Logo
20-30 нояб..2017


 
Free counters!


Сегодня в мире
14 Ноя 17
14 Ноя 17
14 Ноя 17
14 Ноя 17
14 Ноя 17
14 Ноя 17
14 Ноя 17
14 Ноя 17
14 Ноя 17









RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
Горящий куст
Элеонора Шифрин, Иерусалим

В моей домашней библиотеке стоит на полке небольшая книжка под названием «Хасиды. Спасая народ свой». Подзаголовок уточняет: "История хасидского подполья в годы большевистского террора", по материалам отчетов ОГПУ - НКВД - КГБ и следственных дел заключенных.


Несмотря на скромный объем, книга эта раскрывает тему огромной исторической важности: в ней рассказывается о том, как, несмотря на все преследования, выжило религиозное еврейство в России. Автор, русская женщина И.И. Осипова, копаясь в архивах КГБ, наткнулась на материалы о преследованиях религиозных евреев на протяжении всех лет советской власти и была настолько потрясена ими, что оставила свою прежнюю тему и взялась писать книгу о еврейском героизме и еврейской трагедии.

Эта построенная на документах и воспоминаниях "Книга памяти" дает биографические справки относительно 232 репрессированных активных членов еврейских религиозных общин. Приведенные личные воспоминания уцелевших участников хасидского подполья подтверждаются документами чекистов и позволяют воссоздать реальную картину жизни этого уникального и героического еврейского сообщества. Героического - потому что действовали его участники не во имя физического выживания в независимо от них сложившихся условиях, а во имя идеи, которая была важнее и дороже жизни.

В предисловии к книге Рав Ицхак Коган, родившийся в Ленинграде в одной из таких хасидских семей, героически боровшийся на протяжении многих лет за выезд в Израиль, создавший за годы "отказа" в Ленинграде полноценную еврейскую общину, а впоследствии ставший посланником Любавичского Ребе в Москве, приводит слова Шестого Любавичского Ребе, Йосеф-Ицхака Шнеерсона, который был выслан из СССР в мае 1928 г., через год после того, как смертный приговор "за контрреволюционную деятельность" ему заменили высылкой из Советского союза: "Я хотел жить в России, ибо евреи там преданы душой Торе, соблюдают ее в бедности, придавленные и настрадавшиеся. И дай Б-г, чтобы вскоре исполнились слова наших мудрецов: 'Кто соблюдает Тору в бедности, в конце концов получает возможность соблюдать ее в условиях материального и духовного изобилия... ' ".

Это пророчество свершилось на наших глазах!

Читая эту книгу, я испытывала жгучий стыд. Мне стыдно по сей день, когда я вспоминаю об этом. Стыдно за то, какими мы были. В силу своего еврейского невежества. В силу своей абсолютной оторванности от еврейства. Читая о евреях, которые целью своей жизни в условиях тоталитарного режима сделали сохранение еврейского образа жизни и еврейское воспитание детей, я то и дело вспоминала, как мы к ним относились, когда приходилось случайно где–то с ними сталкиваться. Наверняка каждый человек старше 50 помнит: всегда, во всех городах, особенно провинциальных, попадались такие евреи. Маленькие, забитые, в каких–то смешных картузиках, они говорили между собой на идиш, а когда переходили с окружающими на русский, их русский был ужасен и смешон - с жутким еврейским акцентом, с искаженной грамматикой. Работали они в каких–то артелях, и принято было считать, что все они "гешефтмахеры", то есть занимаются какими-то темными и полузаконными финансовыми делишками исключительно ради денег, чтобы получать больше, чем жалкие зарплаты советских учреждений. Они ужасно всего боялись, шарахаясь от собственной тени, словно опасаясь ежеминутно, что их подслушают.

