Logo
20-30 нояб..2017


 
Free counters!


Сегодня в мире
25 Ноя 17
25 Ноя 17
25 Ноя 17
25 Ноя 17
25 Ноя 17
25 Ноя 17
25 Ноя 17
25 Ноя 17
25 Ноя 17









RedTram – новостная поисковая система

Наша история
«Руслан» для еврейских беженцев
Яков Басин, Иерусалим

В сумрачный осенний день 26 ноября 1919 года Одесский порт покинул, как потом напишут, «не очень большой и не очень удобный» корабль, на борту которого красовалось его имя - «РУСЛАНЪ». Число пассажиров, разместившихся в каютах, трюмах и на палубах намного превышало допустимое с точки зрения безопасности. А маршрут предстоял непростой: кораблю необходимо было пересечь акватории четырех морей - Черного, Мраморного, Эгейского и Средиземного. Флаг, который трепетал на мачте, никак не мог принадлежать какому-либо государству: он был бело-голубым. Это был сионистский флаг, и по одному этому признаку знающие люди могли немедленно определить маршрут, по которому «Руслан» должен был пройти через эти четыре моря. Он шел в Палестину, и портом назначения был самый древний порт в мире - Яффо, располагающийся в еще совсем недавно бывшей провинции Османской империи, а ныне - на территории, подмандатной Великобритании.


«Руслан» считается первым кораблем, прибывшим из России в Палестину после Первой мировой войны. Это не совсем соответствует истине, но именно с него ведет отсчет Третья «сионистская» волна репатриации евреев на их историческую родину, носившую тогда ведущееся еще с библейских времен название Эрец-Исраэль - Земля Израиля.

«Руслан» под сионистским флагом

1

В начале 1880-х годов под влиянием кровавых погромов в России начало активно развиваться движение по колонизации Палестины евреями. На первых порах энтузиастов было немного, но успех первых поселенцев, которым удалось закрепиться «на земле», вселил уверенность в реальности всего замысла. Идея создания сельскохозяйственных поселений вызвала в еврейской среде небывалый энтузиазм, и вскоре возникло целое движение активистов, назвавших себя палестинофилами. И вот уже появляется организация «Ховевей Цион» - «Любящие Сион», которую возглавил врач и философ, выходец из Польши Леон Пинскер, автор опубликованной в 1882 году в Берлине на немецком языке брошюры «Автоэмансипация». Именно в этой небольшой книжке и была впервые сформулирована идея палестинофильского движения. На русском языке книга в переводе историка Юлия Гессена была опубликована лишь в 1898 году, спустя два года после выхода в Одессе книги Теодора Герцля «Еврейское государство».

Фактически движение «Ховевей Цион» стало неким прообразом того, что спустя полтора десятилетия было создано Герцлем, отчего и называют его нередко догерцлевским сионизмом. Его активисты действовали не только в России, но и во многих странах Европы и даже в США.

Едва ли не основной заслугой «Ховевей Циона» было создание в 1889 году в Одессе ордена «Бней-Моше» - «Сыновья Моисея», в основу которого была положена концепция масонских орденов, и по сей день существующих в мире с конца XVI века. Учредители ордена ставили перед ним одну, но глобальную задачу: способствовать духовному возрождению еврейского народа и его возвращению на историческую родину. Рабочим языком ложи был иврит. На иврите велось и образование во всех созданных ложей учебных заведениях. И именно «Бней-Моше» создал издательство «Ахиасаф», опубликовав ряд антологий на иврите, как в России, так и в Эрец-Исраэль. Орден был распущен уже после возникновения политического сионизма.

