Logo
3-11 янв. 2017


 
Free counters!
Сегодня в мире
15 Янв 17
15 Янв 17
15 Янв 17
15 Янв 17
15 Янв 17
15 Янв 17
15 Янв 17









Издательский дом Биробиджан

RedTram – новостная поисковая система

Времена и имена
Человек, который изменил мир
Инна Аролович, Нью-Джерси

Это определение роли Яакова Бирнбаума в истории придумала не я. Так было написано на приглашении на вечер памяти этого необыкновенного человека, который состоялся в июне 2015 г. в манхэттенской синагоге (Lincoln Square Synagogue) в Нью-Йорке и на котором присутствовало не менее 500 человек. Было много молодежи, не все знали Яакова Бирнбаума при жизни. Мне очень повезло в жизни – не только узнать, но стать его другом и соратником. 10 декабря Яакову исполнилось бы 90 лет. Я хочу воспользоваться этой юбилейной датой, чтобы рассказать о нем. Об этом человеке бывшие советские евреи должны рассказывать своим детям и внукам в знак благодарности за подвиг, который он совершил, освободив нас и наших детей из «тюрьмы народов».

Он родился в 1926 г. в Германии в семье известного ученого-лингвиста, знатока всех еврейских языков. Его дед, Натан Бирнбаум, изобрел термин «Сионизм» и был сподвижником Теодора Герцля при созыве Первого Сионистского Конгресса в Базеле в 1897 г. Дед и был инициатором отъезда семьи в Англию вскоре после того, как Гитлер пришел к власти в Германии. Так что детство и молодость Яакова Бирнбаума прошли в Лондоне. Там он получил свое еврейское образование. Его отец был принят на государственную службу в качестве переводчика корреспонденции на «экзотических языках», которую получали официальные лица. Будучи подростком, Яаков запомнил навсегда, как отец, чуть не плача, рассказывал дома о сотнях писем и открыток на идише, написанных в отчаянии людьми, которые находились в гетто и концлагерях и умолявших правительство Британии вмешаться и спасти европейское еврейство от тотального уничтожения. Отец был в ужасе от того, что его начальство игнорировало все эти вопли отчаяния и свидетельства трагедии. Будучи студентом, Яаков работал 5 лет волонтером с подростками в лагере для перемещенных лиц, пережившими гибель родных и все ужасы концлагерей. И вот тогда, в свои 20 лет, Яаков дал себе клятву служить еврейскому народу и не допустить повторения Катастрофы. Впоследствии он отмечал как свои юбилейные даты десятилетия своего служения еврейскому народу.

Яаков Бирнбаум, з”л, и его жена Фрида

В 1956 г. в Москве состоялся 20-й съезд ЦК Коммунистической партии СССР. На Запад просочились сведения о преступлениях сталинского режима, в том числе и перед еврейским народом: о тысячах раввинов, заключенных в ГУЛАГ, о сотнях закрытых синагог, еврейских школ и театров. Яаков представил, как после физического уничтожения фашистами около полутора миллиона советских евреев сталинский режим пытается сделать из оставшихся трех миллионов, лишенных еврейского образования и понятия о своей религии, истории и культуре, «манкуртов», забывших о том, что они – евреи. Яаков Бирнбаум понял, что его миссия – сделать все, чтобы спасти эти три миллиона советских евреев от духовного уничтожения. Это и будет его служением “клаль Исраэль” - еврейскому народу.

В 1961 г. Бирнбаум присутствовал на процессе Эйхмана в Израиле и был потрясен выступлениями десятков свидетелей, переживших Холокост. Поиски единомышленников в Англии и Израиле ни к чему не привели, и тогда Яаков решает направиться в Америку в надежде, что состоятельные американские евреи пожертвуют необходимую для такого важного проекта сумму.

В конце 1963 г. Яаков Бирнбаум прибыл в Нью-Йорк, где его встретил в аэропорту молодой преподаватель “Университета Йешива,” с которым он познакомился в Израиле. Больше никого в Нью-Йорке Яаков не знал. Он снял комнату у библиотекаря университета и начал свои «хождения по мукам». Ни в еврейских организациях, ни в синагогах его никто не хотел слушать под предлогом, что любые действия против Советского Союза могут только навредить советским евреям. Тогда Яаков пошел по коридорам университетского общежития – из комнаты в комнату, убеждая студентов, что необходимо немедленно начать бороться за спасение советских евреев.

