Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
24-30 сент. 2014
Рубрику ведет Леонид Школьник

24 сентября

1896 - Еврейский писатель Марк (Мовше) Абрамович Разумный родился в литовском, некогда знаменитом местечке Жагер, располагавшемся вблизи латвийской границы. Когда Марку было всего два года, его родители переехали в Ригу, надеясь найти там свое счастье. Но надежды не сбылись, бедность сопровождала их и на новом месте. Марк стал учиться в местной гимназии. Обнаружив тягу к рисованию, он перешел в школу искусств. Однако стесненное материальное положение вынудило мальчика покинуть ее. Родители нашли выход из положения. В Германии в то время жил их состоятельный родственник, который и согласился приютить у себя племянника и помочь ему продолжить учебу.

Марк Разумный с родителями. Фото из архива «МЗ»

Марк поступил на университетские курсы. Именно тогда и проявились его литературные способности. По традиции каждый член литкружка должен был ежемесячно выступать с каким-либо докладом. Разумный посвятил свое выступление творчеству еврейских писателей Шолом-Алейхема, Ицхока-Лейбуша Переца и ... собственному творчеству (он прочел свою новеллу, якобы написанную неизвестным писателем под псевдонимом Н. Гамза). Новеллу восприняли с интересом. Она попала в редакцию местного журнала и сразу была опубликована. Еще в 1920-е годы юморески Марка Разумного стали публиковаться в еженедельной газете "Найе цайт", в юмористическом журнале "Амидай" и других изданиях, а также в литературном журнале "Ди вох".
Литературная деятельность Марка Разумного настолько обширна, что нет возможности хотя бы кратко перечислить всё опубликованное им. Более 10 лет писатель сотрудничал с газетой «Фриморгн». В 1924 году в Риге вышла в свет его первая книга новелл, спустя 5 лет - вторая. Разумный ездил по странам Европы, посещал США, всюду знакомился с жизнью еврейских общин, разных слоев общества. Свои впечатления он переносил в рассказы, позже они вошли в книгу "Ди ланд фун тойзнт гешталтн" («Страна тысячи образов»). О жизни евреев - бедных и богатых, счастливых и насчастных, живущих с надеждой на лучшее будущее и разочарованных, ни во что не верящих, идет речь в его книге "Новэлн вэгн Элитэ" (1935). Марк Разумный работал не только в жанре короткого рассказа и новеллы, но использовал также исторический жанр. Ещё до Второй мировой войны он был автором нескольких книг рассказов и новелл, а в еврейских театрах ставились его пьесы "Моткэ Хабад", "Северное сияние", "Доктор Герман Меерович", он инсценировал для Рижского еврейского театра "Блуждающие звёзды" Шолом-Алейхема и "Путешествие Вениамина Третьего" Менделе Мойхер-Сфорима. Довоенное поколение евреев Восточной Европы, особенно Прибалтики и Польши, должно помнить популярный журнал "Ди идише билдер", Марк Абрамович Разумный издавал его вплоть до оккупации Балтии советской армией. В 1939 году вышли ещё две книги писателя. Одна из них, сборник исторических рассказов "Ди идише мелухэ", повествует о героическом подвиге еврейского народа в Италии 16-го века.
Разумный - не только журналист и писатель, но и общественный деятель. Перед войной с нацистами он стал секретарем еврейского культурного центра Риги, который возглавлял профессор М. Шац-Анин. В годы войны он оказался в Ташкенте, продолжая творческую деятельность. А реэвакуировавшись в Ригу после войны, он перешел на новый для себя жанр - сочинял новеллетты. Пожалуй, его можно смело назвать основоположником этого жанра в идишской литературе. Но Разумный, как и многие его коллеги по перу, не избежал участи многих деятелей еврейской культуры. Он был арестован в Риге 4 апреля 1950 года, а 27 января 1951 года Особым совещанием при МГБ приговорен к 10-летнему сроку лишения свободы. Правда, отсидел Марк Абрамович «всего» пять лет и был полностью реабилитирован в 1956 году.
Несмотря на преклонный возраст, он много писал. Его короткие рассказы печатались в журнале "Советиш геймланд", в газете "Биробиджанер штерн", на страницах варшавской "Фолксштимэ". В 1960-е годы выходит несколько его книг в переводах на русский и латышский языки. Колоритный идиш его произведений, чистота речи привлекают читателей, любящих мамэ-лошн.
Марк Разумный был активным пропагандистом языка и культуры идиш и делал это с любовью, даруя читателям красоту и богатство языка, который жил в нем с детства. Умер Марк Абрамович Разумный в Риге 1 ноября 1988 года.

