Logo
20-30 нояб..2017


 
Free counters!


Сегодня в мире
06 Дек 17
06 Дек 17
06 Дек 17
06 Дек 17
06 Дек 17
06 Дек 17
06 Дек 17
06 Дек 17
06 Дек 17









RedTram – новостная поисковая система

Прямая речь
… достаточно велик для противоречий
Борис Гулько, Нью-Джерси

Возвращаясь как-то после окончания Шабата от друзей из Маале-Адумим, мы застряли в пробке в районе Иерусалима, населённом харедим. Я разглядывал в окно такси его обитателей: что общего у меня с людьми в лисьих шапках штраймелэх, в атласных халатах и высоких белых чулках?


У нас нет общего языка. Они говорят только на идиш, и даже когда я выучу иврит, беседовать на нём со мной они не станут. Иврит, как они считают, – только для обращения к Богу. Самое естественное человеческое общение – за едой. Но обедать в моём доме харедим, скорее всего, не станут. Среди многих израильских и
нстанций, удостоверяющих кашрут, они наверняка доверяют только какой-то своей.

Для меня истина иудаизма раскрывается, в первую очередь, в истории. Тора, Пророки, Писания – книги истории евреев, основа для понимания мира вокруг. Современное бытие Израиля я вижу как выполнение предсказанного ТАНАХом, доказательство моей и нашей связи с Творцом. Многие направления харедим понимают всё иначе, Израиль не признают и даже проявляют к нему враждебность.

Нечего и говорить – различные направления харедим серьезнейше различаются между собой. Митнагдим и хасидим имели в прошлом тяжёлые конфликты, которые до конца не забыты. А вопрос, на три или на четыре пуговицы должен застёгиваться кафтан, может показаться ерундовым только постороннему. Он разделяет миры носителей этих кафтанов.

Однако именно харедим на протяжении восемнадцати столетий, со времён катастрофы Иудеи в войнах против Рима начала нашей эры, сохраняли и развивали иудаизм.


18 лет назад я мог оказаться на Рош а-Шана в Солт-Лейк-Сити. В интернете я обнаружил в этом городе только консервативную синагогу. Мой раввин рекомендовал мне не посещать в ней праздничную службу, а остаться в отеле. Его позиция – ортодоксальный еврей не должен входить в консервативную или реформистскую синагоги ни по какому религиозному поводу, будь то Шабат, праздник, свадьба или обрезание. Ведь там мужчины сидят вместе с женщинами, а раввином может быть женщина или гей.

У меня будут проблемы поесть в доме неортодоксального еврея (кашрут!). Хотя я говорю с ним на одном языке, во взглядах на мир у нас, скорее всего, окажутся серьёзные расхождения. После выборов 2016 года в американские реформистские синагоги для психологической помощи удручённым прихожанам приглашали психотерапевтов. Ведь из-за победы Трампа под угрозой оказались многие дорогие их сердцу достижения прогресса: борьба с потеплением и исламофобией, с привилегией белых и мужчин, продвижение прав нелегалов и сексуально «особенных».

Меня же именно по перечисленным причинам давно ни одно общественное явление не радовало так сильно, как поражение Хиллари.

Мы стыдимся евреев-выкрестов, что не мешает любить творчество и восхищаться жизненными подвигами Генриха Гейне, Осипа Мандельштама, Бориса Пастернака, Александра Галича. И если Гейне и Мандельштам крестились, в основном, ради права поступать в университеты, а Галич, видимо, рассматривал крещение как протест против советской идеологии, то Пастернак реально воспринимал себя частью христианской культуры.

Мало кто оказал столь большое влияние на цивилизацию ХХ века, как создатель психоанализа атеист Зигмунд Фрейд. Его учение об автоматическом регуляции психических процессов принципом удовольствия, изложенное в одной из главных его книг «По ту сторону принципа удовольствия», подготовило такое глобальное общественное явление, как сексуальная революция 60-х годов. «Сексуальным отклонением можно считать только полное отсутствие секса, всё остальное — дело вкуса», – записал великий психоаналитик, готовя почву для нынешнего размывания сексуальной морали.

