Logo
1-10 сент. 2017


 
Free counters!
Сегодня в мире
09 Сен 17
09 Сен 17
09 Сен 17
09 Сен 17
09 Сен 17
09 Сен 17
09 Сен 17









RedTram – новостная поисковая система

Наша история
Интервью, которому четверть века

О ней отзываются по-разному.
Иные - с неприкрытой ненавистью.
- Она - фанатичка! - убеждал меня знакомый журналист из одной популярной (благодаря низкой цене каждого номера!) среди новых репатриантов "независимой" русскоязычной газеты. - Красный цвет действует на нее, как пурпурный плащ тореадора на быка в испанской корриде... Вот уже тридцать с лишним лет, как попугай, твердит и твердит заученное с давних пор: все, мол, плохо в нашем Израиле - и правительство, и партии, и общественная мысль, и экономика. Только она сама и ее единомышленники, считает Елин, правы во всем! Все рвется "в бой" кого-то защищать: то евреев в СССР, то поселенцев в Иудее и Самарии - на территориях, на которые претендуют арабы, а теперь вот - сионистские идеи, позабытые якобы в Еврейском государстве... Пользы от этой ее демагогии - ноль! Только сумятицу в умы людей вносит. И - раскол в общество!..

Другие - восторженно:
- Удивительная женщина! Прожитые годы - ей словно не помеха: энергии и целеустремленности на десятерых с избытком хватит... Не много осталось сейчас в Израиле людей, которые бы вот так, как она, - самоотверженно и без остатка! - отдавали всю свою жизнь борьбе за идею. Причем - не преследуя для себя лично никакой корысти! Ей никогда не нужны были ни депутатский мандат в Кнессет, ни дешевая популярность "в народе", ни даже плата за нелегкую свою работу. Голда всегда была - и остается сейчас! - душой МАОЗа. И подавляющее большинство из того, что сделано движением за долгие годы, подпитывалось ее неугомонным сердцем...

Третьи - скептически-сочувственно:
- Суровый она человек! Но - справедливый. Малейшую фальшь и ложь в поведении людей чувствует "за версту". Таких навсегда лишает своего уважения и доверия... Преданность идее, говоришь? Только кому теперь ЕЕ идеи нужны? Раньше МАОЗ ратовал за свободный выезд евреев из России. Теперь же репатриация идет полным ходом. Так за что бороться?.. Вот и напоминает Елин динозавра, случайно уцелевшего с той давней, "доисторической", эпохи: ее не понимают окружающие, а сама она не может сориентироваться в обстановке и найти новую "точку" приложения своим силам. Хватается то за одно дело, то за другое, третье - пишет петиции, обращения, листовки, организует какие-то собрания с неизменными резолюциями протеста в заключение... Но, увы, мало кто замечает, всерьез оценивает - и энергично поддерживает сейчас! - ее усилия. Она, думается, - последняя из "могикан", создававших когда-то МАОЗ и добивавшихся прежде определенного влияния на общественное мнение...

Одно - заметили это? - объединяет столь противоречивые оценки: любой человек, кто хотя бы немного знает Голду Елин, - разделяет или нет он ее взгляды! - не может не отдать должное ее преданности ИДЕЕ и ДЕЛУ, которым занимается она долгие годы.


...Встретиться с Голдой Елин было нелегко. Практически каждый день у нее "расписан" по часам. С утра она обычно "пропадает" в Тель- Авиве: систематизирует документы из архива МАОЗа - все это необходимо, чтобы написать подробную историю движения национального сионизма; готовит письма и обращения к депутатам Кнессета, лидерам различных партий, общественным деятелям по тем или другим вопросам; заглядывает в редакции газет и журналов - своими заметками и платными объявлениями пропагандирует деятельность движения; в клубе МАОЗа, занимающем небольшое, но уютное подвальное помещение в доме № 4а на улице Мельчет, часто проводит встречи активистов, беседы, семинары... По вечерам же - дома, в Петах-Тикве, - садится за компьютер или пишущую машинку: подготавливает к изданию брошюры и книги, в которых подробно рассказывается об идеях сионизма, о тяжелом положении евреев в России.

