Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Израиль
Евреи или израильтяне?
Элеонора Шифрин, Иерусалим

С началом последней волны репатриации с новой остротой встал вопрос, который и ранее существовал, но старательно заметался под ковер. А именно: становится ли человек евреем с получением израильского гражданства?

На самом деле, вопрос этот, как яйцо в сказке о Кащее Бессмертном, содержит в себе целый ряд еще более сложных вопросов. Один из наиболее важных - понятие "еврей" отражает религию или национальность, и как соотносится оно с концепцией гражданства в Израиле?

Попытка разобраться в этом вопросе неизбежно приводит к истокам возникновения еврейского народа. Новейшие исторические источники, такие как Декларация независимости государства Израиль, утверждают, что местом рождения еврейского народа была страна Израиля. Именно этим мотивировали основатели государства право евреев на возрождение государственности на этой земле. Это вполне соответствовало популярной в конце 19 в. концепции "территориального национализма" и основанным на ней национально-освободительным движениям. Оторвавшиеся от многовековой еврейской традиции лидеры политического сионизма считали, очевидно, что такое обоснование более серьезно и может выглядеть более правомочным, чем утратившие популярность и былую притягательную силу ссылки на Тору.

Однако в поисках истоков еврейского народа мы не можем уклониться от ссылок именно на эту Книгу, в которой изложена история возникновения народа. Так, мы узнаем, что евреи стали народом задолго до того, как им была дана страна. В тексте Торы евреи названы народом уже в период египетского плена. Из текста Торы совершенно ясно, что народом, объединенным общим прошлым, общими горестями и надеждами, но главное - общими предками, не только считали себя сами евреи, но так рассматривали их и египтяне, среди которых они жили ни много ни мало 210 лет. Однако народом, объединенным общей идеей, общей моралью и законом, общими обязательствами перед Всевышним и общим будущим евреи стали только с получением Торы на Синае. И лишь после этого им была дана земля, причем было четко сказано и многократно повторено, что земля эта дается им для того, чтобы служили на ней Всевышнему. (Шмот 20:12, 23:10, 14-25, 30-33; Бамидбар 13:1,27:12, 34:1-12 и др.).


Иначе говоря, евреи сформировались как народ не на базе совместного владения тем или иным участком земли. Первоосновой народа были общие предки. Не случайно раввин Адин Штейнзальц называет евреев семейной общностью. Затем эта семейная общность добровольно приняла на себя к исполнению закон Торы, переданный Всевышним на Синае через Моше-Рабейну. Тем самым евреи не только укрепили абстрактное понятие - идею Единого Бога - в качестве основы народа, но и сделали возможным для представителей других народов добровольное, волевое присоединение к народу, избранному Всевышним для исполнения определенной исторической миссии. Все это не имело непосредственного отношения к наличию или отсутствию у евреев собственной территории, т. е. того фактора, который был обязательным моментом в истории возникновения всех остальных народов земли. Выполнять закон, во всяком случае, значительную его часть, евреи могли еще до получения земли, и с этой целью им было сказано, как сделать переносный жертвенник - временную замену Храма, который надлежало впоследствии, по получении земли, построить. Когда же евреям была указана Всевышним земля и было сказано, что дается она для того, чтобы на ней служить Тому, Кто дал Тору, то тем самым было определено, что евреи имеют право жить на этой земле (а значит, и защиту Всевышнего) лишь при условии, что их образ жизни будет соответствовать тому Закону Торы, который они приняли.

Как отмечает в своей книге "Еврейская государственная мудрость: предотвратить гибель Израиля" проф.Пол Эйдельберг, в Торе нет ни слова о суверенном государстве или гражданстве, которое можно взять или отвергнуть, как нет и слова "религия". Эти концепции - более позднего происхождения, и созданы они, конечно, людьми. Созданы для других, "нормальных" народов, сформировавшихся на определенной территории и существующих как территориально обусловленная группа до тех пор, пока они в силах свою территорию защищать от внешнего вторжения. Представители той или иной национальной группы могут принадлежать к любой религии, это никак не влияет на их национальную принадлежность, которая определяется фактом рождения на национальной территории. Именно в силу этого гражданство в каждой данной стране и критерии его выдачи представителям других национальных групп могут меняться и определяются геополитическим положением страны и ее способностью к выживанию, к самозащите. (Когда эти факторы перестают учитываться при выработке национальной демографической политики и политики предоставления гражданества иностранцам, страна начинает двигаться в направлении национального самоубийства, что мы наблюдаем сегодня в странах Европы. - прим. автора, октябрь 2013).

