Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Резонанс
Познер познаёт Израиль
Борис Гулько, Нью-Джерси

Иногда, очень редко, фильм, телепрограмма или иное явление, выглядящее далеко не эпохальным, может повлиять на ход истории. Зафиксирован даже случай, когда футбольный матч – между Гондурасом и Сальвадором в 1969 году – привёл к реальной войне.


Фильм Владимира Познера «Еврейское счастье», восемь вечеров рассказывавший своими восемью сериями российским зрителям об Израиле, может значительно повлиять на мир, и не обязательно путём, предусмотренным создателями.

Прежде всего сам фильм, по-моему, сделан превосходно. Следует иметь в виду, что он снят не для евреев. Этот фильм – для российских граждан, взгляд на мир которых формируется тем, что они каждый вечер видят по телевизору. И фильм Познера интересно попытаться увидеть глазами этих зрителей.

Владимир Познер представляет собой лучшее, чего достигла когда-то советская журналистика. Это умение изгибать своё мнение до уровня, приемлемого для власти, но изгибать не сильнее, чем требуется; тонко чувствовать грань дозволенного. Это – мастерство намёка, умение показать то, что хочешь, не заявляя открыто о своей позиции. То есть это специальный язык, который требует воспитанного этим языком зрителя.

Большого совершенства Познер достиг, судя по тому, что я видел, как интервьюер. Сощурившись, он внимательно вглядывается в собеседника, пытаясь определить, как можно выудить из того что-то интересное, и в какой момент нужно остановиться; чего избегать, чтобы человек не впал в занудство или не понёс ахинею. По аналогии, использованной Гамлетом, беря интервью, Познер играет на собеседнике как на флейте.

Познер в Иерусалиме: вниз по лестнице, ведущей вверх?..

В сериях про Израиль интересно наблюдать скептичного, всё познавшего Познера, постепенно подпадающего под обаяние чуда страны, людей (я имею в виду, понятно, не политиков), с которыми он беседует. В первой серии – про Иерусалим – он ещё стоит перед Стеной Плача и разочарованно восклицает: «Я здесь ничего не чувствую!»

Это очень смешная фраза. Познер так часто повторяет о своём атеизме, что начинает казаться, будто он себя уговаривает. Что атеист ожидал почувствовать у сохранившегося остатка подпорной стены Храмовой горы? Фраза Познера подтверждает мою догадку: большинство атеистов – лицемеры. Познер, похоже, ожидал от Стены мистического опыта.

Вообще пытаться понять Израиль атеисту не проще, чем импотенту проникнуть в суть страстной любви. Интересно наблюдать Познера, от серии к серии всё больше ощущающего магию Израиля. В его возрасте (журналисту 81 год) менять свою картину мира (пагубную доктрину «борьбы народов за освобождение», унёсшую за последние две трети века больше жизней, чем самая кровопролитная война, «научный» атеизм, какие-то остатки социалистических бредней) крайне трудно. В фильме видна сложность для Познера совместить увиденное и услышанное с тем, во что он вроде бы должен бы верить.

Во второй серии – про Тель-Авив – Познер находит в крупнейшем городе Израиля многое от Парижа своего детства. Театры, рестораны, ночная жизнь, лёгкая и безмятежная атмосфера. Среда художественной интеллигенции вроде той, среди которой протекала вся его жизнь. Да ещё тёплое море впридачу.

Чудеса начинаются с третьей серии – про кибуцы. То, о чём мечтал его отец-коммунист, оказывается, существует! Грёзы: «по способностям, по потребностям» – вот они, ожившие, перед ним.

Эта серия содержит искус для российских жителей. Познер показывает кибуцную семью – муж русский, у жены лишь мама еврейка. Живут в коммунистическом раю, ни о чём не заботясь. В какой российской семье не найдётся кого-то, у кого бабушка или дедушка евреи? Рай – вот он – лишь купи билет на самолёт.

