Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
09 Фев 19
09 Фев 19
09 Фев 19
09 Фев 19
09 Фев 19
09 Фев 19
09 Фев 19
09 Фев 19
09 Фев 19












RedTram – новостная поисковая система

На еврейской улице
Григорий Канович -
журналу «Вейдас»

Иcтория евреев в Литве подошла к концу


Восьмидесятичетырехлетний Григорий Канович, автор саги о литваках, которую составляют десять романов, множество повестей и рассказов, считает, что история евреев Литвы подошла к концу. Писатель, драматург, сценарист и переводчик, произведения которого переведены на тринадцать языков, удостоенный национальной литературной премии Литвы, бывший член Совета освободительного движения «Саюдис», 20 лет назад уехал на свою историческую родину – в Израиль. Но до сих пор он держит руку на пульсе Литвы. Ему, к сожалению, сегодня кажется, что Литва утратила «драйв» - самоотверженность и высокое стремление к лучшему будущему...

«ВЕЙДАС». Мы хотели бы Вас спросить, являются ли евреи, выходцы из Литвы, так называемые литваки, какими-то особенными, отличаются ли они чем-то от других евреев? Как известно, среди них – такое внушительное число выдающихся представителей мира политики, культуры и науки.


Григорий Канович. Фото: veidas.lt

Г.К. Издавна сложилось такое небезосновательное мнение, что литовские раввины и представители других профессий выделяются своей просвещённостью и толерантностью. Они всегда предпочитали умеренность и взвешенность в суждениях, и редко прибегали к крайностям. Хотя и не следовало бы делить единую нацию на племена, но, метафорически выражаясь, литваки были и остались, как я думаю, таким своеобразным племенем. Что бы о них ни говорили, литваки своими чертами характера, умонастроением, диалектом и обычаями заметно отличались от своих собратьев, скажем, от евреев Польши, Украины, Бессарабии. Идиш литваков лёг в основу литературного языка всей национальной литературы, представленный такими гигантами, как Шолем Алейхем, Ицхак-Лейбуш Перец, Хаим-Нахман Бялик. Литовский идиш переняли евреи, населявшие соседнюю Белоруссию, пограничные районы Польши, ибо он был образцом благозвучия и выразительности.

«ВЕЙДАС». Евреи, уроженцы Литвы, частенько подчеркивают, что они литваки. Интересно узнать, существует ли такая общность между вашими соплеменниками, родившимися в других странах?

Г.К. Не знаю, как обстоят дела в других общинах, но литваки гордятся своим происхождением. Да и я, ваш покорный слуга, горжусь тем, что принадлежу к их сословию. Но вся беда в том, что в сегодняшнем мире общение даже со своими земляками вообще не столь тесное и не столь плодотворное, как хотелось бы. Люди больше пекутся о своих нуждах и меньше заботятся о дружбе и привязанности к своим корням. За редкими исключениями каждый житель нашей маленькой планеты больше стремится к материальному благополучию и к личному успеху, чем к духовным ценностям. И надо признать, что это стремление свойственно не только евреям, но и другим народам и народностям.

Израиль же озабочен тем, чтобы его граждане, выходцы из разных стран – мусульманских и католических, говорящие на разных языках, составили одно единое национальное целое.

«ВЕЙДАС». Вы свои произведения пишете по-русски, на языке тех, кто на свою историческую родину приехал из СССР. Как известно, в Израиле до сих пор выходят русские газеты и журналы. «Русские» общаются со своими бывшими согражданами по-русски.

Г.К. Русская печать понемногу исчезает. Старые репатрианты, которым за 60 и далеко за 60, не отказываются от прежних привычек – говорят по-русски, читают по-русски. Мне лично кажется, что это явление временное. Это такой, можно сказать, своеобразный русский островок, и его влияние на жизнь в Израиле не стоит переоценивать. Со временем и русские репатрианты станут настоящими израильтянами в том смысле, что они растворятся в общем потоке.