Согласно всероссийской переписи населения, проводившейся в 1897 году, евреи Одессы составляли треть всего населения города (138935 - 34,4%). В 1860-1870-х годах Одесса была в России центром движения еврейского просвещения «Хаскала». В мае 1860 года здесь начал издаваться первый еврейский журнал на русском языке «Рассвет», а после его закрытия - журнал «Сион». В течение одиннадцати лет (до 1871 г.) выходила еженедельная газета на иврите «Ха-Мелиц» и приложение к ней на идиш «Коль мевассер». Познала в эти годы еврейская Одесса и погромы, но в отличие от погромов первой половины ХIХ века, которые готовило и проводило греческое население города, в погромах 1881 и 1886 годов принимали участие русские и украинские жители города. Власти не вмешивались в происходящее, что давало возможность для сопротивления погромщикам. В частности, во время погрома 1881 года самое активное участие в деятельности самообороны принимали студенты Новороссийского университета. За организацию сопротивления полиция арестовала тогда 150 человек.

В 1882 году в Одессу из Харькова переместился центр организации «Билу», чьи посланцы заложили основы Первой алии. В городе действовали группы «Ховевей Цион», а с декабря 1884 года здесь разместились и центральные органы движения во главе с Леоном Пинскером. С апреля 1890 года после учредительного собрания в Одессе начало свою деятельность, продолжавшуюся в течение двадцати лет, Общество вспомоществования евреям земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине «Одесский комитет». Когда в 1891 году началось массовое выселение евреев из Москвы, «Одесский комитет» приложил серьезные усилия для организации переезда в Эрец-Исраэль значительного числа русских евреев, главным образом, неимущих, для которых в Эрец-Исраэль были основаны поселки Реховот и Хадера. Делегатом V и VI Сионистских конгрессов от Одессы был один из основателей и первый мэр Тель-Авива Меир Дизенгоф.

В 1902 году в Одессе был организован кружок «Поалей Цион». В 1904 году кружок стал издавать свой журнал на русском языке «Сионистская рабочая хроника». В 1906 году представители различных групп еврейского рабочего движения образовали социал-демократическую партию «Поалей Цион». В Одессе, партийная организация которой была самой многочисленной, находился и центральный комитет этой партии.

С Одессой была связана деятельность многих публицистов, писавших на иврите, а также сионистских общественных деятелей: Зеева Жаботинского, Ахад ха-Ама, Хаима-Нахмана Бялика, Иехошуа Равницкого и других. В 1892-1896 годах в Одессе издавались сборники «Ха-Пардес», проповедовавшие идеи духовного сионизма, с 1901 года литературу на иврите выпускало издательство «Мория», а в 1905-1916 годах действовало сионистское издательство на русском языке «Кадима». В 1907 году возобновилось издание еженедельника на иврите «Ха-Шилоах», выходившего с 1896 года в Берлине и Кракове. В 1910 году Элханан Левинский основал первую в Одессе ежедневную газету на идиш «Гутн Морген», с 1911 года стала выходить газета «Шолом Алейхем». В 1908 года был создан еврейский театр на идиш.

Ахад ха-Ам, Х.-Н. Бялик, И.-Х. Равницкий, М. Бен-Ами. Тель-Авив. Первая треть ХХ века

В годы Первой мировой войны в Одессе, еврейское население которого возросло за счет беженцев, действовало отделение Еврейского комитета помощи жертвам войны (ЕКОПО). После Февральской революции 1917 года в городе оживилась еврейская общественная жизнь, действовали организации различных еврейских партий. Наибольшей популярностей пользовались сионисты, которые издавали на русском языке еженедельники «Еврейская мысль» и «Молодая Иудея», журнал «Палестина» и газету «Свободный путь». Одесса стала основным в России центром книгопечатания на языке иврит. Достаточно сказать, что из 188 различных изданий на иврите, вышедших в свет в России в 1917-1919 годах, 109 появились в Одессе.

В 1917 году общество «Тарбут» открыло в Одессе среднюю школу с преподаванием на иврите. Еврейское музыкальное общество «Ха-Замир» давало концерты. Действовало акционерное общество по производству кинофильмов «Мизрах», снимавшее в основном хроникально-документальные фильмы - «Жизнь евреев в Америке», «Жизнь евреев в Палестине», выпустило несколько художественных фильмов - «Кантонисты», «Дело Бейлиса», «Кровавая шутка». Одесса тогда была одним из центров движения «Ха-Халуц», которое содержало в 1918 году годичную школу огородничества и садоводства. Почти все выпускники этой школы позднее репатриировались в Эрец-Исраэль.

