Logo
11-19 марта 2017


 
Free counters!
Сегодня в мире
26 Мар 17
26 Мар 17
26 Мар 17
26 Мар 17
26 Мар 17
26 Мар 17
26 Мар 17











RedTram – новостная поисковая система

Наши традиции
Читая Книгу Книг
Нахум Пурер, Иерусалим

НЕДЕЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
КНИГА «БЕРЕШИТ», РАЗДЕЛ «ВАЕХИ»

Содержание раздела

Чувствуя приближение смерти после 17 лет пребывания в Египте, Яаков берет клятву с Йосефа, что тот похоронит его в семейной усыпальнице «Маарат ха-махпела» в Хевроне. Йосеф приводит к больному отцу сыновей Эфраима и Менаше, и Яаков объявляет их своими сыновьями. В результате Йосеф получает двойную долю наследства вместо Реувена. Несмотря на возражения Йосефа, Яаков благословляет первым Эфраима, младшего из двух братьев, потому что именно от него произойдет Иегошуа бин-Нун, преемник Моше-рабейну и покоритель Эрец-Исраэль. Затем Яаков собирает всех двенадцать сыновей, основателей колен Израиля, и дает им предсмертные благословения и напутствия. Яаков умирает в возрасте 147 лет. Грандиозный похоронный кортеж отправляется из Египта в Хеврон. После смерти отца братья опасаются, что Йосеф начнет мстить им за прошлое. Но он успокаивает их и обещает дальнейшую материальную поддержку им и их семьям. Перед смертью Йосеф сообщает братьям, что Б-г выведет их потомков из Египта, и просит, чтобы сыны Израиля забрали с собой его останки при Исходе. Йосеф умирает в возрасте 110 лет. Его набальзамированное тело кладут в саркофаг. Так завершается книга «Берешит», первая в Пятикнижии.

Лучшая защита от смерти

"И жил Яаков в стране Египетской семнадцать лет..." (47:28).

Почему Тора, столь лаконичная и скупая на детали, сообщает нам, сколько лет Яаков провел в Египте? Чтобы ответить на этот вопрос, приведем стих из "Мишлей", Притчей царя Шломо: "На пути благотворительности ("цдака") - жизнь, и нет смерти вдоль ее стези" (12:28).

Царь Шломо воспевает здесь благотворительность и обещает за нее долгую жизнь. "Цдака" несет спасение душе и телу; она способна изменить неблагоприятную судьбу, предсказанную звездами. Известно, что по звездам можно определить будущее человека, его участь. Эта астрологическая концепция называется в иудаизме словом "мазаль", выражающем одновременно созвездие, судьбу и счастье.

Предопределенность - вполне еврейское понятие. Фраза из сегодняшнего раздела "И подошли дни Исраэля к концу..." означает, что приблизился момент, когда нашему праотцу Яакову-Исраэлю было суждено умереть. Те же слова "и подошли дни" употребляются в Торе применительно к Моше-рабейну и царю Давиду.

Но хотя срок нашей жизни отмерен по "мазалю", Всевышний может изменить его, продлить или, наоборот, сократить жизнь по Своему усмотрению. Тезис царя Шломо "на пути благотворительности - жизнь" означает, что человек может получить добавку к своим годам в награду за щедрость, бескорыстие и доброту. Такой добавки удостоился, например, талмудический персонаж Биньямин а-Цадик. Он распоряжался фондом пожертвований и однажды, в разгар голода, предупредил бедную женщину, что в фонде не осталось денег. Женщина сказала, что ей и ее семерым сыновьям будет нечего есть, и тогда он взял на себя заботу об этой семье - кормил их за свой собственный счет. Когда пришел смертный час Биньямина, ангелы стали настойчиво ходатайствовать перед Б-гом о продлении жизни праведнику в заслугу той помощи, которую он оказывал бедной семье.

Б-г удовлетворил эту просьбу: Биньямин прожил еще двадцать два года.

Если "цдака" способна добавить жизнь человеку, то тем более она не сократит ее, как сказано во второй части приведенного изречения: "...и нет смерти вдоль ее стези", а также в другом стихе из "Мишлей": "у-цдака тациль ми-мавет - а цдака спасает от смерти"(10:2). Мудрый царь Шломо учит нас, что милосердие и щедрость надежно защищают человека от преждевременной смерти.

