Logo



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!



RedTram – новостная поисковая система

Прямая речь
Бизнес на памяти мертвых
Проф. Довид Кац, Вильнюс, Литва

Конференция «Антисемитизм, радикализация и воинствующий экстремизм» состоялась 30 сентября 2015 г. в Вильнюсе в Novotel-отеле. Она была организована Институтом мониторинга прав человека (HMRI)
[1] и его партнерами (Еврейской общиной Литвы, Университетом Витаутаса Магнуса, Европейским Экономическим союзом (EEA) и др.) и наверняка войдет в историю как один из самых примечательных плодов на ниве местного «бизнеса на памяти мертвых евреев» [2], который приобретает всё большую известность.

Самым шокирующим моментом конференции стало участие в утреннем заседании режиссера Йонаса Охмана - литовского гражданина шведского происхождения. Именно он прославлял (в стиле крайне правых) боевиков послевоенного сопротивления – наиболее болезненная проблема Балтийского антисемитизма в 21-м веке! – без малейшего упоминания о бэкграунде боевиков, которые, скорее всего, принимали участие в насилиях в период Холокоста.

Режиссер Охман, приглашенный на утреннее заседание, является в то же время противником Израиля (в стиле крайне левых): его нынешний «гуманитарный проект» - петиция мэру Вильнюса с требованием уволить еврейского (израильско-литовского) советника за помещенные в социальных сетях «глупые фотографии», которые сделались антисемитскими, попав в его петицию и, затем, будучи вырванными из контекста, обрели политически заряженное воплощение.

Далекий от того, чтобы таким же образом противостоять официальным лицам и советникам с неонацистскими предпочтениями, он хвастался (см. видео) своими связями с Правым сектором и другими украинскими группами, которые, мягко говоря, симпатизируют виновникам Холокоста времен Второй мировой войны.

Когда во время выступления на конференции Охман громил Израиль, израильский посол в Литве Амир Маймон, сидевший в зале, задал резкий вопрос: «Вы переписываете историю?» (см. на 14-й минуте записи – time code 13:31) [3].

Режиссер Йонас Охман (справа) и два ведущих профессора - Леонидас Донскис (слева)
и Саулюс Сужеделис. Фото: DefendingHistory.com


В фильме Й. Охмана о послевоенных антисоветских боевиках не обсуждалась их предполагаемая роль в трагедии Холокоста; позже он сам также стал главным вильнюсским гонителем Израиля. На конференции не было ни одного еврея - уроженца Литвы и не было сказано ни слова об актуальных проблемах антисемитизма в стране. Среди спонсоров конференции – каунасский Университет Магнуса Витаутаса, в котором по-прежнему находятся барельеф и лекционный зал, прославляющий нацистского марионеточного министра, который подписывал бумаги на депортацию евреев Каунаса в лагеря смерти, а оставшимся было предписано в течение месяца переселиться в гетто.



Израильский посол в Литве Амир Маймон спрашивает докладчика (Й. Охмана), не собирается ли он переписать историю в своей атаке на государство Израиль. Видеосюжет: DefendingHistory.com

Один из ветеранов, посетивших конференцию, заметил: надеюсь, местная еврейская община в один прекрасный день тоже найдет спикера, который будет готов изложить адекватный взгляд на вещи. Легитимация Йонаса Охмана, который восседал на престижном утреннем заседании рядом с двумя ведущими профессорами на конференции по борьбе (!) с антисемитизмом, спонсируемой организацией по «правам человека», ведущим университетом и официальной еврейской общиной (!), означает тотальный откат для движения за права человека во всем регионе. Однако обратимся сначала к европейской организации-спонсору.

Не впервые EEA (чьи спонсорские программы существуют благодаря щедрости Исландии, Лихтенштейна и Норвегии, которые не являются членами ЕС) уговорил вложить «хорошие деньги после плохих» в проект «Антисемитизм в Литве», который успешно игнорирует практически все нынешние актуальные местные проблемы и вопросы национального антисемитизма, проект, из которого постепенно исключаются ветераны - еврейские обозреватели проблем антисемитизма (равно как и доблестные его критики нееврейского происхождения), что приводит к тому, что осуществляется литовский национальный проект, который рассчитывает «взять на себя» великое еврейское наследие страны: от «идишских проектов» (которые вполне заслуживают названия «Идиш-без-идиша») до образовательных программ, посвященных Холокосту, которые продвигают концепцию двойного геноцида, до конференций по антисемитизму в Литве, где можно увидеть замечательные презентации по массе смежных дисциплин, однако практически ничего не говорится непосредственно по теме, а количество сказанного от имени самих евреев стремится к нулю.

