Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
18-24 дек. 2014
Рубрику ведет Леонид Школьник

18 декабря

 

1850 – В местечке Несвиж, Минской губернии, родился еврейский романист и драматург Шомер (Нохем-Меир Шайкевич). Жил в Пинске, где и начал писать стихи и рассказы – поначалу только на иврите. Затем в 1876 году поселился в Вильно, поступил на службу к своему дяде – купцу Выгодскому. Там, в Вильно, Шомер написал свой первый роман на иврите. Издатель Ш.Финн предложил молодому автору написать что-то на идиш, и буквально наутро Шомер принес ему рассказ «Мертвый на этом свете», подписанный псевдонимом Шомер. Рассказ был немедленно опубликован отдельной брошюрой, как и девять других рассказов с захватывающими сюжетами, написанных в несколько следующих дней. Ш. И. Финн, предвидя коммерческий успех публикаций, уплатил Шомеру очень большой по тем временам гонорар — по три рубля за брошюру. С тех пор литература стала для Шомера основным источником заработка. Наибольшим успехом пользовались его романы «Ди умгликлихе либэ» («Несчастная любовь», 1882), «Дер ойцер одер Дер калтер газлн» («Сокровище, или Хладнокровный разбойник», 1884), «Эйн унгерихтер глик» («Неправедное счастье» 1885), «Дер ид ун ди грефин» («Еврей и графиня», 1892) и другие. Появились «пиратские» переиздания его романов, некоторые беллетристы стали подражать его стилю. Шомер не работал над отделкой своих произведений, широко использовал заимствованные сюжеты, пользовался обедненной лексикой; потворствуя невзыскательным вкусам, не чуждался вульгаризмов. Продуктивность его была феноменальной: только в 1888 году он опубликовал 26 романов. Классики новой литературы на идиш, прежде всего Шолом-Алейхем, активно выступили против творчества Шомера, введя термин «шомеризм» как обозначение низкопробной беллетристики. В то же время успех пьес и романов Шомера не был случайным: в условиях крушения вековых бытовых и этических норм они уводили читателя в мир вымысла. Но Шомеру критика живого классика пошла лишь на пользу: его книги стали раскупать еще лучше. Уввлекшись театром, Шомер поселился в 1879 г. в Одессе и начал писать пьесы — сначала для труппы И. Лернера (1847–1907), затем создал собственную труппу, гастролировавшую по городам и местечкам Украины и Бессарабии. В 1881 г. Шомер возглавил еврейский театр в Кишиневе, в 1882 г. вернулся в Одессу, где объединил свою труппу с труппами А. Гольдфадена и И. Лернера. Издавал журналы: «Дер литвак одер Дер талмид-хохэм» (Одесса, сентябрь–октябрь 1883), «Билдер фунэм лэбн» (Одесса, 1883–84). В 1885–87 гг. Шомер жил в Варшаве, где ставились его пьесы, в 1888 г. организовал театр в Пинске. В 1889 году по приглашению группы актеров Шомер приехал в Соединенные Штаты, где был тепло принят публикой и решил остаться навсегда. Большой успех имели его пьесы, романы с «продолжениями», печатавшиеся в самых разных изданиях. Впрочем, Шомер и сам издавал немало журналов - «Дер менчнфрайнд» (1889–91), «Дер найер телефон» (1890–91), «Дер ланд-хохэм» (1893–94), «Ди национ» (1901–1902). Умер Шомер 24 ноября 1905 года в Нью-Йорке.

 

19 декабря

1933 – Свой очередной день рождения театральный режиссер и художественный руководитель «Современника» Галина Волчек отмечает, увы, в больнице, куда она была доставлена 16 декабря из-за сердечного заболевания. СМИ сообщают, что Волчек зафиксировали атриовентрикулярную блокаду сердца — нарушение проведения электрического импульса по проводящей системе сердца. Такая блокада может привести к сбою ритма и гемодинамике.
Галина Борисовна давно уже стала знаковой фигурой российского театра, хотя никогда не занималась созданием легенд вокруг своей особы. И поэтому именно сегодня расскажу хотя бы кратко о ее творческом пути.


