Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Аналитика
Освобождение от одиночества
Соломон Динкевич, Нью-Джерси

Глава 16. Три мировые религии: иудаизм, христианство, ислам


16.1 Мировые религии

В 1960 году в бытность правления президента Дуайта Д. Эйзенхаура в 7 милях от столицы США Вашингтона был сооружен Храм Взаимопонимания.

“Шесть крылообразных построек исходят из центра, - пишет Арье Барац в статье “Храм человечества” (“Заметки по еврейской истории“, №8, 7 марта 2002). - В каждом крыле находится часовня, выставочный зал и библиотека одной из шести наиболее представительных мировых религий: иудаизма, христианства, ислама, буддизма, индуизма и конфуцианства.

В центре, куда все крылья имеют выход, расположен зал Размышлений”. Как Арье Барац определил мировые религии, он не сообщает. Лейб Плинер в статье “Человек и религия” (“Панорама”, №1066, Sept 12-18, 2001) включает в число мировых религий еще синхизм и бахаизм. (Отметим, что в Чикаго сооружен красивейший храм бахайской религии. Его строительство продолжалось с 1912 по 1953 годы.)

П.С. Тарнов в книге “Философский Биографический Словарь” (М., Эксмо, 2004) говорит о трех мировых религиях, не называя их. За него это сделали авторы “Большого Энциклопедического Словаря”, изданного еще в СССР и переиздававшегося в 1998 году и позднее (М., СПб, “Большая Российская Энциклопедия”, 2004). Они назвали: xристианство, буддизм и ислам.

Это при том, что Тора была дана нам 3300 лет назад. Ни у одной из рукотворных религий (все перечисленные религии, кроме иудаизма, рукотворные - рав Элиягу Эссас. Он имеет ввиду сотворенные руками человека, а не продиктованные Б-гом) нет такой долгой истории.

В 2001 году, вскоре после трагической гибели трех тысяч человек в двух башнях Всемирного торгового центра в Нью Йорке 11 сентября, известный российский писатель Василий Аксенов (1932-2009) говорил: “Совершенно необходимо больше и чаще собираться интеллигентам всех этнических конгломератов и говорить на философские темы, правильно ли мы читаем наши священные книги, правильно ли мы их толкуем. Это колоссально важно.” (“Континент-Экспресс”, № 40, 7-13 ноября 2001)

Великий скрипач Иегуди Менухин (1916-1999) в автобиографической книге “Странствия”(М., Колибри, 2008) пишет: “Лично я питаю величайшее уважение ко всем великим религиям мира, признаю вклад каждой в развитие человеческой мысли и сознания, будь то иудаизм, христианство, мусульманство, буддизм или анимизм... И не могу выделить какую-то одну, поставив ее над другими. Однако должна возникнуть современная религия, которая признает, что человек - это звено в огромной цепи жизни и не может быть от нее отделен. Он несет ответственность за будущее природы и человечества... Неужели они (лидеры мировых религий - С.Д.) никогда не соберутся вместе для определения сущности философской задачи?” (Он не дожил 7 лет до нескольких попыток, предпринятых лидерами мировых религий в 2006 году, см. далее).

В отличие от великого скрипача Иегуди Менухина великий физик Альберт Эйнштейн (1879-1955) смог выделить одну из мировых религий. Он пишет: “Если и есть религия, которая сможет удовлетворить современным научным потребностям - это буддизм”.

Как и все рукотворные религии, буддизм создан одним человеком - принцем Сиддхартой Гаутами (556-476) BCE, т.е. (3204-3284)AM (AM - от сотворения Адама, сегодня у нас 5776AM). Он был сыном царя одного из индийских племен. В ранней юности проживал в царском дворце, а затем на 7 лет “ушел в народ”, скрыв свое имя, голодал и терпел лишения. В один из дней, когда он, скрестив ноги, сидел под огромным деревом, предаваясь размышлениям, он обрел мудрость. Его стали называть Буддой, что значит “Просветленный”.

