Logo
1-10 декабря 2018



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18












RedTram – новостная поисковая система

Резонанс
Убитая – убийцам
Александра Свиридова, Нью-Йорк

Продолжение разговора о фильме Aftermath,
начатого мною в 423-м номере «МЗ»


Текст моей рецензии ушел гулять по сети. На одном из поворотов потерял мое имя, слова стали народными, а потому – впервые брань просвистела мимо. Я приобрела новый невероятный опыт: обвинения в мой адрес достались тем, кто увел мой текст, как коня под уздцы. Простите, конокрады. Сторонним наблюдателем – в профиль, не в фас - читала я «новых антисемитов». Они – сетевые – другие: овладевшие операцией «копи-пейст», жонглируют цитатами, цифрами-датами, перегоняя их из разных источников в рамочку «комментс» и подписываясь фальшивыми именами. Можно не отвечать, но я взялась ответить, тк готова поверить, что некоторые действительно что-то не очень поняли – и это моя недоработка. Имена абонентов не указываю, так как мой ответ – не персональная переписка, а дополнение к вышеизложенному.

ПЕРВОЕ. Мой текст – не самостоятельное сочинение, а рецензия на фильм. Написан с единственной целью – пригласить посмотреть его. Потому – не обсуждаю, что там было на самом деле. Смотрите кино, обращайтесь к его создателям. Тем, чьи упреки начинаются словами «Я фильм не смотрел, но...» - напомню незабвенное «Я Пастернака не читал, но...» и повторю: смотрите кино.

ВТОРОЕ. О том, что фильм создан по следам расследования убийства евреев настоящего городка Едвабне – говорят создатели фильма. Городок такой был и убийство там было. О событиях в Едвабне дал сноску в читатель Марк Каганцов. Спасибо ему. Ниже – цитата из Еврейской энциклопедии. Для тех, кто сомневается в правдивости сюжета.

ЕДВА́БНЕ, город в Подляском воеводстве (Польша). В 1815–1917 гг. — в составе Российской империи, с 1918–39 гг. - в составе Польши, в 1939–45 гг. - в СССР, с 1945 г. вновь в Польше. Евреи начали селиться в Едвабне с 2-й половине 18 в., тогда же была основана община. В 1808 г. еврейское население Едвабне составляло 325 человек (70% от всего населения), в 1827 г. - 324 (56%), в 1897 г. - 1941 (78%), в 1921 г. - 757 (62%).
...К концу 19 в. евреям принадлежали различные предприятия: завод по производству уксуса, спиртоводочный завод, пивоварня, мельница, три ткацкие фабрики. В 1892 г. из пятидесяти ремесленников Едвабне сорок шесть были евреями. В начале 20 в. в Едвабне насчитывалось несколько синагог и молельных домов, функционировали хедеры и талмуд-тора.
...В сентябре 1939 г. Едвабне было присоединено к Советскому Союзу. В июне 1941 г. Едвабне заняли немецкие войска. 10 июля поляки по собственной инициативе провели массовую акцию уничтожения еврейского населения. Все евреи были согнаны на главную площадь, где на них набросилась толпа, многие евреи были зверски избиты, некоторые зарублены топорами. Оставшихся в живых согнали в огромный амбар на окраине Едвабне и сожгли там. В результате акции погибло 1,6 тыс. человек. Остальные евреи (около трехсот человек) были заключены в гетто, которое было ликвидировано 2 ноября 1942 г. Лишь немногие евреи Едвабне пережили Катастрофу. В 1949 г. в Польше состоялся суд над двадцатью двумя поляками, принимавшими участие в убийстве евреев Едвабне. Только один приговорен к смертной казни, остальные - к различным срокам тюремного заключения. Сведения о процессе не были преданы гласности.
КЕЭ, том Доп.3, кол. 165–167

О книге «Соседи» профессора политологии университета Принстон, США, Яна Томаша Гросса – масса материалов в интернете. Ниже - прекрасная подборка выступлений в прессе по поводу выхода книги в Польше. Изучайте - http://www.novpol.ru/index.php?id=110

Ян Гросс внятно описал, что расправу над евреями учинили поляки, без участия немцев. «Патриоты» Польши обвиняют и Гросса, и авторов фильма, а теперь и меня, в нелюбви к Польше. Обвинения не принимаю. Восхищаюсь творческой интеллигенцией Польши, которая поднимает самые страшные пласты истории собственной страны. С благодарностью вспоминаю, как президент страны А. Квасьневский на митинге памяти погибших в Едвабне 10 июля 2001 г. признал ответственность поляков за гибель евреев Едвабне и заявил: «...как гражданин и как президент Польской Республики я прошу прощения... от своего имени и от имени тех поляков, чью совесть терзает это преступление... кто считает, что нельзя гордиться величием польской истории, не испытывая одновременно боли и стыда за то зло, которое поляки причинили другим».