Если всего этого не знать… Если не представлять степень развития традиционной еврейской взаимопомощи и солидарности… Если не осознавать уровня национального самосознания еврейского населения этого приморского города… Наконец, если к концу второго десятилетия ХХ века идея переселения на историческую родину не овладела бы широкими массами евреев России, тот эпизод, с которого мы начали свой рассказ, просто не мог бы произойти.

2

Репатриация из России в Эрец-Исраэль, по большей части, шла через Одессу. Не прекращалась она и в годы Гражданской войны. Не случайно синонимом Одессы в те годы использовалось выражение - «Ворота в Сион», ведь желающих совершить алию было предостаточно, особенно за счет скопившегося в городе огромного количества беженцев, в основном, с юга России, спасавшихся от еврейских погромов. В том, что в Одессе не было погромов была заслуга организованной еврейской самообороны - специальной боевой хорошо вооруженной дружины, просуществовавшей до 1920 года. К тому же, в революционных учреждениях Одессы служило немало евреев. Например, председателем Военно-революционного комитета в 1918 году и Одесского Совета народных комиссаров в начале 1919 года был Владимир Григорьевич Юдовский.

В среде беженцев была одна, не очень многочисленная, но весьма специфическая группа, оказавшаяся в Одессе довольно необычным способом - 170 бывших жителей Цфата и Тверии, австрийских подданных, высланных во время Первой мировой войны из Палестины, как не имевшим турецкого гражданства. Не располагая необходимыми средствами для выезда из Палестины морем, эти люди на повозках пересекли Сирию, потом Турцию, а оттуда уже на пароходе добрались до Одессы. Почти два года они провели, сидя на своих пожитках, так и не смешавшись с местной еврейской общиной.

Но в 1919 году обстановка в городе накалилась - из-за частой смены режимов, в городе воцарилось подлинное безвластие. В ноябре 1918 года в Белой Церкви бывшие деятели Центральной рады образовали Директорию Украинской Народной Республики, войска которой спустя месяц захватили Киев и свергла власть гетмана Скоропадского. Объявив 16 января 1919 года войну Советской России, Директория потерпела жестокое поражение. В начале апреля Одесса оказалась в руках большевиков, которых в конце августа выбили части Добровольческой армии Деникина, объединявшей войска «белых» во время Гражданской войны. В рядах этой армии царили погромные настроения, и в результате еврейское население города оказалось в крайне тяжелом положении.

Ситуация осложнялась многочисленными грабежами и убийствами, которыми занимались всевозможные банды, терроризировавшие своими «налетами» население. К этим проблемам присоединились эпидемии тифа и холеры, ежедневно уносившие десятки жизней.

Все это подтолкнуло палестинских беженцев к активным действиям и попыткам вернуться назад, в Эрец-Исраэль. За это время самым серьезным образом изменилось международное положение самой Палестины - решениями Парижской мирной конференции она перешла под управление Великобритании в качестве подмандатной территории Лиги Нации. В результате, оказавшиеся в Одессе палистинские беженцы получили возможность вернуться в Эрец-Исраэль, ибо неожиданно для себя стали подданными Великобритании, получив обеспеченное международными обязательствами право на возвращение в Эрец-Исраэль.

Все, что произошло позднее, не могло случиться без вмешательства в события Одесского палестинского комитета, собиравшего средства в помощь еврейским поселенцам в Эрец-Исраэль. Использование этих средств осуществляло Палестинское управление Комитета, расположенное в Яффо. Средства предназначались как на расширение и улучшение хозяйства поселенцев, так и на их личные нужды, а также на оказание помощи евреям-ремесленникам в Яффо и Иерусалиме.