Будда говорил о том, что всякая жизнь сопровождается страданиями, но можно улучшить свою жизнь, если всегда говорить правду, стремиться к добру, не брать чужого и ни к кому не чувствовать злобы и зависти. Человек должен освободиться от суеты, от бесконечных желаний всё новых богатств и удовольствий. Тогда каждый - богач и бедняк, царь и раб, брахман и «неприкасаемый» - может спастись, т.е. не будет более вновь и вновь рождаться на этой земле. (П.С. Таранов, упомянутый ранее “Философский Биографический словарь, иллюстрированный мыслями”)

“Наука без религии хрома, религия без науки слепа”, - утверждал Альберт Эйнштейн (Albert Einstein “Ideas and Opinions”, NY, Dell Publishers, 1954). Однако, иудаизм не устроил его. Эйнштейн говорил: “Я верю в Б-га Спинозы, который проявляет себя в упорядоченной гармонии сущего, что связывается в Торе с именем Элохим, но не в Б-га (известного в Торе под именем Хашем), который занимается судьбами и делами людей”. Эйнштейн называл себя “глубоко религиозным неверующим” (М. Амусья и М. Перельман “Уроки Эйнштейна”, “Еврейский Обозреватель”, 5 сент. 2005). Его мысль проясняется в словах английского философа сэра Исайи Берлина (1909 - 1997): "Я не верующий, но я признаю высокую ценность религиозного опыта верующих".

Оба, и Иегуди Менухин, и Альберт Эйнштейн, были слабо знакомы с иудаизмом - единственной нерукотворной религией. Они не знали, что мы признаем, что только Всевышний управляет миром, и Его Мудрость - это Тора, которую получил наш народ, и что «в нашем мировоззрении не может быть такого, чтобы один человек (кем бы он ни был) “неc в народ Истину”. Моше Рабейну (не сочинил Тору, но) получил ее “на глазах у всего народа” на вершине горы Синай 7 cивана 2448AM (Иегуда Галеви, "Кузари", Иерусалим, "Шамир", 1990) и, более того, Сам Г-сподь произнес Б-жественные заповеди, и весь народ в этот момент был в прямом контакте с Творцом» (Рав Элиягу Эссас, 23 июня 2003).

Что же касается науки, то иудаизм нигде не вступает в противоречие с ней (см. Т 1, раздел 1.14.5 “Закат и гибель научного атеизма”, с 225-230). Наука не может ни доказать, ни опровергнуть существование Творца, ведь она занимается изучением материального мира, а Всевышний по своей сути вне этой сферы.

«Наука объясняет. Религия осмысливает,- пишет рабби Джонатан Сакс в статье “Великое содружество” (“Заметки по Еврейской истории”. № 3 (173), март 2014). - Наука анализирует, религия интегрирует. Наука расчленяет вещи на их составляющие части. Религия связывает людей отношениями доверия. Наука говорит нам «что есть». Религия говорит нам, что «должно быть». Наука описывает. Религии влечет, требует, зовет. Наука видит объекты. Религия обращается к нам как к субъектам. Наука стремится к беспристрастности. Религия - это искусство преданности одного «я» другому, одной души другой. ... Наука есть победа над невежеством. Религия есть освобождение от одиночества...


Цивилизация, в которой есть место для науки, но не для религии, может достичь технологических высот. Но в ней не будет уважения к людям в их индивидуальности и конкретности. Она быстро станет бесчеловечной, недостойной человека. Подумайте, - пишет он, - о Французской революции, сталинской России и коммунистическом Китае, и вам не надо будет дальнейших доказательств. Мир науки есть арена причин и следствий. Мир людей в их славе и слабости есть сфера надежд, страхов, мечтаний, тревог, намерений и устремлений. Все это задано в рамках того или иного смысла, через который мы обнаруживаем, счастливы ли мы, есть ли цель в нашей жизни, что мы призваны делать Б-гом, природой или тихим голосом внутри нас...

