Logo
8-16 мая 2017


 
Free counters!
Сегодня в мире
20 Май 17
20 Май 17
20 Май 17
20 Май 17
20 Май 17
20 Май 17
20 Май 17











RedTram – новостная поисковая система

Наша история
Enfant terrible
и Шестидневная война
Александр Гордон, Хайфа

В июне 2017 года исполняется полвека со дня начала Шестидневной войны
между тремя арабскими странами Египтом, Сирией и Иорданией с одной стороны
и Израилем – с другой. Предлагаю вниманию читателя мои вариации на эту тему


Война и мир

Полвека назад, 7 апреля 1967 года сирийская артиллерия обстреляла с Голанских высот израильскую ферму. Армия Обороны Израиля ответила на обстрел: в ходе воздушного боя израильские ВВС сбили шесть сирийских самолётов МИГ. Шесть самолётов через два месяца перейдут в шесть дней победной войны.

Мой путь в Израиль начался неприлично. В начале его был не мир, а война - Шестидневная война. Вдохновляющие на репатриацию думы, появившиеся на волне энтузиазма от колоссальной израильской победы над превосходящими силами арабских противников, были типичны для советских евреев моего разлива. Но когда по приезде в Израиль уроженцы страны спрашивали, почему я решил репатриироваться, и я отвечал, что всё началось с войны, что моё еврейское пробуждение произошло благодаря Шестидневной войне, от меня испуганно отшатывались: как война может служить источником вдохновения? Как истина может родиться в угаре национализма?

Репатриация вопреки

В детстве бабушка называла меня enfant terrible за «нездоровое» увлечение сионизмом и еврейской историей, за изучение иврита и антисоветские настроения. Она любила говорить по-французски, невзирая на принадлежность Франции миру капитализма. Французский язык был милее её сердцу, чем языки «еврейского буржуазного национализма» иврит и идиш, которые она учила в детстве. В конце концов она прекратила со мной всякие отношения за оскорбление дорогих для неё идеалов социализма. Все мои родные были против того, что я считал репатриацией. В статусе enfant terrible я провёл многие годы в СССР, а затем переехал в страну, которая носила то же наименование.

Инна и Александр с сыном Ариэлем в только что полученной от Техниона
служебной квартире. 1981 год


Enfant terrible – в переводе с французского означает «ужасный ребёнок». В более общем значении речь может идти о человеке, ведущем себя вопреки правилам, принятым в обществе. Когда я уезжал в Израиль в 1979 году, я находился в меньшинстве: большинство ехало в «благополучные» страны. В этом смысле я тоже был enfant terrible. Советские евреи моего разлива не хотели переселяться в Израиль. Он был слишком мал, представлялся излишне восточным, тесным, жарким, воинственным, религиозным, пересыщенным евреями. Киевским евреям нужны были крупные масштабы, большие возможности, западные мерки, прохладный климат, они опасались милитаризма и идеологии. Вопрос «Куда вы едете?» - почти всегда означал, в какой город США. Принимались кленовая Канада, сказочная Австралия, экзотическая Новая Зеландия и сулящая большую социальную помощь Германия. Большинство отрицало Израиль. Законным стал вопрос «Почему вы едете в Израиль? Ведь большинство едет мимо». У евреев, где-то в уголках сознания или, может быть, бессознательного есть тяга к «нормам», то есть отталкивание от своего народа, с которым связано так много из ряда вон выходящего и далеко не приятного. В разное время желание освободиться от национальной ноши принимало разные, иногда крайние формы.

Самоненависть

Еврейская самоненависть как явление стала заметна с расцветом эмансипации евреев. Статья К. Маркса «К еврейскому вопросу» - одно из ярких проявлений идентификации еврея с юдофобами. В 1840 году в Дамаске на группу местных евреев был возведён кровавый навет. Как обычно в таких случаях, дамасское дело сопровождалось антиеврейскими выступлениями во многих местах. В этот критический для евреев момент один из основоположников немецкой социал-демократии Фердинанд Лассаль обрушился на свой народ: «Подлый народ, ты заслуживаешь свою судьбу. Червь, попавший под ноги, старается вывернуться, а ты лишь ещё больше пресмыкаешься. Ты не умеешь умирать, разрушать, ты не знаешь, что значит справедливая месть, ты не можешь погибнуть вместе с врагом, поразить его умирая. Ты рождён для рабства». Прошло время и явление ненависти евреев к своему народу пришло в литературу. С перерывом в один год вышли в свет две книги: «Давид Гольдер» Ирен Немировски во Франции (1929) и «Еврейская самоненависть» Теодора Лессинга в Германии (1930). Книги выражали и описывали крайние формы нелюбви евреев к евреям и еврейскому. Евреи в романе Немировски «Давид Гольдер» выглядели и вели себя так, как их описывали идеологи антисемитизма во Франции и Германии: курчавые волосы, горбатый нос, влажные руки, крючковатые пальцы и ногти, смуглая, желтоватая или оливковая кожа, близко посаженные чёрные масляные глаза, тщедушное тело; они обнаруживают страсть к наживе, недобросовестность, умение обхитрить и заработать большие деньги не всегда честным путём, способность «сбыть недоброкачественный товар, спекулировать валютой, быть удачливыми коммивояжерами и посредниками при торговле поддельными кружевами или контрабандой…»