В январе 1964 г. состоялась первая студенческая демонстрация, в которой участвовало около 100 человек. Яаков начал знакомиться со студентами других университетов. Появилась небольшая группа помощников. И вот 27 апреля 1964 г. в помещении Колумбийского университета состоялось организационное собрание того, что впоследствии назовут «Движением борьбы за спасение советского еврейства» (“Soviet Jewry Movement”).

Речь 37-летнего Яакова Бирнбаума была настолько убедительной и эмоциональной, что не оставила равнодушным никого из двухсот присутствовавших еврейских студентов из разных университетов Нью-Йорка. Он говорил о том, что чувствуя стыд за бездействие своих родителей во время Второй мировой войны, из-за которого была уничтожена половина еврейского народа, студенты должны немедленно начать борьбу за спасение 3х миллионов советских евреев, чтобы потом им не пришлось испытывать стыд перед своими детьми за то, что они не сделали всего, что могли. Яаков изложил студентам продуманную им программу действий: демонстрациями и другими публичными мероприятиями студенты должны разбудить евреев и американский народ, чтобы люди подействовали на своих политиков с тем, чтобы в свою очередь Конгресс и Белый Дом применили дипломатическое давление на Советский Союз и вынудили советские власти согласиться на эмиграцию советских евреев в Израиль. Свою пламенную речь Яаков закончил слoвами: «Не допустим повторения трагедии Холокоста!» На этом собрании было решено создать боевую студенческую организацию “Student Struggle for Soviet Jewry”(SSSJ) - " Борьба студентов за советское еврейство".

Уже через 4 дня, 1 мая 1964 г., около тысячи студентов со всего города пришли на демонстрацию у здания советского представительства в ООН с плакатами “Let My People Go!” (Oтпусти народ мой), “Save Soviet Jews!” (Спасем советских евреев) и “We Won’t Be Silent!” (Мы не будем молчать!). А через месяц, в июне, на том же месте Бирнбаум организовал 7-дневную голодовку католиков, протестантов и евреев (“Seven-day All Faith Fast”), на которой выступил Мартин Лютер Кинг и другие видные лидеры движения в защиту гражданских свобод. Это привлекло прессу, о Движении в защиту советских евреев заговорили. Бирнбаум считал, что причиной Катастрофы во время войны было то, что евреи оказались одни против всего мира. Поэтому он вовлекал в Движение в защиту советских евреев христиан, представителей церквей разных деноминаций, черных и белых лидеров в борьбе за гражданские права - всех, кто соглашался поддержать движение. Он полагал, что именно в поддержке неевреев лежит залог успеха.

В этом, а также в методах борьбы он разошелся с равом Меиром Кахане. Поскольку целью Бирнбаума было вовлечь в Движение все организованное американское еврейство, более того, весь народ, он не соглашался на радикальные методы гражданского неповиновения, бомбы и взрывы, которые предлагал рав Кахане. Яаков Бирнбаум предпочитал воздействовать на общественное мнение мирными средствами, используя библейские символы и песни, которые по его просьбе сочинял и зачастую исполнял на митингах его талантливый друг (и родственник) рав Шломо Карлебах (наиболее известная из них – “Ам Исроэл Хай”).

В 1964 г. SSSJ организовала 8 мероприятий, а в течение первых боевых трех лет (1964-66 г.г.) – 30 митингов, маршей, пикетов, летних образовательных лагерей, пресс-конференций, ночных бдений с чтением молитв у здания ООН и т.п. Не думая о карьере, устройстве собственной жизни и собственном здоровье, Бирнбаум работал день и ночь. Его квартира превратилась в штаб боевых действий за освобождение советских евреев.

4 апреля 1965 г. был организован Иерихонский марш (“Jericho March”), когда группа из примерно полутора тысяч студентов, которую возглавляли 7 человек с шофарами, попыталась 7 раз обойти квартал, в котором расположена советская миссия в ООН. 7 раз прозвучали шофары, а затем группа прошла маршем к зданию ООН, где на митинге напротив этого здания была зачитана петиция-обращение к послу Америки в ООН об отчаянном положении советских евреев.