Но свободное "окно" в столь напряженном и насыщенном распорядке дня все же нашлось. И вот мы сидим с Голдой у нее дома и ведем разговор о ее жизни: о борьбе и преданности идее...

- ВСЕМ ИЗВЕСТНО, ГОЛДА, ЧТО ВЫ - УБЕЖДЕННЫЙ ПРОТИВНИК СУЩЕСТВУЮЩЕГО В СССР СТРОЯ. ОТКУДА У ВАС ТАКОЕ НЕГАТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ?

- Да ведь я родом из России. Двадцать пять лет прожила при советской власти и вдосталь насмотрелась на то, как ТАМ относятся к евреям. И отец немало рассказывал о том всплеске антисемитизма, который не обошел стороной после революции, по существу, ни один город, ни один поселок. Папа мой сам относился к так называемой категории "лишенцев" - тех, кто был лишен права голоса. В Херсоне, где мы жили до 1941 года, в этот "черный список" занесли мелких торговцев, сапожников, парикмахеров, ремесленников... За редким исключением все они были евреи. Нет, думается, надобности подробно рассказывать об унижениях и издевательствах, которые достались на долю еврейской общины города в то время. Каждый выходец из Союза моих лет может привести сотни и сотни ярких примеров того...

Голда Елин в 60- годах XX века

После окончания школы с трудом устроилась на работу в архив, с еще большими сложностями удалось поступить учиться на заочное отделение института.

Когда началась война, добровольцем пошла работать в военный госпиталь. Только благодаря этому, уверена, осталась в живых: к августу немцы отрезали Херсон, вырваться из города тогда можно было только по Днепру. Вот по реке, на пароходе, и эвакуировали в последний момент госпиталь: раненых, медперсонал и членов семей.

Я с родителями, сестра мамы оказались через несколько месяцев в Киргизии, в городе Ош. Работала машинисткой в каких-то конторах - надо было любым путем зарабатывать продуктовые карточки. Чтобы подкормить родителей. Ведь служащим давали 300 граммов хлеба... Здесь мы и прожили до 45-го. И в эвакуации к евреям относились ужасно. Видя все это, я укрепилась в давней своей мысли: нельзя оставаться нам, евреям, в советской России - надо бежать из нее куда глаза глядят.

- КАК ЖЕ ВАМ ЭТО УДАЛОСЬ?

- В 1945 году в Ош из северных концлагерей перевели на поселение большую группу польских евреев, арестованных перед началом войны в западных областях Союза - им тогда "приклеили" модный ярлык "врагов народа". Положение этих вчерашних заключенных было ужасным. Их почти не кормили - многие умирали от голода. Потом им разрешили самим зарабатывать себе на жизнь.

В нашу контору приходил ремонтировать пишущие машинки один из этих несчастных - Израиль Елин. Однажды мы узнали, что советские власти разрешили наконец-то "полякам" возвратиться на родину. И тогда я, скромная девчонка, прежде боявшаяся слово сказать незнакомым людям, набралась мужества, подошла к Елину и спросила:
- Вы хотите спасти еврейскую семью?..

Через какое-то время мы "расписались" в загсе - заключили, как договорились заранее (иначе Израиль не смог бы "вытащить" меня и родителей из России), - фиктивный брак. Но когда приехали в Польшу, поставили хупу по всем правилам: поняли, что друг без друга жить уже не сможем...

Наш путь сюда, в Израиль, был неимоверно трудным. Из Польши, чтобы оказаться подальше от Советов, от которых всего можно было ожидать, перебрались в Германию. Там несколько лет жили в лагере для перемещенных лиц в американской оккупационной зоне. Потом были Марсель; ужасная, выматывавшая душу и отнимавшая последние силы качка на пароходе в Средиземном море. И наконец - Хайфа... На нашу долгожданную - родную и святую! - землю мы ступили в декабре 1948 г.