В конце серии скепсис Познера просыпается. Он сообщает: кибуцы в нарушение коммунистической идеи начали нанимать на работу таиландцев, филиппинцев, и присваивать прибавочную стоимость как вульгарные капиталисты. От Познера ещё, видно, утаили размер долга кибуцев перед государством. Одна из руководительниц кибуцного движения мрачно предсказывает: из существующих ныне двухсот кибуцев выживет штук 50. Если так, то сколько выживет после этого из оставшихся 50-ти?

Восторг овладевает Познером в четвёртой серии – об армии. В боевые части израильской армии конкурс желающих как в московские МГИМО или ГИТИС – по 8-9 человек на место. Молодые люди любят свою страну и рвутся её защищать. Отношения внутри армии – офицеров с солдатами и между солдатами – братские. Познер спрашивает, есть ли в израильской армии дедовщина? Его не понимают: конечно, послужившие и многое уже умеющие солдаты пользуются большим уважением. По сравнению с российской армией – это другая вселенная. Познер произносит: «Я в восторге», «Я горжусь ими» – как будто он уже израильтянин. Правда, идея российского патриотизма присутствует в фильме: Израиль столь хорош потому, что в нём большую роль играют русские евреи. В СССР нас, правда, не принимали в престижные ВУЗы, мытарили отделы кадров. Но как велика их страна, если даже ненужные ей граждане столь успешны после эмиграции!

От армии – в двух следующих сериях – Познер переходит к конфликту с местными арабами. Здесь с блеском играет мастерство Познера-интервьюера. Главный говорун у него – член кнессета Ханин Зуаби. Страстная, красноречивая – она прекрасно озвучивает демагогию и ложь врагов евреев. Особенно на фоне тяжёлых на язык Либермана и Щаранского. Позиция евреев: мы создали из ничего прекрасную страну, с высокопродуктивным сельским хозяйством, с яркой культурой, передовыми наукой и промышленностью, с равными правами для всех, включая арабов. Позиция арабов: это наша земля, мы готовы песок есть, верблюжью мочу пить, но евреев рядом с собой не потерпим.

Позиция Познера? После монолога Зуаби о несправедливости блокады Газы, сарказма главного арабского переговорщика Саиба Ариката о том, что евреев не устроила бы во главе ООП даже мать Тереза, съёмки продолжаются в Сдероте, городке, по которому из Газы, оставленной евреями, были выпущены десятки тысяч ракет. Прелестные еврейские дети, которых стремятся убить освобождённые от «оккупации» арабы. Подчёркивают различие двух миров параллельные монологи еврейской матери, сына которого убили террористы, и арабской, сын которой погиб в беспорядках. Мечта о понимании с арабами одной и неукротимая ненависть к евреям другой.

Раздумья после посещения «Яд ва-Шема»

Опосредованное отношение к природе этого конфликта имеет седьмая серия – о посещении Познером музея Холокоста. Как атеисту, Познеру важно убедить себя и зрителей, что причина возникновения Израиля – это геноцид евреев в Европе в 1933-45 годах. Для него природа Израиля не мистическая – ведь Бога-то нет.

Ничего нелепее, чем искать корни воссоздания Израиля в Холокосте, не придумать. Во-первых, еврейское про-государство начало возникать в Палестине ещё с конца 19 века. Первый сионистский конгресс состоялся в 1897 году. Декларация Бальфура была принята в 1917 году, задолго до Холокоста. И во-вторых – геноцид скорее должен был бы побудить евреев развеяться по миру, а не собираться в одном месте, где новые гитлеры могут накрыть нас одним ударом. Советское Политбюро дважды было на грани приказа о ядерной атаке Израиля, что подтвердило бы стратегический риск израильского предприятия. Если уж собираться евреям вместе, то были безопасные варианты Аргентины, где во второй половине 19 века барон Гирш организовал еврейские колонии, Уганды, проект Гитлера с Мадагаскаром и Сталина с Биробиджаном. За Землю Израиля в последние 3000 лет велись бесчисленные войны. Что кроме мистической связи евреев с этой землёй и предопределение Торы могли привести их в это опасное место?