Явление еврейской самоненависти, ярко проявившееся в идеях книги «Пол и характер» крещёного еврея, австрийского психолога Отто Вейнингера, проанализировал профессор Ганноверской Высшей технической школы, немецкий философ и публицист еврейского происхождения Теодор Лессинг в книге «Еврейская самоненависть». Основную идею книги он, по-видимому, заимствовал из жизни Вейнингера и из одной из его статей. В статье «О Генрике Ибсене и его произведении «Пер Гюнт» Вейнингер писал о Ницше как об индивидууме, испытывавшем особую ненависть к самому себе. Теодор Лессинг перенял из этой статьи понятие «ненависти к себе» (Selbsthass), чтобы объяснить психические особенности некоторых деятелей еврейской культуры, в том числе и самого Вейнингера. Направленная вовнутрь личности агрессивность мотивировала, согласно Лессингу, и переход Вейнингера из иудаизма в протестантизм, и его раннюю гибель – он покончил с собой. Еврейская самоненависть была патологическим результатом поисков «нормальности».

Едва ли Лессинг успел прочесть книгу «Давид Гольдер», могущую обогатить его книгу интересным материалом. Вряд ли Немировски читала книгу Лессинга. Она не интересовалась литературой, описывавшей психологию евреев, подобных ей. Она была занята разоблачением еврейских недостатков. Её попытки самоочищения от еврейского, включавшие крещение и творение французской литературы, продолжались много лет, невзирая на неудачу в получении французского гражданства, - вплоть до оккупации Франции нацистами и трагической гибели писателя в газовой камере. Ирен Немировски была «ужасным ребёнком» по отношению к своему народу, который яростно критиковала. Её ждал ужасный конец в нацистском лагере смерти в возрасте 39 лет. Теодор Лессинг был «ужасным ребёнком» в Германии: он осмелился подвергнуть резкой критике народного любимца, президента Германии Пауля Гинденбурга, за восемь лет до того, как этот национальный герой привёл нацистов к власти. Лессинг предсказал победу нацистов при помощи Гинденбурга. После воцарения нацистов Лессинг бежал в Чехословакию, где был убит наёмным убийцей.

Еврейская самоненависть была невротической реакцией на растущую мощь антисемитизма и выражением боязни бороться с ним за духовное национальное самоопределение. Слияние с окружающей средой, конформизм оказался удобнее вызова еврейства. На идише есть выражение: «Трудно быть евреем» (שווער צו זיין א ייד, швэр цу зайн а ид– пьеса по мотивам произведения Шолом-Алейхема). Многим это не под силу. Эйнштейну приписывается утверждение: «Мы, евреи, сохранились, потому что трусы нас покинули». В средние века раввин Моше бен Нахман (Рамбан, или Нахманид) вынужден был вести трудные и опасные для жизни дебаты с еврейскими отступниками, чья ненависть к евреям и иудаизму была более фанатичной, чем ненависть к еврейству со стороны их новых христианских единоверцев. Психологически было гораздо легче податься в чужие Палестины, чем жить в своей.

Киевские евреи не погружались вглубь национальной истории и не доходили до крайностей самоненависти, они стремились к «золотой середине». Она была далека от еврейского государства. В аккорде прощания с СССР я чувствовал себя «ужасным ребёнком» по отношению к эмигрантам моего времени, так как, в отличие от большинства, отказался выбрать страну «неограниченных возможностей». Я выбрал страну ограниченных возможностей и неограниченных опасностей, страну с неопределёнными границами и определёнными врагами, страну трёх морей и трёх пустынь, стоящую на перекрёстке трёх континентов, страну, текущую молоком, мёдом и кровью. Я отказался от еврейского соблазна связать судьбу с чужим народом.

Еврейская экзистенция

До эмансипации в Европе несгибаемые и не растворяемые в массе основного, местного народа, евреи принадлежали к категории enfant terrible. Вопреки греческим и римским завоевателям-язычникам евреи дорогой ценой отстаивали свою, ни на что не похожую религию. Против желания христианских народов Европы евреи диаспоры сохраняли веру отцов, которая научила их ценить свои религиозные книги как величайшее духовное достояние. Со времени изгнания народа Израиля из его Земли Книга и её изучение оставались тем уникальным способом, который осуществлял единство рассеянного народа. Священные книги для евреев всегда были важнее зданий, картин и рукотворных изделий. Вера в чисто духовного, интеллектуально, а не чувственно постигаемого Бога обеспечила евреям прогресс духовности и дала способности к интеллектуальной деятельности любого вида. Обособленность и стремление быть другими проявились при создании еврейского государства.

