Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Прямая речь
Aftermath
Александра Свиридова, Нью-Йорк


Что следует иметь в виду, просматривая этот невероятный фильм


Такое случается редко, когда я говорю сыну и близким: брось всё и посмотри этот фильм. Поляки сняли невероятный фильм, польское название которого – Poklosie, английское - Aftermath - все будут переводить, кто во что горазд. «Последствие» - напрашивается первым, но я перевожу «Стерня». Имею право: авторы оставили мне много намеков на то, что это может быть так.

Я помню, как это больно – идти по стерне. Это гвозди, сделанные из соломы – плотной и прочной, у основания стебля. Они неизбежно остаются после любой жатвы – серпом ли жал, махал косой или прошелся по полю комбайном. Грубая золотая щетина покрывает лицо земли, если смотреть издали, а если ступать босиком – идешь по гвоздям. До крови. И если душа у тебя от чего-то уходит в пятки, то стерня – через пятку – втыкается прямо в душу. Но чтобы получить стерню, следует что-то посеять, а потом сжать урожай. В этом месте название отсылает к вечному - «Что посеешь – то и пожнешь». С одной разницей: сеяли отцы, а пойдут по стерне их дети.

Сюжет прост до неприличия. Целиком почерпнут из жизни, но упрощен.
В жизни было так: 10 июля 1941 года половина жителей польского городка Едвабне, что в 85 милях от Варшавы, уничтожила вторую половину. Убийцы, во главе с мэром, были католиками. Их жертвы – одна тысяча шестьсот душ – евреями. Поляки убивали их несколько часов в короткой июльской ночи. Руками. Вооружившись чем попало – ножами, топорами, молотками. У кого были ружья - стреляли. Те, кто уцелел в мясорубке, спрятались в амбаре неподалеку, но ненадолго: амбар подожгли и недобитые евреи сгорели заживо.

После победы погибшим поставили памятник – как павшим от рук нацистов. И полвека жители Едвабне ходили мимо памятной таблички, прекрасно зная правду, но никто и словом не обмолвился.

Страшный секрет Едвабне предал огласке в книге «Соседи» мой добрый знакомый поляк - историк Принстона Ян Гросс. Книга вышла в начале нового века и вызвала шквал протестов. Не было поляка-патриота, кто не плюнул в автора. Но нашлись и другие поляки, - те, кто задумались над историей Едвабне. В 2004 известный режиссер Владислав Пасиковский принес сценарий независимому продюсеру Дариушу Яблонскому, некогда бывшему режиссером...

Описывать, как никто не давал деньги на «антипольский» фильм, не буду, но семь лет спустя деньги все же собрали и фильм сняли. И теперь Польша бурлит – после выхода фильма осенью 2012-го в ряде городов фильм запрещен к показу, как антипольская пропаганда, и нет кинотеатра, который бы согласился дать хоть один просмотр. Режиссеру поступают угрозы, а исполнителя главной роли – Матея Штура - поляка, сыгравшего поляка, - атакуют антисемиты в прессе, а по телефону и в интернете обещают убить. Говорят, что он занесен в черный список национальной киноакадемии – чтоб не снимал его больше никто. Такое вот кино.

В главной роли - Матей Штур

Создатели фильма Збигнев Густовски, Павел Эдельман и Владислав Пасиковски

Премьера в Америке – 1 ноября в Нью-Йорке, а чуть погодя – в Лос-Анджелесе. Бросьте всё – идите и смотрите. Это не про Польшу, не про поляков и не про Едвабне, хотя в кадре Польша. Это про убийство людей людьми. Соседей – соседями.

«Я знаю такие деревни, я знаю таких людей»,
- во множественном числе ответил Дариуш Яблонский на обвинения в поклепе на поляков.

В фильме всё много проще. Массовое убийство уведено за кадр, а в кадре всего два человека, два брата. Один прилетел из Америки повидать другого, живущего в отцовском доме на хуторе. Подтянутый, чисто выбритый мужчина лет сорока с небольшим, с легкой кожаной сумкой прибывает в некий город в Польше. Его никто не встречает. Он садится в такси и только таксисту скажет, что 20 лет, как уехал, живет в Чикаго. Уточнит, что уехал в первую стычку властей с «Солидарностью». Так устанавливается время: уехал в 1981-м, приехал – в 2001-м.

Машина в сумерках тормозит у тропинки в поле – дальше пешком до дому. Меж сжатых полей, покрытых той самой колючей щеткой стерни. Хрустнет ветка в жидком кустарнике, разделяющем луг на «твое-мое» и Франтишек – так зовут мужчину – поставит сумку на свою стерню и бесстрашно ринется по своей земле в кусты:
- Эй, кто там?
Нет никого. Только сумка исчезла. Значит, был кто-то... Кто?
Он войдет в старый дом налегке – без сумки. Встретит его хмурый младший брат Юзеф, грязный после рабочего дня в поле. И только погаснет свет, как со звоном разлетится оконное стекло от брошенного с улицы камня...
Такое начало.

Из скудных реплик выяснится, что младший старшему многого не прощает, хоть и помнит его не очень хорошо. Был брат – и не стало, сбежал, оставил семью и даже на похороны отца и матери не приехал. Жалкие оправдания эмигранта, что паспорта не было, для Юзека - пустое.
- Ты им это расскажи.
- Они уже не живые.
- Для тебя, - отрежет брат с укором.

Так авторы обозначат, что для младшего ушедшие – живы. Это важная точка противостояния.
Дальше – больше: из незначительных реплик откроется, что от Юзека ушла жена, уехала с ребенком в Америку и там рассказала старшему, что младший сошел с ума и она не может жить с ним в аду, который он устроил.

И медленно приоткрывается ад.
Франтишек пойдет по центру села, а ему со всех сторон станут нашептывать, чтоб забрал брата с собой в Америку.
Его узнают, а он – никого. Все помнят отца, укоряют, что хоронить не приехал... И объясняют, что младший – мерзавец: сломал единственную хорошую дорогу в селе. Зачем – непонятно. Подтянутый строгий старший решительно идет в банк – просить ссуду на то, чтоб починить полуразрушенный дом, а ему скажут, что дом вовсе не его... Что его отец землей завладел незаконно. И старший почувствует, что все тут сошли с ума.


А младший поведет его в чисто поле – на отцову землю и покажет свое богатство: стоят на стерне рядами надгробные плиты евреев... Со старинными надписями, с магендовидами... Именно этими камнями была выстлана в селе единственная хорошая дорога. Нынче ее решено асфальтировать. И не останется следа от людей, что когда-то лежали под этими камнями...

И это только пол-дела, так как из ничейной дороги Юзек камни просто выворотил и увез, а много камней разбросано по частным подворьям. И он их выкупает у односельчан...

Франтишек подсчитывает убыток: 700 тысяч злотых за триста надгробий.
- Да это ж жиды! – взрывается старший.
- Люди, - поправляет его младший.
И говорит: «Знаю, что деревня считает меня свихнувшимся. Но это пустяк. Обидно, что жена была на их стороне». - Особенно когда я начал камни эти покупать... Что ж – лучше красть? – недоуменно спрашивает Юзек. И перечисляет, где еще остались камни, которые нужно перетащить сюда - на свою землю...