Попробуйте проделать что-то подобное в отношении прав геев, афроамериканцев или цыган, и посмотрите, что из этого выйдет. Но в случае с евреями это проходит. В некоторых странах Восточной Европы малочисленные, но активные общины могут быть приманкой для «Бизнеса на памяти мертвых евреев», который, - и в силу утилитарных мотивов (интересные проекты, финансирование, карьера, прибыль), и благодаря национальной программе «инкорпорирования» (фиктивного инкорпорирования наследия Литваков в «литовскую культуру», в то время, как идет переписывание истории Холокоста) - служит базой национального самоутверждения.

В программе конференции была заявлена речь главы еврейской общины, ведущего адвоката по гражданским делам и делам реституций Фаины Куклянски, которая должна была произнести поздравительную речь, но она не сделала этого, прислав в качестве «представителя еврейской общины» Лаураса Сабониса. Он снова заговорил о проекте “Bagel Shop” (Магазин «Бейгл»), который, как считает большинство евреев, стал большой корзиной для грантов EEA на волне «литвинизации» их любимой общины. Красноречивый и яркий молодой человек, чьи предки помогали спасать евреев в Каунасе, намекал (ссылаясь) на себя, на (демографический) кризис еврейской общины в Литве, говоря о том, что некоторые видят «необходимость» в том, чтобы «люди Бейгла» носились с деньгами ЕЕА, чтобы «учить евреев, как постоять за себя». Поскольку ни один из работников «Бейгла» не является евреем, похоже, это такой принцип, - еврейский виленский юмор (с которым еще далеко не покончено!) присвоил им название, ныне весьма популярное в идише-говорящих кругах: Di goishke beygl (нееврейский бейгл/ гойский рогалик). Действительно, на конференции, посвященной антисемитизму, 30 сентября среди 70 участников не было ни одного (!) еврея - уроженца Литвы!

К вопросу реальной борьбы с антисемитизмом. Различные группы, включая Defending History, просили «Бейгл» присоединиться к горстке людей, выживших жертв Холокоста и к ряду других лиц, для участия в мирном протесте против неонацистских маршей в Каунасе и в Вильнюсе (февраль и март прошлого года соответственно). Ответ был таков: надо посмотреть, «вписывается ли это в проект». Излишне говорить, что не было произнесено ни одного слова, когда пришло время высказаться об актуальных проблемах антисемитизма (поразительный контраст со смелыми литовцами не-евреями, которые так отважно выступали по этому и другим вопросам).

Среди членов еврейской общины, которые высказались по поводу отказа «Бейгла» выступить против реальной демонстрации антисемитизма, был инженер и учитель языка Яков Пилянский, который также высказал свое мнение о неонацистских маршах с точки зрения местных еврейских жителей в документальном фильме Ричарда Блюма «Защищая историю Холокоста» (см. фильм Defending Holocaust History - 50:03) [4].

Награды Bagel Shop за толерантность удостоились очень хорошие люди, но только те очень хорошие люди, которые выступали в поддержку правительственных кругов и которые «занимаются еврейскими делами». Defending History ответил на это не критикой, а тем, что утвердил семь дополнительных символических наград жителям Литвы, которые борются за права человека даже тогда, когда это не входит в сферу их профессиональных интересов или даже если это только часть их повседневной работы.

