Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Наша история
О проскуровских праведниках
Евгения Шейнман, Индианаполис

...как каторжник ядро,
Я волочу чужую память...

Илья Эренбург,
Бабий Яр (1944)

Я не Илья Эренбург, но я тоже «волочу чужую память», и не только не могу отделаться от ужасов войны, но не получается вытеснить из памяти кошмары погромов. Вот и сейчас, в очередную годовщину самого кровавого в истории Гражданской войны Проскуровского погрома (он начался 15 февраля 1919 года) всплывают в памяти обрывки чужих воспоминаний – и старых, с которыми я познакомилась лет 20 с лишним назад, и обнаруженных совсем недавно. К этому страшному, почти 100-летней давности, эпизоду лихолетья у меня есть и личная привязка. Мой дядя Нюня, в миру Евгений Давидович Шейнман, как раз тогда, в феврале 1919 года жил у наших родственников в Проскурове, Ему было 16 лет, он учился в местной иешиве. Дажe при том информационном вакууме, в котором проходила наша советская жизнь, мы многое знали, в основном, из наших семейных историй. Я с детства знала, что папин старший брат едва не лишился жизни в Проскуровской кровавой оргии. Слово «погром» всем советским и не советским евреям было известно чуть ли не с рождения. В советские времена в «нашей солнечной стране» ничего существенного о погромах в исторических источниках найти не удавалось. О них в советской историографии упоминалось вскользь, как о чем-то несущественном в сравнении с атаками буденновской конницы. А уж о людях, спасавших евреев, вообще ни звука. Но зато тогда еще можно было найти живых свидетелей резни. И мне повезло с этим. Встреченная мною свидетельница Проскуровского погрома оказалась дочерью врача, спасшего много евреев! Известно, что в том погроме участвовали доктор бригады петлюровских «гайдамаков» Скорник с сестрой милосердия и двумя санитарами – зверствовали, как последние подонки. Когда кто-то бросил врачу: «побойтесь Бога – на вас же красный крест!», он тут же сорвал с себя повязку с крестом и (врач!) продолжал своими руками убивать безоружных, беззащитных, пойманных врасплох, – женщин, детей, стариков. Но, слава Богу, ему можно противопоставить достойнейшего местного врача, доктора Сергея Николаевича Полозова, который спрятал в своем доме, по рассказам дочери, больше двадцати (по другим сведениям – около полусотни) потенциальных жертв, рискуя собой и своей семьей. Он же, верный клятве Гиппократа оказывать помощь нуждающимся в ней, перевязывал раненых – без страха ходил по улицам, заходил в дома. Сам он не считал то, что он делал, геройством – он исполнял свой человеческий и врачебный долг. Его-то дочь, Марианну Сергеевну Полозову, мне посчастливилось повидать в Питере в середине 1990-х годов и расспросить об отце, семье, из которой он вышел, и о том, что она сама запомнила о событиях в Проскурове, будучи в то время девятилетней девочкой. Это большая удача!

В начале февраля 1919 года в город вошли казачья бригада им. С. Петлюры и «Гайдамацкий» полк (пан Петлюра был склонен к романтике. Войско его одеждой, усами и прическами напоминало воинство Богдана Хмельниц-кого. И свирепостью, бесчеловечностью, разнузданностью - тоже)... В субботу 15 февраля, днем, когда местеч-ковые, далекие от политики евреи пришли домой из синагоги и сидели за праздничным столом, убийцы-петлюровцы, в военной форме и с оружием в руках, прошли организованным маршем по главной, Александровской улице города, небольшими группами рассеялись по впадающим в нее кривым улочкам так называемого «гусиного» квартала, заселенного еврейской беднотой, и неожиданно ворвались в еврейские дома. А уж что они там творили, я не могу передать – настолько это было ужасно... Перед выходом из казармы они были подробно проинструктированы атаманом Семесенко. Даже способы убийств были регламентированы – им было велено не стрелять, но колоть и резать. Можно было выпускать кишки, поднимать деток на штыки, разрешалось насиловать женщин, но потом их обязательно убивать. Им поднесли много горилки, чтоб никакими сомнениями или угрызениями совести, убивая безоружных и беззащитных, не мучиться. Один нюанс: грабежи им в этот день были строго-настрого запрещены. Мальчик, который получил несколько ран и притворился мертвым, слышал, как мать предложила убийцам деньги, но они «ласково» ответили: «Мы не за грошами – мы только за душами вашими пришли». Убивали всех поголовно, цель была – истребить возможно бóльшее количество евреев, и притом убивали их самыми зверскими методами. Можно отнести к ним слова И. Г. Эренбурга из одной из наиболее хлёстких его статей времён ВОВ: «Зверье оно и есть зверье. Они даже не преступники. И не люди».


И в это же время в Гречанах, в трех верстах от Проскурова, случилось вот что... Гречаны - наследственное имение Нахимовых, полученное в приданое женой доктора Полозова, Валентиной Сергеевной Нахимовой, правнучатой племянницей знаменитого адмирала. Там тогда жила немаленькая семья: родители - доктор и его жена, их шестеро детей, тесть с тещей, воспитанница, и еще няня с ее девочкой! Вот что происходило в Гречанах в тот яркий солнечный зимний день середины февраля, так ясно сохранившийся в памяти Марианны Сергеевны. Она прибежала домой к обеду – тогда она была общительным ребенком и любила навещать подружек. Не успела она закрыть за собой дверь, как вдруг она вновь распахнулась, и прихожая заполнилась шумной взволнованной толпой проскуровских евреев. Девочке показалось, что их было не меньше 20 человек. Они все так громко кричали, перебивая друг друга, что понять ничего нельзя было. Отец гаркнул зычным голосом: «Молчать» - и стал расспрашивать каждого в отдельности. Быстро уловил, что произошло, и скомандовал детям: «Ковер, подушки, одеяла – в подвал». Он привык командовать своей детворой... Они оборудовали в обширном подвале убежище. Беглецы спустились вниз. Детям было строго наказано: «Никому ни слова!». Когда погром на третий день утих, хозяева еще сутки продержали у себя своих невольных гостей. Потом доктор сказал им: «Петлюра пошел дальше – можете идти домой». Но они боялись уходить. Тогда он посадил женщин и детей в сани, а мужчины и подростки - те, что покрепче, шли рядом, и сам он развез их по домам. ЧТО их ждало там, невозможно передать словами. Он первый заходил в каждый дом... Первые ночи после этой поездки доктор, сильный человек, не мог спать. В одном доме нашел раненого мальчишку - с выколотым глазом. Он был весь в крови - "гайдамаки", проверяя, не попрятались ли где жиды, протыкали всё штыками. Мальчик прятался под периной - удар штыка пришелся ему прямо в глаз. И он смолчал, не вскрикнул, иначе бы его убили. Еще Марианна Сергеевна вспомнила, что в первый день проскуровского погрома везде висели и валялись листовки (она назвала их - «розовые афишки»), изготовленные по приказу атамана Семесенко, в которых гибель пророчили не только "жидам", но и тем, кто их будет укрывать, так что опасность для спасателей была вполне реальной. И всё же и ее отец, и некоторые другие жители Проскурова ею пренебрегли. Много лет спустя Лиза, средняя дочь доктора Полозова, проезжая на поезде по Восточной Сибири, случайно назвала свою девичью фамилию.

- А доктор Полозов вам неизвестен? - спросила попутчица.
- Это мой отец, - сказала Лиза.
- О, благодарю, благодарю вас и вашего отца! Мы за него и за всех вас постоянно молимся, - воскликнула еврейка.

Теперь пришло время назвать имя человека, который заинтересовался правдивой историей Проскуровского погрома гораздо раньше меня и познакомил меня с Марианной Сергеевной. Это питерский профессор-китаист Юрий Львович Кроль, чьи родные были свидетелями и жертвами погрома в Проскурове (погибли одни братья его отца и чудом спаслись другие). Он понял, что в СССР источников по еврейской истории вообще и Проскуровской, в частности, в то время не удастся найти, поэтому он, с одной стороны, связался с YIVO, и получил от них документальные архивные данные, a с другой, принялся искать живых свидетелей Проскуровского погрома. И преуспел в этом. Дотошный Юрий Львович и разыскал в Питере Марианну Сергеевну Полозову. Ей в феврале 1919 года было неполных 9 лет, но она хорошо помнила ужас, испытанный ею в дни погрома. «Откуда такая злоба?»- этот вопрос продолжал ее мучить всю жизнь. Она рассказала Ю. Л. о своем отце. С.Н. Полозов (1877-1937) - уроженец Рославля, небольшого городка под Смоленском. Он происходил из семьи купца Н. А. Полозова, незаурядного человека, умного, проницательныого, необыкновенно любознательного. Дедушка Марианны Сергеевны много ездил по свету, исколесил всю Россию, бывал в Японии, в Китае и даже в далеком экзотическом Сингапуре (по Вертинскому – «в бананово-лимонном Сингапуре...»). И везде наблюдал, запоминал, учился у всех, с кем встречался. Он был большой благотворитель в части народного просвещения, устройства сельских школ, наилучшего их оснащения. И, конечно, своим детям он дал самое лучшее образование. Его старший сын Дмитрий стал известным художником. Девичья фамилия его матери, жены Н. А. Полозова, была «Микешина», она была родственницей известного скульптора, автора памятника тысячелетия России в Новгороде. Заметим, что он же изваял памятники Богдану Хмельницкому в Киеве и Екатерине II в Санкт-Петербурге, Наверно, от нее Дмитрий получил в наследство талант художника. Он был другом С. Коненкова (знаменитый скульптор был одноклассником его младшего брата Сергея, а обучение деревенского мальчика в гимназии, как и его последующее художественное образование шло за счет папы-Полозова). Сестры Дмитрия и Сергея (дочери Н.А.) закончили Бестужевские курсы в Петербурге. Среди детей купца Н. А. Полозова было несколько врачей. Отец передал детям свою страсть к знаниям и демократические взгляды. Сергей Николаевич получил первичное медицинское образование в Московском ун-те (закончил его с отличием в 1902 г.). После специализации в Германии стал врачом ЛОР и окулистом в одном лице. Женившись на дочери внучатого племянника адмирала Нахимова, он, как я сказала, поселился с семьей в Гречанах, наследственном имении тестя в 3-х верстах от Проскурова. Перед Первой Мировой войной, в 1912-1914 годах, Полозовы устроили в своем большом доме в Гречанах «Воспитательный дом для бездомных детей». В нем они приютили 18 обездоленных подростков-сирот. При них были две воспитательницы. Это шло от Валентины Сергеевны, хозяйки дома, – ей были близки идеи толстовства, она в свое время принимала участие в оказании помощи голодающим, организованной Львом Николаевичем Толстым. В семье хранился фотопортрет Л.Н., подаренный им отцу Валентины Сергеевны. Но когда Проскуров оказался в прифронтовой полосе, пришлось детдом вывезти в безопасное место. Целый вагон понадобился, чтобы поместились и дети, и оборудование, необходимое для функционирования детдома. И действительно, город был оккупирован сперва австрийцами, а позже в него вошли немцы.

