Logo
12-28 сент.2017


 
Free counters!
Сегодня в мире
17 Окт 17
17 Окт 17
17 Окт 17
17 Окт 17
17 Окт 17
17 Окт 17
17 Окт 17
17 Окт 17
17 Окт 17



 






RedTram – новостная поисковая система

Корни и крона
Письмо деду
Елена Богатыренко, маркетолог, Киев


Елена Богатыренко
Здравствуйте, Яков Львович!
Меня зовут Лена, я живу в Киеве. Вы меня не знаете, никогда не видели и будете очень удивлены тем, что вам пишет незнакомая барышня с неизвестной вам украинской фамилией.


Вам о чём-то говорит имя Борис? Вы должны точно помнить, кто такой Борис. Ему было три года, когда вас не стало. Это мой папа. А вы мой дед, которого у меня никогда не было. Вас убили, когда вам было всего 37, у вас был трёхлетний сын Борис, и ваша жена, моя бабушка, ждала второго ребёнка. Вас убили, а через полгода родилась ваша дочь и моя тётя. Её зовут Лиля. Она вас не видела никогда. Так же, как и я.

Знаете, папа всю жизнь считал, что вы умерли от разрыва сердца, когда вам было 46 лет. Так написали в справке, которую однажды прислали вашей семье. И он всю жизнь боялся этого возраста, решив, что тоже умрёт в 46 лет. Потому что он очень на вас похож и, по рассказам бабушки, у вас одинаковые жесты, мимика, интонации, голос. О том, что вас не стало в 37 лет, папа узнал, когда ему было уже 60. Узнал, когда ему разрешили прочитать уголовное дело, в котором вы обвинялись в терроризме, создании антисоветской группировки и ещё каких-то жутких вещах. Вы — владелец небольшой хлебной пекарни и фотосалона, представляли угрозу для огромной страны, и вас расстреляли через 3 месяца после ареста. А семье сообщили, что по результатам так называемого суда вам дали 10 лет лагерей. И они вас ждали эти долгие 10 лет. Маленький мальчик Борис, крошечная девочка Лиля и ваша жена Цива, которую все называли Соней. Она изменила себе имя, чтобы не выделяться и не раздражать тех, кому не нравились евреи. Цива — это же смешно и вызывает повод для насмешек. Соня — просто и понятно.

Вашу семью долгие 10 лет называли семьёй врага народа, и они ждали вашего возвращения. А вы не вернулись. Потому что вас расстреляли. Когда до выдуманного "освобождения" оставался год, они получили письмо со свидетельством о смерти, где было написано "умер от разрыва сердца". Им не сказали, за что вы были арестованы, расстреляны и где ваша могила, а просто прислали бумажку-отписку. И теперь всё, что у меня есть от вас, — это свидетельство о рождении моего отца, в котором записано, что его отец, а значит, мой дед, — это вы, пара фотографий (кстати, у вас был родной брат Шлёма, он где, его где искать, он же был с вами, когда вы приехали в СССР из Польши) и уголовное дело из архивов КГБ, в котором написано "расстрелять".

Знаете, как они жили? Евреев не любили в той стране, куда вы решили переехать (или сбежали). Папа три раза пытался поступать в разные университеты, но ему говорили "ты еврей, у нас квота на вашу национальность, мы тебя не возьмём". Он учился отлично, у него не было ни одной четвёрки в школьном аттестате, он мог бы стать известным конструктором, инженером, врачом или журналистом, но ему пришлось учиться в горном техникуме (вот туда евреев брали охотно), а потом он просто от безысходности оказался в военном авиационном училище в Харькове. И всю жизнь прожил в Беларуси и в Украине. Ваш сын был военным.

Он женился на моей маме. И у него родились сын и дочь. Дочь — это я. Папа отказался давать свою фамилию детям, сказал, что не хочет портить нам жизнь. Он бы, наверное, и национальность вычеркнул из моего свидетельства о рождении, чтобы это никак не помешало мне в будущем, но это ему не разрешили сделать. Поэтому я всю жизнь носила мамину фамилию, а в моём свидетельстве о рождении записано: папа — еврей, мама — украинка.

Фото: из личных архивов

У меня к вам только один вопрос: если, как говорят, евреи очень умные, почему решили сбежать из Польши в СССР? Вас унижали в Польше? Или вам сказали, что в СССР будет жить лучше? Я понимаю, что вы не могли знать всего, что вас ждало, но что мне теперь со всем этим делать? Уже несколько лет я разбираюсь с собственной самоидентификацией, ищу, откуда родом я, вы, моя бабушка, где жили мои предки, и пытаюсь понять, зачем вы это сделали? Зачем вы отправились в страну, в которой человеческая жизнь не стоила и ломаного гроша, где убийство было возведено в ранг божественного правосудия и где в каждой семье были те, кого убили, расстреляли, отправили в лагеря и просто уничтожили как личность.

Мне уже давно не у кого спросить. Бабушка всю жизнь молчала. После вашего ареста она больше никогда и ничего никому не сказала о том, что произошло, где её и ваши родители, почему вас после того, как вы бежали из Польши на территорию тёплой и благодарной Украины, отправили на Урал, где и убили. За то, что вы еврей, владелец маленькой хлебной пекарни, фотограф и отец двоих детей.

Знаете, ваш сын, мой папа, был потрясающим человеком. И мне кажется, что там, где вы сейчас, он помощник самого главного. Помогает тем, кто в растерянности и нуждается в помощи, ищет правду и отвечает на сложные вопросы. Я вам очень благодарна за то, что именно он был моим папой. Если вы там где-то рядом, найдите его, пожалуйста, поговорите, расскажите, каким он был маленьким, как вы его любили и всегда, до самого конца, о нём помнили и беспокоились. Скажите, что вы не знали, что ваше решение покинуть Польшу сломает жизнь всей вашей семье. Для папы было так важно знать, что с вами случилось и откуда он родом.

