Logo
10-20 июля 2017


 
Free counters!
Сегодня в мире
26 Июл 17
26 Июл 17
26 Июл 17
26 Июл 17
26 Июл 17
26 Июл 17
26 Июл 17








RedTram – новостная поисковая система

Наши традиции
Читая Книгу Книг
Нахум Пурер, Иерусалим

НЕДЕЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
КНИГА «ВАИКРА», РАЗДЕЛЫ «БЕГАР» И «БЕХУКОТАЙ»

Содержание разделов

«Бегар»
Тора повелевает прекращать сельскохозяйственные работы в Эрец-Исраэль каждый седьмой год, в год «шмиты». Через семь таких семилетних циклов, в пятидесятый год наступает «йовель», юбилей. О его приходе возвещают трубные звуки шофара в Йом-Кипур. В этот год тоже нельзя обрабатывать землю. Б-г обещает евреям изобильные урожаи в канун «шмиты» и «йовеля», чтобы обеспечить их нужды на весь период простоя. В юбилейный год все еврейские рабы выходят на свободу, а купленные земли возвращаются прежним владельцам для сохранения изначального раздела Эрец-Исраэль среди колен. Запрещено давать еврейскому рабу унизительную, бессмысленную и изнурительную работу; его нельзя продавать на невольничьем рынке. Труд раба оценивается по времени, оставшемуся до его освобождения. По такому же принципу, с учетом остающихся до «йовеля» лет, рассчитывается и стоимость земли. Человек, продавший наследный удел, имеет право выкупить его через два года. Срок выкупа домов в городах, обнесенных крепостной стеной, ограничен одним годом. Города левитов, служителей Храма, закреплены за ними навечно. Евреям запрещено брать и получать друг у друга проценты с денежных и вещевых займов. Родственники обязаны выкупить еврея, попавшего в долговое рабство.

«Бехукотай»
В этом завершающем разделе книги «Ваикра» Б-г обещает евреям процветание, если они будут выполнять все заповеди Торы. В противном случае их ждут страшные кары. Детально и наглядно описаны несчастья, которые обрушатся на сынов Израиля, лишенных Б-жественной защиты. Эти казни, цель которых – побудить евреев к возвращению на путь Торы, будут происходить в семь этапов, один тяжелее другого. В конце раздела описан порядок посвящения по обету «арахин», когда еврей обязуется принести в Храм денежный эквивалент своей «рыночной» стоимости, стоимости своего скота, дома или другой собственности.

Не сотвори себе кумира…

«И не делайте себе идолов и кумира, и столба не ставьте у себя, и камня с изображениями не ставьте в стране вашей, чтобы поклоняться на нем; ибо Я – Б-г, Всесильный ваш» (26:1).

Роскошь – понятие относительное. Представьте себе юного принца, любимого и избалованного сына всемогущего монарха, правившего огромной империей, ну скажем, лет двести назад. У наследника короны есть все, что душа пожелает и разум вообразит. Стоит ему захотеть какую-то вещь, и она тут же появляется перед ним на блюдечке с голубой каемочкой. Ее стоимость в расчет не берется.

А теперь перенесите этого принца в наш 2013 год. Что-то вид у него стал кислый, недовольный. Еще бы, ведь у него нет многих вещей, которыми пользуется наш современник даже самого умеренного достатка: кондиционера, лифта, микроволновой печки, компьютера, смартфона и многого-многого другого.

Сравнив свою «роскошную» жизнь в папином дворце с нашими буднями, он впадет в депрессию. В самом деле, разве можно поставить рядом убожество и прогресс! Разве можно сравнить 19 век с 21-м столетием!

Единственное, что объединяет разные эпохи – это неизменные человеческие добродетели и пороки. Один из главных пороков – алчность.

В основе алчности – не страстное желание получить какую-то конкретную вещь, а стремление иметь больше, чем другие.

Рабби Бахье ибн Пкуда писал в своем философском труде «Ховот Алевавот» («Учение об обязанностях сердца»), что первая причина непризнания Б-га - это преувеличенное внимание к тому, чего у нас нет, и пренебрежение к тому, что мы имеем. Мы не понимаем, что сама наша жизнь, какой бы трудной она ни была, подарена нам Творцом. Мы не ценим этот дар и часто пренебрегаем им.

В разделе «Бегар» перечислены, на первый взгляд, весьма произвольно ряд законов Торы: Шмита, продажа движимости, законы продажи земли и дома, законы взимания процентов с займов, выкуп еврейского раба и выкуп еврея, попавшего в рабство к нееврею. РАШИ объясняет, что такой порядок следования законов предостерегает нас от неизбежного регресса.