Памятник жертвам Проскуровского погрома, г. Хмельницкий (бывший Проскуров)

Доктор Полозов работал в больнице и амбулатории Проскурова, а также вел частный прием больных, благо недостатка в пациентах у него не было – он был уникальным специалистом и пользовался большой известностью в округе. Такого врача в Проскурове никогда не было, ни до, ни после. Для удобства пациентов кабинет для приема больных ему предоставил в своем доме в центре города его коллега и близкий друг доктор Шполянский – поместье Гречаны было слишком удалено от города. Моисей Львович Шполянский (1857-1920), закончив столичную «Императорскую Медико-хирургическую академию» в 1880 году, многие годы руководил проскуровской еврейской больницей, был гласным местной Думы. Это был добрейший человек и замеча-тельный врач. Конечно, в больнице получали необходимую помощь не только еврейские пациенты. Он сам принимал роды у местных женщин. Марианна тоже появилась на свет с его помощью. Моисей Львович высоко ценил доктора Полозова. В детстве Марианна любила сидеть в приемной и наблюдать за потоком больных, обращавшихся к ее отцу. В день его приёма больных Аптекарская улица, прилегавшая к дому Шполянских, всегда была запружена телегами – больные съезжались со всей округи, из ближних и дальних местечек и сел: украинцы, евреи, поляки, русские – болезнь не разбирает, кто есть кто. Она помнит и слепого еврейского мальчика из Городка, и столетнего старца, умолявшего доктора вернуть ему зрение, а то внуки отказываются читать ему газеты.

Этот февральский, 1919 года, погром был не единственным в Проскурове за годы Гражданской войны. Ю. Л. Кроль передал мне рассказ Марианны Сергеевны об еще одном погроме, случившимся там же, но позже, и о спасительной роли ее отца и в этом страшном событии. Она назвала погром «деникинским», что мне показалось сомнительным. Но, в конце концов, так это или не так - какая разница? И все же – вот что я узнала: в отчете Киевского отделения «Джойнта» за 1923 г. нашла сообщение о том, что «18 ноября 1920 года евреи Проскурова подверглись атаке со стороны отступавших войск Савинкова». Меня это сообщение, честно говоря, повергло в изумление - при чем тут Б. Савинков? Но оказалось, что «в августе 1920 г. было достигнуто политическое согласие между Б. Савинковым и С. Петлюрой, результатом которого было признание независимости Украины группой русской эмиграции, ориентировавшейся на Савинкова. После этого группа воинов-савинковцев влилась в армию Петлюры» (http://militera.lib.ru/h/savchenko_va/11.html). И вот они-то как будто и учинили погром буквально в день окончательного установления советской власти в Проскурове. На том же сайте есть указание, что как раз 18 ноября 1920 года кавбригада Котовского, прорвав петлюровско-савинковский фронт, захватила Проскуров. Наверно, савинковцы, отступая под натиском кавалерии Котовского, успели «прогуляться» по еврейским домам оставляемого ими города. Думаю, что в истории Марианны Сергеевны речь шла об этом погроме. Но полной ясности, кем были погромщики конца Гражданской войны, о которых она рассказала, у меня нет. Конечно, масштабы этого погрома и количество пострадавших было существенно меньше, чем при Петлюровской резне 1919 года. Но погром есть погром – были и убитые, и раненые, и изнасилованные женщины и девушки. Когда он начался, Сергей Николаевич вел прием больных в кабинете, располагавшемся в доме Шполянских. При приближении погромщиков хозяева дома спрятались на чердаке. В тот момент, когда пьяные бандиты ворвались в дом, С.Н. вышел к ним навстречу в белом халате, преградив им путь.

- Где жиды? – вопили они.
- Вы видите - я здесь принимаю больных, - невозмутимо отвечал им доктор.
- Где жиды? Попрятались, гады??
- Хотите - ищите.

Интуитивно доктор Полозов чувствовал, что погромщики не посмеют отпихнуть его и ворваться в дом. Действительно, они оробели - раж с них сошел. Его спокойствие, невозмутимость, а может быть, и белый халат произвели на них впечатление. Ушли. А что бы он сделал, если бы они захотели искать жидов? Ведь они могли и убить его... Огромный риск... Дочь вспоминала через много лет, что любовь к риску, авантюрность присутствова-ла в характере ее отца. И какое при этом самообладание! Да, он спас семью Шполянских, но этот страшный эпизод подкосил Моисея Львовича - через неделю он умер от сердечного приступа. Марианна Сергеевна назвала имена других жителей Проскурова, спасавших евреев – прятавших их у себя в домах с риском для собственной жизни. Местные интеллигенты, как правило, считали это своим долгом. Это адвокат Николай Александрович Анцыферов (когда он умер, не только в церкви его отпевали – заупокойные службы прошли и в местных синагогах), польская семья Лозиньских, жившая у переезда, по дороге на Фельштин, и другие достойные люди, чьих имен я не знаю - вычитала, что их внуки-правнуки недавно пришли на Круглый стол в Хесед-БЕШТ Хмельницкого (б. Проскурова), чтобы поделиться хранимой в семьях информацией об этом.

Марианна Сергеевна в 1926 году уехала из Проскурова к старшим сестрам в Ленинград. Там училась, вышла замуж, родила двух сыновей. Я не преминула навестить ее по «наводке» Ю. Л. Кроля – мне хотелось с ней познакомиться, посмотреть ее фотографии, задать важные для меня вопросы. Ей было уже без малого 90 лет, но память о семье, о событиях того давнего времени она полностью сохранила. На стенах ее комнаты висели старые фотографии в солидных рамках. Среди них большой фотопортрет доктора Полозова в его кабинете в Проскурове, с зеркалом врача ЛОР на лбу. Он что-то записывает в карточку больного. А вот самая ранняя фотография – 1902 года. На ней счастливый отец, улыбаясь, держит на руках пухленькую девчушку, которой по виду нет и года. Рядом с ним – красавица-жена. Более поздняя фотография: он же в военной форме, окруженный детьми. Тане, старшей, уже 15 лет. Доктор служил в армии с самого начала Первой Мировой: был начальником сануправления на Северо-Западном театре военных действий. В 1917 году он получил краткий отпуск и приехал домой на побывку.

Рассказала мне Марианна Сергеевна, как трудно было отцу с его независимым характером и свободолюбием жить «под большевиками», в условиях нарастающей несвободы, унификации, торжества тоталитарного режима. Преследования начались буквально с первых дней советской власти. «Красные потащили деда в ЧК, как только вошли в город, - пишет его внук Сергей Коковкин. - Ожидая допроса в толчее местной лубянки, дед шесть часов сидел на принесенной с собой трости-стуле и читал «Дон Кихота». Искали золото, которого у деда не было. Мстя за ушедшего к белым племянника, ставили к стенке. Но Полозов был первым врачом в городе и был нужен при любой власти». Позже появились в Проскурове чиновники от медицины, начали диктовать доктору условия. Бюрократы потребовали, чтобы он отказался от частной практики. Он объяснил им, что не может этого сделать. У него семеро детей, четверо старших – студенты, живут и учатся в Москве и Ленинграде, а трое младших в тот момент жили с ним. Ему приходится всех поддерживать. Тогда его исключили из профсоюза медиков. Правда, вскоре спохватились: самый известный в городе врач, – и не член профсоюза?! Предложили вернуться в союз медиков– он отказался. Дети звали его к себе – он не хотел оставить просторный дом, собак, с которыми он любил гулять, дивные окрестные места. И САМОЕ ГЛАВНОЕ, он чувствовал себя нужным в Проскурове – там больше не было специалистов такого ранга с такой востребованной специализацией. Буквально с момента установления Советской власти на Украине он стал заведующим лечебной частью Проскуровского уездного здравотдела. Он же был организатором отделения по болезням глаз, уха, горла и носа при межрайонной больнице. Летом 1936 г. доктор Полозов сформировал бригаду по борьбе с трахомой и риносклеромой. Бригада эта обслужила десятки тысяч больных во всех районах Проскуровского округа. Работа эта была отмечена в "Правде". Умер С.Н. Полозов в 1937 году - скоропостижно. Неизвестно, что именно спровоцировало сердечный приступ, унесший в могилу этого крепкого, красивого и еще не старого человека – ему только-только исполнилось 60 лет. Как сердце Моисея Шполянского не выдержало погромных дней 1919-20 годов, так, мне кажется, сердце его друга и коллеги Сергея Полозова разорвалось в 1937 году, не выдержав беспредела тех лет. Близко знавшие доктора Полозова говорили: «Не умри он своей смертью, неясно, пережил бы он время Большого террора, геноцид военных лет, Дело врачей». Похоронен он на местном кладбище. Кто сейчас о нем помнит? Конечно, в сердцах его потомков живет память о нем. Возможно, потомки выживших, уцелевших в годину бедствий евреев Проскурова с благодарностью вспоминают его имя (хочется думать, что это так, хотя они себя никак не проявляют)? Но этого мало. Такие люди должны быть идеалом, эталоном для всех нас, для наших современников и потомков. Да будет так! В этом ряду хочется упомянуть еще одно имя - Сергея Ниловича Нахимова, тестя С.Н. Полозова. Осенью 1918 года, изгнанный из своего имения в Гаграх, он бежал к единственной дочери в Гречаны. С. Н. Нахимов, интеллигент высшей пробы, имел юридическое образование. Был членом общества по борьбе с алкоголизмом. Публиковался в словаре Брокгауза и Эфрона. Был знаком с Л. Н. Толстым. Работал вместе с ним по борьбе с голодом. Когда в пик Голодомора он увидел, к чему привело хозяйничайнье большевиков, он покончил с собой, приняв большую дозу веронала.