Рассматривая нашу ситуацию сегодня, нельзя не учитывать как вполне рациональный фактор совершенно исключительную, на фоне всех других народов мира, историю возникновения еврейского народа, а, значит, и те условия, которые предъявляются государству, созданному евреями на данной им Всевышним земле. С другой стороны, невозможно игнорировать применяемые в современном человеческом сообществе концепции суверенного государства и гражданства.

Но, как отмечалось ранее, Тора была дана евреям навечно, т.е., используя современную терминологию, на весь исторический период существования человечества, в то время как концепции государства и гражданства - совсем недавний плод человеческого творчества. Поэтому приходится констатировать, что евреи сохранились чудесным образом, несмотря на отсутствие собственной территории и государственности, благодаря приверженности Закону Торы, а не более поздним и временным концепциям. Что означает это для современного Израиля?

Исключительная история еврейского народа показывает, что существует два способа стать евреем. Первый - это родиться евреем (не станем сейчас углубляться в тему значимости рождения от еврейского отца или матери, ибо это тема для отдельной статьи). Второй способ - добровольно принять на себя для исполнения Закон Торы. Причем, факт рождения отменить нельзя, а, значит, невозможно перестать быть евреем, не только независимо от морального уровня еврея, но даже если еврей сознательно перешел в другую религию. Точно так же не перестает быть сыном или дочерью человек, совершивший любые аморальные поступки по отношению к отцу или матери или другим членам семьи. Другое дело - человек, вошедший в семью добровольно и лишь на основании его заявления, что образ жизни семьи ему по душе, и он хочет жить в этой семье, соблюдая ее порядки, традиции и установления. До тех пор, пока это заявление остается в силе, т.е. человек, принявший на себя еврейский закон, продолжает его соблюдать, остается в силе и его еврейство, и евреями рождаются его дети. (Неслучайно бытует сегодня среди быстро ассимилирующегося американского еврейства определение: "Еврей - это тот, у кого внуки евреи". - прим. автора, октябрь 2013 г.) Отказавшись от исполнения еврейского закона, такой человек отказывается и от своего как бы условного еврейства.

Вполне очевидно, что такой подход в корне не соответствует критериям гражданства в современном государстве Израиль. Не только Закон о возвращении гарантирует автоматическое получение гражданства приехавшим с евреями членам смешанных семей. Он гарантирует автоматическое получение гражданства всем, у кого бабушка или дедушка были евреями, независимо от того, живы ли эти евреи и приехали ли они сами в Израиль. Тем самым лишается смысла само название Закона о возвращении, ибо возвращаться в семью могут только те, кто является ее частью.

Но проблема не только в этом.
По Закону о национальности (или о гражданстве), гражданство, как и во многих других - но далеко не во всех! - странах, можно получить и путем натурализации, прожив в стране определенный законом отрезок времени. Для этого вовсе не обязательно иметь вообще какое бы то ни было отношение к еврейству.

Это означает, что гражданство дается в предположительно еврейском государстве Израиль практически всем желающим, вне связи с их принадлежностью к еврейству. Гражданству в Израиле сопутствует полное политическое равенство. Иначе говоря, получив гражданство, любой нееврей получает право участвовать в законодательном процессе, влиять на определение границ государства, выбор руководителей государства и даже решать при помощи голосования в Кнессете, кого можно считать евреем.

