Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Прямая речь
«Весь мир насилья»
Александр Гордон, Хайфа

(Между Востоком Ближним и Востоком Славянским)

Круговорот насилия

В гимне «Интернационал» поётся: «Весь мир насилья мы разрушим… мы наш, мы новый мир построим». Миры насилия разрушаются, но разрушение остаётся разрушением, если вместо исчезнувших миров создаются новые миры ещё большего насилия. Во втором десятилетии XXI века стали применяться новые, «весенние» способы смены власти. Недовольные правлением толпы заполняют площади, перегораживают улицы, захватывают здания, бросают камни и бутылки с горючим в полицейских, обвиняя правительство в коррупции и диктатуре и требуя его отставки и обеспечения демократических свобод. Идёт недемократическая борьба за демократию. Так было в Тунисе, Ливии, Египте и Украине. Все эти выступления против правящих режимов квалифицировались западными правительствами и прессой как «прогрессивные». Добро было автоматически помещено на стороне протестующих, а зло - на стороне власти. Чёрное и белое. Белые начинают и выигрывают. По законам прогресса, осуждаемая и проклинаемая власть непременно должна смениться более демократической. Однако в арабском мире уровень свободы после революций понижается, а бывшие «борцы за свободу», ставшие правителями, не оправдывают оптимистических представлений Запада об обязательной победе демократии. В Северной Африке ислам, чуждый принципам демократии, пользуется народным недовольством и западным уважением к гневу масс, и захватывает власть, уменьшая уровень свободы общества и увеличивая степень угнетения национальных и религиозных меньшинств.

Борьба за зависимость


Кровавое зарево африканских революций сместилось в Восточную Европу, с арабского Востока на славянский Восток. Процессы, похожие на «арабскую весну», происходили и происходят в Украине в 2013-2014 гг. Массы народа высыпали на площадь Независимости в Киеве, чтобы убрать непопулярного, но избранного президента, досрочно, без выборов, без демократических церемоний. Люди, выступившие во имя демократии, решили идти недемократическим путём: они перегораживали улицы, захватывали здания, бросали камни и бутылки с горючим в полицейских, парализовали работу учреждений и нанесли вред национальной экономике. Цель свержения ненавистной власти оправдывала в глазах граждан их незаконные методы действий, получившие благословение западных правительств, даже невзирая на то, что среди восставших заметную роль играли жёлто-голубые штурмовики в масках, с цепями, факелами и даже с огнестрельным оружием, активисты, выдвинувшие политически некорректный для Запада лозунг: «Украина для украинцев». Борьба на площади Независимости была борьбой за зависимость – от Запада или от России. Противостояние в Украине являлось соревнованием за то, на чьём заднем дворе жить – на западном или на российском.

Имперские дела

После Первой мировой войны Англия и Франция поделили арабский мир и создали ряд новых национальных государств. Арабские страны сшиты колониальными державами из лоскутных одеял племён и кланов. На Ближнем Востоке происходит кровавое деление, в ходе которого могут распасться существующие арабские страны Ирак, Сирия, Иордания, Йемен, Ливия, и могут образоваться новые страны и, наконец, может появиться курдская республика. "Арабская весна" – это децентрализация, распад арабских стран на племенные, клановые "лоскуты". В арабском мире царит племенная вражда. Не демократия им правит, а клановая борьба за власть и влияние. Не идеи правопорядка и прав человека занимают арабские страны, а стремление стать сильным и ослабить всех возможных конкурентов. Тот, кто педалирует арабо-израильский конфликт, считая его основной причиной войн и неустойчивости в мире и на Ближнем Востоке, обманывает себя и других.

Украинский кризис демонстрирует, как незначителен арабо-израильский конфликт для стабильности на глобусе. Советский Союз распался. Проблемы межнационального сосуществования в местах пребывания советской власти остались. Дробление бывшей империи продолжается. Столкновения в Украине по накалу показывают, что страна делится на две части. На площади Независимости в Киеве произошло столкновение двух народов, украинского и укроссийского, и возникла старая дилемма: воссоединение или разъединение Украины и России. Старые империи исчезли, новые появились. Имперские дела актуальны.

Белым черно

Если у кого-то из читателей создалось впечатление, что автор поддерживает одну из сторон российско-украинского конфликта, то он ошибается. У меня нет мнения насчёт того, кто представляет в этом кризисе прогресс, а кто регресс. Я ни на чьей стороне. Я не решаю чужих проблем. У меня слишком много своих нерешённых проблем в моей стране и её окружении, чтобы заниматься посторонними делами. Участники российско-украинского конфликта ни сейчас, ни в прошлом не решали проблемы моего народа, скорее создавали их. Я лишь наблюдатель, которому кажется, что каждая из сторон права. Права Россия, отмечающая, что «Правый сектор» - националисты-экстремисты, а лозунг «Украина для украинцев» не красит тех, кто его провозглашает и тех, кто его не осуждает. Права Украина, заявляющая, что Россия – империалистическое государство, стремящееся к захватам новых территорий и топчущее стремление к свободе своих и чужих граждан. Правда и то, что в России много неонацистских ячеек, стоящих на уровне знаменитого черносотенного «Союза русского народа». Правда и то, что в Украине не осуждён геноцид еврейского народа, совершённый войсками национального героя украинского народа Богдана Хмельницкого, гайдамаками и воинами Украинской Рады и Директории под командованием Симона Петлюры в период гражданской войны. Ни Россия, ни Украина не осудили погромы еврейской интеллигенции в «космополитическом» 1949 году, которые разрушили семейную жизнь моих родителей и моей тёти.

Отмеченная правота обеих сторон вовсе не означает, на мой взгляд, справедливость их позиций, а лишь то, что они хорошо знают слабые места противника. Какая сторона права, не знаю и не стремлюсь узнать. Не зная, какая сторона конфликта права, рискую определить, кто в этом кризисе не прав. Не правы евреи, которые защищают одну из сторон, обеляя её и очерняя другую. В действительности евреи стремятся обелить себя и подчеркнуть верность своим нееврейским сторонникам и тем самым очерняют себя неуёмной активностью, так дорого стоившей еврейского народу в далёком и недалёком прошлом. Более ста лет назад Владимир Жаботинский описывал ошибочность этого еврейского рвения: "Мы (сионисты – А. Г.) отказываемся от всяких притязаний на творчество чужой истории. Поле нашего творчества внутри еврейства" (В. Жаботинский, "Еврейская крамола", 1906); "Когда евреи массами кинулись творить русскую политику, мы предсказали им, что ничего доброго отсюда не выйдет ни для русской политики, ни для еврейства, и жизнь доказала нашу правоту" ("Дезертиры и хозяева", 1909). Он имел в виду, конечно, евреев, проживавших в России. Он не мог предвидеть явление страстной увлечённости евреев, давно покинувших Россию и Украину, событиями в этих странах.

