Logo
10-25 июня 2017


 
Free counters!
Сегодня в мире
19 Июн 17
19 Июн 17
19 Июн 17
19 Июн 17
19 Июн 17
19 Июн 17
19 Июн 17










RedTram – новостная поисковая система

На еврейской улице
Две встречи с Евгением Кисиным
Серго Бенгельсдорф, Нагария

Когда в начале минувшего года в Израиль с очередным частным визитом приехал мой старый друг, известный еврейский писатель и журналист Борис Сандлер, то во время нашей встречи он сообщил, что будущей зимой в Израиле ожидаются большие торжества по поводу 80-десятилетия со дня создания Брониславом Губерманом знаменитого Израильского симфонического оркестра , и на концерты этого оркестра приглашён выдающийся пианист современности Евгений Кисин. О тёплых, близких отношениях между Кисиным и Сандлером я знал давно и по рассказам самого Бориса, и по многим интервью выдающегося пианиста, называющего Сандлера своим гуру в изучении языка идиш. Ведь на мамэ-лошн Евгений начал говорить, читать и писать в зрелые годы, а теперь и творит на нём стихи и прозу. На Кисине точно оправдывается поговорка, что если человек талантлив, то он талантлив во всем.


Вспоминаю, как лет 8 назад, когда я ещё жил в Кишинёве и вёл на Молдавском радио программу «Идиш лэбн», Борис прислал из Нью-Йорка компакт-диск с исполнением Кисиным на идиш целой Антологии советских еврейских поэтов, куда вошли и стихи расстрелянных властью Переца Маркиша , Давида Гофштейна, и последней плеяды , завершившей еврейскую поэзию в современной России-Арона Вергелиса, Хаима Бейдера, Бориса Могильнера…Я тогда впервые услышал, как Женя читает на идиш, и был поражён красотой его голоса, музыкальностью, певучестью исполнения, глубоким смыслом и нюансами, которые он вкладывал в каждое стихотворение. Я невольно вспоминал большого поэта Илью Сельвинского, написавшего когда-то, что «стихи - это точно ноты, где надо тонко чувствовать все паузы и длинноты». Мне кажется, именно ощущение музыки в поэзии больше всего подкупает в декламации Кисина. И, конечно, превосходный идиш , идущий от его учителя.

В общем, получивы компакт-диск, я почти ни в одной литературной передаче не упускал возможности дать в радиоэфире голос Кисина, сопровождающийся его потрясающим исполнением мировой фортепианной классики. Думаю, что это сочетание прекрасного декламатора и великого музыканта в одном человеке делает Евгения Кисина уникальной личностью в мировой культуре.

Возвращаюсь к прошлогодней встрече с Борисом Сандлером. Я попросил его тогда помочь мне попасть на концерт Кисина в Израильскую филармонию, потому что очень хотелось после многочисленных прослушиваний записей (у меня до сих пор хранится его первая пластинка, где юный Женя в пионерском галстуке блистательно исполняет Первый концерт Шопена) увидеть и послушать пианиста «живьём». Борис обещал помочь, но предупредил, что это будет не легко, потому что у Жени в Израиле большая семья, и приглашения на его концерт будут, естественно , в первую очередь, отданы родственникам.

И вот недавно произошло несколько сюрпризов. Первый - мне позвонили из Бейт-Лейвика, из Союза идишских писателей и журналистов, членом Правления которого я являюсь, и пригласили на встречу с Евгением Кисиным, находящимся на гастролях в Израиле. Понятно, что в тот день я не ехал на скором поезде из Нагарии в Тель-Авив, а летел на крыльях. Второй сюрприз - когда я вошёл в гостиную Бейт-Лейвика, где собралась публика, Женя уже был там и, увидев меня, поднялся навстречу (как он меня узнал, остаётся загадкой, так как прежде мы никогда не встречались). Наш разговор, как и весь вечер в Бейт-Лейвик, шёл на идиш, и сразу после знакомства он мне сообщил, что ему удалось выполнить просьбу Бориса Сандлера, и мне в кассе филармонии оставлен билет на его концерт. От такого неожиданного счастья я растерялся и не сразу вспомнил, что принёс ему подарок - сборник стихов моей мамы, еврейской поэтессы Любы Вассерман, недавно вышедший в издательстве «Лейвик-фарлаг» под названием «Байм ям ун байм тайх» под редакцией Вэлвла Чернина и со вступительным словом Леонида Школьника.

Евгекний Кисин и Серго Бенгельсдорф в тель-авивском «Бейт-Лейвике».
Фото: Белла Брикс-Кляйн


О необыкновенной любви Евгения к идишу и идишской культуре рассказал на встрече в своём вступительном слове руководитель Бейт-Лейвика Даниэль Галай, подчеркнув, что такой гость – большая честь для нашей организации и прекрасный пример для молодых евреев: возвращение уже в зрелом возрасте, будучи на гребне всемирного признания, к своим корням, к родному языку.

Естественно, первым прочитал свои стихи на этом своеобразном вечере еврейской поэзии Евгений. Уже из названия его стихотворения – «Бабэ-лошн» – становится понятно, откуда у автора любовь к идишу. Он, родившийся и выросший в Москве, в ассимилированной еврейской семье, ездил в детстве с родителями каждое лето на Украину к своим бабушке и дедушке, говорившим между собой на мамэ-лошн, и этот язык остался в его сознании, в его душе, и благодаря Борису Сандлеру он вернулся к идишу через многие годы.