Израиль – «ужасный ребёнок»

Израиль – «ужасный ребёнок», страна которая была создана против желания её соседей и арабского населения Палестины, и ведёт себя так, чтобы жить, а не исчезнуть по велению соседей. Эта страна с первого момента вызвала сопротивление всех существовавших на тот момент арабских государств, начавших войну на её уничтожение в день её рождения. Ещё не было «оккупации палестинских земель». Но само возникновение Израиля было вызовом арабскому Востоку, его «оккупацией» посторонними евреями. Как и многие другие национальности и этносы, арабы стремились к «гомогенизации» Ближнего Востока.

В европейских странах усиленно призывали евреев переселиться в Палестину. Только Англия предвидела результаты переезда евреев на их историческую Родину. Это произошло из-за того, что Англия, владевшая Палестиной, смотрела на евреев арабскими глазами. Ещё не было «оккупации палестинских земель», но было противодействие заселению евреями Земли Обетованной со стороны арабов. Англия нарушила мандат Лиги Наций и отдала три четверти находившейся под её контролем Палестины новообразованному арабскому государству – Трансиордании, позже Иордании, монархии, не признанной ООН, а лишь Англией и Пакистаном. Израиль был «ужасным ребёнком» ещё в зародыше, до его рождения.

Честь на Ближнем Востоке

До образования Израиля в еврейском населении были группы, противившиеся созданию еврейского государства из-за нежелания сердить арабов. Арабы были недовольны образованием Израиля и моментально начали в мае 1948 года войну против только что родившегося «ужасного ребёнка». Их неудовольствие и несогласие с образованием Израиля продолжились после их поражения в войне за существование и независимость Израиля. Полвека, прошедшие после Шестидневной войны, были оформлены как стаж захвата израильтянами «арабских земель». Была создана легенда о том, что «оккупация» произошла в 1967 году. Все годы после Шестидневной войны арабы пытались навязать европейским народам амнезию: претензии к евреям начались после «июньской агрессии» 1967 года - не со дня рождения государства Израиль, а со дня воссоединения Иерусалима.

Год 1981-й. Александр Гордон на границе с Ливаном после ночного дежурства,
в ходе которого ожидалась высадка террористов на дельтапланах


На арабском Востоке вопрос о национальной чести является главным. Ради «чести» владеть Ближним Востоком арабские страны усвоили парадигму «противления еврейскому злу насилием», вплоть до уничтожения «сионистского образования». Но в июне 1967 года произошло «землетрясение»: зажатые в клещи израильтяне победили трёх соседей – Египет, Сирию и Иорданию – и захватили больше территорий, чем им удалось удержать в войне на их уничтожение в 1948 году. История пошла против ожиданий арабов. Еврейское государство росло вместо того, чтобы, по замыслам лидеров арабского мира, утонуть в море, как Атландида.

Арабская честь была сильно задета поражением в Шестидневной войне 1967 года. Стало неприличным представлять израильско-арабский конфликт исключительно как столкновение большого арабского мира и маленького Израиля, ибо арабские армии потерпели сокрушительное поражение. Гораздо выгоднее было представить дело как «агрессию» большого Израиля против «маленького героического палестинского народа». Раньше арабский мир воевал с Израилем. После сокрушительного поражения он понял, что ради «чести» большого арабского мира надо изменить роли и способствовать кристаллизации «палестинского народа», который ничем не отличается от соседних арабов. Такой «товар» легко продаётся и покупается на международном политическом рынке. «Прогрессивное человечество» охотно поддерживает борьбу «маленького палестинского народа» против «большого и агрессивного» Израиля. Чтобы усилить впечатление от этого пропагандистского шага, арабы выдвинули следующую идею: арабская пропаганда стала приписывать «палестинскому народу» черты еврейского – маленький, рассеянный, живущий в диаспоре, гонимый, лишённый родины, страдающий от геноцида. Произошла инверсия ролей. Рождался миф о «палестинском народе», ранее немыслимый даже в арабской среде. При этом рождающийся народ, получая еврейское обличье, нёс антиеврейский заряд. Арабский мир-Голиаф оказался побитым в Шестидневной войне израильским Давидом. Однако арабский мир сумел перевесить вывески: Израиль был объявлен Голиафом, а арабский мир породил своего Давида – «палестинцев». Маленькому палестинскому героическому Давиду позволено бросать национально-освободительные камни и служить человеко-бомбами ради сопротивления «оккупации». Арабские страны превратили Шестидневную войну в войну, длящуюся уже пятьдесят лет. Израильский ответ на арабскую агрессию 1967 года называют «агрессией», а возврат библейской сердцевины Земли Обетованной под контроль Израиля именуется «оккупацией».

Агрессия и театр абсурда


Вразрез с позицией большинства французских левых интеллектуалов, в том числе еврейского происхождения, французский драматург Эжен Ионеско, один из основоположников «театра абсурда» утверждал, что в Шестидневной войне имела место агрессия арабов против евреев: «Французские евреи-интеллектуалы, отравленные левизной, утверждают в письмах в газеты, что само присутствие евреев в стране Израиля является агрессией против арабов. Они предательски заимствуют это мировоззрение у арабов... Если жизнь евреев в Израиле – агрессия, значит, всё агрессия: французы – агрессоры на Корсике, в Бретани и Лангедоке. Алжирцы – агрессоры в Алжире, ибо они пришли туда из другого места. Весь европейский континент захвачен «агрессорами», пришедшими из Ирана и Азии».