От статьи Фрейда о преимуществах применения кокаина, опубликованной в 1884 году, пошло увлечение европейцев этим белым порошком. «Идеальная, вечная, очищенная от ненависти любовь существует только между зависимым и наркотиком», – то ли всерьёз, то ли в шутку утверждал Фрейд. А знаменитый модельер Коко Шанель называла Фрейда первым феминистом. Даже это современное поветрие пошло от Фрейда.

Создав теорию, покрывающую все стороны человеческого бытия, Фрейд (на снимке) попытался, почувствовав тесноту, вытеснить из этого бытия религию. В своей поздней работе «Моисей и монотеизм» он постарался создать альтернативную, не лишённую остроумия, атеистическую версию возникновения евреев, исхода из Египта и рождения иудаизма.

Когда мы поминаем великих представителей нашего народа – нобелевских лауреатов, писателей, музыкантов, художников, промышленников, политиков, мы имеем в виду в основном не ортодоксов. Светские евреи создали Израиль, горячо поддерживали борьбу за эмиграцию советских евреев. Своей свободой мы во многом обязаны этой поддержке.

Мидраш повествует, что Красное море, расступившись перед евреями, образовало 12 рукавов, предложив каждому колену Израилеву свой путь. То есть по замыслу мы должны быть различными. И всё же, обозрев наше удивительное многообразие – от евреев-атеистов и агностиков, часто анти-израильских и даже антисемитских, через евреев-христиан, реформистов, консервативных, многочисленные направления ортодоксов, тоже порой антиизраильских, естественно задать вопрос: что же нас объединяет, если объединяет, в один народ?

Никуда не деться – единственным, объединяющим всех евреев, остаётся Вечная книга – Тора. Её, предполагается, прочли все в той или иной степени религиозные евреи. А также те атеисты и агностики, которые интересовались, что же они отвергают?

Рассматривая Тору как источник всего многообразия мировоззрений евреев, мы обнаруживаем, что именно такое многообразие она и предполагает. Евреи 33 столетия изучают Тору и пишут на неё всё новые комментарии, а смыслы, заложенные в ней, далеко не исчерпаны. Фактически любой взгляд на мир может быть выведен из чтения Вечной книги.

Являясь, по мнению наших мудрецов, проектом, сверяясь с которым Всевышний создавал мир, Тора несёт в себе все уровни её возможного понимания. Так же, как и серьёзные возражения на каждое из этих пониманий.

Ортодоксы принимают дословно всё изложенное в Торе и пытаются буквально соблюдать её наставления. Направления ортодоксии различаются в большой степени тем, какие дополнительные обязательства берут на себя адепты той или иной группы, будь то в еде, в одежде или в поведении.

Не ортодоксальные иудеи отказались от выполнения части заповедей. И такой подход можно основать на тексте Торы. Ведь сейчас и так ушли из жизни некоторые её постановления, например – об отношении с рабами-евреями. С конца 10 века, после постановления рабейну Гершома, ашкеназийские евреи отказались от полигамии, разрешённой Торой. Так что всё учение и так не выполняет никто.

Скептик после прочтения первых трёх глав Торы: создания мира из ничего, как будто Ломоносов и Лавуазье не открывали нам закон сохранения материи; шести дней творения; говорящего с Евой змея; вращающихся мечей, охраняющих Эдемский сад – изобразит режиссёра Станиславского: «Не верю!»

События первых глав Торы, своей невероятностью превосходящие наше представление о чудесах, Филон Александрийский, а позже Рамбам предлагали понимать метафорически. Но если одно в Торе является метафорой, то почему не другое? Скажем «Не укради» или «Не прелюбодействуй»?

