Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Времена и имена
На перекрестке эпох
Яков Басин, Иерусалим

Сегодня в гостях у читателей «МЗ» - один из тех, кто четверть века назад стоял у истоков еврейского общественного движения в СССР, ныне – доктор философии (Ph.D), ученый и писатель Александр Бураковский. Поводом для встречи послужил 80-летний юбилей этого незаурядного человека.



Александр Бураковский в 35 лет, Киев
Уроженец Киева, выпускник Московского электротехнического института связи, автор научной монографии, большого количества научных статей в центральных технических журналах СССР и двадцати авторских свидетельств на изобретения в области радиосвязи. В то же время А.Бураковский посвятил свою жизнь и литературной деятельности. Его первые публикации относятся к 1960-61 гг. Сегодня он – автор пяти книг прозы, одного поэтического сборника и двух книг публицистики.

Его имя хорошо известно читателям «толстых» журналов, издающихся в Украине, России и США. Последними по времени изданиями являются книги прозы «Made in the USSR, два романа» (2010), «Уличные рассказы» (2013) и книга публицистики «Спокойно, вы в Америке» (2011). Являлся членом Союза писателей СССР, членом Союза писателей независимой Украины. Входил в состав украинского отделения европейского Пен-клуба.

А.Бураковский – один из лидеров движения еврейского и украинского национального возрождения. С 25 декабря 1988 г. – член правления Киевского Общества еврейской культуры, с декабря 1989 г. – председатель Киевского еврейского культурно-просветительского общества им.Шолом-Алейхема (КЕКПО). На Первом съезде Конфедерации еврейских организаций и общин ВААДа 18 декабря 1989 г. был избран членом Совета ВААДа от Киева. Первый редактор издающейся с декабря 1989 г. газеты «Эйникайт». 25 октября 1992 г. был избран членом президиума Еврейского совета Украины (ЕСУ). Редактор литературно-художественного журнала «Украина-Израиль» (январь 1992 – декабрь 1993).

А.Бураковский является автором нескольких книг по анализу еврейско-украинских отношений: истории РУХа (1989-1993), истории возрождения еврейских общественных организаций и СМИ (1985-2000), а также более 400 публицистических статей по этой тематике в центральных газетах и журналах СССР, Украины, России, Израиля, США, Канады, Белоруссии, Германии.

Делегат 1-го съезда Народного Руха Украины (РУХ, сентябрь 1989), председатель Совета Национальностей НРУ (1990-1993), член Правления общества «Украина-Израиль». На 2-м съезде НРУ (25 октября 1990) был избран заместителем Председателя РУХа.

С 1994 г. живет в США. Преподаватель технического колледжа Нью-Йорка.

- Александр, редакция и авторы «МЗ» от всей души поздравляют тебя с юбилеем и желают здоровья, счастья, долгих лет жизни и дальнейших творческих удач. Сегодня мы хотим поговорить с тобой не как с ученым-технарем, не как с писателем, поэтом, публицистом и литературным редактором, а как с общественным деятелем и специалистом по современной ситуации (весьма непростой) в Украине. С этим и связаны наши вопросы.

Тебе, Александр, принадлежит фраза о том, что десятилетиями Россия и СССР, а теперь и постсоветские государства «исторгают из своих недр ненужных им людей, чаще всего элиту, творческую интеллигенцию». Изуродованные судьбы, или, как ты еще выразился, «недожитые» жизни. Насколько эта сентенция применима к тебе самому? Ты тоже был «исторгнут» системой? Во всяком случае, обилие твоих работ в эмиграции никак не дает повода заподозрить тебя, что и у тебя «недожитая жизнь».

- Мой жизненный опыт не показателен. Я уехал совершенно сознательно со своей родины, которая была мне не столько матерью, сколько мачехой. Уехал из родного Киева, где родился и знал почти каждую улочку, проходные дворы и все излучины Днепра и устья Десны. Уехал, исчерпав все надежды на торжество социальной справедливости в уже независимой Украине. Уехал, будучи одним из основателей и лидеров возникшего в сентябре 1989 г. того общественно-политического движения на Украине, которое известно как РУХ. Уехал после пяти лет работы в этом движении. Уехал, когда мне было уже 58 лет.

В этом возрасте мало кто начинает жизнь «с нуля», в полном смысле слова. Понимал ли я глубинно – на что иду? Лишь теоретически! Но был настолько уверен в своих силах - и физических, и моральных, - что полностью игнорировал любые разговоры на эту тему.