В последней серии Познер занялся безнадёжным вопросом: что делает евреев евреями? Показал безудержное веселье еврейской свадьбы («тут беспорядок, и совсем не весело» – слукавил Познер), снялся с еврейскими мудрецами, но сами беседы в фильм толком не попали. Было бы интересно послушать. Как во всех сериях, в этой проходит тема восхитительной еврейской кухни. Познер невольно соблазняет своих зрителей, подобно «Рабби Юда из Наварры» из стиха Гейне «Диспут», уговаривавшего капуцинов принять иудаизм. Рабби завлекал возможностью в день восстания из мёртвых:

Рыбы господа отведать,
Частью в соусе чесночном,
Частью в винном. А винцо-то!
Приготовят эту рыбу
Наподобье мателота.

В белом соусе чесночном
Редька плавает в приправу.
Я уверен, патерХозе,
Что наешься ты на славу.

Но и винную подливку
Непременно ты попробуй,
Если ты, мой патер Хозе,
Ублажишь свою утробу.


Бог наш знает в кухне толк,
Так не будь же ты болваном:
Распрощайся с крайней плотью,
Насладись Левиафаном!»

Невероятность демонстрации фильма, восхваляющего Израиль, в течение восьми вечеров по Первому каналу российского ТВ указывает на возможную смену парадигм в российской пропаганде. Трудно поверить, что этот показ прошёл без санкции с самого верха российской иерархии. Россия и Израиль сегодня – это две страны-аутсайдера. У России в мире нет ни единого друга. Её опасаются бывшие «братские народы СССР», не любят в восточно-европейских странах, которые она насиловала почти полвека. Россия живёт под торговыми санкциями Европы и Америкой, и отвечает тем же.

Аналогично положение Израиля. Когда Познер в фильме спросил Нетаниягу о причинах враждебности к Израилю европейского сообщества, тот удивлённо поднял на него взгляд и ответил несмышлёнышу: «Антисемитизм». В сенсационной колонке для Jerusalem Post от 14 января Каролин Глик рассказала о подрывной деятельности правительства США против своего «союзника», ставшей публичной благодаря обнародованным е-мэйлам Хиллари Клинтон в бытность той госсекретарём. Бывший посол США в Израиле, а позже один из столпов внешней политики Америки Томас Пикеринг в декабре 2011 года прислал Хиллари проект, как США должны использовать левые антиеврейские израильские НПО (в письме конкретно назван «Мир сейчас»), чтобы дестабилизировать ситуацию в Израиле. Резолюция Хиллари была: распечатать этот е-mail. Глик рассказала, как реализовывалась рекомендация Пикеринга, как через НПО оплачивались акции протеста и левых (или нанятых) евреев, и арабов. Строительный рабочий-араб удивлялся: пять дней в неделю одни евреи ему платят за работу в Модиин-Илит (это «оккупированная территория»), а в оставшиеся два он бросает камни в солдат за деньги, получаемые им от других евреев. Бесплатно, он говорит, камнями бы не швырялся.

Сейчас сближение двух аутсайдеров – России и Израиля – взаимовыгодно. России, ведущей войну на Ближнем Востоке против некоторых исламистских движений, полезно иметь в друзьях единственное стабильное сильное государство региона. Израиль становится для России также, из-за разных санкций, важным поставщиком сельскохозяйственной продукции. Израилю нужен покупатель, не озабоченный маркировкой произведённого в Иудее и Самарии, не отягощённый антисемитизмом движения BDS.

История евреев полна иронии, и нам важно научиться её вовремя улавливать. Сто лет назад Россия была воплощением антисемитизма, а Германия страной эмансипированных евреев. Тридцать лет спустя СССР, хоть и невольно, защищая себя, спас евреев от нацистов. Позже СССР был главным покровителем арабских врагов Израиля, а США и их европейские союзники противостояли коммунистической экспансии и поэтому поддерживали Израиль. Сегодня Америка тратит деньги на то, чтобы разрушить Израиль изнутри, пыталась установить в Египте власть смертельных врагов Израиля Мусульманских Братьев, а сейчас переключилась на поддержку другого ненавистника Израиля Ирана. Россия же бомбит некоторые группы исламистов, угрожающих Израилю.

