Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
09 Фев 19
09 Фев 19
09 Фев 19
09 Фев 19
09 Фев 19
09 Фев 19
09 Фев 19
09 Фев 19
09 Фев 19












RedTram – новостная поисковая система

Времена и имена
Мы – на «корабле дураков»?
Юрий Вдовин, Санкт-Петербург

29 сентября этого года исполнилось 100 лет со дня рождения великого американского кинорежиссера Стэнли Крамера
. В 60-х годах по советским экранам с огромным успехом, с хорошей, одобрительной прессой прокатывались его фильмы – прогрессивного, как тогда писала советская пресса, американского кинорежиссера. Многие наверняка помнят эти фильмы. В достаточно серой жизни того времени их прокат был заметным явлением.

Казалось бы, столетие со дня рождения человека, будоражившего наши умы 40-50 лет назад, достойно упоминания где-то в газетной статье, на экране телевизора… Но нет. Нигде ни строки, ни слова ("МЗ" в рубрике "Это мы" сообщала об этой дате - Ред.). Может, это не актуально для России, или – наоборот – чересчур актуально?

Давайте подумаем.

«Скованные одной цепью» (в оригинале – «Не склонившие головы») - история о побеге с этапа двух уголовников – черного и белого, но скованных одной парой наручников в расчете на их агрессивный расизм. Однако расчет тюремщиков не оправдывается. Пройдя через самые разнообразные испытания, эти два преступника поняли, что нет между ними различий, из-за которых они должны склонить голову перед общей бедой и властью. По мнению выпускавших в прокат фильм отечественных чиновников от культуры, советскому человеку нельзя было напоминать о возможности не склонять голову, потому и исчезло оригинальное название фильма.

Стэнли Крамер на съемочной площадке. Фото: backstage.com

Проблема «других» и думающих иначе, чем большинство, занимает Крамера, и он в 1960-м году снимает блистательный фильм «Пожнешь бурю» - о знаменитом «обезьяньем процессе» в США 1925 года. Тогда судили учителя, осмелившегося преподавать теорию Дарвина в школе вопреки запрету это делать по закону штата. Фильм – это не просто протест против религиозного мракобесия, это и активная защита права человека думать и самостоятельно принимать решения. В стране с атеистической идеологией, в которой вере в Бога противопоставлялась вера в бредовое учение о коммунизме, такой фильм был прокатан с особым удовольствием. Тем более, что при прокате зарубежных фильмов любые неудобные или неприятные для властей тексты легко убирались дубляжем и ножницами.

Для Крамера ясно, что расизм, нетерпимость к «другим», к думающим независимо от толпы, массовое бездумье и конформизм – порождают страшные политические режимы и последствия. И он в следующем своём фильме исследует процесс становления фашизма в одной из культурнейших стран Европы – в Германии. Это его знаменитый фильм «Нюрнбергский процесс».

В советском прокате этому фильму особенно не повезло. Он был чудовищно изуродован ножницами (сокращен с трех часов в авторской версии до 2 часов 15 минут в советском прокате) и дубляжом. «Прогрессивный» режиссер рассказывал в этой советской версии фильма исключительно о том, что американский империализм реанимирует и защищает нацистских преступников для борьбы с Советским Союзом. И в фильме действительно эта проблема противостояния с Советским Союзом, агрессивно распространяющим свое влияние в Восточной Европе, навязывающем коммунистическую идеологию в оккупированных странах, создающим Берлинский кризис, что естественно, вызывало беспокойство в США и Западных странах. Но не это стержень и главная мысль этого произведения. Крамер тщательнейшим образом исследует, как расистские идеи и немецко-фашистская юстиция и суды способствовали становлению страшного режима в Европе ХХ века, как беззаконие, обернутое в форму законности, при попустительстве граждан, способствовали укреплению режима и превращало немцев в агрессивную жестокую безликую фанатичную массу, совершившую страшнейшие преступления против человечности в первой половине прошлого века. И стержень фильма – законы должны защищать людей и обеспечивать соблюдение их прав, и тогда тоталитаризм не пройдет.

Конечно, на фоне современной российской юстиции и судебной системы, переполненной чудовищными примерами судебных решений, продиктованных стремлениями власти любой ценой удержаться у власти, такие фильмы нежелательны на экране. Что говорить, если в тюрьме убивают Магницкого, показавшего, как грабят чиновники бюджет страны, и после его смерти предают его суду. Что показывать «Нюрнбергский процесс», если наша юстиция, суды ведут себя точно как судебная машина фашистской Германии, любой ценой защищавшая власть Гитлера и его идеологию! И отправляют в тюрьмы и лагеря заведомо невиновных, как это было и в фашистской Германии и как это было и в СССР. Современная российская юстиция фабрикует дела, чтобы доказать, что следователям, прокурорам, омоновцам и полицейским, судьям и эфэсбэшникам необходимо прибавлять бюджетные статьи и зарплаты, звания и награды, потому что – кругом враги. Нет шпионов – надо их создать, нет антиправительственных заговоров – надо их придумать. Нет агентов вражеских разведок – надо их назначить.

Не знаю, хочется верить, что теперь так не обойдется…

А Крамера не перестает волновать вопрос – как страна может впасть в фашистский маразм, как человечество это может допустить и можно ли этот маразм предотвратить. Результат раздумий кинорежиссера – фильм «Корабль дураков».