С некоторыми из них мне приходилось сталкиваться лично: при полном отсутствии массы необходимых вещей оказывалось, что сделать их на заказ можно было у еврейских артельщиков-надомников. Они шили нам платья, вязали свитера, варежки и рейтузы, ремонтировали обувь, а иногда и делали модельную или ортопедическую обувь на заказ. Напротив нашего дома в Новосибирске жила старушка-портниха по фамилии Яблонко, которая шила мне прелестные платья, используя сошедшие с мерки платья мамы, старшей сестры, бабушки. Запомнилось, как она всплескивала руками и восклицала: "Какая красивая платья!" Меня это всегда коробило, и я недоумевала: почему она не в состоянии запомнить, что платье по-русски среднего рода. Мне ведь и в голову не могло прийти, что она переводила с ивритского "эйзе симла яфа". Я-то ведь и о существовании языка иврит тогда не подозревала.

Нам, сильно образованным, делавшим карьеры и писавшим диссертации в научно–исследовательских институтах, писавшим и говорившим по-русски лучше и грамотнее, чем настоящие русские, было стыдно за этих своих соотечественников, с которыми нас связывал родственными узами только "пятый пункт". Почему они такие? Почему они не могут выпрямиться во весь рост, заговорить нормально по–русски, заняться какой-то достойной работой?... Почему они не могут начать делать успешную карьеру, как нормальные евреи?.. Нам было это совершенно непонятно. Откуда нам было знать, что среди них были люди не только с высшим образованием, но и с научными степенями, которые отказались от научной карьеры, потому что, работая в любом советском учреждении, они не могли соблюдать шаббат.

И вдруг оказалось, что это они — эти забитые и всего боявшиеся евреи спасли нашу честь - честь российского еврейства. Это благодаря им - после всех лет советской промывки мозгов - вдруг выяснилось, что есть говорящие на русском языке раввины, выехавшие из Советского Союза, чтобы учить теперь ставших свободными евреев уже в Израиле. Есть люди, которые учились в подпольных ешивах и знают не только идиш, но и святой язык иврит. Есть семьи, в которых никогда не прерывалась еврейская традиция, и они не возвращаются к иудаизму, а просто всегда в нём жили. Это были не бежавшие от советской власти космополиты, а евреи, возвращавшиеся домой в Эрец Исраэль, связь с которой у них никогда не прерывалас ь.

Эти люди жили среди нас. Но мы стыдились их, а они боялись нас, ассимилированных. Нас в первую очередь, потому что знали, что как раз среди нас могут найтись предатели. Как раз среди нас, сохранивших ещё какие–то ошметки памяти о чём–то еврейском, могут найтись люди, которые догадаются, почему они не работают по субботам. Почему изобретают всякие фиктивные медицинские справки, чтобы не посылать своих детей в школу по субботам. Мы могли догадаться и выдать их, поэтому они боялись нас даже больше, чем гоев. Мы в своей ассимиляции приблизились к грани, за которой могли стать предателями своих героических соплеменников. Могли стать тем, что еврейская традиция называет "мосер" - предающий свой народ. И многие становились... Во что же нас превратило советское атеистическое воспитание!

Такими мы выехали оттуда, и сейчас в разных возрастах постепенно возвращаемся к своему еврейству. То есть, мы возвращаемся к тому самому главному, что во всех нас сохранилось и делает нас одним народом.

Худ. Юрий Красавин-Белопольский. «Моисей со скрижалями Завета»

Что же нас делает одним народом?
Если бы это было только чувство, наверно, его бы не хватило. Приходилось ли вам задумываться на вопросом: зачем советские власти сохранили нам пятый пункт? Ведь их целью всегда было создание единого советского народа. Ради этого они стремились выбить из всех народов, населявших "Союз Передравшихся наций", как называл СССР мой покойный муж, национальную культуру, национальную самобытность, всё, что народы так или иначе определяло и разъединяло. И на этом фоне, неизвестно ради чего, в наших паспортах был сохранен пресловутый "пятый пункт", отравлявший нам жизнь, встававший на пути еврейской молодежи в престижные ВУЗы, не позволявший получить хорошую работу, словом - мешавший нормально устраиваться в той жизни, не дававший нам стать "народом как все".

Оглядываясь назад, трудно избавиться от мысли, что советские власти (словно египетский фараон, которому Всевышний "ожесточил сердце"), своими санкциями помогали евреям достичь совершенства в любой области знания, в которой они хотели работать. Ведь только став лучшими, евреи могли более или менее на равных конкурировать со средненькими не-евреями. Выбор был прост и невелик: либо стать лучшим, либо остаться на дне.