Необходимо при этом учитывать существующую геополитическую ситуацию. С одной стороны, вследствие развала советской империи, Израиль стал привлекательным для огромного числа ее бывших граждан, не имеющих к еврейству даже косвенного отношения. С другой - арабские обладатели самых разнообразных гражданств стремятся добиться предоставления и им права на "возвращение" и израильского гражданства. (К 2013 г. в Израиле образовалась и третья, причем весьма многочисленная группа претендентов на израильское гражданство и полный набор гражданских и политических прав - африканские иммигранты, преимущетвенно нелегально проникнувшие в Израиль и родившие тут детей.- прим. автора, окт. 2013 г.). Не нужно обладать высоким интеллектом, чтобы понять, что если в ближайшее время имеющееся пока еврейское большинство не пересмотрит государственные законы о предоставлении гражданства и не приведет их в соответствие с условиями присоединения прозелитов к еврейству, то провозглашенное в 1948 г. "еврейское" государство вскоре превратится в "государство его граждан", а затем и в арабское. Таким образом, вопрос о совместимости израильского гражданства с еврейством отпадет сам собой.

____________

Эта статья была написана для газеты "Еврейский Израиль", которую выпускала партия "Емин Исраэль", и опубликована в выпуске №16 в мае 2000 (Ияр 5760). За минувшие 13 лет поднятые в ней вопросы не потеряли актуальности...
Количество обращений к статье - 4541
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (15)
Гость Миша Фин | 31.10.2013 21:35
На самом деле актуальны эти два вопроса - как сохранить еврейский народ и будет ли государство Израиль тем местом, которое даст процветание еврейской культуры и решающего влияния этой культуры на развитие цивилизации ?
Формально государство должно дать права любому человеку проживающему на его территории Можно ли добиться еврейских моральных ценностей при всеобщем избирательном праве ? Параллельно должны идти два процесса . Изменение системы выдвижения лидеров, чтобы честные и нравственные люди шли в политику и изменения системы образования и культуры в Израиле : обязательное изучение иврита ,еврейской культуры и естественных наук . Необходимы усилия по объединению евреев ,по превращению их в народ.
Борис | 31.10.2013 01:37
Я бы считал евреем такого человека, из России пришедшего в Израиль, в адрес которого спереди, сбоку или сзади хоть раз прозвучало бы "жид".
Только вопрос - как это фиксировать, ведь российский еврей в милицию по этому поводу жаловаться не бегал.
Почему я уточнил - из России? Да потому что, именно в русском языке "жид" - оскорбительная кличка. В то время как, насколько я знаю, на Украине, в Польше, еще быть может где "жид" и означает еврей.