Потом выступали со своими стихами известная поэтесса Ривка Басман, Данизль Галай, а стихи , увы,уже ушедшего от нас Александра Белоусова прочитала одна из руководительниц тель-авивского «Арбэтэр-ринг» Белла Брикс-Кляйн. Популярная народная певица Полина Белиловская спела на стихи Льва Беринского «Кишинёвский вальс». Весь вечер в гостиной царила тёплая, домашняя атмосфера с кофе, чаем, выпечкой, а главный герой активно комментировал исполняемые стихи, по ходу вспоминая наизусть что-то из творчества их авторов. Демонстрируя свою необыкновенную память, обширные познания в еврейской поэзии, Евгений в то же время вёл себя просто и естественно, как свой среди своих. Он долго расспрашивал меня о Биробиджане, о моих родителях и их коллегах-деятелях еврейской культуры, спросил, где я учил идиш. Я рассказал, что всё моё еврейское образование, как и моё детство, оборвались в двенадцать лет , в 49-м году, когда из Москвы приехали сталинские опричники, закрыли еврейские школы, еврейский театр, а в библиотеке имени Шолом-Алейхема сожгли все еврейские книги и арестовали всех писателей, в том числе и мою маму. «Не всех, - прервал меня Кисин, -Ицика Бронфмана не арестовали». Я был поражён его осведомлённостью. Действительно, поэта Бронфмана, бывшего танкиста, прошедшего всю войну, не тронули. Этот комментарий свидетельствует о том, что Кисин изучал историю еврейской литературной жизни в Биробиджане. И когда я подарил ему мамин поэтический сборник, о котором шла речь выше, с дарственной надписью »Выдающемуся пианисту и горячему еврею», он тут же попросил меня прочитать какое-нибудь стихотворение из этой книги. Я выбрал одно из самых моих любимых и самых трагических «Ин тфисе», где мама задаёт вопрос усатому тирану, как и миллионы безвинных жертв этого бесовского режима – «За что?».

И вот через день опять Тель-Авив, но не скромный особняк Бейт-Лейвик на улице Дов Оз, а огромный, похожий на Дворец спорта, концертный зал филармонии на улице, носящей имя основателя Израильского симфонического оркестра Бронислава Губермана. Ещё на подходе к филармонии возникли жаждущие «лишнего билетика», а я с гордо поднятой головой объявил охраннику при входе, что меня в кассе ожидает билет, и, получив заветный «картис» , занял своё место в зрительном зале, предвкушая встречу с великим пианистом.

Скажу сразу, ожидания не обманули меня. Он играл знаменитый Второй концерт С. Рахманинова в сопровождении замечательного Израильского симфонического оркестра, а за дирижёрским пультом стоял выдающийся дирижёр Зубин Мета. Это был настоящий праздник Большого искусства, где всё достойно сочеталось - и гениальная музыка, и солист-пианист, и дирижёр, и оркестр. Признаюсь, что когда Кисин во второй, лирической части Концерта играл своё дивное соло, настолько погружённый в музыку, как будто она рождалась только что у него из-под пальцев, то я , столько повидавший и слышавший на своём веку больших исполнителей, невольно пустил слезу, что давно не случалось со мной во время концертов. Ну, а какой приём устроил исполнителям этот огромный зал, заполненный до отказа, после последних аккордов Концерта! Публика кричала »браво!» , неистовствовала, люди повскакивали со своих мест и не давали Кисину уйти со сцены, пока он не исполнил пару «бисов» .

После концерта я зашёл к Жене в грим-уборную, растолкал массу поклонниц и поклонников, желавших получить автограф Кисина, а он , разглядев меня в толпе «страждущих», сразу обратился на идиш. Выразив свою благодарность за незабываемый концерт, я подарил Евгению свою автобиографическую книгу »Жизнь в еврейской культуре», и мы договорились поддерживать связь через Бориса Сандлера…

Когда я думаю о Евгении Кисине, почему-то всё время вспоминаю слова известного еврейского писателя Аврома Карпиновича, который однажды сказал в своей лекции на Международном еврейском семинаре: «Идиш больше никогда не будет языком еврейской улицы, но он станет языком еврейской аристократии». Вот таким еврейским аристократом с большой буквы я вижу Евгения Кисина.



Количество обращений к статье - 875
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (3)
И. Милютина | 12.03.2017 21:55
Дорогой Серёжа! Прочитала с большим удовольствием. Достойно включения в твою замечательную автобиографическую книгу, с которой мне довелось в своё время познакомиться достаточно подробно. Вдвойне интересно, что поводом для твоих заметок послужила не только сама встреча с прекрасным музыкантом, каким давно хорошо известен нам пианист Евгений Кисин, но и возможность непосредственного общения с ним на языке идиш, который оказался родным для вас обоих.
Гость | 08.02.2017 22:29
Сережа, ты в своем репертуаре - и как же приятно все это читается! Рада, что ты нашел свое место на земле обетованной, что дочка и жена рядом! Будьте благополучны и активны еще многие годы! Выходи в скайп, я давно уже запрашивала контакт с тобой. Г. Кочарова
Юрий | 08.02.2017 11:42
спасибо за этот замечательный рассказ о прекрасном пианисте, за творчеством которого слежу больше четверти века!

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2017, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com