25 сентября

1872 - Главный раввин Британской империи (1913-1946), автор популярного комментария к Пятикнижию Йосеф Цви Герц родился в Ребрине, Венгрия (ныне Словакия), а в 1884 году в возрасте 12 лет эмигрировал в Нью-Йорк. Учился в нью-йоркском Сити-колледже (степень бакалавра искусств), в Колумбийском университете и в Еврейской теологической семинарии Америки (первый выпуск и смиха раввина - в 1894 г.). Первую раввинскую кафедру занял в г. Сиракузы, штат Нью-Йорк. В 1898 году перебрался в Южную Африку (в Витвотерсрандскую старую еврейскую общину в Йоханнесбурге, где находился до 1911 года, несмотря на попытки президента Паула Крюгера выслать его за пробританские симпатии и выступления за предоставление религиозного равноправия евреям и католикам в Южной Африке). Одновременно в качестве профессора философии преподавал в Трансваальском университетском колледже (Витвотерсрандский университет). В 1911 году Йосеф Герц вернулся в Нью-Йорк, где возглавил общину «Орах Хаим», а в 1913 году был назначен главным раввином Объединения еврейских общин Британской империи. На этот пост также претендовали р. Моше Хиямсон и р. Бернард Драхман. Пост главного раввина р. Герц занимал до своей смерти в 1946 году. Время его руководства отмечено жаркими спорами с различными людьми, в основном - внутри еврейской общины. Британский национальный биографический словарь называет его «воинствующе консервативным». Про него говорили, что он предпочитал разрешать разногласия спокойным диалогом - после того, как все остальные средства были исчерпаны. Несмотря на это, Герц не был повсеместно признанным раввинским авторитетом даже в Британии, а возглавляемое им Объединение еврейских общин Британской империи считалось некоторыми новыми ультраортодоксальными иммигрантами, прибывшими после 1880-х гг., недостаточно ортодоксальным. Герц использовал всю имеющуюся у него силу, а равно и уговоры, чтобы распространить на них свое влияние. Восточноевропейское происхождение Герца придавало дополнительный иронический элемент этому конфликту. Доверия в ультраортодоксальной среде Герцу удалось добиться после того, как он уговорил р. Йехезеля Абрамского возглавить Лондонский Бейт-Дин. Кроме того, р. Герц оказывал активную поддержку религиозному сионизму в 1920-30-е гг., когда большинство видных еврейских деятелей выступали против идеи заселения Израиля, боясь, что на диаспору посыпятся обвинения в двойной лояльности. Р. Герц также решительно противостоял реформистскому и либеральному иудаизму, не доходя, впрочем, до личной вражды. Йосеф Цви Герц был президентом Еврейского колледжа и его исполнительным директором в 1939-45 годах. В 1922-1923 годах возглавлял Еврейское историческое общество Англии и Конференцию английских иудейских проповедников. Входил в состав совета директоров Еврейского университета в Израиле и председательствовал в правлении Института еврейских исследований университета. Был вице-президентом различных еврейских и нееврейских органов, включая Англо-Еврейскую ассоциацию, Лондонский госпиталь, Лигу союза наций, Национальный совет общественной морали и Королевский фонд моряков. В 1942 году совместно с архиепископом Кентерберийским Уильямом Темплом основал Совет христиан и евреев по борьбе с антисемитизмом. В 1943 году ему был пожалован титул Рыцаря чести, рав Герц был также командором Ордена Леопольда II, имел медаль Колумбийского университета. Умер р. Герц 14 января 1946 года в Лондоне. Одна из его дочерей вышла замуж за раввина доктора Шломо Шонфельда, а правнучка, Норина Герц, стала известной английской писательницей.