Он склоняется к камню, любовно погладив его, и читает на иврите надпись.
- Откуда? – дивится старший.
- Выучил, - пожимает младший плечом. – Узнать хотел, что написано...
И объясняет, что он не безумец, а просто...
- Немцы сожгли синагогу и уничтожили кладбище. Это я не могу поправить – я даже не родился тогда еще. Выстелили дорогу надгробьями, и я об этом не знал. Но когда сказали, что дорогу покроют асфальтом, я понял, что этого не должно быть.
- Но почему? У нас с жидками ничего общего! – взрывается старший.
- Не знаю, - честно отвечает Юзек. – Я плохо себя чувствую, когда думаю о том, что это неправильно и я ничего не делаю. А если кто возьмет надгробье наших родителей и положит у своего порога, чтоб вытирали ноги?..
- Но эти люди нам - никто! Они не наши! И вообще умерли сто лет назад, а твоя семья жива, и почему она должна страдать от того, что ты заботишься о мертвых жидах?! – кричит Франтишек.
- Я знаю, что это неправильно, но я должен делать это. Я не могу иначе...
Невероятная сцена.


Прекрасный молодой актер Матей Штур играет сомнамбулу – героя, который ведом неведомой силой. И старший брат – актер Ирениуш Чоп – отшатнется. От протеста, непонимания, отчаяния, невозможности что-либо изменить. Единственный правильный выбор для него теперь – встать на сторону брата и помочь ему дособирать оставшиеся камни...
- Почему из всех людей ты выбрал заботиться о мертвецах? – только и спросит он.
- Не знаю. У них не осталось живых, кто бы заботился об их могилах...

Братья пойдут за очередным камнем. Село выйдет против них. И спасет их старый ксендз, который встанет между братьями и разгневанными селянами. Отдаст камень, что подле костела, а потом замертво упадет в своей светелке. Успев сказать старшему, что он полагает, что Юзек исполняет Божью волю.
- Я думаю сказать об этом на службе... – будут его последние слова.

Старший роется в архиве, чтобы найти документы на усадьбу отца, а находит имена настоящих владельцев – и все они совпадают с именами на надгробьях.
- Значит, они взяли себе землю убитых евреев, - потрясен Франтишек.
- А что вы хотели? Немцы не могли забрать землю с собой, - парирует архивист.

А в доме тем часом все перевернуто, изрисовано магендовидами, исписано вечным словом «жид» по стенам.
- И собаку убили, - добавляет растерзанный младший.
- Застрелили? – неизвестно зачем, уточняет Франтишек.
- Тут тебе не Америка, - язвит Юзек. – ОТРУБИЛИ голову.

Процесс накопления деталей и подробностей противостояния достигает апогея. Мир фильма окончательно обретает полюса добра и зла. Братья становятся страдальцами, остальные – чудовища, не пощадившие невинную добрую псину. Тут-то и выплывает неожиданный вопрос, куда делись сами евреи?
Ветер и шепоты приносят ответ, что тут они и остались... И старики знают, где. Роняют слова, намеки. И, наконец, советуют братьям поискать... у себя в старом доме. Страшный момент.

Братья идут в старый отцовский дом где-то на отшибе, куда выбирались в детстве, как на дачу. Берут лопаты и начинают копать... В черную грозовую ночь в плотной стене библейского дождя они стоят по пояс в яме, похожей на могилу, и натыкаются на черепа...
Великая сцена. Младший бьется в истерике и блюет, а старший упорно продолжает копать и истово выкрикивать слова молитвы...

На утро братья выбирают самого злобного и отвратного деда Малиновского, два сына которого с лицами убийц противостоят им в каждой стычке, и идут к нему – требовать объяснений.
- Я не убивал, - говорит дед. – Закопай их обратно. Им все равно, где лежать.
- Но их детям... – возражает Юзек.
- Нет у них детей – они вместе с ними лежат.
- Это ты их поджег!
- Я? Сто двадцать человек убил я один? Нет! – кричит старик. – Правды хочешь? Это ваш отец зажег свой дом с двух сторон.
- Врешь! – орет Юзек, как раненый зверь. – Сдохни! – и бросается на старика.
- Ну, убей. И кто тогда убийца – я или ты?! – не дрогнув, орет старик в ответ. – Твой отец их убил. А Хаське голову раскроил на дороге. Она до войны ему нравилась, но к себе не подпускала. Он схватил ее за волосы и бил головой об землю, а она кричала «Мама, мама»... Эту правду ты хотел узнать, выблядок?..

Дышать в этом месте нечем.

Братья приходят в свой разоренный дом, моются после страшной ночи.
- Что будем делать? – спрашивает Юзек.
- А что тут поделаешь? Похороним их на кладбище, - кивает Франтишек на поле, уставленное надгробьями.
- Нет, - твердо и решительно возражает Юзек. – Если мы начнем перетаскивать кости, тут-то все и откроется.

Он больше не сомнамбула. Он очнулся, он трезв и решителен: тайну нужно хранить.
- Мы зароем их там, где нашли. Никто не узнает.
- Но мы знаем! – потрясенно возражает Франтишек. – Наш мир – говно, и мы не можем сделать его лучше, но мы можем не делать хуже. Наша семья уже натворила дьявольщины...
- Хватит, - обрывает брат брата. - Вали в свою Америку! Ты мне не брат!..

Словесная перепалка перерастает в драку, где мирный холодный Франтишек хватается за топор. Тот самый, которым уже отрубили голову любимой собаке. Он замирает, бросает топор, хватает пиджак и бежит прочь со двора.
Младший умывает в шайке лицо.
Слышит сзади шаги... Улыбается виновато и успевает сказать:
- Я знал...
«... что ты вернешься» - хочется добавить.
Но – увы – никто не вернулся...

Франтишек стоит на автобусной остановке. Подходит автобус, он прыгает в него и едва успевает отъехать, как легковушка соседей загораживает ему дорогу... Его выводят из автобуса и везут назад.
Юзек мертв – прибит гвоздями в позе Христа на дверях амбара.
- Он повесился, как Иуда, - говорит молодой ксендз-антисемит, отводя тему убийства в сторону – по традиции этой деревни.

Конец.

Фильм невероятный.
При том, что нет в нем прорыва в собственно кинематографическом поле. Нет ни одного незабываемого плана, ни одного новаторского режиссерского решения, ни одной захватывающей операторской точки, откуда открывались бы бескрайние поля и луга. Ни одного ОБРАЗА, в который бы выкристализовалась реальность. Напротив – есть расщепление всех стандартных ходов и приемов, свойственных послевоенному кино, работающему с темой войны.
Каждый кадр претендует только на реалистичность – даже когда в полной темноте в черной жиже братья копают подпол собственного дома, стоя по грудь в яме, словно в могиле, покуда не натыкаются на черепа, и яма действительно становится могилой.
Могилой, в которой погребены евреи. Могилой, в которой покоится общая грязная тайна всего села. Могилой, которую своими руками вырыл их отец-убийца.

