Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Наши традиции
Чудо про запас
Александр Казарновский, «МЗ»

Как мы отмечаем Хануку? Правильно, зажигаем свечи. А почему? В память о чуде с менорой. А еще? А еще кушаем всякие истекающие маслом драники и булочки. А почему? В память все о том же чуде с горшочком масла. А еще? А еще в «Шмоне эсре» - молитву, произносимую трижды в день – и молитву после трапезы вставляем дополнительный текст - разумеется, тоже посвященный чуду:


«И мы благодарим Тебя, Господь, - за чудеса и за избавление, и за силу, и за спасение, и за войны, которые Ты вел, помогая отцам нашим в их дни, в это время года. В дни Матитьяhу, сына Йоханана-Первосвященника из семьи Хасмонеев, и его сыновей; когда встало злодейское царство греков на народ Твой, Израиль, намереваясь заставить евреев забыть Твою Тору и преступить Законы, данные Тобой; но Ты, в великой милости Своей, помог отцам нашим в дни беды их. Ты боролся их борьбой, судил их судом, мстил их местью, предал врагов их сильных в руки слабых, многих в руки немногих, нечистых в руки чистых, злодеев в руки праведников, злоумышленников в руки занимавшихся Торой Твоей. И этим создал Ты Себе Имя великое и святое в этом мире Твоем; и для народа Твоего Израиля сделал Ты спасение великое и избавление явное. И после всего этого пришли дети Твои в пределы дома Твоего, и осмотрели Храм Твой, и очистили Святилище Твое, и зажгли Светильник в месте Святости Твоей, и установили эти восемь дней Хануки, чтобы благодарить Тебя и прославлять Имя Твое великое».


Всё вроде бы на месте – и чудо, и светильник, и восемь дней горения… вот только – только горшочек с маслом забыли упомянуть. И чудо, выходит, не в том, что один светильник взял да и выполнил план на 800 процентов, а в чем-то совсем другом. В чем – разберемся чуть позже. А пока посетуем на составителей сидура и заглянем в Книгу Маккавеев. Уж она-то все по полочкам разложит. «Иуда же и братья его сказали: вот, враги наши сокрушены, взойдём очистить и обновить святилище. И собралось всё ополчение, и взошли на гору Сион. И увидели, что святилище опустошено, жертвенник осквернён, ворота сожжены, и в притворах, как в лесу или на какой-нибудь горе, поросли растения, и хранилища разрушены. И разодрали они одежды свои, плакали горьким плачем и сыпали пепел на свои головы, и падали лицем на землю и трубили вестовыми трубами, и вопили к небу.

Тогда отрядил Иуда мужей воевать против находившихся в крепости, доколе он очистит святилище. И избрал священников беспорочных, ревнителей закона. Они очистили святилище, и осквернённые камни вынесли в нечистое место. ...взяли камни целые, по закону, и построили новый жертвенник по прежнему; потом устроили святыни и внутренние части Храма и освятили притворы; устроили новую священную утварь и внесли в Храм менору и алтарь всесожжений и воскурений и стол хлебов приношения; и воскурили на алтаре фимиам, и зажгли светильники на меноре, и осветили Храм; и положили на стол хлебы и развесили занавесы, и окончили все дела, которые предприняли». Приехали. А где же чудо? Горшочек с маслом куда делся? Ау, Иосиф Флавий, что там у тебя в «Иудейских древностях» новенького для нас?«…И вот на двадцать пятое число месяца кислева, называемого македонянами аппелаем, иудеи зажгли свечи на светильнике, совершили воскурения на алтаре, возложили на стол хлебы предложения и принесли на новом жертвеннике жертву всесожжения.

Всё это случилось как раз в тот же самый день, в который, три года тому назад, священное место культа иудеев было осквернено и профанировано… а возобновлён Храм был в тот же двадцать пятый день месяца апеллая, в сто сорок восьмом году, в сто пятьдесят четвертую олимпиаду. Опустошение Храма совершилось вполне сообразно предсказанию Даниила за четыреста восемь лет, когда пророк объявил, что македоняне разрушат святилище.Иуда праздновал со своими согражданами возобновление жертвоприношений в Храме в течение восьми дней…

Иудеи так радовались явившейся теперь вновь возможности вернуться к своим прежним обычаям и внезапному случаю после продолжительного времени опять предаваться истинному богопочитанию, что они условились на будущее время всегда праздновать день восстановления Храма восьмидневным празднеством. С тех пор по настоящее время мы празднуем этот праздник под именем Празднества света (Хаг Урим), вероятно, потому, что в этот день явилась нам против всякого ожидания, подобно свету, возможность вновь поклоняться Предвечному…— Иосиф Флавий, «Иудейские древности» XII 7:6-7