Тревожные звуки шофаров, по мнению Бирнбаума, должны были пробудить американских евреев и заставить их задуматься о своей ответственности за 3 миллиона советских евреев, которых заставляют забыть о своем еврействе. Студенческая организация “Student Struggle for Soviet Jewry,” несмотря на отсутствие средств и противодействие еврейского истеблишмента, начала действовать сразу настолько активно и привлекать такое внимание прессы, что вскоре в других штатах стали возникать подобные инициативные группы. Одновременно Яаков завязывал связи с членами Конгресса и местными политиками.

20 мая 1965 г. студенты Нью-Йорка, Вашингтона и Балтимора устроили Иерихонский марш с шофарами вокруг советского посольства в Вашингтоне, а затем митинг напротив Белого Дома, где выступили сенатор Фарбштейн и конгрессмен Фицжеральд. Рав Рискин зачитал “Appeal to Conscience” (Обращение к совести), а затем рав Карлебах, при поддержке участников митинга, спел несколько своих “Soviet Jewry songs” - песен, посвященных советскому еврейству. Яаков Бирнбаум и студенческие лидеры встретились с представителями советского посольства и Госдепартамента, затем Я. Бирнбаум впервые выступил на слушаниях в Конгрессе с предложением экономического давления на Советский Союз, чтобы власти разрешили эмиграцию евреев.

Впоследствии Гиллель Гольдберг, один из студентов Бирнбаума, вспоминал: «...Он делал Божью работу... Он был упрям, настойчив и решителен. Я вспоминаю Бирнбаума в 1965 г. У него были знания истории и мира еврейства. Он видел вещи, которых я не видел. Он знал и видел то, чего я не знал. За ним была сила. Казалось, что он – пророк библейских времен. Я вспоминаю те мрачные походы с Яаковом в его квартиру зимними вечерами 1965 г. Еще один день прошел, еще одна попытка найти союзников провалилась. Ничего не получилось. Никто нас не услышал. Так казалось мне, но не Яакову: «Ничего плохого не произошло – громадность того, что мы должны сделать, перевешивает все. Что значит «нет» одного еврейского лидера против глухого стона трех миллионов евреев? Подумаешь, один раввин не захотел слушать... Задача в тысячу раз больше! Мы движемся против движения, но мы должны преодолеть все, чтобы добиться для них свободы...».




Слева направо: Гленн Рихтер, р. Ави Вайс и Яаков Бирнбаум. В центре Йосеф Менделевич
и его жена (с плакатом в защиту Н.Щаранского).  Фото из личного архива р. Й. Менделевича



Яаков был упрям и настойчив. Он приходил снова и снова. Но почему? Потому что он добивался не для себя, не для нашей организации, он боролся больше, чем за идею. За ним была непреложная истина: евреи не бросают своих в беде! Что может быть большим мерилом успеха? За это еврейский народ в неоплатном долгу благодарности перед Бирнбаумом. Он вдохновлял нас. За ним был Б-г...»

В каждом мероприятии, организованном SSSJ, принимало участие все больше и больше народу. Так, в предпасхальном марше «Геула» в 1966 г. участвовало уже 15 тысяч человек. Темой этой демонстрации стало возрождение еврейского самосознания и духовного освобождения советских евреев. К лозунгу “Let My People Go!” ("Отпусти народ мой!" присоединился другой лозунг: “ Let My People Know!” ("Пусть мой народ знает!") В том же году с помощью Бирнбаума были организованы комитеты или советы борьбы за освобождение советских евреев во всех районах Нью-Йорка, в его пригородах, на севере штата Нью-Йорк и в штате Нью-Джерси.

В это же время начинается еврейское возрождение в Советском Союзе. С 1964 г. в некоторых городах Украины начинают действовать подпольные ульпаны по изучению иврита, Торы, еврейской истории и культуры. В 1966-67 г.г. возникают небольшие подпольные группы в Риге, Ленинграде, Кишиневе, позже в Москве, где люди изучают еврейскую историю и культуру, отмечают еврейские праздники и мечтают об эмиграции из «тюрьмы народов». На концерте израильской певицы Геулы Гил в Риге в 1966 г. произошло первое массовое выступление советских евреев за репатриацию в Израиль: «Мы хотим домой, в Израиль!» кричали зрители. В Риге начинают издавать «еврейский самиздат» и распространять его в Ленинграде и других городах.