Прошу расценивать как шутку юмора.
Гость | 28.10.2013 01:29
Поддерживаю мысди, высказанные Яковом Сегалом. К сожалению, и мы недостаточно зрелы и расторопны, и обстоятельства политического противостояния поворачиваются странным образом. Алия 90-х - в основном национально-государственной ориентации. А как электорат - она придерживается центристских позиций. Связано это отчасти с клерикальной доминантой правых партий. Алия никаким формам раввинистического иудаизма не доверяет - ввиду его репрессивного характера по отношению к частной жизни гражданина. К тому же правые партии не ставят в качестве первоочередных задачи социально-правовые, которые для новых репатриантов не менее важны, чем задачи национально-государственного уровня. Ганди был тем человеком, который был близок разным слоям населения, но сколько-нибудь мощного движения вокруг него не возникло. Что поделаешь - Израиль молодая страна, где многое шито на живую нитку, а ножницы террора и политической коррупции - стригут с размахом направо и налево. Мы видели народную основу правого движения - молодых людей с оранжевыми ленточками. Но его поглотили волны политического цунами, после которого - в обществе воцарились неверие и безразличие. Прав Яков Сегал и в том, что этот же период явился и началом социально-экономических неурядиц в нашей стране, которые иные ретивые гегемоны говорить запрещают. У них завсегда ОК. Сталинская закалка. Пихают они ее без разбору в любую ситуацию, где ни живут.
Мне кажется, что сейчас общество начинает осознавать, что необходим настоящий национальный блок. Вернее, национально-государственный. Который отражал бы чаяния всех народов Израиля. Именно этим и был силен Ганди. Появится такой лидер - будет толк. Не появится - все будет попрежнему.
Яков Сегал- Иерусалим | 27.10.2013 16:48
Юрию.
Ув.Юрий! Вы правы только отчасти. Партия ЕИ имела своей основной целью изменение израильской электоральной системы, о необходимости которого сегодня не говорит только ленивый.
Ямин Исраэль не удалось преодолеть электоральный барьер. Судя по вашему ироническому тону, вы не были в числе наших сторонников.
Мы не прошли. Зато прошли Ликуд с НДИ, которые призывали не голосовать за новые партии, а отдать голоса старым, проверенным кадрам. Они победили и в полной мере воспользовались плодами победы.
Это они осуществили первый после Гитлера еврейский погром. Кстати, гигантский дефицит бюджета, за который сегоднгя мы все расплачиваемся - следствии итнаткута. И конца затратам на исправление этой трагедии не видно. Это они запретили евреям строить в Иерусалиме, взвинтили до небес цены на жилье и выживают евреев из Иерусалима. Это они сегодня освобождают самых чудовищных арабских убийц, прекрасно зная что они будут убивать евреев.
Зато они близки к народу.
Гость | 27.10.2013 15:07
Ну, значит, скоро будем гулять на "еврейской свадьбе" дочери Гостя 00:38 с каким-нибудь суданским парнишкой, родившимся в Израиле и "ничем не отличающимся повадками" от израильтян-евреев. Или наоборот, сынок приведет в его дом эритрейскую красавицу. "А че?", как он выражается, она же будет с израильским гражданством, так что вполне еврейка.
Гость | 27.10.2013 08:47
Надо бы почаще вспоминать о том, что воссоздание национального очага, реконструкция еврейской нации - величайшее историческое событие ХХ века, а не торговаться, как на шуке, кто еврей или насколько.
А народ должен учиться себя защищать от людоедов - как сторонних, так и собственных. Тело Израиля обрастает за счет тяготения к нему разных народов - и слава Богу!
Меня всегда поражали люди образованные: они не понимают феноменологии этого мира. Подумайте сами: в наше время полмира считает, что евреем, израильтянином - быть престижно. И когда это было в истории человечества в последний раз? И почему народ, радушный по отношению к пришельцам, национальное тело наращивает, а правители - его разрушают? Впрочем, это уже не феномен, а парадокс.
Вот о чем надо думать и писать, а не зацикливаться на рецидивах средневекового Шульхан Аруха - как нам жить среди гоев. Это и есть игла Кощеева яйца.
Гость | 27.10.2013 08:45
Ну, значит, скоро будем гулять на "еврейской свадьбе" дочери Гостя 00:38 с каким-нибудь суданским парнишкой, родившимся в Израиле и "ничем не отличающимся повадками" от израильтян-евреев. Или наоборот, сынок приведет в его дом эритрейскую красавицу. "А че?", как он выражается, она же будет с израильским гражданством, так что вполне еврейка.
Гость | 27.10.2013 00:38