А сейчас - вот что удалось узнать об еще одном незаурядном представителе рода человеческого, погибшего в 1919 году в Проскурове. Многим изучавшим историю Проскуровских событий известно имя священника, отца Климентия Васильевича Качуровского, настоятеля Храма Рождества Пресвятой Богородицы, совершившего настоящий подвиг! Он вышел в церковном облачении с большим крестом в руке навстречу бесчинствующим бандитам. Подняв крест, он обратился к ним, пытаясь именем Христа их образумить, отговорить от зверств. К тому времени он успел спрятать от расправы в подвале храма сколько-то еврейских детей. Группа взрослых евреев, прибегнувших к помощи о. Климентия, толпилась во дворе церкви (к ней-то и рвались погромщики, а он преградил им путь) и со страхом наблюдала за происходившим на их глазах. «Казаки-разбойники», изуверы, такие «горячие», опьяненные пролитой в изобилии кровью и сильно пьяные в буквальном смысле слова, по инерции закололи священника штыками прямо перед храмом. На их глазах упал он «во вратах церковных», не выпустив из рук креста. Смерть о. Климентия отрезвила, остудила толпу дикарей: они остановились, не решаясь переступить через его труп. Так заступник, исколотый штыками, своей смертью еврейскую «смерть попрал». Люди во дворе храма и дети в подвале были спасены. Прошло 80 лет, и в печати появилось сообщение: «Всеукраинский Еврейский Конгресс, Еврейский Фонд Украины, Международный Соломонов университет выступили с обращением в Институт Яд-Вашем в Иерусалиме о присвоении звания «Праведник народов мира» погибшему во время еврейского погрома 1919 года в г. Проскуров священнику православного Храма Рождества Богородицы отцу Климентию Качуровскому». Из статьи протоиерея Сергия (Причишина) «Кладовище міста Проскурова (Хмельницького)» (Кладбище города Проскурова (Хмельницкого)), http://ukrainica.org.ua/ukr/projects/cvintari/1994, узнала что "на аллее праведников (цадиков) мира в Иерусалиме в честь соборного протодиакона о. Климентия (Качуровского) был посажен кипарис. Этот поступок в практике иудаизма беспрецедентный, когда цадиком признан клирик христианской Церкви" (перевод с украинского мой - ЕШ). Т.е. надо понимать так, что признание институтом Яд-Вашем о. Климентия Праведником народов мира было высоко оценено в церковных кругах. Из процитированной статьи узнала, что могила о. Климентия находится на воинском участке кладбища, недалеко от памятника двум погибшим в 1915 году лётчикам. "В день его мученической кончины – 15 февраля (праздник Сретения Господня), служится заупокойная лития, а также члены местной еврейской общины «Тхия» посещают его могилу и кладут венки <...> и камни по еврейскому обычаю. Также, в 2004 г., при проведении траурного митинга около братской могилы жертв погрома 15 февраля 1919 года в еврейском секторе старого местного кладбища, представителям УПЦ, приглашенным на митинг, члены еврейского благотворительного фонда «Хесед – Бешт» показали отреставрованный памятник жертвам еврейского погрома в м. Проскурове, в одной из ниш которого был установлен бронзовый барельеф протодиакона Климентия". В то же время, автор этой статьи, Протоиерей Сергий (Причишин), с грустью замечает, что «могила этого человека, в прошлом клирика Подольской епархии, сейчас находится в неважном состоянии из-за недостатка средств, и в самом скором времени она потребует серьёзной реставрации. Хотя члены приходской общины УПЦ установили на ней утраченный ранее надгробный крест, но это лишь временная мера. В дальнейшем планируется поставить памятник на его могиле». Как это правильно, что еврейская община Хмельницкого решила принять участие в этом предприятии! Еще надо сказать о том, что после гибели о. Климентия осталась его вдова Аполлинария Качуровская и двое маленьких детей. Вдову парализовало в результате перенесенного шока. Так что семья не могла обойтись без услуг домработницы. Жившая в одном доме с Качуровскими еврейская семья Эйвиных старалась помогать несчастным соседям. Написавший об этом М. Френкель не знает, каким образом Качуровские выжили - кто взял на себя бремя их материального обеспечения. Я думаю, они выжили при деятель-ном участии со стороны спасенных о. Климентием евреев. Выжили! С радостью узнала о том, что внук о. Климен-тия, Олег Качуровский не так давно выступал на заседании круглого стола в местной организации Хесед-БЕШТ.


На том же сайте http://ukrainica.org.ua в статье Игоря Западенко «Старе кладовище» (Старое кладбище) я нашла указание на местоположение могилы спасавшего евреев в дни погрома 1919 года доктора Полозова. Он умер в 1937 г. и был похоронен в секторе православного кладбища, отведенного для могил самых известных в городе медиков. Есть и фотография плиты с надписью "Сергей Николаевич Полозов" (на снимке). Надгробная плита легендарного окулиста и отоларинголога С.Полозова действительно сохранилась, но поднята над землей и перекошена корнями дерева, которое выросло рядом с могилой. Вряд ли она посещается кем-то. К сожалению, члены местной еврейской общины «Тхия» НЕ посещают его могилу и НЕ кладут венки <...> и камни на его надгробие. Кладбище это имеет крайне запущенный вид, много памятников разрушено или вовсе утеряно, так что надо рассматривать сохранение этих двух важных для евреев могил, о. Климентия и д-ра Полозова, как большое везение или даже как чудо. Естественно, хотелось бы, чтобы члены местной еврейской общины приняли участие в приведении в порядок как могилы д-ра Полозова, так и окружающего ее участка кладбища.

"Кто спасет одну жизнь – спасет целый мир" (Мишна, Сангедрин, 4:5). Это одно из красноречивейших еврейских высказываний о ценности человеческой жизни. Жемчужина еврейской мудрости! В конце фильма "Список Шинд-лера" режиссёра Стивена Спилберга (1993 год) о немецком бизнесмене и члене НСДАП Оскаре Шиндлере, спасшем более тысячи польских евреев от гибели во время Холокоста, есть эпизод, когда после освобождения Красной Армией городка Цвиттау-Бриннлитц в Чехии, где находилась фабрика Шиндлера, ему приходится бежать, иначе он попадет в лапы СМЕРШа как нацист. Спасенные им евреи дарят ему на прощанье золотое кольцо, на внутренней стороне которого выгравирована надпись "Спасший одного спасает мир". Так что этот "слоган", говоря современным языком, стал определением спасителей евреев в ХХ веке. Да, действительно, эта древняя Талмудическая максима стала актуальна в годы Второй Мировой войны по отношению к Праведникам народов мира, но она применима и к праведникам другого времени - дней страшных погромов Гражданской братоубийственной войны. Конечно, на фоне огромного числа убитых и раненых в Проскуровском погроме несколько десятков спасенных Праведниками составляют очень малую долю. Но дело не цифрах и не в процентах. КАЖДАЯ ЖИЗНЬ ВАЖНА.

Мне кажется, что рассказанные здесь истории Спасения – уникальны или, по крайней мере, очень редки для того времени. В тех местах, где прошло детство родителей, моих и и моего мужа, такого точно не было. Родители наши принадлежали к тому же поколению, что и Марианна Полозова. Отец родился в 1908 году, мама – в 1912, свекровь – в 1910. Все они - свидетели погромов в разных, но близких друг к другу украинских городках и местеч-ках. Ни от кого из них я не слышала подобных историй, ни даже от краеведов, дотошно исследующих еврейскую жизнь в тех местах. Да, христианская семья спрятала гимназическую подругу их дочери. Да, подмастерье спас своего хозяина, не дав увести его на расстрел. Да, прохожий-украинец уговорил бандитов отпустить свою жерт-ву, убедив их, что это хороший человек – помогает людям. Свекровь мою и двух ее братишек спасла соседка-украинка из села Гульск. Только что ушла из жизни сестра мужа, и мне хочется помянуть ее, приведя ее рассказ: "Мама говорила, что во время Гражданской войны, одна банда врывалась в Гульск, буквально сменяя другую, и все убивали евреев. И вот однажды налетели...На помощь прибежала соседка, ее звали в Гульске “Настя языкатая”. Она схватила детей нашей бабушки "Герщихи" (жены Герша Глозмана) - маму, Леву, Гришу, самого маленького (маме было лет 9, а Грише 3-4), и затолкала их к себе на печку, где сидели ее дети. Этим она и спасла их. Бандиты ворвались в её хату, которая была рядом с домом Глозманов, с главным вопросом: "Жидив маешь?" "Ни, ни, - Настя отвечала, - то уси мои хлопчики и доци". Но до этого она и "Герщиха" знали друг друга не один год, добрейшая "Герщиха" ей всегда безотказно помогала, и их дети дружили между собой. Так что это не проскуровский случай, когда были спасены несколько десятков людей, чужих спасителям, – спасены из чистой гуманности. Проскуровские праведники действительно – редкие жемчужины человеческой породы. Но такие, как они, были, есть и будут. И когда узнаешь о них, легче жить на свете.