Возможно, сегодня мы стоим перед новой сменой ролей в мировой политике. И яркий фильм Владимира Познера выглядит знаком того.



НОВАЯ КНИГА БОРИСА ГУЛЬКО


Мир еврея. Часть 2
111 избранных эссе, написанных в 2012-215 годах.
547 страниц. 26 долларов, включая пересылку по США и Канаде.

Мир еврея. Часть 1
57 избранных эссе, написанных в 2000-2012 годах.
269 страниц. 15 долларов, включая пересылку по США и Канаде

Путешествие с пересадками. Три книги воспоминаний
397 страниц, включая фотографии. Очерки о чемпионах мира
от Ботвинника до Каспарова и других великих шахматистах
20 долларов, включая пересылку по США и Канаде.

Заказать книги можно у автора: gmgulko@gmail.com
Количество обращений к статье - 3612
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (10)
Гость | 13.02.2016 22:04
Фильм отнюдь не ублюдочный, а высокопрофессиональный. Ублюдочно (точнее, безнадежно ограничено) мировоззрение автора, но в этом он нисколько не отличается от всех прочих либеральных гуманистов, имя которым легион. Кстати, антисемитизм в современной России, как ни странно, почти незаметен - все русские националисты переключили свою злобу на "чурок" (кавказцев и среднеазиатов). Да и в Кремле он нынче не в моде, в отличие от антиамериканизма.
Гость Шафиров Геннадий Моисеевич | 12.02.2016 08:42
Хевре! Познер сделал фильм, заказанный министерством туризма Израиля, и это лучшее из того, что я видел до сих пор. Не ругайтесь- сделайте лучше!
Гость | 08.02.2016 17:24
У Гулько всегда "странные шахматы", когда речь заходит о проблемах Человека - не шахматного, а "всеобщего": индивидуального родового, этнического, национального, космополитического и мирового. Шахматист - игрок. А что с игрока возьмешь: пришли в мир безумные, и посрамили мудрых. Гроссмейстер - человек феноменальный. Прежде всего, по легковерности и необучаемости. Он хороший версификатор, но очень уж неаккуратен в существенных деталях повествования и ссылках. Такой публицист может быть неплохим катализатором читательского недоумения: посмотрите какое число дивных комментаторов собралось на форуме!- и Мирон Амусья, и Зиси Вейцман, и Д., и Piter, и Ю.К., и умница Гость. Это ли не успех публициста Гулько и редакции?..
Ю. К. | 05.02.2016 07:30
Я поддерживаю мнение Зиси Вейсмана в оценке статьи Бориса Гулько. Автор дал объективную оценку фильму. Не забывайте фильм снят на деньги правительства России,  которому принадлежит 1-й канал.Кто платит - тот и заказывает музыку. Фильм делала целая команда главного канала России ,а не один "Познер, который сам себе голова". Я уверен, его сценарий и режессура получили добро в Кремле. Как я понимаю, спор происходит об оценке,которую дал этому фильму Б. Гулько, вокруг взгляда создателей фильма на арабо-израильский конфликт.Фильм был снят для российского зрителя,и снят именно так как как требовалось Кремлю. И здесь Познер постарался на славу. Он неплохо выполнил свою задачу.Прошу вас всех, посмотрите этот фильм глазами русских.Ведь почти все они не знают реальную историю государства Израиль, не говоря уже о его древней истории.




