Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Без ретуши
«Разделяй и властвуй»
Юлия Рец, "МЗ"

Спустя несколько дней после празднования внесения свитка Торы (праздника Симхас-Тойрэ, когда все радовались и танцевали, и, казалось, что в еврейской общине Вильнюса установились единство и гармония), вокруг Виленской Хоральной синагоги разразился скандал, который может вызвать последствия, выходящие за пределы «личного дела» еврейской общины в Литве.



Ф. Куклянски и Ш-Б. Кринский
Последние несколько лет в Вильнюсе наблюдалась следующая ситуация: существовала Еврейская община Литвы, занимающая здание на ул. Пилимо, 4; в здании Хоральной синагоги, расположенном на ул. Пилимо, 39, проводились службы для миснагедов-литваков, которые часто с трудом собирали миньян. В то же время, в другой части исторического центра города, в здании отеля на улице Бокшто, арендовала территорию община ХАБАД-Любавичи под руководством Шолом-Бера Кринского. Здесь всегда было многолюдно, по праздникам многие евреи, даже не считающие себя хасидами, с удовольствием посещали проводимые хабадской общиной религиозные мероприятия (например, Рош а-Шана, Ханука, Пурим, Песах и т.д).

Тем не менее, отношения между руководством общин были, мягко говоря, натянутыми. Потепление в отношениях между миснагедской и хабадской общинами, казалось, наметилось в прошлом году, когда в канун Йом-Кипура (25 сентября 2015) в Вильнюсе напротив хабадского общинного центра была установлена табличка «Улица Шемайте» – в честь праведницы народов мира Оры Шемайте, которая спасала евреев в годы Холокоста. И хотя рабби Кринский не был официально приглашен на церемонию, между ним и Фаиной Куклянски состоялась тогда короткая беседа, кроме того они впервые после долгого перерыва общались на людях. Вскоре рабби Кринский и его сторонники начали посещать Хоральную синагогу, возникла объединенная группа. Совместные молитвы литваков и хабадников продолжались около года, когда этой хасидско-литвакской идилии внезапно пришел конец.

Праздник Симхас-Тойрэ в этом году (2016-м) отмечался в Виленской Хоральной синагоге с большим подъемом и воодушевлением. Собрались вместе под одной крышей литваки (миснагеды), представители общины ХАБАДа во главе с Шолом-Бером Кринским и большое количество «светских» евреев, которые мало заботятся о соблюдении религиозных традиций в обычные дни. Ничто не предвещало конфликта. Однако в первый же шаббат после праздника (28 октября 2016) – синагога неожиданно была закрыта на ремонт. Казалось бы, ничего особенного. Соблюдающим шаббат евреям сообщили, что «кабалат-шабат» переносится в Общинный центр на Пилимо, 4. Однако попасть в общинный центр смогли не все.

Обратимся к тому, что пишут очевидцы:

Яков Пилянски (житель Вильнюса, потомок раввинов-миснагедов)
(см. http://defendinghistory.com/friday-october-28th-in-vilnius/84606 ):
«В пятницу, 28 октября, в 5 часов вечера, я пришел к воротам нашей Хоральной синагоги на Пилимо, чтобы встретить субботу, как это и подобает делать в пятницу вечером. Я увидел, что ворота заперты. Здесь же я встретил Калмана Кринского - сына рабби Шолом-Бера Кринского (виленского раввина хабадской общины, которую он возглавляет последние 22 года). Калман сказал мне, что синагога закрыта и что служба перенесена в здание Еврейского общинного центра на Пилимо, 4.

Мы с Калманом дошли до места, где должна была состояться служба, которая тем временем уже началась. Там было много американских туристов, официальные члены синагогальной группы молящихся, но не было никого из нашей объединенной группы, куда входили люди из хабадской общины. Рабби Шимшон Даниэль Изаксон, один из двух официальных раввинов общины литваков, вежливый и симпатичный человек, принес для нас два стула – один для меня, другой – для Калмана. (На тот момент я еще не знал, что все остальные из тех, кто приходил на службы к рабби Кринскому и сам рабби Кринский не были допущены в здание охраной, которая остановила их прямо перед входной дверью. Эта охрана вызвала полицию, когда группа Кринского попросила разрешения остаться на молитву!)

