Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Парк культуры
Фассбиндер:
романтический анархист
Александра Свиридова, Нью-Йорк

Так любовно назван гигантский кинофестиваль в Линкольн-центре, посвященный творчеству самого яркого молодого режиссера Германии – Райнера Вернера Фассбиндера. Молодым он пребудет отныне и вовеки, так как трагически погиб летом 1982 года в возрасте гения - 37 лет - от передозировки наркотика. Оставив более сорока фильмов, в которых выступил во всех возможных ипостасях: сценаристом, режиссером, актером.


Это первая гигантская ретроспектива фильмов Фассбиндера в США, в которой специалисты намерены показать, как фильмы самого мастера, так и работы других мастеров - тех, под чьим влиянием находился Фассбиндер, и тех, на кого он сам оказал влияние.

Теоретиками мирового кино описан каждый шаг этого гения, так как Фассбиндеру удалось нарушить практически все представления о том, как должно быть. Райнер Вернер, который создаст кинематограф Немецкой «новой волны», родился в одно время с самой «Новой волной» - 31 мая 1945 года в Баварии. И когда Италия плакала, глядя на экран, где страдали герои итальянского неореализма, он учился ходить. Да и не показывали в Германии послевоенное кино Италии, где рождался неореализма Росселлини, Дзаваттини, Де Сики и Висконти. А когда во Франции зрителей и кинокритиков ошеломили работы режиссеров «Новой волны» - Годара, Трюффо, Шаброля, Рене, подросток Фассбиндер уже сбегал с уроков и целыми днями просиживал в кинотеатрах. Позже он признавался, что мечтал однажды появиться на экране. Нужно было только окончить школу. И он окончил ее, но аттестат не получил. Как без аттестата он пытался поступить в Академию Кино и Телевидения в Западном Берлине, не знаю, но его туда так и не приняли. Он вернулся домой, в Мюнхен, где сформировался самородком. И породил плеяду таких же удивительных мастеров без дипломов. Из его команды и компании вышли и по сегодняшний дней остаются крупными фигурами мирового кино актеры Хана Шигула и Бербара Зукова, режиссеры Фолкер Шлендорф и Маргаретте фон Трота. А начинали они когда-то в одной театральной студии в середине 60-х…

Райнер был одержим страстью снимать кино и первый фильм «Городской бродяга», он снял, когда ему был 21 год. За оставшиеся 16 лет жизни он создал еще 42 картины. Ранние фильмы Фассбиндера зачастую сняты в одной комнате за несколько дней и похожи на телеспектакли. Яростный бунтарь и киноэстет, он работал в самых разных жанрах, снимая сатирические памфлеты, сентиментальные драмы, сюрреалистические опусы и многочасовые сериалы с экзистенциональными мотивами.

Годы Фассбиндер работал в театре, где ставил свои пьесы и классику - драмы Лопе Де Веги, Ибсена, Стриндберга, Чехова. А в кино потом брал на себя любую черную работу – от оператора до монтажера. Кино не было для него профессией, - это был образ жизни и способ мышления. По фильмам Фассбиндера можно изучать историю Германии XX века – от Первой мировой и до конца 70-х годов.


Незадолго до смерти Фассбиндер в одном из интервью назвал десять собственных фильмов, имеющих для него наибольшее значение. И на первом месте оказались не «В год тринадцати лун», «Тоска Вероники Фосс» или «Третье Поколение», признанные критиками, а снятая в конце 1970 года картина «Предостережение святой проститутки». В ретроспективе этот фильм стоит третьим, а первыми устроители оставили «Али: страх пожирает душу» и «Американский солдат».

«Предостережение святой проститутки» - дерзкий и веселый фильм мрачного режиссера. В нем Фассбиндер словно проводит границу между собственным прошлым и будущим – перебирает темы и образы ранних фильмов и закладывает основы будущих мелодрам – таких, как «Горькие слезы Петры фон Канп» и «Марта».