… Наука и религия - две фундаментально важные перспективы, которые позволяют нам видеть мир в его трехмерной глубине.» (выделено мной - С.Д.)

“Почему я занимаюсь иудаизмом, а не буддизмом? - задает вопрос рав Элиягу Эссас (23 июня 2003) и отвечает, - Потому, что я еврей, и Сам Творец мира предназначил мне, как и любому другому еврею, Тору Письменную и Устную, чтобы мы всю жизнь изучали ее и старались жить по ее законам. Только по ее законам. И ни в коем случае - не по законам каких бы то ни было рукотворных теорий.” “Божества всех народов всего лишь идолы” (“Хроники”, I, 16:26), “куски серебра и золота, творения рук человеческих.” (Псалмы, 135:15)

«Еврейская религия и еврейский народ - пишет рав Элиягу Эссас, (29 апр. 2010) - одно целое. В отличие от других народов, у которых принадлежность к какой-либо религии не означает изменение статуса человека в своем народе. Например, русский может быть православным, баптистом или буддистом. Но при этом оставаться русским. (Oднако русским нельзя стать - С.Д.) У евреев – иначе: евреем можно родиться, но можно и стать, (пройдя ортодоксальный гиюр - С.Д.). Hаш народ зародился и сформировался в единый народ только потому, что Cам Творец мира избрал нас для выполнения очень важной и трудной миссии - нести на своих плечах Его Имя. И для этого Он раскрыл нам свою мудрость - Тору. И повелел не менять ее (Тору) и не изменять ей, Торе, во веки веков.»

Согласно Торе любой нееврей должен жить в соответствии с 7 заповедями, данными Б-гом сыновьям Ноаха. Однако ни одна из существующих рукотворных религий не включает в себя эти заповеди. “Не знают они (народы - С.Д.) законов Его” (Б-га - С.Д.) провидчески писал еще царь Давид (Псалмы, 147:19).

“Можно ли евреям изучать нееврейские мировоззренческие теории, религии других народов?” - спросили рабби Адина Штейнзальца. Он ответил: «В свое время один из видных еврейских мудрецов, Рашба (рабби Шломо бар Авраам Адeрет, 1235-1310) дал четкий ответ на этот вопрос. Светские науки можно изучать, если это необходимо для углубленного понимания Торы или с целью обеспечить себе достойное пропитание, начиная с любого возраста, однако нееврейское мировоззрение, философию - только после двадцати лет, при условии, что изучающий грамотен в Торе, знаком с системой еврейских ценностей и не ставит своей целью подвергнуть их сомнению. Но если человеком движет лишь любопытство, ему однозначно запрещено изучать не только религиозные, но и философско-мировоззренческие концепции, идущие вразрез с миропониманием Торы. Их можно изучать лишь тогда, когда в этом есть прямая необходимость. Так, если раввин общины постоянно вынужден отвечать на вопросы об отношении иудаизма к другим религиям и философским теориям, он должен досконально знать предмет, находящийся в центре дискуссии. По этому поводу рабби Эльазар говорил: “Усердно изучай Тору и знай, что ответить еретику.” Для того, чтобы аргументация была содержательной, необходимо знать не только Тору, но и мнение оппонента. »

Рамбама спросили: “Можно ли вести теологические разговоры с христианами и мусульманами?” Он ответил: “С христианами - можно, с мусульманами - нет. Ислам исходит из того, что евреи подделали ТАНАХ, поэтому разговор с мусульманами вести не о чем... А христиане верят в наш ТАНАХ, хотя и сделали свои добавления и ошибочные комментарии. Мы им объясним, и они раскаются.” (Рав Шерки, “Заметки по еврейской истории” N 11(146), ноябрь 2011.) Позднее читатель прочтет об одном из таких диспутов и его последствиях.

