Logo


Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!


RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
19-25 декабря 2013
Рубрику ведет Леонид Школьник

19 декабря

1933 - В Москве, в семье Веры Исааковны Майминой и известного кинооператора, профессора ВГИКа Бориса Израйлевича Волчека (фильмы "Тринадцать", "Ленин в октябре", "Белый клык", "Командир "Счастливой щуки") родилась отмечающая сегодня свой юбилей Галина Волчек - актриса, режиссер, с 1972 года - главный режиссер театра "Современник", с 1989 - его художественный руководитель, народная артистка СССР (1989).
Окончив школу-студию МХАТ (курс А.Карева), она в 1955 году вошла в группу основателей "Студии молодых актеров" (впоследствии - театр "Современник"). С 1956 года начала артистическую деятельность. Первая роль Волчек - "отрицательный" острохарактерный образ Нюрки-хлеборезки ("Вечно живые" Виктора Розова).
Артистический почерк Галины Волчек отличался яркостью, запоминающимся колоритом, склонностью к изображению неординарных характеров, вырастающих до символа. Первая ее постановка - "Двое на качелях" Уильяма Гибсона (1962) характеризовалась зрелым психологизмом, тонкой разработкой характеров. Совместно с главным режиссером "Современника" Олегом Ефремовым она поставила этапный для коллектива спектакль "Обыкновенная история" по роману И.Гончарова (1966).
В одном из телевизионных интервью Галина Борисовна рассказывала о том времени, когда много лет назад из театра ушел Олег Николаевич Ефремов: «… Мы остались «без руля» – это была трагическая ситуация для молодого «Современника». Ефремов руководил им 14 лет, кроме того, он был нашим учителем. Для нас это была трагедия – мы остались одни, без репертуара, потому что все драматурги – его друзья – все ушли с ним во МХАТ. И мы остались без ничего. Руководил театром худсовет, в котором я тоже принимала участие. Это были и Игорь Кваша, и Лиля Толмачёва, и я, и Олег Табаков, и Женя Евстигнеев, но тогда я поняла навсегда, что как бы ни были гениальны артисты-творцы, коллектив не может руководить театром… Коллективное руководство – это обречение на гибель.
И когда два года нашего этого «лебедь, рак и щука» прошло, на собрании труппы (тогда слова «выборы» не было) меня просто труппа приговорила к тому, чтобы я на это пошла. Я отказывалась… Я как будто предвидела все сложности, которые в моей жизни появятся, но мне ребята (как сейчас, помню эти интонации) говорили: «Мы тебе будем помогать. Нет, ты должна согласиться! Ты обязана, иначе театр… Но будет трудно».
И я, согласившись на эту судьбу, понимала, что роль руководителя – она всё равно роль обидчика. Какой бы человек ни был - всё равно… Всё равно у кого-то больше ролей… Всё равно кто-то более заметен… Всё равно у кого-то выше зарплата… Всё равно кого-то поощряют за что-то, а другого - нет, потому что Бог не одарил его таким талантом… Ну и так далее. Потому что тот, кто стоит у руля, он всё равно обидчик. И я это понимаю. И поэтому обижаться… я не обижаюсь, я иногда огорчаюсь. Иногда очень расстраиваюсь, даже до внутренних ран – это бывает… Особенно когда непонимание приходит не извне, извне - я с этим давно смирилась. Я давно смирилась с тем, что у нас провозглашают моду на того или иного артиста, режиссера и т. д. Кому-то пришивают крылья, не успел он даже взлететь… Я за свою жизнь услышала и прочитала такого, чего мало кому пожелаю… Может быть, есть такие монстры, которые настолько в себе уверены, что им, что ни прочитай, или что ни расскажи, им всё равно… А мне - нет...».
В 1970-1980 годы Галину Волчек, главным образом, интересует драматургия А.П.Чехова. Она ставит в духе трезвого пессимизма и юмора "Вишневый сад" (1976) и "Три сестры" (1982). Острая ироничность, преодоление привычного пафоса характеризовали эти постановки, прожитые Волчек, прежде всего, через актеров.
Другим этапным спектаклем стал "Эшелон" М.Рощина (1976). Постановка производила впечатление глубиной психологизма, показом каждодневного подвига самых обычных женщин, призванных войною к героизму. С огромной любовью режиссером и актерами раскрывался каждый женский характер, каждый поворот судьбы.
А в 1979 году Галина Борисовна с труппой американских актеров поставила "Эшелон" в США, в Хьюстоне. Это было первое приглашение советского режиссера за океан. Так "Современник" стал первым советским театром (после знаменитых гастролей МХТ в 1924 г.), гастролирующим на Бродвее в 1996 и 1997 годах. Кстати, театр был награжден общенациональной премией США в области драматического искусства - Drama Desk Award.
Большой общественный резонанс вызвал поставленный Галиной Волчек в 1989 году "Крутой маршрут" по книге Евгении Гинзбург. Обращение к теме сталинских репрессий не было для главного режиссера случайным: еще в 1973 году она поставила "Восхождение на Фудзияму" Чингиза Айтматова и Калтая Мухамеджанова - о культе личности.
Галина Волчек открыла для советской и российской сцены имена и произведения драматургов, ставших известными всей стране после дебюта в "Современнике" – уже упоминавшийся «Эшелон» и "Спешите делать добро" Михаила Рощина, "Обратная связь" Александра Гельмана, "Звезды на утреннем небе" Александра Галина, «Мурлин Мурло» и «Мы едем, едем, едем…» Николая Коляды.
Галина Волчек широко известна как актриса, создавшая в театре и кино целый ряд ярких и запоминающихся образов. Среди ее наиболее значимых киноработ - роли в фильмах "Король Лир", "Вечно живые", "Русалочка", "Осенний марафон". В 2006 году Галина Волчек была награждена премией имени Г.А. Товстоногова "За выдающийся вклад в развитие театрального искусства".