Родилась она в Москве, в семье Веры Исааковны Майминой и известного кинооператора, профессора ВГИКа Бориса Израйлевича Волчека (фильмы "Тринадцать", "Ленин в Октябре", "Белый клык", "Командир "Счастливой щуки"). Галина окончила школу-студию МХАТ (курс А.Карева). В 1955 году вошла в группу основателей "Студии молодых актеров" (впоследствии - театр "Современник"). С 1956 года начала артистическую деятельность. Первая роль Волчек - "отрицательный" острохарактерный образ Нюрки-хлеборезки ("Вечно живые" Виктора Розова).
Артистический почерк Галины Волчек отличался яркостью, запоминающимся колоритом, склонностью к изображению неординарных характеров, вырастающих до символа. Первая ее постановка - "Двое на качелях" Уильяма Гибсона (1962) характеризовалась зрелым психологизмом, тонкой разработкой характеров. Совместно с главным режиссером "Современника" Олегом Ефремовым она поставила этапный для коллектива спектакль "Обыкновенная история" по роману И.Гончарова (1966).
В одном из телевизионных интервью Галина Борисовна рассказывала о том времени, когда почти четыре десятка лет назад из театра ушел Олег Николаевич Ефремов: «… Мы остались «без руля» – это была трагическая ситуация для молодого «Современника». Ефремов руководил театром 14 лет, кроме того, он был нашим учителем. Для нас это была трагедия – мы остались одни, без репертуара, потому что все драматурги – его друзья – ушли с ним во МХАТ. И мы остались без ничего. Руководил театром худсовет, в котором я тоже принимала участие. Это были и Игорь Кваша, и Лиля Толмачёва, и я, и Олег Табаков, и Женя Евстигнеев, но тогда я поняла навсегда, что как бы ни были гениальны артисты-творцы, коллектив не может руководить театром… Коллективное руководство – это обречение на гибель.
И когда прошли два года нашего этого «лебедь, рак и щука», на собрании труппы (тогда слова «выборы» не было) меня просто труппа приговорила к тому, чтобы я на это пошла. Я отказывалась… Я как будто предвидела все сложности, которые в моей жизни появятся, но мне ребята (как сейчас, помню эти интонации) говорили: «Мы тебе будем помогать. Нет, ты должна согласиться! Ты обязана, иначе театр… Но будет трудно».
И я, согласившись на эту судьбу, понимала, что роль руководителя – она всё равно роль обидчика. Какой бы человек ни был - всё равно… Всё равно у кого-то больше ролей… Всё равно кто-то более заметен… Всё равно у кого-то выше зарплата… Всё равно кого-то поощряют за что-то, а другого - нет, потому что Бог не одарил его таким талантом… Ну и так далее. Потому что тот, кто стоит у руля, он всё равно обидчик. И я это понимаю. И поэтому обижаться… я не обижаюсь, я иногда огорчаюсь. Иногда очень расстраиваюсь, даже до внутренних ран – это бывает… Особенно когда непонимание приходит не извне, извне - я с этим давно смирилась. Я давно смирилась с тем, что у нас провозглашают моду на того или иного артиста, режиссера и т. д. Кому-то пришивают крылья, не успел он даже взлететь… Я за свою жизнь услышала и прочитала такого, чего мало кому пожелаю… Может быть, есть такие монстры, которые настолько в себе уверены, что им, что ни прочитай, или что ни расскажи, им всё равно… А мне - нет...».
В 1970-1980 годы Галину Волчек, главным образом, интересует драматургия А.П.Чехова. Она ставит в духе трезвого пессимизма и юмора "Вишневый сад" (1976) и "Три сестры" (1982). Острая ироничность, преодоление привычного пафоса характеризовали эти постановки, прожитые Волчек, прежде всего, через актеров.
Другим этапным спектаклем стал "Эшелон" М.Рощина (1976). Постановка производила впечатление глубиной психологизма, показом каждодневного подвига самых обычных женщин, призванных войною к героизму. С огромной любовью режиссером и актерами раскрывался каждый женский характер, каждый поворот судьбы.
А в 1979 году Галина Борисовна с труппой американских актеров поставила "Эшелон" в США, в Хьюстоне. Это было первое приглашение советского режиссера за океан. Так "Современник" стал первым советским театром (после знаменитых гастролей МХТ в 1924 г.), гастролирующим на Бродвее в 1996 и 1997 годах. Кстати, театр был награжден общенациональной премией США в области драматического искусства - Drama Desk Award.
Большой общественный резонанс вызвал поставленный Галиной Волчек в 1989 году "Крутой маршрут" по книге Евгении Гинзбург (матери писателя Василия Аксенова). Обращение к теме репрессий не было для главного режиссера случайным: еще в 1973 году она поставила "Восхождение на Фудзияму" Чингиза Айтматова и Калтая Мухамеджанова - о культе личности.
Галина Волчек открыла для советской и российской сцены имена и произведения драматургов, ставших известными всей стране после дебюта в "Современнике" – уже упоминавшийся «Эшелон» и "Спешите делать добро" Михаила Рощина, "Обратная связь" Александра Гельмана, "Звезды на утреннем небе" Александра Галина, «Мурлин Мурло» и «Мы едем, едем, едем…» Николая Коляды.
Галина Волчек широко известна как актриса, создавшая в театре и кино целый ряд ярких и запоминающихся образов. Среди ее наиболее значимых киноработ - роли в фильмах "Король Лир", "Вечно живые", "Русалочка", "Осенний марафон". В 2006 году Галина Волчек была награждена премией имени Г.А. Товстоногова "За выдающийся вклад в развитие театрального искусства".
Ну и напоследок – ее высказывание о «хождении во власть» (она была депутатом Госдумы от фракции "Наш дом - Россия", но добровольно сложила с себя полномочия): «Я отказалась от всех предложений многих партий играть в эти игры. Мой опыт вхождения в политику - и человеческий, и режиссерский - показал, что серьезное существование в политике ведет к потере главного - человеческих отношений. А эти отношения для меня самое ценное».
Пожелаем Галине Борисовне выздоровления и возвращения в родной театр.