Но вот рухнул Советский Союз, похоронив под своими обломками надежды на нормальную жизнь, и для многих этот многократно проклятый евреями "пятый пункт" оказался единственным, что не только напоминало им о их еврействе, но и удостоверило их право на выезд в Израиль.

Заодно этот "пятый пункт" определил неразрывное семейное родство "профессоров-академиков" и "гешефтмахеров". Причем тут же обозначилось, что в этой семье обе группы заняты были одним и тем же делом: обретением знаний. Только одни концентрировались на познании материального - сотворенного - мира, а другие на изучении Торы, которая была дана еврейскому народу "на все времена", чтобы стать народом, несущим в мир знание о Едином Творце Вселенной.

Для евреев самым главным всегда была учеба. Дать образование своим детям было главной целью в любой еврейской семье. В новые времена, которые наступили с эпохой "Просвещения", открывшего путь к ассимиляции евреев среди народов, это превратилось в необходимость дать детям высшее светское образование. Еврейский ребёнок должен идти в университет - это превратилось в некий неписаный закон. До этого главным у евреев считалось дать детям еврейское образование. Еврейское образование означает передачу семейной традиции от отца к сыну. В чём же заключается наша семейная традиция? Что явилось тем событием, которое сделало нас единым народом и память о котором на протяжении тысячелетий передавалась от отца к сыну?

Это была точка нашего наивысшего взлёта. Такого взлета не было больше ни у одного другого народа. Еврейскому народу - и через него всему человечеству - Вс–вышний передал на горе Синай Книгу Законов. Вот этот момент, когда Вс–вышний предложил нам договор, и мы его приняли — не Моисей от нашего имени, не какие–то отдельные избранные представители, а весь народ, присутствовавший там и сказавший «сделаем и услышим» - и закрепился в нашей коллективной памяти как Синайский Договор. Это было такое потрясение, такой духовный взлёт, это было событие такого вселенского масштаба, которое сохранилось в памяти народной навсегда. И самой главной задачей евреев навсегда осталось - передать это следующему поколению. И как бы евреев ни преследовали, что бы с ними ни делали, всегда самой главной задачей оставалось: родить детей и передать им знания об этом.

Вместе с этим знанием нам была дана Земля. Дана навечно, но, пользуясь современной лексикой, "в пакетной сделке". Это произошло тогда, когда Вс–вышний вывел нас из Египта и сказал: «Народ этот выбираю себе, чтобы служил мне на этой земле». Вот с таким условием.

До этого посредством десяти казней египетских Он показал нам и всем народам свою власть над материальным миром, дав понять, что еврейский народ Он выбрал для определенных и вполне конкретных целей навечно, а те, что попытаются препятствовать осуществлению этих целей, будут сметены с пути по примеру Египта.

Вся наша дальнейшая история состояла из наших попыток уклониться от выполнения нашей части сделки, наказаний, которые мы за это получали в виде столкновений с враждебными народами, стремившимися нас уничтожить, и наших чудесных побед над ними - побед, которые мы в своей заносчивости и гордыне неизменно приписывали себе, не осознавая, что Горящий куст по-прежнему ведет нас по пустыне.

Подсоветские евреи, сохранившие свое еврейство при одном из самых зверских тоталитарных режимов, доказали, что Вс-вышний всегда ведет свой народ. Нужно только уметь видеть Горящий куст.