В Одессе, Стамбуле, Бейруте, Яффо, Иерусалиме и Хайфе Одесский комитет создал сеть информационных бюро для оказания помощи переселенцам, поддержал ряд культурно-просветительных учреждений в Эрец-Исраэль, основав детские сады и первые школы с преподаванием на иврите, а также послужил инициатором создания Союза учителей, сыгравшего впоследствии важную роль в развитии системы образования в регионе. Комитет издавал в Эрец-Исраэль книги и журналы, и внес первый взнос в фонд, созданный для приобретения участка земли для строительства Еврейского университета в Иерусалиме.

Отправка в Палестину корабля «Руслан» оказалась последней акцией в 20-летнем существовании Одесского комитета. В феврале 1920 года в городе была установлена советская власть, и всякая сионистская деятельность была прекращена. Предчувствуя это, комитет решил воспользоваться сложившейся ситуацией и в срочном порядке начал составлять списки тех, кто был готов к переселению в Эрец-Исраэль. Для начала было объявлено о сборе евреев - жителей Палестины, которых война застала на юге России.

В конце августа 1919 года в Одессе открылось консульство Великобритании, и комитет тут же обратился к консулу за помощью в получении въездных виз в британскую подмандатную территорию. Однако всё оказалось не так просто, как выглядело с первого взгляда - британский консул получил распоряжение из Лондона выдавать визы только тем евреям, кто может предъявить документальное подтверждение их действительной жизни в Палестине до войны. В это время комитет добился у деникинских властей разрешения на отправку одного парохода в Палестину. Такой корабль был найден и зафрахтован за два миллиона рублей - это был «РУСЛАНЪ». Слухи о начале приготовлений к отплытию немедленно распространились по городу.

Многие одесситы, отслеживая развитие событий на фронтах Гражданской войны, начинали понимать, что дела Добровольческой армии ухудшаются, и что вскоре может наступить момент, когда город вновь окажется в руках большевиков, а слухи о развязанном ими «красном терроре» уже достигли Одессы. И то, что большевики, придя к власти, запретят эмиграцию, сомнений ни у кого не было. В результате появились сотни желающих присоединиться к палестинским беженцам. Оставалось самое малое - обзавестись документами, дающими право на иммиграцию в подмандатную Палестину и заполнить свободное пространство на корабле.

И тут инициативу взял в свои руки Одесский комитет. Его активисты нашли специалиста по подделке документов и организовали массовое изготовление фальшивых удостоверений личности примерно для пятисот евреев, превращая их, таким образом, в «беженцев из Палестины».

Правда, по требованию консульства каждому, желавшему уехать, предстояло пройти некий экзамен. К счастью, почти все владели английским. Тех, кто не владел ивритом, наспех обучили наиболее употребительным словам и географическим понятиям. Нашелся даже бывший ученик тель-авивской гимназии, который обучал названиям улиц и городов в Эрец-Исраэль. Почти всех снабдили собранными среди населения фотографиями.

И вот, наконец, 3 октября 1919 года глава еврейской общины Одессы доктор М.С.Шварцман и присяжный поверенный И.Тривус (близкий друг В.Жаботинского) заявили британскому консулу, что в Одессе находятся 644 палестинских беженца, стремящихся поскорей вернуться домой. Отказа в получении визы не получил никто. Часть из будущих олимов действительно возвращалась в свои дома‚ а остальные числились жителями Иерусалима, Цфата и других городов‚ хотя прежде там никогда не жили. На первый взгляд‚ цифра небольшая - 644 человека‚ однако это количество составляло в то время один процент еврейского населения Эрец-Исраэль.

Документ из британского консульства

С позиций сегодняшнего дня для нас особый интерес представляет удостоверение, которое получил каждый будущий иммигрант. В верхней части такого документа было написано: «Комитет беженцев из Эрец-Исраэль по возвращению их домой». Можно сказать, что это были первые в истории будущего Израиля удостоверения личности нового репатрианта «Теудат Оле».