Менее чем за год выработанный в общине новый курс ознаменовался успешным увольнением популярного исполнительного директора общины Симонаса Гуревичуса (который часто проводил встречи по обсуждению современного антисемитизма); его преемником стал Аланас Левинас; Наиболее сенсационным стало увольнение главного раввина (который занимал эту должность в течении 11 лет) - после того, как он публично выступил против проекта стоимостью 25 млн.долларов по возведению Конференц-центра в самом сердце старого еврейского кладбища в центре Вильнюса. Это исключительно актуальный на сегодняшний день случай антисемитизма и дискриминации. Трудно представить, чтобы такое могло произойти с христианским литовским кладбищем, где многие великие ученые нации нашли свое последнее пристанище! Международная оппозиция этому проекту крепнет с каждым днем. Оппозиция включает также и членов еврейской общины Литвы, которые осмелились высказать свою точку зрения: от переживших Холокост уроженцев Вильнюса (Pinchos Fridberg), до блюстителя кашрута (Ruta Bloshtein) и бывшего заместителя главы еврейской общины (Josifas Parasonis).

Эти «внутренние общественные беды» вовсе не всегда вызывают озабоченность организаций по правам человека, которые заинтересованы в докладчиках, рассматривающих актуальные темы, для продвижения которых эти организации и создавались. Казалось бы, они должны искать специалистов в той области, ради которой созывалась конференция и для которой предназначалось финансирование, независимо от того находятся ли эти специалисты в данный момент в фаворе или же впали в немилость крошечной верхушки, чья задача «выполнить еврейские дела» в стране. Но, когда есть задача избежать этих вопросов, то целый ряд альтернативных задач и механизмов вступает в игру.

Никого из стойких приверженцев, которые в последние годы отслеживали и говорили о проблеме антисемитизма (без финансовой поддержки ЕЕА, как можно догадаться) - Эвалдаса Балчунаcа, Милана Херсонского, Пинхоса Фридберга, Рейчел Костанян, Симонаса Гуревичуса, Руту Ванагайте - не пригласили. В частности, М. Херсонский, бывший редактор еврейской общинной 4-язычной газеты на протяжении более десяти лет (1999-2011), мог бы сделать доклад о своем многолетнем опыте наблюдения и о борьбе с реальным антисемитизмом в Литве. Ирония заключается в том, что в то время, как Херсонский был исключен, одним из спонсоров конференции стал каунасский Университет Магнуса Витаутаса, чей главный историк обрушился с критикой в ежедневной газете (не в академическом журнале) и рассказал о страхе «получить от евреев по голове дубиной» в мае 2012 года, во время торжеств в честь перезахоронения нацистского марионеточного премьер-министра (1941 год). Не кто иной как Милан Херсонский принял этот вызов и взялся ответить. Однако на этой конференции он был исключен из списка докладчиков. Таким образом, на этой конференции «проблемы» были вовлечены в ее подготовку в качестве со-организаторов, а «решения» проблем (в лице М. Херсонского и др.) были удалены из списка докладчиков. Проблема каунасского Университета Витаутаса Магнуса, достойна упоминания на любой конференции по антисемитизму в регионе – и к этому мы еще вернемся в конце отчета.

Равным образом Симонас Гуревичус (Шимен Гуревич), исполнительный директор общины, занимавший эту должность около десяти с половиной лет, несмотря на то, что пал жертвой недавней «чистки», продолжает быть национальным голосом общественного дискурса об антисемитизме. Вместо того, чтобы пригласить Гуревичуса, организаторы конференции предпочли правительственный пиар, обеспечиваемый, как обычно, послом МИДа, который как своего рода главным достижением хвастался, что с 2008 года во время неонацистских маршей не выкрикивался лозунг “Juden raus” (евреи – вон!), не упомянув при этом про столь же обидные слоганы, свастики и огромные постеры с изображением нацистских преступников (в стране, где около 95% еврейского населения было истреблено), количество которых возрастало с каждым годом во время демонстраций в День Независимости в Каунасе (традиционная дата 16 февраля) и в День Независимости в Вильнюсе (11 марта). Почему на конференции не был поставлен вопрос о том, чтобы проводить эти марши в другие дни и в другом месте?

В начале этого года исландский друг Литвы д-р Вильямур Вильямссон забил тревогу относительно организаторов конференции: якобы независимая не-правительственная организация «Институт Мониторинга Прав Человека» (HRMI) хранила молчание в течение нескольких лет, когда происходили безобразия (начавшиеся в 2008 году, когда проходили неонацистские марши в центре города, и когда родственники Рэйчл Марголис обратились к директору Института Мониторинга, с просьбой написать простое дипломатичное письмо по поводу того, что полиция притесняет ее и других людей, выживших в годы Холокоста.