- ВАС, ГОЛДА, СЧИТАЮТ ОДНОЙ ИЗ ТЕХ, КТО СТОЯЛ У ИСТОКОВ СОЗДАНИЯ МАОЗа. ПРЕЖДЕ, В РОССИИ, ВЫ, КАК САМИ РАССКАЗЫВАЕТЕ, СОЗНАТЕЛЬНО ИЗБЕГАЛИ ВСЯКОЙ "ОБЩЕСТВЕННОЙ" РАБОТЫ - ДАЖЕ В КОМСОМОЛ, КУДА ВСЕХ "ТЯНУЛИ" БЕЗ РАЗБОРА ДЛЯ МАССОВОСТИ, НЕ ВСТУПИЛИ: ОТГОВОРИЛИСЬ ТЕМ, ЧТО, МОЛ, "ЕЩЕ НЕ СОЗРЕЛА ДЛЯ ТАКОГО ОТВЕТСТВЕННОГО ШАГА". КАК ЖЕ СЛУЧИЛОСЬ, ЧТО ЗДЕСЬ, ЕДВА ПРИЕХАВ В ИЗРАИЛЬ, ВЫ, КАК ГОВОРИТСЯ, С ГОЛОВОЙ ОКУНУЛИСЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕДВА СФОРМИРОВАВШЕГОСЯ ДВИЖЕНИЯ?

- Муж работал в своей мастерской - она, кстати, размещалась в том же помещении в Тель-Авиве, где и находится сейчас клуб МАОЗа. Я помогала ему. На мне, женщине, лежали и все заботы по дому. И родителям-старикам особое внимание требовалось - они жили здесь же, в Петах-Тикве. И сына надо было растить - Дов, наш мальчишка, родился спустя год после нашего приезда в Израиль... А в редкие свободные минуты жадно и много читала, встречалась и беседовала с людьми - старалась как можно больше узнать об истории нашей страны, о еврейских традициях. И внимательно присматривалась к окружавшей нас жизни...

Я прекрасно помнила, как чудом выбралась из СССР, помнила: в этом государстве "братства и дружбы всех народов" тяжело живется евреям. А здесь, в Израиле, как заметила вскоре, никого - ни правительство, ни общество, ни лидеров многих партий, ни деятелей, принародно объявлявших себя "преданными сионистами" - не волновала эта "не актуальная в нынешний момент", как сами они говорили, тема: положение наших братьев и сестер в Советском Союзе. Порой появлялась бившая прямо в сердце тревожная мысль: неужели я одна обеспокоена судьбой миллионов евреев - униженных, изгоняемых из общественной жизни, брошенных в концлагеря и тюрьмы в стране, где нам довелось родиться и вырасти? Не верила этому! А потому искала единомышленников.

Однажды - это было уже в 1958 году - наткнулась в какой- то газете на объявление о собрании, на котором, как сообщалось, будут обсуждаться проблемы, связанные с положением евреев в Советском Союзе. Конечно же, поспешила туда...

В зале собрались человек двести. Выступавшие говорили именно о том, что так наболело на душе и у меня. О том, как преследуют евреев в России, уничтожают там нашу культуру, объявляют желающих репатриироваться в Израиль "предателями социалистической родины" - со всеми вытекающими из такой формулировки последствиями. О том, что правительство Еврейского государства, пытаясь любыми путями сохранить якобы "нормальные и дружественные" отношения с СССР, не добивается свободной репатриации евреев из России - ограничивается лишь робкими (дабы не вызвать гнев Кремля!) выражениями сочувствия угнетенным и обездоленным, надежды: мол, положение евреев там исправится... само собой. О том, что отказ от активной борьбы за беспрепятственное возвращение людей на свою исконную Родину, отказ от дипломатического давления на советские власти по этому поводу означает по сути... отказ от идеи сионизма...

