Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
17-23 июля 2014
Рубрику ведет Леонид Школьник

17 июля

1883 - Шведский актёр, сценарист и режиссёр немого кино Мориц Стиллер родился в Хельсинки в семье польских евреев, настоящее его имя - Мойше Штиллер. Его мать покончила жизнь самоубийством, когда мальчику было всего четыре года. После этого он воспитывался в семье друзей родителей. С детства проявил интерес и способности к театру. Был призван в российскую армию, но, не желая служить, бежал в Швецию. В 1912 году Стиллер начал работу в быстро развивающейся индустрии немого кино в Швеции, одновременно как сценарист, режиссёр (дебютировал фильмом «Мать и дочь») и актёр короткометражных фильмов. Как актёр он снялся всего в пяти фильмах, и после 1912 года практически завершил актёрскую карьеру, чтобы иметь больше времени на сценарии и режиссуру. Вскоре он перешёл к полнометражным фильмам. В 1918 году поставленный им фильм «Первый сын Томаса Грааля» с Виктором Шёстрёмом в главной роли получил множество откликов в прессе. К 1920 году Стиллер, снявший к тому времени более тридцати пяти фильмов, был ведущей фигурой шведской киноиндустрии. В том же 1920 году в Королевском драматическом театре в Стокгольме Мориц увидел молодую актрису по имени Грета Густафсон и предложил ей важную роль второго плана в фильме «Сага об Иёсте Бёрлинге». Он также выбрал для неё сценический псевдоним Грета Гарбо. Фильм имел значительный успех, и Стиллер и Гарбо отправились в США, где приняли предложение Луиса Майера о приеме на работу в компанию «Метро Голдвин Майер». В Голливуде Стиллер начал работать над фильмом «Соблазнительница». Тем не менее, он не смог адаптироваться к работе в составе большой студии, и после множества конфликтов был уволен, а фильм передали режиссеру Фреду Нибло. После увольнения с МГМ Стиллер был немедленно принят на работу в конкурирующую студию Famous Players-Lasky Corporation, где снял три фильма, но был уволен во время съёмок четвертого в результате постоянных разногласий с хозяевами студии. Мориц Стиллер вернулся в Швецию в 1927 году и на следующий год, 18 ноября 1928 года, умер от плеврита в возрасте сорока пяти лет. Он похоронен в Стокгольме на кладбище Норра.