Так было чудо или нет? Да было, было! Ведь сказано: «… мы благодарим Тебя, Господь, - за чудеса и за избавление, и за силу, и за спасение, и за войны, которые Ты вел…».Только в роли чуда здесь не фокус Вс-вышнего с маслицем, а «Ты боролся их борьбой, судил их судом, мстил их местью, предал врагов их сильных в руки слабых, многих в руки немногих, нечистых в руки чистых…»

Ну предал. А в чем чудо-то? А в том, что это была первая в истории человечества партизанская война, и вели ее вчерашние крестьяне против наемников – профессиональных воинов, проводящих всю жизнь либо в боях, либо в боевых учениях, людей с атрофировавшимся чувством страха. И шансов победить в ней у них было не больше, чем, скажем, у бойцов Варшавского гетто взять Берлин. Потому что партизанская война принципиально вспомогательная. Ее цель – действовать в тылу противника, в то время, как регулярные войска с ним сражаются на фронте. Недаром, само слово «герилла» означает «младшая война».

«Дубина народной войны», конечно, гвоздила Наполеона, но все-таки удирал император, переправляясь через Березину, от кутузовских войск, а не от молодцов Дениса Давыдова. Белорусские партизаны во Вторую мировую войну немало немецких поездов под откос пустили, но без действий Советской армии победа была бы невозможна. Победа партизан в Южном Вьетнаме была бы немыслима без предательской деятельности американских левых, и даже после вывода войск США для взятия Сайгона в 1975 году потребовалось массированное вторжение войск Северного Вьетнама.

Фидель Кастро, который в 1959 году еще обслуживал интересы США, в жизни бы не вошел в Гавану, если бы США не ввели торговое эмбарго на режим Батисты. Это только в песне «Партизанские отавы занимали города». А в жизни и «Кавказа гордые сыны» в XIX в., и тамбовские крестьяне, герои «Антоновщины» и «лесные братья» в Литве потерпели поражения, не могли его не потерпеть.

Вот и Маккавеи – ну никак не могли победить. Однако победили. И это так потрясло и современников, и непосредственных потомков, включая Иосифа Флавия, авторов Книг Маккавейских и составителей молитв, что эпизод с маслицем на фоне этого воистину великого чуда казался им настолько незначительным, что даже как-то неудобно было его упоминать. Ну горело себе и горело. Ведь прогорело же! А государство, Маккавеями созданное – вот оно! И земля наша под ногами, Земля Израиля у ворога отбитая.

Впрочем, во времена Иосифа Флавия от государства оставались только рожки да ножки – этнархия Агриппы, потомка Хасмонеев, а потом и ее Рим заглотал. И земля наша перестала быть землей Израиля, становится римской провинцией Палестина, и народ наш, разгромленный в двух восстаниях, окончательно отправляется в изгнание. И память о чуде победы превращается горечь осознания, что все это «дела давно минувших дней» и к нам уже отношения не имеет.

Вот тогда-то и вспомнили о том «запасном» чуде, которое Вс-вышний устроил в Храме и на которое свидетели этого чуда почти не обратили внимания. Вот тогда-то в Вавилонском Талмуде в комментарии к Мегиллат Таанит, из трактата Шаббат впервые записывают ранее передававшуюся из уст в уста историю о том, как Хасмонеи, оказавшись в захваченном ими Храме, обнаружили, что храмовая менора то ли осквернена, то ли испорчена, поэтому они сделали новую менору из семи шипудим (буквально `вертела`), как был даже найден один небольшой кувшин с чистым маслом, но он был так мал, что его могло хватить только на один день горения меноры. Однако Маккавеи все же решили зажечь Менору, поскольку Храм должен был быть освящен, и тогда произошло чудо: масла хватило ровно на восемь дней, то есть точно на то время, которое требовалось для приготовления нового чистого масла для меноры.

И еврей, в каком бы медвежьем углу галута он ни оказался, зажигал ханукию, смотрел на огонь и думал: «Да, у нас больше нет своего государства. И земли своей нет. Но огонь в память о том огне – вот он! А значит, и Б-г мой всегда со мной. Бояться нечего!».

Величайшее чудо нашего времени – возрождение еврейского народа на своей земле и создание заново своего государства. Оно произошло без всяких вспомогательных, т.н. «открытых» чудес. Как у Высоцкого – «Кроме мордобития, - говорит, - никаких чудес!» Никаких чудес, кроме побед в войнах на три фронта (история других народов не знает случая, чтобы страна и на два фронта сражаясь, победила). Никаких чудес, кроме 39 скадов, от которых во время войны в Заливе 1991 года погиб лишь один человек – в других войнах ими были убиты сотни людей. Никаких чудес, кроме исполнения тютелька в тютельку всех древних пророчеств о возвращении еврейского народа на свою землю и воссоздании еврейского государства.

Были «естественные» чудеса, а вот «открытые» оказались не нужны. Будем надеяться, что и в дальнейшем они не потребуются. Плоды нынешнего «естественного» чуда будут согревать нас всегда.
Количество обращений к статье - 1394
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (0)

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com