Logo
20-30 нояб..2017


 
Free counters!


Сегодня в мире
14 Ноя 17
14 Ноя 17
14 Ноя 17
14 Ноя 17
14 Ноя 17
14 Ноя 17
14 Ноя 17
14 Ноя 17
14 Ноя 17









RedTram – новостная поисковая система

Корни и крона
Еврейская судьба
Галина Айзенштадт, Тверия

Еврейская судьба - это почти всегда "что-то с чем-то", отмеченная такими поворотами, что впору самим удивляться. А не удивляемся, потому что какая бы это была еврейская судьба, если бы она проходила гладко?


Ну и без препятствий, то ли нами самими создаваемыми, то ли привнесенными извне, мы тоже не можем, иначе наша жизнь была бы слишком постной и скучной. Мы непременно должны ставит

ь цели, страдать и бушевать, намереваясь достичь их во что бы то ни стало, не жалеть прилагаемых усилий, чтобы результат был именно тот, что запрограммировали(другое дело,- удается ли это нам в той мере, в какой хотелось бы, и удается ли вообще).

Признаюсь, эти мысли возникли не сами по себе, а под влиянием автобиографической книги Амоса Оза "Повесть о любви и тьме". Его родители всегда переходили на русский язык, когда хотели что-то скрыть от ушей ребенка, но в то же время категорически не хотели учить сына этому языку. Пусть с младых ногтей "купается" в иврите. Иначе для чего они приехали в Палестину и поселились в Иерусалиме, где и родился Амос?

По аналогии я вспомнила своих родителей. Когда они хотели, чтобы я не догадалась о чем они говорят, они переходили на идиш. О том, чтобы меня учили ему, не могло быть и речи, как и для большинства советских евреев. Про иврит и говорить не приходилось. Поэтому я "купалась" в русском яз

ыке.

И вот вам еврейская судьба: книги Амоса Оза я читаю в переводе на русский язык, а Амос Оз читает любимого Чехова в переводе на иврит.

Но вообще надо отдать должное судьбе: она знает, для кого какую нить плести, хотя сами мы об этом не догадываемся, считая, что сами кузнецы своего счастья. Разумеется, внешне всё так и выглядит, что - сами:сами принимаем решение, сами его исполняем. Но если вглядеться в некоторые повороты нашей судьбы, то мы вынуждены признать, что они как будто нам кем-то подсказаны, хотя мы об этом и не подозревали.

Вот мне никогда не хотелось жить в Иерусалиме. Насчет Тель-Авива иногда возникала мысль и тут же исчезала. И слова "Иудея", "Самария" никаких эмоций у меня не вызывают . А "Галилея" - вызывает, и настолько, что даже библейское пренебрежение к ней вызывает у меня возмущение.

А несколько лет назад я вдруг разобрала это слово по частям и ахнула:Гали - Лея: мое имя и имя моей мамы! Вот и не верь в особую еврейскую судьбу!

Надо признаться, что. живя в Минске, я никакого участия в еврейской жизни не принимала, да и вообще никакого понятия о ней не имела.

Закончив университет, я даже понятия не имела и о том, что до войны идиш был одним из четырех государственных языков Беларуси. И лишь готовя очерк к очередному "круглому" юбилею Октябрьской революции и начав листать газеты 20-30 годов, с удивлением "открыла Америку", и не только эту:оказывается, и сельсовет был один целиком еврейский, и колхозы - еврейские, и газеты и журналы выходили на идиш, книги издавались...

Чем всё это закончилось, хорошо известно: запретами, репрессиями, полным уничтожением еврейской культуры. Не удивительно, что для меня и таких, как я, встроенных в иную культуру, всё это было в прошлом, и никак не влияло на мое отсутствующее еврейское самосознание. Хотя я никогда не скрывала, что я - еврейка, и не перешла на фамилию мужа-белоруса.

Он, рожденный на Севере и приехавший в Минск лишь после службы в армии, в отличие от меня никакого понятия, не имел о белорусской литературе и культуре, не владел белорусским языком, не умел на нем ни говорить, ни читать, ни писать.

Надо ли говорить, с каким энтузиазмом я бросилась в бурную политическую жизнь девяностых годов, в отстаивание белорусского возрождения, чему посвятила немало газетных и радийных (на белорусской "Свободе") выступлений. Приверженцев советской власти это крайне возмущало, и одна из них написала:"Когда же ты уберешься в свой Израиль?!".