 

20 декабря

1946 – В этот день в Тель-Авиве родился израильский маг-чародей Ури Геллер. Удивительные способности мальчика начали проявляться уже в раннем возрасте. Однажды он почувствовал, что может читать мысли своей матери. Как-то раз она пришла домой с вечеринки, где проводила время за игрой в карты. Ури неожиданно назвал точную сумму денег, проигранных ею. Мать очень удивилась, но этим дело не кончилось. Родители Ури разошлись, мать мальчика вторично вышла замуж, и семья Геллеров переехала на Кипр. Как-то раз у отчима случился сердечный приступ. Ури об этом не мог знать, но какая-то неведомая сила направила его в больницу, где он без каких-либо подсказок нашел нужную палату. Там, у постели отчима, он увидел мать. В другой раз, когда его мать попала в автомобильную аварию, Ури почувствовал этот момент очень отчетливо.
Свои способности в телепатии Ури стал с успехом применять на экзаменах. Для этого ему требовалось лишь смотреть в затылок способного ученика и "считывать" ответы на заданные вопросы. Учителя стали подозревать Ури в обмане, так как он повторял не только правильные ответы, но и ошибки других учеников. Его пересадили в самый дальний угол класса, но и это не помогло. Все равно он продолжал "подслушивать". По окончании школы семья Геллеров возвратилась в Тель-Авив. Ури призвали на службу в ЦАХАЛ – Армию обороны Израиля. Служил он в парашютно-десантных войсках. В июне 1967 года началась Шестидневная война, и у Геллера с начала боевых действий возникло предвидение, что он не погибнет, но будет ранен. Так оно и вышло. В одном из боев осколками гранаты он был ранен в ноги и голову. Раны, к счастью, оказались не очень серьезными. Когда он выздоровел, ему предложили работу с подростками в лагере.