18 июля

1902 – Еврейский художник Меир Аксельрод родился в местечке Молодечно (ныне — город в Белоруссии). С детства Меир ощутил неодолимое влечение к изобразительному творчеству. Одиннадцатилетним мальчиком он посещает рисовальную школу Иегуды Пэна. А в 1920-1921 гг. он, работая чертежником Управления связи Красной армии Западного фронта, приходит в Изостудию Пролеткульта под руководством Штраниха, затем становится учителем рисования и преподает в средних школах Минска. В 1921-м 19-летний Аксельрод дебютирует на выставке белорусских художников в Минске, где показывает публике тридцать шесть своих работ — зарисовки еврейских кварталов и кладбищ, портреты и жанровые работы, сюжетно связанные с жизнью евреев в маленьких городках на западе России. Сразу же после этой выставки Меира направили на учебу в московский ВХУТЕМАС. Там он всерьез занялся графикой, гравюрой. В то же время страсть к рисунку и живописи не покидала его. Израильский искусствовед, профессор Григорий Островский отмечал, членом сообщества художников «4 искусства» Меир Аксельрод стал всего в 24 года, но уже на равных участвовал в трех выставках Общества - вместе с Фальком, Петровым-Водкиным, Сарьяном, Малевичем, Фаворским, Эль-Лисицким — плеядой блестящих мастеров, которые ныне считаются классиками. Его произведения были замечены, а их автора назвали художником выдающегося таланта. Тогда же Аксельрод целиком отдается во власть свободного рисования. «Я больше не гравирую, — пишет он в те времена. — Гравюра мешает мне непосредственно выражать то, что я чувствую при виде модели. Между нами становится доска, резец, печать. Это все требует расчета, рационального использования и, в конечном счете, охлаждает». На рисунках Аксельрод в тот период изображает простых людей, редко — незатейливые пейзажи… Лиричные, поэтичные образы населяют созданные им листы. В 1931 году по указанию властей создается Российская Ассоциация пролетарских художников (РАПХ), которая и поделила всех художников на две категории – «попутчиков, классово чуждых пролетариату» и «истинно пролетарских художников». Впрочем, существовала и третья — «скатывающиеся на позиции буржуазного искусства». К ней и причислили Аксельрода, вместе с Тышлером, Гончаровым, Штеренбергом и другими. Поначалу власти считали «скатывающихся» не безнадежными — их начали посылать в командировки, «для отображения трудовых подвигов», туда, где эти подвиги совершались. Еще в юности художник иллюстрировал прозу Бабеля. Впоследствии он оформил несколько книг еврейских поэтов, затем — рассказы Шолом-Алейхема и И.-Л.Переца. В резких контрастах свободных по манере исполнения мастерских рисунков — отзвук драматического мироощущения еврейского народа. В 50-е годы Аксельрод оформляет книги Горького, Коласа, Ожешко, Маршака, Серафимовича. Говоря об этой стороне творчества отца, Елена Аксельрод отмечает: «В последнее десятилетие жизни отец откровенно тяготился работой над иллюстрациями. Брался только за те книги, авторы которых были ему особенно близки...». Много лет Меир Аксельрод плодотворно сотрудничал с еврейскими театрами Москвы, Минска, Киева. Его декорации и костюмы к «Мере строгости» Д.Бергельсона, «Жакерии» П.Мериме, «Разбойнику Бойтре» Кульбака, инсценировкам произведений Шолом-Алейхема — «Тевье-молочник», «Заколдованный портной», «Менахем-Мендл» и другие — стали частицей истории еврейского театра и театрально-декоративного искусства. На протяжении всей творческой жизни, а по существу – всю сознательную жизнь Аксельрод писал портреты. Им создана галерея прекрасных портретов еврейских писателей – Р.Рубиной, Ш.Горшман, О.Дриза, А.Бруштейн и других. Он пишет неповторимые по своей психологичности портреты безымянных натурщиков, наполненные нежной влюбленностью портреты членов семьи («Портрет дочери», «Портрет жены в белой шляпе», «Лена и маленький Миша»). В первые дни Второй мировой войны Меира Аксельрода призвали в армию. Но служил недолго. Вскоре знаменитый советский кинорежиссер Эйзенштейн пригласил его участвовать в работе над фильмом «Иван Грозный». Киностудия «Мосфильм» была эвакуирована в Алма-Ату. Туда же отправился и Аксельрод с семьей. Война окончилась, и потянулись скудные послевоенные будни. Елена Аксельрод пишет: «О погромах забывать не давали — сначала постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», потом — борьба с «безродными космополитами». Близились времена «окончательного решения еврейского вопроса» в советской литературе и культуре… Работы на выставки не принимали, газеты уличали пейзажи Аксельрода в формализме и унынии…». Но Аксельрод, то ли неосознанно предчувствуя скорую кончину, то ли от того, что дышать все-таки стало чуть свободнее, ощутил, как в молодости, прилив энергии. Он работал много, плодотворно, без устали: пейзажи, портреты писателей, художников, актеров. Проф. Островский отмечал, что трагические переживания военных лет и в 60-е продолжали волновать художника. Он написал цикл «Гетто». И это — не историческая «документалистика». Все они были наполнены живой болью современника. В 1968 году в художественном музее Ростова-на-Дону состоялась персональная выставка творчества Меера Аксельрода. В том же 1968-м он «запойно», по выражению его дочери, работает в своей мастерской в Москве над пейзажами, составившими серию «Воспоминания о старом Минске». Толчком послужили случайно обнаруженные в старых папках карандашные и акварельные наброски. 10 января 1970 года Меира Аксельрода не стало. Художник никогда не был в Израиле. Но здесь обрели дом многие его работы - в семье дочери, поэта Елены Аксельрод и внука — художника Михаила Яхилевича. А в театральном музее при Иерусалимском университете экспонируется коллекция из сорока эскизов Меира Аксельрода к различным спектаклям…