В ту пору я вовсе не считала Израиль своим. Даже мыслей о нем не было. Но когда Беларусь стала независимым государством, мои коллеги по "Свободе" стали произносить в моем присутствии слово "жид" и наблюдать, как я на него реагирую. И даже в эфирах "Свободы" оно стало звучать, а на мое возмущение отвечали тем, что ничего оскорбительного в этом слове нет, так евреев в белорусских землях называли еще с исторических времен.

Естественно, стерпеть это я не могла и громко хлопнула дверью. Но уже после ухода со "Свободы" я все-таки добилась, что это оскорбительное слово в эфире звучать перестало.

Не только в каждой сказке есть "намек, добрым молодцам урок", но и, пожалуй, в каждой житейской истории, и в этой моей - особенно. Мы - евреи - народ странный, мы стремимся быть в каждой бочке затычкой. и особенно - чужой. Пока в нас нуждаются, нас терпят. А потом показывают наше место:появились новые затычки, пусть и в чем-то уступающие прежним, но зато свои и по паспорту.

Но сколько бы нас ни тыкали носом и ни отказывали в праве быть своими, мы все равно будем лезть в свое и одновременно не свое дело, потому что такая уж наша еврейская натура. А, может, карма? Может, поэтому мы и расселились по всему белому свету? Или нас расселили?

Считается, что всё началось еще с тех пор, как погибло Израильское царство, и десять еврейских колен были уведены в плен. А уже после падения Иудейского царства и разрушения Второго Храма процесс этот окончательно завершился.

Так выглядит наша библейская история. Но в житейском смысле все-таки не совсем так. Во-первых, "отрезали" от Израильского царства по частям, о чем свидетельствует та же Библия, и не всех единовременно уводили в плен, и даже во время Иудейского царства в моей Галилее еще проживали потомки и Звулуна, и Ашера, и Нафтали, да наверняка и других.

Их даже зазывали приходить на совместные молитвы в Иерусалимский Храм, но не все откликались на этот зов, потому что, как известно, два еврейских царства, увы, враждовали между собой, и взаимное недоверие и обиды остались и после распада Израильского.

Не стали ли эта вражда и глубокое недоверие друг к другу причиной того, что десять колен "пропали"? Беру слово "пропали" в кавычки, потому что убеждена, что они не пропадали, а просто не захотели вернуться туда, где к ним относились высокомерно.

Кроме того, нельзя забывать, что в те далекие времена и границы географические территорий, где проживали евреи, были совершенно другими. Границы, в частности, доходили до Сидона, и хотя этот город принадлежал финикиянам, евреев там было много, и они,. между прочим, вместе основывали Карфаген.

Самым удивительным открытием для меня была информация о том, что под Сидоном был похоронен известный раввин Звулун, которого там считали чуть ли не святым.

... Колену Звулуна досталась земля Изреэльской долины в Нижней
Галилее, а страстью его стало мореплавание (художник – Виктор Бриндач, Израиль)


Звулун - шестой сын Леи, жены Яакова. О колене Звулуна крайне мало информации, в отличие от других колен. Как будто оно чем-то кого-то прогневало. Хотя его воины храбро воевали по призыву судьи Деборы против Ханаанского царя, она в победной песне произносит загадочную фразу о том, что "Звулун - народ. обретший душу на смерть".

Жутковатая фраза, может быть, связанная с какими-то религиозными спорами. Поди, разберись в этом, спустя тысячелетия!

А Моше, прощаясь перед кончиною с народом, и предвосхищая будущее колен, о Звулуне, уже тогда как будто что-то предвидел и сказал:"Радуйся, Звулун, выходу твоему". Куда, откуда?

Но почему все-таки именно об этом колене я так неотступно думаю? Не знаю. Мне даже как-то привиделся в полусне этот Звулун, родоначальник колена:небольшого роста и весь обросший черной бородой. И я как будто спросила его:"Это ты, Звулун?". И он кивнул головой.

Может, мы все действительно когда-то были на этой земле, и где-то в нашем подсознании запрятано воспоминание о том времени и тех людях, с которыми мы тогда были рядом?

