избрать религиозного сиониста Давида Става на пост Главного ашкеназского раввина Израиля, как известно, провалилась).

Однако в своём интервью Поллард называет своим учителем рава Песаха Лернера, бывшего исполнительного вице-президента Национального совета «Молодой Израиль». (Поиск в Интернете быстро даёт спарвку, что Национальный совет Young Israel - это правая ортодоксальная организация американских евреев, созданная ещё в 1912 году и имеющая около 25000 членов [13], с филиалом в Израиле, который сотрудничает с Моше Фейглиным). Упоминание Young Israel никого не должно вводить в заблуждение. Под молодыми израильтянами там и в 1912 году, и сегодня подразумеваются не граждане государства Израиль, а ортодоксальный еврейский народ, который только один и есть настоящий еврейский народ и с сионистами не имеет ничего общего. (Ну, разве что готов, с учётом сложившихся реалий, признать сионистов и их государство в качестве “хаморо шель машиях” – осла, на котором придёт мессия). А пока этого не случилось, они даже входят в правительственные коалиции (в Израиле), зорко следя за чистопородностью окружающего населения. Если кто забыл, я напомню: в прошлом году Либерман хотел облегчить своим “русским” избирателям процедуру гиюра, и поэтому просил официально признать гиюр, который те проходят во время службы в израильской армии. Его предложения были провалены. Торжествуя победу, Главный раввин Израиля рав Шломо Амар ещё раз предупредил, что это касается всех – и русских с их армейскими гиюрами, и американцев с их консервативными или реформистскими гиюрами (2.10.13 в утренних пятичасовых новостях Решет Бет, ссылаясь на Нью-Йорк Таймс, сообщила, что 58 % американских евреев состоит в смешанных браках. Это именно их рав Амар и предупреждает, чтобы они к нам со своим подозрительным еврейством не лезли). С такими учителями, как ортодоксальные раввины, изоляция Полларда в американском еврейском сообществе гарантирована надолго.

А напоследок я скажу:
«Прощай, любить не обязуйся...»


Хотя обсуждение на КСИВе должно было заниматься одним вопросом: “Джонатан Поллард. Герой или жертва? ”, публика предпочла заниматься другими, более близкими и понятными ей вопросами. Дан Рогинский, выговорив мне за сомнительные данные, почерпнутые мною из Интернета, четко определил основные задачи, которые были поддержаны большинством присутствующих: "Вопрос, который мы должны задать себе прежде всего, - НАШ ли Йонатан Поллард? Я считаю, что (вне зависимости от всех деталей, которые по-прежнему за семью печатями) он - НАШ. И мы должны действовать в соответствии с принципом כל ישראל חברים (кол исраэль хаверим). Сначала нужно направить все усилия на его освобождение, а потом разбираться во всех вышеупомянутых деталях".

Я не мог на КСИВе ответить Дану Рогинскому, но здесь скажу:
- Интересная мысль, между прочим, Дан. Значит, Поллард наш, и на его освобождение нужно направить все усилия, а президент Моше Кацав, министры израильского правительства, депутаты Кнессета, многие высшие чиновники госаппарата, сотни "белых воротничков", которые сидят в израильских тюрьмах, и которых никому не приходит в голову освобождать, они что – не наши? Да, не забыть бы "направить все усилия" ещё и на освобождение Игаля Амира, (у него ведь тоже пожизненное заключение, и он, без сомнения, тоже наш). Все они самые что ни есть настоящие наши, нашее не бывает. Совсем не то, что Поллард – американский гражданин, осуждённый американским судом за преступления перед американским народом, отбывающий наказание в американской тюрьме, и который только там, в тюрьме, стал настоящим ортодоксальным евреем, а израильское гражданство получил вообще лишь в 1995 году?!. Не гневи Б-га, Дан. Не превращай себя и нас в посмешище.