Там Ури встретил своего сверстника по имени Шипи, который стал одним из самых близких его друзей и помощников. Однажды Шипи предложил Ури продемонстрировать свои удивительные способности за деньги. Тот согласился. Это было первое публичное выступление, во время которого Ури читал мысли, "ремонтировал" неисправные часы и гнул вилки и ложки. Успех был неописуемый. Когда Ури закончил службу в армии, он стал практиковать такого рода представления. Первые же публичные выступления принесли ему шумную известность.
Взлетом своей карьеры Ури Геллер обязан американскому ученому Андрию Пухаричу. Пухарич встретился с Геллером на одной из дискотек. Пухарич сидел в зале вместе с публикой и наблюдал за событиями на сцене. Шел обычный для Геллера сеанс телепатии. На следующий день по инициативе Пухарича произошла их встреча. Геллер взял листок бумаги и написал на нем какое-то число, а затем попросил Пухарича задумать три цифры. После этого Ури показал ему свою записку с цифрами. К изумлению Пухарича, цифры совпали. Затем Геллер заставил подняться столбик термометра на несколько градусов, пустил в ход преднамеренно остановленные часы и разломил обручальное кольцо. Пухарич убедился, что дар Геллера - это нечто уникальное.
Популярность Геллера росла день ото дня. Он путешествует по всему миру, демонстрируя свои способности. Сначала едет в Европу - в скандинавские страны, Испанию и Италию, а затем - в Японию, Австралию, Новую Зеландию... Но вместе с успехом растет и противодействие. Например, первая поездка Геллера в США вызвала скорее отторжение, чем признание. На него тогда обрушился журнал "Тайм". Геллера обвинили в мошенничестве, нечестности и многих других грехах. Но все разговоры прекратились после того, как возможностями Ури Геллера заинтересовался известный немецкий специалист по ракетостроению Вернер фон Браун, проживающий и работающий в США. Ученый пригласил израильтянина к себе домой и попросил его продемонстрировать «что-нибудь необычное». Геллеру удалось расплющить золотое обручальное кольцо на ладони фон Брауна. Через некоторое время ученый обнаружил, что батарея от калькулятора, которую он заменил только утром, полностью села. Как только Геллер взял калькулятор в руки, он снова заработал. После этого случая Вернер фон Браун предположил, что Ури Геллер может сам генерировать электроэнергию.
Известно, что американская полиция привлекала Ури Геллера к поискам знаменитого маньяка по кличке «сын Сэма», который охотился на молодых людей и за лето 1976 года убил шесть человек и тяжело ранил семерых.
7 ноября 2006 года Геллер также отметился своим громким высказыванием по поводу того, что предсказания экстрасенсов помогли войскам США разыскать Саддама Хусейна.
"Один из солдат шел по горной тропе, неожиданно свернул с нее и вдруг заметил укрытие, в котором и находился Хусейн", - заявил Геллер. Он утверждал, что солдат выбрал именно эту дорогу, потому что получил информацию от одного из источников, входящих в отдел экстрасенсов ЦРУ. Геллер, утверждавший, что работал на Центральное разведывательное управление США во время «холодной войны», настаивал, что эту информацию он получил от высокопоставленного источника, входящего в этот отдел. Правда, американские военные представители в Ираке никак не прокомментировали это заявление.
Читателей «МЗ» может интересовать личная жизнь Ури Геллера. Отвечаю: с ней у него тоже «беседер» (порядок –ивр). Со своей будущей женой Ханой он встретился в госпитале, где лечился от ранений, полученных во время Шестидневной войны. Ему показалось, что их свело какое-то провидение...
Однажды где-то на юге Франции они проходили мимо одного из самых дорогих и роскошных магазинов, напичканных всевозможными штучками от Кардена, Ив Сен-Лорана, Версаче и так далее. Ури вдруг решил, что им нужен чемодан, и они зашли внутрь. Сначала Геллер купил великолепный чемодан от Гуччи. Потом еще один, потом еще — до тех пор, пока не скупил чемоданы всех размеров, которые были в магазине! Вдруг Ханна взглянула на него так открыто и застенчиво, как это свойственно только ей... «Зачем мы покупаем всё это? — спросила она. — Только для того, чтобы все увидели нас в аэропорту с фирменными дорожными чемоданами Гуччи? Кому и что ты хочешь доказать?».
Ури от неожиданности растерялся, взглянув на Хану — и вдруг оба дружно рассмеялись! Больше ничего не нужно было говорить — так закончился их покупательный кутеж. С тех пор они дарили друг другу простые, недорогие подарки ко дню рождения. Ури носил свои любимые рубашки с короткими рукавами до тех пор, пока они откровенно не изнашивались. И ему больше ничего и никому не нужно было доказывать...
У Ханы и Ури – взрослые сын и дочь, а совсем недавно Геллер ... женился. На вопрос журналистов, в чем дело, маг-чародей ответил: «У нас с Ханной была ведь только гражданская, светская церемония. А тут мы женились по еврейскому обычаю, с хупой, с разбиванием бокала, с Ктубой (брачным контрактом). Словом, было всё по-настоящему, как и положено. И мы с Ханой очень этим довольны».