Кстати, Дебора в своей песне упоминает. о том, что от Звулуна пришли воевать и начальники, "владеющие тростию писца". Не "родственники" ли мои?

Сейчас "тростию писца" можно считать компьютер, и большинство из нас активно пользуется им. Многие очень любят оставлять свои комментарии на сайтах, почти по любому вопросу . Главное, чтобы была возможность высказаться.

Дело часто доходит до перепалки и взаимных оскорблений. И почему мы такие "язвы"?

Не надо думать, что в былые времена мы были лучше. Вот взять одного из классиков литературы на идиш Менделе Мойхер-Сфорима. В 1878 году он написал сатирическую книгу под названием "Путешествие Вениамина Третьего". И кого он там "кусает"? Вениамина из Туделы, жившего в XII веке, который тринадцать лет путешествовал по местам проживания евреев в разных странах мира и оставил для потомства интереснейшие дневниковые записи.

В1543 году они были изданы под названием "Книга странствий Раби Вениамина".

Над чем здесь можно ерничать? Только восхищаться можно Вениамином из Туделы (Испания) да быть ему благодарным за оставленные сведения. Но Менделе (его настоящая фамилия Абрамович) решил поиздеваться над путешественником: дескать, газеты, воздали слишком много хвалы ему, забыв о его предшественниках-путешественниках.

Туделу он прозвал Тунеядовкой, и обсмеял всех жителей города, дав им нелестные характеристики. Но особенно досталось Вениамину. "Намереваюсь я рассказать вам, высокочтимые, о том, как забрел он в дальние края и тем самым снискал себе славу нетленную".

"И дабы возвеличить путешествие нынешнего Вениамина, газеты, как водится это у евреев, перво-наперво смешали с грязью его предшественников, присовокупив, что все теперешние путешественники попросту скопище попрошаек, не имеющих пристанища и крова... Куда им, обезьянам эдаким, до нынешнего Вениамина, Вениамина Третьего, подлинного путешественника!".

С таким вот "юмором" написана книга Менделе, жанр которой он определил как "сатирический роман".

Зато, с каким удовольствием перечитываешь записки Вениамина из Туделы" У меня в них есть любимое место. "А в Персидской земле есть евреи, которые говорят, что в горах Нишкапур живут четыре племени Израилевых, а именно:племя Дан, племя Звулун, племя Ашер, племя Нафтали, которые были включены в первое пленение царем Ассирии Шамшанеером, как написано в Книге Царей".

"И он посадил их в Гамахе, и в Хаворе на реке Гозан и в городах Медесы".

"Протяженность их земли - двадцать дней пути, и они имеют города и большие села в горах;река Гозан с одной стороны протекает по границе. Они не подчиняются власти идолопоклонников, а имеют собственного принца, чье имя - раввин Иосиф Амапнами Левит. Среди них есть ученые.

И они сеют и жнут, и ходят войной через пустыню до самой земли Тум".

И другие интересные подробности из жизни и быта этих племен сообщил Вениамин из Туделы. Никуда они, как видим, не пропали, а сумели не просто выжить в чужом краю, но и построить свой Израиль.

А что же наш Менделе? Еврейская судьба оказалась тут как тут и показала свой характер:Менделе Абрамович подружился с неким нищим(?) и отправился с ним...путешествовать(!), правда, всего лишь по городам и весям нынешних Литвы и Украины, и на телеге, пока не осел в Одессе, где занялся писательством.

Родился и вырос Менделе в местечке Копыль, что в 126 километрах от Минска. Однажды мне даже довелось побывать там в командировке, и мне показали дом, в котором как будто жил писатель Сфорим. Мне кажется, что там был даже небольшой его музей.

Я решила заглянуть на сайт нынешнего Копыля. И что же? Вообще не нашла никакого упоминания о Менделе, хотя туристов зазывают приезжать в местечко. И что им предлагают увидеть? Некий исторический курган, где что-то когда-то интересное раскопали, а также сообщают, что впервые о Копыле упомянули в 1274 году в Галицко-Волынской летописи, а в 1652 году Копылю было даровано Магбургское право.

Как жаль, что Менделе не написал историю своего местечка, а потратил время на ерничанье над Вениамином из Туделы!