P.S. Не так-то просто закончить с проскуровским сюжетом: получила в частном письме вопрос – почему я так легко поверила рассказам дочери о том, что д-р Полозов, ее любимый отец, бесстрашно перевязывал раненых на улицах города, по которым пронесся погромный смерч. Она, пишет скептик, просто озвучила семейную легенду, которая не имеет отношения к реальности. Старушка могла и напутать. И присочинить. Действительно, в тот момент, когда записывался ее рассказ, Марианне Сергеевне было сильно за 80, а резня случилась за много лет до того. К тому же, как известно, в «розовых афишках» от атамана Семесенко категорически запрещалось подбирать на улицах трупы, чтобы их похоронить, и помогать раненым – за это назначались страшные кары (Чудовище!).

И в свидетельствах очевидцев, записанных вскоре после тех жутких событий, мне не попалось подтверждений словам Марианны Сергеевны. Но на ловца и зверь бежит. В книге Саула Фридмана о Парижском суде над С. Шварцбардом, убившем Петлюру ("Pogromchik.The assassination of Simon Petlura" by Saul S. Friedman, Hart Publishing Company, 1976) я нашла впечатляющий рассказ о благородной деятельности в дни погрома проскуровских докторов, Полозова и Голубева. Этот рассказ прозвучал в свидетельских показаниях Хаи Гринберг, пережившей погром в Проскурове. Хаю, занявшую свидетельское место, представили суду как студентку-медичку, принятую на службу в качестве медсестры в Украинское отделение Датского Красного Креста.

Удивительная вещь: оказывается, после того, как все европейские страны расторгли дипломатические отношения с советской Россией, единственной международной организацией, еще остававшейся в первую половину 1919 года в охваченной Гражданской войной стране, был Датский Красный Крест. Его сотрудники «держали пульс» на событиях, происходивших в разных «горячих точках» бывшей Российской империи. Их отчеты каким-то чудом доходили до Копенгагена в сжатые сроки. И о Проскуровском погроме первой в Европе узнала Дания.

Если честно, я раньше о таком никогда не слыхала. А теперь во многих свеженаписанных книгах американских и британских историков можно найти рассказ об этом и даже цитаты из отчета о погроме в Проскурове «с места событий», отосланного в мае 1919 года в Копенгаген.

Так вот, Хая Гринберг рассказала, что, случайно оказавшись в Проскурове накануне погрома (приехала на пару дней навестить родителей), она, в стремлении облегчить участь раненых, устроила в доме своего дедушки пункт оказания первой помощи (она назвала его «временным госпиталем»). В нем во все дни погрома как раз и работали доктора Полозов и Голубев, а Хая им помогала как медсестра и хозяйка дома. Все работали добросовестно, не покладая рук, день и ночь: пациентов было много, и ранения, как правило, были очень тяжелые. Во многих случаях раненые, пролежав в одном белье несколько часов, а то и ночь, на февральском морозе, были сильно обморожены. И доктора буквально не знали, с чего начать лечение – с ран или с обморожений. Хозяева дома делились своими скудными запасами пищи. Хая обносила всех горячим чаем – чтобы несчастные могли согреться.

Свидетельница, борясь со слезами, сдавленным голосом, буквально перейдя на шепот, рассказала о многих ужасных случаях и о тяжелейших психических травмах, с которыми сталкивались все трое работников этого импровизированного госпиталя. Публика в зале суда рыдала. Плакали присяжные. Не мог сдержать слез и подсудимый Шварцбард, сидевший в арестантской клетке.

А каково было работать в том аду!? Хая Гринберг рассказала, что, конечно, не во всех случаях удалось помочь – многие их пациенты скончались у них на руках. Удивительно, что погромщики не тронули добровольных спасателей. Хая объяснила это тем, что они работали под флагом Датского Красного Креста. Всего этого 9-летняя Марианна Полозова, разумеется, не знала. Но она правильно донесла главное – отец делал все, что считал своим долгом. И делал наилучшим образом.

И нам тоже надлежит делать, что должно. Теперь мы знаем, что деятельность доктора Полозова задокументирована – в стеннограмме процесса и, я думаю, в медицинском отчете, в составлении которого принимал участие доктор Голубев (хранится в ИВО в архиве Чериковера). Lo Tishkach! Не забудь, - взывают к нам жертвы резни. Что ж, приходится «волочить» их память...

Количество обращений к статье - 6152
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (35)
Полозова Елена Дмитриевна Санкт-Петербург | 22.02.2019 01:10
Я правнучка С.Н.Полозова(внучка его второй дочери Полозовой Наталии Сергеевны 1905 г.)Моя бабушка лично помогала своему отцу в уходе за ранеными (бабушка и ее старшая сестра Татьяна Сергеевна стали врачами )После погрома Петлюра прислал прадеду своего представителя с личными извинениями.С семьей доктора Шпалянского мы дружим уже 4 поколения.Могильную плиту(на месте могилы был захоронен кто-то другой)отремонтировали внуки С.Н.Мне очень радостно,что люди помнят добро.СПАСИБО ВАМ ЗА ПАМЯТЬ!
Евгения Шейнман | 01.04.2016 21:02
Александр, мне жаль, что я поздно заметила Ваш последний комментарий. Скажу, что, главным образом, благодаря Вам я узнала много нового в ходе этой полемики. Да, конечно, и книга Пинхоса Красного, и выступления свидетелей, и беспрецедентная, героическая защита Шварцбарда его адвокатом Анри Торресом все это исключительно интересно и впечатляюще - и не оставляет камня на камне от попыток обвинения представить подсудимого врагом Франции, агентом ГПУ и т. п. А ведь подсудимому первоначально грозила смертная казнь - французы отнюдь не юдофилы, и потом свидетели обвинения настаивали, что это большевистский заговор и что "убийца" стрелял в лежачего, который к тому же просил пощадить его. Они изобразили Петлюру чуть ли не святым, противником погромов, другом Франции и пр. И если бы адвокат не сумел отбить поклепы и представить правду о Петлюре, его армии, погромах и пр., то для Шварцбарда все могло закончиться иначе. Я обнаружила еще одну важную для меня деталь: на памятнике его отца, похороненного в Украине, по просьбе сына написали: «Твой сын Шалом отомстил за священную кровь святых братьев твоих и кровь мучеников всего еврейского народа» (Рассвет. 1926. 17 октября). Волнующие деталей и о погроме, и о суде над Шварцбардом я вычитала в "Книге жизни" С.М.Дубнова.До самого недавнего времени никаких сомнений в правильности оправдательного приговора не высказывалось, а это и означает признание Петлюры преступником. И вот - в самое последнее время его вдруг снова вознесли как героя Украины! Мне казалось раньше, что нас, евреев, дискуссии о месте и роли Петлюры (как и Богдана, как и Сталина) не касаются: все они душегубы, все уничтожали наш народ (Сталин, к счастью, не успел). У нас к ним - только ненависть. Но, оказалось, есть и другие евреи (а может, аноним -не еврей?). Ваша с ним полемика лишь подтверждает факт, что в споре далеко не всегда рождается истина: такому упертому оппоненту ничего не докажешь, он не сдвинется со своей позиции ни на йоту. И в заключение один перл - еврейское проклятие:"Золст вэрн а ванц ин пэтлюрэс матрац ун пэйгерн фун зайн хазэршер блут -
Чтоб ты стал клопом в матраце Петлюры и сдох от его подлой крови"
Александр Гордон, Хайфа | 05.03.2016 11:45
Жаль, что дискуссия по статье Евгении Шейнман уже завершилась. Мне кажется, что важно прочитать несколько страниц из книги бывшего министра по еврейским делам УНР (1928) Пинхаса Красного, имеющейся в интернете. Он сам обвиняет Петлюру в погромах и ещё важнее, что он приводит отрывок из публикации Владимира Винниченко, бывшего премьер-министра Украины, который придерживается той же точки зрения. Мой оппонент выбрал отношение к Петлюре тогдашнего министра правительства УНР А. Ревуцкого и игнорировал отношение к Петлюре тогдашнего министра правительства УНР П. Красного.
В еврейской электронной энциклопедии я прочёл, что во время процесса Шварцбарда в Париже Жаботинский изменил свою позицию по отношению к Петлюре.
Все защитники Петлюры еврейского происхождения защищают его не из любви к истине, а из желания поддержать сегодняшний украинский режим, который, как и "оранжевые", героизирует Петлюру. К позорной странице истории Украины - петлюровским погромам - добавляется новая позорная страница: защита погромщиков.
Е. Шейнман | 26.02.2016 19:21
Хочу вернуться к теме моей статьи Получила отклик известного историка С.Швейбиша. Вот фрагмент из присланного им текста главы его книги "Исторический антисемитизм. Историография ненависти и злобы": «...Описание погрома было дано также откликом на это событие в польской газете "Rzecz Pospolita". Автором статьи был польский писатель Тадеуш Опиола. Он писал:"...Один русский священник вышел с крестом навстречу забрызганной кровью громаде молодцов. Он был изрублен шашками, и всю ночь лежал распластанный крестом поперек улицы... На другой день к нему (Семесенко) пришла вдова убитого священника.
- Есаул сказал, что ты украинка - это правда? - спросил он.
- Истинная правда.
- Пиши, - обращается Семесенко есаулу, - выдать миллион карбованцев для нее и детей.
Но в кассе пусто. Атаман Семесенко приказывает оставшимся в живых евреям срочно собрать миллион карбованцев для попадьи"». Не знаю продолжения этой истории, но уверена, что евреи Проскурова помогли Аполлинарии Качуровской выжить и поднять детей.
Вот что я нашла в работе С. о д-ре Полозове: «Помощь раненым во время погрома оказывал христианин доктор Полозов и другие врачи. Оказывали помощь и спасали. Так, доктор Полозов лично отправил в свою больницу 200 раненых-жертв резни . Позже, как бы извиняясь, он говорил:"Сделал все, что было в моих силах."»
Четыре предыдуших главы из эпохальной работы Семена Швейбиша уже опубликованы В СЕТЕВОМ ЖУРНАЛЕ "ЗАМЕТКИ ПО ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ" под ред. Евгения Берковича, а эта, о ХХ веке, пока еще нет. Надеюсь, скоро дойдет очередь и до нее. В ней можно будет прочесть и о суде над Шварцбардом в Париже - во многих деталях, о которых я не подозревала. По-моему. после ознакомления с этой главой эпопеи в дискуссии о роли Петлюры в погромах, учиненных его армией можно будет поставить точку и к этой теме больше не возвращаться
Александр Гордон, Хайфа | 25.02.2016 21:28
Вернувшемуся оппоненту.