Почти все присутствовавшие горячо аплодировали после каждого такого выступления. Только небольшая группка людей - потом узнала, что это были израильские социалисты - выкриками и свистом пыталась помешать проведению собрания. Возмутилась невероятно, когда услышала, ЧТО именно "провозглашал" один из этой группки: "Советское правительство - лучший друг и защитник евреев! Да здравствуют нерушимая дружба и сотрудничество между СССР и Израилем! Не позволим вбить клин ненависти и противостояния между нашими странами!.." Ну, точь-в-точь - словно цитаты, из "октябрьских" или "первомайских" призывов, с которыми буквально до недавних, уже нынешних времен обращались "к народу" лидеры советских коммунистов!

Не удержалась тогда - наверное, впервые в жизни произнесла перед людьми короткую "речь": дала гневную отповедь этим "крикунам" - просоветским демагогам...

Потом, когда собрание закончилось, подошел ко мне мужчина. Спросил: кто я, давно ли в стране, откуда приехала? И пригласил участвовать в работе новой общественной организации, подчеркнув: нам, мол, убежденные и энергичные люди очень нужны. Это был Шабтай Бейт-Цви, учитель математики одной из профессиональных школ. Он, как я узнала впоследствии, был человеком необыкновенной судьбы. Родом из России, Бейт-Цви в 20-х годах за преданность сионизму несколько лет провел в тюрьме. Потом сумел, преодолев немало преград, уехать в Палестину. Его сын участвовал в Войне за Независимость и погиб в боях с арабами... Шабтай Бейт-Цви стал основателем и первым председателем нашего МАОЗа...

МАОЗ - КРЕПОСТЬ ИЛИ...?
(отступление журналиста)

В одной из ханукальных песен есть такая строка: "...маоз цур ешуати", что означает по-русски "эта крепость - мое спасение". Так перевела ее Голда Елин и добавила:
- Слово "маоз" было выбрано организаторами движения для названия... Ведь собрались мы на Хануку.
Иврит-русский словарь дает многозначный перевод этого слова, трактуя его и как "твердыня", "опорный пункт".
- А еще его можно перевести и так: "оплот",- подчеркивает моя собеседница...
Мне, признаюсь честно, такой перевод больше по душе - потому что символичен. Оплот! Движение МАОЗ и на самом деле стало "оплотом надежды" и для тех, кого по-настоящему тревожила судьба евреев там, в России, и для тех, кто, год за годом пополняя плотные ряды "отказников", стремился вырваться оттуда. Сначала "маозовцы" назвали себя "Обществом помощи еврейству в СССР", потом - более точно и емко сформулировав свои задачи - "Обществом борьбы за освобождение евреев из СССР". А цель всегда оставалась неизменной: добиться, опираясь на широкую поддержку граждан Израиля, правительств и общественных движений во всех странах мира, свободной репатриации наших братьев и сестер из Советского Союза.
- Нашим лозунгом, а точнее - программой действий, - рассказывает Елин, - стал призыв: "Шлах эт ами!" - "Отпусти народ мой!", который звучит в Торе. Эмблемой МАОЗа в 1969 году стал плакат, нарисованный новым репатриантом художником Иосифом Кузьковским, которого, увы, унесла вскоре тяжелая болезнь. На плакате было изображено изможденное и гневное лицо узника за колючей проволокой... в виде серпа и молота — традиционной символики СССР.
Интересна судьба этого рисунка. Когда через некоторое время после смерти художника готовились к открытию выставки его произведений, высокопоставленный чиновник из Министерства иностранных дел Израиля, увидев в экспозиции плакат со словами "Шлах эт ами!", приказал немедленно убрать его.
- Даже тогда, когда СССР давно уже разорвал дипломатические отношения с Израилем, - говорит Елин, - когда советское правительство всюду, где только могло, обвиняло нас, защищая своих дружков-арабов и оправдывая их преступные действия, в агрессии, власть имущие в нашей стране боялись разгневать могущественную антисемитскую державу...
Плакат убрали. Но общественность все равно узнала о нем: журналист из "Маарива" тайком сфотографировал этот огромной обличительной силы рисунок и опубликовал фотографию в газете...

- ИТАК, ВЫ, ГОЛДА, СТАЛИ ОДНИМ ИЗ АКТИВИСТОВ МАОЗа. ЭТО ДВИЖЕНИЕ БЫЛО ПОПУЛЯРНЫМ И МАССОВЫМ В ТЕ ГОДЫ?