В своих мемуарах Эжен Ионеско писал: «Я знаю, что евреи удобрили их (арабские – А. Г.) земли, вещь вызвавшая зависть их соседей, которые сами не в состоянии этого сделать. Я знаю, что «передовые» арабские режимы вовсе не передовые и что военные круги и фашисты правят ими... Я за евреев. Я выбрал этот народ... Когда все считали, что у Израиля нет надежды (во время Шестидневной войны – А. Г.), я в отчаянии обратился к израильскому дипломату и спросил, чем могу помочь. «Я не могу сделать ничего, кроме как написать статью в газете» – сказал я. «Это много, – сказал он мне, – сделайте это, всё важно». Я написал статью, напечатал её в газете. Написал ещё одну статью. И у меня было такое чувство, что я что-то сделал. Это было эффективное действие, не особенно большое, но я сделал его от чистого сердца». Драматург знал, кто строитель и кто разрушитель на Ближнем Востоке, кто агрессор и кто фашист. Он обладал знаниями, недоступными многим европейским и американским интеллектуалам, для которых бездомные евреи были колониалистами, а арабы – аборигенами. Основоположник «театра абсурда» понял, где и в чём абсурд на Ближнем Востоке.

«Мирный процесс» замораживается не из-за неуступчивости и воинственности израильтян, а ввиду упорного сопротивления палестинских арабов признанию евреев обладателями своей исторической родины и мирному сосуществованию с ними. Такое развитие событий естественно и понятно, так как «палестинский народ» был введён в историю как альтернатива евреям. Он был поднят на мировую арену бьющими вверх струями арабских нефтяных фонтанов. «Палестинский народ» несколько вышел из моды на Ближнем Востоке, но продолжает оставаться горючим для разжигания ненависти к Израилю и евреям.

Палестино-израильский конфликт обозначился как столкновение по поводу существования еврейского государства, как экзистенциальный конфликт. Европейские страны продолжают представлять его как территориальный конфликт, а его разрешение как израильские территориальные уступки. Израиль сопротивляется отступлению к незащищаемым границам. Здесь снова обнаруживается желание Израиля быть «ужасным» ребёнком».

Однако ослабленный Европейский Союз озабочен палестинскими делами гораздо больше, чем бедствиями стран, вовлечённых в «арабскую весну». Решение «палестинской проблемы» на английском языке звучит как создание «палестинского государства» рядом с Израилем. Решение «палестинской проблемы» на арабском языке – замена Израиля «палестинским государством». Перевод с одного языка на другой равносилен скачку из одной цивилизации в другую. Создание «палестинского государства» - мифическое решение «палестинской проблемы», мнимый корень алгебраического уравнения, образование новой страны, которой не было на «новом» Ближнем Востоке, разделяющемся на племена и погружённом в кровавую вакханалию. «Оккупированные палестинские территории», которые десятки лет были южно-сирийскими, сирийскими, а ещё раньше – турецкими, - это структура, построенная не на любви их жителей к родине, а на ненависти к народу, претендующему на ту же территорию. Еврейский народ лживо описывается как колониалист на своей Родине.

Против политкорректности


Представление израильтян как колонизаторов – ложь, на которой основаны претензии к евреям со стороны арабов, мусульман, РФ, ЕС, ООН, большинства западных СМИ и «правозащитников». Хаос, гражданские войны, геноцид и потоки беженцев в арабских странах и из них в Европу на протяжении последних лет подорвали обязательность соблюдения политкорректности. Израиль должен использовать кризис политкорректности, плыть против её течения там, где она ещё течёт, жить вопреки капитулянтской линии европейского либерализма, порабощённого энергетикой исламского радикализма. Исламская нефтяная энергия иссякает. Политкорректность, мелкая в духовном измерении, терпит неудачи в США и в Европе. Израильский enfant terrible обязан проявить волю к жизни и существовать по своим правилам, в соответствии со своими интересами, в своей обетованной избранности.