Очень стоит обратить внимание на первое же предложение публикации Элеоноры Шифрин: а что это за птица - еврей? Потом пошла речь о Кащее Бессмертном, и поневоле эти материи высветлили дуализм проблемы ЕВРЕЙ-ИУДЕЙ, равно как КАЩЕЙ-КОЩЕЙ. Проблема эта непростая с древнейших времен. Моавитянка Рут - без всякого гиюра и раввинатских дрязг (сих ребят попросту не существовало!) была матриархом рода Давидова. А Елизавета Судейкина - классиком ивритской поэзии. Не считая десятков тысяч русских крестьян-иудействующих, чьи потомки создали основы многих отраслей сельского хозяйства палестинского мандата. У древних евреев все было проще: они молились за здравие 70-ти народов, а не проклинали проклятых гоев, как нынешние правоверные. Иудаизм и гуманизм когда-то были синонимами. Это отчасти есть и у нас, в Израиле. Ученым людям, и политикам и всяким аналитикам с журналистами-публицистами - не мешало б изредка поворачивать голову и смотреть, как там у людей. А здесь, в Израиле, среди людей есть хорошее правило: еврей - это тот, кто таковым себя считает. Кто живет среди еврейского народа, работает, растит потомство, знает толк в людских чаяниях, языке, культуре, истории и имеет здесь свой дом, и прочая-прочая. А что касается надзирал и блюстителей всякого разного - так они в сущности скрытые антисемиты, поскольку все люди - евреи. Генетики, психологи и культурологи говорят о криптоевреях - и факт тяготения, непонятного, необъяснимого, иррационального - многих людей к евреям может иметь и дрквнюю родственную основу, которая проявляется информационно через многие поколения. Так же, как и криптоеврейская юдофобия. Через наше национальное тело прокатилось столько генетических смешений, что удивляться нечему. Древние были умнее нас. Они не являлись рационалистами, и с интуицией у них было все в порядке. А хранитель этой здравой основы - простой народ, а не раввины или политики с разного рода интеллектуальной обслугой.
Мораль проста: еврей - кто таковым себя считает. Проста, потому что быть евреем ох как непросто и в древнем, и в современном мире. Евреизация в Израиле разных народов и рас - самое обычное и весьма распространенное явление. Дети, родившиеся здесь, по своей мимике и повадкам и ментальным кодам - ничуть не отличаются друг от друга. А великодержавные антисемиты отсюда их, не моргнув оком, вышвыривают без всяких законов и без зазрения совести. Стыдоба - да и только. Зато они за несколько десятков лет одели восточных евреев в черные потные сюртуки средневекового штетла и создали обширный слой неработающих зубрил и вымогателей социальных благ. Естественно, что западные сектанты приняли в этом соревновании по распилу ВНП деятельное участие. Только вот вопросик имеется: евреи ли они? Один из корифеев чернокафтанного движения, носивший при жизни шитый золотой нитью мундир, проповедовал, что неохваченные черным строем люди - гои, обязанность которых - прислуживать. Вот вам и решение еврейского вопроса! - а чё?.. Имеет право. Так же, как иные, с лукавством или без - задавать вопрос. А вопроса то и нет вовсе. Есть человечность - и жлобство.
Гость Юрий. | 26.10.2013 17:23
Все эти идеи автор со своим шефом проф.Пол Эйдельбергом пытались реализовать в Израиле парламентским путем. Но их партия "Емин Исраэль" ни разу не преодалела электоральный барьер. Видимо, они далеки от народа.
Арнольд Шуляцкий, Хадера | 26.10.2013 12:34
Дорогой гость 23:40. Спасибо за участие в разговоре. Спасибо говорю вполне искренне. Без вас всё неинтересно. Вы вносите свою ложку пряности в любое блюдо. А, может, ложку дёгтя в бочку мёда. Но, тем не менее, как только вы объявляетесь, всё тут же преображается и расцвечивается. И появляется желание вам ответить или задать вопрос. Ваша лексика разворачивает обсуждение в сторону вселенских процессов, которые в публикации и под микроскопом-телескопом не разглядеть. Эта лексика наполнена терминологией из самых разных областей знания: науки, культуры, истории, политики. Вы просто Гениалиссимус! Вы приписываете порой такие масштабы всем участникам действа, что у нас за спиной вырастают крылья. Вы молодец, что умеете видеть в очень малом нечто великое. Радуйте нас своими выступлениями. А если попадаются недоброжелатели, завидующие вашему таланту, вы смело можете ткнуть им в лицо цитату из моего комментария.
Гость | 26.10.2013 09:52
Радуйся, Лурье! Америка пока что является государством. Но оно уже скупается на корню, и в стране с доминирующей христианской цивилизацией и системой ценностей правит человек, на перстне которого написано:"Нет бога кроме Аллаха, и Магомет - пророк его", и этот ваш фигурант Непонятнооткуда кланяется и целует руку саудовскому монарху. А Европа - Еврабией становится. И ее государства уж без свободы совести, без важнейшей составляющей прежнего суверенитета. Если ты еврей, тог понимать должен, что История - великий экспериментатор. А евреи - подопытные кролики, если не крысы, которые вообще-то - самые умные животные. Поэтому о государстве крыс - так лучше не надо. У нас даже мэр замечательного города Тель Авива имеет фамилию Хульдаи, что в русском переводе - Крысюк. Человек-супер. Летчик. Интеллигент. Просветитель. Строитель. Музыкант. Город при нем неузнаваем, один из самых лучших городов мира. И тут на выборах его каким-то маргиналом чуть было не заменили. Как у вас в Америке. Знак опасный. Евреям плохо - дело привычное. Но коли евреи в своем бардаке на Америку равняются - плохо дело в этом мире.