- Не скажу, что оно было очень уж массовым. Ведь в правлении МАОЗа не было штатных, оплачиваемых должностей, мы никому не могли предоставить возможности для служебной карьеры. Ни от кого - ни от партии, ни от Еврейского агентства, располагавших огромными средствами на пропаганду, - мы не получали материальной поддержки. Все свои дела и начинания - вплоть до печатания протоколов заседаний и выпуска специального бюллетеня – субсидировали, как говорится, "из собственного кармана" и благодаря небольшим пожертвованиям сторонников, разделявших наши взгляды.

В лучшие времена МАОЗ насчитывал порядка ста пятидесяти-двухсот активистов по всей стране: в Хайфе, Иерусалиме, некоторых других крупных городах. В правлении в те годы активно работали выходец из Германии Шалом Ванштейн - директор профессиональной школы в Герцлии; шофер кооператива "Дан" Ицхак Любич - он был родом из России; художник Михаил Финкель; репатриант из Англии Авраам Аба Коэн - служащий одной из крупных фирм; пенсионер, выходец из Австро-Венгрии Моше Ландау... Потом МАОЗ стал поддерживать писатель и публицист, философ и видный общественный деятель Юлий Иегуда Марголин, с чьим мнением считались многие на Западе... Перечисляю эти фамилии с одной лишь целью: показать, что в нашем движении участвовали представители всех слоев израильского общества.

Нас, активистов МАОЗа, было не так много по численности. А по влиянию на умы людей... Впрочем, взгляните на эту вырезку из газеты...

ЦИТАТА ИЗ ГАЗЕТЫ
("Сила МАОЗа", газета "Едиот ахронот", 8 января 1965 г.):

"Имя у них большое - МАОЗ - "крепость": общество борьбы за освобождение евреев из СССР. И когда ты представляешь себе их, перед глазами встает что-то необыкновенно большое: Движение, во главе - Управление и Совет, и Исполнительный комитет, и Председатель, и заместители Председателя, и секретари, и кассиры, а так, аппарат, шум и движение...

Что же в действительности представляет собой МАОЗ? Не поверите: в действительности это не более чем дюжина евреев. Без аппарата, без денег, без здания, без съездов...

Но посмотрите: эта дюжина евреев побила все рекорды в Израиле - они пошатнули все основные установки нашей политики. ...Дюжина смелых евреев и десятки тысяч свободных евреев, поддерживающих их, - в таком обществе, как наше, это вещь, которую трудно переоценить".

- КАКИМИ ЖЕ ДЕЛАМИ МАОЗ СУМЕЛ ЗАСЛУЖИТЬ СТОЛЬ ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ?

- Даже скупое перечисление всего того, что сумел сделать МАОЗ за долгие годы, заняло бы слишком много места. Поэтому упомяну лишь о самых важных акциях, в которых я непосредственно участвовала. Начиная с 1964 года, в течение нескольких лет, мы проводили кампанию "Кес-Ал-Доми" - обращались к еврейской общественности с просьбой в праздник Песах в знак солидарности с евреями России оставлять возле пасхального стола в вечер седера свободный стул. Мы ежегодно рассылали плакаты в еврейские общины мира - в 5 тысяч адресов. Эту нашу кампанию поддерживали в Америке, Англии, Австралии, в некоторых других странах. Но, увы, не в Израиле. Левая пресса откликалась на наши призывы статьями под такими заголовками: "Не допустить антисоветское подстрекательство МАОЗа", "Пропаганда МАОЗа - историческая фальсификация", "Маоз сина (Крепость ненависти)"...

В 1964 г. мы организовали по всей стране сбор подписей под петицей в Кнессет, в которой требовали от парламента обратить внимание на тяжелое положение евреев в СССР и предпринять активные шаги, чтобы добиться от правительства России решения о свободной репатриации в Израиль. Сто тысяч граждан нашей страны поставили свои подписи под петицией, проявив этим солидарность с евреями в СССР. Но Кнессет проигнорировал мнение такого огромного числа граждан нашей страны...