Прошло без малого 22 года, как я в Америке. Из них, не считая тех четырех месяцев, когда я жил на иждивении государства, постоянно работаю. Хвораю ли? Почти как все в моем возрасте. Но цель: «понять, открыть и покорить Америку», буквально и интеллектуально, всегда была главной, единственной. «Покорил» ли я ее? Разумеется, нет! Но я старался, стараюсь до сих пор. И считаю, что фраза «Эмиграция – это недожитая жизнь» совершенно справедлива для абсолютного большинства эмигрантов, вне зависимости, осознают они это или отбрасывают саму мысль об этом. Никто не знает, что было бы, если бы…

Но вижу, как многие из тех, кто эмигрировал из СССР и Украины примерно в то же время и в том же возрасте, что и я, ни одного дня не проработали в Америке «на чек», то есть там, где требуется отчислять налоги государству. Они остались на вэлфере, на государственном пособии, фактически живут, как при «коммунизме», не понимая, что пребывают фактически в неком «детдоме для пенсионеров». Всё имеет свою цену...

Кстати, часть из них не считает, что их жизнь «недожита», напротив… Но большинство вынужденно покинувших родину все-таки «недожили жизнь». Кто знает, как бы сложилась судьба каждого из нас, останься мы на родине?

– Ты был одним из лидеров еврейского общественного движения на Украине, начиная с момента его возникновения. Прошла четверть века. Насколько сбылись наши тогдашние мечтания об эмансипации замордованного советской властью советского еврейства, хотя бы на территории Украины?

- Отвечая на этот вопрос, трудно обойтись без официальных данных и небольших статистических сведений. 26 июля 1990 г. «Литературная Украина» опубликовала статданные о национальном составе Украины в конце января 1919: украинцев 32.893.000 (67,71%); русских - 5.400.000 (11,11%); евреев - 4.288.600 (8,82%)... Спустя 70 лет, по статданным уже 1989, на Украине зарегистрировано «паспортных» евреев - 287.300 (0,6%), т.е. почти на четыре миллиона меньше, чем в 1919 году.

За тридцать лет (с 1959 по 1989 гг.) в Украине общее число евреев уменьшилось на 42%, причем, за счет «внутренних процессов» (смерть, уменьшение рождаемости) - на 517,3 тыс. человек, а за счет эмиграционных процессов - на 300 тыс. человек. То есть определяющими в исчезновении евреев как этноса являются не эмиграционные, а «внутренние» процессы. Но то, что происходило в Украине, далеко не совпадало с тем, что происходило в других регионах СССР. К примеру, в Грузии из-за эмиграционных процессов евреев стало меньше на 65,9%, а из-за внутренних - на 13,9%.

К концу 1990 года на территории Украины выходило 13 еврейских периодических изданий в 8 городах. Их редактировали, в большинстве случаев, руководители местных Обществ еврейской культуры (ОЕК). И все они либо самофинансировались, либо существовали на средства частных спонсоров. Однако эйфория по поводу возможности национального возрождения быстро прошла, и выяснилось, что на мероприятия всех существующих еврейских общественных структур приходит не больше 2-3% еврейского населения. Активно же сотрудничает с ними – 0,5%. Но анализ этого явления никого из лидеров еврейских организаций не интересовал. Возможно, я ошибаюсь в его оценке, но убежден – ошибаюсь не намного. О глубинных же причинах происходящего еще в 1993 году четко высказался доктор медицинских наук Г.Аронов: «Существует ли этническое еврейство на Украине? Есть только граждане еврейского происхождения. Даже те из них, кто по национальному самосознанию ощущают себя евреями, базируются на иррационально-мистических чувствах, а не на твердой основе языка, традиций, культуры, быта, религии. Все это тщательно и последовательно уничтожено».

Вывод можно сделать один: евреи Украины – такой же «ассимилированный народ», как и многие другие национальные меньшинства бывшей советской империи.

Вопрос же «эмансипации» евреев в глобализационных процессах конца XX, начала XXI века, когда границы между странами носят, чаще всего, декоративный характер, не имеет смысла. Но чрезвычайно обострился вопрос самоидентификации. И далеко не только «русских евреев». А «замордованными советской властью» (я имею в виду – послесталинские времена) я бы евреев в массе своей не назвал. Внушительная часть из них очень даже преуспевала: в науке, культуре, экономике, писательстве...