Я тоже очень хочу с вами поговорить, но это произойдёт нескоро. Пока у меня другие планы. Возможно, я тоже что-то узнаю здесь и к нашей встрече приду подготовленная. А вы пока найдите папу. Ваш сын всю жизнь вас искал.

Яков Львович, я могла бы быть Сарой, Цивой, Беллой, Голдой, Мирьям или Эстер. Но я Лена. Ваша украинско-еврейская внучка. И я вас тоже ищу.


P. S. Мы страна перемешанных наций и "понаехавших". Живём максимум во втором поколении в чужих городах. Вокруг меня практически нет людей, которые выросли в той же местности, где жили их бабушки-дедушки. Мало кто может ответить на вопрос: "Как твой дед оказался в Донецке, почему твоя бабушка переехала в степной безводный Крым из Полтавской области? А кто были их родители? Чем занимались? Как жили 100 лет назад?"

Если ещё есть, у кого спросить, спросите. Если уже нет, ищите, откуда вы родом, собирайте по крохам то, что ещё можно найти, и сохраните это для детей. Чтобы у них не было вопроса "кто я и откуда родом", а страшные события столетней давности не имели ни малейшей возможности повториться вновь.


Количество обращений к статье - 1853
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (36)
Д. Якиревич | 01.07.2017 10:05
Милая Леночка! Сегодня 1-е июля 2017-го года, сейчас 111:05 по израильскому времени, столько же в Киеве. Чувствуется, что администрация журнала вот-вот отправит номер в архив, чтобы выставить свежий, 550-й. К этому часу (более двух недель тому назад был опубликован Ваш рассказ) число Ващих читателей составляет 1258 человек. Это очень хороший дебют. И хочется пожелать Вам успехов в литературе. Появляйтесь в "МЗ" почаще. Как видите, Вы всем понравились. В добрый час!
Игорь | 29.06.2017 22:48
Уважаемый Гость | 29.06.2017 07:49, согласен с Вами, что любое отклонение от темы у рационально мыслящего, ценящего время и терпение оппонента, человека вызывает раздражение. Рассказ прекрасный, волнующее соединение литературно-художественного с личным. Никакого значения не имеет фамилия одного предка, будь то сапожник Шляпенштох или гусар Оболенский-Голицын. История доказала, что именно от таких родовых комбинаций рождаются крупнейшие таланты. Согласитесь, однако, что, когда злобствующий клоун НЕИЗМЕННО ПРОСТРАННО анонимно льет помои на людей, рядясь при этом в тогу Матери Терезы, не забывая при этом подпустить комплимент (заслуженный, но приторный) редакции сайта, то трудно удержаться от пинка в его аноличность. Спасибо за внимание. Игорь
Гость | 29.06.2017 08:48
Вот-вот: скромные ходящие строем обыватели-игорьки всегда готовы поддержать любую мерзость.
У них все должно быть поименовано, инвентаризировано, не отличаться от незамысловатых понятий и мыслей. Цинизм и пошлость их родного города Егупца (известного в России своими домами терпимости, а в СССР - мещанским жлобством и партийным хамством)- коростой проели все слои населения. Осип Мандельштам называл этот город "Вием" - монстром, а Москву - "курвой".
Вся эта въевшаяся в подкорку и ментальные коды нечисть разошлась пО миру и всегда "качает права".
Чем наглее и безбарьернее - тем слаще. А когда получают по морде - жутко возмущаются такой несправедливости. Требуют санкций.
Проклятые места и люди - недобрые, подозрительные - уничтожают себя сами или аннигилируются природными катаклизмами, на обломках которых они обустраивались.
Великий киевлянин Михаил Булгаков называл все это "разрухой в голове".
Гость | 29.06.2017 07:49
Глубокоуважаемые Кац и Игорь! Давайте не будем уводить дискуссию в сторону, все больше удаляясь от обсуждения рассказа Лены. Мы и так потратили много времени на выяснение вопроса, надо было или не надо приводить полные фамилии родственников автора. Надо или не надо разыскивать их потомков. А рассказ хороший! Вообще, не все рассказы о родственниках или ссылки на них представляют интерес. Порой, когда читаешь примеры из жизни тетей, дядей, внучатых племянников и т. п., вспоминаешь бессмертного рассказчика Швейка. Так что, прибегая к подобной тематике, не будем забывать и о впечатлении, которые наши тети и дяди произведут на читателя. Т. е. сохраним чувство юмора. Все сказанное не имеет ни малейшего отношения к прекрасному расказу Лены, который вызвал столько эмоций.
Игорь | 29.06.2017 06:24
Оно| 27.06.2017 23:48 от скромности не только не умрет, но никогда и не заразится. Его сциентистский иммунитет отвергает любую итеэровскую конвенцию. Речь интеллигентного Оно для итеэра кажется странной. Система ценностей - тем более. 50-ти оттенков серого, которыми заливает мозги оппонентам Оно, для итеэров не существует. Думайте, несчастные ИТРы, думайте о своих детях и внуках и не читайте им на ночь Оновскую нетленку.
Гость | 27.06.2017 23:48
Я всю жизнь защищал людей от любых посягательств - и до войны, и во время войны, и в последующие годы. Это непросто. Более того - это очень неудобно: люди, как правило, воспитаны так, что считают насилие нормой, а агрессоров - добропорядочными людьми.