Юзек с черепом в руке неожиданно рифмуется с принцем датским, но рифма ломается, поскольку Гамлет с нежностью обращается к пустым глазницам:
- Мой бедный Йорик!
А Юзек кричит от ужаса и отвращения.



Первая реакция – после ужаса – пугает: впервые в жизни, перекрикивая всё свое сиротство, я внятно произношу: какое счастье, что у меня в семье всех убили! Какое счастье, что я из семьи убитых, а не убийц! Третьего, оказывается, не дано в этом «танго смерти», где кружатся - неразрывны и неслиянны - прижатые друг к другу жертва и палач, еврей и антисемит.

Вторая – чуть погодя, - особая. Рациональная: зависть к полякам, которым удалось прорваться на другой уровень сознания, о-сознания, о-сознавания собственной истории – государственной, личной.

Объясню, почему.

Двадцатый век ознаменован на самом деле одним по-настоящему важным для всех живущих на шаре событием: на Запад пришел Восток. И Восток принес много новых слов и понятий, с которыми мы за сто лет уже обжились, не очень проникаясь их недюжинным смыслом.
Восток научил нас знать, что смерти нет, а есть бесконечная цепь рождений, воплощений в другом теле, с другим именем , но со все той же СВОЕЙ судьбой. Со своей КАРМОЙ. Кармой, которая работает по единственному закону: «Что посеял – то и пожнешь». И если искровянил ноги, ступая по своей земле, то так и должно быть: идешь по своей стерне. И пока не искупишь то, что сотворил, не будет тебе другой стерни, другой земли и другой судьбы. Сколько ни рождайся – даже смерть не даст избавления.

Завидую полякам, дожившим до этого дня – когда ТАКОЕ довелось им снять. Это грандиозный прорыв на другой уровень сознания. И то, что страна от фильма встает на дыбы – свидетельство того, что авторы попали в точку.
И польского поляка актера Штура угрожают убить за роль польского поляка! Это оно и есть – о чем в фильме кричит дед Малиновский: «Убей. И будешь ТЫ убийца».



Тяжкий труд предстоит полякам – принять эту картину, принять правду о том, что отцы и деды – убийцы. Перебили «жидков», поселились в их домах, на их земле, присыпав их обгорелые кости землей, вымостив дороги плитами их кладбищ, и вырастили своих детей на этих костях и плитах. А тонкокожие дети услышали... К ним достучался пепел «жидков».

Принять, что отцы – убийцы – это только начало. Главное - отмолить грех отцов, покаяться, выпросить прощения и сделать следующий шаг - следить за тем, чтобы не повторить то, что сделали отцы. И история сдвинется с мертвого круга, по которому идет веками и, глядишь, пойдет другим путем.

Тяжкий труд души – взять вину на себя, а не открещиваться: «Это сделал не я». Именно эта особенность поднимает польскую драму на уровень древнегреческой трагедии. Туда, где царь Эдип на собственный строгий вопрос «Кто убил царя?» отвечает: «Я» - и выкалывает себе глаза в отчаянии, карая себя и вбивая в мировую культуру фундаментальный символ внутреннего прозрения. Ибо нечего видеть и искать вовне. Всё – внутри тебя.

Дожить до того дня, когда Россия развернется на себя – не с моим счастьем.

Обсуждать символику убийства Юзека через распинание его на деревянной створе амбара не берусь. Не очень понимаю, почему так поступили ненавидящие его соседи-католики. Почему убили – понятно. Не понимаю, почему ТАК. Он не становится от этого ни Христом, взявшим на себя грехи всех, ни искупительной жертвой. Остается еще одним трупом на совести земляков-убийц. Только уже поляком, а не евреем. И убивает его не представитель отцов, а кто-то из поколения детей.
Кончили убивать чужих – перешли на своих. Хотя какой он им СВОЙ, если раскопал тайну, которую они взялись хранить?

Сколько фильм продержится в прокате – зависит только от нас: пойдем смотреть – будут сборы – будет он на афише. Не пойдем – исчезнет через три-четыре дня. Как было не раз с прекрасными фильмами, которые американцам не по зубам.

Как поведут себя польские националисты, живущие в Америке, увы, предсказуемо.

Фильм удостен первых наград:
приза президента «Яд ва-Шем» на Иерусалимском международном кинофестивале 2013 года и приза критиков на международном фестивале в Гдыне (2013).

Посмотреть «Aftermath» можно в Нью-Йорке в Lincoln Plaza и в Cinema Village 1-го ноября, в Лос-Анджелесе в The Royal, Playhouse - 15 ноября, и в Town Center – 15 ноября.