В августе 1966 г. в Израиле должны были проходить гастроли Московского цирка. Первое представление состоялось в Рамат-Гане в дни... 14-й годовщины зверской расправы сталинского режима над еврейскими писателями и артистами. Никто в Израиле и не подумал о том, чтобы провести вечер памяти невинно погибших в СССР представителей интеллигенции нашего народа. Всех больше интересовали в эти скорбные дни трюки заезжих циркачей.

МАОЗ призвал людей выйти на демонстрацию протеста против этих гастролей. Перед зданием, где должно было состояться представление, мы стали распространять листовки. Только успели раздать лишь несколько сотен из них, как примчалась полиция. Меня, Бейт-Цви и еще троих молодых людей, активистов нашего движения, затолкали в машину и увезли в участок. Там нас, словно злостных преступников, в течение нескольких часов допрашивали, измеряли лоб, проверяли зубы - составляли "криминалистическую опись" примет. Потом обвинили... в оскорблении дружественной страны. Лишь глубокой ночью выпустили под залог.

Это наше выступление вызвало огромный резонанс в Израиле. Посольство СССР потребовало от нашего правительства... запретить в Израиле всякую общественную деятельность в защиту советского еврейства. Были отменены намеченные ранее выступления филармонического оркестра из Ленинграда...

Большой отклик и в Израиле, и в США получила организованная МАОЗом демонстрация-голодовка протеста возле Стены плача в Иерусалиме во время визита 22-28 мая 1972 года президента Никсона в Москву. В ней участвовали около трехсот человек – новые репатрианты, представители многих общественных организаций...

Наша деятельность в защиту советских евреев по большей части встречала, мягко говоря, неодобрение у многих людей, продолжавших считать СССР "другом Израиля и евреев".

ЦИТАТЫ ИЗ ПИСЕМ,
полученных МАОЗом и лично Г. Елин:

"Внимание, кулаки! Предупреждаем в последний раз, что ваша организация будет уничтожена. Русские евреи плюют на вас... Мы готовы отсидеть в тюрьме, но всех вас вместе с вашим кулацким Маозом, ведущим лживую антисоветскую пропаганду о том, что якобы евреи страдают в России, изничтожим... Черный год на всех вас!” (август 1966 г., на конверте почтовый штемпель Хайфы).

”Мы, группа евреев, желаем вам, чтобы тут, в Израиле, развевались красные флаги, а вы, бывшие кулаки и подлые подстрекатели, висели на балконах... Ваши антисоветские подстрекательства и интриги создают еще больше страданий нашим братьям в СССР. Но все - до поры до времени! Мы вытащим вас из постелей и вышлем к белым медведям - в тайгу. Ваше место не в Тель-Авиве, а в лагерях на Камчатке и в Сибири... Будь проклят ваш паршивый Маоз, оскорбляющий великую державу!..” (июнь 1972 г., почтовый штемпель города Рамла). ...

- Угроз, подобных этим, мы получали немало. Выслушивать нередко приходилось не только разнузданную брань, сдобренную непечатными (в основном "русского" происхождения!) выражениями, но и ругательства, облеченные в "изысканные" формулировки, подсказанные авторам их положением в обществе. Депутат Кнессета Эрем, например, в апреле 1967 г. писал нам: "Я считаю своим долгом откровенно сказать вам: мне не нравится ваша деятельность вообще... От нее следует отказаться... Конечно, репатриация евреев из СССР сейчас - как маленький ручеек. Но можно ли своими эмоциональными действиями угрожать и тому маленькому, что уже достигнуто?..

Мы не внимали этим угрозам и предостережениям. Продолжали всеми силами бороться за сионистскую идею объединения всех евреев в своем государстве. А сегодня, когда настежь распахнулись прежде крепко запертые перед евреями на замок двери России, гордимся: ведь в том, что ныне с каждым днем увеличивается поток репатриантов из СССР сюда, в Израиль, есть и серьезный вклад МАОЗа...