26 сентября

1932 – Популярный писатель Владимир Войнович родился в Сталинабаде, в семье журналиста, ответственного секретаря республиканской газеты «Коммунист Таджикистана» и редактора областной газеты «Рабочий Ходжента» Николая Павловича Войновича (1905-1987) родом из уездного городка Новозыбков Черниговской губернии (ныне Брянской области), и сотрудницы редакции этих газет, а впоследствии учительницы математики Розалии Калмановны Гойхман (1908-1978), родом из местечка Хащеваты Гайворонского уезда Херсонской губернии (ныне Кировоградской области Украины). В 1941 году Володя с родителями переехал в Запорожье. После войны он часто менял место жительства, работал пастухом, столяром, плотником, слесарем и авиамехаником. В 1950 году на 4 года был призван в армию, во время службы (Польша) старался овладеть мастерством стихосложения. В 1956 году Войнович приехал в Москву, дважды поступал в Литинститут, но не был принят. Проучился полтора года в Московском пединституте (1957-1959), ездил на целину в Казахстан, где и написал свои первые прозаические произведения (1958). В 1960 году устроился редактором на радио. Вскоре написал стихи для песни о космонавтах, получившей всесоюзную известность (помните? - «На пыльных тропинках далёких планет останутся наши следы...»).


Публикация повести «Мы здесь живём» («Новый мир», 1961 № 1) способствовала укреплению славы писателя. В 1962 году Войновича приняли в Союз писателей СССР. Роман «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», писавшийся с 1963 года, ходил в самиздате. Первая часть была опубликована (без разрешения автора) в 1969 во Франкфурте-на-Майне, вся книга — в 1975 в Париже. В конце 1960-х Войнович принимал активное участие в движении за права человека, что вызвало конфликт с властями. За свою правозащитную деятельность и сатирическое представление советской действительности писатель подвергался преследованию — в 1974 исключён из Союза писателей СССР, но принят в члены ПЕН-клуба во Франции. В 1975 году, после публикации «Чонкина» за рубежом, Войнович был вызван для беседы в КГБ, где ему предложили издаваться в СССР. Для обсуждения условий снятия запрета на издание отдельных его работ состоялась вторая встреча — на этот раз в номере 408 гостиницы «Метрополь», где писатель был отравлен психотропным препаратом, после чего долгое время плохо себя чувствовал, что сказалось на его работе над продолжением «Чонкина». После данного инцидента Войнович написал открытое письмо Андропову и ряд обращений в зарубежные СМИ. В декабре 1980 года он был выслан из СССР, а в 1981-м лишён советского гражданства Указом Президиума Верховного совета СССР (в 1990 году возвращено указом М. Горбачева). В 1980-1992 г.г. жил в ФРГ, затем в США. Сотрудничал с радио «Свобода». По оценке Вольфганга Казака, «писатель-реалист, замечательно изображающий человеческие характеры и обладающий особым даром живо запечатлевать отдельные сцены». Занимается живописью - первая персональная выставка открылась 5 ноября 1996 в московской галерее «Асти». Интересная деталь: американский журналист В. Нузов в одном из интервью с В. Войновичем спросил, читал ли он ставший печально известным двухтомник Солженицына «Двести лет вместе». Войнович ответил: «Мне советовали прочитать этот «исторический труд», но я отказался... Книга Солженицына «Двести лет вместе» длинная, скучная и лживая». А в недавнем, конца декабря 2013 года, интервью «Эху Москвы» писатель на вопрос о отношении в мире к России ответил вполне неполиткорректно: «Сейчас вот пытаются улучшить имидж России за счет каких-то там пропагандистских действий, хотя имидж России лучше всего улучшать тем, что делать жизнь в России лучше, чем она есть; не только материально хорошей, но и более достойной во всех отношениях».