Все фото: Marcin Makowski / Apple Film Production / Monolith Film

Количество обращений к статье - 129273
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (75)
Гость | 15.01.2015 13:37
К сожалению, слой цивилизованности у очень многих людей (но, к счастью, не у всех) крайне тонок и держится только на страхе последствий нарушения установленых правил. Во время второй мировой войны немцы сняли запрет на истребление евреев, как, впрочем, и поляков, и русских, конечно. Это, в соединении с присущей многим фобией в отношении "не таких, как ты", в клочья порвало тот самый тоненький слой цивилизованного отношения к другим, теперь беззащитным. Такое скотство свойственно совсем не только полякам и проявлялось и проявляется совсем не только в отношении евреев. Оно вообще не национальное, а личностное, по всему белу свету распылённое, и ни у одной нации иммунитета нет. В микродозах оно даёт о себе знать в самых обычных ситуациях: травля одноклассника, грубость, сказанная в спину иностранцу на своём языке, которого он не понимает. А уж когда уничтожение одних другими так или иначе объявлено богоугодным делом, вся мерзость, какая только есть в человеке, вырывается на волю. Но это только, если она есть.
Эд | 06.12.2014 19:01
Poklosie - это колоски, оставшиеся в поле после жатвы, но никак не стерня. В переносном смысле у слова есть несколько значений, здесь Poklosie - наследие.
Гость - Фридрих Левит | 02.12.2014 03:06
Фильм потрясающий ! Всё правда, огромное спасибо его создателям, честным и храбрым людям. Это их ПОКАЯНИЕ за весь польский народ.
SamoilasГость | 01.12.2014 09:03
Низко склоняю голову за смелость создания этого фильма.Если есть всевышний, то хочется его спросить Где ты был , где отдыхал,
Что такого маху дал?
Истребить столько евреев,
Семена сомнения сея,
В веру, господи, - в себя,
Не могу понять тебя,
Реки крови, море стона,
Что ты делаешь на троне?
Или Грех наш был велик?
Иль туман затмил твой лик?
Или мы тебя забыли?
Торе непослушны были??????
Ведь никакой гарантии, что такое может не повториться..
ГостьЭммануил Друкман | 09.11.2014 09:35
Воснове своей поляки по отношению к евреям нисколько не изменились! И ничто их не устрашило! Вирус антисемитизма неистребим! Он ниспослан СВЫШЕ и может поразить любого, независимо от национальности, образования, служебного или социального положения, вероисповедания! Свидетельство этому - история, включая сегодняшнийдень И противоядия этому пока нет! Кто заразил, тот и должен избавить от этой зараза! Но пока это в ЕГО планы не входит!
Гость | 13.04.2014 16:12
Если задать себе вопрос-есть ли Бог, то ,по моему, он должен быть у каждого человека в нём Самом!Религии созданы для того ,ЧТО БЫ ЗОМБИРОВАТЬ ЛЮДЕЙ И ВЛАСТВОВАТЬ НАД ЛЮДЬМИ!Оно закономерно для животного организма и присуще в форме вождизма у прямоходящих, у других животных-вожак и т.д.и плюс ЗАВИСТЬ! Но если у прямо ходящих нет ограничителя вннутреннего(одельный человек) и внешнего- общество-государство,то происходит то , что показанно в потрясающем фильме.Фильм не о поляках -фильм касается ВСЕХ! Страшно, но понять и предотвратиь это необходимо! Как мне показалось -это фильм не только "сегоднящий" но он и для "будущих поколений" Создание такого фильма-подвиг!Болшое спасибо!
Александр Осиновский (Санкт-Петербург, Россия) | 31.03.2014 16:54
Меня давно интересует глубинные корни польского антисемитизма. Ведь в Польше до войны жило 3,2 миллиона евреев, во время войны погибло от рук нацистов 2,8 миллионов, но после войны Польшу покинуло большинство выживших, а в конце шестидесятых - практически все остальные. Сейчас в Польше живет около одной тысячи евреев. И это в стране, которая была колыбелью российского еврейства.
Еще цифры: в 1939 году Польшу населяло 35% граждан не польской национальности, среди них: евреи, немцы, украинцы (лемки и русины), чехи, словаки, венгры, румыны. Сейчас в Польше живет 98% поляков.
Опуская доказательную часть, перейду к выводу: поляки после утраты в конце 18 века своего государства стремились возродить Польшу как МОНОНАЦИОНАЛЬНОЕ государство и это им удалось. Но какой ценой!
Еврейские погромы начала войны (когда еще было кого резать): резня в Евдабно легла в основу этого фильма. Еврейские погромы после войны : самый известный был в Кельце. Случившееся показано в фильме Астрахана 1995 года "Из ада в ад". За один 1947 год было убито поляками 347 евреев.
Убивали не только евреев. Армия Крайова вырезала украинцев, украинцы (УПА и другие) отвечали тем же. Немцев выслали из страны, а их было более 10 миллионов. Скажут - это после войны по решению стран - победителей. Но почему к немцам причислили мазуров - народ, населявший Мазурию, область южнее Восточной Пруссии? Только потому, что мазуры исповедывали лютеранство, а поляки католики? Польский национальный гимн называется "Мазурка Домбровского". Мазурка есть, а мазуров нет.
Фильм Pokłosie заканчивается распятием Юзека. Для поляка, с детсва впитавшего христианство, эта сцена означает, что Юзек принял смерть как искупление греха своего народа. Смертного греха поляков, которые его же распяли.
Спасение для тех, за кого Спаситель умер на кресте, становится возможным, если поверить и последовать за Спасителем.
В сегодняшней Польше искупить грех своего народа возможно только приняв путь Юзека, мессианский путь личной ответственности за грехи своих отцов и дедов.
Гость | 28.02.2014 12:30
Сильно!
Сочувствующий | 14.02.2014 08:29
Ужасно ,страшно, позорно...Ах, если бы нашелся один и снял фильм о событиях азербайджанского города Сумгаит в 1988 о резне армян.....
Гость | 23.01.2014 15:15
I can understand that someone judge the film. But the author and people don’t know basic facts, history and modern times, whereas judge film by realism and history. Jan Thomas Gross was completely refuted by other historians, the same with his “version” of Jedwabne, “famous” 1600 victims, way of killing, etc. Poor, fanatic modern polish village persecuting and crossing for filosemitism, so different than real, postwar and modern Jedwabne.
Pasikowski is not “famous director” at all. He only makes crime&action thrillers, copy of American “Die Hard”.
Go to book and media, LAZY IGNORANTS before you say something about history, losers.
Гость | 11.01.2014 02:31
Огромное спасибо за фильм его автору, актерам, комментатору. Только антисемит после просмотра этого фильма станет еще хуже относиться к евреям.
ГостьЭстэр Хая. | 26.12.2013 12:35
Фильм ужасный--в хорошем смысле этого слова.Он заставил задуматься хороших и добрых людей,но я не уверена,что он как-то повлияет на антисемитов и заставит их хоть на мгновение задуматься--для чего они пришли на эту землю,ведь наверное не для того .чтобы убивать..Неужели это реально ,что в семье таких нелюдей мог родиться сын с ранимой душой,что они ему привили любовь к ближнему?
Гость | 26.12.2013 00:48
Это правда, которую люди должны знать о себе. Не для того, чтобы они неравидели друг друга. А для того, чтобы в человеческом мозгу раз и навсегда выработался тормоз. И чем больше мы напоминаем об этом ужасе, тем больщую пользу мы приносим человеческому виду
Гость | 25.12.2013 10:56
Для Галии от 11.11.2011г. Вот чистая душа,вот пример покания молодых за преступления предков. Поклон Вам,Галия, здоровья и счастья.
Алла Львовна | 20.12.2013 15:39
В Польше были люди, спасающие евреев.И делали они это под страхом гибели собственной семьи, но рисковали. Иногда, за деньги помогали, пока они были у преследуемых. И это было во всех оккупированных странах. В Дании перевозили в лодках тоже за деньги, или обязательства потом всё выплатить с лихвой. В каждой национальности есть хорошие люди и плохие. Многое зависит от воспитания, традиций. Евреи на протяжении 2 тысячелетий были гонимыми по миру, поэтому везде, во всех странах были чужаками. Много читала о войне и судьбе евреев. Помню, как еврей, спасшийся в Киеве, вспоминал, что жена, увидевшая его из окна, стала на всю улицу кричать, что жид идёт, его спас украинец, пожалевший человека. Так спасённого потрясло то, что спас чужой человек, а родная жена выдала. И еврейскими могильными плитами вымощено у нас в стране много дорог в разных городах, особенно на западе страны. Человечность нужно воспитывать.
Palma54 | 14.12.2013 15:18
чем больше узнаешь правду о зверствах людей к другим людям,тем сильнее и глубже встает в сознании жертва Иисуса во имя взаимной любви друг к другу.Видимо не только Иисусу нужно было испить эту чашу страдания.Человек за свои грехи всегда расплачивается жизнью своей и своих потомков.
Виктор | 13.12.2013 02:02
Время- 02-15. Только что посмотрел фильм. Плачу . От того., что увидел. И от радости, что столько людей ведет разговор здесь . Спасибо всем .
Леонид Файман | 12.12.2013 14:21
Посмотрел - тяжёлый фильм ,Это как надо жить рядом и так ненавидеть евреев, А война всё расставила на свои места ,кто есть кто!
Гость | 11.12.2013 02:55
Спасибо большое за все. Спасибо авторам фильма, и прекрасным талантливым актерам. Спасибо за Ваши глубокую статью . Спасибо всем кто выжил, и кто помог нам выжить. Светлая память всем ушедшим, они всегда с нами.... Пусть их души возносятся выше, зная что они не забыты.
Юрий, Иерусалим, Минск | 09.12.2013 21:06
Досмотрел. До какой же низости и ненависти может дойти человек, чтобы превратиться в отродье и садиста. Ужас. что в нас сидит еще с древнейших времен? Только налет цивилизации снаружи, тонкий, как кожа, а внутри дикое зверье.
влад | 07.12.2013 10:47
спасибо за комментарий- я последнее время полюбил всё , связанное с евреями - александра-вы видимо тоже принадлежите к числу любящих их ...а может и не только- их а -всех ...здесь - в комментариях - много боли и историй - я не таков - но переживать умею ...всех Божьих благословений вам
Марек | 03.12.2013 11:27
Поляки разные, многие спасали евреев от немцев.За эти преступления поляков Папа Иоан Павел 11 покаялся в Иерусалиме у Стены Плача. Во Вроцлаве целый квартал принадлежащий до войны евреям, им вернули. Дело не в том какая у кого Религия, весь мир делится на палачей и жертв, но страшнее всех молчаливые. Многие считают, что покаяние за дела их отцов это неверно, но это не так. Только покаяние всего народа может смыть грех с предков. Марек
Гость | 02.12.2013 12:45
Да, Едвабне было и в Украине (Киев, Львов, Житомит и т.д), в Литве и Латвии, в Белоруссии, в Бессарабии... Этот список слишком велик для публикации в комментариях. И после всех «соседских» убийств мы слышим, что Голокоста не было! «Пепел Клааса стучит в моё сердце!» и должен стучать, чтоб такое не повторилось. Хочу добавить, что во многом виноваты религии (все!) которые сеют (сеяли и будут сеять)не любовь к ближнему, а ненависть (гляньте хотя бы на сунитов и шиитов или католиков и протестантов). За это я проклинаю и религии и церковь (во множественном числе). Бог есть и вера в него ничего общего не имеет с религиями.
Гость | 24.11.2013 11:18
Только поляки ответственны за убийство соседей-евреев? Нет, каждый человек, живущий сейчас сопричастен к этому. Не прямо, косвенно. Мы отражение нашего мира, мир отражает нас. О том, что Душа воплощается много, очень много раз на Земле, об этом знают многие. Но совсем еденицы помнят себя из прошлых жизней. Эта наша общая история, это часть нашей Души. Совсем немногие знают, что также Душа сама планирует то, что должно произойти в ее воплощении. Оуждая убийц, мы осуждаем себя, называя человека зверем, мы называем себя зверем. Мне сложно постичь весь замысел мира. Но я могу сделать шаг к освобождению, приняв и осозав, что есть темное и в моей Душеи, что теперь, учась, наблюдаю матрицу со стороны я могу выйти из колеса кармы и сложить свою жизнь такой какой я ее хочу видеть, чувствовать и знять. Подобный фильм, позволил заглянуть мне глубоко в себя.
Гость | 23.11.2013 08:45
Еще одно доказательство тому, что человек - самое низкое животное из всех живших и все еще живущих на земле, спасибо авторам
Ron | 19.11.2013 02:02
I do not believe that Polish people will ever change.
Even after watching this movie.
Same things would happen in Lithuania, but the majority of Lithuanian still remain anti-semitic.
Гость JuNe | 18.11.2013 23:36
Дайте, пожалуйста, ссылку на фильм, после такой статьи хочется его увидеть. Заранее спасибо
Гость Инна | 16.11.2013 22:50
Не успела посмотреть фильм !
Пожалуйста, восстановите ссылку !
И уже так многим его рекомендовала !
Спасибо !!!
Гость | 16.11.2013 22:27
Kak eto strashno,hotj semju moej mami,latishi ziwjem sakopali w lesu Rumbula pod Rigoj w Latwii.E64e bili zweri litowzi,ukrainzi.Wse dolzni widetj etot Film,potomu,cto zweri lucshe takih neljudej.Spasibo.
Гость | 16.11.2013 21:09
Потрясает..... и фильм, и статья, и комментарии......
Вот фильм я смотрел здесь (можно внизу кликнуть на две косые стрелочки и смотреть на полном экране):