Военным министром в феврале 1919 года был генерал Греков, однако никакой власти над воинскими частями у него тогда уже не было. Он вообще оставался в Киеве. Петлюра бежал в Винницу. После отставки Винниченко Петлюра стал фактическим военным диктатором, в том числе главнокомандующим. УНР после 10-го февраля по сути уже не была республикой. Об этом можно прочесть в любом справочнике. А. Ревуцкий, на которого Вы ссылаетесь, в феврале 1919 года вышел в отставку и находился в Киеве и не мог знать, что делает Петлюра в Виннице. Следовательно, его свидетельство о конкретном событии погрома ничего не стоит. Неужели Вы всерьёз можете ссылаться на Жаботинского, который был в Палестине и понятия не имел о происходившем? Жаль, что Вы так неумело защищаете неправое дело, вероятно, из соображений поддержки нынешних украинских властей, так же искажающих историю своей страны, как и Вы.
Гость | 25.02.2016 18:37
Это верно, что А. Ревуцкий вышел из Директории, протестуя против погромов. Но Петлюру он в них не обвинял. Его критика состояла в том, что Петлюра оказался слабым политиком. Как премьер-министр. А министром обороны был другой человек. Да и Жаботинский тоже не обвинял в погромах Петлюру.
Александр Гордон, Хайфа | 25.02.2016 16:17
Прекратившему дискуссию оппоненту.

Вы упомянули о том, что я не прореагировал на Вашу реплику о мемуарах Абрахама Ревуцкого. К сожалению, и его позиция свидетельствует против Вашей точки зрения на Петлюру. Пожалуйста. Итак, в Берлине в 1924 году вышли две книги на языке идиш: «В эпоху революции» и «В трудные дни на Украине». Автором второй книги объёмом более 300 страниц является Ревуцкий Абрахам (1889-1946), в обеих книгах содержатся воспоминания Ревуцкого о Симоне Петлюре. Ревуцкий был очень грамотным человеком, получившим образование в Вильнюсе, затем в университете Вены, и закончивший физико-математический факультет университета в Одессе в 1916 году. С декабря 1917 года по февраль 1919 года он был сначала сотрудником в министерстве по еврейским делам при украинской Центральной Раде, а с января по февраль 1919 года возглавлял это министерство и затем покинул его, протестуя против погромов, которые украинская Директория, возглавляемая Петлюрой, не пыталась предотвратить. Упомянутый Вами Ревуцкий тоже не был доволен ролью Петлюры в проскуровском погроме и вышел в отставку в знак протеста против геноцида. Мне кажется, что Вы можете найти единомышленников в отношении Петлюры только среди украинских националистов.
Александр Гордон, Хайфа | 25.02.2016 09:11
Гостю
22.02.2016 21:26