Видя актуальность проблемы, исландский ученый, д-р Вильямссон выступил с предварительной критикой конференции. Defending History накануне конференции также обозначил список актуальных проблем антисемитизма в Литве [5], которые рекомендовал обсудить, а не исключать их из повестки дня конференции, посвященной антисемитизму. (Но, переиначивая еврейскую поговорку, HRMI просто святые по сравнению с прочими городскими организациями, занимающимися правами человека, которые уже сами присоединились к хору антисемитов).

Конференция была посвящена не только антисемитизму. В странах Балтии и в Европейского союзе в Восточной Европе в целом эта тема органично вписывается в рамки вопроса о правах человека, который включает вопросы о LGBT (сексуальных меньшинствах), расизме, цыганах, русофобии, правах женщин. Учитывая, что крайне правые, неонацисты и их друзья в высоких эшелонах власти метят во все эти группы, было бы полезно исследовать эти феномены во взаимосвязи. Но Институт Мониторинга Прав Человека решил расширять тематику в разных направлениях, чтобы перенести центр гравитации с проблем Литвы на проблематику, которая была бы в центре внимания всех 70 делегатов: «Антисемитизм, радикализация и воинствующий экстремизм», является местным кодом для обструкции актуальных местных проблем стран Балтики в пользу более важных забот Западной Европы, которые безусловно заслуживают собственной конференции. Любопытно, что об опасности, исходящей сегодня от крайне правых, должным образом было сказано лишь в докладах представителей Венгрии и Норвегии - в то время, как в докладах, посвященных Литве, она практически не упоминалась. Серьезный и впечатляющий список докладчиков был составлен в лучших традициях конференций по правам человека, по темам, связанным с исламом и радикализацией, докладчики выступили на послеобеденном заседании (см. программу).

Тем не менее, на конференции было две замечательных презентации: проф. Саулюса Сужеделиса и Леонидаса Донскиса по более общим вопросам.

Сужеделис, чья тема «Преступления Холокоста: как это все началось и как закончилось)» дал обстоятельный и профессиональный обзор истории Холокоста. Для местного уха, настроенного на нюансы этой проблемы, единственным противоречивым утверждением было то, что «убийство соседей» - это миф Холокоста, и что такое происходило очень редко (со ссылкой на Едвабне и на Гараж Литукеса в Каунасе). Однако на самом деле здесь, в Литве, была невероятная вспышка насилия по отношению к соседям как минимум в 40 населенных пунктах, что подтверждается документами, обнаруженными проф. Довом Левиным и д-ром Эфраимом Зуровым; существует множество свидетельств очевидцев, переживших Холокост, о случаях насилия в первые дни войны после 22 июня 1941 года, но еще до прихода немецких войск, как правило со стороны тех же националистов (часто с белыми повязками на рукавах), которых считают «национальными героями» в музее Геноцида и в ультра-националистском историческом национализме. Более того, во время немецкой оккупации имело место массовое добровольное содействие и активное участие местного населения в убийстве своих еврейских соседей в сотнях населенных пунктов Литвы, что неоднократно и тщательно задокументировано (см. например, David Bankier’s Expulsion and Extermination: Testimonials from Provincial Lithuanis, published by Yad Vashem). Это - не миф.

Второй камень преткновения в попытках развенчать нарратив Запада и заменить его местной версией, - это утверждение, что на Западе знают о Второй мировой войне по истории «от Стивена Спилберга», из чего следует сделать вывод, что Запад не понимает тотального зла Советского Союза и его преступлений. Это звучит странно для западных людей старше определенного возраста, которые выросли и сформировались в недрах холодной войны и для которых знание о советском Зле - глубокое и почти врожденное. В своих беседах о Холокосте проф. Сужеделис часто принимает удар на себя, говоря о западных ученых, которых он поддерживает. Но на сей раз вместо Карен Саттон, автора книги «Истребление евреев в Литве» (The Masacre of Jews of Lithuania. Jerusalem, 2008), он упомянул Иегуду Бауэра (Yehuda Bauer), который, как заметил Сужиделис, «даже не говорит по-русски». Эти тенденциозные положения не умаляют достоинств прекрасной речи Сужеделиса и оригинальности его интерпретации. Однако для непосвященных противоречивость положений Сужиделиса неочевидна. Так, например, Бауэр стал объектом нападок для ревизионистов в 2010 году, после того, как он опубликовал обзор попыток утвердить концепцию «Двойного геноцида» (см. Публикацию в Jerusalem Post 25.01.2010. Yehuda Bauer. Remembering accurately on Int’l Holocaust Remembrance Day).