Евреи, бежавшие много лет назад из России и Украины, переживают кризис в отношениях между двумя славянскими странами, как будто они, евреи, продолжают там жить, как будто их любили тамошние народы в период их жизни в этих странах и как будто у них нет своих стран с большими, собственными проблемами. Они мысленно гуляют с ветерком свободы в российских и украинских полях. Они сосредоточивают всё добро на одной из борющихся сторон и всё зло - на противоположной стороне. Хотя Израиль далеко отстоит от славянских забот, евреи не дают противоборствующим славянам забыть о еврейской теме в их разборках. Чем больше евреи будут играть на чужом поле и заниматься правдоискательством в конфликтах других народов, тем больше они будут вредить своему народу и еврейскому государству. Тяга к чужим делам у евреев неистребимая и неисправимая. Евреи со страстью играют в драмах чужих наций. Они надевают маски на спектаклях, поставленных другими нациями. Их стремление к переодеванию в одежды других народов отражает оторванность от дел собственной нации. Альберт Эйнштейн говорил: «Мы, евреи, должны снова осознавать своё существование как национальности и обрести самоуважение, без которого невозможно здоровое существование… Нам недостаточно играть свои отдельные роли в культурном развитии человечества - мы должны также решать задачи, которые способны решить только народы в целом. Только тогда евреи вернут себе социальное здоровье».

Идеи, идеалы и идолы


Чтобы украсить и убедительно подать арендованную миссию по устройству чужих дел, евреи представляют русско-украинские события как борьбу идей и идеалов. Не особенно чистые, материальные интересы соперничающих стран и групп населения почему-то занимают меньшее место в сражении евреев за справедливость на фронтах, удалённых от них на тысячи километров и десятки лет жизни врозь. А между тем, не идеи и идеалы, а идолы рынка диктуют биенье жизни в мирах насилья и засилья. Они рождают и питают кризисы и войны. Нефтяные тотемы нуждаются в человеческих жертвоприношениях. Иран, Венесуэлла, Россия заинтересованы в военных кризисах как крупные продавцы нефти и газа, а Россия и как крупный продавец оружия. Повышение цен на нефть, на газ и оружие обеспечивает благосостояние продавцов. Россия экономически заинтересована в напряжённом положении вне её границ. Граница с Украиной настолько близка, что российским правителям кажется, что её вообще нет. По территории Украины проходит трубопровод, по которому на Запад идёт нефть, а на Восток - деньги от её продажи, обеспечивающие благополучие России. По этому, нефтяному нерву струится богатство России, передаётся биение её мощи. Взгляды правителей Украины и России обращены к артерии российской чёрной крови. Сколько красной крови может пролиться из-за чёрной? Опыт Ближнего Востока показывает, что много. Нефтяные и газовые идолы пленили гораздо больше умов, чем идеи свободы и демократии.

Чужая борьба

Украина борется за самоутверждение и самоопределение любой ценой. При чём здесь русскоязычные евреи, живущие в Израиле, США и Германии?

Наверное, дело в том, что они продолжают духовно существовать в своих бывших странах, а проблемы их стран занимают их намного меньше.


На Ближнем Востоке существует и борется единственное государство, имеющее прямое отношение к евреям. Неужели в интересах Израиля поддержать одну из сторон российско-украинского конфликта? Ядерное, химическое и ракетное оружие вокруг еврейского государства, геноцид у соседей, реки крови, моря нефти, океаны газа, волны террора, отношения с Западом и с соседями на тему, быть или не быть, кем и как быть, проблемы религии и государства, пути экономического развития, противостояние бойкотам - всего этого, по-моему, достаточно, чтобы быть озабоченными своими делами и быть нейтральными в конфликте между Россией и Украиной.

Еврейский народ живёт на Востоке, но не на славянском Востоке. Контрабанда смерти в Леванте достигла невиданного масштаба. Ближний Восток вращается вокруг оси уничтожения в нарастающем темпе. Восток, медленно ползущий и неторопливо функционирующий, скор на уничтожение. Восток не приблизился к цивилизации. Темп его жизни остался тем же, но темп смерти резко возрос. Ценность жизни на Востоке всегда была низкой. С повышением цен на нефть цены на жизнь неимоверно упали - много ниже средневековой отметки. На Востоке сплелись медленное созидание и быстрое разрушение. Жизнь на Востоке ползёт улиткой, смерть летит ракетой. Реки крови текут там, где не хватает рек. Считая капли воды, перестали считать капли крови. Кровь стала дешевле воды и давно – дешевле нефти. На Ближнем Востоке не бывает пустоты. В вакуум втягиваются нефтяные и газовые деньги и оружие, на них купленное. Из нефтяных туч падают кровавые ливни ракет.

Русские попирают права украинцев. Украинцы попирают права русских. Печально. Душа болит и за тех, и за других, и за многие страждущие народы. Раскаялись ли Россия и Украина за еврейские погромы, за «Протоколы сионских мудрецов», актуальные и используемые против евреев и сейчас? Перестали ли эти страны поддерживать народы, которые сегодня хотят уничтожить евреев и их государство?

Семье моего дяди Марка Поволоцкого, двадцатилетнего солдата, защищавшего Россию, за которую он воевал, и Украину, на которой родился и рос, и погибшего в Великой ОТЕЧЕСТВЕННОЙ войне, было отказано в отечестве: «безродные космополиты», «беспаспортные бродяги», «агенты иностранной разведки», «низкопоклонники перед Западом», «антипатриоты», «долгоносики», «отрицатели и разрушители культуры народов СССР». Теперь у моей семьи есть Отечество, в котором мы живём, работаем, за которое переживаем и которое защищаем. Я живу на Востоке, у меня свой Восток. На славянском Востоке я уже жил и больше не хочу жить его проблемами. Я вышел из египетского рабства. Египет меня больше не интересует.