– Как выразился Альберт Эйнштейн, «антисемитизм – тень еврейского народа». Но время бежит, мир меняется. Как ты считаешь: изменился ли характер антисемитизма за последние 25 лет? Исчез государственный антисемитизм, но неизбежно сохраняется антисемитизм общественный. Каковы основные формы проявления его на современном этапе развития украинского общества?

- Существует множество определений антисемитизма: от религиозного до формы антисионизма. Для «русских евреев» (а это в большинстве – ашкеназим, выходцы из местечек «черты оседлости) более понятны две его формы: государственный и бытовой.

Государственный антисемитизм, на мой взгляд, - самая примитивная форма ненависти к евреям, она видна почти всем. И ее невозможно скрыть, потому что оружие этой ненависти – не слова, а действия. Да никто антисемитизм скрывать особо и не старался. Разве что - тупо самоуверенная власть, не утруждающая себя даже элементарной пропагандой. Зачем?.. Все равно «народ» в большинстве молчит, ибо знает, что его ждет при критике власти, либо, напротив, вполне удовлетворен существующим антисемитизмом (в любой его форме).

Но самое опасное в государственном антисемитизме то, что он порождает, развивает, углубляет самую непредсказуемую в каждодневной жизни, передающуюся с молоком матери на многие поколения вперед так называемую «бытовую» его форму. Когда давние друзья, соседи, сослуживцы вдруг, безо всякого видимого повода, но при благоприятных условиях становятся зверьми. С этим невозможно бороться никакими «лекарствами». В лучшем случае – «это» спит в подсознании человека годами, десятилетиями. И просыпается в самых экстремальных случаях, превращая человека в животное. Устных примеров, литературы на этот счет, - море. Но у меня нет воможности в рамках интервью их цитировать.

. За последние 25 лет в Украине, да и во всем мире, снова становится активным именно «бытовой» антисемитизм. А проявляется он в самых разных формах: вандализм на еврейских кладбищах, уничтожение еврейских исторических реликвий и зданий синагог, нацистские граффити на улицах, наличие неонацистских группировок и партий, заседающих в парламентах многих стран (включая независимую Украину), антисемитские статьи в газетах, и.т.д. На эту тему существует масса доступных публикаций. О чем и я часто пишу в своих статьях и исследованиях.

– Среди государственных лидеров на Украине мы видим крупные фигуры евреев – политических деятелей, олигархов – лидеров экономики. Отношение общества к ним неоднозначно. Не отражается ли отношение к ним как к личностям на взаимоотношениях между евреями и представителями других народов многонациональной Украины?

- На мой взгляд, к современным «крупным фигурам евреев – политических деятелей» я бы отнес Иосифа Зисельса. Не знаю более активного и влиятельного политика в Украине за последние годы, чем он, хотя он и не облечен абсолютно никакой официальной властью. Правда, при этом Иосиф постоянно декларирует, что политикой не занимается. Конечно, можно отнести к «политическим деятелям» спикера парламента Украины с еврейской фамилией, закончившего антисемитский МАУП, но какой он еврей?!

Любопытно, что, если верить информации в украинских СМИ, «евреями» являются большинство членов парламента, правительства и даже премьер с президентом, не говоря уже об олигархах. К «олигархам – лидерам экономики», наверное, можно действительно отнести многих украинцев еврейского происхождения, но на политическом Олимпе видны единицы. Наибольшее внимание, естественно, привлечено к И.Коломойскому.

Безусловно, их (Зисельса и Коломойского) ярко выраженная социально-политическая позиция в последние годы отражается на отношении к ним их бывших коллег, думающих иначе. Неоднозначно отношение к ним и тысяч «рядовых» евреев, у которых иные политические взгляды. Возможно, Зисельс и Коломойский либо не думают об этом, либо имеют некую серьезную поддержку извне, о которой общественность ничего не знает. Не скрывают свое негативное отношение к ним и некоторым серьезным фигурам из числа еврейских деятелей международного уровня. Известно, например, страстное желание президента Института Ближнего Востока Евгения Сатановского «разобраться» с ними двумя: «Если будет стезя такая, то повешу я, как минимум, Коломойского и Зисельса, по возможности в Днепропетровске напротив синагоги "Золотая Роза", как говорили англичане, высоко и коротко за шею, пока дышать не перестанут».