27 сентября

1887 – Родившийся в Батуми в семье присяжного поверенного писатель и литературовед Виктор Гроссман к своему тезке Василию Гроссману никакого отношения не имеет. Виктор Азриэлевич – автор исследований об А. В. Сухово-Кобылине («Дело Сухово-Кобылина»), романов «Арион» (об А. С. Пушкине), «После восстания», «Минувшие дни», пьес «Пушкин в Москве», «Ахилл», «Дубровский» и других. Кроме всего прочего, он писал статьи о К. Н. Батюшкове, М. Ю. Лермонтове, А. С. Пушкине. Литературой стал заниматься еще в 1905 году, по высокой рекомендации В. Г. Короленко. Окончил Одесскую гимназию, получил прекрасное юридическое образование в Лейпцигском университете и в Сорбонне. До 1926 года занимался адвокатской практикой и активной политической деятельностью в Москве. Еще до революции был гласным Московской Думы от партии эсеров. После революции в его личном деле стояла пометка: «Пригоден для занятия высших должностей в государстве». Работал в Рабоче-крестьянской инспекции, был представителем в Наркомате по делам национальностей. Особо увлекался исследованием творчества Пушкина. Был научным редактором книги В. В. Вересаева «Спутники Пушкина». Ему также принадлежит предисловие к этому литературному исследованию. В 1920-х-1930-х годах Гроссман работал завлитом во МХАТе. Его пьеса «Дубровский» («Искусство», 1937 год), написанная по пушкинской повести, шла во многих театрах СССР. В ответ на книгу Леонида Гроссмана «Преступление Сухово-Кобылина» Виктор Гроссман написал в 1936 году книгу «Дело Сухово-Кобылина» (Москва, государственное издательство «Художественная литература»), в которой защитил доброе имя писателя, доказав его непричастность к убийству Луизы Симон-Деманш. Виктор Гроссман был репрессирован, в общей сложности провёл в лагерях ГУЛАГа больше полутора десятка лет (1938—1946, 1948—1955). В ГУЛАГе задумал роман о Пушкине «Арион», который написал после освобождения. Роман вышел в свет в 1966 году (Москва, издательство «Советский писатель»), переведен на чешский язык, печатался во Франции. Роман «После восстания» уже после реабилитации автора был написан в Вологде в 1967 году и издан в Северо-Западном книжном издательстве в Архангельске. После освобождения писатель поселился в Вологде, откуда и был репрессирован повторно. Возвратился опять в Вологду, был восстановлен в Союзе писателей, стал одним из отцов-основателей Вологодской писательской организации. Преподавал в Вологодском педагогическом институте. В 1966 году опубликовал в журнале «Север» главы из своих мемуаров «Минувшие дни». После смерти Виктора Гроссмана в 1978 году остались неопубликованными ряд очерков и «Этюды о Пушкине», часть из которых — главы, вычеркнутые редакторами из рукописей книг, вероятно, по соображениям цензуры. Была создана Комиссия по литературному наследию В. Гроссмана, но по ряду причин ей не удалось довести до читателя неизданные материалы. Часть рукописей была утрачена. Через двадцать четыре года после его смерти Исаак Абрамович Подольный, профессор Вологодского педагогического университета, опубликовал два первых его этюда в виде миникнижки с блестящими иллюстрациями заслуженного художника России Михаила Копьёва. Весь малый тираж в подарочном исполнении оформил замечательный мастер, вологжанин Владимир Богачёв. В книгу включены переданные семьей автора две ранее не публиковавшиеся вещи: «Еврейская попадья» и «Почётный академик».