Диссидентом и общественником может быть всякий: записывают туда власти. Меня не охватили - а то бы отмотал срок по дурости и несдержанности высказываний. Наше довоенное поколение было не коллективистским, а персоналистским. Это потом пришло хрущевское поколение младших братьев военного и послевоенного розлива - романтики с гитарами и кучкованием на стадионах и в политехнических залах. Это разлом, разделивший две цивилизации: сциентистскую, основой которой является интеллигенция, - и операциональную - основой которой являются итээровский класс, у которого мышление заменено конвенцией, соглашением. Речь интеллигентного человека для итээра кажется странной. Система ценностей - тем более.
Прочтите это и подумайте. О себе, своих детях и внуках. Если это, конечно, вас интересует... А на нет - и суда нет!
Д. Якиревич | 27.06.2017 15:52
Дорогие друзья! Я знаю Абрама Торпусмана с января 1982-го года, когда мы оба были приглашены на 1-е заседание Инициативной группы по созданию Еврейской Историко-этнографической комиссии, которая работала много лет в Москве в практически нелегальных условиях. Он всегда демонстрировал наилучшие качества как общественное лицо. И как лицо частное. Я всегда был благодарен Абраму за бескорыстную помощь в проведении многочисленных культурных мероприятий как в СССР, так и впоследствии в Израиле. Не вдаваясь в суть беспредметного, на мой взгляд, спора вокруг рассказа Леночки, полагаю, что он не заслуживает тех резких оценок, которые прозвучали в данной дискуссии. Уверен, что при личном контакте с каждым из комментаторов Абрам снискал бы уважение.
Илья Ройзман | 27.06.2017 12:15
3. 24.06.2017, 13:16. "...готов принести ей (и только ей!) мои искренние извинения". Т. е. извиняться - только перед Еленой. Это надо понимать так, что остальные комментаторы - ничтожества, перед которыми и извиняться-то и нельзя, ни в коем разе, даже если Абрам окажется неправым... "Подло назвали мой комментарий "шовинистическим демаршем". Можно протестовать против "шовинистического демарша", но нельзя же полемику сводить к личным обвинениям, которые постоянно фигурируют у Торпусмана. У него непременно речь идёт о личных моральных уродствах оппонентов, с которыми господин Абрам Торпусман совершенно не знаком. Особенно он злоупотребляет словами: подлый - подлость.
4. 25.06.2017, 19:21. В этом комментарии Абрам призывает редколлегию цензурировать посты, содержащие критику Торпусмана.
5. 26.06.2017, 11:31. Не стану вникать в суть спора с "Кецеле". В любом случае последний все-таки не прибегает к оборотам Абрама Торпусмана: "Защитнику Чести Женщины Объяснять Ничего Не Стану. Не заслуживаете". Можно было бы как-то поинтеллигентнее, ведь учёный, выросший и учившийся Ленинграде.
6. 26.06.2017, 23:25. И снова обо мне. "... Не могу и не буду больше общаться с... самовлюбленным Ильёй Ройзманом". В который уже раз уважаемый Абрам хочет снабдить оппонента одиозными личными чертами. Не по-мужски это. Ведь я же ни разу не упрекнул его в личных изъянах. Как же так? Почему учёный прибегает к таким приемам? И теперь уже не обо мне: "Кецеле - кляузник с громаднейшим стажем". Все-таки дискуссия, сам "Кецеле к таким характеристикам Абрама Торпусмана не прибегал.
Но в целом весь спор, как говорится, не стоит выеденного яйца. Какое это имеет значение: есть фамилия, нет фамилии? Разве кто-то потребовал у И. С. Тургенева фамилию Герасима? А у Чернышевского фамилию Веры Павловны? Разве кто-то спросил у Шолом-Алейхема, как фамилия мальчика Мотла? Или Менахема-Менделя?
Илья Ройзман, Москва.
Илья Ройзман | 27.06.2017 12:14
Уважаемые комментаторы и читатели! 5 дней тому назад решил, что больше не буду участвовать в дискуссии, полагая, что все уже сказал. Но сегодня уже 10-й день, как идёт спор, а от дискуссии не осталось и следа. Она превратилась в какую-то Интернет-потасовку, в скандал, в котором трудно разглядеть какой-то смысл. Подумайте, вокруг чего идёт сыр-бор? Должна ли была Елена привести анкетные данные своих родственников по линии отца? Почему не привела?
На это есть, казалось бы, простейший ответ. Н е х о т е л а! Понимаете, не хотела. Или посчитала ненужным. И это касается только её, не должно провоцировать скандал между зрелыми мужчинами, учеными, редакторами и прочими интеллектуалами. На этом можно было бы закончить. Но спор продолжается. Да если бы спор! С одной стороны, нападающее большинство (все, за исключением Иосифа из Нешера, как будто бы нейтрального участника), с другой, Абрам Торпусман, выложивший изрядную порцию оскорблений в адрес своих оппонентов. При этом все время утверждающий, что оскорбляют его. По правде говоря, в такой ситуации нет никакого соревнования мнений. Когда один человек оказывается против всех, трудно ожидать взвешенной реакции одиночки, которого оппоненты могут здорово вывести из себя. Должно возникнуть желание ему посочувствовать. И мне не очень хочется участвовать в общем хоре. Все мы уже люди немолодые, и незачем воздействовать на сердечно-сосудистую систему каждого из нас: и Абрама Торпусмана, и того же "Кецеле", как назвал его Абрам Торпусман (они, видимо, как-то знакомы). Но Иосиф из Нешера выступил с предложением: сформулировать конкретные требования, "чтобы Абрам извинился" за оскорбления. Если этих требований не опубликовать, то претензии к Абраму следует снять.