Вы ошибаетесь. Я опубликовал на этом сайте статью "Весь мир насилья", которую редактор поместил дважды, в двух номерах подряд. В этой статье я выражаю именно ту точку зрения, которую разделяете Вы, почему-то споря со мной: евреи не должны быть ни на стороне украинцев, ни на стороне русских в нынешнем конфликте с ними. Жаль, что Вы делаете выводы, не прочитав то, что я написал здесь. По-моему, тогда было 8 тысяч прочтений. Вы спорите не со мной.
Поэтому, когда мой оппонент хочет обелить Петлюру, видимо, для поддержки его наследников в сегодняшней Украине, я и пишу подробные комментарии с возражениями ему, как никогда не делал ни в одном из 94 своих материалов, помещённых в "Мы здесь". У меня личные счёты с Петлюрой, о чём я писал и в очерке, "Пройдя по городу резни", упоминая этот материал в данной дискуссии, и в очерке памяти моей матери, также помещённом в "Мы здесь". Моя бабушка, беременная моей мамой в феврале 1918 года, попала вместе со всей нашей семьёй в погром, учинённый петлюровскими войсками в Коростене 17 февраля 1918 года. Они с трудом спаслись. В 1919 году они бежали из Коростень в Киев и попали в новый погром в столице Украины. Все погромы были петлюровские. 15 февраля 1919 года семья моего отчима, проживавшая тогда в Проскурове, чуть не погибла в описанном автором статьи страшном погроме. У меня не может быть ничего общего с людьми, обеляющими Петлюру.
Гость | 25.02.2016 08:32
Уважаемый Александр Гордон! Я готов извиниться за выражение "элегантно слукавили". Не подумал, что этого не следует говорить. Не знал, как вежливо указать на то, что Вы называете Петлюру министром обороны в то время, когда он им не уже был. И этого возражения Вы так и не приняли, настаивая на том, что он атаман. В остальном же наша дискуссия вошла в тупик. Вы продолжаете настаивать на том, что я защитник Петлюры, несмотря на то, что это мной отрицалось.
Трудно понять, на каком основании Вы уничтожающе оцениваете мои знания истории Украины и сионистского движения. Подозреваю, что они у нас примерно одинаковые.
Сожалею, что Ваша аргументация - это сплошные обвинения оппонента, а по сути ничего Вы так и не сказали. То, что Вы сообщаете о зверствах, хорошо известно. А вот объяснения того, что Жаботинский после страшной резни, за два десятилетия до своей смерти так и не сумел понять, кем же являлся Петлюра, невозможно принять. Давать какую-либо оценку им - мне было бы неловко за Вас. На мемуары А. Ревуцкого Вы вообще не реагируете. Хотя они-то говорят о событиях больше всех других источников.
Внимательно просмотрел написанное. Как будто нет ни одного слова, которое могло бы Вас обидеть. Думаю, что в споре надо сохранять спокойствие, не считая оппонента глупее себя, не раздражаясь и не апеллируя к его непонятливости. Со своей стороны считаю дискуссию законченной. А пока, признаю, определяющими в еврейском обществе остаются стереотипы, созданные большевистским руководством.
Александр Гордон, Хайфа | 24.02.2016 22:50
Уважаемый оппонент! Цитирую из книги воспоминаний свидетеля, жившего на Украине, профессора истории Николая Павловича Полетика: "После ухода из Киева войска Петлюры занялись погромами. Это были страшные по своей жестокости февральские и мартовские еврейские погромы. Люди, бежавшие в Киев из Проскурова, Балты, Ананьева, Житомира и других городов Правобережной Украины, рассказывали о неслыханных зверствах петлюровских войск... Первый погром такого типа был организован в Проскурове 15-18 февраля 1919 г. атаманом Самосенко, командиром Запорожской казачьей бригады имени Петлюры, и 3-м полком гайдамаков (обе части — регулярные войска Украинской Народной Республики)... Погром продолжался всего три с половиной часа, с 2 часов дня до 5 час. З0 мин. дня, но за эти часы в Проскурове было убито от 3000 до 4000 человек. Убийства отдельных лиц продолжались 16, 17 и 18 февраля... Все эти погромы, совершенные регулярными воинскими частями Украинской Народной Армии, происходили при попустительстве Директории, не принимавшей никаких мер для предупреждения или прекращения их и наказания виновных". Главная вина за "попустительство", о котором пишет историк, ложится на защищаемого Вами главного атамана, фактического военного диктатора С. В. Петлюру.
Александр Гордон, Хайфа | 24.02.2016 22:23
Уважаемый оппонент! Вы не только плохо знакомы с историей Украины, но и с историей сионизма. Из книги Жаботинского "Повесть моих дней" ясно, что он в то время живёт в Палестине, интересуется только делами евреев, проживающих там, и ничего не знает о делах украинских евреев. А теперь послушайте себя. Что Вы утверждаете? Жаботинский знал о преступлениях петлюровцев и при этом уважал их главного атамана! За кого Вы принимаете Жаботинского? Если Вы стремитесь обелить Петлюру, это не означает, что его одобрил бы Жаботинский.
Далее я коснусь событий, описываемых уважаемым автором, с помощью свидетеля и специалиста по истории.
Александр Гордон, Хайфа | 24.02.2016 22:10
Уважаемый оппонент! К сожалению, Вы не читаете то, что я пишу. Я написал, что Петлюра был верховным атаманом, а не только главой Директории: "Однако Директория Украинской Народной Республики, во главе которой стоял Петлюра и главным атаманом (главнокомандующим армией)". Вы обвиняете меня в лукавстве, потому, что я называю только должность Петлюры как главы правительства. Это искажение моих слов. Вы избирательно читаете и цитируете меня. Жаль. Ещё раз повторю: Петлюра был тогда главным атаманом, т.е. главнокомандующим.
Уже в начале февраля 1919 года Винниченко и другие социалисты были отозваны ЦК Украинской социал-демократической рабочей партии из состава Директории и Совета министров, и с этого времени её фактически возглавил Петлюра, установив военную диктатуру (чтобы не подчиниться решению ЦК, он объявил о выходе из партии). Петлюра был в тот момент больше, чем главнокомандующий, он был военным диктатором, а бригада, уничтожавшая евреев Проскурова, была имени Петлюры, т.е. евреев убивали не только под властью Петлюры, но и с его именем на устах. Далее я прореагирую на Вашу реплику о Жаботинском.
Гость | 24.02.2016 12:37
Уважаемые оппоненты! Несмотря на Ваш тон, который я предсказал уже в первом соём комментарии, обращаюсь к вам и сейчас именно так: как к уважаемым. Тон Ваш пренебрежительный, мягко говоря. Ваши упрёки в моей анонимности были бы справедливы, если бы не обстановка морального террора, которая всегда сопровождает дискуссии на эту тему и лишает желания оказаться в центре скандала. Но не будем об этике, а по существу.
Вы не ответили ни на один мой довод. Даже в такой мелочи, как вопрос о министре обороны в биографии Симона Васильевича Петлюры Вы, уважаемый Александр Гордон, элегантно слукавили. Сообщив, что в момент погрома он был премьер-министром и министром обороны. А в ответ на замечание, что к этому времени министром обороны был уже человек, женатый на еврейке, Вы ответили, что, поскольку премьер, то “Значит, в момент погрома Петлюра стоял во главе УНР в гражданской и военной областях”. Согласимся, что следовало признать, что к этому моменту не был он министром обороны. Вообще же в наши дни трудно судить, каковы были тогда прерогативы главы правительства и министры обороны.
Столь же элегантно Вы выходите и из “затруднительного” вопроса с отношением Жаботинского к Петлюре: “О всех деяниях войск, возглавляемых Петлюрой, Жаботинский не знал. Он знал только одно: Петлюра - патриот Украины и борец за создание независимого украинского государства. Это и вызывало его симпатии к Петлюре, т.к. Жаботинский был еврейским патриотом и хотел создать еврейское государство. Тогда не было таких мощных источников информации, как сейчас. Поэтому перед Жаботинским была лишь схема, а не Петлюра-человек, о действиях которого он просто не знал”.
Это умудрённый политик, национальный лидер еврейского народа не знал того, что было известно всему миру о кровавой резне на Украине и что большевики списали всё на Петлюру? Человека, вся вина которого заключалась в том, что он не хотел оставаться в рамках империи, теперь уже красной? Этого не знал деятель, издававший в период между мировыми войнами порядка четырёх десятков газет ревизионистского направления на разных языках? Это гигант такого масштаба не знал того, что явилось ШОА тех лет? Из этических соображений я не задаю вопроса для сравнения: а кто же, оказывается, знал или знает о том, чего тогда не знал Жаботинский? Впрочем, советская пропаганда писала когда-то, что Жаботинский “пролил слезу” над гробом Петлюры.
У министра (еврея) правительства УНР А. Ревуцкого есть большая книга мемуаров о ситуации на Украине тех лет, его взаимоотношениях с Петлюрой в период УНР и позднее. Единственная претензия, предъявляемая Петлюре, это то, что он оказался слабым политиком, так и оставшимся интеллигентом. В этом месте можно было бы на базарном уровне воскликнуть: вот, видите, значит, не справился, значит, лузер, значит, и нечего его защищать, значит, и оказался пособником погромов, значит и останется в веках символом этой резни.
Надеюсь, что Вы, уважаемый Александр: а) не опуститесь до этого уровня, б) смягчите свой тон насчёт закавыченного "защитника Петлюры".
И это я пишу Вам, уважаемый Аленсандр, будучи уверен в том что мы остаёмся единомышленниками почти во всём.
Мне трудно полемизировать с автором самой статьи: “самое возмутительное… сует нам все время в нос…”. И главное: “А больше - аргументов никаких”. Да вот же я их вкратце ещё раз перечислил, без ругани и оскорблений. А поначалу даже предупредил, насколько это “опасно” – дискутировать.
Гита Шкилер | 24.02.2016 09:06
Хочу обратиться к адвокату Петлюры. У нас есть прямой, весомый свидетель его, и ему подобных ублюдков, дикого сверства не только в Проскурове. Ник. Островский описывает еврейский погром в своей книге " Как закалялась сталь". Имя Петлюры звучит отчётливо. Эта книгя- не конъюнктура, к ней трудно придраться. Трудно отрицать факты. Островский сам родом из Шепетовки, которую погромы тоже не обошли.
И ещё. Неважно, что сейчас происходит на Украине. Её завтрашний день пока беспросветен. Но имя Петлюры, безотнасительно её будущего, было и останется чёрным пятном позора навсегда!