28 сентября

1908 – Знаменитый в свое время писатель, литературовед, мастер художественного рассказа, телеведущий Ираклий Андроников родился в Санкт-Петербурге. По отцу происходил из дворянской ветви рода Андроникашвили. Отец, Луарсаб Николаевич Андроников, был адвокатом, присяжным поверенным, в 1917 году Временным правительством был назначен секретарём уголовного департамента Сената. Мать Ираклия Андроникова — Екатерина Яковлевна Гуревич — происходила из известной петербургской семьи. Дед Ираклия Андроникова — Яков Яковлевич Гуревич (1869-1942), выпускник историко-филологического факультета Петербургского университета, был двоюродным братом философа И.А. Ильина. Прадед Ираклия Андроникова — Яков Григорьевич Гуревич, был одним из основателей Бестужевских курсов, автором учебников по истории, основателем и редактором журнала «Русская школа». В 1883 году он открыл в Петербурге частную «гимназию и реальное училище Гуревича». Прабабка Ираклия Андроникова — Любовь Ивановна Ильина (ок. 1845-1922) была дочерью Ивана Ивановича Ильина (1799-1865), который участвовал в возведении Большого Кремлёвского Дворца, а потом был его комендантом. Кстати, единственный брат Ираклия Андроникова Элевтер (1910—1989) – стал доктором физических наук, академиком АН Грузинской ССР, директором Института физики АН ГССР. В 1921 году семья на короткое время переезжает в Москву и затем, в том же году, - в Тифлис. В 1925 году Андроников окончил школу в Тифлисе и поступил на историко-филологический факультет Ленинградского университета и одновременно - на словесное отделение Института истории искусств. С 1928 года начал выступать как лектор филармонии. Андроников окончил университет в 1930 году с дипломом литработника с журнально-газетным уклоном. С 1930 года работал сотрудником юмористических журналов «Ёж» и «Чиж», а с 1934 года - библиографом в Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Ещё в годы учёбы в университете он начал исследования творчества М.Ю. Лермонтова. В 1936 году Андроников опубликовал первую статью о Лермонтове в журнале «Труды Тифлисского университета», выпуск № 1. Статья называлась «К биографии М.Ю. Лермонтова». В 1939 году опубликовал книгу «Жизнь Лермонтова» и в том же году был принят в СП СССР. В 1942 году работал литературным сотрудником газеты «Вперёд на врага» на Калининском фронте. В 1947 году — кандидатская диссертация на тему «Разыскания о Лермонтове». В 1948 году – еще одна книга о Лермонтове «Лермонтов. Новые разыскания». Продолжал писать и публиковать статьи и книги о Лермонтове: «Рассказы литературоведа» (1949), «Лермонтов» (1951), «Лермонтов. Исследования, статьи, рассказы» (1952), «Лермонтов в Грузии в 1837 году» (1955). Монография «Лермонтов в Грузии в 1837 году» была засчитана как докторская диссертация в Московском университете в 1956 году. Первое публичное выступление Андроникова как чтеца состоялось 7 февраля 1935 года в клубе писателей в Москве. Впоследствии его выступления с устными рассказами стали пользоваться большой популярностью. А 7 июня 1954 года Андроников впервые выступил на Центральном телевидении с циклом рассказов «Ираклий Андроников рассказывает». Было снято несколько фильмов, в которых он читал свои устные рассказы: «Загадка Н.Ф.И.», «Страницы большого искусства», «Портреты неизвестных», «Слово Андроникова». В 1964 году Ираклий Луарсабович Андроников опубликовал книгу «Лермонтов. Исследования и находки», в которой обобщил итоги своих многолетних историко-литературных изысканий. За неё в 1967 году ему была присуждена Государственная премия. Будучи членом редакционной коллегии, Ираклий Андроников принимал самое активное участие в создании «Лермонтовской энциклопедии», вышедшей в 1981 году. Умер И.Л. Андроников 11 июня 1990 года, (по другим источникам — 13 июня). Похоронен на Введенском кладбище в Москве. Жена Андроникова, актриса Вивиана Абелевна Робинзон (1910-1995), работала в Театре-студии под руководством Рубена Симонова. Общие дочери — Манана и Екатерина. Тётя — литератор Л. Я. Гуревич.

29 сентября

1886 - Израильский раввин, педагог, общественный деятель и деятель движения «Мизрахи» Моше ха-Меири (Моше Островский) родился в местечке Карлин (теперь — район Пинска ) в семье потомственного раввина Меира-Нахмана Островского и Хаи Мунвейс. Учился в Талмуд-Торе в Пинске. После репатриации в Эрец Исраэль в 1897 году продолжил своё обучение в иешиве «Торат Хаим» в Иерусалиме. Получил звание раввина. С 1912 года раввин поселения Экрон. Работал учителем в Петах-Тикве, затем до конца жизни преподавал Талмуд в учительской семинарии в Иерусалиме. Принимал активное участие в движении «Мизрахи». В 1919 году был среди организаторов религиозной школьной системы в Эрец Исраэль. С момента создания Ваада Леуми возглавлял отдел религиозных общин Эрец Исраэль, в том же году получил должность заместителя исполнительного председателя комитета организации. Вложил много труда в организацию Верховного раввината в Эрец Исраэль. Был одним из основателей квартала Кирьят-Моше в Иерусалиме. Раввин Моше Островский - автор книг «Введение в Талмуд» (1935), «Организация еврейского ишува в Эрец Исраэль» (1942) и учебника для школ и учительских семинарий «История „Мизрахи“ в Эрец Исраэль» (1944). Скончался р. Моше ха-Меири (Моше Островский) 13 июня 1947 года.