Гость simon | 16.11.2013 05:31
Please restore the link to the actual movie!
I watched it a couple of days ago and recommended to others who cannot find the link any more. Please share it again. Please, please, please!
Александр | 15.11.2013 21:02
На фотографиях львовских погромов
Лица соседей и просто знакомых.
Здесь не какой-нибудь уличный сброд,
Это на праздник пришедший народ.

Чувствуешь, как сладострастно возмездье -
Испепелять врассыпную и вместе,
Перерезать уцелевшую нить,
Только не сразу, а повременить.

Жизнь наполняется истинным смыслом,
Смыслом, который не слишком изыскан,
Но возвышает распластанных ниц
До предвкушающе-радостных лиц.


http://alex-vinokur.livejournal.com/143822.html
Жанна | 14.11.2013 21:38
Члены моей семьи, включая 90-летних стариков, погибли от рук своих "дружелюбных" соседей, которые разграбили дом, не дожидаясь последнего дыхания своих жертв... Это в Бессарабии
И таких примеров невероятное(!!!)множество

Феликс Ветров | 14.11.2013 03:14
Дорогая Александра Свиридова!

У меня просто нет слов, хоть я и писатель, чтобы выразить Вам восхищение и признательность за тот отклик души и сердца, который Вы воплотили в потрясающий по силе и благородству текст!

Это не рецензия, нет... Это то, что в Церкви называется Словом, пламенная проповедь, когда через прововедника говорит Дух Святой.

Мне более чем понятен и близок этот великий фильм: 11 человек моих ближайших единокровных были убиты у порога собственного дома в Виннице в июле 1941 года в первый же день, когда туда пришли немецкие войска. В тот час были расстреляны моя бабушка по отцу - Фанни, первая жена моего папы - 20-летняя Илона с полуторагодовалым сыночком Сашей
на руках, дяди и тети отца, другие родственники, чьих имен я, увы, не знаю и не узнаю уже никогда.
Обо всем этом можно прочесть в моем рассказе "Яблоня моего отца" (см. здесь: http://www.proza.ru/2009/12/08/240 )

А двенадцатой убитой стала родная тетя моей матери, необыкновенная красавица Мария, еврейка-варшавянка, - её заживо закопали в землю в концлагере Треблинка. С нею там были и две ее дочери, молоденькие девушки Рита и Стелла, - и их каким-то чудом спасла от гибели в печи безвестная польская женщина.
Старшая, Рита, давно умерла в Варшаве, а младшая, уже очень-очень старая Стелла ещё живет в Буэнос-Айресе.

Да, было в мире то, что показано в фильме, но случалось и такое, как с этими девушками в Треблинке.

Так что легко понять, с какими чувствами я смотрел на эти спрятанные и извлекаемые в ночи черепа, этот великий фильм, которому Вы дали такое прекрасное, глубокое название -"Стерня".

Я хочу низко поклониться Вам и всем сердцем поблагодарить за Ваш талант и мужество, которые Вы явили в своем отзыве на эту картину.