19 июля

1901 - Выдающийся ученый в области теоретической и прикладной механики, член Национального комитета по теоретической и прикладной механике, член-корреспондент АН СССР по Отделению технических наук (теоретическая и прикладная механика) Анатолий Лурье родился в г. Могилёве (Белоруссия). Он был пятым ребенком, долгожданным сыном в семье, где до него рождались одни дочери. Рассказывали, что, узнав о рождении очередной девочки, отец плюнул с досады и вышел из комнаты. Старшая из сестёр, Софья Исааковна, была старше брата на десять лет, младшая - Изабелла Исааковна - на три года. В июне 1925 года Анатолий Лурье окончил Ленинградский политехнический институт (ЛПИ). В 1925-1941 годах работал в нём, с 1935 года - в должности профессора. В 1936-1941 гг. заведовал кафедрой теоретической механики ЛПИ и по совместительству возглавлял отдел механики НИИ математики и механики ЛГУ. В 1939 году без защиты диссертации профессору Анатолию Исааковичу Лурье была присуждена ученая степень доктора технических наук. В 1942-1944 годах он заведовал кафедрой теоретической механики Уральского индустриального института. С 1944 по 1977 годы профессор А.И. Лурье заведовал кафедрой "Динамика и прочность машин" Ленинградского политехнического института. Научные интересы А.И. Лурье поражают своим диапазоном: ему принадлежат фундаментальные труды по теоретической и аналитической механике, теории колебаний, теории устойчивости, операционному исчислению и теории автоматического регулирования, теории оболочек, теории тонких стержней, теории толстых плит, линейной и нелинейной теории упругости. Умер Анатолий Лурье 12 февраля 1980 года в Ленинграде.

20 июля

1913 – Сегодня мы отметили бы 101-ю годовщину со дня его рождения. Увы, израильский писатель, журналист, теолог, внёсший вклад в создание диалога и развитие иудейско-христианских отношений, Шалом Бен-Хорин, до нее не дожил. Он родился в Мюнхене (имя при рождении – Фриц Розенталь). Окончил школу в 1931 году и поступил в Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана. Там юноша до 1934 года изучал германистику и теологию. В 1935 году Бен-Хорин эмигрировал в Палестину, где проработал журналистом до 1970 года. Организовал первую реформистскую общину в Иерусалиме в 1958 году, а также участвовал в создании комитета «Евреи и христиане» в протестантской церкви Германии три года спустя. С 1970 по 1987 годы преподавал в университетах Иерусалима, Тюбингена и Мюнхена. Альма-матер наградила Шалома Бен-Хорина почётным профессорским титулом. Кроме того, Бен-Хорин являлся одним из основателей Союза немецкоязычных писателей Израиля. Скончался писатель и ученый Шалом Бен-Хорин 7 мая 1999 года в Иерусалиме.

21 июля

1927 - В Клайпеде в семье адвоката родилась писательница Мария Рольникайте. Детство девочки прошло в литовском городке Плунге. Перед тем, как ее семья переехала жить в Вильнюс, она экстерном сдала экзамены за шестой класс. Четырнадцатилетней девочкой попала в еврейское гетто в Вильнюсе. 23-24 сентября 1943 года гетто ликвидировали. Машу в числе 1700 молодых девушек при сортировке отобрали и увезли в концлагерь Штрасденгоф. А маму, девятилетнюю сестренку и семилетнего брата убили. После концлагеря Штрасденгоф Рольникайте попала в Штуттгоф. Мария - создатель "Штрасденгофского гимна", ставшего песней лагерного Сопротивления. После освобождения в мае 1945 года вернулась в Вильнюс. Окончила заочно Литературный институт им. Горького.

М. Г. Рольникайте. Фото: Давид Френкель / «Народ Книги в мире книг»