(Опубликовано в еженедельнике
«Новости недели» 27-го марта 2014 года)


Необходимое послесловие редакции «МЗ»

Статья Александра Гордона "Весь мир насилья" ("Между Востоком Ближним и Востоком Славянским"), опубликованная в апрельском (№ 444) выпуске нашей газеты, вызвала большой и искренний интерес и множество отзывов читателей.

Редакция посчитала целесообразным, учитывая актуальность и широкий интерес к теме, повторить публикацию статьи, присовокупив к ней обзор части отзывов на нее. При этом мы рассматриваем отзывы, как интегральную часть публикации, свидетельство интереса аудитории к теме и активное участие читателей в нашей работе. (Отзывы в полном объёме сохранены в архиве "МЗ", где с ними можно ознакомиться).

География отзывов охватывает те регионы, где сосредоточена большая часть читательской аудитории «МЗ». Это Израиль, Украина, Россия, Германия, США (часть корреспондентов не указала место проживания).

Отзывы можно отнести к категориям:

- полное одобрение и согласие с позицией автора


(Леонид Юниверг, Иерусалим | 09.04.2014 09:35, Гость Sava | 04.04.2014 21:44, Альтман, Калуга | 09.04.2014 09:03, Siegfried Wiesel | 08.04.2014 23:07, Сэм Ружанский, шт.Нью-Йорк | 08.04.2014 20:39, Семён Талейсник | 08.04.2014 19:39, Елена, США | 08.04.2014 19:11, Гость | 04.04.2014 16:57, Ион Деген | 06.04.2014 17:14, Таня Лившиц-Азаз | 04.04.2014 19:18, Фаина | 06.04.2014 14:44, Валерий, Германия | 06.04.2014 07:50, Гость Tara Levin, NY | 08.04.2014 08:20, Издатель, Бат-Ям | 04.04.2014 15:48, Наум Вольпе, Харьков | 05.04.2014 09:32, Гость Аарон Хацкевич NYC | 08.04.2014 10:18, Любовь Гиль | 08.04.2014 13:43, Гость | 07.04.2014 22:17)

- одобрение позиции автора с некоторыми оговорками,
предложениями и выводами


Здесь высказаны мысли о том, что:
"…рассматривая кровавые события на арабском Востоке, а теперь и на славянском, Вы предостерегаете евреев от вовлеченности в эти события. И это совершенно правильно. Но не замечать их, не пытаться понять их смысл нельзя. Что можно увидеть в них через призму израильских интересов? Межклановая, межрелигиозная борьба на Ближнем Востоке ослабляет враждебное окружение Израиля. Российско-украинский конфликт наглядно продемонстрировал цену международных договоров и международных гарантий. Разве это не поддержка Израиля свыше?" (Марк Аврутин | 07.04.2014 19:10)

"Вы пишете «Массы народа высыпали на площадь Независимости в Киеве, чтобы убрать непопулярного, но избранного президента, досрочно, без выборов, без демократических церемоний». Но разве нам с Вами неизвестны ситуации, когда «управляемая демократия» не оставляет места демократическим процедурам? В такой ситуации – любые действия, кроме пения гимна, будут незаконными. Вы пишете, что «среди восставших заметную роль играли жёлто-голубые штурмовики в масках, с цепями, факелами и даже с огнестрельным оружием, активисты, выдвинувшие политически некорректный для Запада лозунг: «Украина для украинцев».Я не сомневаюсь, что в любом подобном движении возможно и участие «отморозков». Но постоянная связь с участниками событий на Украине не подтверждает «заметную» роль. Заметны были снайперы, стрелявшие, как по «протестантам», так и по «Беркуту». Причем их оперативные переговоры выложены в сети. Ну и так называемые «Титушки» - засланцы-провокаторы. Они были, но не нужно преувеличивать их роль.Вы пишете, что «Противостояние в Украине являлось соревнованием за то, на чьём заднем дворе жить – на западном или на российском». Безусловно, это имело место. Но вот именно из-за этого вышли люди на Майдан? Я не согласен. Взрывоопасная ситуация создается, когда ожидания населения не совпадает с реальным уровнем удовлетворения этих ожиданий (так называемая «кривая Дэйвиса»). В результате разрыв между ожиданиями и их удовлетворением достигает критического уровня – и происходит социальный взрыв. Вы пишете о том, что «… в Украине не осуждён геноцид еврейского народа, совершённый войсками национального героя украинского народа Богдана Хмельницкого, гайдамаками и воинами Украинской Рады и Директории под командованием Симона Петлюры в период гражданской войны», но не вспомнили в этом списке Красную Армию. Атмосфера в ней описана в «Конармии» Бабеля. Это хоть и не на Украине, но думаю, что особых отличий не было.Но еще раз хочу отметить, что я со статьей согласен, заниматься нужно своими делами." (Владимир Янкелевич | 05.04.2014 20:48)

"Развитие событий вокруг Крыма убеждает нас в правильности нашего курса на укрепление и развитие собственных вооруженных сил. Далее, они учат нас тому, что относится к международным обязательствам-гарантиям следует с определенными коэффициентами и лучше всего, если они подкреплены собственной силой и решимостью постоять за себя. Они показывают нам, как нерешённые вопросы социального плана могут быть использованы самыми разными по своему спектру силами в своих собственных интересах. Они показывают нам насколько важно единство народа, насколько важно понимание руководством страны чаяний, нужд и устремлений народа и своевременная реакция на всякого рода возмущения. Я бы отметил еще одни факт, Вы о нем пишете, в данном случае мы имеем дело не с событиями в исламском мире, а в обществе с вполне европейскими устремлениями развития и интеграции. Я бы выразил озабоченность тем, что последними событиями подвергнута серьезным испытаниям на разрушение система договоров и взаимных обязательств, выработанная после Второй мировой войны".(Марк Фукс | 04.04.2014 15:50)

- критика и обвинения в том, что автор занимает однобокую несбалансированную позицию и вплоть до обвинений в некомпетентности
и недостатке информации:


"Позволю себе не согласиться с глубокоуважаемым автором, возможно, в первый раз за всё время прочтения его эссе.Александр Яковлевич, как и Вы, я вижу и правоту обеих сторон, и их неправоту. Более того, обе страны достаточно противны мне, несмотря на мои уходящие в них географические корни. И в свете так хорошо описанных Вами настоящих проблем Израиля я считаю официальный нейтралитет его правительства вещью аморальной, но мудрой и единственно верной.Проблема в другом.Мы уехали из СССР навсегда, чтобы больше никогда не сталкиваться с тем, в чём нам всем приходилось жить. Возвращаться назад в СССР, или Россию с Украиной, мы не собираемся. Страха же того, что СССР, или Россия с Украиной, вдруг вернутся к нам, не наблюдалось до самого последнего времени. Более того, при всех проблемах Украины, я всё ещё уверен, что расширения территории Украины на релевантные для меня государства (Израиль / Германия) в ближайшее время не предвидится.А вот моя уверенность в территориальной постоянности России весьма поколебалась с захватом Крыма.Полагаю, параллели захвата Крыма с судетским кризисом 1938 года для Вас очевидны. Пойду ещё дальше. В 1930-е годы было очень много немецких евреев, очень быстро раскусивших Гитлера и уехавших от него куда глаза глядят - в Польшу, Советский Союз, Голландию, Францию, Бельгию... Многие из них погибли в лагерях смерти, потому что Гитлер добрался до них и там". (Михаил Медведь | 05.04.2014 15:45)

"Данная статья Александра Гордона, к сожалению, отличается от всех прочих его публикаций тем, что он не владеет информацией. Конкретно - о том, что происходит на Украине. Одно дело - естественный израильский нейтралитет, который для нас вне дискуссий. И другое - элементарные представления о том, что имеет место на Украине в течение 4 месяцев. Информацию в наше время можно получить и из Интернета (включая украинские телеканалы), и с российского канала "Дождь", и даже с 9-го израильского канала: достоверные сообщения, как и фильмы специального корреспондента Кожинова. Жаль, что столь уважаемый автор, как Гордон, не заметил всего этого и повторил то, что, мягко говоря, искажённо идёт из России и очень напоминает советскую пропаганду времён оккупации Чехословакии в 1968 году."(Гость | 05.04.2014 06:11)

"То, что мы здесь обсуждаем, это не нужность или ненужность активного участия евреев в этом конфликте.Среди читателей нет еврейских сотников Майдана и подобных активистов.Фактически мы обсуждаем отношение евреев к конфликту. Один читатель очень точно отметил что официальная нейтральная позиция Израиля аморальна но оправдана.От себя добавлю что нейтральная позиция в этом вопросе частных лиц любой национальности и аморальна и неоправдана." (Гость | 07.04.2014 21:54)

"Дорогие друзья! Дискуссия вокруг Украины идёт в “МЗ” уже несколько недель. В форме реакции на публикуемые статьи. Весь этот материал разделил нас на два лагеря. Как и российскую общественность. Но если в России нетрудно определить критерий водораздела: с одной стороны, Проханов, Шевченко, Леонтьев, Владимир Соловьёв, Кобзон и т. д., а с другой, Рязанов, Виктюк, Басилашивили, Акунин, Гафт, то среди читателей “МЗ” трудно говорить о какой-то ориентации. Оказалось, что в этом случае разделение идёт по другому принципу. Причём в каждом из лагерей присутствуют достойные люди, озабоченные, прежде всего, судьбой Израиля. Единственным признаком, определяющим первый лагерь, является отношение к историческому антисемитизму на Украине: со времён Богдана Хмельницкого. На сегодняшний день это обозначается фашистской угрозой и предсказанием лозунгов “топить жидов в крови москалей”. Второй лагерь верит в то, что на Украине произошла демократическая революция. Эта вера во втором лагере подтверждается тем, что за все месяцы Майдана чётко провозглашалась национальная толерантность. Не только по отношению к евреям, но и к русским и представителям всех других национальностей, присутствовавших на Майдане и проливавших свою кровь. Помимо постоянных заверений в толерантности “Правый сектор” взял под свою защиту все еврейские организации и учредил горячую линию мониторинга малейших антисемитских проявлений. И, как утверждают представители второго лагеря, заявления по поводу “жидов” высосаны из пальца. Всё это заставляет задуматься над тем, что наши дискуссии бесполезны, ибо каждая сторона считает, что владеет истиной. Каждая из точек зрения, сопровождающаяся призывом нашего нейтралитета, на самом деле, символизируют солидарность либо с позицией РФ, либо с Украиной. Но остаётся обратить внимание, что на Генеральной Ассамблее ООН порядка 100 стран поддержали жалобу Украины. Против Украины выступили: Армения, Беларусь, Боливия, Куба, Северная Корея, Никарагуа, Российская Федерация, Судан, Сирия, Венесуэла, Зимбабве. Оставляют неприятное впечатление расистские высказывания некоторых комментаторов (например, 13:15) как в адрес российского, так и украинского народа." (Гость | 07.04.2014 21:03)

Автор посчитал нужным дать ответ своим оппонентам:


Александр Гордон, Хайфа | 05.04.2014 20:05
"Я благодарен всем комментаторам моей статьи - и тем, кто хвалил, и тем, кто критиковал. Пока критика представлена вежливо и с уважением, она заслуживает такого же вежливого и уважительного ответа.Мне кажется, что я ясно выразил свою позицию. Так что мне стоит лишь добавить то, что я сознательно обошёл в статье. Один из критиков написал, что я не "владею информацией" и рекомендовал обратиться к ряду телеканалов, которые, по его мнению, "владеют информацией". Телеканалы необязательно поставляют объективную информацию, а формируют её, участвуя в создании мифов обеими сторонами конфликта. В статье я писал о том, что обе стороны правы в описании недостатков противной стороны, ибо хорошо знают, с кем имеют дело. Здесь хочу добавить, что обе стороны правы и в том, что они занимаются творением мифов. За мифотворчеством стоят большие деньги и гораздо менее значительные и не очень убедительно обоснованные идеалы, о наличии которых писали некоторые комментаторы. Каждый из критиков моей статьи выбирает миф по своему вкусу. Я не "владею информацией", ибо не хочу, чтобы информация владела мной, то есть не желаю, участвовать в мифотворчестве и романтизации какой-либо стороны. Я написал в этой статье то, что написал в своих книгах: евреи не должны участвовать в чужих делах, в чужих проектах и в чужом мифотворчестве. У евреев свои дела, свои традиции, свои мифы. Когда я слышу о том, что один еврей выдвигает свою кандидатуру на должность президента Украины, а другой, отслуживший в израильской армии и покинувший мою страну ради Украины, стал украинским "сотником", я опять вижу героев своих историко-биографических книг, занятых чужой борьбой. Участие в национальных проектах других наций не только наносит обычный и хорошо изученный в истории вред еврейскому народу как революционерам. Читатели, мне кажется, не замечают, что солидаризация с другими народами, ударяет по еврейской солидарности. Национальное самосознание евреев основано в значительной мере на солидарности и ощущении общности традиций, общественных интересов и ценностей. Поэтому, когда евреи, давно покинувшие и Россию, и Украину, так страстно устремлены, погружены и солидарны с борьбой славянских народов, хранящих антисемитские традиции, между собой, я и пишу об оторванности бывших советских евреев от своего народа.Один из комментаторов утверждает, что Россия вскоре станет СССР. Еврейская традиция предостерегает от пророчеств. Нынешняя Россия имеет имперские аппетиты. Свободы в ней становится меньше, но демонстрации против захвата Крыма всё же там прошли. Режим России пока не тоталитарный сталинский режим, а что будет, мы не знаем, а, по еврейской традиции, и не должны строить пророчества. У меня есть свои причины не симпатизировать России: мне не нравится её помощь врагам Израиля. Меня гораздо сильнее волнуют поставки российского оружия врагам моей страны, чем присоединение Крыма к России.Историческая аналогия между Крымом и Судетами, по-моему, не выдерживает критики, ибо Судетская область ранее не принадлежала Германии, а Крым почти двести лет был частью России. Конечно, имела место оккупация Крыма, но есть много других несправедливых территориальных захватов, помимо крымского. Англия несправедливо владеет Фолклендскими островами и Гибралтаром, а Россия - Курильскими островами. Таких примеров множество всюду и на Ближнем Востоке, в частности.Я никому не мешаю переживать по поводу межславянских разборок, однако я бы чувствовал себя гораздо лучше, если бы евреи диаспоры менее страстно переживали славянские проблемы и были бы больше озабочены израильскими".