Критики мира гадают, как он успел снять сорок фильмов за тринадцать лет.
«Это своего рода душевная болезнь», - отвечал Фассбиндер на вопрос, что гонит его. Кино спасало его как человека, давало надежду на изменение невыносимого порядка вещей. Сегодня трудно представить, как выглядела побежденная фашистская Германия в 1966 году, когда Фассбиндер решился на дебют. Отмечу только две вещи: немецкого послевоенного кино не существовало, экран ФРГ после войны заполонили американские фильмы, против диктата которых восстал Райнер Вернер, а отдельно в Германии формировалось достаточное агрессивное движение лефтистов, отважившихся в своей борьбе с буржуазными ценностями на террор и убийства. Фассбиндер симпатизировал террористам, как собратьям по борьбе. И этими двумя оппозициями окрашены сюжеты его работ. Плюс – важная для понимания его творчества подробность из личной жизни – его гомосексуальность. Полагаю, именно то, что в Германии власти истребляли гомосексуалистов, толкнул Фассбиндера на крайние поступки: юношей он выходит на панель, а став режиссером, открыто вводит в сюжет и кадр открытые сцены соитий, зачастую граничащих с порнографией.

Школа, которую оставил после себя молодой яростный мастер, формировалась на театральных подмостках в пору, когда был жив и полон сил живой классик Бертольд Брехт, и его влияние можно видеть у Фассбиндера. Он пишет пьесы, которые сегодня смело можно ставить, и их будут смотреть. О проблемах, затрагиваемых в них, зритель узнает, посмотрев на фестивале фильм Франсуа Озона «Капли дождя на раскаленных скалах». Это экранизация пьесы Фассбиндера, написанной в двадцать лет. После провала на экзаменах Фассбиндер понимает, что ему не хватает знаний, и начинает брать уроки в театральной студии, где встретится с той, которую знает сегодня весь мир - Ханной Шигуллой. Их знакомство и творческий союз сыграли ключевую роль в дальнейшей судьбе обоих. Шигулле суждено было стать музой Фассбиндера, вдохновить его на создание незабываемых женских образов сначала в театре, а затем и в кино. Это образ проститутки Джоанны в «Любовь холоднее смерти», Мари в «Катцельмахере», Карин в «Горьких слезах Петры фон Кант». Их творческий союз обогатил обеих: Райнер создал великие фильмы, Ханна стала актрисой с мировым именем, но – распался, что не мудрено. Зритель только выиграл от этого: когда Шигулла отказалась от роли в легендарной картине «Лола», Райнер открыл Барбару Зукову, которую совсем недавно можно было видеть в роли Ханы Арендт в одноименном немецком фильме. Через несколько лет они с Ханной помирились, и он успел снять ее в таких важных фильмах последнего периода творчества, как «Замужество Марии Браун», «Третье Поколение» и «Лили Марлен».

Сам факт, что Америка оказывает такие почести яростному антиамериканисту, делает этой стране честь. Судите сами: один из ярких актеров Фассбиндера, сценарист и режиссер Хорст Зенляйн участвовал в организации знаменитого поджога двух универмагов во Франкфурте-на-Майне в ночь со 2-го на 3-е апреля 1968 года, вместе с Андреасом Баадером, Гудрун Энслин и Товардом Пролем, за что оказался на скамье подсудимых. Это был символический акт, попытка заставить немцев почувствовать, что происходит во Вьетнаме. Как утверждали организаторы акции: горящие товары франкфуртских супермаркетов – это факелы, зажженные в честь героического Вьетнама, сражающегося с империализмом. Американцы, победившие и осудившие нацизм, сжигали напалмом вьетнамские деревни, убивали вьетнамских женщин и детей и вызывали ярость у Фассбиндера и его круга.

Этому была посвящена первая пьеса, написанная Райнером - «Катцельмахер». История о латентном фашизме мелкобуржуазной молодежи Баварии. Неразборчивые в половых связях, агрессивные и завистливые молодые обыватели не в состоянии найти ничего лучше, чем переложить вину за свои неудачи в жизни и любви на рабочего-иммигранта из Греции, плохо владеющим немецким языком, и во имя «торжества порядка» жестоко наказывают «чужака».