Александр Гордон, Хайфа | 24.02.2016 09:04
Спасибо, Евгения.
Забыл сказать, что Жаботинский покинул Украину в 1904 году. В последний раз он был в Одессе в 1915 году. В 1920 году он уже жил в Иерусалиме. Высказывания в пользу Петлюры датированы 1921-м годом. Что мог знать о деяниях Петлюры оторванный от Украины и от России Жаботинский в период, когда информация была скудная и поступала с опозданием? Если симпатии ни о чём не подозревавшего Жаботинского к Петлюре являются доказательством "благородного" облика Петлюры, то грош цена таким "доказательствам". Я в определённый период был близок к семье Жаботинского, о чём есть рассказ на этом сайте. Много слышал о нём от родственников, которые с ним общались. Не верю, что он смог бы симпатизировать Петлюре, если бы знал о страшном погроме в Проскурове, совершённом в период, когда Петлюра возглавлял Директорию УНР.
E. Шейнман | 24.02.2016 06:17
Браво, дорогой Александр! Нас с Вами все же "завел" этот анонимный защитник Петлюры. На мой взгляд самое возмутительное - то, что он сует нам все время в нос, что мы продолжаем советскую линию ненавистников Петлюры. Так что - антисоветчики должны обязательно любить на том основании, что нельзя "вестись" на советскую пропаганду?q А больше - аргументов никаких.
Александр Гордон, Хайфа | 23.02.2016 19:49
В продолжение спора с "защитником Петлюры".
Сведения, приведенные Вами, не соответствуют действительности. Верно, что Петлюра ушёл в отставку с поста генерального секретаря по военным делам 31 декабря 1917 года, т. е. до погрома. Однако Директория Украинской Народной Республики, во главе которой стоял Петлюра и главным атаманом (главнокомандующим армией) которой он стал, была создана 12 февраля (по новому стилю) 1919 года, до начала погрома. Значит, в момент погрома Петлюра стоял во главе УНР в гражданской и военной областях. В момент погрома Директория и Петлюра находились не в Киеве, а в Виннице, т.е. примерно в 120 километрах от Проскурова. Может быть, я не совсем точен в километраже, но ясно, что ставка Петлюры находилась близко от места погрома.
Николай Полетика, рабочий типографии в Киеве в 1918 году, позже ставший профессором истории, вспоминал: "Особенно страшными еврейскими погромами и резнёй евреев отличались "вольные казаки", "сечевые стрельцы" и "гайдамаки" Украинской Рады и Директории, банды украинских "батек-атаманов" и офицерские полки Деникина...Путь Рады из Житомира в Киев (январь-февраль 1918 года – А. Г.) был обозначен волной еврейских погромов. 3 февраля на вокзале в Бородянке (рядом с Киевом – А. Г.) делегация местных евреев обратилась к Петлюре с просьбой о защите. Петлюра ответил, что ему некогда заниматься этим делом... Киевская городская дума отправила навстречу Раде и её войскам делегацию представителей украинских, русских и еврейских социалистических партий. Задачей делегации было просить возвращающиеся войска, погромные настроения которых уже были известны в Киеве, не допустить, вернее воздержаться от еврейских погромов в столице Украины...Делегация была встречена солдатами и офицерами...что называется в штыки:
"Полгорода (Киева), всех жидов надо перерезать...Все три миллиона жидов надо выгнать из Украины"...Потрясённая такими настроениями украинских войск делегация обратилась к Петлюре с просьбой не допустить погромов и кровавой бани в Киеве. Петлюра ответил, что "он не может ничего гарантировать; настроения солдат ему известны, но он видит здесь жажду мести, а не антисемитизм"...Волна насилий, грабежей и погромов в феврале-апреле 1918 года прокатилась по всей Украине...После ухода из Киева войска Петлюры продолжали заниматься погромами. Это были страшные по своей жестокости февральские и мартовские погромы...Мы, корректоры типографии Кульженко, были хорошо осведомлены об этих погромах, т.к. и советские, и добровольческие (то есть деникинские - во время гражданской войны власть в Киеве менялась 12 раз – А. Г.) газеты охотно печатали рассказы беглецов о погромах в провинции".Не нужно приукрашивать деяния Петлюры, стремясь тем самым к улучшению отношений между украинским и еврейским народами. Лучше сказать правду, а потом идти вперёд, чем героизировать таких деятелей, как Петлюра, которые принесли вред не только евреям, но и украинцам. Если сегодняшняя Украина хочет иметь таких героев, это плохо говорит о её нынешних вождях. Не надо исправлять украинское прошлое, лучше заниматься улучшением украинского настоящего. Это, однако, не моё дело.
Теперь о позиции Жаботинского в отношении Петлюры. Личного знакомства не было. О всех деяниях войск, возглавляемых Петлюрой, Жаботинский не знал. Он знал только одно: Петлюра - патриот Украины и борец за создание независимого украинского государства. Это и вызывало его симпатии к Петлюре, т.к. Жаботинский был еврейским патриотом и хотел создать еврейское государство. Тогда не было таких мощных источников информации, как сейчас. Поэтому перед Жаботинским была лишь схема, а не Петлюра-человек, о действиях которого он просто не знал. 
Е. Шейнман - предыдущему Гостю | 23.02.2016 19:10
Вы правы, уважаемый безымянный Гость. Я не историк. Я скромный советский инженер, сидела тихо в своём п/я, из которого меня в конце концов вычистили - вычислили идеологического врага. Я никак не причастна - ни сном, ни духом - к распространению советской пропаганды. И не хотела влезать в тему "Кто вы, пан Петлюра?". Есть историки, сведущие в своем деле люди. Не буду перечислять - Вы, наверно, знаете о них лучше меня. Только дну ссылку дам: Юрий Финкельштейн недавно закончил работу над книгой "Загадка Симона Петлюры, или Парадокс антисемитизма". Он утверждает, что С. Петлюра и в самом деле изначально антисемитом не был. Однако Петлюра антисемитом стал. Такое бывает. Прочла про Де Хаана (http://www.lechaim.ru/7839) Пламенный сионист стал ярым антисионистом. Петлюра, как я поняла, не остановил и не предотвратил ни одного погрома, отказывался принимать делегации и говорить на эту тему, чтобы не обижать своих бойцов и их атаманов.Медлительность Петлюры, нежелание ссориться с атаманами отмечал и В. Винниченко... Больше всего на свете Верховный Атаман боялся оттолкнуть от себя "хлопцiв", без поддержки которых он превращался в ничто. Не хотел слышать об их первобытной дикости зверствах. Такая же дилемма стояла перед Винниченко - и он предпочел бежать за границу от греха подальше. Петлюра остался. Еще стоит отметить, что в Париже он основал и издавал еженедельник "Тризуб" вполне жидоедского направления и сам охотно в нем сотрудничал. Зачем? Поддержать "хлопцiв"? Вы заметили - в статье я не касалась этой взрывоопасной темы. Но для меня, как и многих пострадавших евреев и их потомков, он был, есть и так и останется не прощенным
Гость | 23.02.2016 06:42
Уважаемая Евгения Шейнман! Кем был Петлюра на самом деле - это очень важно. Возможно, не для тех, кто лихо расправляется с историческими персонажами. Не для тех, кто запросто составляет списки, вхождение в которые автоматически означает признание преступности. Но мы выросли и жили в СССР и хорошо знаем, как формируются такие списки. В Союзе точно, как и Вы, Евгения, не вдавались в детали. Какое это имело значение? Враг - значит клеймим его.
Вы, Евгения, конечно, не историк. Детали Вам не интересны. Даже такая, что Ваш абсурдный список в СССР выглядел чуть иначе. И в него наряду с Петлюрой включали Жаботинского. А в целом Вы сильно ошибаетесь. Украинский народ, над "самостийностью" которого Вы издеваетесь, имеет право защитить своего национального героя от лживых обвинений. А нам, евреям, надо жить в складывающейся дружбе с этим великим народом. То, что он ввергнут в жесточайший кризис, не меняет дела. Как не меняют дела и эмоциональные любительские публикации, основанные на стереотипах, сформированных большевистской пропагандой.
Е. Шейнман | 22.02.2016 22:00
Я умышленно не хотела касаться личности Петлюры и всего, что стоит за деятельностью Головного Атамана. Во-первых, хотелось сосредоточиться на светлом - на Праведниках, а во-вторых ясно было, что стоит коснуться, возникнет яростная полемика. Так полемика-таки возникла, и мне хочется добавить свои пару копеек. Какая разница, кем был лично пан Петлюра - юдофилом, юдофобом или человеком, "сменившим ориентацию"? Его имя навеки будет стоять в одном ряду с самыми страшными злодеями - Хмельницким, Гонтой и иже с ними. Давным-давно стаял тот февральский снег, с лужами крови и следами окровавленных сапог. Давным-давно уже нет тех кривых улочек с бедными домиками, повидавших в те дни посланцев ада в человеческом облике. Но евреи не забыли. И не забудут. И имя "Петлюра" останется в веках страшным символом нечеловеческих зверств. И еще один нюанс.
С началом вторжения нацистов в СССР, гитлеровская пропаганда обратилась к украинцам, призывая их мстить евреям за убийство Петлюры Шварцбардом. Этот призыв был услышан, хотя очень возможно, что те, к кому он был обращен, понятия не имели, кто такой Шварцбард, да и о Петлюре тогда не очень-то знали: все-таки в советское время память о борцах за самостийную Украину успешно искореняли... А тут им преподнесли на блюдечке еще один повод для убийств. Новые каратели, "дети и внуки" петлюровцев, их духовные наследники, с такой яростью набросились на оказавшихся в западне евреев, что даже отвратили своими злодействами некоторых совестливых немецких солдат и офицеров...
Гость | 22.02.2016 21:26
Уважаемый Александр Гордон! Ваша наивность в украинском вопросе поражает. Не наше это дело - поучать украинцев, как им вести себя и кого выбирать в лидеры. Хоть Владимира Гройсмана. Странно, что столь образованный человек, как Вы, пребываете в мире устарелых стереотипов. Странно, что Вы не заметили грандиозной трансформации целого народа в течение четверти полувека. Это ныне политическая нация, в которую входит и еврейское меньшинство. И, как сообщается сегодня в "МЗ", три еврейских парня погибли в составе Небесной сотни. Можно говорить о том, что нееврейское это дело - вмешиваться в такие события. Но жизнь берет своё. И не следует диктовать зарубежным евреям, как им жить.
Александру Гордону | 22.02.2016 12:36
1. Не защитник я Петлюры: не надо упрощать. Но спасибо, что не назвали прихвостнем погромщиков или предателем. А министром обороны Петлюра был до того, как возглавил Директорию. И в его правительстве этот пост занимал уже другой человек, между прочим, женатый на еврейке.
2. В той неразберихе, когда царила анархия, погромами занимались все плохо управляемые войска. И в советских партизанских отрядах времён 2-й Мировой войны зафиксированы неоднократные случаи лишения приблудившихся евреев оружия, как и случаи их избиений их убийств. К примеру, прочитайте у Светланы Алексиевич эпизод регулярных изнасилований и убийства еврейской девушки в партизанском отряде. Подражая Вам, можно задать вопрос: а как же ГКО? Он не несёт ответственности за действия формирований, которые ему подчинялись?
3. Не желая отвлекаться на Путина, замечу, что демократ (социалист) Петлюра не имел понятия о вертикали власти и в условиях военного давления со всех сторон не мог всё держать под контролем. Даже Ленин и Троцкий не сумели предотвратить погромы буденновцев на первом этапе военных действий 1-й Конной армии. И лишь после прибытия комиссаров 2-е вступление в Житомир обошлось без погромов.
4. Я не освобождаю Петлюру от ответственности – в наше время, благодаря промывке мозгов, осуществлённой большевиками, – это невозможно. И Вы, уважаемый гость, являетесь ярким подтверждением моих слов. На Вас даже не подействовало упоминание Владимира Жаботинского в контексте Петлюры. А зачем? Кстати в антисионистской пропаганде в СССР утверждалось, что Жаботинский “спелся с палачом еврейского народа Петлюрой”. Уж более мощного антиизраильского аргумента и не сыскать! Вы бы хоть над этим задумались! Но то, что не соответствует укоренившимся стереотипам, лучше всего обойти молчанием. Может, Вы полагаете, что и Владимир Евгеньевич тоже освобождал убийц евреев от ответственности? Впрочем, трудно возражать людям, не желающим задумываться над событиями. Поверьте, бОльшую часть своей жизни я рассматривал историю с Петлюрой, как и Вы. И лишь в последние годы, ознакомившись с историей тех событий, понял, что был одурачен, как и большинство евреев.
5. Вы напрасно упрекаете меня в эмоциях. Наоборот, я пробую от них уйти, апеллируя только к истории. К тому, что если оставить в стороне демагогию, жена Винниченко, как и жена министра обороны, была тоже еврейкой. И в правительстве Петлюры были 2 еврея. И что до революции антисемиты чуть ли не называли Петлюру “жидом” – за его братское отношение к евреям.
6. В дополнение к ссылкам на Ревуцкого и Жаботинского прочитайте отрывок из отчёта о Проскуровском погроме (ссылка не принимается механизмом добавления комментариев), предложенного читателем ЛШ:
“После своего вступления во власть Верхола выпустил два воззвания, в которых указывал, что «всякий призыв к национальной вражде, а особенно к погромам, ложится позором на Украину и является препятствием для ее возрождения». Подобные призывы были всегда оружием для реакционеров. Всякое проявление со стороны сильнейшей нации насилия над слабейшей доказывает, что та нация не может воспринять тех форм, которые основаны на равенстве и братстве. Такие приемы только на руку врагам Украины, и он выражает надежду, что население не поддастся на такую провокацию. Он требует всех агитаторов, призывающих к погрому, задержать для предания военно-полевому суду». В другом воззвании он требует, чтобы все награбленные вещи были снесены в комиссариат для возвращения их по принадлежности”.