ТРЕТЬЕ. Ряд читателей укорил, что я не удосужилась узнать, ЧТО ТАКОГО УЖАСНОГО сделали евреи полякам, что те выбрали так страшно – в отместку - убить евреев. Не верю в искренность вопроса, но отвечу. «Делали» евреи, как правило, всегда одно и то же: обшивали, обували, учили, лечили своих убийц. Дантисты и гинекологи, усмиряли боль и принимали роды, вытаскивали с того света каплями и пилюлями, будучи аптекарями и фармацевтами. Юристы – учили праву, музыканты – играли на свадьбах и похоронах, фото и кинокамера тоже первой появилась у них, потому – они еще и снимали своих убийц. Давали деньги взаймы и ждали, что им вернут. Много чего делали. Но убили их не за это. Шесть миллионов евреев Европы в годы нацизма убиты не за то, ЧТО они ужасного сделали, а за то, что они евреи.
Точка. Конец предложения.

ДАЛЕЕ. Виновата, что не прояснила фигуры создателей фильма и восполняю допущенный пробел. Ни одного случайного человека в этом проекте нет.

Слева направо: В. Пасиковский, Д.Яблонский, П.Эдельман

Автор сценария и режиссер – Владислав Пасиковский. Актер, режиссер, сценарист. Автор десяти фильмов, каждый из которых увенчан наградами и вниманием критики. Соавтор сценария фильма «Катынь», поставленного Анджеем Вайдой и номинированного на «Оскар».

Оператор – Павел Эдельман. В его послужном списке такие фильмы, как помянутая выше «Катынь» Вайды, «Пианист» Романа Поланского, все фильмы Пасиковского и ряд других.

Продюсер – Дариуш Яблонский. Режиссер по профессии. Работал вторым режиссером у Кшиштофа Кислевского на десятисерийном телефильме "Декалог", снискавшем мировую славу. Дебютировал в 1986 первым независимым в истории Польши фильмом "Визит старой дамы". Автор легендарного фильма «Фотограф», удостоенного несметного количества наград МКФ. Создал в 1990 году первую в Польше независимую продюсерскую компанию «Яблоко». И много лет собирал деньги на фильм «Последствия».

Документальный фильм «Фотограф», сделанный им, я рассматриваю, как пролог к этой - игровой - картине. Сделан в 1998 году, когда 20-й век катился к закату. Завязки потянулись к развязкам, стаскивая все кульминации к краю - к концу века. Времени уже не осталось в неразрывном тандеме "жертва - палач" ни на что: некогда было каяться или обвинять – возраст подгонял, пока остался разум, успеть исповедаться, хотя бы перечислить страшные сцены века, свидетелем или участником которых тебе выпало быть. Образец такого опыта явил фильм Дариуша Яблонского "Фотограф". Из повествования был изъят момент оценки и обличительный пафос. Судить автор оставил Богу. От этого история стала только страшней - потому что любая панорама, открывясь сверху, становится только величественнее. Даже если это панорама гетто. Трудно представить, что хоть один из создателей, глядя на такую Землю, скажет, что это «хорошо есть". Тема Холокоста в фильме Д.Яблонского едва ли не впервые в европейском кино покинула постыдное пространство территории "жизни, как она есть" и вышла на сакральные земли собственно Искусства. "Фотограф", созданный при участии Польши, Франции, Германии, Фонда Сороса "Открытое общество" и Еврейского музея Франкфурта, вышел на экраны мира.

Созданию фильма предшествовал ряд событий. Сначала в 1987 году в Австрии, в Вене в букинистическом магазине были обнаружены - четыреста – 400 (!) - цветных слайдов потрясающей сохранности, на которых запечатлены будни еврейского гетто в польском городе Лодзь. Затем молодой Д.Яблонский увидел их в 1992 году в Музее во Франкфурте и прежде всего подверг их экспертизе, заподозрив высококачественный "фальшак". Слайды оказались настоящими.