В 1967 г. – после победоносной Шестидневной войны Израиля с арабами – резко выросло самосознание советских евреев. Как грибы после дождя, во всех крупных городах европейской части СССР стали возникать кружки и семинары по изучению еврейской истории, иврита и традиций. В 1970 г. в Ленинграде более 100 человек в 12 ульпанах изучали иврит и еврейскую историю. В 1968 г. стало известно о киевском инженере Борисе Кочубиевском, за желание эмигрировать в Израиль обвиненном в измене и заключенном в ГУЛАГ. А в 1969 г. попало в ООН и было опубликовано в прессе знаменитое письмо 18 грузинских евреев о том, что их никто не заставит отказаться от веры предков и забыть, что они – евреи. (В 2014 г. я встретила в Израиле дочь одного из этих людей, не побоявшихся указать свои адреса, передавая письмо на Запад, что в Советском Союзе квалифицировалось, как измена). Все это подтверждало уверенность Бирнбаума в необходимости еще более интенсивно бороться за свободу эмиграции советских евреев.

Во время пасхального марша «Исход» в 1970 г. (“Exodus March for Soviet Jewry”) “Student Struggle for Soviet Jewry” обратилась ко всему миру с призывом спасать советских евреев. Возникли небольшие группы в Англии, Франции, Канаде и Австралии. С 1964 г. по 1971 г. SSSJ, не имевшая ни офиса и ни одного человека на зарплате, была единственной правозащитной организацией в Америке в защиту советских евреев.

В апреле 1970 г. в Вашингтоне собрались руководители Советов по борьбе за освобождение советских евреев из шести штатов и создали “Union of Councils for Soviet Jewry” (Союз советов за советское еврейство). Это событие было организовано с помощью Яакова Бирнбаума, который порекомендовал избрать первым президентом Союза ученого НАСА Луиса Розенблюма из Кливленда. Эта организация, сумевшая добиться финансирования, несмотря на сопротивление Еврейской Федерации Америки, известна многим отказникам. Через 2 года “Union of Councils for Soviet Jewry” уже объединял 38 советов из 18 штатов.

Так независимо друг от друга, одновременно и стремительно развивались и набирали силу разделенные «железным занавесом» подпольное еврейское движение в Советском Союзе и американское движение борьбы за свободу советских евреев – против воли еврейского истеблишмента Америки и правительств СССР, США и Израиля.

15 июня 1970 г. в аэропорту «Смольный» под Ленинградом были арестованы 12 героических участников «Самолетного дела». Отчаявшись легально получить выездные визы, они решили бежать из Советского Союза на 12-местном самолете в Швецию, а затем в Израиль, чтобы заявить на весь мир о том, что советское правительство предпочитает «сгноить» своих евреев, но не допустить их эмиграции. Их арест взорвал молчание и объединил эти движения по обе стороны «железного занавеса». (Первоначально было арестовано 16 человек, но двух женщин и 2 девочек-подростков – членов семей Арье Хноха и Марка Дымшица - отпустили).

Аресты охватили европейскую часть Советского Союза. Было арестовано 46 человек. Советские власти решили воспользоваться этим «террористическим актом», чтобы раздавить еврейское движение в СССР. «Первый ленинградский процесс» и объявленный 15 декабря 1970 г. жестокий приговор участникам, включая смертный приговор двоим из них – за несовершенное преступление (!), произвел на Западе впечатление разорвавшейся бомбы.