Проф. Донскис представил выдающийся научный доклад по поводу антисемитизма в современном мире в его связи с (идеальным) государством Гоббса, объясняя, что тема его выступления «Отрицание Холокоста и искажение истории как форма антисемитизма: почему это опасно?» - предназначалась для другого докладчика, который не смог приехать. Тем не менее, он ясно объяснил, что в то время, как отрицание отступает на второй план, искажение свирепствует в разных европейских странах, «включая мою собственную».

Как и всегда, проф. Донскис был интеллектуальной звездой конференции. Ведущий профессор, легко ориентирующийся в потоке разнообразных идей, течений и конструктов, которые просвечивают в каждой строчке. Однако это не был прежний Донскис, лидер в борьбе против всех основных бед. Как бы то ни было, в его прозорливых – и нередко блестящих - статьях звучит голос критика, который глубоко любит свою страну, что включает и жесткую критику: героизации пособников Холокоста на государственном уровне; прокурорских преследований людей, выживших в Холокосте, которые присоединились к антинацистскому движению сопротивления; концепции двойного геноцида; государственных обвинений в адрес противников двойного геноцида; антисемитского климата в СМИ; и, в особенности, литовского антисемитизма, основанного на искажении истории Холокоста. Его сочинения, будучи значимыми сами по себе, переживут нынешние дебаты и останутся для будущих поколений в качестве вклада бесстрашного и смелого борца за права человека, который не боялся противостоять власть предержащим.

Его роль в последние годы как «опоры легитимизации» фальшивых конференций по проблемам Холокоста или антисемитизма в Литве, которые проводились в Иерусалиме, Лондоне, Нью-Йорке и Вильнюсе, как это ни печально, является частью политической реальности здесь. Однако это не умаляет того выдающегося вклада, который он внес своими публикациями. Похоже, что именно на Нью-Йоркской конференции, изменились как его взгляды, так и его преданность точности: в интервью он сделал крутой поворот, сославшись на печально известную Пражскую декларацию 2008, как на «вполне порядочный документ», (отделив его от концепции Двойного Геноцида, для которой он является основным). На самой конференции он бравировал тем, что литовцы теперь главные специалисты по идишу, к которым теперь съезжаются люди со всего света, при том, что ему отлично известно, что из Института идиша был изгнан единственный профессор (и его никто не замещает!) за то, что заступился за выживших в Холокосте участников партизанского движения, подвергавшихся прокурорским преследованиям, и что одномесячный летний курс для приезжих (который существует в Институте) нельзя назвать серьезным академическим изучением идиша.

Множество поклонников проф. Донскиса по всему миру были уверены, что после пятилетнего пребывания на посту члена Европарламента в Брюсселе он проведет некоторое время в качестве профессора одного из ведущих университетов Западной Европы или Северной Америки. Вместо этого он анонсировал, в качестве поправки к представлению ведущего, что он более не является директором престижного частного университета в Литве, а вернулся на постоянную работу на свою давнюю базу в Университете Магнуса Витаутаса в Каунасе.