Тогда шесть лет жизни он положил на то,чтобы сделать фильм, в основе которого эти слайды. И сделал. Проведя фундаментальное расследование об их происхождении.

Невероятно в фильме всё. Центральная фигура - ФОТОГРАФ - реальный человек, австриец, призванный на военную службу Валтер Геневейн. С первого до последнего дня – он главный бухгалтер гетто, в обязанности которого входило вести строгий учет всему - от производства евреями Бог весть чего в гетто до процедуры медленного уничтожения евреев. В свободное от рутинной работы время он со страстью предавался хобби: снимал обреченных - 300 000 – триста тысяч - людей.

Вовсе не для того, чтобы увековечить их для Истории, а исключительно проверяя светочувствительность новой - ЦВЕТНОЙ - немецкой пленки. Работал бы он в зоопарке - в кадре были бы звери. Так что - ничего тенденциозного в его кадрах нет. Разве что - выбирал сценки поблагообразнее.

Как в песне акына "Что вижу - то пою" - отразились на пленке красивые дети и старики. В пестрых одеждах. У каждого на груди - желтая шестиконечная звезда. По ней и видно, что качество пленки не всегда хорошее: господин Геневейн ведет интенсивную переписку с производителем пленки - фирмой "Агфа", где педантично отмечает, как колеблются оттенки желтого - цвет звезды не всегда чистый.

На контрапункте соединены цветные слайды гетто сороковых годов и снятые в черно-белом регистре сегодняшние улочки Лодзи. Те самые улочки с теми же домами. Поверх картинки ложится звук - какофония живой жизни, складывающаяся из кашля, лая собак, плача детей и шарканья подошв по булыжной мостовой. Перекрывает шумы монотонный закадровый комментарий педантичного бухгалтера. Один - служебный: о сокращении размера суммы на закупку питания для узников гетто с пяти рейхсмарок до 29 пфеннингов, - перемежающийся с подробным изложением своих замечаний "Агфе" по поводу несовершенства цветопередачи на слайдах.

Поверх этого неизбывного ужаса ТАКОГО героя автор представляет двух других - один прямо представлен в кадре, другой - фантомно возникает из рассказов. Первый - участник событий тех лет Арнольд Мостович, который сначала был врачом в гетто - настоящим, - то есть оказывающим медицинскую помощь, а потом - ближе к концу - декоративным: по приказу немецкого командования процедура уничтожения узников была декорирована - во избежание волнений - под медосмотр. Больных отделяли от здоровых люди в белых халатах и отправляли...
- Я знал, что не на лечение, а на смерть, - скажет Мостович. - Но им надо было, чтоб именно моя подпись стояла под списком отправленных на ликвидацию!



Мостович сам станет потом узником Освенцима. Выживет.
Мне трудно о нём. По национальности - НЕ еврей.

Второй, возникающий из пепла - еврей. Глава еврейского "правительства" гетто – юденрата - трижды проклятый всеми Хаим Румковский. Его можно увидеть на фотографии рядом с Генрихом Гиммлером, когда тот со свитой посещает гетто с официальным визитом. Мостович выступает в защиту Румковского. Говорит, что тот не был чудовищем, а только выполнял приказы немецкого командования, и что благодаря именно усилиям Румковского, его виртуозной политике, с которой он строил добрые отношения с немецким командованием, гетто смогло просуществовать до августа 1944-го.

Думаю, что это чистая правда. И всё равно - жуть. Если судить.
Если не судить, то... всё равно - жуть.

Из потрясшего меня, проработавшую с материалом Холокоста не один год: Мостович СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ, что он видел, как спокойны были евреи на протяжении всех лет заточения в гетто. Вне зависимости от того, насколько ухудшались условия их жизни. И на полувековую муку вопроса - почему 6 (шесть) миллионов людей пошли безропотно, как стадо баранов, - на убой, я впервые получаю ответ: «ОНИ ЖДАЛИ ЧУДА».

Он подробно рассказывает, как евреи молились, свято веруя в Бога, в его способность сотворить чудо и спасти их. В какой-то момент он срывается и прокрикивает это. Яблонский позволяет увидеть, что эти верующие стоят у Мостовича перед глазами полвека спустя...