 

21 декабря

1804 – В Лондоне 210 лет назад родился Бенджамин Дизраэли (впоследствии лорд Биконсфильд) - английский государственный деятель и писатель, один из представителей «социального романа». Предки его — испанские евреи, бежавшие в Англию от инквизиции. Отец — Исаак Дизраэли — писатель и библиофил. В 1821 году Бенджамин поступил практикантом к адвокату и сразу обнаружил блестящие дарования. Рано увлекся литературой. Вслед за неизданным романом Ayemes Papillon написал Vivian Grey (1828) — историю светских и политических похождений молодого честолюбца. Литературный успех открыл перед Дизраэли двери великосветских салонов, где он учился политической интриге и находил материал для романов. Ясный практический ум, находчивость, остроумие, неотразимая личная привлекательность, честолюбие и железная настойчивость помогают Дизраэли завязать связи в высших сферах; путешествия на Восток (Турция, Палестина) обогащают его воображение, расширяют кругозор, а выгодная женитьба навсегда освобождает от денежных затруднений. После четырёх неудачных попыток пройти в парламент Дизраэли меняет свою либеральную программу, и в 1837 году, наконец, избирается от партии тори. В парламенте он произносит нашумевшие в своё время речи, затем становится лидером оппозиции, в 1852 году — министром, а в 1868 году — премьер-министром. Свою литературную деятельность Дизраэли сделал средством пропаганды своих социально-политических взглядов. Этой цели служили его социальные романы Coningsby or the New Generations (1844), Sybil, or the two Nations (1845). Исторический роман Alroy посвящен еврейскому вопросу. Изображая лжемессию ХII века, автор выступает своеобразным палестинофилом. Умер Бенджамин Дизраэли 19 апреля 1881 года в Лондоне.

 

22 декабря

1889 – В Виннице, на Украине, 125 лет назад родился Натан Альтман - живописец, график, скульптор. Ему было четыре года, когда от туберкулеза умер отец. Главой семьи стал дед, но тоже вскоре умер. Мать, устав от вечных забот о куске хлеба и страха погромов, уехала за границу. Маленький Натан остался жить с бабушкой. С 1906 по 1910 год он жил в Одессе. Это были годы интенсивной учебы в Одесском художественном училище, которое славилось своими преподавателями. По окончании училища он решает ехать в Париж продолжить образование. В декабре 1910 года по пути в Париж Альтман останавливается в Вене и Мюнхене, где впервые попадает в художественные музеи (и, конечно, в Париже). Ни в тогдашней Одессе, ни тем более в Виннице ничего подобного не было. В Париже в то время жили Марк Шагал, Хаим Сутин, Осип Цадкин, Давид Штернберг, Амедео Модильяни и многие другие. Однако в работах Альтмана того времени проглядывает главное его качество - желание стоять особняком, крайний индивидуализм. Когда он впервые представил свои полотна на выставке в Париже, это были старые одесские картины. Среди типичных работ молодого мастера - "Еврейские похороны". Он хорошо помнил смерть деда, пережил его похороны. Все фигуры погружены в серое цветовое поле смерти, атмосферу печали, дикой тоски. Горят свечи. Лежит тело, завернутое в черную ткань. Через год Альтман покидает Париж и возвращается на родину. Став одним из основателей «Еврейского общества поощрения художеств», он стремился применить принципы модерна к осмыслению древних символов и орнаментов еврейского религиозного искусства (графические циклы «Картинки Натана Альтмана», 1914–1916, оформление альманахов «Сборники Сафрут», 1917 и др.). Со временем искусство Альтмана становится все более авангардным, близким кубизму и футуризму. Изысканной кристалличностью форм выделяется его знаменитый «Портрет Анны Ахматовой» (1914, Русский музей, Петербург), который считается едва ли не лучшим портретом поэтессы. В те же годы он выступает и как скульптор, и здесь обнаруживая свой нервно-экспрессивный, чуткий ко внутренней ритмике форм талант («Автопортрет», 1913, бронза, там же). Альтман активно занимался сценографией - оформлял лучшие спектакли театра «Габима», а также Государственного еврейского театра (ГОСЕТ), 1920–1928. Уехав в Париж (в связи с гастролями ГОСЕТа), Альтман оставался там до 1936, однако значительного художественного успеха за границей не имел. Вернувшись в СССР, плодотворно работал как художник театра и книжный иллюстратор. Умер в Ленинграде 12 декабря 1970 года. Похоронен на одном кладбище с Анной Ахматовой в Комарове.