ГостьАрон Лурье | 26.10.2013 08:27
В Америке и других демократических странах есть понятие "гражданство". Если у тебя американское гражданство, ты американец. Этнически ты можешь бть чукчей,евреем, китайцем. Это твоё личное дело и не касаедся государственных учреждений. Никто не может сказать евреям, что они не могут заключить брак в Америке, а должн для этого ехать в Израиль. Такой маразм существует только в Израиле. Граждане страны не имеют одинаковх прав.
Гость | 25.10.2013 23:40
Все это сплошные глупости. Государство определяется не этно-шовинистическими или шизократическими категориями, а исторически сложившимися культурно-цивилизационными обстоятельствами и архетипами.
ЯЯ не вижу в Израиле среди высказывающихся в СМИ людей ни одного мало-мальски компетентного человека, который хоть сколько-нибудь системно подходил к проблеме классификации и оценке принципов
понятия "государство".
Государство определяется тремя важнейшими элементами: культурой, цивилизацией и суверенитетом. Это те реальные вещи, из которых необходимо исходить.
В плане культуры - страна Израиль всегда являлась мультиуцльтурной, многоэтнической, многоконфессиональной страной
В аспекте цивилизации - в Израиле происходили и происходят интенсивнейшие, почти броуновские движения самых различных цивилизационных укладов. Попытки апологии ЕВРЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ - разного рода людьми, исходящими из бытового уровня понятий - нонсенс. Доминанта религиозной демиургической ортодоксии или традиционной антропной свободы воли еврейского человека - как основа цивилизации мирового еврейства - не более, чем заблуждение или корысть. Борьбу этих двух начал - черного и красного - мы видим в современном Израиле, и это не основа цивилизации - а всего лишь ее функция, взаимодействие разнополярных начал в цивилизационном теле. Его кровь и метаболиты. Есть еще мозг, система мышления, архетипы, коды, способы принятия и переработки информации. Комментаторы в случае цивилизации рассматривают ее как труп или как тело безумца. Вам никто толком не скажет о том, что такое специфика мышления человека еврейской цивилизации. Для этого надо по меньшей мере понимать, как мыслят не только иные цивилизации, но и расы, а также все человечество в те или иные периоды. Эти материи необходимо изучать в школе и в высших учебных заведениях. А что мы имеем сегодня?
Лишь примитив Всемирной Мещанской Агрессии.
О суверенности государства лучше не распространяться. Израиль был и остается протекторатом. Попытка интегрировать арабское наседение традиционно еврейской территории Егула, Шомрон и Газа в демографию и хозяйственно-экономическую структуру всего Израиля - была резко пресечена атлантическими спонсорами протектората Израиль. Сначала Шамиру обломали в Мадриде все конечности, а потом Рабина заставили не только привезти и оснастить армию тунисских боевиков дяди Яши Арафата, но и лобызаться с оным, что ему, впрочем, не помогло. А послеминетная война Клинтона в нашем регионе? А "кафка дорог" душки Буша младшего плюс прочее. А ракурс копыт на столе в аккурат-салют перед фэйсом нашего суверенного премьера? Да много тут всякого... Какой уж суверенитет, какое государство?..
Вопрос может стоять лишь в иной плоскости: об уме и совести пишущих на тему наших левантийских экзистенций...
Гость | 25.10.2013 20:53
До тех пор, пока вещи не будут названы своими именами, ничего хорошего ждать не приходиться. Хотим мы, хотим собственной смерти демократическим путём. Т.е. путь нам важен, чтобы был красив. Не скажу "хорош", потому что он плох на самом деле. Но головы уже задурены, законы демократии прописаны. Остаётся только пережить, что положено. И, несмотря ни на что.
спасибо автору за статью.
Гость | 25.10.2013 14:15
Однако, кроме обусловленных автором ряда условий для того, чтобы считаться евреем. Необходимо также затронуть обязательства еврейского государства перед своим еврейским народом. Негоже когда в государственных структурах Израиля, права и обязанности евреев, рассматривают и решают арабские государственные чиновники...
Страницы: 1, 2  След.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com