И одновременно с теми, кто помнил это всегда, в Землю Обетованную вернулись те, кто об этом забыл, овладевая знаниями о материальном мире. Но теперь, благодаря этим знаниям, они помогли Израилю стать самой мощной технологической и инновационной державой мира, на которую если и замахиваются враги, то уже с большой опаской. Они знают, что не только впереди нас идет Горящий куст, но и в руках у нас мощная праща.
Количество обращений к статье - 3093
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (27)
Марк из Хайфы | 02.05.2016 12:44
Не согласен с тем, что наш народ "спасает" иудаизм.
Скорее уж еврейская идентификация поддерживается антисемитами.
В Израиле хорошее образование не является главной целью, поскольку требует больших усилий, стоит дорого и без протекции не гарантирует стабильных доходов в будущем.
В процентном отношении число арабов, получающих высшее образование, уже не меньше, чем у евреев. Срабатывает тот же принцип: "будь лучше большинства или пропадешь".
Если тенденция не изменится, то Израиль сначала станет государством "всех граждан", а затем заурядной арабо-сефардской страной третьего мира.
Что делать ? Провести референдум по выполнению решения ООН о разделе Палестины, после чего местные арабы принудительно сменят свое гражданство на иорданское или палестинской автономии.
Элеонора Шифрин | 20.02.2016 20:00
Как наверняка давно заметили мои читатели, я не вступаю в переписку с анонимами и стараюсь не вмешиваться в читательские дискуссии под моими статьями. Исключения, как правило, касаются недостающих фактов, которые читателям могут быть неизвестны. Свою позицию по затронутой теме я излагаю в статье, а читатели вольны высказывать на форуме свое отношение и мысли, возникшие в связи с написанным. Нередко я категорически несогласна с некоторыми участниками форума, но предоставляю другим участникам возможность противопоставить им свое мнение. В данном случае я отступаю от своего правила, чтобы поблагодарить анонимного участника форума, уже не впервые дающего такую высокую оценку моей работе.
Гость | 19.02.2016 20:30
Про Левант всегда можно, но лучше бы по сути дела - о журналистике Элеоноры Шифрин. Это человек безумно талантливый, креативный, и ее сквозная тема - еврейские судьбы в широком наднациональном контексте. Вспомните ее публикации о семье, огромную подборку разнообразнейших статей и материалов о Полларде - и теперь он на свободе. Проблема веры, религии, культуры, социальной свободы и эволюции еврейского мира и государства Израиль - вот какой широкий круг проблем рождает знаковая публикация "Горящий куст". Возникшая острая дискуссия на форуме - прежде всего большая удача автора, работающего традиционно "у бездны на краю". Не все журналисты обладают подобным качеством. В добрый путь, Элеонора! Здоровья Вам, всех благ в жизни и творчестве!
Но ежели господин так неравнодушен к Леванту - то можно и о нём, чтобы несколько разрядить ситуацию неумеренного серьеза:

С И Л К И
Элеоноре Шифрин - человеку, гражданину и журналисту.

Живу в провинции
ленивого Леванта.
С утра свистит
какая-то
пичуга,
которая
настырно нарушает
шабата
гробовую тишину.
Я свято чту
поборников
кашрута -
в его природе
целесообразность,
а, может быть,
и Предписанье Свыше -
но речь
о сотрясеньи децибелл...
и я, как Лазарь,
восстаю из гроба
земли Израиля, сегодня утром чтобы
в провинции ленивого Леванта
воздать хвалу
несдавшейся душе,
которая строптиво нарушает
шабата
гробовую тишину,
желанную лукавым ортодоксам
...................................
РАССТАВИВШИМ СИЛКИ НА БОЖЬИХ ПТАХ.
Гость | 19.02.2016 08:46
гостю 18.40