«ВЕЙДАС». Вы уже много лет пишете сагу о литовских евреях. После выхода в свет в нынешнем году «Местечкового романса» Вы как-то обронили фразу – не пора ли остановиться? Хочется верить, что Вы так не поступите.

Г.К. Мне уже немало лет, и я не могу твёрдо обещать читателю: ждите новых произведений. И если меня осенит, если появится какая-нибудь привлекательная идея, я конечно, постараюсь что-то написать. Но порой мне кажется, что я уже за свою жизнь написал слишком много, с таким избытком, что, пожалуй, могу с кем-нибудь поделиться. Когда я начал писать о своих земляках-евреях, редактор главного литовского издательства Алдона Лёбите, мир праху её, сказала мне вещие слова: «Канович, если Вы будете писать о своих, из Вас выйдет толк» (речь шла о моей повести «Я смотрю на звёзды» - первой повести о евреях на русском языке в послевоенном Советском Союзе). Не мне судить, вышел ли толк из меня. Сейчас я слежу за жизнью в Израиле, в Литве и в мире, ибо не равнодушен к тому, что творится на белом свете. Читаю, веду обширную переписку. Мои литовские читатели всё время меня о чём-то спрашивают и я отвечаю. Электронные письма – это, конечно, увы, не повести и не романы.

«ВЕЙДАС». А современному израильскому читателю тема литваков интересна?

Г.К. К сожалению, интерес к тем временам, к тому еврейскому местечку, к его обитателям, которые по вечерам, после работы мечтали о своём еврейском государстве, невелик. Сегодня на повестке дня в Израиле другие, серьёзнейшие проблемы. Вы, наверное, знаете, что мы живём у подножия вулкана.

«ВЕЙДАС». Вы были, что называется, человеком «Саюдиса», членом его Совета. Интересовались ли Вы, как была отмечена 25-я годовщина его создания?

Г.К. Конечно, интересовался. Я вообще интересуюсь делами Литвы и от души желаю ей процветания.

«ВЕЙДАС». Чем, на Ваш взгляд, отличается Литва сегодняшняя от той, которая была четверть века назад?

Г.К. В той Литве большинство её граждан жило упованиями на лучшее будущее. Та Литва казалась удивительно помолодевшей. Чудилось, что она может очень многого добиться - не только в сфере экономической, но и в сфере духовной. Ведь во времена «Саюдиса» мы стояли на прославленном Балтийском пути, взявшись за руки. Тогда нас всех волновали другие, я бы сказал, очень существенные проблемы, которые предстояло решить. Сегодня Литва утратила тот обнадёживавший драйв. Меня очень, например, огорчило то, что число мигрантов из Литвы перевалило за космическую цифру – 700.000 человек. Семьсот тысяч человек покинули Литву.

«ВЕЙДАС». Поредела и община литваков.

Г.К. Мне кажется, что история евреев Литвы подошла к концу. Я отдаю себе отчёт в том, что ни евреям, ни литовцам это не очень приятно слышать, мои слова безусловно режут слух. Делать такие заявления, конечно, непопулярно. Правда вообще большой популярностью никогда не пользовалась. Но негоже затыкать уши. Я так думаю и с нескрываемой горечью об этом говорю. Буду счастлив, если окажусь никудышним пророком и ошибусь в своих предсказаниях. Я не сомневаюсь в том, что некое количество евреев будет в Литве проживать всегда, никто им не станет чинить никаких препятствий, но полнокровной еврейской жизни, как должно быть, не будет. Почему? Приведу хотя бы один красноречивый пример. Когда в 1991-м году я был избран председателем еврейской общины Литвы, то численность евреев в республике в то время составляла чуть больше 15 тысяч человек, теперь в лучшем случае в Литве насчитывается 3,5 тысячи евреев, хотя цифра, упоминаемая в печати, чуть краше. Если верить печатному слову, то пять тысяч. А сколько еврейских детей ежегодно рождается на свет? Кто может поручиться, что цифра не поползёт вниз? Такую убыль, а не прирост мы наблюдаем не только в Литве, но и в Латвии, в Эстонии и в Польше. Короче говоря, ничего утешительного в таких отчетах с прикидочными цифрами нет. Жизнь не считается с нашими благими желаниями.