30 сентября

1931 – Лет десять назад Дмитрий Прокофьев в журнале «Лэхаим» написал: «Александр Воронель – человек более чем известный в еврейском мире и в диссидентском сообществе (когда оно еще существовало). Профессор физики, ставший физиком случайно (как сам он рассказывает – просто потому, что ГБ обещала его обязательно посадить, если он займется гуманитарными дисциплинами), один из первых отказников и один из главных активистов еврейского национального движения 70-х годов; основатель самого интеллектуального русского журнала в Израиле (а кто говорит – и во всем русском зарубежье)... Человек, по всем показателям заслуживающий уважения».
Александр Воронель родился в Ленинграде. Свою правозащитную деятельность начал слишком рано, выступив с протестом против диктатуры Сталина в свои 14 лет. В результате он провел полгода в тюрьме и в лагере для малолетних преступников (Атлян, Челябинской обл.) «за распространение антисоветских листовок» и был (по малолетству) выпущен лишь условно в конце 1946 года. В 1954 году Воронель с отличием окончил физический факультет Харьковского университета. С 1955 г. работал в Институте физико-технических измерений в Московской области. Там ему в течение 1961-1971 гг. удалось провести серию пионерских работ по изучению сингулярности термодинамического потенциала в окрестностях критических точек сжиженных газов, критических точек смешения жидкостей и фазовых переходов второго рода. Эта работа принесла ему международную известность в научных кругах. В 1965 были арестованы его близкие друзья, писатели Юлий Даниэль и Андрей Синявский. A.Воронель вместе со своей женой Ниной потратили много сил, чтобы предать гласности подробности процесса над ними и обеспечить их законную защиту. Шестидневная война между Израилем и Египтом вызвала оголтелую антисемитскую кампанию в СССР, в ходе которой власти отождествляли всех правозащитников с сионистами. В 1971 году Воронель включился в движение евреев за репатриацию в Израиль. Особенно тяжелые препятствия на этом пути советские власти поставили перед людьми высокой квалификации, которых увольняли с работы и лишали средств к существованию. Воронель задался целью вне официальных рамок создать атмосферу, которая позволила бы этим людям не ощущать себя выброшенными из интеллектуальной жизни. Для этого им были задуманы и осуществлены два проекта, не противоречившие советскому законодательству, но в корне противоречившие принятой до того практике. Во-первых, это был семинар, на котором профессионалы из разных областей науки могли докладывать о последних достижениях в своих областях в терминах, понятных всем ученым. Такая деятельность не была запрещена в СССР, но без специального разрешения властей воспринималась как вызов существующему истеблишменту. Широкая поддержка многих ученых из-за рубежа (в том числе шести Нобелевских лауреатов) оказалась совершенно неоценимой в этом проекте. Академик Сахаров и профессор Юрий Орлов также участвовали в этом семинаре. И второй проект: летом 1974 г. было намечено Первое международное заседание Семинара, которое власти требовали во что бы то ни стало отменить. Впоследствии выяснилось, что на это время у правительства СССР был запланирован визит тогдашнего президента США Р.Никсона. После многочисленных попыток запугивания всех постоянных участников Семинара арестовали и две недели продержали в тюрьмах без судебного определения. Семинар продолжал существовать и много лет после отъезда А.Воронеля в Израиль – сначала под руководством Марка Азбеля, а затем - Виктора Браиловского. Вопреки всем преследованиям и кампании клеветы, которую развернули советские власти, им пришлось, в конце концов, смириться с таким проявлением спонтанной активности своих граждан. Кроме того, Воронелем был задуман и осуществлен регулярный выпуск самиздатского сборника материалов о культуре, психологии, истории, и проблемах евреев СССР, который также не содержал противозаконных материалов, но власти приучили своих граждан, что всякое проявление интереса к еврейству свидетельствует о нелояльности и потому обыски, кратковременные аресты и допросы были постоянным фоном существования на всем протяжении подготовки этих сборников. Многие писатели и ученые с энтузиазмом поддержали это издание. Все эти материалы впоследствии были изданы Еврейским университетом в Иерусалиме в серии «Еврейский Самиздат», №№ 4,6,7,10,11,12 за 1974-1976 гг. и переведены на английский, французский, испанский и другие языки. В российском самиздате 70-х была популярна книга Воронеля «Трепет иудейских забот», написанная в 1969-1970 гг.
Выехав в Израиль, Александр Воронель не прекратил своей правозащитной деятельности. В 1976 г. он выступил с докладом на Всемирной конференции в защиту советских евреев в Брюсселе и был избран в Постоянный президиум этой конференции. Он был также избран вице-президентом of International Association of Concern Scientists и находился в постоянном контакте с Семинаром до самого ареста Виктора Браиловского в 1981 г. В Израиле Воронель, будучи членом Израильского комитета ученых в поддержку советских евреев, организовывал материальную помощь и рассылку научных материалов и книг коллегам в СССР. В Израиле абсорбция большой группы бывших советских граждан вызывала много трений и конфликтов, которые требовали правовой защиты интересов новых репатриантов. В 1990 г. для этого был создан Сионистский Форум Выходцев из СНГ под началом Н.Щаранского, и Воронель несколько лет возглавлял его тель-авивское отделение. С 1990 г. он становится главным редактором всемирно известного журнала «22» (вышло уже более 170 номеров). Опубликованные книги А.Воронеля: «Трепет забот иудейских», Тель-Авив, «М.-И.», 1976, 1978, 1981, «По ту сторону успеха», Тель-Авив, «М.-И.»,1986, «Остался Яков один», Тель-Авив, «М.-И.», 1991, «В плену свободы», Тель-Авив, «М.-И.», 1998, «И вместе и врозь», Минск, «Met», 2003, «Тайна асассинов», Ростов-на-Дону, «Феникс», Краснодар, «Неоглори», 2008.