Мечтания Василия Аксенова и Иегуди Менухина о том, чтобы лидеры мировых религий собрались вместе сбылись.

В июле 2006 года в Москве, а затем в сентябре того же года в Астане, столицe Казахстана, состоялись 2 международных форума - саммита лидеров мировых религий. Они надеялись, если и не положить конец ненависти, вражде, экстремизму и терроризму на религиозной почве, то во всяком случае содействовать этому.

В своем выступлении в Москве рабби Адин Штейнзальц сказал: «Я очень хочу, чтобы религиозные лидеры действительно обрели силу, влияние! Разумеется, политики часто цитируют слова религиозных авторитетов, но, как правило, выборочно, и вне контекста. Только те из них, в которых они лично заинтересованы. Более того, я утверждаю, что политики, светские руководители вообще весьма мало прислушиваются к мнению религиозных лидеров, и даже когда они делают это, то крайне избирательно, слыша то, что желают услышать. Возможно, именно поэтому в нашем мире происходит столько ужасного…

Любое современное национальное государство, можно определить как макиавелийское, то есть оно руководствуется соображениями выгоды и рационализма. Религия же не рациональна по определению, она руководствуется понятиями морали и духовности…

То, что люди собрались вместе с тем, чтобы обсуждать понятия гармонии, мира и любви - само по себе великое достижение. Очень важно выслушать здесь друг друга, но еще важнее, и, наверное, это самое главное, рассказать всему миру то, о чем мы здесь договорились. Это все же имеет, пусть ограниченное, но влияние!»

Прошли годы, и никаких изменений к лучшему: религиозная ненависть и террор ничуть не уменьшились.

Приведенный в начале этой главки рассказ о “Храме Взаимопонимания” Арье Барац мудро закончил словами: “...возможно куда полезнее было бы направить такого рода экуменическое (объединяющее - С.Д.) усилие на восстановление Иерусалимского Храма, который хотя и не претендовал на роль Храма Взаимопонимания, но в то же время всегда являлся всемирным религиозным центром.”

Действительно, Иерусалимский Храм предназначался не только для евреев. Строитель Первого Храма царь Шломо обратился к Б-гу с такими словами:

«И чужеземца, который не из народа Твоего, Исраэйля, а придет из страны далекой ради имени Твоего, - Ибо (и) они услышат о Твоем имени великом и о Твоей руке сильной, и о Твоей мышце простертой, - и придет он, и будет молиться в доме этом, Ты услышь с небес, с места обитания Твоегo, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе чужеземец, дабы знали все народы земли имя Твое, дабы боялись Тебя, как народ Твой, Исраэйль, и дабы знали, что именем Твоим называется дом этот, который я построил.» (Первая книга “Мелахим”, 8:41-43)

В праздник “Суккот” коэны приносили в Храмe жертвы за все народы мира, 70 быков за 70 народов.”35 из них стали христианами, 35 оставшихся - мусульманами.” (Арье Барац “Вера и понимание” (31 янв. 2002)

Прав оказался рав Шерки, сказавший: “Я не признаю межрелигиозного братства.” (“Заметки по еврейской истории”, № 11 (146), ноябрь 2011). Межрелигиозный диалог скончался в 2009 году, “не приходя в сознание” - пишет Борис Клин в статье “Не о чем говорить” (“Лехаим”, июнь 2009). Он рассказывает, что в начале 90-х годов в России начался бурный рост религиозного возрождения, за которым вскоре последовал религиозный пожар на Kавказе. “Вот тогда, - пишет он, - в России заговорили о межрелигиозном диалоге. Раввины, имамы и православные священники ходили друг к другу в гости, называли друг друга “достойными братьями” и призывали свою паству не резать друг друга, несмотря на различия в вере, потому что традиционные российские конфессии всех учат “одному только добру”... Чтобы диалог шел интереснее, создали Межрелигиозный совет России (МСР)... Русская Православная церковь первой сформулировала свою позицию, объявив о введении в средних школах курса “основ православной культуры”. Евреи и мусульмане отказались одобрить новый предмет наотрез, заявляя, что “такие уроки будут нарушением прав меньшинств... Многовековой опыт проживания в православной стране сделал для них невозможным открытую полемику между 3 религиями, и МСР сломался при первом же серьезном настоящем испытании.”