«ВЕЙДАС». Какие Вам видятся перспективы взаимоотношений между евреями и литовцами?

Г.К. Все свои надежды я возлагаю на молодежь. Да и в старшем поколении отыщутся люди, которые сделают всё от них зависящее, чтобы осмыслить ошибки прошлого, не убояться публично признать их и положить конец сведению счётов между сторонами. Ибо такая политика ведёт только в тупик: вы, мол, погубили нашу независимость, а мы вам за это отомстили. Объяснения тому, что случилось в годы войны, варьируются. Мне кажется, что каждый народ – евреи и литовцы, немцы и русские - может о чем-то сожалеть, из-за чего-то раскаиваться, чувствовать за что-то вину, и это совсем не стыдно. Это свидетельствует о силе того или иного народа, способного признать свои прегрешения. А что же получается на самом деле? – бесконечное сведение счетов.

«ВЕЙДАС». Какую миссию должна всё-таки выполнять еврейская община, первым председателем которой Вы были?

Г.К. Какую миссию? На мой взгляд, прежде всего сохранить для потомков то из еврейского культурного наследия или, высокопарно говоря, из еврейской истории, что еще можно сохранить. Не забывать, что евреи обязаны Великому князю Витаутасу, который своей Привилегией разрешил им селиться в Литве и заниматься ремёслами и торговлей. Это оставило яркий след во всей истории Литвы, в её жизни – в местечках и городах, на каждом, я бы сказал, шагу - и принесло ей немалую пользу. Поэтому считаю, что еврейская община, пусть и малочисленная, должна в Литве оставаться. И работать.

«ВЕЙДАС». Во взаимоотношениях литовцев и литваков были и периоды многолетнего добрососедства, и четыре ужасных года Холокоста во время Второй мировой войны. Однако председатель общества «Исраэль – Лита», объединяющего литваков молодого поколения, утверждает, что не надо говорить о прошлом, а надо говорить о будущем.

Г..К. Мне кажется, что в иных условиях это, наверное, был бы единственный путь. Но в Литве быстроногое прошлое догоняет настоящее, оно от нас ещё не отдалилось и не отдалится ещё на протяжении десятилетий. Спору нет, заглядывать в будущее – благородно. Но при этом ни в коем случае нельзя забывать прошлое. Надо обратить свои взоры к молодёжи, просвещать её, правдиво объяснять, что было и как было. Вы упомянули мой «Местечковый романс». Рядовые читатели-литовцы удивляются тому, как много до войны среди евреев было ремесленников. Многие из моих корреспондентов ведать не ведают о жизни евреев в Литве. Они полагают, что евреи были сплошь коммунистами, агентами КГБ, толстосумами и врагами Литвы. А ведь на самом деле большинство евреев было за независимость Литвы. Они за эту независимость кровь проливали. Да, были отдельные группы коммунистов, сионистов, попадались даже евреи – литовские националисты. А теперь, как послушаешь, преобладали только Душанские и Расланы. Кстати, Раслан и евреем-то не был.

«ВЕЙДАС». В Вильнюсе состоялся !V конгресс литваков, посвященный семидесятой годовщине уничтожения Вильнюсского гетто. Такие единичные мероприятия, по-вашему, могут изменить ситуацию к лучшему?