Теория Большого взрыва разрешила проблему понимания «создания мира из ничего». Американский физик Натан Авиезер, в Израиле он стал деканом физического факультета Бар-Иланского университета, в книге «В начале» показал, что картина сотворения мира за шесть дней, изложенная в Торе, соответствует современным научным представлениям. Другой американский физик – переселенец в Израиль Джералд Шрёдер, в своих книгах привёл немало примеров того, как научные исследования последних десятилетий согласуются с библейской картиной мира. Кое-что об этом можно прочесть в моём эссе «Двойная «бухгалтерия» души» http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=7967

Сомнения в реальности произошедших чудес правомерны. Самое большое случившееся чудо – наше существование. Нас не должно было быть. Великий английский математик Пенроуз посчитал вероятность существования жизни на Земле. Моего года образования на мехмате МГУ не хватило, чтобы представить себе это число – столь оно мало.

Тора предполагает непонимание евреями смысла многих из данных нам заповедей. По дизайну они разделены на мишпатим – доступные разуму, и хуким – пониманию в принципе недоступные. Пример заповеди хук: иудею не позволено в своей одежде смешивать ткани льняную и шерстяную. А в одежде Первосвященника такое смешение повелевается. Что плохого в льняной подкладке шерстяного пиджака? Только запрет Торы.

Один из объектов непостижимого для нас в Торе – её хронология. Например – на дворе сейчас стоит 5777 год, из которых более 900 лет продолжалась жизнь Адама. Слишком долго для одного человека и коротко для всех.

Многозначчительную загадку таит в себе время нашего пребывания в Египте. Всевышний открыл Аврааму: «ЗНАЙ, ЧТО ПРИШЕЛЬЦАМИ БУДЕТ ПОТОМСТВО ТВОЕ В ЧУЖОЙ СТРАНЕ, И СЛУЖИТЬ БУДУТ ИМ, А ТЕ БУДУТ УГНЕТАТЬ ИХ ЧЕТЫРЕСТА ЛЕТ» (Бытие 15:14). После перехода через Красное море Тора сообщает: «ВРЕМЕНИ ЖЕ ПРЕБЫВАНИЯ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ В ЕГИПТЕ - ЧЕТЫРЕСТА ТРИДЦАТЬ ЛЕТ» (Исход 12:40). Но такая оценка времени не сходится с подсчётами сроков жизни персонажей описанных событий. Мать Моисея Йохевед родилась в день, когда семья Якова входила в Египет. В 130 лет она родила Моисея. В 80 лет Моисей вывел евреев из Египта. Итого 210 лет. Поэтому стало принято, вслед за Раши, оценивать время пребывания евреев в Египте 210 годами.

Естественен вопрос: имеет ли значение эта нестыковка для нас? Возможно, имеет большое, и именно для нашего поколения. Талмуд сообщает, что мир пребудет в рабочей модальности 6 тысячелетий. А седьмое тысячелетие будет Шаббатним. Можно предположить, что наступят мессианские времена.

Итак, сейчас идёт (спешит) 5777 год от сотворения Всевышним Адама и Евы. Оставшиеся 223 года до начала седьмого тысячелетия – слишком долгий срок для ныне живущих, даже с учётом немыслимого прогресса современной медицины. Но если верна оценка времени нашего пребывания в Египте, данная Торой, а не Раши, то к возрасту человечества следует прибавить 220 лет, убавленных Раши от годов, проведённых нами в Египте, и мы получим 5997 год. В этом случае до наступления седьмого Шаббатнего тысячелетия осталось всего три года. С чем я всех нас и поздравляю.

Арифметика, идущая против оценки продолжительности египетской экскурсии, данной Торой, исходит из того, что мы должны всё понимать. Но должны ли? Мне кажется, что если я хоть что-то понимаю, то это уже много. Божественная мудрость безгранична. Мир бесконечно сложен. Ум же смертного ограничен. Пытаться человеку создать целостную картину мира, мне кажется – не имеющая оснований гордыня. Величайший мудрец ХХ века рав Кук заключил, что иудаизм достаточно велик для противоречий. Так что мы должны эти противоречия покорно принимать.