Интрига заключается в том, что в то время, как проф. Донскис вел кампанию по агитации за него на выборах в Европарламент весной 2009 года (при активной поддержке сообщества Defending History, которое организовало вечер в его честь, где присутствовали 15 западных послов), его университет в Каунасе открыл позорный барельеф и лекционный зал, прославляющий нацистского марионеточного премьер-министра в 1941 году, в Каунасе, Йозеса Амбразавичуса-Бразайтиса, который собственноручно подписывал бумаги на отправку еврейских граждан его города в лагеря смерти, и затем, второй приказ, предписывающий всем евреям города Каунаса переселиться в гетто в течение одного месяца. То была прелюдия к государственному перезахоронению со всеми почестями Бразайтиса в 2012 году, которое Донскис храбро описывал на страницах Defending History. Но теперь Донскис вернулся после получения медали от президента за его пребывание на посту члена Европарламента в свой старый университет, который теперь сам занимается официальным прославлением нацистского пособника, против перезахоронения которого Донскис когда-то так красноречиво протестовал. Многие евреи (и не только) не ступят ногой в этот Университет до тех пор, пока там находится мемориал в честь нацистского коллаборациониста, даже если в этом Университете занимаются иудаикой.

Многочисленные почитатели проф. Донскиса ждут от него немедленного публичного высказывания по поводу этого пятна на репутации современной Литвы, и его собственная институция (один из покровителей конференции) должна удалить это пятно как можно скорее.

Литва – маленькая, но великая страна Европы с богатым пантеоном действительно великолепных героев, значимых для европейской истории, которых стоит прославлять: от средних веков до наших дней.

Перевод: Юлия Рец, Санкт-Петербург

Примечания

[1] Программа конференции доступна по адресу:
http://www.hrmi.lt/uploaded/PDF%20dokai/RENGINIAI/Conference%20Programme.pdf
[2] ‘Dead Jew Business’ http://www.algemeiner.com/2012/07/30/crying-over-dead-jews-lithuania’s-jewless-jewish-institutions/
[3] Запись (30.09.2015) выступления Й. Охмана и ответ посла Израиля в Литве Амира Маймона https://www.youtube.com/watch?v=BpIZ4skDymY&feature=youtu.be
[4] Фильм Defending Holocaust History - https://www.youtube.com/watch?v=wWpE1GFAsdw&feature=youtu.be
[5] Cписок актуальных проблем антисемитизма в Литве по мнению DefendingHistory (29.09.2015) - http://defendinghistory.com/on-the-eve-of-the-conference-on-antisemitism-and-radicalism-on-30-september-2015-in-vilnius/77275
Количество обращений к статье - 3208
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (4)
Мотке из Вильно | 11.10.2015 14:55
К сведению г-на Катца
Пора ему прочитать статью «Донскис: что хорошо и что плохо» от 8 июля 2014 года на ru.delfi.lt.
Цитата: «Мы демократическое государство: как ЛИТОВЕЦ я горжусь нашими выборами, представленной демократией, работой парламента, разделом власти».
Обратите внимание, как ЛИТОВЕЦ, а не как гражданин Литвы.
Может показаться, что это ошибка перевода. Так нет же, в оригинале статьи «L. Donskis: kas gerai ir kas blogai», опубликованной 2014 m. liepos 8 d. 15:03 на delfi.lt , написано то же самое:
«Esame demokratine valstybe: kaip LIETUVIS didziuojasi …»
А это цитата из статьи «Donskis: Izraelis negali buti anapus kritikos», опубликованной 2013-06-04 18:04 на alfa.lt:
«As save laikau zydu kilmės LIETUVIU…» - Я считаю себя ЛИТОВЦЕМ еврейского происхождения...
Мать Л. Донскиса – литовка, отец – еврей и он имеет полное право считать себя литовцем.
Но когда литовцем считает себя (и всюду это подчеркивает!) первый заместитель председателя Общины Евреев Литвы, это уже нонсенс.
А может быть, сам Донскис не знает о своем избрании?
Остается констатировать, что после смерти Альперовича Община семимильными шагами начала интегрироваться с властями, становиться частью госмашины.
Гость | 10.10.2015 16:48
А мне важно другое: хватит ли смелости у русскоязычных СМИ Литвы перепечатать эту статью?
Гость | 10.10.2015 16:42
с английского
Абрам Торпусман , Иерусалим | 10.10.2015 13:31
Очень информативная статья о системе легитимации антисемитизма в одной из европейских стран. За пределами Литвы всё это очень мало известно. Респект редактору.
Кстати, перевод сделан с литовского или английского? Это важно.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2020, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com