Г.К.Я не верю в чудодейственную силу конгрессов. По-моему, никакого влияния на жизнь Литвы и на судьбу евреев они не оказывают. Что с того, что газеты пошумят и участники конгресса примут какую-нибудь резолюцию? Я не против торжеств и юбилеев. .Но, по-моему, надо больше заниматься повседневными делами, буднями. Идти, как говаривали раньше, в народ, к простому гражданину, и объяснять, втолковывать ему, что евреи не были врагами Литвы, евреи не покушались на литовскую. независимость, они трудились не только на благо своей семьи, но и на благо своей республики. Если угодно, сейчас нужны не столько зажигательные речи на поминках, сколько простая, основанная на фактах понятная пропаганда. Дело в том, что властям удобней провести один или два раза в году торжественное заседание, посвященное трагедии, выразить свое сочувствие, обронить слезу, чем взяться за трудную повседневную работу. В первую очередь, начать со школ, которым позарез нужны непредвзятые учебники, не приукрашивающие того, что случилось в войну. Требуются подвижники, которые отважились бы рассказать своим соотечественникам подлинную, а не густо смешанную с враньем историю евреев Литвы.

«ВЕЙДАС». В последнее десятилетие возникли споры по поводу возвращения евреям утраченного в годы войны имущества – компенсации за имущество, разграбленное и незаконно присвоенное. Ваше мнение?

Г.К. Сложный вопрос. Начну с того, что в Литве очень много пожилых граждан, у которых для нормального существования не хватает средств и которые должны расставаться со своими близкими и отправлять их в Англию или Норвегию на заработки, чтобы дождаться оттуда какого-нибудь денежного перевода. Этим людям, слушающим радио и смотрящим на экран телевизора, никакими словами не растолкуешь, что евреям надо выплачивать миллионные, утраченные не по их вине суммы И это вместо того, чтобы помочь им, беднякам, которые еле сводят концы с концами. Разве это справедливо - открывать карман не для них, а для евреев?

Недавно я прочёл в литовской печати, что на каждого из двухсот тысяч убитых в Литве евреев приходится по 15 литов. Честно говоря, я бы до такой арифметики сам не додумался. Но причина заключается в том, что в Литве многие люди бедствуют, живут за чертой бедности. А у бедности, у нищеты своя логика.

«ВЕЙДАС». Мы с вами говорили об исторической памяти. Я хотела бы Вам напоследок задать вопрос именно о ней, но он касается не Литвы, а Израиля. Разве такие примеры, как поставленный в еврейском государстве мюзикл о Варшавском гетто или исполнение симфоническим оркестром музыки Рихарда Вагнера не является свидетельством того, что и в Израиле меняются взгляды на такое понятие, как историческая память?

Г.К. Возможно, моя точка зрения неверна. Но я всё же придерживаюсь того мнения, что идеология и творчество – вещи несовместные. Не стану отрицать, что под музыку Вагнера в концлагерях истребляли людей. Правда и то, что Гитлер был звериный антисемит, который, как язычник, поклонялся такому же антисемиту, как Вагнер. Правда, что Фёдор Достоевский был откровенный антисемит. Но и немецкий композитор, и русский писатель, несмотря на их вредоносную идеологию, создали то, что пережило их взгляды, и что осталось. По-моему, право каждого свободного человека – слушать или не слушать, читать или не читать, отвергать или принимать.

«ВЕЙДАС». Вы уже два десятка лет живёте в Израиле, но в своих произведениях продолжаете, как и прежде, жить в Литве. Нашу беседу мы ведём по-литовски. Какие всё-таки ассоциации возникают у Вас, когда Вы слышите слово «Литва»?


Г.К. Детство. В детстве Литва была для меня раем. Я тут родился, я тут рос, я тут был счастлив. С другой стороны, я в двенадцать лет вместе с родителями бежал из Литвы и еле спасся.

Ещё накануне войны я, тогда ещё юнец, почувствовал, что после навязанного Советским Союзом размещения своих войск на территории суверенной Литвы отношение наших земляков-литовцев к нам, евреям, стало заметно ухудшаться.

Короче говоря, Литва была для меня, и свет, и мрак. Но я не отрёкся от неё, я до сих пор испытываю к ней самые добрые чувства, неравнодушны к её судьбе и моя жена, и мои дети и внуки.

