Logo
12-28 сент.2017


 
Free counters!
Сегодня в мире
17 Окт 17
17 Окт 17
17 Окт 17
17 Окт 17
17 Окт 17
17 Окт 17
17 Окт 17
17 Окт 17
17 Окт 17








RedTram – новостная поисковая система

ART-галерея «МЗ»
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Хамдамов
Сергей Шафир, Ашдод

Прошло много лет с того времени, когда Ленинград переименовали в Санкт-Петербург. А точнее – 26 лет! Но я до сих пор не могу привыкнуть к этому названию, и когда все же мне приходится его проговаривать, мой язык не очень слушается меня. Для меня город, в котором учился мой отец, учился я, учились моя старшая дочь и ее сын – мой первый внук, навсегда останется Ленинградом.


Cанкт-Петербург. Дворцовая площадь. Эрмитаж

Ленинград – это и «окно в Европу», прорубленное Петром 1, и невероятная человеческая выживаемость во время военной блокады, и ЛГИТМИК на Моховой, куда я ездил на сессии два раза в год в течение шести лет.

Это Невский проспект и Эрмитаж, это разводные мосты и белые ночи.

Это слякоть зимой и первые теплые лучи солнца весной, когда можно позагорать у стен Петропавловской крепости.

Это рюмочная напротив института, куда мы ходили всей группой после успешно сданных экзаменов. И так называемая «еврейская» столовая на Невском, где всегда можно было поесть фаршированную рыбу…

Поход в рюмочную. Впереди – педагог Вадим Горлов, третий сзади с бородкой - С. Шафир

…Впервые я прилетел в Ленинград чуть более полувека назад. В 1964 году я, молодой ассистент режиссера карагандинского телевидения, получил предложение поехать в город Балхаш на повышение – режиссером. Решение об открытии в Балхаше студии телевидения принимали в Алма-Ате, но так, как Балхаш в административном плане входил в состав Карагандинской области, то было принято решение, что часть специалистов направит Караганда. Так и вышло.

Руководителей студии прислали из Алма-Аты (старых и пьющих), а карагандинская студия телевидения направила нас, молодых – телеоператора Асхена Курушева, звукооператора Аллу Усатенко и режиссера Сергея Шафира. Город всем нам выделил квартиры. В тот год я женился и тогда же увидел в газете объявление о наборе в ЛГИТМИК на факультет режиссеров телевидения. Обучение было заочным и это меня устраивало. Я заполнил анкету, написал какой-то телесценарий и отправил в институт.

В 1964 году был всего лишь второй набор на новый курс режиссеров телевидения. Педагоги – известные тогда режиссеры Ленинградского телевидения Давид Карасик и Алексей Рессер.

Остальное, не иначе, как еврейским чудом, не назовешь. По условиям конкурса, принимались только работники телевидения с высшим образованием и опытом работы на телевидении. У меня же было только 10 классов. Но телевизионный стаж у меня уже был – около 4 лет.

Приемные экзамены. Перед комиссией стоит молодой человек из далекого казахстанского города Балхаша.
- Ну, что ты нам споешь?
Я ничего не смог вспомнить и запел:

Широка страна моя родная.
Много в ней лесов, полей и рек…


Не знаю, о чем думала в этот патриотический момент уважаемая комиссия, но хорошо, что танцевать не попросили. В далеком детстве я перед мамой и старшей сестрой изображал танцующего Махмуда Эсамбаева в образе орла. Они смеялись до упаду. А я за этот танец получал 3 рубля.

На второй день читаю список принятых. В самом его конце, там, где буква Ш, нахожу свою фамилию, а рядом с ней слово ПРИНЯТ.

Мне шел тогда 21 год. Но по семейным обстоятельствам я не смог приехать на первую сессию. И случилось второе чудо. Мне предложили взять академический отпуск и начать учиться на следующий год с другим курсом. Как правило, такое не принято делать. Но мне позволили.

Шесть лет подряд, два раза в год самолет ИЛ-18 перевозил меня в Ленинград. Перед полетом я всегда покупал лотерейный билет - один! Я полагал: если это лотерея, то не надо тратить всю свою зарплату на сотни билетов. Это игра и нужно играть честно. В лотерею я не выиграл ни разу. Но это не так. Я выиграл Ленинград, институт, хороших преподавателей Вадима Петровича Горлова и Алексея Александровича Рессера, самую лучшую лаборантку кафедры, одесситку Татьяну Ильиничну Силинг – нашего ангела-хранителя. И главное – выиграл замечательных сокурсников: Михаила Дозорцева, Гиви Вепхвадзе, Михаила Голера, Маргариту Гончарову, Бориса Каплана, Валерия Нечаева, Жаниса Атте и многих других.