Гость A | 22.02.2016 08:37
to Гость | 21.02.2016 13:25
you are absolutely right. Good style.
Гость A | 22.02.2016 08:29
Когда закончим ныть и заговорим как выжить детям-внукам?
Люди имели звериную жизнь.
Что Англия, гордость демократов Рузвельт, Троцкий с Кo не обрекали Jews на варварскю смерть? Разве поляки садили на кол украинцев отдохнуть, а Иван Грозный зверью людишек подбрасывал чтоб не изголодали, правда не Jews, т.к. этим можно было `травануть`зверье. Евреев не было, а лишь жиды, которым не место было в Московии.
Нашли приют oni на Украине, в Польше, Испании, поэтому и лилась кровь от хмелницких, а вот протестантам кишки выпускали в Париже, не успели ваши `герои` на подмогу.
Возвышал ли кто из современников голос в защиту нашего брата - другое дело, а так, оставте это историкам.
Есть сейчас шанс преградить путь Обаме-Путину и др. в т.ч. некоторым горе- политикам Израйля к новому холокосту , а не фокусироваться на Петлюрах-Деникинах-Хмельницких. Черносотеннцы и их интелегентные вдохновители не в счет - они в бронзе на площадях.

Интернет великое дело, можем трепаться долго..., была бы польза.
Александр Гордон, Хайфа | 22.02.2016 08:07
Гостю-защитнику Петлюры.

В момент погрома Петлюра был председателем Директории (премьер-министром) и Верховным атаманом (министром обороны) УНР. Следовательно, ответственность за действия его вооружённых сил против гражданского населения прежде всего ложится на него. Вы же, наверное, обвиняете Путина как главнокомандующего и главу российского государства в действиях по захвату украинских территорий и гибель и страдания на них мирных жителей. Почему Вы освобождаете Петлюру от ответственности за убийства в гораздо больших масштабах и более близких к геноциду, чем Ваши единомышленники "приписывают" Путину? Кстати, я согласен с обвинениями в адрес Путина. Но по тому же принципу Вы должны были бы согласиться с обвинениями Петлюры в преступлениях войск, им возглавляемых. Почему Вы этого не делаете? Вы сами отвечаете на этот вопрос, обвиняя читателей, осуждающих Петлюру: "Толкование идёт исключительно на эмоциональном уровне". Ваши эмоции на стороне руководителя независимой Украины. Раз он борец за независимую Украину, значит, не может, по-вашему быть преступником. Чисто эмоциональный подход.
Гость | 21.02.2016 13:25
Кто-то из нацистов: Гёббельс, кажется,- сказал: "Ложь, повторенная сто раз, становится правдой". Большевистская пропаганда настолько сумела демонизировать личность Симона Петлюры, что сегодня этот выдающийся демократ и друг еврейского народа ещё с дореволюционных времён выглядит исчадием ада и чуть ли не духовным предтечей нацистских извергов. Руками евреев большевики сумели расправиться со своим врагом, не пожелавшим покориться великодержавному диктату. Проблема в том, что большинство авторов и комментаторов в "МЗ" плохо знакомы с историей вопроса: как у украинцев, так и у евреев (например, с мемуарами министра-еврея в правительстве С. Петлюры, А. Ревуцкого). Не принимается во внимание даже отношение Владимира Жаботиского. На сегодняшний день в еврейской среде сложилась обстановка, не позволяющая даже выразить сомнение в виновности Петлюры. Толкование идёт исключительно на эмоциональном уровне. И против эмоций действительно трудно устоять. Да, были жутчайшие погромы, с вспоротыми животами, младенцами, насаженными на штыки. И все это в числе сотен тысяч жертв. И как тут эмоционально не среагировать, если вот он - виновник всех бед!
В эпоху отсутствия современных средств связи большевики ловко свалили все на С. Петлюру, вызвав к нему ненависть всего еврейского мира. А к погромам в той ситуации он никак не имел отношения. Точно так же, как не имел отношения Ленин к погромам буденновцев, например, в Житомире, с сотнями убитых, десятками изнасилованных девушек.
В ближайшие десятилетия вряд ли евреям удастся спокойно, без эмоций, вынести справедливый вердикт на этот счёт. На сегодняшний день любое возражение по поводу Петлюры вызовет волну протестов. Хорошо бы протестов. А не обвинений в широком диапазоне: от недостатка патриотизма до истерических заявлений по адресу каждого сомневающегося. Со временем, в контексте исторической правды, потребуется анализ личности Шварцбарда и его поступка. Ведь ещё до суда с оправдательным приговором СМИ уже расставили вс точки над "I".
В истории взаимоотношения двух народов имеется достаточно трагических страниц, являющих собой кровавые преступления против еврейского народа. Но нужны ли нам ещё дополнительные поводы - в угоду антиукраинской политике большевиков?
Арон Кузьмич | 20.02.2016 19:46
Спасибо за публикацию. Я устал уже возражать в Сети по поводу юдофилии Петлюры и его воинства.
Аарон Шпильберг. | 19.02.2016 19:16
Замечательная статья.
Мой отец пережил этот погром в возрасте 16 лет. Конный петлюровец с обнажённой саблей гнался тогда за братом отца Лейзером, но Лейзеру, перемахнув через плетень, удалось спрятаться. Помню фотографии раненных в госпитале.
Евгения, Индианаполис | 18.02.2016 18:34
Спасибо всем за замечательные комментарии. Лина и Абрам, я рада, что вам этот рассказ понравился. Спасибо на добром слове. Я высоко ценю вашу оценку. Я, разумеется, тоже надеюсь на отклик потомков спасенных. Но пока - ничего... Спасибо Ицхаку: я знала, что по завещанию Шварцбарда, он умерший в 1938 г. в Кейптауне, перезахоронен в 1967 г. в Эрец, но где именно он лежит - не знала.
Александр, разумеется, я читала и не раз перечитывала Ваш очень интересный и замечательно написанный текст. Могу сказать, что на фоне советского замалчивания наших трагедий на Западе давно и интенсивно о них пишут. Первой в 1921 г., прямо горячим следам, издана книга: Elias Heifetz, "The Slaughter of the Jews in the Ukraine in 1919". Там есть информация и о резне в Проскурове. Ее можно найти on-line. О суде над Шварцбардом - "Pogromchik.The assassination of Simon Petlura" by Saul S. Friedman, Hart Publishing
Company, 1976. 414 pages. Я еще ее не добыла, но видела сканы оглавления и нескольких страниц с допросами свидетелей. Есть большая глава, "Торрес". Я думаю, в ней рассказано о его путешествии в Проскуров и встречах с Ф.А. Дейгеном. Надо заказать и прочесть.
Лёня, большое спасибо за ссылку на сайт с рассказом о погроме.Это очень нужно для тех читателей, которые далеки от темы и плохо представляют себе реалии "Малого Холокоста". Я решила не углубляться в детали и сосредоточиться только на праведниках. А тема погрома - поистине бездонная. Масса материалов есть в ИВО. Есть документы Проскуровского землячества, которое слало вспомоществование погромленным. Есть и воспоминания очевидцев резни - я их нашла в Америке и в Канаде.
Еще раз - всем огромное спасибо!
ЛШ, Иерусалим | 17.02.2016 00:44
Здесь - подробности этого погрома: http://vaadua.org/news/proskurovskiy-pogrom-15-fevralya-1919-goda
Лина, Иерусалим | 15.02.2016 21:43
Женя, замечательно! Провели журналистский поиск, написали, будите память всех прочитавших, а особенно тех, кто жизнью своей обязан этим праведникам. Внуки-правнуки спасённых проскуровцев, ау! Могилы праведников заброшены, но ещё существуют. Не будьте безучастны.
Гость Ицхак | 15.02.2016 19:27
место и время помянуть добрым словом героя еврейского народа Соломона Шварцбарда,приговорившего и приведшего в исполнение смертный приговор атаману Петлюре.Опровдан Парижским судом в 1927 году.Похоронен на старом кладбище около Натании.По приказу Начальника Генерального Штаба в 80-х Рафаэля Эйтана (Рафуль) могила находится под опёкой Отдела Увековечения Памяти Погибших Солдат Министерства Обороны Израиля.
Абрам , Иерусалим | 15.02.2016 14:22
Спасибо, Женя! Замечательная история о человечности и мужестве. Добрых людей на свете не так уж и мало. Но ставить на кон собственную жизнь (иногда и жизнь близких) для спасения чужих - на это способны только настоящие праведники. Имя доктора Полозова евреи должны помнить и чтить.
Александр Гордон, Хайфа | 15.02.2016 13:35
С интересом и волнением прочёл очерк. Спасибо автору.
Я тоже опубликовал на этом сайте материал на тему Проскуровского погрома и рад, что больше 50 тысяч человек прочли мой материал, ссылку на которой даю:
http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=3767
Гость S. | 14.02.2016 21:49
Садистская жестокость петлюровцев в проскуровских погромах лишь одно из множества известных в истории свидетельств зверств антисемитов.Огромные массы антисемитов всех национальностей в мире всегда потенциально готовы приступить к действию.Требуется только позволение, или призыв предводителя. Часто обходятся и без оного, или при его молчаливом согласии.
Роль праведником в этих процессах исключительно благородная, героическая, заслуживающая славы и долгой памяти. Сожалеть можно лишь о том,что числом своим среди рода людского они малочисленны.
Страницы: 1, 2, 3, 4  След.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com