Мария Рольникайте - автор широко известных повестей, одна из которых - "Я должна рассказать" - переведена на 18 языков. Журналисты и критики часто называют Марию Рольникайте "вильнюсской Анной Франк". В 2003 году Марии Рольникайте присужден Prix Memoire de la Shoah, учрежденный Фондом иудаики во Франции. С 1964 года живёт и работает в Ленинграде. Долгие годы Мария Рольникайте была единственным ленинградским писателем, отразившим в своих произведениях тему Катастрофы и героизма еврейского народа. В настоящее время принимает активное участие в антифашистском движении и в жизни еврейской общины Санкт-Петербурга. Ее питерский коллега, историк литературы Борис Фрезинский в журнале «Народ Книги в мире книг» (№98, июнь 2012 года) написал о Марии Рольникайте так: «Ее сопротивление фашизму, всё, что в этом смысле она делала и продолжает делать, давно подчинено тем законам жизни, которые она сама для себя установила, запретив себе забвение. Откуда находятся у Марии Григорьевны на это силы — понять нельзя. Когда речь идет о таких людях, законы сохранения энергии мало что объясняют.
Нельзя сказать, чтобы последние десятилетия жизнь так уж радовала ее. Кажется, что чаще — огорчала. На страницах воспоминаний «Это было потом», написанных в конце 1990-х, такое ощущение явственно. Фашизм, который в 1945-м был уничтожен в Германии, дал новые ростки именно в России. Они давно, хоть и без огласки, поддерживаются и поощряются влиятельными лицами из тех влиятельных ведомств, которые не здесь перечислять. Последние десятилетия наша история испещрена отвратительными следами их усердия.
Напрасны ли были жертвы, принесенные на алтарь победы над фашизмом — победы, праздники которой с ежегодной и насквозь фальшивой помпой отмечает наша власть? Вопрос этот гнетет многих. Горек он и для Марии Григорьевны Рольникайте».

22 июля

1918 - Исследователь литературы и еврейский деятель, доктор философских наук, профессор Залман Либинзон родился в Дубровно (Белоруссия). Окончил еврейскую школу, потом школу рабочей молодежи. В 1934 году, в шестнадцать лет, поступил в Московский пединститут им. Ленина на еврейское отделение филологического факультета. С отличием окончил его в 1938 г. и был направлен на работу в газету "Дер Эмес" ("Правда"). Но в том же 1938 году газету закрыли – как и еврейское отделение факультета. Залман Либинзон поступил на последний курс факультета русского языка и литературы, по окончании которого был принят в аспирантуру на кафедру зарубежной литературы, где его научным руководителем стал Ицхак Нусинов, объявленный в конце 40-х «космополитом» и «буржаузным националистом». 6 июля 1941 г. аспирант Либинзон ушел добровольцем в народное ополчение Москвы. Он провоевал всю войну, несколько раз был ранен и контужен. Осенью 1945 года вернулся гвардии майором, начальником штаба полка. В 1946 году Залман Хаймович защитил кандидатскую диссертацию на тему "Проблемы драматургии периода "Бури и натиска" и был направлен на работу в Горьковский пединститут. В 1972 г. успешно защитил докторскую диссертацию на тему "Трагедии Шиллера". Залман Либинзон проработал в институте 45 лет, а последние годы – профессором Нижегородского пединститута. Им опубликованы более 200 литературоведческих работ, из них более шестидесяти - на идиш, о творчестве таких писателей, как Менделе Мойхер-Сфорим, Давид Бергельсон, Ривка Рубина, Миша Лев, Григорий Канович, Шира Горшман, Эммануил Казакевич. Он автор очерков «Михоэлс и Шекспир», исследований о творчестве Гете, Фейхтвангера, Цвейга. В 1993 году вышла его книга «Классика и современность», посвященная современной немецкой, австрийской и еврейской литературе. Либинзон печатался на трех языках: русском, немецком и идиш. Одну из его работ о московском еврейском факультете попросили передать в Оксфордский университет на еврейское отделение идиш, где Либинзону довелось побывать в 1990 году. В последние годы он всецело отдался еврейскому движению. Сердце Залмана Либинзона болело болью его народа. Он желал объединить его, приобщить к еврейским традициям. Залман Хаймович был одним из создателей и первым председателем Нижегородского еврейского общества, возглавил долгие и упорные переговоры с властями города по возвращению Нижегородской синагоги еврейской религиозной общине. Либинзон стремился помочь людям и начал работу по благотворительной помощи. Теперь эта работа продолжается в Фонде милосердия его имени. Он пожелал увековечить достойные еврейские имена, поэтому стал инициатором создания книги о евреях Нижнего Новгорода. Продолжается ли эта серия сегодня, мы не знаем. Залман Хаймович пытался познакомить людей с творчеством еврейских писателей, занимался этим постоянно. Об этом он не раз писал и в «Биробиджанер штерн» в середине 80-х. Скончался З. Либинзон 26 января 1992 года в Нижнем Новгороде.