стареете, форма не та. Столько слов и ни разу про Левант...
Гость | 19.02.2016 01:51
... Я родился в довоенной еще не разрушенной западноукраинской еврейской глубинке. Все мои предки носили библейские имена, и моя персона в этом плане - не исключение. Учить меня хорошему тону и еврейским традициям не следует: они в крови, и от семейного воспитания. В новом, молодом Израиле, где яйца учат курицу, - я сам кого хошь научу - мне по возрасту и статусу положено. Исходя из этого - позиция профессора Гордона сдается мне совестливой и авторитетной - он эту землю, что называется, "носом пропахал", а вы его - взялись, как павлики морозовы, политграмоте учить! Ну, в своем ли вы уме, господа хорошие?.. Стыдно мне за вас, дети и внуки мои...
Гость Д. | 18.02.2016 14:32
"Знаменитый мыслитель, религиозный еврей Моисей Мендельсон" своей активной деятельностью на пользу эмансипации и ликвидации еврейской юридической автономии привел к созданию реформистского иудаизма под властью гойского закона. Он способствовал ассимиляции евреев в странах Европы и привел к тому, что тысячи евреев крестились - чтобы стать равноправными гражданами своих стран. Да что говорить о чужих - из его собственных 10 детей евреями остались только двое. Остальные перешли в христианство. Тем не менее, г-н Гордон не только ставит Мендельсона на одну доску с Рамбамом, но и предлагает нам его теорию как правильный путь. Такое почитаешь - начинаешь больше ценить ортодоксов.
Гость | 18.02.2016 13:23
Г-н Гордон следует по стопам другого профессора, тоже физика, считаюшего, что это звание делает его знатоком всех вопросов. Берясь за тему, в которой он несведущ, он "ставит на место" крупнейших раввинов, посвятивших изучению Торы и Гмары всю свою жизнь. От честного ученого можно было бы ожидать хотя бы признания, что в этой области он профан, ибо специально ее не изучал. Но на такое признание наши физики неспособны. Они убеждены, что знают все. А ведь обсуждаемая статья как раз о том, что, слава Богу, не все евреи в СССР занимались развитием советской науки и техники - были и такие, кто даже в условиях советского ужаса, несмотря на все преследования, аресты и расстрелы, находили в себе мужество изучать и передавать Тору следующему поколению. Благодаря им не все советские евреи превратились в безродных космополитов. Эта статья - низкий поклон от всех нас этим героям. А Гордон старательно затушевал эту тему своими многословными и бесконечными рассуждениями и перевел стрелки на обсуждение ошибок ортодоксов. Зачем? Ведь речь-то в статье не об этом.
Александр Гордон, Хайфа | 18.02.2016 10:54
Знаменитый мыслитель, религиозный еврей Моисей Мендельсон не только требовал включения светских наук в программу обучения еврейской молодёжи, но и считал, что лишь самые одарённые мальчики должны изучать Мишну и Талмуд. В сущности, Мендельсон следовал по пути Маймонида (Рамбама), большого знатока и последователя Аристотеля, на учение которого он опирался при написании своих книг. Маймонид получил хорошее светское образование, изучив, помимо философии, математику, астрономию и медицину. Ультраортодоксы отрицают путь Маймонида и Мендельсона именно "скопом" (выражение Irene). Избранные мудрецы избранного народа давно поняли, что лишь избранные, самые одарённые должны изучать священные книги. Ультраортодоксы исказили учение передовых еврейских мыслителей. Их методами еврейское государство сохранить, развивать и укреплять невозможно.
Гость | 18.02.2016 09:21
В определение Государства Израиль, на мой взгляд, вкралась сущностная ошибка. Другое определение позволит устранить противоречие между верующими, соблюдающими традиции и светскими. Предлагаю, взамен определения Израиля как еврейского государства считать Израиль Государством Еврейского Народа. Этим же устранится противоречие (как бы мы не игрались с семантикой) между еврейским и демократическим характером государства.
Irene | 17.02.2016 23:53
Гостю Д. Вы правы, среди ортодоксальных евреев есть достаточно образованных людей, занимающихся полезной активной деятельностью на благо общества (и я, кстати, привожу в пример проф. Аумана). Говоря о закрытости ортодоксального общества, я имела ввиду скорее ультраортодоксов. И именно о них, насколько я понимаю, пишет А. Гордон. Вместе с тем, хочу повторить, что и этот сектор выполняет свою очень важную работу. Углубленное изучение Торы, Талмуда, ежедневные многочасовые молитвы являются тем духовным полем, которое, несмотря на все проблемы внутри и вне Израиля, создают ему своего рода подушку безопасности в окружении явных и скрытых врагов, которых легион. Предвижу возражения многих, что безопасность Израиля создает армия - одна из лучших в мире, современное вооружение и великолепные успехи в хайтеке. Тем не менее, нельзя недооценивать и духовный щит, который создается религиозным сектором. А что касается негативных проявлений, то они есть в любой среде, и в этом случае нужно скорее говорить об отдельных личностях, чем обо всех скопом.
Гость | 17.02.2016 18:40
Ох и молодец же Саша Гордон - такую бучу вокруг горящего куста поднял! И столько сразу советских настоящих патриотов, перековавшихся в правоверных иудеев, поднялось на защиту веры, царя и отечества. А ведь прав профессор физики Гордон: все крикуны - лишь крикуны, и не более того. Они всегда при любой власти - оплот защищают. А евреи - защищали и защищают людей, а не блажь всевозможных ритуалов и сомнительных предписаний. Потому, что обожествление любой материальной субстанции - волосяного покрова, деталей одежды, предметов культа, текстов, пищевых и режимных установок - чистейшей воды самое что ни на есть язычество. Гордон об этом и говорит: харедим могут работать или нет, но важно одно: они всех прочих за пределами своего коллектива единомышленников - считают не людьми, а особями иного, нижестоящего уровня. Они самые что ни на есть типичные расисты: демиург дает высшую душу лишь правоверным. А вы, Илюша из Бостона и Ирочка из Земли Обетованной - рассуждайте на тему морали. Но как вы при этом выглядите - лучше подумайте наедине с собой. Или перекиньтесь на вечные святые истины иной демиургической религии, скажем, необычайно модного нынче на Западе ислама. Уж как его пестуют...
Что, тоже Гордон виноват, что недоуважили в свободном мире эту более, чем занятную ортодоксию, и базар с вокзалом, отработанный на Израиле, перекинули в Европу, Америку и далее везде?
А сыр-бор до боли прост и понятен. Мировая экономика вкорне изменилась. Возникла новая оболочка глобального перетока капитала. В прежние времена он был связан с системой производства. Сегодня деньги творят "из ничего". Серый капитал отмывается не в офшорных зонах, а на людских массах, которые получаются за счет геополитических и демографических диверсий путем люмпенизации обширных слоев населения - даже тех, кто раньше относился к производящему сектору. Живя в Израиле, мы все это хорошо видим и понимаем - потому как ясно, что любовное пестование 50% непроизводящих израильтян - столбовая дорога нашей банановой республики. То же ожидает другие страны свободного мира в ближайшем будущем. А вы о религии... Какая там религия? - сплошная выстроенная по наиновейшим мафиозно-политическим технологиям корысть с мощным поповским истеблишментом иудейского, христианского и исламского пошиба. Вы чего - глаза закрыли, уши заткнули, ноздри законопатили - чтоб в мире грез несуществующего славного прошлого вдыхать свободным еще ротовым отверстием старое испытанное средство - ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА? Тогда вперед и до упора. Тут уж профессор Хайфского университета и офицер запаса Армии Обороны Израиля Александр Гордон - точно не при чем...
Александр Гордон, Хайфа | 17.02.2016 17:27
Валерию из Бат-Яма