Опубликовано 27 апреля в еженедельнике
«Новости недели», Тель-Авив

Количество обращений к статье - 2628
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (26)
Лина , Иерусалим | 16.05.2017 22:19
Блестящая статья. Большое спасибо.
Гость | 14.05.2017 16:47
- Засилье патоки и дегтя...
Кусанье собственного локтя...
- И бескорыстному еврею
Не совладать с душой своею...
Игорь Губерман | 14.05.2017 03:55
Возможность лестью в душу влезть
никак нельзя назвать растлением,
мы бескорыстно ценим лесть
за совпаденье с нашим мнением.
Александр Гордон, Хайфа | 08.05.2017 13:56
Я признателен новым комментаторам, развернувшим содержательную дискуссию вокруг моего материала.
Гость | 07.05.2017 18:12
Вы уводите дискуссию и тематику, поднятую Александром Гордоном, в сторону. Автор пишет о путях киевского юноши по формированию новой национальной принадлежности, ментальности, ценностной системы и определения своей судьбы и судьбы своих близких. Если понимать проблему ВЫБОРА шире - то он говорит о двух крайних случаях: реконструкции и деструкции ("самоненависти") еврейского человека. Это тематика его обширных историко-социальных и историко-культурных исследований.
Гордон - физик. А в основе познавательных процедур этой науки лежит моделирование - рассмотрение предельно усеченной реальности на базе математики, и в конечном плане дуалистической логики Аристотеля.
В своих постах я пытался показать, что выбор - понятие не двоичное, а многоаспектное. Потому как сложные системы руководствуются не аристотелизмом - а логиками разных типов. Это хорошо известно из истории науки и культуры.
Гордон совершенно справедливо, по моим всего лишь читательским представлениям, рассматривает уровень МЕЗОМИРА - человека в состоянии выбора. Есть еще МИКРОМИР и МЕГАМИР, влияющие на выбор, но это, как говорят люди науки,- другая задача.
Вы хотите обсуждать политический контекст извне или изнутри ("ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ, НА ТО И НАПОРОЛИСЬ") - но это уже уход в иные миры. А там нужен интеллект десятков и сотен гордонов. Или один, еще не рожденный в процессе эволюции супергордон. Это не издевательство, а всего лишь рядовой в физике принцип наименования единиц измерения в честь инициаторов того или иного вида исследования.
Мне симпатичен подход Александра Гордона и его эволюция как публициста. Он все больше и больше отходит от ригоризма "технаря" к широте культурных, социальных и исторических контекстов личностной "ауры". Да он и сам пишет об этом - интересы были гуманитарные, а профессиональный выбор склонился к одной из самых строгих наук.
В этом эссе я вижу, как читатель, колоссальный внутренний нерв личностного выбора. Здесь как бы уход в микрокосм. С одной стороны - человек с автоматом. Доктор физики, защищающий физическую жизнь в период Первой Ливанской. С другой стороны - человек внутренний, многоаспектный, гуманитарный, со всеми, реализующимися в будущем элементами семейно-родового и исторического информационного микрокосма.
Александр Гордон за эти годы вырос в крупнейшего публициста этого издания,и его эссе - неотъемлемая часть сегодняшней еврейской прессы на русском языке.
Пожелаем же ему - еще молодому по меркам нашего века человеку - несокрушимого здоровья, успехов и долгих лет жизни.
Гость | 07.05.2017 08:08
Все замечательно и убедительно в этом эссе. Но желательно было бы прояснить нынешнюю ситуацию в свете последних событий, связанных с арабской весной и массовой иммиграцией арабов в Европу, показавшими суть этой части населения планеты. Неужели мировое сообщество ничего не видит и не понимает? Почему к столетию Декларации Бальфура относительно благожелательная к нам лидер Британии продолжает мантру о "палестинском народе" вместо того, чтобы покаяться за предательство Британией решений Лиги наций? Почему наша светлая надежда после окончания обамовской эпохи на равных общается с лидером региональной экономической и научной демократической страны и с лидером автономии, которая за десятиления сущаствования радом с Израилем не призвела ровным счетом ничего, кроме террора? Раньше этот абсурд объясняли зависимостью от арабской нефти, антисемитизмом и идеологией. Но сегодня со сланцевой нефтью и руководством самой великой державы далеким от антисемитизма, при том, что даже "ужасный" Путин все-таки не Леонид Ильич, как можно продолжать говорить о "мирном процессе"? Когда, где и кем достигался мир без победы? Почему не кончаются игры с теми, кто никто и зовут их никак?
Игорь | 06.05.2017 21:07
Виктор, Вы все усвоили? Перечитывайте перед сном, если у Вас бессоница, а я последую совету Оно и "помелькаю на директрисе с красногалстучным задором".
Гость | 06.05.2017 16:29
Виктор! Вы поднимаете очень интересную проблему ПЕРВОНАЧАЛА, которая состоит в том, что материальный мир управляется нематериальным, информационным, и все наши причинно-следственные завывания типа: сыграл - сдал, предал - погиб, недоучел - пропал, любите книгу - источник знания - не более, чем предрассудки гегельянско-хомейнистской диалектики. Если Вас интересуют арабы, то все знают, что они столь же нудные мазохисты, как и евреи, но отличаются от своих альтер эго крайней склонностью к завыванию в мелодическом процессе. Самые большие мазохисты, однако, не семиты, а народы, зараженные архетипом восточного славянства: русские, норвежцы, шведы, немцы. Русские в этом плане безусловные лидеры. Пустить слезу и пострадать - их хлебом не корми. А их "святая" туповатая словесность базируется на репродуктивной изоляции: там мужик всегда бегает от бабы или наоборот. "Борьба за это", терроризм, бомбизм - следствие таких негэнтропийных начал, никак не стыкующихся с семитской любимой заповедью ПРУ И РВУ("плодитесь и размножайтесь", если не понятно).
Так что Вы совершенно правы, цитируя, хоть и неточно, первую мысль Книги Книг. Хотя если пойти дальше, то окажется, что ЭТО СЛОВО - БОГ. А как Он рассудит - нам знать не дано. Рамбам ходил из иудеев в мусульмане неоднократно - и ничего. А Мандельштам и Пастернак - так ренегаты. Все бы ничего, да русского святого графомана-страстотерпца, целителя и вдохновителя - еще и величайшим поэтом объявили, а несчастного Осипа - гуманиста, юдофила и создателя новой русской поэзии - заткнули вообще куда подальше. Как немцы - Баха, извлеченного из небытия великим Мендельсоном. Эта ситуация разобрана Александром Гордоном на самом высоком уровне: НИ ОДНО ИЗ ДОБРЫХ ДЕЛ НЕ ОСТАЕТСЯ БЕЗНАКАЗАННЫМ.
Спасибо Вам, Виктор, что Вы повернули смысловую сторону эссеистики Александра Гордона от социально-психологического уровня - к информационному, архетипическому. Поступки народов и персон обусловлены не только выгодой, но и тем, насколько интенсивно они перенимают позитив или "разруху в мозгах". У немцев космизм Баха и Гете сочетается с не менее парадоксальным садо-мазохизмом Вагнера и Гитлера, на фоне которого семитские деловары - лишь жалкие эпигоны.
Исследования Гордона поднимают важнейший вопрос о взаимодействии различных народов в современном мире, где все пришло в броуновское движение. Израиль - одно из самых достойных в этом плане мест. Здесь живут представители самых различных стран, народов и конфессий. Это вовсе непросто, если мы посмотрим, что творится в соседних с нами странах. При такой чересполосице каждый человек способен найти свою нишу и выжить физически и духовно. И это более, чем парадоксально.
Гость Виктор Антонов | 05.05.2017 21:22