20 декабря

1883 – В Нежине, Черниговской губернии, родился известный еврейский поэт Мани Лейб (Мани-Лейб Брагинский). С юных лет примкнул к революционному движению, в 1904 году был арестован, после чего уехал в Англию, а оттуда в 1905 году – в США. Работал на обувной фабрике, много печатался в еврейских газетах и журналах. Мани Лейб был самым ярким поэтом в движении символистов «Ди юнге». Воззрениям движения Мани Лейб остался верен и после 1-й мировой войны, когда большинство его участников пошли иными путями. В 1918 г. в Нью-Йорке вышли несколько сборников стихотворений Мани Лейба: «Лидэр» («Стихи»), «Баладн» («Баллады»), «Идише ун славише мотивн» («Еврейские и славянские мотивы»). Наиболее длительным было сотрудничество поэта с газетой «Форвертс» на языке идиш, где было напечатано его первое по приезде в США стихотворение, а с 1946 г., заболев туберкулезом и уйдя с фабрики, он стал постоянным сотрудником газеты.
Стихи Мани Лейба отличаются романтической приподнятостью, тонким лиризмом, музыкальностью, емкостью слова, часто окрашены тонким юмором. Он обращался к сказкам, легендам, народным песням, много писал для детей. Его поэтический язык одновременно изыскан и прост.
Популярность творчества Мани Лейба продолжала расти и после его кончины. В 1955 г. вышел двухтомник «Лидэр ун баладн» («Стихи и баллады», Нью-Йорк), а в 1963 году в Тель-Авиве — сборник под тем же названием с параллельным переводом на иврит с предисловием Ицика Мангера — друга и единомышленника Мани Лейба. Широко известна сказка Мани Лейба в стихах «Ингл-цингл-хват», неоднократно переиздававшаяся в СССР; его стихотворение «Лид фун бройт» («Песня о хлебе»), положенное на музыку, до сих пор очень популярно в репертуаре еврейских школ. На музыку положены и многие другие стихотворения поэта.
Мани Лейб перевел на идиш стихи ряда русских поэтов. Его творчество высоко оценил Сергей Есенин, познакомившись с Мани Лейбом в начале 20-х годов, во время своего пребывания в Нью-Йорке. В статье, опубликованной в «Известиях», Есенин восторженно отозвался о творчестве нью-йоркского еврейского поэта, а Мани Лейб после знакомства с русским поэтом перевел лучшие его стихи на идиш. Умер Мани Лейб 60 лет назад, 4 декабря 1953 года в Нью-Йорке.