Но позиция этих людей нам небезразлична. Процитирую слова Иосифа Зисельса, сказанные им в интервью русскоязычным журналистам в мае 2014 года:

«Мы наблюдаем не этническую, но политическую национальную революцию уже 23 года. Ее нынешний этап значительно отличается от событий 2004, в том числе и более активным участием евреев... Я представлял еврейскую общину на сцене Киевского майдана. Никакого антисемитизма на майдане не было! Мне наплевать, что в душе антисемит терпеть не может евреев, главное, чтобы в обществе он вел себя прилично... Активное участие в майдане уже привело к тому, что и власть, и украинцы намного лучше стали относиться к евреям. А еще миссия еврея: исправление мира - тикун олам. И я в их числе. Но как понимают тикун олам евреи Мариуполя и Луганска? Они считают то же, что и евреи России: что в Киеве засели бандеровцы и фашисты. Недавно в Мариуполе при штурме воинской части погиб еврей. Он был в числе сепаратистов. Я звоню женщине, возглавляющей общину Мариуполя… И слышу в ответ: «От фашистов мы помощь не принимаем».

А. Бураковский сегодня, Нью-Джерси. США

Мысль, что «активное участие в майдане уже привело к тому, что и власть, и украинцы намного лучше стали относиться к евреям», интересна, но все зависит от того, в каком контексте ее оглашать, в сравнении с каким временем? Времен гражданской войны и периода становления советской власти? Или периода Второй мировой войны? А, может быть, времен пресловутой послевоенной «борьбы с космополитами»? Я думаю, что тот исторический отрезок, который есть смысл принять за стандарт, это 1989-1990 годы. Это было то самое время, когда украинцы на митингах сшивали на одном древке украинский и израильский флаги, а делегатов Первого съезда ВААДа в Москве прибывшие из Киева руховцы реально защищали от «Памяти». О том, что изменилось за эти четверть века в еврейско-украинских отношениях, лучше всего скажут официальные данные.

8 сентября 2014. Данные израильского министерства алии и абсорбции: «Алия в Израиль увеличилась в 2,5 раза за первые 8 месяцев 2014. Уступив только Франции, Украина вышла на второе место по числу евреев, уехавших на ПМЖ. С января по август таких - 3252 против 1270 за тот же период 2013. По подсчетам израильских властей, на Украине живут около 200 тыс. евреев, в том числе 30 тыс. в Донецкой области». Прошло 8 месяцев, и 2 мая 2015 это же министерство сообщило: «В 1-м квартале 2015 в Израиль иммигрировало 6499 чел. и около трети из них - репатрианты из Украины».

– Твои работы по проблемам мемориализации мест массового захоронения жертв Холокоста и конкретно Бабьего Яра дают четкое представление о существовании, как ты выразился, «борьбы символов». Те, кто отрицает необходимость выделять жертв Холокоста из общей массы народных потерь, считают, что перед лицом смерти безнравственно делить людей по национальности. В этом есть свой резон. Но как объяснить людям, что жертвы террора гражданского населения и жертвы геноцида (конкретно Холокоста) - две разные категории населения, ибо только евреев уничтожали за их национальность?

- Выражение «Борьба символов» принадлежит не мне. Их использовал профессор и диссиденту М.Маринович, один из участников дискуссии о Бабьем Яре, состоявшейся в 2002 году. Но еще за 10 лет до этого он писал: «Бабий Яр – трагедия с двойным дном: официально это братская могила советских граждан, а неофициально – кровавый след геноцида евреев. Это символ, в первую очередь, геноцида еврейского народа». Поэтому я не могу согласиться с мнением, что «перед лицом смерти безнравственно делить людей по национальности». Это суперлиберальная позиция. Применительно к ситуации на Ближнем Востоке это все равно, что заявлять, что перед лицом смерти безнравственно делить людей, например, на палестинцев и евреев: одни погибают в результате преступной деятельности своих лидеров, которые посылают их на самоубийство, а другие гибнут как жертвы этих преступлений.