Вы можете читать или не читать то, что я пишу, но если Вы уже прочитали мои комментарии, то читайте правильно. Не я считаю большинство авторов и комментаторов "МЗ" "ненастоящими" евреями, а ультраортодоксы, о которых я писал. Всех перечисленных Вами лиц я глубоко уважаю. Это Вы проявили глубокое неуважение ко мне. Это Ваше дело, но не приписывайте мне то, что я не думаю. Жаль, что Вы так невнимательно читаете написанное, но раз так, то мне не жаль терять читателя, который не даёт себе труда внимательно читать. Неуважение, основанное на непонимании, которое Вы проявляете, должно было бы огорчать прежде всего Вас, но, как говорится, человек - это стиль.
Валерий, Бат-Ям | 17.02.2016 16:36
Всего одной цитаты из последнего коментария А. Гордона хватит, чтобы перестать его читать. Вот она: "Большинство евреев-читателей "Мы здесь", пишущих и комментирующих материалы о России, Украине, о международном положении Израиля, об арабских беженцах в Европу и т. д., настоящими евреями не являются".
Вы, конечно, профессор, но не настолько же...
Да и как можно назвать "большинство" авторов и коментаторов МЗ "не настоящими" евреями? Как вы определили это большинство? Вы опрос провели? Беседовали с ними? И числите ли вы в "большинстве ненастоящих" большинство авторов МЗ - таких как (называю по памяти тех, кто по душе) Гулько, Гержгорин, Левин, Шифрин, Торпусман, Вейцман, Менделевич, Ханелис, Якиревич, Сатановский и всех тех, кто вас постоянно хвалит? А сами-то вы - настоящий? И если этот журнал - прибежище "ненастоящих" евреев, зачем же вы в нем печатаетесь?
Этой фразой, которую я выше процитировал, вы отвратили меня от чтения ваших статей. Спасибо за науку.
Гость Д. | 17.02.2016 16:14
"ортодоксальный мир закрыт и не готовит своих детей для активной научно-технической деятельности", пишет Irene.
Это неверно. Ортодоксальный мир вовсе не так однообразен, как выглядит снаружи. Среди ортодоксов есть множество людей, занимающихся научной деятельностью, работающих на высочайших уровнях в хай-теке, преподающих в ВУЗах и готовящих ортодоксальную молодежь к научному будущему. Когда они приезжают по работе заграницу, к ним относятся там с огромным уважением, значительно большим, чем к светским израильтянам. Даже специальную кошерную еду привозят отдельно, да еще и с соответствующим кашрутом. При этом ортодоксы не хотят посылать молодых людей в моральную клоаку нынешних школ и университетов, а создают свои. Один из примеров - иерусалимский "Махон Лев", где учат Тору и Талмуд на уровне ешивы, а науки на уровне лучших университетов.
С  г-ном Гордоном не хочу дискутировать как с человеком, считающим полноценным только себя. Даже в тех вопросах, в которых он не слишком разбирается.
Александр Гордон, Хайфа | 17.02.2016 09:54
Илье из Бостона.