3

Ровно за 300 лет до рейса «Руслана» (будем предельно точными, не 300, а только 299) другой корабль, название которого «Мэйфлауэр» дословно переводится с английского как «Майский цветок», покинул британский порт Плимут. Три с половиной месяца понадобилось «Мэйфлауэру» на то, чтобы пересечь Атлантический океан, и вот 20 сентября 1620 года на берег залива Кейп-Код в Северной Америке высадилось 102 пилигрима (так себя назвали путешественники) - 40 мужчин, 19 женщин, 43 ребенка и 2 собаки. Они основали первое английское крупное поселение в Новой Англии и второе по счету после основанного в 1607 году поселка Джеймстаун в Вирджинии. Пилигримы назвали его Плимутской колонией. Только в отличие от переселенцев Джеймстауна пилигримы отличались строгими пуританскими нравами и безусловной приверженностью к традициям. Именно они заложили основы современной американской культуры. Одной из таких национальных традиций в Америке стал, к примеру, обычай праздновать День благодарения, который сами пилигримы впервые отметили в 1621 году. История Отцов-пилигримов, переселившихся за океан в поисках религиозной свободы, стала центральной в истории и культуре США.

Почему мы сегодня вспомнили о пилигримах «Мэйфлауэра»? По аналогии с пассажирами «Руслана», которые, в большинстве своем, были представителями одесской еврейской интеллигенции. Никогда еще до этого в Эрец-Исраэль не отправлялось одновременно такое количество будущих репатриантов, представляющих цвет современной городской цивилизации, тех, кому суждено будет уже в ближайшее время определять характер интеллектуальной жизни Эрэц-Исраэль и заложить основы западной культуры на этом небольшом островке в огромном океане средневековых традиций и восточной религиозной догматики.

С отплытием «Руслана» Одесса потеряла довольно большое число своих лучших сыновей, несколько сотен образованных, высокопрофессиональных людей, многие из которых входили в культурную элиту города. И это им, пилигримам ХХ века, только на этот раз, правда, уже еврейским, придется, подобно своим английским предшественникам, заложить фундамент нового, современного и, к сожалению, так и оставшегося единственным демократическим, государства на Ближнем Востоке. Не потому ли иногда именно «Руслан» называют «Мэйфлауэром сионизма»? Думается, вряд ли кто-либо из числа этих «пилигримов» представлял себе, какая судьба их ждет на их исторической родине.

Кстати, вернуться в Палестину стремились не только те, кого османские власти выслали из-за отсутствия турецкого гражданства. Были и те, кто находясь в Европе по своим личным мотивам, оказался в затруднительном положении, когда начавшиеся военные действия помешали их возвращению домой.

К примеру, не смог выехать из России студент Академии художеств «Бецалель» Барух Агадати. В 1910 году 15-летним мальчишкой Барух приехал учиться в Академию на Горе Скопус в Иерусалиме из молдавского города Бендеры. В 1914 году он отправился на каникулы к родителям, но вынужден был остаться в Одессе на весь период войны. Он начал учиться в балетной школе-студии при оперном театре, а по окончании - работал в этом театре артистом балета, оформляя любительские постановки, среди которых - спектакль, сюжет которого был основан на стихотворениях Хаима-Нахмана Бялика.

  Барух Агадати и Рахель Блувштейн

По этой же причине не смогла вовремя вернуться в Палестину и 19-летняя Рахель Блувштейн. Её ситуация осложнялась еще тем, что у нее не оказалось денег, чтобы купить билет на корабль «Руслан». Девушка обратилась в синагогу за поддержкой. Рассказала о себе, как еще в детстве под влиянием старшего брата увлеклась идеями сионизма и отправилась вместе с младшей сестрой в Эрец-Исраэль. Как провела пять лет в мошаве на озере Кинерет, работая в поле и изучая иврит. Как была направлена учиться на агронома в Тулузу и окончила там с отличием университет, но началась война, и она уже не смогла уехать из России. Как работала с детьми еврейских беженцев в Бердянске и в Саратове, была учительницей, затем жила у родных в Одессе. Как заболела чахоткой, и теперь возвращение в лечебный климат средиземноморья для нее - вопрос жизни. Тогда еще никто не предполагал, да и сама девушка тоже, что она - пишущая на иврите поэтесса - очень скоро станет гордостью еврейской культуры. На ее стихи будут сочинять песни, а тексты - заучивать наизусть. Законы еврейской благотворительности святы, и с разрешения раввина в синагоге был устроен специальный благотворительный вечер, на котором Рахель читала свои стихи. В результате была собрана сумма, необходимая для того, чтобы она благополучно смогла попасть на «Руслан».