От редакции:
Драматические события на юго-востоке Европы далеки от завершения, статья А. Гордона и реакция читателей на нее остаются в поле нашего внимания.
Количество обращений к статье - 7253
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (22)
Гость | 15.04.2014 06:12
Основные мысли, высказанные критиками позиции Александра Гордона, фактически просуммированы в прекрасной статье Элеоноры Шифрин, опубликованной в этом же номере "Мы Здесь".
Да, мы, евреи, не вмешиваемся. Но в мире существует только одна правда. И потому нельзя быть равнодушным к происходящему на Украине ни с "еврейско-прагматичной", ни с общечеловеческой точки зрения.
Израиль Залкинд | 13.04.2014 22:23
Уважаемый проф. Амусья,

прочёл Ваш коммент столь же внимательно, как и статью Александра Гордона. Вы пишете "Считаю позицию А. Гордона абсолютно неправильной, не соответствующей ни еврейской традиции, ни прагматизму." Поскольку я ни в какой мере не могу считать себя специалистом по еврейской традиции, поговорим о прагматизме. Насколько я понял А. Гордона, он не говорит о паритетности "оправданности" в паре Россия/Украина. Происшедшее как раз яснее ясного. Но вот на вопрос, на чью сторону мы должны становиться, как мне представляется, правильней, и даже прагматичней, ответить "ни на чью" - или, точнее: на сторону Израиля, на сторону Еврейского Государства, на сторону интересов евреев. А они не могут быть связаны ни с одной, ни с другой стороной прочными связями: в обоих случаях так или иначе кончается "бей жидов!" - или, в лучшем случае, временной терпимостью (под которой огоньком тлеет названный лозунг). У меня мало сомнения в том, что будь у Украины возможность стать мировым игроком, способным запугать Запад, она также не была бы другом Израиля. Я не советовал бы никому забывать истории прошедшей войны и украинского вклада в Холокост.

Далее. Ваше замечание, г-н Амусья, что "Нет равной правоты между бандитом и его жертвой, сколь бы географически от меня не была удалена их схватка" верно на все 100% - но вряд ли можно советовать человеку вмешиваться в схватку кобры с мангустой: специалисты говорят, что в таких случаях кобра начинает наносить удары во всех направлениях. Конечно, если у тебя в руках пистолет/ружьё/арбалет - можно.

С тем, что Вы говорите о последствиях начала передела мира (а именно этот процесс запущен, и совсем не сейчас, а ещё в августе 2008, с захватом территорий Грузии), можно только согласиться. Но: это не возражение против позиции Гордона. Смысл события не в защите Украины, а в применении позиции силы по отношению к России. Надо к сожалению добавить, что Запад НИКОГДА не использовал своих возможностей в этом плане - ни в Венгрии 65-го, ни в Чехословакии, ни, в общем, в Афганистане (исключением м.б. была реакция на попытку рейдерского захвата Суоми-красавицы). И конечно, не сделает этого и сейчас - и по экономичеким, и по многим другим причинам, говорить о которых значило бы взорвать рамки коммента.

То, что Вы говорите об „усилении про-российских и прорусских настроений, которые уже звучат и будут далее усиливаться и в Израиле“ - увы, верно. Это наблюдается пусть не на каждом шагу, но тенденция ясна - и крайне опасна. Вот здесь надо бы приложить серьёзные усилия - вплоть до вмешательства государства по пресечению возможностей/действий этой самой опасной из всех израильских пятых колонн. К сожалению, правительство/общество готово скорей гнобить правых, чем левых или откровенных предателей.