Наш институт славился своими преподавателями и выпускниками. Мы ходили по одним и тем же коридорам, сидели в одних и тех же аудиториях. Я до сих пор храню афишки студенческих спектаклей, которые ставились на сцене учебного театра - «Зримая песня», «Люди и мыши» …

Мы приезжали летом и зимой. Белые ночи, к которым трудно было привыкнуть, вечерние прогулки по Невскому, Эрмитаж, в котором мне довелось побывать всего лишь один раз, и уютные посиделки на Владимирской в маленькой квартирке Татьяны Силинг, ставшей для нас родной.

Гитара, песни, разговоры, непринужденное застолье. У нас был очень дружный и замечательный курс. К сожалению, уже многие закончили жизнь на этом свете…

С тех пор ЛГИТМИК, улица Моховая, гостиница «Нева», в которой я жил, навсегда сроднили меня с прославленным городом на Неве. Но в этот свой приезд я не стал заходить в институт. Теперь это академия. Просто постоял на месте, как у памятника. Здание института не изменилось. Изменился я.

И вот спустя 47 лет после окончания института я снова еду в Ленинград – Санкт-Петербург, в город моей творческой и профессиональной юности.

…Когда после долгой разлуки
Вернешься ты в город родной
Приветливо тянет он руки –
Мой милый, желанный, родной.
Здравствуй, Невский,
Здравствуй, Кировский,
Здравствуй, милая Нева,
Здравствуй, шпиль Адмиралтейский
И аллей шумящая листва…

                             Лили Иванова

Я заранее готовился к этой поездке, билет был куплен еще в начале марта – на 8 апреля. Но вот наступило 26 марта и в России произошло то, чему мы все стали свидетелями. Массовые митинги против коррумпированной власти, показали, что народ России и, в первую очередь, молодежь, не хотят больше мириться с властью «жуликов и воров».

Я думаю, что назревает (надеюсь, бескровная) революция. Не переворот, а именно революция. Мы живем в 2017 году, давайте же дождемся 7 ноября – того дня, когда 100 лет назад произошла Великая октябрьская социалистическая революция! Да, так нас учили говорить, писать и думать. Но сегодня мы знаем, что это был переворот. И далеко не бескровный. Как вспоминали очевидцы, были погромы, резня, страшно было выйти на улицу, пролилось много крови…

Увы, кровь льется до сих пор. 3 апреля 2017 года – черный день в жизни Санкт-Петербурга. Человек восточной наружности, с черной бородой и черной шапкой на голове, вошел в вагон метро…

Хроника
«В метро Санкт-Петербурга днем 3 апреля 2017 прогремел взрыв. Информация о том, где именно произошло ЧП, расходится: одни источники сообщают о взрыве на станции "Сенная площадь", другие — на "Технологическом институте". В свою очередь, Life сообщает о том, что прогремело два взрыва - и на "Сенной", и на "Техноложке". По словам очевидцев, взрыв произошел в вагоне. Дверь вагона сильно повреждена. Платформу станции заволокло дымом. Как сообщают "Вести" со ссылкой на источник в правоохранительных органах, по предварительным данным 10 человек погибли, порядка 25 – пострадали». Скорбим!

Все дни, что я находился в Санкт-Петербурге, я перемещался с помощью метро, как и большинство жителей этого легендарного города. Раньше в вагонах многие читали книги, газеты. Сейчас я вижу лишь сосредоточенные лица, серые одежды, соответствующие слякотной погоде и, пожалуй, настроению. Только на первые два дня – 8 и 9 апреля хватило солнца, которое я, очевидно, привез с собой. Потом пошел дождь со снегом, поднялся сильный ветер. А еще через день в город вернулась зима. Но она не помешала запланированным встречам. Более того, я, даже, соскучился по снегу, ветренной погоде с дождем и по ленинградцам, как всегда, спешащим кто куда…

* * *


Р. Хамдамов, 1997 год
В Эрмитаж меня привело желание увидеть картину художника и кинорежиссера Рустама Хамдамова, подаренную музею. Я и директор киностудии «Казахфильм» Сергей Азимов познакомились с Рустамом Усмановичем на приеме у тогдашнего (2004 год) премьер-министра Казахстана Даниала Ахметова – поклонника творчества художника. Хамдамов привез Ахметову картину большого формата, а нам, участникам встречи, подарил свой каталог картин с автографом. И тогда же я узнал о картине, принятой на хранение в Эрмитаж.