23 июля

1884 – Один из четырех братьев-основателей знаменитой американской кинокомпании Warner Bros. Studios Альберт Уорнер (настоящие имя и фамилия – Аба Воронов) родился 130 лет назад в Балтиморе, штат Мэриленд, США, в семье, в которой говорили на идиш. Отец Абы, сапожник Биньомин Воронов, и мать, Пэрл-Лея Эйхельбаум – еврейские иммигранты из Красносельца, Польша. Трое их детей родились в Польше, один ребенок умер совсем маленьким, и в 1883 году глава семьи в поисках лучшей жизни отправился в Гамбург, а оттуда на пароходе – в Соединенные Штаты. По прибытии Биньомин Воронов назвался иммиграционным властям как Бенджамин Уорнер, а менее чем через год к нему в Балтиморе присоединились прибывшие из Польши Пэрл и двое сыновей, включая Гирша, который позднее стал Гарри. В Балтиморе на свет появились еще пятеро детей Пэрл и Бенджамина Уорнера, включая Абу (Альберта) и Сэма. В 1896 году Уорнеры перебрались из Балтимора в Янгстаун, штат Огайо – вслед за старшим братом Гарри, который открыл там сапожную мастерскую в промышленной зоне города. Бенджамин трудился вместе с сыном, помогая ему, а Альберт учился в школе дольше трех других своих братьев. В 1903 году он стал играть защитником в футбольной команде средней школы «Райен». Но вскоре жизнь братьев получила новое продолжение – после того, как один из них – Сэм – приобрел в 1903 году первый так называемый «кинетоскоп» и стал показывать фильмы простым рабочим в Пенсильвании и Огайо. В том же году в Нью-Кастл (Пенсильвания) они открыли свой первый кинотеатр под названием «Каскад». Через год, когда дело наладилось, братья Уорнер основали компанию Duquesne Amusement & Supply Company (ставшую предшественницей Warner Bros.), которая занималась распространением фильмов. В течение нескольких лет территория, на которой работала их компания, расширилась и включила в себя четыре штата. Братья приобрели десятки кинотеатров, создали сеть кинопроката, с 1913 года стали продюсировать собственные фильмы, а еще через десять лет создали собственную кинокомпанию Warner Bros. Studios. В 1927 году киностудия выпустила первый звуковой фильм, а в начале тридцатых годов она уже выпускала до ста фильмов в год. Ей принадлежали 360 кинотеатров по всей Америке и свыше 400 - за рубежом. Умер Альберт Уорнер 26 ноября 1967 года в Майами Бич, штат Флорида.

 ______________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии, ЕжеВики и других авторитетных изданий,
в том числе из различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных, а также публикации "бумажных"
и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации
Количество обращений к статье - 2062
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (3)
Гость | 19.07.2014 23:38
Считаю, что Cноуден необоснованно обвинил США в заинтересованности гражданами всего мира, поскольку в то время от читателей не требовалось регистрации с предоставлением личных данных. Очевидно при публикации различных СМИ на страницах интернет журнала Израиля "Мы здесь" авторы различных СМИ не вправе требовать от евреев Израиля регистраци с предоставлением личных данных...
Гость Борух-Борис Дорфман, Львов. | 19.07.2014 21:16
, Залман Либинзон был старше меня на 5 лет. Мы знакомы были как корреспонденты газеты на идиш "Биробиджанер Штерн"
Там им опубликованы много литературных работ, на идиш, о творчестве писателей и общественных деятелей, как Менделе Мойхер-Сфорим, Давид Бергельсон, Ривка Рубина, Миша Лев, Григорий Канович и др. Он автор исследований о творчестве мировых многих писателей. Встречались мы на конгрессах, и переписывались и всегда интересовался моим мнениями. Храню его статьи и письма,
ГостьЗиси Вейцман, Беэр-Шева. | 18.07.2014 07:57
Мария Рольникайте, Маше Рольник...Вспоминаю ее книгу
на идиш "Их муз айх дэрцэйлн"("Я должна вам рассказать...", изданную совместно в "Идиш бух"(Польша) и
АПН "Новости"(Москва), которую я купил в 1965 году,
в Бельцах, как только она появилась в продаже.Не
умея еще читать по-еврейски, я ее с трепетом разглядывал.Позже, научившись читать, я обнаружил, что все слова-гебраизмы напечатаны в ней не так, как в
СССР,а в оригинале-на иврите, ведь книга была
отпечатана в Варшаве!

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com