От души желаю ей, чтобы в будущем она числилась в мире среди передовых и счастливых стран.

С литовского - перевод автора
Количество обращений к статье - 3178
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (7)
Пинхос Фридберг | 21.10.2013 18:34
MAZEL TOV!!!

Сегодня Стенограмма, наконец то, увидела, свет и на литовском сайте
www. (удалить интервал) veidas.lt/ (удалить интервал) %C2%ABas-viena-pavyzdi-tiktai-noriu-be-skaidriu%C2%BB

На том же самом сайте, что и интервью Григория Кановича.

Вы не поверите, но до сегодняшнего дня ее не соглашались печатать даже «на правах рекламы».

Текст сопровождает великолепная фотография. Не поленитесь, посмотрите.

Принимаю поздравления!
Борух-Борис Дорфман, Львов. | 21.10.2013 00:26
Пропал мой текст, жаль!
Согласен с Кановичем, такое положение с евреями Галиции
Читали произведении и в годы советов А гутер идишер шрайбер (ойф русиш) Здоровья Вам!
Гость из Реховота | 20.10.2013 21:46
...Их бин а литвак. Послевоенный. Никогда в Литве не живший. Из сосланных в Сибирь за 10 дней до Великой Катастрофы Литовского Еврейства - потому и чудом уцелеывших в сталинской мясорубке - а вот дед мой, крупный каунасский строительный подрядчик, убеждённый Сионист (с большой буквы) погиб в советском (сибирском) лагере в Алтайском крае - за попытку вырваться в Палестину с "поляками". Мы, литваки, всегда и везде резко отличались от "советских" соплеменников - хранили идишкайт, идиш и "идише нешуме". Поэтому, книги Григоря (Якова) Кановича в 80-е годы были для нас глотком свежего воздуха, памятью о навсегда ушедшем, уничтоженном Мире.
...А потом было знакомство с Автором в Вильнюсе. я обмоглвился о своей иркутской юности и о знакомстве с жившим в Ангарске удивительным Поэтом Анатолием Кобенковым - автором многих прекрасных- истинно Еврейских - Стихов, которые помню наизусть уже свыше 40 лет. Кобенков, тоже послевоенный, выходец из Биробиджана, - как никто другой в тогдашней советской поэзии - пытался осмыслить недавнее еврейское прошлое… И - неожиданно для себя, на старинной вильнюсской улочке -услышал от Кановича вот это стихогтворение Кобенкова:



Мир еврейских местечек…Печальный писатель Канович
ещё помнит его. Там до дыр зачитали Талмуд,
там не хуже раввина собаки, коты и коровы
понимают на идиш и птички на идиш поют;

там на каждый жилет – два еврея, четыре заплаты,
там на каждую жизнь – по четыре погрома, по три…
Там ещё – Эфраимы, Ревекки, Мэнахэмы, Златы,
балагулы, сапожники, шорники и шинкари.

Их скупому дыханью звезда запотевшая светит,
их смазным сапогам – из полей палестинских песок…
Эмигранты империй, соломоновы бедные дети,
на повозках молитв отбывающие на восток…

Дай им, Господи, сил, дай им кигэлах* сладкие горы,
километры мацы и куриных бульонов моря…
Грустно жить на земле, где еврейское горе – не горе,
трудно жить в городах, где не все понимают меня…

Там, где даль мне поёт, там, где ночи о прошлом долдонят,
там, где бамовский шов в прибайкальскую летопись лёг,
кто услышит меня и какой мне Канович напомнит
мир еврейских местечек со львами его синагог?

Кто мне лавку откроет, где молятся полки о хлебе?
Кто мне Тору раскроет, которую слёзы прожгли?
Кто укажет перстом на скрипучую лестницу в небе,
по которой однажды за счастьем еврейским ушли

Эфраимы, Ревекки, Мэнахэмы, Златы – поэты,
балагулы, сапожники?.. Кто загрустит обо мне,
прочитавши о том, как ушёл я по лестнице этой
в мир еврейских местечек – на родину, в небо, к родне?