Но борьба "за украинское дело" (проигранное с самого начала, ибо у Украины не оказалось ничего, что позволило бы ей дать стабильный ответ, ни даже предугадать в общем-то, тривиальное развитие событий) - дело Украины, а не нас, евреев.
Гость | 13.04.2014 21:31
Гостю 22:39
Ответ Гостя "комментарию к комменту Гостя". Повторение нашего невмешательства - не мантра, как Вы пишете, а наше (тех, кто это говорит) глубокое убеждение. Это первое. Второе: когда я говорю о структурообразующих / ломающих и пр. процессах, я НЕ имею в виду ни Украину, ни то гос.образование, которое именует себя Россией. Я говорю о мировом процессе, который - не хотелось бы! - может затронуть и Израиль. А процесс этот идёт. Третье: меня во всей этой истории волнует исключительно наглеющая в условиях полного попустительства "Запада" Россия. (Как Вы понимаете, я не имею в виду разговорный жанр.) И волнует потому, что Россия является главным врагом Израиля - сперва в лице союза нерушимого республик свободных, а затем, после разрушения нерушимого, в лице его наследницы.
Гость Семён Талейсник | 13.04.2014 17:22
У меня с г-ном М.Я. Амусьей тоже было несовпадение мнений либо наглядное отражение его авторитарности. Например, после его заявления, что в концлагерях не было существенных очагов сопротивления евреев в статье о посещении им Аушвица ( 04.13.14 «Мастерская» журнала «7 искусств»), я позволил себе ему напомнить о единственно успешном восстании в Собиборе, на что реакции не последовало.
Мне кажется, что Ваше напоминание ему о содержании и смысле изречений в книге пророков нейтрализует его обвинение Вас в уходе от еврейских традиций и защите совершенно справедливой и обоснованной точки зрения, как автора...
И я полностью поддерживаю высказанную Вами мысль о том, что Россия для нас более опасна, чем её угрозы на Украине. Ибо те, кто дружит с Ираном и не признаёт Хамас террористической организацией, не может быть опорой Израиля в существующем конфликте. Вряд ли стоит напоминать слова Еврипида: - «Скажи мне, кто твой друг и я скажу тебе кто ты», ставшие пословицей...
Аврутин Марк | 13.04.2014 12:40
Мне показалась излишняя резкость в дискуссии двух уважаемых профессоров (Мирона Амусьи и Александра Гордона) беспричинной. Автор статьи, Александр Гордон, говорит о ненужной вовлеченности евреев в чужие дела. Уважаемый Мирон Амусья напоминает, что в современном глобальном мире всё взаимосвязано, и что всё, «происходящее в мире "звонит по тебе"», и никому «отсидеться на обочине не удастся». Равнодушие – самое опасное качество человека. Разве Ал. Гордон спорит с этим? Но не быть равнодушным и быть вовлеченным – не одно и то же. Оценивать же, прогнозировать события в глобальном мире дано не каждому. Переоценка могущества России, мне кажется, может «сыграть» во вред мировому сообществу. Смею предположить, что ни один из оппонентов не представляет себе степень деградации постсоветской, российской оборонки и армии. Её успехи – мнимые. Они лишь свидетельствуют о полнейшем развале, произошедшим в Украине.
Наум Вольпе, Харьков | 13.04.2014 09:58
Гостю 8:31. Может, вы откроете личико. Приличным людям принято представляться. Ослабит влияние России демократия в Украине или усилит - это проблемы Мирона Амусьи. Александр Гордон поднял совершенно другую тему. Изложил свою позицию четко, ясно и аргументированно. Попытка навязать ему противоречивые, "не в еврейской традиции" посылы, надуманна и несостоятельна. В России сейчас массовый патриотический психоз. В четырех строках это выглядит так:Заметастазили усатые дела,
Единодушием кипит усердно зона,
И, закусив душою всею удила,
Народ российский прославляет игемона.
Гость | 13.04.2014 08:31
Торжество демократии на Украине сделало бы Россию менее опасной на Ближнем Востоке. Разве не об этом говорит М. Амусья?
Александр Гордон, Хайфа | 13.04.2014 07:41
Комментатор Мирон Амусья пишет: "Считаю позицию А. Гордона абсолютно неправильной, не соответствующей ни еврейской традиции, ни прагматизму".
В дискуссии по поводу обсуждаемых проблем, далёких от точных наук, никто не может быть уверен в том, что он "абсолютно прав" и уверять, что собеседник "абсолютно не прав". Заявления подобного рода говорят больше о стиле комментатора, чем о сути проблемы. О каком "прагматизме" идёт речь, я не понял. В любом случае, едва ли человек, уверяющий, что он "абсолютно прав", может быть прагматичным и гибким в вопросах политики. Однако ради подобных замечаний я не стал бы писать этот комментарий. Меня не убеждает заявление г-на М. Я. Амусьи о том, что он ближе меня к еврейской традиции по данной теме.
Вторая заповедь запрещает евреям служить чужим богам. В книгах пророков евреи подвергаются критике за то, что слишком часто засевают чужие поля и возделывают чужие виноградники, что угрожает самоотрицанием, то есть уходом от традиции, от имени которой говорит г-н М. Амусья. Его комментарий - это реакция человека, который живёт на два дома, один в Иерусалиме, другой в Санкт-Петербурге, позиция пришельца, увлечённого проблемами, решение которых далеко от духа еврейской традиции. Комментарий М. Я. Амусьи не только грубый по форме, но и лишний по содержанию. Опасность России я понял задолго до переезда комментатора из той страны в Израиль. Однако для меня, как для израильтянина, Россия намного опаснее на Ближнем Востоке, чем на Украине.
Элла, Дмитрий | 12.04.2014 19:17
Благодарю за /как всегда/интересный комментарий к мировым/но не нашим/проблемам.Уже давно следим за этим журналом. С нетерпением ждём окончания публикации нашей общей знакомой-Лины. C праздником Песах Вас и весь наш многострадальный народ. Не мы одни прочувствовали мистическую связь между происходящими в мире вулканическими событиями и исходом из Египта. Благополучия Вам и Вашей семье. Элла, Дмитрий
Гостю 22:39 | 12.04.2014 09:02
Уважаемый гость! Вы против “еврейской болезни вмешиваться”. И это правильно. Но почему-то через 3 строки после такого заявления Вы сами неожиданно (ведь говорили, чтобы не вмешиваться) начинаете говорить ”стуктуроразрушающих методах борьбы с властью – разрушающих уже в силу отсутствия программы…”, о “Майдане – типичном проявлении этой новой тенденции”, о “новой власти… совершенно неготовой к развитию событий”. И тут же вы ещё и желаете продолжения – отдельного разговора на такую тему. Становится непонятно: должны мы соваться в эти дела или нет. Это не претензия к Вам и даже не замечание. Мы все тут, автор статьи и комментаторы, повторяем десятки раз мантру невмешательства. И сразу же проявляем свои симпатии или антипатии. К сожалению, на фоне бестактного отношения и к русским, и к украинцам. Любые подобные замечания в адрес евреев мы расценили бы как антисемитизм. Но сами очень грубо оскорбляем других.
Мирон Амусья | 12.04.2014 08:39
Считаю позицию А. Гордона абсолютно неправильной, не соответствующей ни еврейской традиции, ни прагматизму. Нет равной правоты между бандитом и его жертвой, сколь бы географически от меня не была удалена их схватка. Напомню, что любое, происходящее в мире "звонит по тебе". Не понял сразу - подойдёт, как после 1939 г. поближе. Заслуги в своевременном отъезде из СССР, предпринятом весьма давно А. Я. Гордоном, его и его детей участие в защите Израиля вызывают глубокое уважение сами по себе, но абсолютно не относятся к делу. Начало передела мира, восстановление СССР, даже его попытки, приведут лишь к значительному усилению Ирана, автономных бандитов и Асада, которому уютно иметь под боком базу. Отсидеться на обочине не удастся. Безразличие к судьбе других всегда опасная черта поведения, а здесь есть явный опасный результат - усиление про-российских и прорусских настроений, которые уже звучат и будут далее усиливаться и в Израиле. Наивно думать, что не появится (уже появилась!) идея спасать "соотечественников", братьев - русскоговорящих с "попранными правами", число которых несказанно возрастёт, если им пообещает Россия резко (или не очень резко) увеличить пенсию. Вот почему считаю позицию "хата с краю" не только аморальной , но и просто прагматически вредной. Это относится и к проповедям подобной точки зрения.
Гость- Эдуард | 12.04.2014 06:40
Еврейские колхозы в Крыму
http://www.stihi.ru/2014/03/29/4125
Гость | 11.04.2014 22:55
Эстер! Вместе с автором Вы напрасно сводите дело к межславянским разборкам. Оставляя в стороне этическую сторону подобных высказываний, следовало бы подумать о том, что обсуждаемые события проецируются на судьбы всего мира. Мы уже около месяца читаем изо дня в день, что не наше это дело. Зачем повторять без конца - непонятно. Это аксиома, и повторения излишни. Но все остальное отдает провинциальностью. В мире происходят важные события. И они непосредственно или опосредованно нас касаются. О прецедентах и говорить не приходится. Представим себе, что под предлогом защиты арабского языка кто-то провозгласит Иерусалимскую арабскую народную республику и потребует референдума в Восточном Иерусалиме. А из Газы уже поступило обращение со стороны русских женщин.
Гость | 11.04.2014 22:39
Прочёл статью, с которой невозможно не согласиться. Точен и анализ ситуации и anamnes vitae нашей вечной еврейской болезни вмешиваться в дела других народов, которые не только нас о сём не просили, но которые вначале с раздражением, а затем и с возрастающей злобой видят нас даже на своей стороне. Так было. Так есть. И так несомненно будет. И ещё одно есть в статье - пусть и проходит контрапунктом второго плана: распад государства. Выход на арену неформальных, стуктуроразрушающих методов борьбы с властью - разрушающих уже в силу отсутствия программы "что будет дальше". Майдан - типичное проявление этой новой тенденции. Неудивительно, что новая власть оказалась совершенно неготовой к развитию событий. Но это уже другая тема, требующая отдельного разговора.