Бирнбаум в ужасе бросился в Израиль, но представитель «Натива» не захотел с ним разговаривать – Яаков не знал, что эта организация, курировавшая отказников, ответила на запрос ленинградской группы категорическим запретом устраивать угон самолета. В одной из зарубежных газет была карикатура – Брежнев и Франко в хороводе вокруг елки, на которой вместо украшений - повешенные. Авраам Шифрин, отсидевший в ГУЛАГе 10 лет и за полгода до этого прибывший в Израиль, организовал массовую голодовку у Стены Плача, вызвавшую взрыв информации в до этого молчавшей израильской прессе. Это подействовало на Голду Меир: она отправила своего посланника к испанскому диктатору Франко с просьбой помиловать трех баскских террористов, которые были незадолго до этого приговорены к повешению. Израильский посланник Ицхак Рагер попросил от имени Голды Меир: «.. Помогите: помилуйте людей, чьи руки обагрены кровью, ради спасения тех, чьи руки чисты». И генералиссимус Франко согласился. Многолюдные демонстрации прошли в многих столицах Европы. В Нью-Йорке Глен Рихтер, национальный директор SSSJ, за одну ночь сумел организовать 10-тысячную демонстрацию протеста, которая прошла маршем от здания советской миссии в ООН к зданию ООН. Рав Кахане устроил 100-часовое “бдение” (vigil) напротив здания ООН. Взрыв негодования в Европе и США, помилование террористов в Испании, личное обращение по телефону американского президента Никсона к Генсеку Брежневу заставили последнего 24 декабря дать указание срочно отменить смертные приговоры и смягчить наказание остальным участникам «Самолетного дела». Так или иначе, это «Дело» пробило брешь в «железном занавесе». По словам одного из многолетних "отказников" Юлия Кошаровского, «озадаченное мужественной решимостью евреев рисковать всем, чтобы вырваться из советских смирительных рубашек, советское правительство начало приоткрывать двери»: только в течение 1971 г. из СССР эмигрировали 13 022 человека (!)

«Ленинградский процесс» всколыхнул всю Америку и способствовал возникновению правозащитных групп по всей стране. К 1975 г. Советы по борьбе за освобождение советских евреев существовали уже во всех 50 штатах страны. Их представители контактировали со своими членами Конгресса. "Союз Советов" в Вашингтоне координировал совместные акции и распространял информацию.

Идея Бирнбаума о необходимости связать экономическое давление на Кремль с предоставлением советским евреям свободы эмиграции в Израиль понравилась Сенатору Генри Джексону, и он предложил Яакову и своему помощнику Ричарду Перлу сформулировать это предложение. В 1972 г. Сенатор Джексон внес Поправку к Закону о торговле, который обсуждался в тот период в Сенате. В Палате Представителей аналогичную поправку внес Конгрессмен Чарльз Вэник. В общей сложности Яаков Бирнбаум выступил на слушаниях в Конгрессе 18 раз (!) в поддержку Поправки Джексона-Вэника к Закону о торговле. В конце 1974 г. она была принята обеими Палатами и в январе 1975 г. подписана Президентом Фордом. Поправка требовала обусловить предоставление странам статуса наибольшего благоприятствования в торговле свободой эмиграции, предоставляемой гражданам этих стран. Благодаря Поправке Джексона-Вэника из СССР и затем из стран СНГ эмигрировало на Запад более 2х миллионов советских евреев, из них миллион с четвертью – в Израиль.

Когда в 1974 г.отмечалось 10-летие “Student Struggle for Soviet Jewry”, Яаков Бирнбаум получил награду «Пророк нашего времени». Рав Вольф Келман, председатель Ассамблеи Раввинов, писал о Бирнбауме: «Он сделал борьбу за угнетенного еврея частью направления всемирного еврейства – так, что уже невозможно представить, что евреи будут молчать, когда их братья-евреи страдают».

В 1980-90х г.г. Бирнбаум, несмотря на то, что здоровье его стало сдавать, боролся за выезд отдельных отказников и особенно за невинно осужденных евреев в связи с их желанием эмигрировать, используя для этого свои старые связи. В Израиле, например, живет Дмитрий Фаттахов, обязанный Яакову спасением жизни.

На праздновании 60-летия Яакова Бирнбаума в 1986 г. британский историк Д-р Мартин Гильберт сказал: «Как осторожный историк-педант, я с трудом осмеливаюсь назвать кого-либо 'отцом' чего-либо... Но я без колебаний считаю Яакова Бирнбаума Отцом Движения за свободу советских евреев (the Father of the Soviet Jewry Movement).”