Всё это страшно важно сегодня и для России, в наши дни, когда вновь темные силы мятутся над нашей страной, грозя ужасными событиями и самыми мрачными "последствиями" пока ещё вроде бы невинных "Русских маршей".

Спасибо Вам, дорогой человек!
Храни Вас Бог.

Искренне Ваш, Феликс Ветров.
Гость | 13.11.2013 16:46
Человек это зверь. И ничто не изменит его сущность. Увы! Любовь, красота, искусство - просто слова. Зверь остается зверем. Только Атомная бомба. И конец.
Irene Guletsky, Canada | 13.11.2013 07:02
Пронзительный фильм и тяжелый, потому как может ли что быть тяжелее, чем осознание вины отцов, чем могильные плиты, которые тащат на своих плечах герои фильма. Огромное спасибо авторам и актерам фильма, всей съемочной группе за эту замечательную работу и за мужество сказать страшную правду. Спасибо г-же Свиридовой за глубокую рецензию. Полякам, однако, я не завидую, потому что в массе своей они еще очень далеки от подлинного осознания тех страшных событий и от подлинного покаяния. Фильм ведь именно об этом.
Гость | 12.11.2013 23:44
Уважаемый : "В вашей религии заложен ответ на многие ваши вопросы!"

как сказали в фильме :" они может не христиане, но каждый человек имеет право на могилу", вне зависимости от национальности. Показаны два брата которые могут переживать Человеческую боль вне зависимости от того какой национальности она. И на ряду с этим человеческая ненависть и зависть. Вы говорите об "исключительности" которая приводит к ненависти. Приведу вам пример из армии. В армии есть разного рода войска и у каждого рода войск своё Предназначение, а есть также спец. войска особого назначения у них ответственности больше и жизнь подвергают опасности больше других и мало кто хочет идти в такие войска. Так что поделать если на участь одного народа выпало быть Ответственным за происходящее в мире? Этот мир один организм и у каждого свои обязанности и как в человеке не мыслимо подумать, что рука будет завидовать голове или сердцу или ноге потому, что они выполняют то, что не выполняет рука так же глупо ненавидеть народ за то, что на него возложены определённые обязательства. Не лучше ли заняться собой, своим самосовершенствованием нежели завидовать или ненавидеть? Всех благ!!
Гость | 12.11.2013 05:20
В вашей религии заложен ответ на многие ваши вопросы!Ведь это руководство для расиста!И сколько ненависти к другим ,не вашим!Я ,конечно, против всей этой мерзости,но вот утверждение вашей исключительности не приведет к миру...Есть много очень достойных народов с более древней историей.Появление,не почитаемого вами Иисуса, и есть ответ на "патентованность" вашего взгляда на Б-га.И именно утверждение об избранности вселяют большие сомнения в религию и в такого бога.
Владимир | 12.11.2013 01:21
Да..правда всегда торжествует....
Но почему то всегда торжествует потом.....

ЭТО ДОЛЖНО СТАТЬ УЧЕБНИКОМ В КАЖДОЙ ШКОЛЕ, потому что уроки истории не были озвучены и скрывались царским режимом, белыми, красными,америкой не пустившей эмигрантов из фашистской Германии и тд и тп.
Уверен что это тема для единого учебника истории.
Гость | 11.11.2013 22:33
Вот ссылка
https://www.youtube.com/watch?v=t8w-Hvv7MTY
на английские субтитры
Гость София | 11.11.2013 17:26
А где можно найти этот фильм в переводе на английский?
Я хочу, чтобы мои дети посмотрели его. Ничто не должно быть забыто.
Гость | 11.11.2013 08:53
Дорогая Александра и все, высказавшие здесь свое мнение.Только наша общая позиция, изложенная так ярко и от всего сердца Александрой и Вами всеми позволяет надеяться на то, что это не повторится.Может быть создание Государства Израиля (так правильно говорить, а не государство Израиль)является ответом всем юдофобам и другим человеконенавистникам.
Цви Гирш Каплун | 11.11.2013 02:48
О фильме говорить нечего - не зря на него ополчилась Польша и дает низкий "рейтинг" политически корректная Америка, то есть без сомнений стоящий фильм. После просмотра парвая мысль, что вся Восточная Европа это Елвабне. Мой отец родился и рос в Любаре Житомирской области. Когда началась война в 17 лет ушел на фронт. Освобождал Европу, а вернувшись домой получил справку, что кго семья погибла от рук "немецко-фашистких захватчиков". Я был в этом бывшем чисто еврейском городке - там нет ни одного еврея, а на земле убитых живут их убийцы и потомки убийц. Спокойно живут, никого не боятся. Я в в лес ходил, к месту где под соснами в одном рву закопаны мой дед, чье имя я ношу и все евреи Любара. Памятник поставить не дали, хотя и деньги были собраны и скульптор проект подготовил. Один человек выжил, видел все и отметку сделал на месте казни. И не СС и не вермахт были там, а простые советские граждани как в Едвабне мучили и убивали своих соседей. Отец пришел с войны, постучал в дверь родительского дома, увидел через полуоткрытую дверь обстановку своих родителей и попросил, чтобы ему позволили войти и взять что-то на память - у него, ведь, от родителей ничего не было. Его не пустили в дом. И еще не один пример такого мне известен. Тут вам и Украина, и Белоруссия и Латвия, Литва и Эстония недоброй памяти. Хорошо бы им напомнить о преступлениях за которые по сути никто в этом мире наказания не понес. А в фильме все правда, все до единого кадра
Галия | 11.11.2013 01:02
Уважаемая Александра!Еще не посмотрела фильм. Но уже достаточно Вашей талантливо написанной рецензии.
И мне уже тяжело. Тяжело еще и потому, что эта тема для меня очень близка. Я с детства видела страшные непонятный сон. Примерно к 36 годам он перестал сниться.Все это время я пыталась разобраться.Я чувствовала какой-то гнет как проклятие. И только в прошлом году сестренка нашла в нете информацию о том, что мой дед участвовал в расстреле сельчан из другого села.Он был одним из первых коммунистов-казахов. Это было ужасно, страшно. Я выписала их имена.Сходила в мечеть, чтобы над ними прочитали намаз.Я не могу сказать, что стало легче.Все время размышляю.И думаю, что мы все с начала времен каждый участвовал в каком-нибудь убийстве.Не в этой жизни, так в той.Видимо, это какой-то экзистенциальный вопрос. Но мука смертная для всех...М.б. , это надо прожить-пережить через фильмы,через переживание этой боли.Благодарю Вас.
Леонид Краснер | 10.11.2013 20:33
Когда я потеряю память - я умру.
Гость Илья Ташкер | 10.11.2013 06:51
1 liveinternet.ru/users/pmos_nmos/post175956465/
К 70-ЛЕТИЮ ПОГРОМА В ЕДВАБНЕ Название - ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОКАЯНИЯ.
Автор - Андрей КОЛЕСНИКОВ, обозреватель "Новой газеты". 12.07.2011
... Похожая история в июле 1941 года была в Дунаевцах на границе Бессарабии и Украины. Убийства прекратились только тогда, когда оставшиеся в живых евреи забаррикадировали улицу и бросили в толпу погромщиков невесть откуда добытую гранату. На следующий день в поселение вошли немцы и расстреляли выживших. Кто-нибудь проводит поминальные мероприятия в Дунаевцах? Кто-нибудь приносит за убийства соседей извинения? По иронии судьбы, в июле 2001 года правительство Украины внесло Дунаевцы в число исторических мест республики, но вы нигде не прочитаете о том, что жители этого ныне райцентра убивали евреев....