Молитва была почти завершена, когда номинальный главный раввин рабби Калев Крелин из Риги, который был в этот уикенд в городе, начал свой рассказ о Ноахе и большом потопе на двух языках: русском и английском. Его прервала глава еврейской общины Литвы Фаина Куклянски, которая вошла в зал и вызвала раввина. Она была в очень нервном состоянии. После короткого разговора с Куклянски рабби Крелин смог вернуться закончить свой рассказ о Ное и потопе.

Вскоре после этого Калман Кринский попытался что-то сказать на английском относительно обсуждаемого отрывка Торы, что именно – я не уловил, потому что рабби Крелин схватил его и вытолкал за дверь. Я был шокирован, увидев полицию в лобби и на входе в синагогу. Я покинул здание Общинного центра, был смущен и расстроен».


Еще в более резких тонах описывает произошедшее другой житель Вильнюса, молодой человек по имени Захария Олицкий (работник службы кашрута)
(см. http://defendinghistory.com/a-confusing-week-in-jewish-vilnius/84408 ):
«События последней недели вывели меня из равновесия. Я – местный виленский еврей, и до недавнего времени наслаждался той гармонией, которая установилась в Виленской хоральной синагоге в последний год. Действительно, более года евреи совместно молились в мире и согласии в единственной синагоге города Вильнюса, уцелевшей после войны. Я был счастлив, что множество местных евреев (большинство из которых не соблюдают религиозные традиции в обычные дни), собрались в синагоге, чтобы отпраздновать праздник Симхас-Тойрэ на прошлой неделе. Атмосфера святости и радости. Это было чудесно.

Но потом наступил вечер пятницы 28 октября, канун шаббата.
Мне сообщили, что Хоральная синагога будет закрыта на время вечерней и утренней субботней молитвы из-за проблем с водопроводом. Я узнал, что молитва будет проходить в Еврейском общинном центре на Пилимо, 4, и отправился туда, но немного опоздал.

Когда я входил, я сразу заметил нечто странное. Все, с кем я разговаривал, сообщали мне, что официальный председатель общины, которая также присутствовала здесь, наняла охранников, чтобы помешать войти в здание рабби Кринскому и пришедшим с ним людям.


Я стал расспрашивать, как это случилось и почему? И получил весьма сомительное «оправдание-объяснение». Оказывается, всё это из-за того, что рабби ... «плохо вел себя в синагоге». Меня это, конечно, смутило неописуемо, так как рав Кринский всегда был не только полезен Общине, но и никогда не «вел себя плохо» каким-либо образом. Более того, всего несколько дней назад мы все вместе танцевали вокруг Торы как добрые еврейские братья. Решительно ничего не предвещало такого откровенно неразумного и абсолютно неуместного поведения со стороны представителей Общинного центра.


Полицейский не пускает
р. Кринского в синагогу
Но это не конец истории.
Охранники из Общинного центра вызвали на помощь полицию, чтобы выставить нас вон! Понятное дело, мы не хотели уходить. Мы пришли на «кабалат шаббат», еженедельную вечернюю молитву в канун субботы. Верите или нет, но полиция вышвырнула нас вон, а лично меня они затолкали в полицейскую машину за «создание хаоса». Какой хаос?! Я просто попросил разрешить мне остаться на молитву!

Что я сделал, чтобы заслужить такое обращение? Я, правда, несколько раз пытался вежливо выяснить у полицейских, за что, собственно, они пытаются нас выгнать. Они отвечали, что их вызвали «навести порядок».

Но и это не конец истории.

Один из полицейских вдруг решил, что несколько человек из нашей группы должны быть доставлены в отделение. Тут я должен напомнить, что субботняя служба в Общинном центре в это время уже началась. Я сказал полицейскому, что, согласно моей религии, я не могу ехать на машине в шаббат. Тогда меня одного посадили в полицейскую машину. После того, как я просидел в машине примерно 5 минут, меня освободили. Возможно, мои доводы спасли нас от того, чтобы мы ехали на машине в шаббат.

Но я все же не понимаю: за что и для чего меня, религиозного виленского еврея, посадили в полицейскую машину? Чтобы не дать мне присутствовать на еженедельной молитве, которая была перенесена официальными представителями Общины из-за мнимыхи проблем с сантехникой?

Я всего лишь хотел помолиться в объединенной общине, в которой мы так часто собиралась вместе.

Я все еще в недоумении. Правда».