В июне 2004 г. Конференция президентов главных американских еврейских организаций (Conference of Presidents of Major American Jewish organizations) под руководством Малколма Хоенлейна, бывшего студента Бирнбаума, отметила 40-ю годовщину начала «Движения за свободу советских евреев» и огромную роль Яакова Бирнбаума «в эмиграции советских евреев и мобилизации американских евреев». В ноябре 2004 г. Еврейский центр в Бруклине (Manhattan Beach Jewish Center) наградил Бирнбаума “грамотой Свободы” (“Freedom Award”). Американская ассоциация евреев из бывшего СССР поздравила Яакова с заслуженным признанием. К сожалению, он уже тогда был болен и не мог присутствовать. Вспоминая начало Движения, Лу Розенблюм, первый председатель Союза Советов за советское еврейство, писал Я. Бирнбауму в 2004 г.: «Мы оба были пионерами в создании массового движения в защиту советских евреев, боролись и в конце концов победили». Нью-Йоркский еврейский университет Yeshiva University чествовал Бирнбаума дважды – в 1988 и 2007 г.г. На торжестве 17 мая 2007 г. Президент университета Ричард Джоель сказал: «Яаков, Вы убедили американских евреев в том, что они должны взять на себя ответственность за судьбу всех евреев, где бы они ни жили, и политическое понимание того, что и как нужно делать. Вы – действительно “klal Yisrael Jew” – eврей, который служит еврейскому народу. Поэтому я горжусь предоставленной мне честью вручить Вам диплом о присвоении Вам почетной степени Доктора гуманитарных наук, как символ нашего глубокого уважения и почтения».

Месяц спустя 80-летнего Бирнбаума чествовал Конгресс США в связи с 60-летием его общественной деятельности и служения еврейскому народу. Палата Представителей приняла резолюцию, предложенную нью-йоркским конгрессменом Джеральдом Надлером. Теперь основные вехи становления Движения за свободу советских евреев запечатлены в материалах Конгресса (Congressional Records) и останутся в истории Америки навсегда. В резолюции Яаков Бирнбаум назван «одним из самых настойчивых борцов за принятие Поправки Джексона-Вэника, которая позволила советским и восточно-европейским евреям избежать притеснения, уничтожения их культуры и запрещения религии, что вело к их уничтожению как народа». Палата Представителей торжественно отметила «жизнь и 60 лет бескорыстного служения обществу Яакова Бирнбаума и особенно его преданность делу спасения советских евреев от религиозного, культурного и общинного геноцида». Конгрессмен Надлер закончил свое выступление словами: «Яаков Бирнбаум – настоящий герой, и я горжусь тем, что в Нью-Йорке живут такие люди»!

К сожалению, Бирнбаума не стало в апреле 2014 г. - за 3 недели до 50-летия со дня создания организации “Student Struggle for Soviet Jewry” и начала «Движения за свободу советских евреев», которое безусловно осталось самой яркой и славной страницей в 360-летней истории американских евреев. Но имя этого выдающегося человека-подвижника, который стал современным Моисеем, сумевшим поднять не только американский народ, но весь свободный мир на борьбу за нашу свободу, не должно быть забыто. Вечная ему память!
Количество обращений к статье - 1893
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (5)
Фрида Бирнбаум | 23.12.2016 22:09
Прямо дрожь по коже Меня зовут Фрида а моего бывшего мужа зовут Яаков Мы из алии 70-тых. У нас дома организовали еврейскии клуб -учили иврит читали письма наших уже уеховших друзей Собирали сведения об Израиле их разных источников А главное содейсвовали и боролись за выезд в нашу страну Почти никто из нас уже не работал так как выгоняли с работы после подачи на выезд и мы жили коммуной
Boris Arolovich | 13.12.2016 18:19

Инна,
Статья просто великолепна и высоко профессиональная.
Огромное спасибо.
Гостю 01:18 | 12.12.2016 17:23
В 1979 г.
Гость | 12.12.2016 01:18
В каком году уехали Вы, Инна
Гость | 11.12.2016 11:17
Отличная статья. Спасибо автору. Необходимо напоминать приехавшим в послеперестроечные годы о том, кто добивался и добился для них свободы.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2017, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com