4

Одесскому Палестинскому комитету пришлось решать много вопросов, связанных с отплытием «Руслана». Когда началось оформление проездных документов, выяснилось, что у группы молодых людей тоже нет денег на проезд. Это были шесть крепких ребят, связанных многолетними дружескими отношениями. После небольшого обсуждения возникшей проблемы комитет принял решение: позволить им плыть на их историческую родину бесплатно. Позднее стало известно, что эти шестеро примкнули к создателям кибуца «Кирьят-Анавим», неподалеку от Иерусалима.

Среди вопросов, которые были в компетенции комитета, был и такой, как размещение пассажиров. Среди будущих репатриантов оказался сионистский деятель, делегат пяти Сионистских конгрессов, включая самый первый в Базеле, доктор философии Йосеф Клаузнер. Известный литературовед, историк, лингвист, лектор в Одесском Новороссийском университете, один из инициаторов возрождения национальной культуры на иврите. Клаузнер соглашался плыть на «Руслане» только при условии, что ему позволят взять с собой его огромную библиотеку, которая должна будет занять помещение целого купе. Выполнение этого условия означало, что на борту могло оказаться на четыре человека меньше запланированного. Комитет долго колебался, но, в конце концов, вынужден был согласиться выполнить это условие, так как репатриация Клаузнера означала одно из важных достижений сионистского движения.

Иосиф Клаузнер, Яков Перемен и Моше Гликсон

В аналогичной ситуации оказался и Яков Перемен (1881-1960 гг.) ученый-ассиролог, которому кроме библиотеки, предстояло вывезти в Эрец-Исраэль большую коллекцию (220 работ) живописи и графики одесских модернистов из Общества независимых художников, а также работы Товарищества художников Юга России. Перемен был известным одесским меценатом и коллекционером. В начале века он открыл в центре Одессы Дом книжной торговли «Культура», который служил одновременно и библиотекой и своеобразным клубом для местной интеллигенции. И всё же ему было легче, чем Клаузнеру. Как всякий ортодоксальный еврей, тем более, с дипломом раввина, Перемен покидал Одессу во главе большой семьи, и поэтому для его багажа требовалось гораздо больше места, чем малосемейным пассажирам.

Кроме Клаузнера Одессу покидали еще некоторые сионистские деятели, занимавшие серьезное положение в этом движении. Журналист Моше Гликсон (1878-1939 гг.) был делегатом сионистских конгрессов, начиная с VI в 1903 году. В течение шести лет он занимал место секретаря Одесского комитета «Ховевей Цион», публиковал свои статьи в сионистских газетах, а после Февральской революции редактировал в Москве ежедневную сионистскую газету на иврите «ха-Ам» - «Народ».

Доктор медицины Хаим Ясский был активистом молодежного сионистского движения и одним из основателей Одесского общества «Маккаби». Но были и такие, кто покидал Россию в силу сложившихся жизненных обстоятельств. Некоторые из них по различным причинам (религиозным, идеологическим) даже были противниками сионизма, но, оказавшись в Эрец-Исраэль, становились не просто его сторонниками, а активными деятелями. Так, в частности, сложился жизненный путь Розы Коэн, которая просто бежала от преследований большевиков.