- ВИДИМО, ИЗМЕНЕНИЕ ОБСТАНОВКИ И ЗАСТАВИЛО ВНЕСТИ НЕКОТОРЫЕ КОРРЕКТИВЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАОЗа? ТЕПЕРЬ ВЫ ВЫСТУПАЕТЕ КАК ДВИЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СИОНИЗМА...

- Несколько изменились цели. Мы боремся за утверждение неотъемлемого права еврейского народа на его историческую родину - Эрец-Исраэль, за успешную абсорбцию новых репатриантов, за создание в нашем государстве общества, построенного на вечных моральных ценностях и традициях еврейского народа, - против фальсификации таких понятий, как сионизм, демократия, расизм, мир, равенство, социальная справедливость...

Активистов нашего движения очень тревожит то, что в последние годы все большую силу набирают те, кто ведет здесь, в Израиле, десионизацию сионистского государства. Арабов, развязавших против всех нас настоящую войну на уничтожение под названием "интифада", фактически оправдывают израильские коммунисты и левые. Идею создания некоего "палестинского" государства оправдывают иные журналисты и общественные деятели. Мощная пропагандистская кампания ведется в поддержку лозунга "Мир за территории". Солдат Армии обороны Израиля, вынужденных применять оружие, чтобы спасти от ножей убийц еврейские жизни, привлекают к суду. Евреи-защитники "угнетенных" арабов препятствуют развитию наших поселений за так называемой "зеленой чертой"... Впрочем, "горячие точки" можно перечислять и перечислять!

Еще в 1982 году от имени нашего движения я внесла в Кнессет законопроект о защите сионизма. Министр юстиции отверг его под предлогом, что сионизм, как идея ... не нуждается в защите. Вторично этот законопроект я предложила на обсуждение парламента страны шесть лет спустя. Результат тот же - молчание! Мы направили главе правительства, министрам, депутатам Кнессета, в партии и общественные организации несколько воззваний "Еврей беззащитен в государстве Израиль!". Недавно нашим движением создан общественный комитет защиты жертв судебных процессов, ведущихся в нашей стране против евреев, обвиняемых в "неподобающем" поведении в отношении... арабских убийц беззащитных женщин, стариков, детей.

Продолжаем мы и борьбу против антисемитизма в СССР, который пронизал там все поры общества. Сейчас дело идет к восстановлению дипломатических отношений между нашими странами, разорванных, кстати, самим СССР. И кое-кто склонен считать тему "советского антисемитизма" не актуальной. Но вот факт: во время футбольного матча донецкого "Шахтера" с израильскими спортсменами в Нетании один из гостей допустил грубую антисемитскую выходку. Руководители команды, извиняясь, пытались оправдать этот безобразный поступок, говорили: мол, в пылу спортивной борьбы человек забылся... Но, как говорится, что у трезвого на уме, то у пьяного - на языке!

- ГОЛДА, ДВИЖЕНИЕ, КОТОРОЕ ВЫ СЕЙЧАС ВОЗГЛАВЛЯЕТЕ, - БЕСПАРТИЙНОЕ. А КАКОЙ ПАРТИИ ВЫ ЛИЧНО СОЧУВСТВУЕТЕ?

- Партии, которую создал и возглавлял убитый арабским фанатиком Меир Кахане. Мне близки были его стремление защитить наше сионистское государство от посягательств арабов, идея трансфера палестинцев с нашей территории. И, конечно же, его непримиримая борьба с антисемитизмом в любых его проявлениях. Он был первым, кто активно поддержал нашу борьбу за свободную репатриацию евреев из СССР...

- ВАШИ ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ?

- Из той когорты людей, которые создавали МАОЗ, практически никто уже активно не участвует в нашей борьбе. Иные - умерли, другие - отошли от дел из-за преклонного возраста. Да и я сама - уже не та девчонка, которая тридцать три года назад включилась в борьбу. Не те уже у меня силы! Может, потому и с меньшим, чем прежде, эффектом действует сейчас МАОЗ?