По следам же Вениамина из Туделы отправился его современник , пражский раввин Петахия из Регенсбурга. В своих записках он пишет о себе в третьем лице, и они кажутся мне не столь живыми, как Вениамина. Собственно, меня в них заинтересовало посещение Тивериады Он пришел в город из Сирии, перевалив через Иордан, "в том месте, где он вытекает из пещеры, который в Талмуде называется Панеас, и затем прибыл в Тивериаду, где находится большая еврейская община, хотя и состоят не более как из ста, двухсот, трехсот семей."

"В Тивериаде есть синагога, построенная Иисусом, сыном Навина".

Тивериада и Ципори, и все города,, стоящие в равнине, принадлежат к Нижней Галилее, потому что там нет гор".

А вот что писал о Тивериаде побывавший здесь ранее Вениамин из Туделы:"В Тивериаде около пятидесяти евреев, и во главе их раввин Аврам, астролог, р. Мухтар и р. Исаак.

Здесь бьют из недра земли горячие ключи, называемые термами Тивериадскими, а поблизости синагога Халева сына Иерониила, и кладбище еврейское, где похоронены р.Иохан, сын Закая, и Ионатан бен Леви.

Всё это в Нижней Галилее".

Мы можем сравнить не только разницу стилей повествования двух путешественников (надо ли говорить, что стиль Вениамина мне больше импонирует), но и увидеть, что число евреев, живущих в Тивериаде, за время после Вениамина увеличилось.

Интересно, оставался ли еще в живых астролог, когда Петахия побывал в Тивериаде? И как жаль, что о нем ничего не рассказал Вениамин из Туделы.

В комментариях к записям Вениамина из Туделы я прочла, что в Талмуде есть спор о том, на месте какого поселения - Хамафа или Раккафа - был построен город Тиберия. И, конечно, каждый мудрец остался при своем мнении.

Единственное, в чем ни у кого нет сомнения, - это то, что построена Тивериада в уделе колена Нафтали.

Вся последующая история её хорошо известна и расписана чуть ли не по годам:когда сменялись режимы власти, происходили войны, землетрясения, как бедствовало или временами (случалось и такое) процветало население.

И, конечно, какие мудрецы здесь жили, какой вклад внесли они в иудаизм, и кто из них похоронен в городе, которому они отдали много сил, чтобы он стал одним из четырех святых городов Израиля.

Обнаружила я здесь и "белорусский след": 7 сентября (какая, однако, точность!) 1777 года в Тибериаду из Витебска прибыл с тремястами(!) учеников хасидский раввин Менахем-Мендл, кстати, долгое время живший и в Минске.

Десять лет был в Тибериаде во главе своей общины, а после смерти похоронен на местном хасидском кладбище.

Легенда гласит, что он так нетерпеливо ждал прихода Машиаха, что ежедневно по утрам выглядывал в окно: не идет ли Он? И сокрушенно констатировал::"Он еще не пришел, потому что наш мир еще все тот же".

Как при этом не вспомнить, что в уделе "моего" Звулуна был Тот, чье имя иудаизм запрещает даже произносить вслух? Однако дядя писателя Амоса Оза Иосеф Клаузнер, сам человек верующий и соблюдающий традиции, не только произнес его, но и издал в 1921 году книгу "Иисус из Назарета", которая принесла ученому-еврею мировую славу.

Ему, конечно, досталось от раввинов. Они обвиняли его в том, что он продался миссионерам за "серебро и золото".

Досталось, но уже от своих, и миссионеру, который перевел книгу Клаузнера на английский язык. Его обвинили в том, что он перевел книгу, в которой образ "нашего Спасителя" низведен до уровня еврейского проповедника.

Как всегда, просвещенный еврей не угодил ни своим, ни чужим.

В ту пору Назарет был арабским городом. Таковым он остается и ныне. А вот Тибериада - Тверия после войны 1948 года за Независимость и бегства арабского населения, стала еврейской. Религиозное и светское население здесь уживается мирно. Может быть, потому, что у религиозных - свой квартал.

Или просто сумели притереться друг к другу. Магазины в субботу у нас не работают. Ну и что? Мы что, "город без перерыва" Тель Авив, где без работающих магазинов не могут обойтись?

Мы - обходимся. А кому приспичило уж позарез что-то купить, едет в арабский магазин за несколько километров от Тверии. И никто на дороге не стоит и не препятствует этому, и не возмущается нарушением субботы.