Блестящий текст!Спасибо! Возможно ли хоть перейти к иному
наименованию арабов, населяющих Палестину? ("Сначала было слово..")
Гость | 04.05.2017 22:48
Я старый, битый человек, и повидал много разных евреев и неевреев. Вообще, истоки подозрительности в отношении маргиналов, отщепенцев, уклонистов и утопистов - следствие индивидуального, семейного или культурного свойства. Или социальной болезни (социальной экологии). Биология, антропология, социология и этика - это не физика: это материи многопараметричные и многоуровенные. То, что свойственно ашкеназскому этносу - вовсе не характерно для других еврейских этносов: магрибских, горских, кавказских, среднеазиатских, иракских, эфиопских, йеменских. Везде свои обстоятельства, законы и исторические коллизии. У перечисленных этносов в большей степени, чем у ашкеназов, сохранились семьи и родовые связи, и ENFANT TERRIBLE и прочие неистовые ревнители в такой среде не правило, а исключение: достаточное основание формирующейся личности подкреплялось любовью и воспитанием. На Востоке тоже все бывает разным, неоднозначным, порою трагичным - но никому и в голову не приходит многозначный, многоаспектный процесс определять в качестве двусторонне-симметричного, обоюдоострого.
Вообще, маргиналы, крикуны и позеры - это поверхностная пленка, под которой кипит совершенно другая в физическом и психическом плане жизнь. Интересоваться пленкой - оно конечно не возбраняется - не это проявление лишь узкой специализации, личных раздражительных позывов или воспитания.
Меня как читателя это интересует с позиций истоков авторского интереса и его реальных комплексов - как реликтовых, так и преодоленных в животворном процессе нашего несокрушимого исторически уникального КИБУЦ ГАЛУЙОТА. Еврейская самоненависть... Да Бог с ними, несчастными марксами, соросами и изями шамирами! - это ведь пленка - с радужным отливом, но пованивающая, временно существующая и всегда сменяющаяся другой в конвективном потоке истории. За нею стоит глубинная жизнь, в основе которой - ценностная личность преображенного Человека. Прежде всего обычного, простого, семейного - такого, как киевский юноша Саша Гордон, ставшего гордым израильтянином, "евреем в хорошем смысле слова", как иронически подначивал один из моих друзей видного еврейского писателя Анатолия Алексина, украсившего наш интеллектуальный и человеческий колорит и недавно ушедшего от нас в заморском Люксембурге.
Верно сказал один еврей: ВСЕ ОСТАЕТСЯ ЛЮДЯМ!
Но этот монизм - всего лишь доминанта Книги Книг, и комментатор Хотомлянский совершенно прав, что эссеистика Александра Гордона - питается именно этим великим образцом. Вот в чем главная причина признательности читателей своему любимому автору. Дай-то Бог ему новых свершений! Ад меа вэ эсрим!
Александр Хотомлянский | 04.05.2017 14:20
С большим интересом прочитал очерк А.Гордона «Enfant terrible и Шестидневная война». Особый интерес вызвала проблема «еврейской самоненависти».
Ганноверский профессор Теодор Лессинг ввел в оборот термин «еврейской самоненависти», с помощью которого автор пытался объяснить распространенность антисемитизма в среде еврейской интеллигентности.
Адепты «еврейской самоненависти» (Карл Маркс, Фердинанд Лассаль, Отто Вейнингер, Ноам Хомский и др.) не только пренебрегали историей своего народа, но и абстрагировались от конкретных социально-экономических и политических условий, в которых жили евреи.
Древняя история еврейского народа насыщена событиями, которые не могут не вызвать неприятия современниками. Чего только стоят истории предательства братьями Иосифа, умерщвления жителей города Шхема Шимоном и Леви, измен, многоженства и многие другие. Однако, в те далекие времена они вряд ли могли вызвать какое-либо порицание, не говоря уже о ненависти к своим соплеменникам.
Получение Торы, ознаменовало смену нравственной парадигмы, что не могло не повлиять на общественное сознание и отношение евреев к своему историческому прошлому. Речь пока не идет о «самоненависти», а скорее всего о самоосуждении. Ибо сказано: «Народу, который сам себя судил, не нужны чужие судьи».
После разрушения Второго храма и исхода, евреи на протяжении многих веков испытывали притеснения и различного рода ограничения. Страх физического уничтожения не мог не сформировать у евреев особых черт характера (адаптивность, хитрость, изобретательность, изворотливость, предприимчивость и др.), которые не могли не вызывать неприятия отдельными представителями титульной нации, живущих в других условиях и исповедующих другую религию. Концентрированное выражение этого неприятия выразилось в форме антисемитизма и сопутствующей ему «еврейской самоненависти».
Провозглашение независимого государства Израиль создало предпосылки для трансформации «еврейской самоненависти» в еврейскую гордость, гордость за народ Израиля, который за короткое время смог создать развитую экономику и занять достойное место среди наиболее развитых стран. С созданием независимого государства уйдет в прошлое карикатурный образ еврея «…с горбатым носом, влажными руками, крючковатыми пальцами,….». Будущее Израиля в руках красивых и энергичных молодых людей, способных осуществить свою мечту, сделав свою страну «страной неограниченных возможностей и ограниченной опасности».
Ну, а если кто-либо будет пытаться усмотреть в своем соплеменнике не соответствующее его восприятию нордический тип лица или изъяны характера, то пусть внимательно посмотрит на себя в зеркало.
Гость Аарон (Вильям) Хацкевич, NYС | 04.05.2017 07:29
Замечательное, мудрое и поучительное эссе. Спасибо!
Марк Фукс | 04.05.2017 06:14
Вы знаете, А.Я., события последних дней, я, подразумеваю уход от нас Иона Дегена и последовавшие сразу за этим наши национальные памятные даты: "День памяти и героизма" и "День независимости" переплелись каким-то образом в моём сознании и получили новые цвета восприятия и осмысления.
Ваши воспоминания прекрасны и показывают путь молодого, целеустремленного, талантливого, наконец, человека к Свободе в своей стране, готовность идти на жертвы и лишения ради этого и пути осознания им своего места и значения на исторической родине. И спасибо вам за эти записки.
Путь незабвенного И.Л. был сложнее и труднее, а резонанс от его алии был настолько значительным и действенным на советское еврейство, что приходит на ум сопоставление его с резонансом и действием на наш народ хода и итогов "Шестидневной войны".
Это конечно смелое и громкое сравнение.
Но когда совершенно успешный, уже совсем немолодой, состоявшийся человек и Мастер, достигший высот и положения бросает всё и идет в Сион - это пример и повод для размышлений для тысяч соплеменников.
Эта часть наследства оставленного нам И. Дегеном в канун "Дня независимости" еще подлежит оценке наших современников.
Вам за такие личные, трогательные и поучительные воспоминания огромная благодарность.
М.Ф.
Александр Гордон, Хайфа | 03.05.2017 14:52
Спасибо большое, дорогой Sava, за Ваше внимание к моему творчеству и постоянные, содержательные и похвальные комментарии.
Sava | 02.05.2017 21:58
Блестящее эссе на очень актуальную тему.К автору нет вопросов.Все аспекты темы изложены исчерпывающе обоснованно и отображают реальную ситуацию сложившуюся вокруг Израиля со всеми неизбежными еврейскими проблемами.
Спасибо, уважаемый Александр, за интересное, содержательное чтиво.
Александр Гордон, Хайфа | 02.05.2017 20:11
Я признателен Владимиру из Хабаровска за дружеский, трогательный комментарий.