Это стихотворение удивительным образом перекликается с «Миром еврейских местечек» Наума Манделя (Коржавина)

Мир еврейских местечек...
Ничего не осталось от них,
Будто Веспасиан
здесь прошел
средь пожаров и гула.
Сальных шуток своих
не отпустит беспутный резник,
И, хлеща по коням,
не споет на шоссе балагула.
Я к такому привык -
удивить невозможно меня.
Но мой старый отец,
все равно ему выспросить надо,
Как людей умирать
уводили из белого дня
И как плакали дети
и тщетно просили пощады.
Мой ослепший отец,
этот мир ему знаем и мил.
И дрожащей рукой,
потому что глаза слеповаты,
Ощутит он дома,
синагоги
и камни могил,-
Мир знакомых картин,
из которого вышел когда-то.
Мир знакомых картин -
уж ничто не вернет ему их.
И пусть немцам дадут
по десятку за каждую пулю,
Сальных шуток своих
все равно не отпустит резник,
И, хлеща по коням,
уж не спеть никогда
балагуле.

Благодаря таким Людям. как Канович и Кобенков, мы сохранили Дух Еврейства и вернулись к своим Истокам, в Эрец Исраэль...
Ам Исраэль хай!
Любовь Гиль, Беэр Шева | 20.10.2013 14:12
СПАСИБО за очень интересное интервью Григория Кановича журналу "Вейдас".
Действительно, прав Григорий Семенович, говоря о современных евреях и не только евреях. Забота о дне насущном, о сегодняшних потребностях, стремление к благополучию у многих значительно превышает интерес к своим корням. Но, к счастью, это касается не всех.
Немало и таких, которые ищут свои глубокие корни, интересуются историей стран, где проживали их предки.
В интернете можно найти немало сайтов посвященных этой теме. Очень интересным среди них представляется
"Генеалогический форум. Еврейски корни". Так что не все так печально.
ПИНХОС ФРИДБЕРГ, Вильнюс | 20.10.2013 10:51
ЦИТАТА: «Дело в том, что властям удобней провести один или два раза в году торжественное заседание, посвященное трагедии, выразить свое сочувствие, обронить слезу, чем взяться за трудную повседневную работу. В первую очередь, начать со школ, которым позарез нужны непредвзятые учебники, не приукрашивающие того, что случилось в войну. Требуются подвижники, которые отважились бы рассказать своим соотечественникам подлинную, а не густо смешанную с враньем историю евреев Литвы»

Замечательные слова. Снимаю шляпу!

Такие «подвижники» есть. Они рассказывают с высоких трибун всему миру «подлинные» истории. Вот одна из них.

СТЕНОГРАММА

выступления г-жи И. Вилькене - заместителя директора «Международной комиссии по оценке преступлений нацистского и советского оккупационных режимов в Литве» и координатора ЭДУКОЛОГИЧЕСКИХ программ на Европейском форуме «Единая Европа – единая история» , Вильнюс, 16 ноября 2012 года

«Я только один пример хочу [привести], без слайдов.

Год тому назад меня пригласили участвовать в наш Центр толерантности, который находится в Тяльшяй, в гимназии [имени] епископа Борисявичюса. Они организовали  конференцию, посвященную 70-летию уничтожения гетто Тяльшяй. Организовали конференцию вместе с Духовной семинарией Тяльшяй. Ну, известно, Тяльшяй очень далеко, пригласила с собой одну коллегу, из Вильнюса, из Виршулишкес, из другого Центра толерантности. Мы решили посмотреть, что же интересного наши учителя из Тяльшяй представят. На конференции, как [вы] знаете, много выступлений, как и здесь, одно – интереснее, другое, может быть не столь интересное.