Упрёк автору, что он не владеет информацией, думаю, несправедлив. Другой упрёк - в том, что позиция "нейтрального отношения" по существу означает поддержку "ручки братской помощи страдающим от угенетения землякам", боюсь, несправедлив тоже.

Я, как и автор, в своём отношении к событиям, вообще не касаюсь Крыма - это не моя епархия, точто так же, как не моя епархия - украинские дела (в скобках не могу, однако, не отметить, что слёзы по поводу "нашей родной Украины", "еврейско-украинского братства" и пр. вызывают у меня оторопь - или проливатели сих слёз забыли о еврейских детях, вешанных украинскими "пособниками немецким оккупантам", или они находятся в трансе любования тем [фантомом!], что их-таки признали своими, или они - в надежде, что им простят их еврейство).

Другим аспектом является деятельность т.н. "путинской России" - постепенно всё более наглеющего гос.образования, в условиях попустительства "мирового сообщества"{достаточно вспомнить весёлый поход в Грузию и отхватывание её территории, и умиротворяющую политику "солпов демократии"} - попустительства, экономическая компонента которого прозрачна, внеэкономическая - тоже (почти сексуальная любовь к диктаторам - вспомним об очаровании Сталиным [Фейхтвангер, Ромен Роллан, и пр.], очарованности "флюидами, исходящими от "фюрера"). Но эта наступательная наглость заботит меня больше всего с той стороны, что страна эта и её основная населенческая масса заражены зоологическим юдофобством, ненавистью к Израилю и желанием иметь нас всех, как в старое время, в обрисованной ими черте оседлости. И ненависть эта далеко выходит за пределы экономических интересов, не говоря уже о геополитических - даже и противоречит им.

Ясно, что позивция Израиля в этом вопросе - правильна, а слова "аморальность" и "моральность" в политике вряд ли имеют абсолютный смысл: государство, заслуживающее этого имени, прежде всего заботится о своих гражданах. Что касается высказанного в дискуссии тезиса об аморальности "нейтрального отношения" отдельного человека к этому конфликту, то не быть "за Украину" и одновременно не быть "за Россию" в том, что называется крымским конфликтом, НЕ означает одобрения / неосуждения агрессии/лжи/шовинистической истерии, а означает только то, что мы уже давно-давно-давно не там, что давняя (столетиями длящаяся) скрытая вражда украинцев к "москалям" и вполне естественное желание осовободиться от ига Московии вряд ли должно занимать нас. Факт постепенного расширения территории за счёт рейдерских захватов опасен для нас только одним: построением гос.образования, которого начнут бояться все. Ибо это гос.образование - один из главных врагов Израиля. Бороться с ЭТИМ - сколько это вообще возможно - да. Но это - всё. Любой серьёзный шаг "за" / "в защиту" неизбежно выведет нас в ряды соделателей чужой истории - за что мы будем тяжело расплачиваться. Не как Троцкие - как Бронштейны
Гость | 11.04.2014 22:31
Дорогой Саша!
МОЛОДЕЦ!!!
Убедительно, умно, глубоко и СПРАВЕДЛИВО ПО СУТИ!
Я – НА ТВОЕЙ СТОРОНЕ,
Еврейских радетелей в Киеве просто НЕ понимаю.

Я слушал на иврите по нашему израильскому радио
интервью командира “СПЕЦНАЗА Майдана”-
“сайерет Майдан”,- как сказал журналист, которого
тот командир возил на виллу Януковича...
Гнусность...
ТЫ прав!
У нас – ЕСТЬ СВОЯ СТРАНА, СВОИ ЗАБОТЫ!
Это отнюдь НЕ значит, что мы начисто отринули
наш интерес к культуре на русском и украинском.
НО от интереса к культуре и до активного вмешательства в чужие революции – огромная дистанция...