Рустам Хамдамов! Я впервые услышал эту фамилию в 1967 году работая в Караганде на студии телевидения. Тамошним летом приехали на каникулы студенты ВГИКа, будущие режиссеры Владимир Шамшурин – мой друг и бывший коллега по ТВ, и Валерий Лонской.

Они привезли студенческие работы, среди которых был документальный фильм Артавазда Пелешяна «Начало» и «В горах мое сердце» Рустама Хамдамова. Они есть в интернете и их можно посмотреть. В 1967 году эти фильмы показались нам, молодым телевизионщикам, образцом и кинематографическим совершенством.

Андрей Михалков-Кончаловский позже признавался, что картина Хамдамова «очень повлияла на меня – всё время работы над “Дворянским гнездом” я находился под её обаянием».

Со временем и Артавазд Пелещян, и Рустам Хамдамов заняли свое место в реестре выдающихся деятелей культуры и искусства. Я не стану утомлять читателя подробной биографией художника и режиссера. Желающие смогут найти информацию о нем в интернете.

Кадр из фильма Р. Хамдамова «В горах мое сердце»

Отмечу только, что многие годы за Хамдамовым укрепилась репутация кинорежиссера фильмов, которых так и не увидели зрители. Это «Нечаянные радости» (1974 г., по сценарию Андрея Кончаловского, художник-постановщик — Теодор Тэжик; фильм не закончен, пленка смыта; в дальнейшем был переснят Никитой Михалковым под названием «Раба любви») и «Анна Карамазофф» (1991 г.), Хамдамов также автор сценария (фильм арестован французским продюсером Сержем Зильберманом).

И только спустя 14 лет зрителю был представлен казахстанский фильм «Вокальные параллели», который сразу же принял участие в Сочинском «Кинотавре». Позже он стал участником Венецианского кинофестиваля, фестиваля «Киноблик» в Штуттгарте (Германия), и других международных кинофестивалей. Ну и, конечно, Санкт-Петербург, где Хамдамов получил Гран-при «За высокий вклад в мировой кинематограф и активную деятельность в области международного культурного сотрудничества» - («Вокальные параллели»).

Рабочий момент съемок фильма «Вокальные параллели». Справа – режиссер
Рустам Хамдамов и народная артистка СССР Бибигуль Тулегенова


В любой информации в интернете о Хамдамове, можно встретить интригующее сообщение о том, что Эрмитаж впервые принял на хранение картину художника при его жизни. Как это было на самом деле, я узнал позже, только приехав в Питер. Но так как картина не называлась, я решил ее увидеть и сфотографировать. Понимая, что это желание осуществить непросто, я обратился к человеку, который решает такие вопросы – генеральному директору Эрмитажа Михаилу Борисовичу Пиотровскому.

Письмо редактора «МЗ» Л. Б. Школьника из Иерусалима с обоснованной просьбой попало к заместителю директора музея, главному хранителю Светлане Борисовне Адаксиной. От нее далее – для исполнения – оно ушло в Отдел современного искусства к заместителю заведующего отделом Марине Шульц. И вот так, по цепочке, распоряжение, дающее мне право увидеть картину и сфотографировать ее, попало к менеджеру Отдела обеспечения публикаций Оксане Юрьевне Лаптевой.

И пошла работа. Звонки, согласования, переписка и так далее. К этому времени я уже знал, о какой картине идет речь. Ее вариант был в моем каталоге. Странная картина, странное название – «Ночные принчипессы».

Размышляя о будущих встречах в Эрмитаже, я пришел к решению передать им на хранение мой экземпляр каталога Р. Хамдамова и хорошо выполненные буклеты с картинами казахстанских художников из Алматинского государственного музея им. Кастеева (казахская тема – быт, костюмы, портреты, природа) и набор картин Сергея Калмыкова, изготовленные для ЭКСПО 2017. В Эрмитаже они будут нужнее и сохраннее.