2 echo.msk.ru/pda/blog/emiliya_dementsova/1029918-echo/
Эмилия Деменцова 12.03.2013 17:59:: В стране невыученных уроков
Илья | 10.11.2013 00:25
Спасибо.
Электрон Добрускин | 09.11.2013 17:48
Несколько лет назад на сайте ЭНС я рассказал о белорусском Едвабне – местечке Добромысли. http://www.elektron2000.com/dobruskin_0130.html
Перепечатали, насколько знаю, 2 сайта – «М З» http://newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=1293 и «Евгений Иванов» http://evgenyivanov.livejournal.com/825294.html Было много замечательных выступлений http://www.elektron2000.com/0130/komm_0130.01.html, вплоть до того, что читатели нашли фотографию памятника и статьи в тамошних газетах. Выступления на израильских сайтах были, в общем-то, ожидаемые. Выступления на русском сайте – смотрите сами:
«Плохой, никуда не годный автор, этот товарищ Электрон. Занимается передёргиваниями и подменой понятий».
«За исключением рассказа про Голден Меир и Сталина это "семейные воспоминание". Т.е. либо клевета, либо свидетельство очевидца».
«Совсем непонятно к чему это? Белорусы чтоли убили всех в Добромышле?».
«Ну я верю что всякое бывает, но не на таком уровне "свидетельствования". Почитайте "Я из огненной деревни", там всё документально, никаких личных рассказов убитых о том кто их убил».
«Вы бы поспрашивали у белорусских евреев. Просто их очень многих знаю очень хорошо, и тексты про зверства белорусов по отношению к евреям... скажем так, сволочей среди белорусов не меньше чем среди представителей любой другой нации, но про белорусов которые прямо участники геноцида наравне с немцами это просто идиотизм какой-то».
После фильма это смотрится особенно остро.
На выступления читателей как мог, ответил. http://www.elektron2000.com/0130/komm_0130.02.html
Михаил | 09.11.2013 17:43
Глубокоуважаемая Александра!
Ещё раньше много читал о "подобном": Кельце, Едвабне и несть им числа... Казалось, что знал. Но знание это - книжное, НЕ от сердца... А посмотрел фильм и увидел всё другими глазами... Слов не хватает, комок в горле... А на просторах нашей бывшей Родины зазеленели свежие росточки этого самого. Глядишь, и разрастутся пышным цветом... Откровенно говоря, не знаю, что делать, но что-то делать НАДО! Иначе - ясно...
Гость | 09.11.2013 11:55
Да, статья потрясающая, спасибо.
В Молдавии в первые дни войны, моя бабушка и две тёти с семьями были убиты соседом, который работал у моей бабушки.
Гость Igor | 08.11.2013 23:13
Я прочитал не только рецензию, но и отзывы на неё. Сколько хороших, правильных людей их написали! А что делается в сегодняшней России?! Она галопом скачет в сторону фашизма- все это видят и понимают...Ведь именно вас ждут на баррикадах против ублюдков, марширующих там (пока!) по улицам. Они ничем не отличаются от польских..............
Agnessa | 08.11.2013 15:24
Спасибо за фильм!
Это должны знать все,не только поляки.Такое было во многих городах и сёлах,русских,украинских и пр.
Хотелось бы иметь возможность выложить фильм в сеть на другие сайты.Жаль,что нет иконки* рекомендовать*различным ресурсам.Придётся рассылать вручную,а это значительно ограничит аудиторию.
Алис C. | 08.11.2013 00:00
Я долго ждал момента посмотреть этот фильм - мне прислал его мой друг или лучше сказать учитель - ему уже 71 и живет в Вильнюсе. Я много читал и слушал об этом от свидетелей - теперь об этом снимают кино, мы с тобой отчасти причастны к знанию истории такого плана, но не придаем особого значения. У меня для себя есть успокоительное, когда я начинаю летать мыслями в облаках - мечтать - вот оно - "Выйди на улицу и хорошенько осмотрись по сторонам и тебе, скорее всего, не с кем будет поговорить". Посмотри кино и прочти статью! Я останавливал его, чтобы дочитать субтитры, это не пропаганда - так было и не только в Польше и не только после войны - так было тысячи лет и до этого времени
Гость | 07.11.2013 15:43
Александре спасибо.Прочитала на разрыв сердца...и в конце поняла,что фильм уже не смогу смотреть...настолько сопереживала,читая...Может пройдет немного времени и найду силы посмотреть.Хочется поблагодарить и создателей фильма за честную правдивость и мужество несмотря ни на что. Хочется верить,что никогда такое не повторится...и человек будет достоин своего звания.
ГостьМихаил Марголин | 07.11.2013 01:36
Дорогая Александра! Спасибо. Нет слов - одни слезы.
Элеонора Шифрин | 06.11.2013 12:03
Уважаемая Александра! Ваша рецензия по глубине, силе и честности достойна этого фильма, сделанного кровью сердца. Глубокая благодарность Вам и создателям фильма, название которого Вы, безусловно, перевели куда более точно. Последствия могут разными людьми оцениваться по-разному, а вот стерня - это неизбежная боль и кровь для тех, кому это поле стороной не обойти, жизни на нем не избежать.
И спасибо Марку Каганцову за ценнейшее дополнение.
Каган Вилен,Нью-Йорк | 06.11.2013 05:12
Уважаемая Александра!Ваша рецензия это 2-я серия совершенно потрясающего фильма...
Далеко не все знают,что подобные Едвабне были в Литве,Белоруссии и Западной Украине.Те,кто поныне скрывают это просто затаились в ожидании благоприятного момента.
Помните это вне зависимости от нынешнего места проживания!
Гость Виктор Кудрин | 06.11.2013 04:54
В Польше не второе, а уже третье поколение живет на еврейских костях. В России это уже пятое поколение. Не надо национализировать кости. Всегда пишу, что национальностей всего две: хороший человек и плохой человек. Если человек хороший, с ним и работать одно удовольствие, и время проводить приятно. И ни кого не интересует, какой он национальности или религии.
Дан Рогинский | 05.11.2013 23:21
Смотреть этот фильм я не могу. Достаточно тяжело читать его пересказ. Поэтому спасибо Александре Свиридовой.
Но... "Завидую полякам, дожившим до этого дня"?
"Завидую полякам", убивающим своего односельчанина поляка Юзека - за то, что он - "белая ворона", испытывает ужас и отвращение от содеянного не только с евреями, но и с их "жидовскими" могильными камнями? Я бы сказал "содеянного зверства", если бы этим не обидел зверей.
"Завидую полякам", которые нисколько не отличаются по своим моральным устоям (вернее, по их отсутствию) от их отцов-убийц? И единственное "исправление" положения, на которое они способны, это убийство того, кто учит иврит - чтобы понять, что написано на могильных камнях, - потому что для него, в отличие от всех его односельчан, убитые "жиды" - люди.