Я также благодарен гостю 02.05.2017 16:17, полагаю Юрию Кацу (?), за интересный отзыв, не агрессивный, как в прошлом.
Гость | 02.05.2017 16:17
Ну, и попало Рассудительному Гостю от нашего эссеиста-моралиста-дуалиста!
Эссе мне понравилось своей безукоризненно личной позицией авторского лирического героя. Так же, как и щемящий некролог об ушедшем от нас Ионе Дегене.
Автор любит эту страну, и читателю как раз интересны не общие, а личные моменты его израильской жизни, подтверждающие правомочность его мировоззренческой позиции и жизненного выбора. Великолепные фотографии корректируют ироническую конструкцию "enfant terrible", показывая разницу между лирическим героем и автором - счастливым, сбалансированно-успешным, мужественным человеком. Мне это видится удачной журналистской находкой.
Нерв публицистики Александра Гордона - противоречия в мире еврейского ашкеназского этноса. В этом аспекте им написано много и разнообразно. Меня эти противоречия волнуют мало: я человек другого поколения и другой среды. Меня больше занимает феноменология родового наследования, витальности и творческой активности еврейского и других миров. Обширный род Гордонов в этом плане более, чем показателен и любопытен. По сути Рассудительный Гость это и имеет в виду: каждый выбирает то, что ему интересно.
Желаю нашему успешному автору всяческих успехов и доброго здоровья.
Александр Гордон, Хайфа | 02.05.2017 09:54
Я благодарен Владимиру, Якову, Захару, Эстер, Игорю и гостю за комментарии.