Е. Платонов и О. Лаптева

Итак, день встречи. График составлен буквально по часам. Оксана Юрьевна проводит меня к заведующему Научной библиотекой Евгению Викторовичу Платонову. Знакомимся, проходим через читальный зал в его кабинет. Альбомы на столе. Я объясняю, почему решил отдать эти работы. Меня поблагодарили и обещали зарегистрировать этот подарок и прислать благодарственное письмо. Письмо я получил. Теперь и я, как Хамдамов, могу сказать, что мои «экспонаты» хранятся в Эрмитаже.

На следующий день я поехал в другое здание Эрмитажа, которое официально называется – Реставрационно-хранительский центр "Старая деревня". Там меня встретил хранитель русской живописи Юрий Юрьевич Гудыменко и провел в зал, где я, наконец, увидел картину Рустама Хамдамова.

Вот так это выглядит. Полупустой зал и стенд с несколькими картинами. Я представлял, что все будет иначе.

Стенд с картиной Р. Хамдамова «Ночные принчипессы» (слева)

Хроника
«В июне 2003 года, на закрытии торжеств, посвященных 300-летию Петербурга, Рустам Хамдамов был удостоен Гран-при и назван “культурным достоянием нации». «Господин Рустам Хамдамов, – записано в дипломе, – благодаря Вашей деятельности мировая культура сохраняет свои высокие позиции».
Хамданов отказался от участия в этой торжественной церемонии, чтобы избежать вспышек фотокамер, крупного плана телевидения. Ему пошли навстречу – премию за него получил его дилер Игорь Метелицын.
Картина Рустама Хамдамова – Аналогия сумерек ("Ночные Принчипессы") была подарена Эрмитажу Игорем Метелицыным (картина – его собственность) и вскоре будет экспонироваться в новом отделе современного искусства, который организуется в здании Главного штаба. Таким образом, Хамдамов впервые в истории русской культуры стал первым живым российским художником, чья работа официально принята в современную коллекцию Эрмитажа. В честь Рустама Хамдамова был устроен официальный приём в музее Эрмитаж».


«Эрмитаж не приобретал при жизни художника его картину, – сказал Юрий Юрьевич Гудыменко, – она была музею подарена. И от такого дара Эрмитаж не отказывается, но есть и другие примеры, когда картина при жизни художника, оказывалась в Эрмитаже».

Ю. Гудыменко

Таким образом, ранее приведенная мною фраза: «Хамдамов впервые в истории русской культуры стал первым живым российским художником, чья работа официально принята в современную коллекцию Эрмитажа», не соответствует действительности. Жаль, что это неверное утверждение тиражируется практически во всех сообщениях о Рустаме Хамдамове. Очевидно, что для Государственного музея Эрмитажа это мелочь, не стоящая публичных опровержений.

  «На самом деле две «ночные принчипессы», – хитро прищуривается Рустам, – это просто кадр из размытой пленки фильма. Вы не поверите, эта сцена шла под реплику: “Откуда вы?” – “Мы хлебные девушки”. Здесь “хлебные” в смысле “доходные”. Эти девушки хотели выткать ковер из лоскутов, продать его и купить хлеба. Мне захотелось восстановить этот кадр, и я перенес его… в том числе и на холст. Теперь размытость лиц на этом полотне – уже судьба. Сейчас картина существует сама по себе, отдельно от кинопленки и от меня самого. Она будет висеть в Эрмитаже».

Из коллекции Эрмитажа. Художник Р. Хамдамов, «Ночные принчипессы»

Из переписки с Мариной Шульц я узнал, что в Эрмитаже хранятся еще графические рисунки Рустама Усмановича. Для публикации в «МЗ» мне пообещали предоставить цифровые изображения его 8 графических работ.

И довольно быстро я их получил, что позволило мне еще раз убедиться в отличной работе сотрудников музея. Я получил от Марины не только копии рисунков, но и текст, объясняющий этот жанр в изобразительном искусстве, который обязан своим рождениям двум интереснейшим людям – Жоржу Мачере и Наде Волконской.

«В 2012 году коллекция современного искусства Государственного Эрмитажа пополнилась собранием произведений конца XX – начала XXI века, принадлежавшим семье Жоржа Мачере и Нади Волконской: 848 посланий художников – коллекционеру.

Жорж Мачере – советник по экономике при посольстве Франции в СССР в 1980-е годы, обращаясь к знакомым художникам с просьбой расписать обычный почтовый конверт, собрал уникальную по масштабу и характеру работ коллекцию.