"Завидую"? Я не завидую самому себе: довелось жить на планете, где ТАКИЕ принадлежат к тому же биологическому виду, что и я.
Гость | 05.11.2013 20:54
Потрясающий фильм и статья о нем. Спасибо!
Гость | 05.11.2013 08:13
А ведь второе поколение убийц продолжает жить на еврейских костях,зная и скрывая всю правду и это самое страшное.И количество антисемитов в мире не уменьшается.По сему отдельная благодарность всем авторам и участникам этого фильма.Его должны видеть все кто хочет знать правду о евреях!
Сергей Лойко | 05.11.2013 07:45
Спасибо, Александра. Этот фильм не только про Польшу. По случаю Дня Народного Единства нужно в России по телевизору показать ВСЕМ.
Гость Татьяна Горина | 04.11.2013 20:45
Спасибо за рецензию и выставленный фильм с субтитрами.
Вы правы, "Стерня"- лучшее название для такого фильма.
Смотреть надо всем.
Спасибо создателям фильма за мужество.
В России должны появиться такие правдивые рассказы.
По стерне ходим мы и наши дети.
Босыми ногами.
Исак Ф. 04.11.2013 | 04.11.2013 20:06
Дорогая Александра! Так получилось, что я сначала Посмотрел этот потрясающий фильм, а потом прочитал Вашу прекрасную, замечательную рецензию. Огромное спасибо Вам и низкий поклон создателям фильма, решившим и сумевшим показать нелицеприятную для многих историческую правду. Это своеобразный кинематографический памятник жертвам не только Едвабне, но и других подобных мест в Литве и Украине. Ещё раз-спасибо.
Сергей Шафир, кинорежиссер | 04.11.2013 14:33
Уважаемая Александра, прочитал, посмотрел фильм - до сих пор душа болит. Начинаю работать над документальныи фильмом об одной еврейской семье отказников семидесятых годов, которую убивал весь вполне благополучный город Новосибирск. Если Вас эта история заинтересует, мой адрес  - shafir@list.ru
Спасибо Вам!
Гостьвладимир | 04.11.2013 12:07
Страшно- но ведь такое творили не только поляки....до сих пор, даже в благополучных странах, может произойти все что было = и если не сегодня, то завтра послезавтра, через год, через два, через пятьдесят лет. Неистребимая ненависть к чужим никогда не умрет Благодарен создателям фильма !!!! и тем немногим Людям не потерявших человеческий облик.А я живу и мои потомки будут жить на своей Земле А фильм научит нас никогда не терять человеческий облик.
ГостьМарк Каганцов, Воркута | 04.11.2013 08:29
http://7x7-journal.ru/post/33823?r=komi
Гость Виктор Кудрин. | 03.11.2013 00:37
Спасибо за отличную рецензию. Тема очень актуальна для России. Для своей игры "16- РАЙ на ЗЕМЛЕ за 44 года" ("Общественная цель или сообщество Постоим Рай на Земле за 44 года" на FACEBOOK) тоже ввожу Перепись ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Где все участники сами выбирают себе баллы: положительные или отрицательные. Каждая Перепись имеет свой рейтинг. И через 44 года подводятуя итоги. На примере этого фильма: родители в Переписях выбирали себе отрицательные баллы, а младший сын начал записывать себе положительные баллы. Цель каждой фамилии: через 44 года выйти с положительным рейтингом. Даже те, кто продавал ему надгробные плиты, или просто не помогал ему и считал его сумасшедшим, записывают себе отрицательные баллы. А через 44 года внуки объясняют на уроках ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЯ, почему их отцы и деды записывали себе отрицательные баллы. Из тех фамилий, которые имеют отрицательный рейтинг. Думаю, что стыд перед потомками заставит сегодня тех, чьи отцы и деды накосячили, перекрыть своими добрыми делами их грехи. Чтобы фамилию при подведении итогов имела положительный рейтинг.
Гость Sava | 02.11.2013 18:55
Изуверство немцев к евреям пробудил Гитлер.Избавленный от тирана германский народ, в основном послевоенное поколение молодых немцев,смогли в определенной мере, возможно не всегда искренне, осудить преступное прошлое своих недалеких предков и покаяться за их страшные грехи.
Но это не значит,что там исключены случаи, подобные рассказанному сценарию польского кино.
Антисемитизм интернационален и неистребим.
Гость тамара орехова | 02.11.2013 13:03
Александра,ваша статья пронзительна как крик души. Прочувствовала каждой клеточкой своего тела эту трагедию, эту боль.Но я не видела чтобы в нашем городе у нас в стране шел фильм "Стерня". Если он появится в прокате, то обязательно схожу.Весь мир катится в бездну. Если сравнивать современность, то найдешь немало эпизодов и в нашей жизни: Турция, Сирия и т.п.Я не нахожу слов, которыми могла бы выразить свое впечатление от прочитанного. Спасибо Вам за прозрение. Мы часто за чертой своей благополучной жизни не видим страданий и горя.
Гость | 02.11.2013 12:14
jjjjjj
Сергей Г. | 02.11.2013 11:49
Александра,спасибо за этот потрясающий текст!!!
Ирина Баранова | 01.11.2013 23:06
Александра, статья великолепная, столько боли душевной, личного Вы вложили в неё, что безусловно не может не найти отклик в душах читателей. Обязательно всей моей, слава Б-гу, большой семьёй, посмотрим фильм. Я вообще люблю польский кинематограф. Он был честным даже тогда, когда находился под пятой Советов.
Валерий, Бат-Ям | 01.11.2013 06:21
Поклониться хочу полякам - всем создателям этого страшного фильма - за честность и правду, пусть и жестокую. И поклон Александре Свиридовой - ничего сильнее и точнее о каком-либо фильме не читала. Это не рецензия, это как дыхание на замерзшее оконное стекло, только оно вытапливает окошко размером с пятачок, но через этот "пятачок" можно видеть что там, за окном. Еще не вся правда нам открыта, но есть надежда на таких смелых людей, как эта группа, сделавшая этот фильм. А статью Свиридовой надо включить в программу школ Польши, России, Украины и других стран. Еще раз - спасибо. Смотрите фильм. Читайте Свиридову.
Элб | 01.11.2013 06:08
Дорогая Александра!
Что тут можно добавить к вашему (нашему) крику горечи и боли. Музыки в этом мало, ничтожно мало, но появилось, хотя бы - в Польше, и шепотом - в некотрых странах Европы. А ведь еще есть Украина (и далеко не только), полная "едвабнами" по самое горло.
Где Б-г, вот в чем вопрос. Но ведь ответ должен быть!
Покаяние? Разумение детей и внуков? Или во всем этом изуверстве - есть своя, непостижимая разуму , и даже искусству, логика?
Нет ответа. И боль не помогает понять.
Неужели в жизни имеется один единственный ответ: "Все - суета сует"?
Красиво для дискуссий на конференциях, страшно для понимания сути чЕЛОВЕКА.
Извините. И благодарю за вашу Боль и Сострадание.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com