Не будем удивляться: несмотря на десятилетия притеснений русская православная церковь (РПЦ) сделала ставку на КГБ. Российский президент В.В.Путин (вспомним его портрет с большим крестом на обнаженной груди) вернул РПЦ большую часть ее блеска царской эпохи, когда “самодержавие, православие и народность” были ее символом. Все вернулось на круги своя. “В сущности РПЦ - единственный советский институт, который так и не был реформирован. Теперь 2/3 из 140 миллионного населения России исповедуют православие после 70 лет государственного атеизма” (Iпоpressa 25 февр. 2008). Владимир Познер писал в 2010 году: “Одна из величайших трагедий России - принятие православия. Православие - одна из наиболее темных и закрытых религий. РПЦ нанесла колоссальный вред России”. (Цитирую по статье А. Подрабиника “Страсти по Познеру”, 30 июля 2010 г.) Нужно ли удивляться: “хотели как лучше - получилось как всегда.”

“Отказ от всяких попыток миссионерства, более того, отказ от самой идеи миссионерства по отношению к другой религии - первое и совершенно необходимое условие диалога” - утверждает рав Адин Штейнзальц (статья “Создание услoвий для еврейско-христианского диалога в современном мире”).

Попытку диалога предпринял рабби Джейкоб Ньюснер в своей книге ‘Рабби беседует с Иисусом’ (М., “Мосты культуры”, 2007). Он указывает необходимые условия диалога между верующими разных религий: “Прежде всего, обе стороны должны говорить об одном и том же... Во-вторых, каждая сторона должна вести диалог с уважением к другой.” (Oб этой книге см. далее в 16.4.1 и 16.4.2)

Любавичский Ребе Менахем Мендел Шнеерсон был противником подобных диалогов: “Мы, евреи, не можем позволить себе... расточение духовной энергии, которая требуется... на ведение полемики... Будет излишним опровергать “довод”, что отказ от диспутов это “признак слабости иудаизма.” (В книге “Диспут Нахманида”. (NY-Tel Aviv, “Chamah Publishers, 1982-5742AM) Когда был разрушен Иерусалимский Храм, поднялись в мире 2 религии: христианство и ислам.

Как следует из названия главы 16, я ограничусь рассмотрением 3х мировых религий: иудаизма, христианства и ислама.

Избрав Израиль из всех народов, Творец предписал ему и видимые отличия: “Тфилин на головах их, тфилин на руках их, мезуза на их дверях, кисти цицит на их одеждах... Так сказал Г-сподь Пресвятой Израилю: “...дети Мои, отличайтесь в заповедях, чтобы быть угодными Мне.” (Сифрей, Дварим, 3:6)

Иудаизм национален, христианство и ислам интернациональны. Вот, что пишет о национализме проф. Исраэль Дацковский (“Курсор”, 7 августа 2013):

«Выражение любви к одному народу, особенно к своему, хотя и может называться национализмом, но не может называться расизмом. А национализм является чувством здоровым, без которого нация не может выжить, так как мгновенно потеряет себя в безграничном космополитизме. Причем, нация, отказавшаяся от национализма, исчезнет именно как нация, а более здоровые национально ориентированные народы, растворив в себе труп бывшей нации, продолжат свое именно национальное существование. Но от национализма до расизма большое расстояние и только неграмотные или вoспаленные мозги людей, ненавидящих какую-то нацию, даже свою, могут эти понятия путать или сознательно грязно использовать. Обратимся к Википедии, статья “Расизм”: “Расизм - совокупность воззрений, в основе которых лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру.» Т.е. ничего общего с национализмом.