23 декабря

1859 – В польском местечке Згреж, Лодзинского уезда, Петроковской губернии, 155 лет назад родился еврейский писатель Давид Фришман. Стихи начал писать в 14 лет, дебютировал рассказом на иврите в 1878 году, а первое стихотворение на идиш опубликовал в конце 1888 года. Учился в хедере, брал уроки у раввина, дома учил иврит, немецкий и французский языки. В 1909 г. издавал собственную газету «Ха-Бокер» (вместе с Х. Д. Номбергом; выходила полгода), с 1910 г. — работал в газетах «Ха-Цфира» и «Хайнт». По заданию этих газет дважды — в 1911 г. и в 1912 г. — побывал в Эрец-Исраэль и описал свои впечатления в сериях очерков на иврите и на идиш (отдельное издание — сборник «Ба-Арец» [«В стране Израиля»], Варшава, 1913). Фришман не склонился к сионизму, не принял разговорного иврита (сам он, как правило, говорил по-немецки), стиля и лексики газетных статей Элиэзера Бен-Иегуды и его круга. Тем не менее, Фришман оценил достижения ишува и даже предсказал ему процветание в случае перехода под опеку англичан, признавал и роль Бен-Иегуды в процессе превращения иврита в разговорный язык. В 1913 г. в Вене на конференции по языку и литературе иврит при 11-м Сионистском конгрессе Фришман призвал к созданию художественной литературы и освоению в ней всех жанров европейской литературы; Х. -Н. Бялик на той же конференции призвал к собиранию и систематизации еврейского литературного наследия. Это разногласие вызвало долгую полемику в литературных кругах. В 1914 г. Фришман приехал в Берлин, в начале войны был интернирован, но сумел вернуться в Варшаву, однако, опасаясь немецкой оккупации, в 1915 г. переехал с семьей в Одессу. Здесь талантливый поэт и переводчик донес до читающей еврейской публики произведения таких великих писателей, как Пушкин, Андерсен, Байрон. Его замечательный перевод поэмы Рабиндраната Тагора прославил эту поэму среди гебраистов. В этот же период он печатал фельетоны на идиш в ежедневной газете «Ундзэр лэбн», в 1917 году опубликовал цикл стихов на иврите в альманахе Х.-Н. Бялика «Кнессет». В том же 1917 году Фришман отправился в Москву, был редактором первых трех номеров ивритского журнала «ха-Ткуфа», которые стали заметным явлением в еврейской литературе. В 1919 году вернулся в Варшаву, затем переехал в Берлин, где и умер 4 августа 1922 года. Его именем названы улицы в Тель-Авиве, Иерусалиме, Холоне, Нетании, Реховоте, Ришон ле-Ционе. На снимке: Д.Фришман. Портрет работы Л.Пастернака. Москва, 1916

 