Ответ "рассудительному гостю", которому хотелось бы прочитать в моей статье "реальную аналитику".

Я поместил на этом сайте 20 публикаций "реальной аналитики" по данной теме. Если "рассудительный гость" желает ознакомиться с моей аналитикой, он может почитать другие мои статьи. Данное произведение не является статьёй, а эссе, то есть я считал, что имею право написать эссе, а не аналитическую статью. Если "рассудительному гостю" не подходит жанр, он может прочитать на этом сайте аналитические статьи других авторов. Один из принципов уважения к автору заключается в том, что его критикуют или хвалят за то, что он написал, а не за то, что он не желал писать, исходя из жанра материала.

Другой элемент неуважения к авторам сайта в подходе "рассудительного гостя" заключается в его похвале в мой адрес: "Вообще, этот автор - один из самых вменяемых из компании, пишущих на данном сайте". "Вменяемость" или "невменяемость" - психиатрическая характеристика. Если невменяемость не установлена специалистами, то использование этого термина превращается в ругательство. По моему мнению, комментатор имеет право критиковать авторов за то, что они пишут. Неприемлемым мне представляется характеризовать авторов ругательством - "невменяемые".

Рассудите, "рассудительный гость", почему Вам нужно задевать "компанию пишущих на данном сайте". Буду Вам признателен, если в результате Вашего рассуждения, Вы сочтёте возможным проявлять большее уважение к авторам сайта С праздником!
Владимир, Хабаровск | 02.05.2017 03:17
Мои поздравления Александру Гордону, Леониду Школьнику и другим израильским друзьям и знакомым. Жаль только за дальностью расстояния и бегущих лет круг общения все более сужается, но, думаю, хороших людей от этого не меньше. Удачи вам и бережного отношения к памяти!
Гость | 01.05.2017 21:47
Фотографии замечательные - таким я автора еще не видел!
Игорь | 01.05.2017 20:50
Статья, достойная войти в учебники истории. Мне также интересны были бы ответы автора на вопросы Рассудительного Гостя.
Эстер Пастернак | 01.05.2017 19:28
Учить историю своего народа,знать самого себя, сердцем чувствовать, и душой принять величие еврейского народа, величие праведников, величие наших солдат-героев, величие евреев, прославляющих имя Творца и понимать... понимать до дрожжи - к какому народу мы принадлежим. Вот это-то и понимает и чувствует и об этом пишет, делясь с нами, Александр Гордон!
Огромное тебе спасибо, Саша, за глубокий очерк, и мои и Зеева поздравления с днем радости, - днем Независимости нашего вечного Израиля!
Эстер
Захар Гельман, Реховот. | 01.05.2017 17:02
Это не прост статья. Это документ. Важный,
написанный отличным русским языком. Убежден, к этому документу будут много раз возвращаться историки. И вообще, статьи Александра Гордона пропускать нельзя. Читать их надо внимательно.
Рассудительный Гость | 01.05.2017 13:18
Статья, несомненно, написана от чистого сердца. Вообще, этот автор - один из самых вменяемых из компании пишущих на данном сайте. Все же, данная статья несколько "размыта". О том, что "мировое сообщество" хотело бы избавиться от Израиля (руками арабов), все и так знают. Мне, например, интересно было бы почитать реальную аналитику: все эти игры израильских руководителей в "мирный процесс", лечение палестинцев в израильских клиниках, помощь террористам в получении докторских степеней и т.п. - происходят по причине "гуманизма" или по причине слабости военного (и экономического!) потенциала Израиля? Неспособности просто очистить нужные стране территории от арабского населения, создать между своими границами и арабскими странами "буферный пояс" шириной в 20 км и жить спокойно?
Yaakov | 01.05.2017 13:10
КАК ВСЕГДА, БЛЕСТЯЩЕ !
Владимир Янкелевич | 01.05.2017 11:21
Саша, я думаю, что многие ехали мимо Израиля не только в поисках неограниченных возможностей или социала, а туда, где ассимилированному еврею проще. Я не помню где, но читал, что евреи вышли из Египта в последний момент, потому что они все более и более утрачивали связь со своим еврейством. Вышли потому не все. Такая же картина и при исходе из России. Например, Пастернак чурался всего еврейского, но это не связано даже со страхом.
Но это их дела. Мы здесь, в своей стране, и это прекрасно!
Страницы: 1, 2, 3  След.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2017, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com