Гость Борис Гулько | 04.02.2016 17:35
Мирону Амусья: профессор, какой же Северная Корея аутсайдер? Может быть, против неё постоянно принимает резолюции ООН, замышляет недоброе Европейский союз, устраиваются всемирные конференции в Дурбане? Может быть, все ведущие демократические страны вкладывают большие деньги, чтобы разрушить её, субсидируя десятилетиями миллионы выдуманных "беженцев", организуя и оплачивая внутреннюю пятую колонну? Определённо, мы с Вами расходимся в понимании, что означает в сегодняшнем мире понятие "аутсайдер".
Мирон Амусья | 03.02.2016 17:35
Надо обладать воистину фишеровской, притом не в шахматном смысле, фантазией, чтобы увидеть в сегодняшнем Израиле страну - аутсайдера. Тем более, что в списке этих стран есть и забытая г-ном Гулько Северная Корея. По моему мнению, вся аналогия, выраженная фразой "Россия и Израиль сегодня – это две страны-аутсайдера", лишена каких-либо основанийб равно как и идущие вослед аналогии общие рассуждения.
Piter | 01.02.2016 12:44
иси Вейцману | 31.01.2016 18:55

В.Шукшин:" Нравственность есть Правда.**"

Для начала замечу,Я в "умники" не записывался,состою в другой партии. Чтобы помнить и знать ума не надо.

Были предшественники Познера, "пирата от пера" ,бойцы идеологического фронта, , которые так же рылись по помойкам США и доказывали "всему прогрессивному человечеству" как гниёт проклятый Запад. Для Познера, яркого представителя второй древнейшей профессии, явно Не составляет труда [совместить увиденное и услышанное с тем, во что он вроде бы должен бы верить].
** к вопросу:" как надо было снять эту картину?"
Гость | 01.02.2016 00:43
Два сапога пара
г.Гулько просто поёт гимн своему Эго: [Это – мастерство намёка, умение показать то, что хочешь, не заявляя открыто о своей позиции. То есть это специальный язык, ...]
В тексте ( сам не без таланта) г.Гулько понимает полную гнусность провокаций Познера и по сему без стыдно переплетает свои изыски с речью Познера с цель хоть как-то "пригладить" ловкого провокатора.
Помимо всего прочего Познер никогда не ощущал себя евреем он- "француз."
Познер первый ,если НЕ единственный, вытащил в начальные времена Ельцина, биологического антисимита на Главный канал страны. Получил дерьма по полной програме, "всё понимающе улыбнулся" и пообещал пригласить ещё раз.
Совершенно точно заметил г.Гулько, как и вся Огромная Страна [Главный говорун у него – член кнессета Ханин Зуаби. Страстная, красноречивая – она прекрасно озвучивает демагогию и ложь врагов евреев.]ect. что и требовалось показать 80 летнему лицемеру.
P.S. кстати В.Соловьёв верный выученник полу.. полу-негодяя.
Зиси Вейцман | 31.01.2016 18:55
Как только 1-й российский канал стал посерийно показывать фильм В. Познера, сразу посыпались в адрес его создателя упреки и ехидные реплики. Автор же этой статьи дождался окончания всего 8-серийного фильма и сделал, на мой взгляд, достойный и правильный вывод. Владимир Познер - "сам себе голова", и его трудно заставить сделать что-либо не так, как он задумал.Не со всеми нюансами и эпизодами этой ленты я согласен, но какой умник мне скажет, как надо было снять эту картину?
Гость Д. | 31.01.2016 17:20
"Строительный рабочий-араб удивлялся: пять дней в неделю одни евреи ему платят за работу в Модиин-Илит (это «оккупированная территория»), а в оставшиеся два он бросает камни в солдат за деньги, получаемые им от других евреев. Бесплатно, он говорит, камнями бы не швырялся." - Это не из Каролин Глик, а из замечательной книги Тувьи Танненбойма "Поймать еврея!"
Вначале, читая статью, удивлялся: как это может умный человек восторгаться этим ублюдочным фильмом? А дойдя до конца, понял: Гулько упорно гнет свою линию на сближение Израиля с Россией. Хотя в произраильской Америке руководство, как бы то ни было, сменяемо, а Россия как была, так и остается насквозь антисемитской, кто бы ни занимал должность пахана.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com