21 декабря

1913 - Советский еврейский писатель и литературовед, педагог Берл Ройзн (Борис Павлович [Файвелевич] Ройзин) родился ровно 100 лет назад в приднестровском местечке Атаки (теперь - в Окницком районе Молдовы) в семье резника. По некоторым данным, жил также в соседних Бричанах Хотинского уезда (теперь райцентр Бричанского района Молдовы). Окончил учительскую семинарию при черновицком еврейском школьном объединении (Идишер шул-фарэйн), где одновременно с ним обучались будущие литераторы Ихил Шрайбман, Лейзер Подрядчик, Меир Харац и Гершл Цельман. Работал учителем еврейского языка и литературы в еврейских школах Черновиц. После присоединения республики к СССР был принят одним из первых в новосозданную 27 июля 1940 года еврейскую секцию Черновицкого отделения Союза писателей УССР (впоследствии она была расформирована).
Берл Ройзн дебютировал в печати в 1936 году литературоведческими работами в варшавском журнале «Идиш Фар Алэмэн» (Идиш для всех), публиковал работы по еврейской филологии в периодических изданиях Черновиц. В годы Великой Отечественной войны — в действующей армии. После возвращения с фронта преподавал еврейский язык и литературу в еврейской средней школе № 17 в Черновцах — одной из четырёх оставшихся после войны в Советском Союзе еврейских школ. Некоторое время, вплоть до её закрытия в 1948 году, эта школа была единственной еврейской школой страны и Бэрл Ройзн, таким образом, оказался «последним учителем еврейского языка в последней еврейской школе», как он впоследствии с горечью именовал свой незавидный титул. После закрытия школы окончил филологический факультет Черновицкого университета и преподавал английский язык в русских школах города. Публиковался в варшавской газете «Фолксштимэ», после возобновления еврейской печати (в 1961 году) регулярно сотрудничал с единственным издающимся в стране еврейским журналом «Советиш Геймланд»; печатался также в парижской газете «Найе пресэ», нью-йоркском журнале «Идише култур» и в «Биробиджанер штерн».
В последующие десятилетия вышли многочисленные работы Ройзина о еврейской тематике в произведениях классиков русской литературы (М. Ю. Лермонтова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, В.Г. Короленко, А.И. Куприна, Максима Горького), более современных писателей - Миколы Бажана, Григория Кановича и других. Опубликовал работы по эпистолярному наследию Шолом-Алейхема, анализу произведений Бера Гальперна и Элиэзера Штейнбарга, переводил на идиш произведения русских, украинских, английских и немецких писателей.
Бэрл Ройзин до конца жизни жил в Черновцах; погиб 12 августа (трагический для еврейской культуры день) 1986 года при невыясненных обстоятельствах (вероятно, был сбит автомобилем) при посещении родственников в Кишинёве. Посмертно, в 1988 году в Тель-Авиве вышел сборник его филологических трудов, впоследствии переведённый на иврит.