Через несколько дней после инцидента председатель Еврейской общины Литвы- Фаина Куклянски (вызвавшая полицию) - опубликовала на официальном сайте Общины заметку под названием «Инсинуации вокруг закрытия на ремонт Вильнюсской Хоральной синагоги» (2 ноября 2016 г.) (в более политкорректной, английской и литовской, версии заметка имеет название: «Почему рабби Кринский пытается расколоть общину и разделить верующих») (см. http://www.lzb.lt/ru/) . Ф. Куклянски удивляется, что закрытие синагоги на ремонт вызвало такой ажиотаж. Она также пишет: «Раввины Еврейской общины Литвы попросили не впускать в синагогу людей, которые мешают молиться. Напряжение, которое в последнее время вызывает своим неадекватным поведением рабби Ш.-Б. Кринский, представляющий ХАБАД Любавич, не случайно». Далее следует изложение теории вселенского хабадского заговора. Кроме того, заявляет Ф. Куклянски, «у этой религиозной организации есть здание в Вильнюсе на улице Бокшто. Нам известно, что одна из целей организации Хабад Любавич – расколоть Еврейскую общину Литвы»… Свою заметку г-жа Куклянски завершает таким пассажем: «В ЕОЛ работают два раввина, среди верующих царит спокойствие. Могу смело утверждать, что в Литве чувствуется возрождение иудаизма».

Однако не все согласны с Фаиной Куклянски по поводу того, что «возрождение иудаизма» должно происходить именно таким образом. Виленчанка Рута Блоштейн изложила свой взгляд на проблему (см. http://defendinghistory.com/ skaldymas-ir-valdymas/84718):
«Я хочу выразить озабоченность по поводу ситуации, сложившейся в литовской еврейской общине в последние годы. В частности, по поводу действий председателя еврейской общины, которые представляют опасность для еврейской жизни в Литве в мире и согласии. Парадокс и печальная ирония заключается в том, что еврейские религиозные вопросы решают нерелигиозные еврейские женщины. И уж тем более недопустимо, чтобы мирянин в своих эгоистических целях двигал раввинами как шахматными фигурами. Такое поведение противоречит религиозным традициям. И это называется «возрождение иудаизма»?

Я живу согласно религиозным законам иудаизма и чтобы последовательно и искренне продолжать идти этим путем я, разумеется, ищу подходящую среду здесь, в Вильнюсе. Тем не менее, пытаясь наладить свою жизнь в еврейской общине (религиозной и нерелигиозной, обе общины, по-видимому, управляются одним человеком), я была разочарована, тем, как происходит религиозная жизнь в общине. Увы, никакого «возрождения» нет. /…/


В Вильнюсе по пальцам можно пересчитать местных евреев, живущих в соответствии с законом Торы. И никому из местных верующих, насколько мне известно, не мешает деятельность общины раввина ХАБАД Любавич Ш.-Б. Кринского, особенно его участие в молитвах в синагоге в Вильнюсе. Община Кринского дополняет местный миньян, оживляя атмосферу в синагоге. Кроме того, многие местные евреи с удовольствием принимают участие в организованых Ш.-Б. Кринским общественных праздниках. Так что разница между литваками и хасидами выглядит явно утрированной.

Община расколота. И не руками раввина Ш.-Б. Кринского. Председатель Еврейской общины принимает решения, и осуществлять их ей помогает ею же нанятый раввин. Решения циничные: это согласие, которое еврейская община Литвы дала властям на постройку Дворца Конгресса на месте старейшего еврейского кладбища в Вильнюсе (Шнипишкес), и это несмотря на протесты большинства раввинов - литваков, кстати. И данное решение - закрыть единственную синагогу в Вильнюсе - принято по всем понятным политическим причинам (ремонт звучит неубедительно), а именно, с целью изгнать рабби Кринского.

Хочу отметить, что сегодня только община ХАБАД Любавич дает возможность жить в Литве в соответствии с религиозными обычаями. В частности, это сообщество является единственным основателем религиозного детского сада, религиозной школы, только ХАБАД содержит микву, проводит свадебные обряды (в течение последних 8-9 лет, не было ни одной свадьбы в Виленской синагоге), в общине есть похоронное братство "Хевра кадиша", благотворительная столовая, в которой готовят кошерную пищу. Все это является ключевыми факторами существования религиозной общины. Тем, кто называют себя "mitnagedai" за весь период независимости Литвы не удалось создать соответствующие условия жизни для религиозных евреев: ни одного религиозного десткого сада (только светский), ни религиозной еврейской школы (только светская, где большинство учащихся неевреи), ни миквы, ни хевра кадиша…

/…/

По-видимому, из опасения за возможные последствия председатель Литовской еврейской общины, в следующий субботний день отправилась в центр ХАБАД Любавич, где была тепло встречена, как и каждый еврей, пришедший на молитву. К сожалению, на следующий день, после такого теплого приема, появилась статья о том, что рабби Ш.-Б. Кринский расщепляет общину.