В самом деле, что мешает человеку соблюдать год шмиты (седьмой год семилетнего сельскохозяйственного цикла, предусмотренного Торой для Земли Израиля, когда земля остается под паром, и все сельскохозяйственные работы прекращаются)?

Жадность, конечно. Если мы не будем правильно соблюдать шмиту, то не сможем выгодно продать урожай, выращенный в этом году. Хуже того, мы так обеднеем, что будем вынуждены продать всю свою движимую собственность.

Если мы не сделаем надлежащих выводов, то продадим свою землю, а затем и дом.

Если же и эти потери не приведут нас в чувство, то следующим шагом станет ростовщичество: стремясь поправить свое материальное положение, мы будем давать в рост деньги нашим соплеменникам, что категорически запрещено Торой.

Затем, если мы и тогда не надумаем раскаяться, то будем вынуждены стать слугой другого еврея. И, наконец, скатываясь все ниже и ниже, мы окажемся в рабстве у язычника, будем вынуждены работать в шаббат и еврейские праздники, и, следуя его примеру, предадимся разврату и идолопоклонству.

«И не делайте себе идолов и кумира…». Главный идол современного мира – это потребительская лихорадка и страсть к материальному успеху. Многие врачи пришли к выводу, что основной и чуть ли не единственной причиной хронических болезней в нашем обществе является стресс. А причина стресса – это образ жизни, заставляющий нас гнаться за Коэном, Левином или кем-то другим из наших соседей и знакомых. Ну, как не впасть в стресс?

Если бы не зависть и жадность, люди были бы намного счастливее и вполне довольны тем, что имеют. Их устраивал бы скромный и простой образ жизни.

"И сломлю гордыню вашу…"

«Но если не послушаете Меня и не будете исполнять все заповеди эти…» (26:14).

Главная тема раздела «Бехукотай» - "тохаха", суровое предостережение, обещание страшных кар за неисполнение заповедей, за отказ вести еврейский образ жизни, за нарушение договора, заключенного у горы Синай.

После краткого перечисления благодеяний, которыми евреи будут вознаграждены за верность Торе - экономическое процветание, мир и духовное совершенство, Всевышний строго предупреждает: "Но если не послушаете Меня и не будете исполнять ВСЕ заповеди эти (обратите внимание: именно все, а не отдельные по выбору), и если установлениями Моими пренебрегать будете, и если законами Моими возгнушается душа ваша, так что не будете вы исполнять всех Моих заповедей, нарушая Союз Мой, то поступлю Я с вами так..." (26:14-16).

Далее Тора беспощадно живописует страшные кары, которые постигнут (уже постигли!) евреев. Нам тяжело слышать эти слова, тем более что мы знаем, как часто они сбывались. Поэтому в синагогах существует традиция читать их тихим голосом и быстро, стремясь скорее проскочить этот мучительный отрывок. Нам страшно и стыдно, что мы так часто оказывались недостойны высокого звания "избранного народа", "народа-священника".

В серии предостережений важное место занимает прямая связь между соблюдением законов «шмиты», седьмого года, когда евреям запрещено вести сельскохозяйственные работы в Эрец-Исраэль, и нашей способностью закрепиться на этой земле. «Шмита» была заповедана нам в прошлом разделе «Бегар», и теперь мы узнаем о катастрофических последствиях ее несоблюдения:

"И сломлю гордыню могущества вашего, и сделаю небо ваше, как железо, и землю вашу, как медь (очень тяжелое проклятие: в отличие от меди, железо не "потеет", не выделяет никакой влаги; речь идет о сильной засухе). И попусту истощаться будет сила ваша, и не даст земля ваша урожая своего... А вас рассею между народами..., и тогда возместит земля субботы свои во все дни запустения своего, когда будете вы в стране врагов ваших" (глава 26). Затем еще раз: "...и возместит свои субботние годы в запустении" (26:43).

Согласно комментариям, в этом пророчестве говорится о Вавилонском изгнании. Оно началось через 850 лет после вступления сынов Израиля в Эрец Исраэль под руководством Иеошуа бин Нуна, ученика Моше-рабейну. Некоторые годы «шмиты» в тот период - эпоху Первого Храма – они соблюдали, некоторые - нет. В общей сложности евреи пропустили ровно 70 субботних лет. И именно такой же срок они провели в изгнании до своего возвращения на родину и строительства Второго Храма. Как видим, пророчество Торы целиком исполнилось.
Количество обращений к статье - 183
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (0)

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2017, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com