И все же, я постараюсь ответить на твой непростой вопрос.
31 июля 1941 г. появился приказ рейхсмаршала Г.Геринга шефу СД Р.Гейдриху о создании айнзатцгрупп СС (А, Б, С и Д) для уничтожения исключительно евреев. 20 января 1942 г. уже указывалась цифра «окончательного решения» – 11 миллионов евреев стран Европы должны исчезнуть с лица Земли. И уже 31 января 1942 г. А.Эйхман рассылает срочные приказы полиции и СД с подробными указаниями по уничтожению евреев на территории Восточной Европы. Обрати внимание, два вышеуказанных решения были приняты после опыта, полученного нацистами в Бабьем Яре «с учетом возможностей Востока»!

Почему – Востока? Есть множество ответов, но все они однотипны: «В странах Восточной Европы местное население не просто сотрудничало с фашистами, но активно участвовало в массовых убийствах. И это как раз те самые страны, которые пытаются сегодня переписать историю». И вскоре Киевский Бабий Яр стали трактовать как «прежде всего место, где оборвалась жизнь сотен украинских патриотов, участников национально-освободительного движения за независимость Украины». А митинги в Бабьем Яре стали проводить дважды в год: в феврале – националисты, в сентябре – главным образом, евреи.

По вопросам мемориализации Бабьего Яра ни один из пяти президентов независимой Украины не издал ни единого указа, а третий – ставил Холокост в зависимость от «понимания Голодомора». Он же организовал и подчинил себе Украинский институт национальной памяти, в программе которого даже не было слова Холокост. И это в то время, когда во всех странах Европы, оккупированных нацистами, не только стоят мемориалы памяти в честь соотечественников-евреев, погибших в Холокосте, но и установлены памятные знаки на вокзалах (платформах), откуда их отправляли на смерть в страны Восточной Европы.

Да, в Бабьем Яре должны быть созданы мемориалы в память обо всех жертвах, попавших в это проклятое богом место в период с 29 сентября 1941 по 6 ноября 1943. В том числе – и мемориал памяти цыган – ромов. Но, повторяю, символом еврейской трагедии Бабий Яр сделали нацисты, обозначив его так: «Окончательное решение еврейского вопроса». Зловещей вехой в этом решении была проведенная ими конференция в Ванзее (уже после опыта в БЯ), создание айнзатцгрупп, привлечение тысяч местных добровольцев-полицаев и десятков тысяч помощников-дворников и управдомов для своего проклятого дела. В отношении любой другой этнической группы населения нацисты ничего подобного не предпринимали.

И останется Бабий Яр в памяти не только как место гибели киевских евреев, но и как место, с которого можно начинать отсчет массового уничтожения евреев. Более того, он может смело называться символом начала Холокоста.

Что касается создания соответствующего Мемориала на территории Бабьего Яра, то за прошедшие со дня окончания Второй мировой войны 70 лет (50 – при советской власти, и 20 – уже в независимой Украине), сказать что-либо в адрес украинских властей кроме слова ПОЗОР, невозможно.

– Ты сегодня находишься на границе девятого десятилетия своей жизни. Много сил и времени отдано общественной деятельности, велик вклад в дело демократизации Украины, в дело возрождения еврейского национального самосознания, значительны твои заслуги перед литературой в различных жанрах – ей ты отдал ровно половину своей жизни. Если попытаться подойти ко всем этим процессам со структурной точки зрения, как бы ты сам мог разложить их на составляющие, выделив наиболее для тебя существенное? Или это был один некий мощный поток времени, из которого трудно выделись что-либо изолированное?


- Мне трудно, и, в то же время легко ответить на этот вопрос: я никогда в доэмигрантской жизни об этом не думал. В голову не приходило. Писать стихи, а затем – и прозу, я начал в 17 лет. Храню с той поры массу черновых тетрадок, а затем - и газетных публикаций в киевской заводской многотиражке (п/я 244). И уже в иммиграции иногда заглядываю в них. Поразительные ощущения!

Общественная же деятельность по возрождению еврейской и украинской культур, возникли спонтанно в перестроечное время. Спасибо Горбачеву, как бы кто к нему ни относился. Но, думается, на подсознательном уровне я всегда в той или иной мере занимался и тем, и другим, что бы вокруг ни происходило. Мое детство прошло на Евбазе, на огромной планете Еврейского базара, вливающегося в десяток улиц вокруг, где царила определенная справедливость и мораль. И эти удивительные университеты живут во мне до сих пор. Может быть, Евбаз сделал меня и писателем, и естественным борцом за справедливость. Я до сих пор не могу отпустить ни того, ни другого: пишу преимущественно прозу, документальную публицистику, занимаюсь научными исследованиям в области еврейско-украинских отношений, так как они складываются в уже независимой Украине.