Спустя год на основе этой пьесы Фассбиндер снял замечательный фильм, удостоенный высокой награды на Берлинском кинофестивале. Роль грека Йоргоса исполнил он сам. Так родилась новая волна немецкого кино. В «Катцельмахере» Фассбиндер поставил немецкому обществу свой диагноз: то, что породило Гитлера и Третий Рейх, никуда не делось, просто приняло измененную форму, но содержание осталось прежним. Напомню, что в те же годы о том же говорил Михаил Ромм с соавторами в картине «Обыкновенный фашизм».

Этой работой Райнер заявил о себе в полный голос – и в театре, и в кино.
С лета 1968-го по март 1971 года он поставил одиннадцать пьес, десять из которых были написаны им самим. А за два года - 1969 и 1970 - снял одиннадцать (!!!) фильмов. Райнер успевал еще и сниматься у друзей - он исполнял ведущие роли не только в своих картинах, но и в фильмах коллег. У Фолькера Шлендорфа в 1970 году он сыграл главную роль в экранизации знаменитого «Ваала» Бертольта Брехта, а год спустя снялся в ленте «Внезапное обогащение бедняков из Кольбаха». Известная сегодня как режиссер, Маргарет фон Тротта начала свой путь в кино актрисой, снявшись в трех фильмах Фассбиндера - «Боги чумы», «Американский солдат», «Предостережение святой проститутки», - и в нескольких фильмах Шлендорфа, за которого вышла замуж. Она же взяла на себя труд реализовать замысел Райнера Вернера и снять то, что не успел - фильм о Розе Люксембург с Барбарой Зуковой в главной роли.

Линкольн-центр представит все эти фильмы отреставрированными и на большом экране – так, как они задумывались автором. И, конечно, нельзя упустить эту редкую возможность увидеть в первозданном виде одну из последних работ мастера – «Тоска Вероники Фосс». Самый эстетский фильм, который тоже был прямым вызовом Америке, так как Райнер Вернер демонстративно снял ленту, подобную культовому «Сансет-Бульвар», сделанному бежавшим из нацистской Германии Уайлдером.

Это третий фильм знаменитой так называемой BRD-трилогии (Bundesrepublik Deutschland) Фассбиндера, в которой он попытался дать портрет послевоенной Германии времен канцлера Аденауэра. В качестве центрального персонажа кинозвезда-морфинистка, которая блистала в фашистской Германии, а теперь нищенствует и вынуждена соглашаться на эпизодические роли. Фильм снят в стиле ранних пятидесятых, на черно-белую пленку - «самые прекрасные цвета в кино» - по признанию Фассбиндера.

Фассбиндер восстанавливает атмосферу Германии 50-х, цитируя картины, которые были тогда популярны, так как прообразом Вероники послужила звезда - актриса Сибилла Шмиц. Но «Сансет-Бульвар» Билли Уайлдера рифмуется и цитируется не меньше.

Так кино оказывается представленным в качестве общественной памяти, и молодой режиссер воссоздает в одной картине ушедшую эпоху двух стран – Германии и Америки.

Кадр из фильма «Тоска Вероники Фосс»

Черно-белая ткань кино оказалась метафорой послевоенной Германии - за светлыми фасадами скрыты тени - секреты и тайны, о которых говорит Вероника Фосс, тяжелая наркоманка. Врач не лечит ее, а шантажирует. И не узнать уже, не в свою ли тайну посвящает зрителя Фассбиндер, сам старадающий от своей кокаиновой зависимости.