Дорогой Иосиф! Если б Вы знали, какую тёплую ностальгию Вы тем самым во мне вызвали. Вырос я в украинском местечке, и такую логику наблюдал только там, среди тогдашних евреев, многие из которых уходили корнями ещё в 19 век. Русские и украинцы не могли так рассуждать. Только евреи! Понятно, что тут Вы на стороне Абрама. Но не в этом суть, а именно в Вашей такой еврейской логике.
Но попробуем последовать Вашему призыву. Пройдёмся по комментариям Абрама Торпусмана.
1. 21.06.2017, 23:51. "Просветите, будьте добры, нас, невежд". "Вы-то, не сомневаюсь, в литературе собаку съели". Это обращения ко мне.
2. 22.06.2017, 22:29. Опять ко мне: "Многословно обвинив оппонента вздорным обвинением в некомпетентности... Пререкаться с некомпетентным и самоуверенным оппонентом больше не стану". Никаких разговоров о компетентности у меня не было. Только о вкусе! На этот раз он обиделся и за то, что я сравнил его требования с тем, чего хотел Огурцов, предлагая, чтобы в интермедии назвали личные данные критикуемого персонажа. Приведя этот пример, я не ожидал такой реакции. Человек с чувством самоиронии, наверное, отшутился бы: "Да уж, ну и промахнулся. Ведь и в самом деле, получился Огурцов. Но у меня тоже есть чувство юмора. В следующий раз потребую от Вас сатисфакции. Готовьте перчатку!". И инцидент был бы исчерпан. Но тут пошли прямо кровные обиды: "некомпетентный и самоуверенный". Понятно, что себя Абрам считает компетентным и постоянно сомневающимся в себе.
Илья Ройзман, Москва.
Гость | 27.06.2017 09:17
Видный, уважаемый в Израиле человек Дмитрий Якиревич задал намечающемуся форуму достойный, гуманистический тон. Эгоцентричному Абраму это не понравилось: все должно крутиться вокруг него. И началось "движение".
Каковы уроки этого форума?
Абрамы знают, что в субтоталитарных обществах хамский - будь то барский или плебейский демарш - не получает отпора. Все это известно, а научно хорошо описано Львом Тихомировым в знаменитой работе "Почему я перестал быть революционером". Зло и примитив будут резвиться до тех пор, пока все не разрушат, не расшматуют.
Это хорошо описано в Торе и знаемо всеми по новейшей и современной истории.
Каждый человек задает при этом непременный вопрос: "Так что же будет?".
Добротный, честный журналист существует для того, чтобы такому человеку ответить: "А ты посмотри, что есть вокруг тебя - и сам поймешь". Поэтому демарш "людей болота" - прекрасный показатель температуры общественных нравов, которые люди науки описывают в рамках социальной термодинамики.
Простодушные недообразованные люди полезны. Они являются индикаторами важнейших социальных и мировоззренческих противоречий.
В чем главная печаль Абрама Торпусмана?
Она проста, как колумбово яйцо: "Ты меня уважаешь?". Он неоднократно слышал, что это невозможно, поскольку существуют разные, независимые, несоприкасающиеся уровни - и все равно требует. Это типичный "демарш профана", который давно "раскрутили" и украинские евреи ("ДалЭко куцому до Каца!"), и украинцы ("Що та сыла, як дурна гулЯ!"). Ну, и пусть гуляет - "Скилькы тийэйи зымы?"!
Хотел бы обратить внимание на страсти, развернувшиеся на ветке знаменитого интернетовского пирата-баламута 92-летнего патриарха Хаима Брейтермана. Там разгулялось просто немыслимое международное многоуровенное юмористическое роскошество где число ПИ дефилирует под ручку с ПИвом. А ЛЕПТОНЫ плавно перелетают в "Не ЛЕПО ЛИ ны бяшет"... харьковско-литовского матфизика "профессора ариТметики" Мотке фун Вильнэ.
Вот вам и "социальный градус" - только читайте. И получайте удовольствие, пока живется, невзирая на хмурых зануд.
Игорь | 27.06.2017 01:21
Гость Иосиф, человек, к которому Вы обращаетесь с предложением назваться хотя бы псевдонимом, не отзовется. Он - ИДЕЙНЫЙ аноним и горд этим. А опознавать его легко по оборотам речи и характеристике данной Абрамом. Он - Оно, Юрий Кац, Кецеле, а главное, ГОСТЬ!
Абрам - Иосифу из Гешера | 26.06.2017 23:25
Дорогой Иосиф,все Ваши комментарии к очерку Елены мне глубоко симпатичны. Ваши миролюбивые призывы благородны. Другое дело - не могу и не буду больше общаться ни с честным, но самовлюбленным Ильёй Ройзманом, ни с черным анонимом, которого я назвал Кецеле. Вы вот зря понадеялись, что, предложив этому Кецеле изложить мне, чем я оскорбил Леночку, поставите его в тупик, и его обвинения будут дезавуированы. Кецеле - кляузник с громаднейшим стажем (70 лет, не меньше!) и быстро сварганит и представит в МЗ текст строк в 200 с претензиями, которые несведущим смогут показаться логичными. Отвечать не стану, очень он мне надоел...