Причина, расколовшая и без того малочисленную еврейскую общину Литвы, на мой взгляд, состоит в том, что есть несколько человек, которые рвутся к деньгам, власти, и одержимы честолюбием»…


Есть такой анекдот: еврей построил на необитаемом острове две синагоги. Его спрашивают: «Зачем одному еврею две синагоги?». Он отвечает: «В одну я хожу молиться, а в другой - ноги моей не будет!» Проблема Вильнюса, видимо, в том, что там только одна синагога. В смысле – одно здание синагоги.

Хоральная синагога, г. Вильнюс, Литва

Безусловно, все это «внутренние» дела Еврейской общины Литвы, и было бы нехорошо выносить эту ссору на всеобщее обозрение. Если бы не одно «но». Для решения «внутреннего» конфликта председатель общины воспользовалась «государственным силовым ресурсом» – вызвала ПОЛИЦИЮ. Возможно, здесь сказался ее опыт работы прокурором в советское время…

У евреев достаточно врагов как в Литве, так и в других странах (вспомним ежегодные марши неонацистов в странах Балтии, подаваемые под «соусом» празднования Дня независимости).

В заключение приведу комментарий Леона Каплана, размещенный в социальной сети, который, на мой взгляд, как нельзя более точно обозначил проблематичность создавшейся ситуации (https://www.facebook.com/dovid.katz/posts/1403661139665094?comment_id=1403733136324561&comment_tracking=%7B%22tn%22%3A%22R6%22%7D&pnref=story ):
«Уж не думает ли мадам Куклянски, что в Понарах и других 250 местах массовых убийств наших братьев и сестер, наших детей, убийцы размышляли о том, бросить ли свою жертву в канаву хабадников или в канаву миснагедов? /…/ На мой взгляд, должность главы еврейской общины нужна для того, чтобы объединять, а не для того, чтобы разрушать… Я очень удивлен, ведь глава нашей общины – адвокат и она, как профессионал, должна знать, как находить компромиссы. Если по каким-либо причинам рабби Кринский и пытался создать искуственный кризис, то наша «умная адвокатша» поддалась на его уловку. Заслуживает ли наша маленькая община такого отношения после всего, через что она прошла?! Проблему с Кринским мадам Куклянски получила в наследство от С. Альперовича, предыдущего главы Еврейской общины Литвы. Странно, что нынешний глава допускает ситуацию, которая может вызвать всплеск антисемитизма вокруг нас».

В последнюю минуту
На момент публикации этой статьи (27 ноября 2016) Хоральная синагога Вильнюса была по-прежнему закрыта. Более того, вокруг нее вдоль ограждения появилась колючая проволока...


Фото: defendinghistory.com/
Facebook/ Рута Блоштейн
Количество обращений к статье - 3670
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (20)
Яков Зиссер | 05.12.2016 16:49
Кончик, я являюсь неполноценным членом израильской ассоциации, которая занимается профилактикой обрезания кончиков. Поскольку действующие раввины пропагандируют обрезание, я предлагаю лишить их должности, а синагогу передать светской власти, пока не раскаются.
Кончик | 04.12.2016 18:16
Яша, у евреев принято обрезать ДРУГУЮ часть тела. :)

И хотелось бы посмотреть на манифест, где вас назначили "представителем всех евреев Вильнюса", судя по вашей манере выражаться.
Или хотя бы "всех нерелигиозных", для начала.
Что, Фаина тоже ходит под вашей крышей, да?
Яша Зиссер | 04.12.2016 15:04
Никто меня не поддержал. Никому из наших религия не интересна, потому что не беспокоит. Есть другие заботы у людей. Пока ведь не Иран, и даже не Турция в наших местах. Головы пока не обрезают.
А гуте вох | 03.12.2016 18:18
Сладенький Яша, зря ты вообще распалился о религии! Как пела Пугачева "но, впрочем, песня не о том,,,", то биш - статья. Когда появится статья о том, что "светская" жизнь еврейской общины должна размещаться и вся помещаться у тебя на кухне, а Пилимо 4 существует только для освоения спонсорских фондов на ВСЕ нужды евреев Литвы, там в форуме изложишь свою позицию.
Логика | 02.12.2016 11:06
[[Нужно, чтобы и там, и там был здоровый еврейский дух, без фундаментализма, и если нет *другой религии*, то без религии вообще.]]