Ещё раз – МОЛОДЕЦ! ТЫ ПРАВ!
И НЕТ иной правды.

Дружески твой
викт. рад.
Рина и Оскар, Израиль | 11.04.2014 22:00
Дорогой Александр! Мы о Оскаром полностью разделяем Ваше "особое мнение". Спасибо за ясность и четкость мысли. Поздравляем с нашим еврейским праздником свобоВа. Ваши верные читатели Рина и Оскар.
Александр Гордон, Хайфа | 11.04.2014 21:19
Я признателен Леониду Школьнику за повторную публикацию моей статьи "Весь мир насилья". Выражаю благодарность многочисленным комментаторам. Не могу откликнуться на всё, что было написано ранее. Хочу прореагировать на то, что не было написано мной, но некоторые комментаторы почему-то решили мне это приписать. Имею в виду мою поддержку российского режима. Я покинул СССР навсегда намного раньше большинства моих критиков. Меня та страна не устраивала ещё тогда, когда многие комментаторы были её верными гражданами и не думали об эмиграции. Их страстную увлечённость украино-российскими делами я объясняю тем, что они тесно срослись с бывшей родиной. В то время как они жили и работали в СССР, я многократно заполнял пункт в анкете мобилизованного солдата израильской армии: кому сообщить в случае несчастья. Я так часто пребывал на грани этого "несчастья", что "счастливым людям" трудно понять моё безразличие к тому, что волнует их. Один из моих корреспондентов, бывший лениградский, а ныне гамбургский профессор, так отозвался на мою статью: "с волнением перечитываю Вашу замечательную статью
и отклики на нее. Конечно, Вы правы, давно пора обрезать
пуповину. Но как это трудно сделать самому..." Я "отрезал пуповину" давно и был занят борьбой за существование в полном смысле этого слова на всех границах Израиля, участвовал в Первой ливанской войне, два с половиной месяца повёл в Ливане в военное время, в боевой части израильской армии. Мой сын служил три года в израильской армии, моя дочь - два года. Мой сын пребывал в Ливане и в Газе в то время, как критики моей нейтральной позиции в украино-российском кризисе жили "воздухом перемен" в СССР, Украине, России. В июле-августе 2006 года, пока евреи диаспоры, взволнованные сегодня событиями в России и Украине, ходили на работу и жили спокойной, нормальной жизнью, моя семья вместе с другими жителями Хайфы подверглась 17 (!) ракетным атакам. Как я сегодня отношусь к России? Как к стране, которая вооружает врагов моей страны и солидаризируется с ними в своей международной политике, т.е. хуже, чем мои критики, взволнованные российской оккупацией Крыма. Я не хочу вникать в детали происходящего в Украине, которую я оставил 35 лет назад и в которой с тех пор никогда не был ни физически, ни мысленно. У евреев есть своя страна, которая, по-моему, должна волновать их гораздо больше, чем другие регионы. Украинский кризис показал мне, что многие евреи ведут себя, как их предшественники в странах диаспоры, которым я посвятил свои книги - заняты делами чужих народов. В терминах праздника Песах, который мы сейчас отмечаем, они по-прежнему пребывают в своих египтах.
Эстер Пастернак | 11.04.2014 16:34
"Я никому не мешаю переживать по поводу межславянских разборок, однако я бы чувствовал себя гораздо лучше, если бы евреи диаспоры менее страстно переживали славянские проблемы и были бы больше озабочены израильскими".
Дорогой Саша! В мире, полном разногласий, озабоченности чуждым, непонятости и непринятости, быть единомышленниками – большое счастье.
Шабат Шалом!
Песах самеах ве кашер!
Эстер и Зеев Пастернак
Гость | 11.04.2014 14:10
Угомонитесь! Вся Восточная Европа голосует за Израиль. А Россия всегда осуждает Израиль, как и 30 лет назад. Так что не следует заниматься подтасовкой. Кому-то очень по душе КНДР с Венесуэлой. Вот и льете вы грязь на США и Европу. Демагогически объявляя их врагами Израиля. Вы рассуждаете так, как будто "Катюши" и "Грады" нашим соседям поставляют из США и Европы.
Павло Грузинский | 11.04.2014 13:11
Нравится мне Ваш пассаж, г. Гордон :
«Я лишь наблюдатель, которому кажется, что КАЖДАЯ ИЗ СТОРОН ПРАВА». Браво, г. Гордон. Именно в этом и заключается квинтэссенция вашей позиции. КАЖДАЯ ИЗ СТОРОН ПРАВА. Оставим за скобками тот факт, что такой подход полностью исключает существование человеческого общества в рамках правил и законов. Доминирующим становится право более сильного, или более наглого. Вы так озабочены проблемами Израиля, и в тоже время Вы открыто придерживаетесь позиции наших «заклятых друзей», которая заключается именно в том же. Израиль, безусловно прав, заботясь о своей безопасности. Но и арабы тоже правы, поскольку у них нет другого выбора, как взрывать израильские автобусы, убивать евреев в том числе и в их собственных домах, швырять камушки на израильских дорогах в машины евреев ну и так далее. А посему те из них, кто все же очутился за решеткой не есть террористы, а всего навсего борцы за «правое дело». Ну, почти как военнопленные. Освобождение этих бандитов в обмен на эфемерное обещание «говорить дальше» как раз и демонстрирует право более наглого. А требование к евреям убраться к так называемым границам 1967 года является прекрасным примером права и сильного, и наглого, не имеющего ничего общего с законами и нормами права международного. Так вот, я утверждаю, что Россия нагло попирает и Право, и Законы и навязывает всем нам право более сильного и наглого. А что нарушает Украина?
Александр Бизяк | 11.04.2014 12:27
С огромным удовольствием перечитал еще раз текст статьи и еще раз убедился: всё, что исходит из-под пера уважаемого автора - ВСЕГДА талантливо, убедительно и ярко. Исключением не стала статья "Весь мир насилья".
От всей души поздравляю Александра!
Гость | 11.04.2014 07:37
То, что статья уважаемого автора осталась еще на неделю, правильно. Хочется все же пожелать, чтобы и автор, и комментаторы прониклись подачей материала на израильских каналах. Даже на Девятке. Здесь в рамках объективного подхода 4 апреля показали прекрасный документальный фильм Андрея Кожинова. Этот корреспондент много раз летал на Украину. Его репортажи лишены всех стереотипов, которыми грешат многие материалы.
Страницы: 1, 2, 3  След.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com