Гость | 26.06.2017 15:20
Абрам! Не надо говорить о заслугах в еврейском движении в СССР и демонстрировать "гордость" - где необходим ум, такт и совесть. Я знавал людей, сидевших в советских тюрьмах как защитники евреев - и оказавшихся на диво трусливыми и малодушными в Израиле. А сколько "заслуженных" поливало алию 90-х - всем известно.
К сожалению, и в еврейском, и в израильском обществе - отношение к человеческой личности всегда было циничным - это описано как норма поведения и в Торе, и в еврейской литературе, это же перешло как давняя традиция в израильский менталитет и особо ярко и отчетливо - в СМИ, нормы права и судопроизводства.
Этот номер МЗ по сути дела рассматривает различные аспекты совести и социального здоровья государства Израиль и евреев - как в рассеянии, так и в ишуве.
Поднимается это и на "ветке" Якова Сегала, и Бориса Гулько, и Петра Люкимсона, и Игоря Аксельрода, и Михаила Копелиовича, и Елены Богатыренко, и многих-многих других. Газетчик, литератор, читатель и гражданин - не может этого не видеть и не быть за это благодарным создателям такого совершенного человеческого "камертона".
Теперь вы поняли - кто вы и что вы, и какова всамделишная цена вносимой вами какофонии?
Абрам | 26.06.2017 11:31
Гостю 20.40. Узнал Вас, кецеле. Не стану раскрывать фамилии, учитывая трусость и возраст (вы помните "уроки близких довоенных времён"). Имеете обыкновение нападать исподтишка (близкие обучили??), но часто многие в МЗ опознают вас по стилю ("эгоэкология"!!) и накалу ненависти, узнал и я. Вы не очень скрываете, за что меня ненавидите - "гордый еврей". Да, я и в России был Абрам, не прятался под ником Юрий или, скажем, Евгений(как и теперь - под ником Гость),участвовал в еврейском движении...
Ну, а по существу храброму Защитнику Чести Женщины объяснять ничего не стану. Не заслуживаете.
Гость Иосиф, Нешер | 26.06.2017 08:06
Гостю 20:40. Прошу прощения, но я (возможно, не я один) прозевал, за что конкретно вы настаиваете, чтобы Абрам извинился. Убедительно прошу сформулировать это требование. Если вы этого не сделаете, можно будет считать, что вы его сняли.
И еще одна просьба к вам. Раз уж вы не называете своих имени и фамилии, то придумайте себе псевдоним, чтобы вас можно было узнавать в дальнейшем общении.
Гость | 25.06.2017 20:40
Лина! Коль у вас такой семейный подряд - убедите мужа извиниться. Он оскорбил женщину - и пререкается с людьми, которые не привыкли к такому стилю поведения. Я редактором был более 70 лет - и грудь передо мной выпячивать не следует.
Есть такие понятия, как социальная экология, экология культуры и эгоэкология - и во всех этих базисных основах семиотики поведения и высказывания речь г-на Абрама по меньшей мере ущербна. Он милостиво г о т о в извиниться...(сделайте одолжение!).
В интернете много странных людей, алчных, закомплексованных, самовлюбленных. Много хитрых и нахрапистых. Все они видны по структуре речи.
А наши братья меньшие вообще различают друг друга по полувзгляду и полужесту.
Я постарше вас и вашего мужа - помню уроки близких с довоенных времен, а к началу войны в сущности уже духовно созрел. Такое бывает. Поэтому настоятельно советую господину обидчику извиниться. Это сохранит душу и продлит жизнь. Всех вам благ.
Лина , Иерусалим | 25.06.2017 19:44
Сожалею, что опубликован "коммент" гостя 08.35.
Сожалею также, что Абрам ответил на подобное.
Абрам | 25.06.2017 19:21
Гостю 08.35. Вы очень предвзято читаете комментарии. Критику в свой адрес я назвал подлостью в одном-единственном случае: когда мне приписали ненавистный мне шовинизм. Вы не заметили, что я не считаю своё предположение единственно верным и готов прислушаться к другим предположениям, если они будут высказаны. Вы не заметили и того, что жена не разделяет моё предположение (и вообще не знаете её, если утверждаете, что она пишет по моему приказу). Вы атакуете под прикрытием анонимности и делаете меня виновным в неласковом израильском приёме жертв Шоа (тут уж, что называется, "пришей кобыле хвост"). Ваша маленькая заметка исполнена личных нападок с передёргиваниями. Я много лет работал редактором и таких комментариев, как ваши, не пропустил бы на страницы издания. Насколько можно понять из ваших слов, некоторые из ваших наскоков на меня были ещё скандальнее и не прошли "цензуры". Ну, это ваша проблема...
Гость | 25.06.2017 08:35
Абрам Торпусман! Проблема здесь одна: вы критику в ваш адрес квалифицируете как ПОДЛОСТЬ, а свою подозрительность в отношении автора к еврейским предкам - как доблесть "гордого еврея".
Для укрепления своей позиции вы позвали жену.
А детей и внуков с правнуками позвать не хотите?