Фассбиндер считал, что любая картина, о чем бы она ни была, обнаруживает свой смысл только в политическом контексте. Потому он считал важным свое «Третье поколение» - фильм и политический, и неполитический. Политический он – потому что посвящен будням подпольной террористической организации, в которой угадываются черты знаменитой Фракции Красной Армии. Неполитический – потому что сама политика в нем оказывается состоящей из мелких частных интересов, эгоизма и цинизма, из обыденности и сексуальной неудовлетворенности, из сложившейся «системы», в которую террор входит одним из компонентов. В заметке, посвященной картине, Фассбиндер называет «первым поколением» поколение с 1848 по 1933 гг. – дедов, современников кайзера, Бисмарка и позорного Веймарского соглашения, вплоть до прихода к власти национал-социалистов. Вторым - поколением отцов - являются современники нацистской Германии – поколение Гитлера и Шпеера, Хайдеггера и Юнга, Эйнштейна, Лили Марлен и миллионов простых немцев, с энтузиазмом строивших Третий рейх. И третье поколение – это поколение Фракции Красной Армии. Наши деды, писал Фассбиндер, были идеалистами, действовавшими против системы из идейных и романтически побуждений, отцы – реакционерами, защищавшими дело отцов. Так Третий рейх для Фассбиндера оказывался не помрачением, а осознанной защитой дедовских ценностей. Новое поколение предложило Германии и миру террористов, которые не имеют ничего общего с первыми двумя и мотивированы собственными психологическими проблемами.

«Я убежден в том, что они не ведают, что творят, и смысл их усилий не выходит далеко за рамки самих усилий. О, эта мнимая опасность – как она возбуждает! А это геройство, эти приключения в, добавим, трусливой и хорошо отрегулированной системе».

Фассбиндер и сегодня звучит невероятно современно, так как многие уже забыли, что именно Германия 70-х стала колыбелью международного терроризма в его современном виде, когда борцы RAF прошли военную школу подготовки в Палестине.

Третье поколение – о котором речь в фильме – начало действовать с 1977 года. Эти люди, как их видит и представляет Фассбиндер, приземлённее, нет больше разговоров об империализме, солидарности трудящихся. Перед нами – «маленькие», мелкие люди, прибившиеся к революционному движению не потому, что прониклись ужасом буржуазного миропорядка, а просто у них затянулся пубертат и им скучно. Чем вызвано разочарование? Критики полагают, что тема революции и освобождения у Фассбиндера всегда была переплетена с темой любви, как энергией внутреннего освобождения. Это роднило Фассбиндера не только с анархистами, но и с такими разными фигурами, как Толстой и Ганди. Именно этим объясняется появление в фильме «Соляриса» Тарковского – режиссера, который, как и автор одноименного романа Станислав Лем, крайне далек от левой проблематики – и назван чуть ли не лучшим фильмом на свете. Вселенная как разумное живое существо, движимое любовью, – в конечном счете единственное подтверждение того, что одиночество может быть преодолено.

Герои существуют в обстановке удушающе буржуазной, причем они сами ее воспроизводят. «Третье поколение» - самая пессимистичная картина Райнера. Эпиграфом к каждой из шести частей ленты стоят надписи, сделанные на стенах общественных туалетов Германии. Принято считать, что все глубокомысленные афоризмы, ксенофобские лозунги, предложения интимных услуг и прочее символизируют отчужденность и дефицит сексуального удовлетворения. Отсюда и прочтение эпиграфов как знака режиссерской солидарности с идеей о том, что освобождение общества должно начаться с сексуального освобождения личности. Именно поэтому сексу Фассбиндер противопоставляет любовь – и эпиграфом ко всей картине ставит уже совершенно христианское посвящение: «Истинно любящему (то есть, вероятно, никому)».

Ретроспектива состоит из двух частей – в первой все фильмы, снятые до 1974 года. Во второй, которая запланирована на ноябрь, будут остальные работы – с 1974 до 1982-го. Устроители отмечают, что они сами ошеломлены тем, насколько огромно наследие Фассбиндера и какое влияние на молодые умы и таланты он оказал и продолжает оказывать своим творчеством.
Количество обращений к статье - 2375
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (1)
Таня Лившиц-Азаз | 24.05.2014 00:36
спасибо за этот материал, очень интересный и своевременный! Потому что гениальный режиссер теперь так редко упоминаемый.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com