22 декабря

1943 - Американский политик и государственный деятель неоконсервативного толка Пол Вулфовиц известен как один из главных "ястребов" Республиканской партии. Он родился 70 лет назад в Бруклине, Нью-Йорк, в семье польских евреев. Его отцом был Джейкоб (Яков) Вулфовиц, известный математик, а матерью – урожденная Лилиан Дандес. Вулфовиц рос в городе Итака, штат Нью-Йорк, где его отец преподавал статистическую теорию в Университете Корнелла. В возрасте 14 лет он целый год провел в Израиле, где Вулфовиц-старший был приглашенным профессором Университета Хайфы. В соответствии с пожеланиями отца Пол поступил в Корнелльский университет, изучал там математику и в 1965 году получил диплом бакалавра. Как студент Вулфовиц получил отсрочку от призыва на военную службу и потому не участвовал во Вьетнамской войне. Поняв, что политика интересует его больше, чем точные науки, Вулфовиц стал изучать политологию в Чикагском университете. В 1966 году он впервые оказался на государственной службе – в качестве стажера в Бюджетном бюро. Тогда же он написал свою первую официальную записку – она посвящалась теме государственных субсидий в сельскохозяйственном секторе. В 1967 году получил степень магистра в Чикагском университете. В эпоху после холодной войны Пол Вулфовиц стал очень влиятельным разработчиком стратегии внешней политики США. Его интеллектуальными наставниками были философ Лео Штраус (Вулфовиц успел прослушать у него только два курса в Чикагском университете) и моралист Алан Блум. Пол писал диссертацию по ядерной технологии на Ближнем Востоке у видного ядерного стратега Альберта Уохолстеттера (в своё время убедившего Рональда Рейгана начать разработку системы ПРО (прротиворакетной обороны), практический опыт черпал у сенаторов Джорджа Шульца, Генри Джексона, Дика Чейни и Дональда Рамсфелда. Создал систему своих протеже из тех, с кем учился в Корнелльском университете и кому преподавал в Йельском университете (Льюис Либби, глава офиса вице-президента до осени 2005 года, учёный Фрэнсис Фукуяма и другие). В настоящее время работает в политологическом центре Американского института предпринимательства. Вулфовиц - член Центра политики безопасности США, лауреат награды «Хранитель Пламени» от этого Центра (2003). После работы у сенатора-демократа Джексона Пол Вулфовиц двадцать пять лет проработал в Госдепартаменте и Пентагоне. При Ричарде Никсоне по заданию тогдашнего директора ЦРУ Джорджа Буша работал в «Команде Би», которая готовила независимые от ЦРУ доклады по оценке советской угрозы. При Дж. Картере на посту ассистента министра обороны по региональным программам впервые поставил вопрос о необходимости создать в регионе Персидского залива инфраструктуры для переброски войск на случай нападения на нефтяные месторождения Саудовской Аравии и Кувейта советских войск и, возможно, Ирака. С 1986 по 1989 годы был послом в Индонезии при диктатуре Сухарто. Занимал должность заместителя министра обороны США с 2001 по 2005 год. В 1989-1993 гг.при Буше-старшем в качестве заместителя министра обороны Дика Чейни подготовил скандальное «Руководство по оборонному строительству», где впервые заговорил о принципах американской гегемонии в однополярном мире. Именно этот документ лёг в основу Стратегии национальной безопасности (англ. National Security Strategy of the United_States) администрации Буша-младшего в 2002 году. После теракта 11 сентября 2001 г., находясь на посту заместителя министра обороны, содействовал созданию в Пентагоне Офиса специальных планов (англ. Office of Special Plans), просуществовавшего с сентября 2002 по октябрь 2003. В январе 2005 года Вулфовиц был выдвинут на должность Президента Всемирного банка и в июне того же года занял её. Пол Вулфовиц известен как автор работ на темы внешней политики, дипломатии и национальной безопасности, он входил в консультационный совет журнала Foreign Affairs. Многие считают его активным участником израильского лобби в США. С Израилем его связывает не только происхождение и традиционная для неоконсерваторов поддержка этого государства, но и родственные связи: его сестра Лора, биолог по профессии, репатриировалась из США в Израиль и вышла замуж за израильтянина. В то же время, в отличие от других представителей неоконсервативного лагеря, Вулфовиц выступал в поддержку создания палестинского государства, чем вызывал недовольство произраильских активистов.

23 декабря

1907 – В городе Сувалки, на северо-востоке Польши, родился Авраам Штерн, самобытный поэт, основатель и руководитель подпольной организации ЛЕХИ, беззаветно преданный делу возрождения еврейской государственности, яркая, но сугубо неоднозначная фигура в истории Израиля. Во время Первой мировой войны семья Штернов вместе с тысячами других польско-еврейских семей была выслана в Россию и оказалась в Башкирии. Авраам учился в русской школе, в 1920 году вступил в комсомол, в 1921-м вернулся в Сувалки, в 1926-м репатриировался в Эрец Исраэль и в 1927-м поступил на филологический факультет Еврейского университета в Иерусалиме (изучал классические языки). В 1929 году, когда по всей стране прокатилась волна еврейских погромов (особенно зверскими были бесчинства арабов в Хевроне), Авраам (подпольная кличка Яир) принял участие в защите еврейского населения Иерусалима. В 1931 году он присоединился к гражданской обороне, был одним из основателей ЭЦЕЛя. Выехал в Польшу для исполнения программы «50 тысяч». Идея этой программы заключалась в обучении пятидесяти тысяч бойцов для того, чтобы изгнать англичан из подмандатной Палестины. Программа была остановлена из-за начала Второй мировой войны: ЭЦЕЛь решил приостановить свою борьбу против Великобритании, чтобы не мешать им в борьбе против нацистской Германии. Это решение привело к расколу в «Иргуне» и к появлению ЛЕХИ во главе с Яиром Штерном. Яир не верил в возможность победы стран антигитлеровской коалиции и считал что надо связаться с немцами и итальянцами для того, чтобы они помогли в борьбе ЛЕХИ против англичан. Он писал, что у Италии и Германии есть интерес «очистить» Европу от евреев, и, с другой стороны, - помешать Англии править на Ближнем Востоке. 12 февраля 1942 года Авраама Штерна, прячущегося в доме №8 по ул. Мизрахи-Бет в южном Тель-Авиве, нашла британская полиция. Яира застрелил английский офицер Мортон, который до этого пытал и убил несколько евреев-подпольщиков. Сегодня в этом доме расположен Музей ЛЕХИ. Сын Авраама, Яир, родился через несколько месяцев после гибели отца (Яир Штерн - известный диктор и ведущий программ израильского телевидения). В Израиле именем Авраама Штерна назван населённый пункт Кохав-Яир («Звезда Яира»), основанный в 1981 году. Стихи Авраама Штерна вышли в 1950 году в сборнике «Книга стихов Авраама Штерна по прозвищу Яир» и в 1958 году в сборнике «В моей крови будешь жить вечно: стихи». Письма его жене Рони опубликованы в 2000 году в книге «Письма Рони».