Это непотребство в Израиле уже было. Уцелевших в Шоа с вытатуированными номерами называли "мылом".
Вам предложили извиниться - а вы все гоголем, да гоголем красуетесь... Не стыдно?
Наверное, вы какая-то особая персона - что вам позволено бесчинствать - а посты в ваш адрес - почему-то не проходят.
Лина Торпусман, Иерусалим | 24.06.2017 14:19
По-моему, рассказанное - подлинная семейная история. Она волнует из-за фактов, талантливо описанных Леной. Но действительно жаль, что не оглашена фамилия отца. Это досадно, так как Лена ищет родственников по отцовской линии. Как же без фамилии? Причина умолчания неизвестна. Хорошо бы сообщить также и данные людей, изображённых на фото, если это возможно.
Из личного опыта. Один из читателей моей статьи оказался правнуком моего двоюродного деда. По отцу он еврей, фамилия еврейская. Москвич, сын русской мамы, он, конечно, русский. И сын его носит ту же фамилию. И никаких комплексов.
Абрам Торпусман | 24.06.2017 13:16
Гостю 06:34.Я сообщил, что не считаю своё предположение , что Лена стесняется назвать свою еврейскую фамилию, истиной в последней инстанции. Если она сама или человек, близкий ей, назовёт другую, истинную причину странного умолчания, и сообщит, что моё предположение обидело её, готов принести ей (и только ей!) мои искренние извинения. Но вы, г-н Гость, подло назвали мой комментарий "шовинистическим демаршем". Вероятно, вас зацепило моё упоминание о наличии антисемитизма в современной Украине. Я восхищаюсь Революцией достоинства, но утверждать, что антисемитизма теперь там вовсе нет, - враньё, сродни гнусному советскому утверждению, что с антисемитизмом у них покончено навсегда...
Гость | 24.06.2017 06:34
Господин Торпусман должен осознать, что он ошибся и извиниться перед автором и участниками форума, которых он оскорбил своим шовинистическим демаршем. И Израиль, и Украина - страны многонациональные, многоконфессиональные, многоукладные, и подозрительная ревность в большинстве таких сообществ - не в чести. Об этом хорошо написал уважаемый и заслуженный человек - Дмитрий Якиревич.
Гость Иосиф, Нешер | 23.06.2017 13:47
Дорогие Абрам и Илья! Это я, сам того не желая, вызвал полемику между вами, сознавшись, что принял письмо Лены за реальное, в то время, как другие увидели в нем литературный рассказ. Мне больно видеть, как два достойных человека стараются поддеть друг друга там, где им следовало бы дружить. Я ведь понимаю, почему они это делают - жизнь приучила быть ершистыми. Сделайте мне одолжение и прекратите спор. Давайте жить дружно. Вы оба мне симпатичны. Искренне ваш Иосиф
Илья Ройзман | 23.06.2017 10:03
Господин Торпусман! До сих пор казалось, что мы дискутируем. Но Ваше последнее послание заставляет усомниться в том, что это так: Вы настолько рассердились, что рассуждения перешли в скандал. Не буду прибегать к характеристикам и личным обвинениям против Вас (это мне не нравится), ибо каждое моё слово Вы используете не предметно, а для личных обвинений. Самое лёгкое из них: “Многословно оскорбив оппонента…”. Где же это я Вас оскорбил? Или где же это я утверждал, что рассказ Елены является придумкой? Мне непонятны Ваши длинные рассуждения по поводу изменений еврейских имён в семье Елены. Вещь хорошо известная, и ничего тут ни прибавить, ни убавить. Но они вряд ли могут убедить в том, что автор рассказа должен приводить анкетные данные своих героев или разыскивать родственников посредством публикации рассказа. Не буду бросаться обвинениями на личном уровне: мы с Вами не знаем друг друга. Возможно, Вы меня не во всём поняли, если говорите о компетентности/некомпетентности. А я-то рассуждаю о вкусе. И это не всегда совпадает с компетентностью. Вкус воспитывается с детства. Это то, что получается из дома, а также десятилетия не только чтения хороших книг, но и посещения (в Вашем случае ленинградских) музеев и выставок, зала филармонии (теперь она носит имя Д. Д. Шостаковича), проникновения в красоту питерско-ленинградской архитектуры. Как говорят, неверно спорить о вкусах. В чём-то Вы вызвали у меня сомнения. По жизни я несколько раз обжигался. Например, когда пытался объяснить людям, далёким от музыки, что Шостаковича надо любить. Непонимание вызывало, если не оскорбления, то обвинения в том, что “сам ты ничего не понимаешь”. Видно, ничего Вам не докажу. Сожалею, что вызвал Вашу бурную реакцию. Ведь хлопать дверью – это уже скандал. Насчёт того, я что “приплёл” Огурцова, – не думал, что Вы так воспримете ситуацию, стопроцентно совпавшую с Вашим подходом. Здесь хватило бы немного самоиронии. Разве Огурцов тоже не требовал фамилии персонажа интермедии? На “некомпетентного и самоуверенного” не стану отвечать, ибо речь идёт не о компетентности, а о вкусе, так сказать, воспитанности. В остальном же желаю и Вам быть здоровым. И я говорю это без малейшего раздражения, с уважением к Вашей учёности, о которой Вы сообщили.