24 декабря

1859 - Один из крупнейших галахических авторитетов XX века, на протяжении нескольких десятилетий главный раввин Бессарабии, общественный деятель и писатель Иегуда-Лейб Цирельсон родился 155 лет назад в м. Козелец, Черниговской губернии. С детства проявил выдающиеся способности в учебе. В 1879 г. возглавил общину города Прилуки на Украине (получив смиху, был избран духовным раввином), а в 1907 г. получил также должность казенного раввина. Находился в переписке с многими раввинами России и Западной Европы по различным вопросам Галахи. Приобрел известность как блестящий оратор, публиковал статьи, эссе и стихи в газетах и журналах на иврите: «ха-Маггид», «ха-Цфира», «ха-Мелиц», «ха-Зман» и др., и статьи на идиш — в ортодоксальной варшавской газете «Дер юд». В 1902 г. вышел в свет сборник стихотворений и эссе Цирельсона «Дерех слула» («Проторенный путь»). Позже были опубликованы его брошюры на русском языке «Русско-японская война» (1904) и полемический трактат об организации еврейских общин «Анализ мыльных пузырей» (Одесса, 1908). В 1897 г. Цирельсон присоединился к призыву раввина Ш. Могилевера о поддержке сионистского движения. В августе 1898 г. принял участие в 1-й Всероссийской сионистской конференции в Варшаве. Однако в ходе полемики со светскими сионистами Цирельсон вообще разочаровался в сионизме и в дальнейшем принял участие в создании несионистского ортодоксального движения Агудат Исраэль, был делегатом его 1-го конгресса (Катовице, 1912), председательствовал на конгрессах движения в Вене (1923 г. и 1929 г.). В 1908 г. Цирельсон стал духовным и казенным раввином Кишинева. В 1910 г. он был назначен председателем Шестой раввинской комиссии, собравшейся в Санкт-Петербурге. В качестве полномочного представителя еврейских религиозных общин России Цирельсон выступал с резкими протестами в российской прессе против кровавого навета в период подготовки процесса М. Бейлиса (1911–12). С начала Первой мировой войны Цирельсон возглавил филантропическую деятельность по организации помощи жертвам военных действий и погромов; она продолжилась и после отделения в 1918 г. Бессарабии от России и вхождения ее в состав Румынии. Фактически Цирельсон исполнял с этого времени обязанности главного раввина Бессарабии. Он выучил румынский язык и в 1922 г. был избран депутатом парламента Румынии, а в 1926 г. - сенатором от Кишинева. Однако от звания сенатора он демонстративно отказался после того, как в официальном парламентском вестнике не было опубликовано его выступление против юдофобии. Цирельсон пользовался большим уважением в ортодоксальных кругах. Его избрали президентом правления Большой синагоги в Вене. Цирельсон уделял большое внимание еврейскому образованию в Румынии, был инициатором создания ортодоксальной гимназии в Кишиневе. Несмотря на разногласия с сионистами, Цирельсон всячески содействовал алие из Румынии, особенно в годы, предшествовавшие Катастрофе. После присоединения Бессарабии к СССР в 1940 году раввин Цирельсон подвергся травле в советской прессе. Погиб при воздушной бомбардировке Кишинёва в первые дни войны, по самой распространённой версии - 25 июня или 6 июля 1941 года. В склепе раввина Цирельсона на старом еврейском кладбище на Скулянке в Кишинёве были захоронены повреждённые в результате бомбардировок свитки Торы и других священных книг. В начале 1950-х годов часть еврейского кладбища была снесена под строительство новой дороги, и могилу раввина Цирельсона, находившуюся при входе на кладбище, перенесли в другое место. В 1958 году вся нижняя часть еврейского кладбища была снесена под строительство рыночной площади и парка отдыха, памятник на могиле раввина Цирельсона был разрушен, а сама могила и надгробная плита перенесены и захоронены у памятника жертвам Кишинёвского погрома 1903 года. Именем Цирельсона названы улицы в Тель-Авиве, Петах-Тикве, Бней-Браке, Рамат ха-Шароне, Нетании, Кишинёве. В сохранившейся части здания бывшей «Иешивы Цирельсона» в Кишинёве в 1990-е годы была открыта ныне действующая иешива «Торат Эмет» (Правда Торы). Архив Цирельсона хранится в Еврейской Национальной и в Университетской Библиотеке в Иерусалиме. Внучатый племянник раввина Цирельсона - известный израильский математик Борис Цирельсон.

 

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии, ЕжеВики и других авторитетных изданий, в том числе из различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных, а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации
Количество обращений к статье - 2627
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (1)
Гость Борух- Борис Дорфман, Львов | 22.12.2014 01:02
Я помню похороны главного раввина Бессарабий и Кишинева в первые дни войны. Его провожал большая толпа евреев и представительи других наций. Посещал его могилу,

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com