Вот ты, Яшенька *Франк*, и попался!!!
Яша Зиссер | 01.12.2016 13:32
Культурист, на Пилимо 4 светский дух, но еврейского мало. А в синагоге больше еврейского, да светского нет совсем. Нужно, чтобы и там, и там был здоровый еврейский дух, без фундаментализма, и если нет другой религии, то без религии вообще. Дух Спинозы и других еврейских философов, а не дух "мудрецов" Талмуда, предписывающих убивать всех несогласных.
Историк | 01.12.2016 00:51
Дов Н, гер может быть прекрасным раввином где угодно - но только если он это может.
Проблема тут не в ярлыках, а в "содержании кувшина" и его "вкусе".
Бывает и так, что содержание отличное - но вот вкусец с душком.
Культурист | 01.12.2016 00:45
Предлагаю Яше Зиссеру начать деятельность с Пилимо 4.
Там как раз отличное место для "еврейской культуры" - например, концерты на Тиша беАв.
Культурно, разве нет?
Яков Зиссер | 28.11.2016 23:41
Не фитнесс-клуб, не космополитичную дискотеку, не общество русской культуры - а еврейский дом я предлагал обустроить в синагоге, дом, свободный от темени, от жестокости, к которым нас призывают вернуться фундаменталисты. В этом доме будет место для богатой светской еврейской культуры, но не будет места для средневекового иудаизма. Пусть будет для нас хоть одно такое место, где мы можем почувствовать себя настоящими евреями. Иначе нашим детям не останется ничего, кроме ассимиляции. Возврат в средневековый иудаизм здесь пока, к счастью, среди евреев серьезно не рассматривается.
Неудивленный Гость | 28.11.2016 21:34
Эта ваша Куклянская в прошлом "партейная", небось (судя по тому, что была прокурором)? Ну, вот, и получИте!
Гость 2 | 28.11.2016 20:51
Уважаемые Евреи! Подумайте: Председатель еврейской общины "приняла" меры (искусственно ремонт, разработка соответствующих ПРАВИЛ, вызов полиции (???) и т.д., чтобы не пускать в синагогу кого? Ну, раввина же, пользующегося заслуженным авторитетом. Обвинила его в расколе между литваками и хасидами.
Но мы же не малые дети? Очевидно, суть в другом.
За год, евреи сдружились. Не в последнюю очередь и благодаря раввину Крынскому. Который в своих проповедях всегда призывал к единению евреев.
А когда на Симхас-Тора был апогей радости Торы и единения евреев, ЗАВИСТНИКАМ (Председательше и тем, кто за её спиной) это очень не понравилось. И решили ОНИ ВНЕСТИ РАСКОЛ, обвинив, что раскола хочет раввин Крынский! Кому-то очень плохо, когда всем евреям хорошо! Глубинные причины всё те же деньги! Зачем делиться с Раввином, если самим всё время мало?
А заморочки с ремонтом и переносом места молитв - это просто технологическая схема. Понятно?
Дов Н. | 28.11.2016 16:59
Мы недавно в ешиве учили что гер не может быть раввином общины. Рав Крелин -гер насколько мне известно. Вроде бы даже и гиюр у него....
Мне кажется неправильным что гер может решать каким евреям ходить в синагогу, а каким -нет.
Еврей - и это звучит гордо! | 27.11.2016 21:55
По Зиссеру, настоящий еврей - это "самый лучший немец (литовец, китаец, марсианин)", желательно полностью отбросивший "предрассудки пещерных предков" и полностью отдавшийся в экстазе гойской "культуре" (например, египетской или греческой, чтобы понятнее было).
А тот факт, что время постоянно отсеивает таких "лауреатов премии Дарвина" от еврейства - его не только не смущает, но и воодушевляет.
Истинный ариец, сын несвоего ненарода.
Гость | 27.11.2016 21:31
Невозможно переоценить раль Раввина Шолом-Бера Крынского. Мало того, что это харизматическая личность (очень знающий, умный, деликатный и остроумный, отец 11(!) детей), вместе с ребецн Диной за 22 года бесконечно много сделали для евреев Вильнюса и Литвы.
Ешивы для мужчин и женщин, благотворительная столовая, все без исключения еврейские праздики, личное участие в сложных жизненных ситуациях детей-евреев Литвы и, кстати, Белоруссии и Калининградской области. Практически благодаря им я понял, что я еврей. Безмерно им благодарен и благодарен В-вышнему, что встретил их на жизненном пути.
В еврействе руководят мужчины (согласно традиций
иудаизма). А руководство женщинами над раввинами считаю недопустимым. "Карманным раввинам", считаю, в Литве не место.
Яков Зиссер | 27.11.2016 19:51
Ссылка Zecharya на авторитет Гитлера разве может убедить в несуществовании светских евреев?
Миснагед | 27.11.2016 19:09
Я миснагед. Для незнакомых с этим религиозным термином, объясню - он означает "несогласный". Еврейство и евреи сохранились несмотря ни на что в течение тысячелетий только благодаря своей вере, истинность которой они принимали от своих предков, а те, в свою очерель, от своих, и так - до Синайского откровения. Термин "миснагдим" появился, когда в мире стали плодиться лжепророки, реформаторы и, наконец, атеисты. Именно с ними боролись несогласные "миснагдим", ведомые праведной целью оградить и тем самым спасти традиционное (ортодоксальное) еврейство. Литваки и хасиды - два из многих ортодоксальных направлений в иудаизме. А в еврейской религии одной из главных заповедей является: "Люби ближнего своего, как себя самого". Люби, а не противопоставляй! Кстати, противопоставить и не удается, слава Б-гу. Прихожан синагоги можно пытаться разделить "по территориям", но взаимную приязнь, уважение и дружбу запретить не удастся!
Уважаемый Яков, Вам негде встречаться и общаться с евреями? Требуйте открытия синагоги. Посмотрим тогда, кто посмеет Вас туда не впустить. Если Вам хочется использовать синагогу для проведения своего досуга, то не боитесь ли Вы, что тогда евреи придут молиться к Вам на кухню? Кстати, Вы не первый, так неосторожно "проговаривающийся". Организовать в синагоге фитнес-клуб уже пытались.
Всем остальным хочу привести такую историческую справку. В здании синагоги есть маленький зал для молитв. Во время всех ремонтов используется он. Синагогу не закрывают!
Zecharya | 27.11.2016 18:28
1. Не бывает "светских" евреев.
Гитлер сие доказал весьма подробно.