И никак не могу отпустить боль за судьбу моей Украины.
Так что твоя, Яков, формула: «один некий общий поток» - наиболее близка к тому, чем я занимаюсь всю свою жизнь.
Количество обращений к статье - 1660
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (8)
Юрий Галинковский | 29.04.2016 12:38
Дорогой Саша!Да именно-дорогой.Мы с тобой вместе учились некоторое время.Это было трудное,но счастливое время нашей молодости,которое я вспоминаю всегда,когда на душе становится тоскливо.Мы почти не говорили о политике,но я помню твои слова,когда ты хотел уйти с почтового ящика на другую работу и когда под поводом или причине 5графы это сделать было очень непросто:"Почему меня не берут.Я не чувствую своей неполноценности"!И я был очень рад ,когда тебе удалось устроиться на работу на Сооломенской.Потом я с огорчением узнал,что ты эмигрировал.У меня от знакомства с тобой остались самые светлые воспоминания.Я и моя Клара поздравляем тебя и желаем тебе долгих лет,здоровья и такой же активности и целеустремленности.
Александр Бураковский | 09.11.2015 03:19
Уважаемые коллеги, друзья, читатели, отреагировавшие на мое 80-летие.

Приближается дата смены материала в «МЗ», и мы уже на его страницах друг друга не увидим и не услышим. Потому, спешу ответить на ваши поздравления, и, естественно, не могу не быть откровенным с вами.

Понимаю, далеко не каждому удается дожить до 80-летнего юбилей в кажущемся здравии, все еще (слава Б-гу) включенных мозгах и, извините, перехлестывающим через край до сих пор – постоянным ощущением невыполненного долга. Это не самореклама, это внутреннее, постоянное ощущение смысла жизни на этой планете. Мне нечего юродствовать, поздно, нет смысла, глупо.

Я многое, и многих, потерял на этом пути, но, все-равно, продолжаю по нему идти. Почему, зачем, сколько можно?.. У меня нет разумного ответа.

По существу же!

Дорогой Борис Т. и Миша Гольдберг – благодарю за память о наших юношеских годах в Киеве, который мы помним и любим , не смотря ни на что, до сих пор. И за нашу дружбу уже более 65 лет... Дай вам Б-г здоровья на многие годы. Амен!

И рад воспоминаниям Бориса Дорфмана о «первом сборе в железном помещении в Киеве, и большие надежды». Это было время перестройки (насколько помню - осень 1987), когда для обсуждения только возможности создания в Киеве Общества еврейской культуры, мы долго не могли найти помещения, никто не соглашался принять нас – два десятка энтузиастов (некоторых из них – я видел впервые), и смотрели на нас с диким удивлением и подозрением. И нашли помещение где-то на Подоле, на Нижнем Валу, «железное кафе» (оно действительно было из железа...). Хорошо помню сосредоточенное, недоверчивое лицо молодого хозяина этого кофе, неотрывно заглядывающего в мои глаза. И давшего согласие... Интересно, чем закончился его новый бизнес, какова судьба?
Спасибо, Борис, за память. Что же касается того, что на Украине - «дела у нас «швах». Тема отдельного разговора.

Благодарю Шуру Пикер из Израиля за добрые слова.

И благодарю гостя (02.11.2015 00:31). В ваших словах много правды, действительно, моя жизнь во взаимодействии с властью и «умеющими жить» еврейскими лидерами, «профессиональными евреями», во многом похожа на действия «бойца-одиночки», «вечного революционера». И может сложиться мнение, что у меня «нет единомышленников». Но это не так. Множество раз в прошлые годы, и во времена существования СССР и, затем, уже в независимой Украине, после моих публичных выступлений, мои коллеги евреи, оглядываясь по сторонам, подходили и говорили: «Ты молодец. Я тебя полностью поддерживаю». Кто может бросить камень в их сторону!
Что касается «камня в ваш огород». Это не «упрек для возвеличения своей особы», отнюдь! Извините, что мои слова могут быть и так поняты. Я только хотел подчеркнуть, что никто нам в иммиграции, в любой стране, ничем не обязан, и, естественно, все надо начинать «с нуля». И большинство так и делают, если здоровье им позволяет.