Художники, поэты, исследователи, режиссеры создавали работы на чистых конвертах специально для коллекции, а невинная забава собирателя обернулась уникальным кураторским проектом длиной в двадцать лет.

За редким исключением здесь есть имена всех художников арт-сцены 1980 –2000-х: от А. Агроскина до В. Янкилевского. Большей частью конверты Мачере – Волконской никогда не были ни отправлены, ни получены по почте и формально отношения к мейл-арту не имеют.

Это, скорее, графические произведения, выдержанные в эстетике уникального авторского послания в историю искусства. В этом и состоит феномен vlop-art’a (именно так называл произведения из своего собрания коллекционер) – направления со своими правилами игры и особенностями, главной движущей силой которого был сам Жорж Мачере.

Эта коллекция – целостный собирательский проект – была приобретена у коллекционера и передана в дар Государственному Эрмитажу (источник – http://hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/?lng=ru )

Но когда и как попали в нее конверты с рисунками Хамдамова? Просматривая список хамдамовских работ из коллекции Мачере и Волконской, я обратил внимание на год создания – 1993 г. А заглянув в биографию Хамдамова, я предположил, что нашел ответ на свой вопрос.

«В начале 1990-х гг., по приглашению мэрии столицы Франции, Рустам Хамдамов два года жил и работал в Париже. В 1992 г. получил грант Жака Ширака. Был признан лучшим художником мира 1991-1996 гг.»

Скорее всего, именно в этот период Хамдамов и познакомился с коллекцией Мачере – Волконской и внес свою лепту в собрание рисунков на конвертах.

Р. Хамдамов. Конверт. Без названия

Конец истории. Я стал обладателем высококачественной фотокопии картины «Ночные принчипессы», сделанной специально для меня фотографом Эрмитажа и восьми фотокопий конвертов с графикой Хамдамова. Жаль, что в этой публикации я не могу показать все работы.

Р. Хамдамов. Конверт. Без названия

P.S.
Я бы снова хотел оказаться в Санкт-Петербурге не позднее 27 мая. В этот, 314-й год со дня основания, город празднует свой День рождения. Основное представление будет, как всегда, на Дворцовой площади.

Дворцовая площадь. День города-2015

В честь Дня города на Дворцовой площади состоится грандиозное шоу «Классики на Дворцовой», в рамках которого перед публикой выступят солисты «Ла Скала», Королевского театраиз Ковент-Гардена, Метрополитен-оперы, Венской государственной и Парижской оперы. В список участников традиционного концерта входят такие звёзды мировой сцены, как Марсело Рауль Альварес, Соня Йончева, Даниэль Де Низ и Вероника Джиоева, а также Алексей Татаринцев, Сергей Скороходов и Юлия Маточкина.

Программу вечернего шоу составят оперные шедевры Моцарта, Верди, Россини и других великих композиторов, исполненные симфоническим оркестром Михайловского театра. Пять гигантских экранов позволят зрителям шоу «Классика на Дворцовой» насладиться каждой деталью праздничного музыкального действа.

В этот день будет еще много развлечений, выставок, концертов. Наслаждайтесь, петербуржцы! Мир Вашему дому!
Количество обращений к статье - 544
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (1)
Гость | 27.05.2017 11:00
Cтуденческая кинематографическая работа Хамдамова "В горах мое сердце", наряду с губенковской "Настасья и Фомка" - была показана в 60-е годы в актовом зале Харьковского университета. Для меня хамдамовская лента оказалась самым сильным явлением кинематографии. Подобным Сократу или Леонардо.
В Питере я много раз бывал начиная с конца 50-х в основном по делам профессиональным. Своим для меня этот город не стал. Он поражал какой-то нечистой эклектикой - смесью величия и ничтожества.
Сердце мое тронул красный трамвай, о котором несколько ранее писал гениальный Роальд Мандельштам:

Сон оборвался. Не кончен
Хохот и каменный лай.
В звездную изморозь ночи
Выброшен алый трамвай.

Пара пустых коридоров
Мчится - одни за другим -
В каждой двойник командора,
Призрак гранитной ноги...

В Питере, помимо настоящего, было много мещанской суетной фанаберии, в которую потом естественно вписался бандитский декаданс. Своей безвкусицей и грязью - он чем-то сродни Парижу и Иерусалиму - местам, где пролито море крови...

Спасибо автору, что напомнил о давних годах и впечатлениях...

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2017, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com