На конференции было около 200-300 учеников – очень-очень много, из всех школ Тяльшяй, старших классов и очень много учителей.

Ну и во второй половине дня, когда конференция стала довольно скучноватой, уже уже как  понимаете, все устали, поднялась на сцену женщина, пожилая, назовем сеньорой, которая, взяв листок, начала очень неинтересно зачитывать, дескать, я дочь такого-то, который спас евреев, и ну, таким поучительным тоном что-то читала. Я сидела рядом с ксендзом и спросила: почему она читает, почему не рассказывает своей истории, истории отца. Она этого точно не слышала, но через какое-то время, прочитав ею написанное, так как очень волновалась, отложив листок, начала рассказывать историю. В то время зал был полон-полнёхонек  и было шумно, но когда она начала рассказывать свою историю, весь зал замер. И точно также я стояла, нет, не стояла, а сидела и слушала прямо прямо так внимательно, потому что это была такая интересная история.
 
А история была о том, что в сорок первом году, когда нацисты решили в Тяльшяй создать гетто, ее отец, которому было примерно 30-32-35 лет, и который был женат, а его жена ждала ребенка, именно эту женщину, которая выступала в прошлом году. Когда ее мама еще была беременна ею, решили, что надо спасать соседей евреев, которых довольно немало жило вокруг их дома. Это была небольшая деревушка. Вместе с другим соседом решили, что они спасут две семьи. Но так как дом этой женщины, отец которой спасал, стоял подальше к лесу, решили, что лучше всего скрывать их в этом доме.

И ЧТО ЖЕ ОНИ СДЕЛАЛИ?

Выкопали огромный-огромный бункер, большущую яму, и взяли 43 евреев, своих соседей. И прятали их с сорок первого до сорок четвертого. Укрывали их, опасаясь соседей, каждую ночь, открывая тот бункер, давая подышать свежим воздухом, организовывали еду, сами будучи небогатыми. За то время в этом бункере родилась еще одна девочка.
 
Следовательно, спасли не 43, спасли 44 человека!

За то время беременная женщина, жена спасателя, тоже родила - эту женщину, которая рассказывала нам историю. И она об этом рассказала так просто, знаете, как об обыденной, само собой разумеющейся вещи - спасали людей. И мы, те, которые тогда стояли, то есть сидели в этой аудитории и слушали, мы думали, что как три года организовывать еду, зима, одежду, то есть гигиенические условия.
 
Kак люди это сумели?

И эта история, думаю, учила очень многому. В первую очередь - стремлению помочь, помочь другому, о жертвах, те, которых прятали, о тех, которые старались этих людей найти, о... об этом эта история, о тех людях, ведь те, которые спасали - это всего две семьи, четверо человек, они опасались просить помощи у других, так как боялись, что на них донесут. И правда, так много в этом моральных вещей. Поэтому я думаю, что такие истории, то есть личный опыт  с историей очень  важны.  
И конечно, исследования, которые проводят историки нашей комиссии, очень важны!

ОЧЕНЬ ВАЖНО ЗНАТЬ ЦИФРЫ!

На самом деле, важна действительно объективная историческая правда. Она важна!

Однако личное отношение, говорим ли мы об одной оккупации, или говорим о другой, это безмерно важно. Я в это сама верю, я думаю часть из вас также об этом  думает. И всем желаю успеха и хорошего Дня толерантности»    
Пинхос | 19.10.2013 19:08
Хорошая статья.
Маленькое замечание.
Мне кажется, что предложение "Мне кажется, что история евреев Литвы подошла к концу" смотрелось бы значительно лучше без слов "МНЕ КАЖЕТСЯ".
Гость | 18.10.2013 16:53
Спасибо. Григорий Семенович, за прекрасную беседу. Литваки действительно оказали огромное влияние на жизнь мирового еврейства. Родина - это там, где родился и жил, и какая бы ни была, она одна. Низко Вам кланяюсь!

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com