У меня создалось впечатление, что Вы не знаете предмета. Религиозные люди, служащие в армии, работающие в науке и промышленности, поддерживают государство, которое в глазах ультраордоксов, вернее всех представляющих еврейство, является грехом и аномалией. По мнению ультрарелигиозных, всё, что отвлекает от изучения священных книг, является безобразием, не достойным иудаизма и ударяющим по всему еврейскому народу. Вы не знаете, какие конфликты существуют среди религиозных людей в Израиле. Большинство евреев-читателей "Мы здесь", пишущих и комментирующих материалы о России, Украине, о международном положении Израиля, об арабских беженцах в Европу и т. д., настоящими евреями не являются.
Irene | 17.02.2016 09:04
Поддерживаю Илью. Один из замечательных примеров ортодоксального еврея ученого - математик Ауман. Хотя нужно признать и справедливость мнения А. Гордона - ортодоксальный мир закрыт и не готовит своих детей для активной научно-технической деятельности. Вместе с тем, этот слой общества выполняет свою очень важную задачу. И она ничуть не менее важна для государства, чем область развития технологий, науки и др. Как говорится: кто-то лечит, кто-то строит, а кто-то молится и за врачей и строителей.
Ilya Goldovt, Boston, MA USA | 17.02.2016 05:12
Еврейское государство я понимаю как государство, где основными ценностями являются ценности еврейского духовного мира. Где законы государства базируются на законах еврейского духовного мира. "Все" не будут выполнять "всё". Государство, где "все" будут выполнять "всё", я не обсуждаю.
Вектор движения в еврейском народе заложен тысячи лет назад. Персонажи статьи, прилагая человеческие и нечеловеческие усилия, двигались в направлении этого вектора. Эти персонажи окружали и моих родителей и меня в Советской России.
Большое количество религиозных людей служат в армии. Большое количество религиозных людей работают в математике, науке, создают и развивают замечательные технологии.
Гость | 17.02.2016 01:24
Впервые согласен с Александром Гордоном. Хотя имел контакт не с литваками, а с любавичитами. Иудаизм как религия, философия и достижения цивилизации - это одно, а сектантский демиургизм - это другое. Социальная агрессивность этого ретроградного средневекового направления несовместима с миром свободного от догм и порабощения Человека. Монополизация ортодоксами "истинно еврейского образа жизни" - явление не духовное, а сугубо материальное. В Израиле об этом все знают, и это знание вошло в иврит в виде известной конструкции "МЕХУПАСИМ" - в русском варианте - "ряженые". Нормальный еврейский человек к людям религиозным относится тепло. Человек образованный - понимает, что Книга Книг - всегда будет обладать непреходящей ценностью в мире людей. Человек интеллигентный, в отличие от образованца-прагматика - понимает дуализм материального и информационного миров - как широкий спектр духовного самопостижения. Ортодоксы, как и атеисты, не единожды разрушали еврейский мир, и реплику Александра Гордона я считаю вполне уместной.
А воспитан я был религиозной бабушкой, последнего еврея в кипе в нашем большом городе видел в 1947 году. Для меня эти сантименты - сугубо личные. Помню уроки отца в конце 30-х - как надо вытирать полотенцем каждый палец руки. Палец - это как отдельный человек. В философии и практике иудаизма - безграничный опыт наших предков. И попытка сектантов монополизировать все стороны жизни еврейского народа с духовным миром несоизмерима ни в малейшей степени. Информационный мир передается по самым различным каналам, и служители культа тоже могут являться какой-то их частью. Элеонора Шифрин описала как журналист свой, сугубо человеческий сантимент прихода в нашу историческую необъятность. Именно это - основной нерв, основной стержень ее публикации. Мы живем в большом открытом мире. И это очень хорошо, что у каждого свой взгляд, свой опыт и свой Израиль.
Александр Гордон, Хайфа | 16.02.2016 20:27
Илье из Бостона.