Никто, кстати, и женщин не ругает за "неподобающий вид одежды". Даже в датишном магазине, в котором я постоянно отовариваюсь.

Ну а дом, в котором я живу, вообще может служить примером толерантности:в нем живут и коренные израильтяне, и русскоязычные репатрианты, и молодая арабская семья. Эта семья однажды уже жила в этом доме, потом куда-то уезжала и вернулась: видимо, именно здесь она чувствует себя наиболее комфортно.

Тверия, древняя крепость. Фото: balandin.net/

Тверия сегодня. Фото: /israel-eilat.ru/tveria/

Галилея моя... Фото: livejournal.ru/

Вообще, Тверия - город спокойный. Конечно, как и во всяком другом, какие-то происшествия здесь иногда случаются, но в целом он - бесконфликтный. И не такой уж большой, поэтому со дня приезда сюда в конце февраля 2001 года я всегда хожу пешком даже на большие расстояния.

В Минске у меня такой привычки не было, но там была другая жизнь и другая судьба. А здесь я - нить за нитью - наматываю другой клубок жизни и судьбы - еврейской: во время неторопливой ходьбы хорошо думается и даже - "пишется".

Увы, не все нити можно собрать и связать воедино, ведь многие из них оборвались много веков назад, и, кстати, не без помощи враждующих друг с другом евреев. Справедливость побеждает не всегда, а, может, вообще - большей частью не всегда. Вот все знают историка Иосифа Флавия и его книги, которые дожили до нашего времени. И мало кто знает о Иусте (Юсте) Тивериадском, которого преследовал Флавий.

Образ Юста давно занимает мое воображение. И именно благодаря Флавию, который в "Иудейской войне", сам того не понимая, саморазоблачается, без конца восхваляя себя и порицая всех, кто становился ему поперек дороги.

Нельзя читать без отвращения его похвальбу, как он преследовал знатных людей Тивериады, которые не захотели выполнять его приказы, как обманом выманил их из города, чтобы заточить в тюрьму.

Среди них был и Юст с отцом. Юсту позже удалось бежать, он был секретарем Агриппы второго и написал свою историю "Иудейской войны", но до нас не дошедшей, в которой разоблачал преступления Флавия во время руководства в Галилее.

Флавий же обвинил Юста в измене Рима и пытался добиться его наказания, но, видимо, заступничество Агриппы спасло его.

"Укоряя Юста из Тивериады,историка, - писал Евсений Кесарийский в книге "Церковная история", - тоже пытавшегося написать историю своего времени, в том, что он не писал правдиво, и требуя от него отчета во многом, он(Флавий -Г.А.) заключает такими словами:"Я вот не боялся, как ты,. за свое сочинение. Я вручил императорам эти книги почти в виду происходящего. Я сознавал в себе блюстителя истины, которую я сообщал им, и не ошибся, ожидая от них подтверждения".

Естественно, они подтвердили, ведь "Иудейская война" - это панегерик Риму и его властителям, а мужество иудеев он осуждал и призывал их к сдаче на милость победителя. И получил свои сребренники Иуды:императоры "пожелали, чтобы люди знакомились с этими событиями по моим книгам".

Поэтому они и сохранились, и ученые разных стран до сих пор ссылаются на них как на неопровержимый исторический факт. А что касается "нюансов", так это дело евреев - разбираться с ними. А с чем, собственно, разбираться? Это как раз тот случай, когда ясно всё и без разбирательства. А гордиться ли таким знаменитым историком или нет, - личный выбор каждого. Мне дороже Юст, и если Флавий воевал с ним, значит, Юст был серьезным его противником. Только вот судьба распорядилась с ним несправедливо:не сохранила его книги для нас.

Но что же иного можно ждать от еврейской судьбы? Она нас не балует и никогда не баловала. В какую бы эпоху мы ни жили.

Отец Амоса Оза был талантливым ученым, историком и литератором, однако ему так и не удалось устроиться на университетскую кафедру даже ассистентом, даже после того, как он защитил докторскую диссертацию в Лондоне и вернулся в Израиль. А для самого Амоса это уже не было проблемой: ему предлагали место даже в нескольких университетах.

Время стало более подходящим?
Что ж, такие повороты в судьбе евреев тоже бывают…
Количество обращений к статье - 463
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (0)

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2017, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com