Дорогой Игорь, друг мой давний по «еврейскому возрождению», благодарю за память и многолетнюю преданность тому, чем мы по велению души много лет занимались. Спасибо и за поздравления. Мне самому до сих пор не верится, что так быстро летят годы, словно телеграфные столбы у дороги... Не я один, нас много «летописцев еврейской жизни в Украине», включая, безусловно, и тебя. Я очень рад тебя слышать. Хотелось бы и увидеть. Живем-то не очень далеко друг от друга. Обнимаю!
Гость Игорь Аксельрод | 05.11.2015 04:28
Саша! Сегодняшний твой юбилей напомнил мне, как 26 лет назад мы собрались в твоей уютной квартире на улице Богомольца, чтобы подготовить к выпуску первый номер «Эйникайт». Название газеты мне тогда не нравилось, не нравится и сейчас, но я с интересом участвовал в кустарной работе с клеем, ножницами и отпечатанными текстами и я рад, что был причастен к созданию первого еврейского печатного органа конца 20 века в Украине. Позднее в стране появилось около 50 еврейских газет. Они быстро рождались и скоропостижно кончались. Приятно удивило, что «Эйникайт» живет по сей день. Выходит один раз в два месяца при содействии «Джойнта». Издатель: Еврейский Хэсэд «Бнэй Азриэль». Год рождения не указан.
Саша! Поздравляю тебя с юбилеем. Желаю здоровья и творческих успехов в освещении событий еврейской жизни в 21 веке в Украине. Предполагаю, что ты её последний летописец и уверен, - имя твоё уже в её анналах.
Гость | 02.11.2015 00:31
С интересом прочитал интервью. Сложилось впечатление, что Бураковский боец-одиночка. Вечный революционер. Ничего он не сказал о единомышленниках. Есть ли таковые?У евреев повелось более всего клеймить соплеменников. Бураковский туда же. Он пишет:  "Но вижу, как многие из тех, кто эмигрировал из СССР и Украины примерно в то же время и в том же возрасте, что и я, ни одного дня не проработали в Америке «на чек», то есть там, где требуется отчислять налоги государству. Они остались на вэлфере, на государственном пособии, фактически живут, как при «коммунизме», не понимая, что пребывают фактически в неком «детдоме для пенсионеров». Всё имеет свою цену..."
Камень в мой огород. Я приехал на 5 лет позже Бураковского тоже в пенсионном возрасте. Я технарь без степени доктора философии (Ph.d). Мне отказали в работе уборщика туалетов в госпитале и нечто подобное в других местах..Не уверен, что упрек Бураковского в юбилейном интервью уместен для возвеличения своей особы. Сорри.
ГостьБорух-Борис Дорфман. | 01.11.2015 16:59
Дорогой Александр, Шалом!
Поздравляем тебя с юбилейной датой и по еврейский желаем иметь Нахэс от жизни и от своих близких!
Спасибо за интервью и за много сведении еврейской жизни, которую мы начинали вместе на Украине.Помню наш первый сбор в железном помещений в Киеве и большие надежды.Конечно дела у нас довольно "швах". разрушилась община Донецка и кто знает что ждет Днепропетровск и др. У нас во Львова больше структур, чем евреев. Обнимаю и привет из Лемберга - Львова, когда-то центр евреев Европы!
Михаил Гольдберг | 31.10.2015 15:06
Я благодарен судьбе,что она соединила наши жизни с юношеских лет до настоящего времени.Алик Бураковский всегда был и остаётся человеком упорно и настойчиво добивающимся поставленной цели.Тема Бабьего Яра глобальна и дай тебе бог силы и здоровья,Алик,довести её до успешного конца.
Гость Шура Пикер-Израиль | 31.10.2015 06:38
Давно слежу за деятельностью Александра Бураковского.Благодарна его сестре Софии,живущей в Израиле,которая познакомила меня с деятельностью Александра.Всегда с удовольствием читаю статьи,а это интервью просто поразило меня.Спасибо.
Гость Борис Т. | 30.10.2015 02:22
На пороге нового десятка лет А. Бураковский остаётся таким же целеустремлённым, активным,честным, смелым и правдивым человеком,любящим свой родной Киев, болеющим за судьбу Украины - именно таким, каким мы его знаем многие годы. Это интервью и является отражением этих качеств, Успеха тебе. Александр!!!

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com