Илья Ройзман, Москва
Гость | 23.06.2017 08:24
Леночка Богатыренко совершенно права, что не "обнародовала" фамилии еврейских предков. Это мудрый поступок, потому как "народный глас", который столь непреклонно-навязчиво демонстрируют иные пуристы "самости" - весьма немелодичен.
СССР был страной всеобщего геноцида: всех наций, социальных слоев и классов. Фамилии и анкеты менялись тотально и по разным причинам и поводам. К филологии и этнологии это не имеет никакого отношения. Это борьба Власти против Личности. У Евгения Евтушенко тоже фамилия по матери, а не по немецкому отцу - Александру Гангнусу.
Так что - будем и ему выедать печень?
А потом будем резвиться с личностями-персонами израильских государственных деятелей, менявших фамилии поголовно...
Да и вообще - когда возникли у людей фамилии, и что в них такого особо сакрального - ведь паспортная
инвентаризация двуногих введена не так давно...
Невольно вспомнил известную сентенцию Алексея Хвостенко, которую когда-то использовал для эссе "Занимательная этнофрения":

"Человека - его оболочку и мысли -
не следует знать
ни одной собаке на свете...".

Моя мама Сара, родившаяся в маленьком еврейском местечке, где был рожден и я, - научила меня, что обыватели - как выедатели печенки, так и просто подозреватели, - главная причина всех бед отдельно взятого суверенного Божьего человека. Обыватель боится Персону, потому как она сама по себе, и не охвачена его дружным сплоченным коллективом. Боязнь не требует окончания университета: ни Оксфорда, ни Душанбе, ни Беркли, ни Рязани, ни Ленинградского - не к ночи будь сказано...
Вот вам и вся лингвистика с ономастикой и нац-казуистикой...
Вспомнилась далекая юность эпохи борьбы за советский творческий дарвинизм. Учителя биологии - сеятеля лысенковских идей мы именовали почему-то "Деляга в чунях" (чуни - это такие обрезанные резиновые сапоги, надевавшиеся на валенки и стеганую обувь - бурки) и всегда смеялись - непонятно почему.
Сейчас - понятно: нельзя в чунях лезть в немыслимо высокие азы знания, а в человеческую душу - и подавно...
Абрам Торпусман | 22.06.2017 22:29
Уважаемый Илья!
Ваше письмо начинается словом "обидно". Многословно оскорбив оппонента вздорным обвинением в некомпетентности, ощущаете себя невинной жертвой, когда Вам ответили так же, но короче. По существу: письмо, предназначенное для опубликования в печати, является литературным произведением. Мы с Вами поспорили не о жанре, а о том, является ли оно придумкой или выражает подлинную семейную боль автора. Если Вы полагаете его "чистой литературой", то могли бы попытаться объяснить, почему автор, сообщив читателю имя и отчество своего "мнимого" деда, имя бабушки (еврейское и "общее"), имя дедова брата, своих отца и брата, скрывает фамилию деда и отца. В чём суть этого литературного приёма? Я по своему научному занудству порылся в тексте и нашёл ответ. "Она изменила себе имя, чтобы не выделяться и не раздражать тех, кому не нравились евреи. Цива — это же смешно и вызывает повод для насмешек. Соня — просто и понятно". Елена пишет правду о своей семье. Фамилия деда и отца - это и её подлинная фамилия, не "по матери". Зачем высвечивать её и раздражать кого-то? Богатыренко - так просто и понятно, этого достаточно.
Понимаю, что моё рассуждение - не истина в последней инстанции, его можно оспорить. Может, у Вас нашлась бы другая гипотеза. Но Вы, неколебимо уверенные в своём "литературном вкусе", решили моё мнение просто высмеять и приплели для этого забавного героя, исполненного Игорем Ильинским. Ваше вторжение в абсолютно чуждую Вам область литературы оказалось провальным. Пререкаться с некомпетентным и самоуверенным оппонентом больше не стану. Будьте здоровы.
Илья Ройзман | 22.06.2017 10:56
Уважаемый Абрам Торпусман! Обидно, что Вы, вместо того, чтобы ответить по существу на моё замечание, пререкаетесь, пытаясь зацепиться за что-то. Вы делаете вид, что не заметили вопрос об отношении к литературе как заполнению анкеты. Или использованию её в качестве инструмента в поиске родственников. Вот об этом надо было сказать. Но уж очень не хочется признаться в оплошности. Вам не понравилось, что рассказ рассматривается в качестве литературного опыта. Эту квалификацию Вы даже закавычили. А какой же это опыт? Музыкальный что ли? И почему Ваше раздражение вызывает слово "опыт", если речь идёт об авторе, который в качестве литератора не известен? Ваше желание считать этот опыт конкретным письмом настолько сильно, что в доказательство Вы приводите фотографию родственников автора, иллюстрирующую рассказ. "Просветите, будьте добры, нас, невежд",- иронизируете Вы, доказывая, что письмо Елены это не "мистификация", ибо прилагается фотография - значит, письмо аутентичное, которое прямо подавай на регистрацию. Интересное доказательство и, вообще, странное, на мой взгляд, восприятие (почему-то Вы хотите говорить от имени всех: "нас", хоть все комментаторы говорят о рассказе или даже эссе). Ведь Вы пытаетесь отмести огромный пласт литературы, содержащий эпистолярную форму выражения взглядов писателя: от Чехова и Горького до Довлатова и Войновича. Не имея возможности ответить по существу, Вы рассуждаете в манере: "А ты - кто такой?" - и рассказываете о своём филологическом образовании. Читателю электронной газеты это мало о чем говорит, ибо литературный вкус - это ещё не дипломная корочка. О своей собственной учености или неучёности - не буду, - это не имеет отношения к делу. Не надо "съесть собаку" (этим оборотом Вы хотели "дать сдачи") в литературе, чтобы проявить чуть-чуть вкуса и понять, что форма письма – это лишь приём. А не буквальное письмо. И Ваньке Жукову тоже простим то, что написал в адресе: "На деревню дедушке". Но тут к нему нет претензий, они, скорее, к автору другого рассказа. Что ж это, писал письмо, а адреса не дал?