2. Я вообще против использования слова "миснагед" в каком-либо контексте, кроме исторического про 18 век.
Сегодня есть только "литваки" (или вообще "ашкеназы"), которые соблюдают Тору по нусаху Виленского Гаона и его учеников.
"Миснагеды" исчезли с исторической арены в тот день, когда Цемах Цедек и Воложинер объединились против заразы по имени "Аскала".
Любые попытки "возродить" сей термин есть ни что иное, как "синат хинам" - из-за которой мы уже 2000 лет скитаемся по миру.
Кстати, чаще всего этот УСТАРЕВШИЙ термин вспоминают именно те, кто НЕ соблюдает Тору как надо (например, предлагают сделать из синагоги "центр для нерелигиозных").
Что мы как раз и видим сейчас в Вильнюсе - городе Гаона.
Стыдно, обидно, а порой и просто бесит.
Гость | 27.11.2016 16:05
не понимаю почему господин Кринский не откроет себе синагогу если его не хотят видеть в центральной?Не понимаю почему такое неуважение к другим раввинам?Кринского незнаю но знаю других Хабадников ,очень многие из них успешно работают параллельно не захватывая синагог и не раздувая вражду!
Яков Зиссер | 27.11.2016 13:45
Обидно другое. У нескольких религиозных евреев целых две синагоги и три-четыре раввина в Вильнюсе. А светским евреям негде собраться вместе. На кухнях разве что. Или в Израиле. Хотелось бы, чтобы синагога перестала быть исключительно домом богослужения и стала бы служить людям. Простым еврейским людям, с их фактическими светскими интересами и культурой.
vladva | 27.11.2016 13:15
Как говорится, аз ох ун вей, евреи!
Могу только в добавление к вышесказанному в статье сказать, что рабби Шолом Бер Крински прямо-таки возродил религиозную жизнь в Вильнюсе и Литве. Это его заслуга, но вовсе не тех, кто ранее заправлял в синагоге
Страницы: 1, 2  След.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com