24 декабря

1913 – Президент крупнейшей кошерной пищевой компании Бернард Манишевич родился ровно 100 лет назад в Цинциннати, штат Огайо. Изучал основы бизнеса в Сиракузском и Нью-Йоркском университетах, позднее посещал вечерние курсы промышленного менеджмента. Именно там, в Цинциннати, с небольшой мацепекарни, которую основал дед Бернарда раввин Дов-Бер Манишевич в 1888 году, и начался семейный бизнес Манишевичей. Бернард возглавлял компанию на протяжении 26 лет – до ее продажи в 1990 году. К тому времени фирма Манишевича экспортировала свою продукцию по всему миру – фаршированную рыбу, борщ, мацу, всевозможные крекеры, водку и многое другое. Кроме того, Манишевич контролировал 70 прооцентов американского рынка производства мацы и других продуктов для Песаха. Умер Бернард Манишевич 20 сентября 2003 года в результате сердечного приступа в своем доме в городе Верона, штат Нью-Джерси. У него остались две дочери – Эдит (живет в Северной Каролине, США) и Элен (живет в Хайфе, Израиль), а также дети от первого брака: Харриэт (Нью-Йорк) и Рональд (Нью-Йорк), а также шесть внуков и 17 правнуков

25 декабря

1922 - Советский скрипач-вундеркинд, германский музыкальный педагог Борис Гольдштейн (известный как Буся Гольдштейн) родился в Одессе в семье Сары Иосифовны и Эммануила Абрамовича Гольдштейнов. Учился у проф. П. С. Столярского (в Одессе), у профессоров А. И. Ямпольского и Л. М. Цейтлина (в Москве). В СССР, начиная с 1933 года, под эгидой Сталина были учреждены Всесоюзные конкурсы музыкантов-исполнителей. Одним из участников первого конкурса был 11-летний скрипач Борис (Буся) Гольдштейн. Сталин пришел в восторг от его игры и пригласил вундеркинда в Кремль, где ему была вручена большая денежная премия. Соломон Волков приводит случившийся при этом диалог вождя и юного музыканта:
- Ну, Буся, теперь ты стал капиталистом и, наверное, настолько зазнаешься, что не захочешь меня пригласить в гости.
- Я бы с большой радостью пригласил вас к себе, - ответствовал находчивый вундеркинд, - но мы живем в тесной квартире, и вас негде будет посадить.
На другой же день Бусе и его семье была предоставлена квартира в новом доме в центре Москвы.
О поразительном музыкальном даровании Бориса Гольдштейна и его скрипичном мастерстве восторженно отзывались такие выдающиеся музыканты, как Фриц Крейслер, Жак Тибо, Йожеф Сигети, Карл Флеш, Мирон Полякин, Сергей Прокофьев, Арам Хачатурян. Гольдштейн вошёл в пятёрку лауреатов первого конкурса имени Венявского (Варшава, 1935) и конкурса имени Изаи (Брюссель, 1937).
С 1974 г. жил в Германии, с 1976 г. - профессор Вюрцбургской Высшей школы музыки. С 1981 г. концертировал в ансамбле с дочерью Юлией, записал вместе с ней сонаты Иоганнеса Брамса для скрипки и фортепиано. Дружеские отношения связывали Гольдштейна с известным немецким композитором Бертольдом Хуммелем, в 1977 г. он был первым исполнителем его «Диалога для скрипки и органа».
Скончался Борис Эммануилович Гольдштейн 8 ноября 1987 года в Ганновере, Германия.

_________________________________

 

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии, ЕжеВики и других авторитетных изданий, в том числе из различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных, а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации
Количество обращений к статье - 2254
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (0)

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com