С ними можно строить государство Галахи. Что Вы понимаете под еврейским государством? Если все будут выполнять все необходимые заповеди, то это и будет настоящее еврейское государство. В государстве Галахи всё в порядке с еврейством, все евреи, но некому воевать, платить налоги, создавать и развивать предприятия высоких технологий и работать в оборонной промышленности, т.к. к работе и войне глубоко религиозные люди не готовы, ибо у них есть более важные дела - изучать священные книги. Читать сайты типа "Мы здесь" они, естественно, не будут, поскольку 99% процентов обсуждаемых здесь дел они считают второстепенными, не имеющими значения и отвлекающими от главных занятий в подлинно еврейском государстве.
Ilya, Boston, MA USA | 16.02.2016 18:21
Александру Гордону: Какое государство Израиль строить с "ними" невозможно? Еврейское государство Израиль?
Александр Гордон, Хайфа | 16.02.2016 12:01
Интересная статья. Спасибо.
У разных людей, живущих в Израиле, своё видение еврейства. Я учился в религиозном училище в Хайфе у митнагдим, литваков. Было много содержательных уроков, но боюсь, что большинство комментаторов этого сайта, в том числе ставшие религиозными, не имеют никакого представления об ортодоксальном еврействе- харедим. С ними интересно и полезно изучать священные книги, но строить с ними государство Израиль невозможно.
ГостьТатьяна Сандомирская | 16.02.2016 11:47
Элеонора, огромное Вам спасибо за отличную статью. Так оно и было и, если бы не мой сын Мойше, я так и сидела бы в невежестве и не вернулась бы к настоящему еврейству.
Irene | 16.02.2016 11:19
Отличное эссе. Спасибо.
marina | 15.02.2016 23:42
у моей троюродной сестры тесть, часовых дел мастер, купил под ленинградом в Мельничном Ручье дом и держал там подпольную синагогу. Её дочь, ребёнок 4-5 лет, засыпая по пятницам вечером на втором этаже, слыхала странную речь внизу и ужасно этого боялась
Яков Сегал - Иерусалим | 15.02.2016 11:08
Замечательная стаья. Многие из нас прошли через это и сейчас пытаемся вернуться к нормальному человеческому (еврейскому) существованию. Суметь увидеть горящий куст. Лучше не скажешь.
Алина Беренштейн, Канада | 15.02.2016 09:37
Очень сильная статья, поднимающая пласты истории еврейского народа, до сих пор рассеянного по свету. Спасибо журналу "Мы здесь" и глубокий поклон Элеоноре, собравшей в один факел надежды прошлое, настоящее и будущее Израиля и диаспоры.
Ilya Goldovt, Boston, MA USA | 15.02.2016 05:48
Замечательная статья! Спасибо.
Страницы: 1, 2, 3  След.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2017, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com