Хаим Ясский; Роза Коэн с сыном Ицхаком и дочерью Рахилью

Розе было всего 13 лет, когда она, дочь хаббадного раввина из Могилева, под влиянием одного из своих старших братьев - Баруха вступила в 1903 году в «Юнг Бунд» - молодежное движение Бунда и приняла активное участие в еврейской самообороне. Уже в этом возрасте она проявляла большие организаторские способности и стала одной из создателей молодежных отрядов, которые противостояли погромщикам в Житомире и Лодзи, а затем и во время ставшего известным всей России Гомельского погрома, с которого, собственно и ведет начало еврейская самооборона.

Под воздействием второго своего брата Якова, участника революции 1905 года, Роза сблизилась с партией эсеров. В 1914 году, в начале Первой Мировой войны, переехала в Санкт-Петербург, начала учиться на химическом факультете Петроградского индустриального института.

Одновременно с учебой Роза работала на военном заводе в Петергофе, где стала одним из лидеров рабочего движения. В 1916 году в свои 16 лет она была избрана делегатом от Петрограда в руководящий совет «Объединения российской учащейся молодежи». Так вырабатывался ее неординарный бойцовский характер. Роза поддержала Февральскую революцию 1917 года, но будучи противником большевиков, организовавших переворот, отказалась вступить в их ряды. После открытого конфликта с новыми властями была арестована. Позднее, почувствовав угрозу нового ареста, бежала в Киев, а в начале 1919 года приняла решение эмигрировать в Швецию, где уже находились многие ее друзья. Она приехала в Одессу, где к этому моменту единственным пароходом, уходящим за границу, был «Руслан», держащий курс на Палестину. По прибытии ее встретил брат отца Исаак, бизнесмен и литератор, активист «Ховевей Циона», репатриировавшийся со своей многочисленной семьей в 1907 году и ставший одним из основателей нового города Тель-Авива. Так Роза Коэн попала в Эрец-Исраэль, и, если от этого кто-то и выиграл, так это были евреи подмандатной Палестины.

Не задумывался о сионистском будущем и юный Иосиф Константиновский, студент Одесского художественного училища. В училище он поступил в 1914 году, но уже с успехом принял участие в выставке Товарищества независимых художников в 1918 году и в Первой Народной выставке картин, плакатов и детского творчества в 1919 году, проходивших в Одессе. К бегству из России его подтолкнула гибель отца и брата во время еврейского погрома, устроенного деникинской армией в Елисаветграде.

Вот из таких отдельных судеб складывалась одна общая судьба нескольких сот еврейских беженцев, покидавших Россию на корабле «Руслан» в декабре 1919 года.

(Окончание следует) .
Количество обращений к статье - 1613
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (6)
Гость | 15.08.2017 17:36
Здравствуйте спасибо за интересную статью меня очень сильно интересует где можно найти списки корабля Руслан Я предполагаю что мой Прадедушка с семьей приплыл именно на этом корабле Горелкин Хаим с женой Мириам и двумя сыновьями
leonid kan | 17.07.2017 20:22
Мой родной дядя Давид Гройсман уехал в Палестину из Одессы в1924 году в 20 летнем возрасте.Я с ним впервые увиделся в 1965 году
Юлия Систер, Реховот | 16.07.2017 22:36
Спасибо автору за интересный очерк. Жаль, что в этом очерке
не указаны билуйцы из Москвы (Хаим Хисин и др.). Известно, что Т.Герцль после прочтения книги Пинскера, сказал, что если бы он прочёл эту книгу раньше, но не стал бы писать свою.Роль Пинскера в палестинофильском движении очень велика.
Тема очень важная и нужная. Желаю автору дальнейших успехов.
Леонид Мининберг | 14.07.2017 17:08
Спасибо. Малоизвестная страница еврейской эмиграции периода гражданской войны в России/Украине
Абрам, Иерусалим | 14.07.2017 12:06
Достоверно, интересно.
Александр Гордон, Хайфа | 14.07.2017 08:42
Ценный и хорошо написанный материал.
Спасибо, Яков.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2017, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com