Суммируя всё, скажу – по моим понятиям (подчёркиваю – по моим! понятиям!) – Поллард не герой и не жертва, а очень неумный и оттого очень несчастный человек, который сам себя загоняет в безвыходные ситуации. Конечно, всегда находятся добрые люди, которые готовы ему в этом помочь. (Поимев при этом свой интерес, разумеется). Лечь бы ему на дно, как когда-то советовали ему наставники из «Моссада», и лежать там безмолвно и тихо. Но мятежная его душа не способна на это. Вот и погорел он однажды, глупо, бессмысленно. Попавшись, покаяться бы ему и затихнуть, пока мир не забудет о его существовании. А там, может быть, и удалось бы его друзьям вывезти его куда-нибудь на малообитаемый остров, где бы его никто не знал и никому там не был бы он интересен. Но ведь он-то совсем иначе себя понимает! Он до сих пор сам лично руководит борьбой за своё освобождение. Только что Элеонора Шифрин опубликовала его самое последнее обращение, где он прямо из тюрьмы указывает правительству Израиля и всем нам, его современникам, как должны себя вести сегодня в этом мире настоящие евреи! Грустно и несмешно. И по-человечески жаль его, но помочь невозможно.

Сегодняшнее обращение Ефима Майданика, поддержанное некоторыми бывшими активистами и узниками Сиона, выступить в защиту Полларда, к сожалению, не может быть отвечено – Полларда нужно защищать от Полларда! А как это делается – я не знаю. И вы не знаете. И тогда, по моим понятиям, всё это лишено всякого смысла.

Так что не обижайтесь, друзья мои, в этом деле я вам не товарищ.


Источники:

[1] Jonathan Pollard From Wikipedia, the free encyclopedia, http://en.wikipedia.org/wiki/Jonathan_Pollard

[2] Юлий Нудельман, Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает. http://www.julinudelmann.com/BRPortal/br/P102.jsp?arc=671233

[3] Элеонора Шифрин, Йонатан Поллард - последний Узник Сиона, http://world.lib.ru/s/shifrin_e/pollard.shtml

[4] Соломон Динкевич, Поллард: начало, Глава 13. Дело Йонатана Полларда, http://newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=3916

[5] Архивы свидетельствуют: Джонатан Поллард не передавал Израилю информацию о США, 15 декабря 2012 г., http://newsru.co.il/world/15dec2012/pollard501.html

[6] Victor Ostrovsky, The Other Side of Deception, pp. 189 – 192. http://solargeneral.com/library/other-side-of-deception-victor-ostrovsky.pdf

[7] Ronald J. Olive, Capturing Jonathan Pollard: How One of the Most Notorious Spies in American History Was Brought to Justice, Naval Institute Press, September 1, 2009. http://www.amazon.com/Capturing-Jonathan-Pollard-Notorious-American/dp/159114647X

[8] Антиеврейские процессы в Советском Союзе (1969 – 1971), том 1, редактор А. Рожанский, Издание Иерусалимского университета, 1979 г.

[9] Элеонора Шифрин, “Свободу Полларду! Пришло время!”, Главные выдержки из газеты “Маарив” от 12 ноября 2010 г. http://www.7kanal.com/article.php3?id=279162

[10] Посол США в Израиле: "Полларда не освободят никогда", 7 news, 17:42, 21 Мая 2007, http://www.7kanal.com/news.php3?id=227733

[11] Йонатан Поллард: «Я не хочу разделить судьбу Рона Арада...», Рут Лихтенштейн, «Hamodia», Мы Здесь, №377, 1-7 Ноября 2012 г. http://newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=5434

[12] Моше Фейглин, Поллард и "вязаные кипы", http://www.manhigut.org/russian/articles-r/feiglin_101r.html

[13] National Council of Young Israel, http://www.youngisrael.org/content/history.cfm

[14] Is Edward Snowden Jewish? Talmudic blog, 6/11/13 http://tzvee.blogspot.co.il/2013/06/is-edward-snowden-jewish.html
Количество обращений к статье - 10127
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (0)

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com