 ______________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии, ЕжеВики и других авторитетных изданий, в том числе из различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных, а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации
Количество обращений к статье - 2683
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (6)
Гость | 02.10.2014 06:35
Дорогой Леонид! Я увидела сообщение в Фэйсбуке о Вашем дне рождения и сразу же отправила поздравление,приношу свои извинения,что поздравляю Вас еще раз с опозданием.Вероятно первое не дошло,так как я постоянно воюю с компьютером. Дай Бог Вам здоровья на долгие годы,ребята принесут много радости,ну а внуки-еще больше.А мы продолжаем жить и работать,выхода другого нет.Будьте успешны и радуйте всех читателей МЗ. Обнимаю Нелли Брагинская
Гость Аарон (Вильям) Хацкевич, NYC | 30.09.2014 08:31
Дорогой Леонид, поздравляю с очень важным
юбилейным днем, желаю здоровья, успехов Вам,
сыновьям, МЗ.
Гмар Хатима Това!
Ваш Аарон
Гость РЕМ ФРЕНКЕЛЬ | 29.09.2014 22:17
Ленечка, дорогой! От души поздравляю тебя с днем рождения!
Желаю тебе традиционную еврейскую триаду - ГЕЗУНТ. ПАРНОСЗ (надеюсь, ты ещё долго будешь радовать нас своим прекрасным творчеством) И настоящего НАХЭС фун ди киндер!
Элеонора Шифрин | 29.09.2014 19:51
Дорогой Леонид! С днем рождения и до 120! Сил, здоровья, творческого вдохновения и "нахес" от сыновей.
Д. Якиревич | 28.09.2014 21:37
29 сентября вступает в свой 70-й год Леонид Школьник, главный редактор замечательного издания "Мы здесь". Дорогой Лёня! Думаю, что выражу мнение абсолютного большинства читателей, пожелав тебе здоровья, вместе с ребятами и другими родственниками. И, конечно, успехов в нелёгком твоём труде, отбирающем столько сил. И пусть их хватает тебе на всё.
Зиси Вейцман, Беэр-Шева. | 25.09.2014 14:50
Внимательно читавший недавно опубликованную в "МЗ" книгу И. Эмиота "Биробиджанское дело" заметил, наверное, что в Тайшетлаге вместе с автором сидел и "писатель из Риги "Р"- Марк Разумный.
Еврейский поэт Александр Белоусов, живя в Куйбышеве (Самаре), переписывался с Марком Разумным в 70-80-х и называл его:"Тайерэр зэйдэ Марк!" - "Дорогой дед Марк!"

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com