И последняя подробность, которая добивает: Мостович описывает последнюю ночь гетто.
На утро назначена ликвидация.
Он расквартирован ЗА чертой гетто, но неподалеку. Среди ночи он просыпается, неизвестно отчего (!), подходит к окну и видит в открытых воротах гетто последний трамвай, покидающий гетто. В дверях трамвая - один пассажир.
- Немец. Знакомый: мы вместе снимали комнату. Бухгалтер. Он знал, что утром конец и решил прихватить с собой какого-нибудь ребенка. А мать догнала. Как она кричала, эта женщина! Она пыталась у немца вырвать своего ребенка. Она не понимала, что немец хочет его спасти. Её крик до сего дня стоит у меня в ушах.

Мостович замолкает и автор не вмешивается: мы не узнаем, тот это был бухгалтер или не тот, и чем кончилось - вывез он ребенка или отдал...
Матери, желающей СПАСТИ своё дитя от фашиста.

Спасение, что ты есть?..


Несколько слов о том, что за кадром

Автор фильма
- Дариуш Яблонский, выпускник режиссерского факультета киношколы в Лодзи. Он родился после войны и прожил в улочках гетто 10 лет, ничего не зная о гетто. Слайды Геневейна увидел в Музее. Всмотрелся попристальнее и узнал улицу, на которой жил. Сказал себе, что это тема, которую режиссер может искать всю жизнь.

"Меня не интересовали картинки Геневейна с точки зрения того, что они изображают. Гораздо больше меня интересовало то, что они пытаются скрыть. Я хотел своей камерой разрушить пасторальные сцены и поместить зрителя вовнутрь гетто" - сказал он в интервью в Амстердаме при вручении ему высшей награды МКФ.

Герои фильма:
- Валтер Геневейн пережил войну, вернулся в родную Австрию, откуда был призван на службу. В Зальцбург. Где продолжал работать на том же поприще ведения бухгалтерского учета. Дожил до глубокой старости, как уважаемый гражданин Австрии. Никогда ни одним словом не обмолвился о слайдах или о своей административной должности в гетто. После смерти его подруга, будучи в финансовой нужде, продала несколько слайдов арт-диллеру. Тот, оценив их по достоинству, обратился в еврейские организации, желая продать слайды подороже...
Так сложилась коллекция.

Как показывает опыт, булгаковский Дьявол был прав: не только рукописи не горят, но и горючая фотопленка - тоже. Всё, что хранит СЛЕД человека, - сохранно. Когда сам человек - сгорел.

На суде в 1947 году Геневейн отрицал сам факт того, что входил на территорию гетто: не-евреям это было запрещено приказом командования. Жаль, нельзя привлечь его снова "по вновь открывшися обстоятельствам".

Арнольд Мостович. Врач по образованию. Учился в Париже. Вернулся с дипломом в Польшу в августе 1939-го. Всю войну проработал в гетто. Первым был послан врачом в цыганское гетто, размещенное на территории еврейского гетто в одном из домов. После войны болел, оставил работу врача. Стал писать. Был журналистом, редактором журнала. В фильме ему 86 лет.
После освобождения Польши - с августа 1944 года - НИ РАЗУ не перешагнул границы гетто. В ночь перед съемкой интервью он дал Яблонскому согласие впервые за 55 лет пройтись по тем же плиточкам того же тротуара. Шел, пока не возник у него в ушах крик той самой женщины, отнимавшей ребенка...

Несколько фактов и цифр


Гетто в Лодзи основано в декабре 1939-го. 30 апреля установлены границы гетто и забор.156 тысяч обитателей внутри. Позже прибыли 20 000 евреев из Германии, Богемии, Австрии и 18 000 из городов Польши, прилегающих к Лодзи. Уничтожено гетто в августе 1944. Одно из последних на оккупированной территории. К моменту ликвидации в гетто находилось 70 000 евреев. Остальные умерли от голода, туберкулеза (43 000 человек), уничтожены за пределами гетто и сожжены. (По бухгалтерским отчетам Геневейна видно, что расходы на уничтожение евреев сведены к минимуму за счет сокращения расходов на транспортировку поездами). Около 70 000 отправлено в Освенцим после "медицинского" отбора. Уже там люди подлежали немедленному уничтожению в газовых камерах и печах.15 000 выжили в Освенциме и других концентрационных лагерях - самое большое число уцелевших по сравнению с другими гетто Польши и других стран.