[Напомню, что в 1975 году под давлением СССР Генеральная Ассамблея ООН признала сионизм расизмом. Государство Израиль было объявлено расистским, а его население расистами. 3 года спустя под давлением США, чтобы побудить Израиль принять участие в Мадридской мирной конференции, Генеральная Ассамблея ООН отменила свою резолюцию 1975 года.]

В Вавилонском Талмуде (трактат Гитин, 56-в, 57-а) говорится, что Онкелос, племянник римского императора Тита, вызвал дух Ешу (Иисуса - С.Д.) и спpосил его: “Кого почетают больше всех в том мире? (Тот) ответил: “Израиль”. “Нужно ли мне присоединиться к нему?” (Тот) ответил: “Ищи им добра, не ищи им зла, ибо касающийся их касается зеницы ока своего” (пророк Зехария, 2:12).

Иудаизм, христианство и ислам называют “авраамическими религиями”, ибо все они из дома нашего первого праотца Авраама (1948-2123)AM “Он является самым влиятельным человеком, который когда-либо жил, и по сей день остается духовным патриархом больше половины населения планеты …Уникальность авраамического монотеизма в том, что он наполнил жизнь смыслом... Открытие единого трансцендентного Б-га, (т.е.) существующего вне вселенной и сотворившего ее, позволило впервые признать, что жизнь имеет смысл, а не только мифическое или научное объяснение.” (Джонатан Сакс, цитированная выше статья.)

Ислам связывают со старшим сыном Авраама Ишмаэлем (2034-2171)AM, рожденным ему египтянкой Агарью. В отличие от своего брата Ицхака (2048-2228)AM он отверг мировоззрение своего отца. Eго сыновья, ишмаэлиты, родоначальники всех арабских племен. Однажды Авраам навестил Ишмаэля, однако, после этого никаких контактов с семьей Авраама у ишмаэлитов не было. Арабы утверждают, что Ишмаэль и его мать похоронены в Мекке под черным камнем Кааба, величайшей святыней ислама.

Христианство связано с Эйсавом (2108-2255)AM, сыном Ицхака, братом Яакова. Ему, как и Ишмаэлю, было чуждо мировоззрение деда и отца. И он не стал их духовным наследником. Согласно Иосифу Флавию внук Эйсава Цфо поселился в земле, где потом возник Рим - будущий оплот католической церкви. И многие потомки Цфо управляли там страной.

Сопоставление этих 3 мировых религий удобно провести на основании 2х базовых понятий иудаизма: Б-г и Дарованная Им Тора.

Христиане заменили незримого Б- га богочеловеком, сыном Б-жьим, но приняли Тору, Пророков и Писания (весь ТАНАХ), перевели их на греческий язык и латынь, умышленно и неумышленно исказив перевод, и назвали его Ветхим Заветом. Добавив к нему уже ничего общего с иудаизмом не имеющий Новый Завет, они назвали всю свою работу Христианской Библией.

Мусульмане поступили с точностью до наоборот. Они признали незримого Единого Б-га. Творца вселенной, приписали ему черты и свойства совершенно чуждые Б-гу Израиля и назвали его Аллахом. Тору объявили подделкой и заменили ее Кораном, в котором с массой ошибок и искажений повторили изложенную в Торе историю сотворения мира. "С поведенческой точки зрения, - пишет проф. Поль Эйдельберг (статья "Чтобы победить, нужно знать врага и самих себя", 10 марта 2010 г), - ислам следует рассматривать как полу-языческую религию, несмотря на его монотеизм... ислам - это синкретическая религия - поверхностно монотеистическая, но культурно языческая и противостоящая неисламскому миру."

Ишмаэль - духовный символ арабской цивилизации, Эйсав - христианской.

(Продолжение следует)
Количество обращений к статье - 1744
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (0)

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com