Нужен приток новых людей, молодежи. Но сейчас в Израиле наблюдается явление, которое я бы назвала так – дефицит преданности идее. Люди устали от противостояния партий и общественных течений, от споров между ними, при которых теряется главная мысль: для чего же мы все приехали сюда, на эту Святую Землю? Дефицит сионистской мечты - вот что больше всего тревожит меня, когда задумываюсь о будущей судьбе нашего движения. Меркантилизм людей, в большинстве своем не желающих "за так" - без оплаты! - выполнять общественную работу, - серьезная ему угроза.

Нужны мне хорошие энергичные помощники - и нечем оплатить их труд. Необходима активная пропагандистская и агитационная работа - особенно среди новых репатриантов и молодежи, требуется солидными тиражами издавать - и обязательно на русском языке! - произведения Жаботинского и других видных сионистов. Нужна движению и своя газета на иврите, русском и английском языках... Без всего этого нам не выиграть схватку за умы и сердца людей. Но где взять на все это средства? Вот бы найти где-то богатого спонсора всем нашим "маозовским" делам - какого-нибудь щедрого Максвелла!

И ВСЕ-ТАКИ ОН НЕПРАВ, СКЕПТИК...
(размышления после встречи)

Помните, как назвал Голду Елин один мой знакомый? Последняя из "могикан"... А быть может, он ошибается? Во всяком случае, мне бы так хотелось! Да, МАОЗ переживает сейчас не лучшие времена. Но это движение, думается, не уйдет без следа из нашей общественной жизни. Пока существует на свете хотя бы одна страна, где угнетают евреев, пока поглядывают с вожделением на наши земли соседи-арабы, пока и в нашем обществе не изжиты несправедливость, равнодушие и распри - есть необходимость в таком вот движении национального сионизма. Есть острая нужда в "могиканах" - людях, которые, подобно Елин, будут всегда преданными ИДЕЕ...

И мне верится: найдет Голда и деньги на свою деятельность, и бескорыстных людей, для которых главным все же будет судьба нашей страны... Осуществятся ее планы. И впредь будет звучать, будоража людей, заставляя их критически и строго присматриваться к окружающей жизни, голос МАОЗа. А он будет оставаться и крепостью, и твердыней, и оплотом надежды...

Беседу провел МАРК ЭВЕНТОВ, Петах-Тиква, спецкор "Алефа”
«АЛЕФ», № 379, 26 мая 1991 г. Сиван 5751, стр. 34-39
Прислал Е. Майданик, Иерусалим
Количество обращений к статье - 752
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (3)
Irene | 27.12.2016 07:20
Израильское общество постепенно правеет, избавляется от советско-социалистических мифов. И, хотя, до сих пор в Израиле достаточно людей больных левизной, все же процесс очищения массового сознания от левотной лжи и укрепление сионистских воззрений крепнет год от года. Конечно, иная сегодня политическая ситуация в мире, и внутри Израиля. Приказали долго жить Советы. Но все же, в пробуждении израильского общества, и в положительных переменах с выездом советских евреев МАОЗ и самоотверженная Голда Елин несомненно сыграли свою роль. ХОтя еще до сих пор нет настоящей официальной исторической оценки их деятельности. Хочется верить, что это произойдет в скором будущем.
Владимир Ханелис | 25.12.2016 11:09
Голда Елина часто приходила в "Алеф". Она была прекрасным человеком, из редкой, вымираюшей породы порядочных людей. А Марк Эвентов - настоящий, профессиональный журналист, с которым я имел удовольствие работать в журналах "Алеф" и "Круг" - самый маленький, если меня не подводит память, из спасшихся из Минского гетто детей. Спасибо Ефиму Майданику, что сохранил это интервью.
Гость Д. | 25.12.2016 10:53
Какой человек эта Голда! Великолепное интервью! И как видно из него, что тогда творилось в стране при засилье социалистов. Что ж удивляться, что все это пустило глубокие корни, которые все еще прорастают? Однако заканчивает Голда грустно и точно: у нас дефицит сионистской мечты. И не стоит за это ругать Нетаниягу - пусть каждый оборотится на себя.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2017, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com