Илья Ройзман, Москва.
Абрам Торпусман, Иерусалим | 21.06.2017 23:51
Уважаемый Илья Ройзман! Если Вы имели неосторожность (прошу обратить внимание, что я ничуть не хочу Вас обижать и пользуюсь мягким словом) счесть тёплое и трогательное письмо Лены "литературным опытом", то как тогда Вы расцениваете приведенную фотографию из личного архива? Мистификация? Художественный вымысел? Просветите, будьте добры, нас, невежд.
Что касается Вашего тонкого предположения, что "литература - не моя специальность", обрадую: Вы попали в точку. Я, хотя и окончил Ленинградский университет с дипломом филолога, далее специализировался в области лингвистики, а не литературоведения. Поэтому, скрепя сердце, вынужден согласиться с Вашим компетентным (и тактичным) поучением: "Литература - совсем не то, чем она мне кажется". Вы-то, не сомневаюсь, в литературе собаку съели.
Гость Иосиф, Нешер | 21.06.2017 12:21
Уважаемая Лена! Попробую объяснить, почему ваш дед выбрал СССР. А что ему оставалось? В 30-х годах ХХ-го века Германия вела откровенную антисемитскую политику, уничтожая евреев. Франция отправляла своих евреев в немецкие концлагеря. США, Англия и др. не пускали евреев в свои страны. В Польше поляки убивали евреев, не дожидаясь прихода немецких войск (Вы слышали о городке Едбавне? )
А СССР вел интернациональную политику и пропаганду!
Вы, конечно, знаете о пакте Молотова - Рибентропа. Мой отец Письменный Лев Айзикович, еврей, родившийся и почти всю жизнь проживший на (в) Украине, рядовой Красной (Советской) Армии в 1939 году был послан на войну с Польшей и всю жизнь воспринимал эту войну как освобождение братьев - западных украинцев и белорусов. Будучи в Польше, он разговаривал с местными евреями, и они объяснили ему, что эвакуация на Урал и Сибирь - лучше, чем немецкая оккупация и гетто. Вот ваш дед и отправился в СССР.
Иосифу | 20.06.2017 13:42
То, что дедушка Елены был реальным человеком, не вызывает сомнения. Но и то, что Елена облекла свои переживания в форму рассказа, не меняет дела. Рассказ на тему о реальных событиях. Плюс, конечно, как обратил внимание один из комментаторов, это литература. И давайте учитывать все эти аспекты, пребывая в поле культуры.
Гость | 20.06.2017 10:49
Леночкино эпистолярное эссе - выше всяких похвал, и трогает душу любого чувствующего, нормального, порядочного, цивилизованного человека.
К сожалению, среди людей немало и обывателей - как простых, так и заслуженных. Обыватели - не виноваты, что они подозреватели: такими их сделали родители.
Они делят людей на евреев и неевреев, а евреев - на хороших, правильных - и плохих, неправильных. Тут им хоть кол на голове теши.
В Израиле много всякого. Именно в этом смысле, где есть место всякой персоне, - это центр мира. Здесь столько разноцветных библейских печальных глаз и лиц, столько разномастных философских лбов - что диву даешься. СМИ вопят черт-те-что, а люди - живут своей повседневной тяжкой неправильной жизнью, невзирая на подозревателей Ави с Мордехаями.
Моя мама Сара говорила: "Обыватели хуже фашистов". Против фашизма, как идеологии, есть международные законы. А против обывательства, как способа понимания жизни - законов нет и не будет. Их можно только не пустить дальше порога...
Мне нравится это издание и особенно этот номер, потому, что в нем редакция смогла поместить самые разнообразные проявления жизни во всех аспектах и противоречиях. По сути - это цель настоящей журналистики. Как старый "газетчик", я не могу об этом не писать: в моем представлении журналистика всегда представлялась не кулинарией, и не машиной, а архитектурой. И хорошо, что редакция из года в год, здание за зданием - выстраивает город, который люди разных поколений и стран считают своим!
Гость Иосиф, Нешер | 20.06.2017 07:32
Уважаемая Лена! Очень сильно написанное письмо. Когда читал, был уверен, что это реальное письмо.
Тут некоторые читатели считают, что это рассказ.
В любом случае - вы очень талантливы.
Илья Ройзман | 19.06.2017 10:48
Уважаемый Абрам Торпусман! Редко пишу комментарии, но сейчас решил. Когда прочитал рассказ Елены Богатыренко из Киева, то воспринял его как литературный опыт. Может быть первый. А может быть и вполне зрелый. Написано добротно. Во всяком случае, я нашёл в этом литературу и раскрытые еврейскому миру и просто людям объятия милой женщины. И меня очень удивило Ваше замечание, сделанное, Елене,не назвавшей в рассказе-письме фамилию своего деда. Разве литература это заполнение анкеты? С указанием всех данных о родственниках до какого-то колена? Каждый в силу своего образования и развития может предъявлять разные требования к авторам литературных произведений. Но не любые из этих требований целесообразно выносить на суд общественности. Во всяком случае, надо быть уверенным в безупречности своего литературного вкуса. В этой связи вспоминается товарищ Огурцов, герой известной кинокомедии, требовавший, борясь с обезличкой, назвать со сцены анкетные данные сатирического героя.
Видимо, Елена не ставила себе задачей и поиск потомков дяди Шлёмы. В противном случае она бы не написала хороший рассказ, а обратилась в соответствующее бюро.
Не хочется Вас обижать, но поскольку литература, как видно, не Ваша специальность,то Вы и не обидитесь, если отметить, что литература совсем не то, чем она Вам кажется.
Илья Ройзман, Москва.
Абрам Торпусман | 17.06.2017 10:50
Лена всё-таки стесняется назвать фамилию деда и отца. Градус антисемитизма в Украине, говорят, очень сильно понизился, но - никуда не делся. А зря Лена стесняется. Глядишь, и родственники бы отыскались (хотя бы потомки дяди Шлойме), и что-то о жизни прадеда с прабабушкой рассказали бы...
Тронутый Гость | 16.06.2017 23:16
Неплохой рассказ, трогательный. Забавно: мой дед тоже перебрался, в свое время, из Польши в СССР. Я так понимаю, что Польша тогда считалась глухой провинцией, и люди хотели попробовать себя "на большой арене". В те времена трудно было понять, что собой, в реальности, представляет "первое в мире государство рабочих и крестьян". Однако, братья деда, оставшиеся, в Польше, и их родители погибли в Холокосте. Вот тебе и пожалуйста...
Д. Якиревич | 16.06.2017 17:33
Леночка! Очень трогательное письмо. Прямо берет за душу. Как много Вы сумели выразить! Очень человечно. И по-еврейски, и по-украински. Созвучно тому, что ощущают сегодня украинцы как граждане Украины: собственно украинцы, евреи, русские, татары, армяне, грузины...
Страницы: 1, 2, 3, 4  След.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2017, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com