…1932 год. Из Латинской Америки в Германию направляется корабль. На нем есть всего много – богачи и бедняки, криминал и порядочность, долг и бесчестие, а главное – есть безразличие и готовность бездумно жить как все. Там есть носители нацистских идей и частичная их реализация, и планы дальнейшего развития этих идей, а единственный думающий человек – корабельный врач со всеми признаками чистейшего арийца и со шрамом на щеке, полуученном, видимо, когда-то в элитных немецких клубах, бывших кузницей фашистских руководителей верхних эшелонов власти. Он не приемлет всех этих новаций и не совмещается с наступающим по всем направлениям фашизмом, умирает на этом корабле дураков - символе человечества перед приходом Гитлера к власти, среди не понимающих, куда плывет мир в 1932 году.Корабельный врач умирает, как у Пастернака в романе умирает Юрий Живаго, не совмещаясь с бредом советской действительности.

Резонерствующий в фильме карлик в конце спрашивает зрителя «Вы, наверное, спрашиваете, а какое это имеет отношение ко мне? – А никакого…»

Вот безразличие людей к злу рядом с ними и привело мир к трагедии Второй мировой войны.

Этот фильм мельком прошел по советским экранам. Прошел незамеченным. А почему?

Нам бы его сейчас смотреть всей страной, и повнимательнее. Но нет места фильмам Крамера на российском экране. Он больше не прогрессивный?

А религиозное мракобесие захлестывает Россию, и демонстрировать «Пожнешь бурю» нельзя. И дело вовсе не в том, что человечество еще не готово отказаться от Бога. В действительности эти мифы можно как-то примирить с наукой и обеспечить сосуществование здравого смысла с мифами. Тем более, что очень многим людям эти мифы помогают жить. Но милоново-мизулинская фанатичность, совмещенная с агрессией РПЦ, выходящей на уровень самых реакционных и жестоких ветвей ислама, соединяясь со стремлением власти реанимировать советские порядки с частной собственностью у правящей чекистско-православной элиты создает такую гремучую смесь в общественной жизни страны… И конечно, по мнению наших чиновников от культуры типа Мединского и Михалкова, не место в умах россиян размышлениям над глубочайшими смыслами аллегорий Крамера…

Крамер еще в 1959 году снял фантастический фильм-предупреждение «На берегу» – о последствиях ядерной третьей мировой войны. Лента заканчивается видом мусора, плавающего у берега океана с плакатом, призывающим остановится, пока еще есть время. В прокате в СССР на всякий случай этого фильма не было, хотя в прессе о нем писали много и хорошо. Мол, вот к чему приведет империализм. Но, может быть, в действительности потому, что в те годы опасность ядерной войны исходила в большей степени и в первую очередь из СССР?

В 1971 году Крамер снял страшную драму «Благослови зверей и детей» – о том, как ребята из специального летнего лагеря для трудных детей попытались спасти от уничтожения зверей, приготовленных для этого участникам сафари… Трудные дети, ставшие такими и из-за безразличия к ним старших, занятых бизнесом и престижными дорогими развлечениями, на самом деле лучше, чище и добрее своих благополучных старших… Нет ли и здесь нежелательной аналогии с современной Россией и ее олигархическим кланом?...

В 1973 году Стэнли Крамер снял боевик «Оклахома как она есть» – о.нефтяном буме в США в начале века, и о нравах в борьбе за доступ к черному золоту. И опять – то, что было актуально для Америки 100 лет назад – актуально для России сегодня.

С оглушительным успехом прошел по советским экранам, да и сейчас прокатывается его фильм «Этот безумный, безумный, безумный мир!». В полный рост, что называется, Крамер талантливо и едко высмеивает стяжательство обывателей, жадность к халяве у среднего американца, живущего безудержным стремлением потреблять. Мы-то в СССР в 60-70 мало понимали, что такое общество потребления, да и про потребление мало что знали. Но вот сейчас многие могут потреблять безгранично, но многие – и не могут. Для тех, кто не может – утешение про нашу необыкновенную духовность от РПЦ, ну, а бездуховные потребители яхт и недвижимости в самых сладких частях ненавистного западного бездуховного мира мучаются этим потреблением, но продолжают активно потреблять, рассказывая о том, как это мерзко…

Есть ли место этим прогрессивным в 60-70-е годы фильмам в России?

Нет. Нашему зрителю это противопоказано. Он должен смотреть сериалы про милицию и старые «легендарные» пропагандистские, идеологически выдержанные хиты про подвиги чекистов в борьбе с врагами народа и происками империализма, или бесконечно веселиться на всяких смехопанорамах и смеходромах, отвлекаясь от этого на смакование подробностей из личной жизни знаменитостей с Рублевки или иными творениями, одобренными нашим культурным чиновничеством, озаботившимся идеологией искусства и культуры для масс. Но ведь это уже было в фашистской Германии и в Советском Союзе. И куда это ведет?…

Стэнли Крамер с его гениальными фильмами-притчами, заставляющими, кроме восхищения его безукоризненными работами как режиссера, думать и мучительно искать ответы на поставленные им вопросы, и сравнивать то, что отражено в этих фильмах, отстоящее от нашего времени на 60 – 100 лет, с тем, что происходит сейчас в России, нам не нужен…

Это вредно и опасно для власти, которую многие называют властью жуликов и воров.
Количество обращений к статье - 1792
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (5)
Гость | 21.10.2013 20:43
Во всем прав уважаемый Юрий Вдовин.Деградирующая в культуре Россия- первейший признак грядущего ее развала.В бескультурье озвереет темный православный и стремящейся к сталинским порядкам люд и охотно поддержит новую,еще более свирепую чем прежде, диктатуру.
самуил лурье | 21.10.2013 05:35
замечательная статья, дорогой Юрий Иннокентьевич!
Игорь Карлинский | 20.10.2013 17:25
К сожалению, Вы, Юрий Иннокентьевич, правы.
Гость | 20.10.2013 11:01
Все правильно, Юрий Иннокентьевич! Но будет гораздо хуже.
Кассандр
Иосиф Заславский | 18.10.2013 20:35
Очень хорошая статья.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com