...Последний снимок Геневейна сделан через стекло окошка газовой камеры. Сверху. Хорошо видны фигуры обнаженных истощенных людей, одинаково обнимающих себя за плечи: зябко... Ясно просматриваются тонкие белесые струи ГАЗА из головок душа под потолком "душевой"... Слайд рыжеватый, монохромный. Заботливо вставлен педантичным фотографом в картонную рамочку. Пронумерован. Рукой Геневейна надпись - "Еврейская баня"...

Здесь кончается всё: мой рассказ о фильме, сам фильм, слайды.
Потому что в том далеком "ТАМ" в этот самый момент кончается чья-то ЖИЗНЬ.
А может, не чья-то, а просто моя.
Количество обращений к статье - 5171
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (6)
Феликс | 19.11.2013 21:44
Людям это читать тяжело и больно, сволочам безразлично и досадно.Фильм создан для памяти живущих в память о погибших людях и в назидание верующим.
Гость симха | 19.11.2013 02:03
это не паранойя..скорее-воспоминания крови-и понимание-если б мы жилитам и тогда-и мы.и наши дети..а сейчас-когда летят снаряды-в настолько за то что мы-есть..и поэтому-мы.и наши дети-здесьи будем здесь!
Гость Таран | 15.11.2013 20:28
Почему евреи все же живут в Германии? У некоторых так сложились обстоятельства. Другим - что Германия, что Албания - здесь пособия и прочие льготы...Но все же -пусть хоть как живут, но живут назло гитлеру, геббедьсу, гимлеру и прочим нацистам, чтобы не было " юден фрай"
Гость Кризман | 15.11.2013 09:02
Жаль, что фильм не дублирован на русский язык. Живя в Израиле, не понимаю двух вещей.
1. Как евреи могут жить в Германии?
2. Почему евреи не покидают страны своего проживания и не переезжают в Израиль?
Длиннющий список преступлений против евреев на протяжении всей истории, казалось бы, должен дать понять, что ненависть к евреям явление не преходящее, оно не прекратиться никогда и нигде. И не важно отчего эта ненависть возникла - факт она есть и всегда будет. Да, в Израиле жить не легко, но это гарантированная жизнь! Ни в какой точке земли, за пределами Израиля такой гарантии нет. Поражает еврейская разобщенность: левые, правые, доброжелатели, критики и пр.
Странно смотреть, как этнические русские, украинцы, белорусы по поддельным документам "внуки евреев" поселяются в Израиле, гуляют по стране, с вызовом преднамеренно блестя крестами, теми крестами, которыми осеняли убийц евреев. Многие не скрывают своей ненависти к евреям даже здесь. евреи продолжают жить в странах, населенных детьми и внуками убийц.
Впервые прочитал внятный ответ почему евреи почти нигде не сопротивлялись, это видимо и объясняет безнаказанность погромов и гонений, это "ОЖИДАНИЕ ЧУДА" Беспредельная вера в бога. Так были воспитаны целые поколения. Согласен с комментатором Ольгой. Это тяжело, и почти невозможно ни читать ни смотреть. Таков еврей. Он не может вынести боль. Убийцы смотрели на это равнодушно. Спасибо Свиридовой.
Гость | 14.11.2013 20:20
Отсутствует не только потребность к покаянию потомков палачей,но даже к пониманию и сожалению о причиненном Зле еврейскому народу.Они не способны изжить из своих пустых душ ненависть к евреям и не имеют намерений осуждать своих жестоких предков.
В этом состоит основная проблема, с которой не справиться современным евреям в Галуте.
ольга | 14.11.2013 10:03
Прочитала на одном дыхании. Плачу....Наверное, смотреть фильм не буду - не могу я смотреть кино о том, как евреев убивают за то, что они - евреи. Бабушку и тетю забил веслом насмерть украинский полицай - и эта картинка периодически возникает перед глазами....Евреи не любят смотреть ТАКИЕ фильмы - мы все время идентифицируем себя с теми жертвами. Это паранойя, которая всегда со мной....

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2018, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com