Но что же такое благотворительность или, выражаясь, современным языком, филантропия? Это материальная помощь тому, кто нуждается в ней. Еврейская традиция делит благотворительность на несколько уровней, которые нарастают по степени важности. Самый низкий уровень: дать пруту (мелкую монету, милостыню) нуждающемуся нееврею. Это даже не "цдака" в буквальном смысле, а средство поддержания социального мира, поскольку перед неевреями у нас нет никаких материальных обязательств.

Вторая ступень: помощь бедному еврею из другого города. Следующая по важности мицва - оказать помощь нуждающемуся еврею в своем городе. Затем идет заповедь, повелевающая поддержать бедного родственника, свою плоть и кровь. Еще важнее - обеспечивать своих собственных маленьких детей. И, наконец, высшая степень благотворительности - помогать своим родителям. На этом уровне заповедь "цдаки" сочетается с обязанностью почитать отца и мать, одной из Десяти заповедей ("Чти отца и мать, дабы продлились дни твои на земле").

Здесь требуется уточнение. Заповедь почитания родителей вознаграждается долгой жизнью независимо от того, богаты они или бедны. Но если они нуждаются в деньгах или в уходе, то заботливый сын или дочь зарабатывает себе дополнительные годы жизни сразу по двум "счетам": за мицву почитания и за мицву благотворительности высшего разряда.

На самом деле, помощь престарелым родителям - это форма возвращения долга за свои детские годы, когда роли были обратными: трудоспособные родители содержали маленького сына или дочь. Получается классический пример известного принципа Торы: "мера за меру". Только в данном случае он осуществляется не Б-гом, а самими людьми. (Распространенная в России поговорка "Дети - не сберкнижка" отвергается еврейской традицией.)

Теперь вернемся к первой фразе сегодняшнего раздела. Последние семнадцать лет, прожитые в Египте, Яаков находился на полном иждивении у своего сына Йосефа, могущественного египетского правителя. Йосеф кормил отца (и всю семью), фактически, за те семнадцать лет, которые он сам жил на всем готовом в доме Яакова (как сказано в разделе "Ваешев", "семнадцать лет Йосеф пас с братьями своими мелкий скот") до того, как братья продали его в рабство. Получается точная "мера за меру": семнадцать лет за семнадцать.

Спасибо, мне лучше

"И известили Яакова, и сказали: "Вон сын твой Йосеф идет к тебе". И собрался с силами Исраэль и сел на постели" (48:2).

В талмудическом трактате "Недарим" сказано, что если больного навещает его "бен-гиль" (человек, родившийся под тем же созвездием), тот избавляется от одной шестидесятой части своей болезни.

Вильненский Гаон поясняет. Хорошо известно, что из всех сыновей Яакова только Йосеф был его "бен-гиль". Не случайно, у них было много общего. Как объясняет РАШИ в разделе "Ваешев", они были внешне похожи, и судьбы их в чем-то перекликались: Яакова ненавидели, и Йосефа ненавидели; Яакова хотел убить его брат, и Йосеф тоже чуть не стал жертвой своих братьев.

Эта информация поможет нам разобраться в приведенном стихе. Но вначале вспомним, что каждой еврейской букве соответствует цифра ("алеф" - 1, "бет" - 2... "каф" - 20 и т.д.). Числовая сумма букв в слове называется гематрией, которая часто используется в толковании скрытых значений Торы.

"Вот сын твой...", - говорят Яакову. Слово "ине" (вот) имеет гематрию 60 (эй + йод + нун + эй), а гематрия "постели" ("а-мита"), на которую сел Яаков, услышав это сообщение, составляет 59. Яаков настолько ослаб от болезни, что не мог даже сидеть, но как только пришел Йосеф, "бен-гиль" Яакова, одна шестидесятая часть недуга ушла, оставив ему пятьдесят девять частей. В результате Яаков почувствовал себя немного лучше и даже смог сесть на постели. Вот почему посещение больных считается такой важной заповедью в иудаизме.
Количество обращений к статье - 269
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (0)

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2017, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com