А чтобы покрыть существующие противоречия и отразить весь спектр возможных мнений, соответствующих сотворённому им миру, Всевышний создал евреев, всё наше многообразие – от харедим до атеистов.

Возможен, однако, иной, не логический подход для сравнения воззрений многообразных групп евреев. Он сформулирован материалистами: «Практика – критерий истины». Когда-то, действуя этой формулой как дырявым щитом, я пытался отбить на экзамене атаку преподавателя диалектического материализма. Не отбил.

Так вот: используя эту формулу: харедим, несмотря на свой изрядный возраст, чувствуют себя превосходно. Они замечательно размножаются, их дети обычно следуют по стопам родителей. Неплохо чувствуем себя и мы – модерн ортодоксы. Недавно мой сын Давид порадовал нас четвёртой внучкой.

Остальные же группы евреев в Америке обречены. При 90% смешанных браков и небольшом количестве детей, им отпущены до исчезновения ещё одно-два поколения.

Покрывать многообразие пониманий нашего мира останутся евреи израильские.




НОВАЯ КНИГА БОРИСА ГУЛЬКО


Мир еврея. Часть 2
111 избранных эссе, написанных в 2012-2015 годах.
547 страниц. 26 долларов, включая пересылку по США и Канаде.

Мир еврея. Часть 1
57 избранных эссе, написанных в 2000-2012 годах.
269 страниц. 15 долларов, включая пересылку по США и Канаде

Путешествие с пересадками. Три книги воспоминаний
397 страниц, включая фотографии. Очерки о чемпионах мира
от Ботвинника до Каспарова и других великих шахматистах
20 долларов, включая пересылку по США и Канаде.

Заказать книги можно у автора: gmgulko@gmail.com
Количество обращений к статье - 893
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (7)
Гость | 10.08.2017 11:25
Борис Гулько пишет глубокие сочинения обо всем, к чему бы не прикоснулся его интерес - политика, религия, не говоря уже о 64-х клетках(здесь у него мало соперников).
К его размышлениям можно было бы привлечь более молодое поколение, но мешает его аватар при публикациях в сети - солидный дедушка с ручкой в руке и обязательно сидит у шахматной доски. А текст при этом вовсе не о дебютах и эндшпилях,а о судьбах еврейства, божьих промыслах и, вообще, есть ли жизнь на Марсе.
К сожалению, человеком играет судьба, а человек играет, например, в шахматы или на скрипке.
А что если на фото ручку сменить на ноутбук? Молодое поколение с этим гаджетом не расстается даже в первую брачную ночь.
Гость S. | 07.08.2017 19:43
И все же, все же, при всем при том, что Богу угодно было сотворить мир и наполнить его, помимо всяких разных прочих, особо избранным народом, коим стало называться иудейское племя,сам по себе мир, с точки зрения нравственности его обитателей, не стал от этого совершеннее.
Напрашивается предположение, что,или евреи не до конца поняли возложенную Всевышнем на них обязанность, либо (грешно предположить)замысел его был ошибочным.
Надо думать, что проблема все же в самих евреях.
Катехизис еврейский мудрости, заложенный в содержании иудейских учений, трактуется изучающими их религиозными евреями по разному. Нередко, с существенно противоположным смыслом.Причина тому не только в желание интерпретировать метафорические изречения в пользу своих частных, личных, или общинных интересов, но также и потому, что преднамеренно хитроумное изложение текстов предусматривает их неоднозначное трактование.Возможно, это оттого,что их сочинители, в ту давнюю пору,весьма далеки были от зарождения цивилизационной эры и не научились мыслить диалектически. Они еще не видели единственно верного пути для формирования высокого нравственного духа для своего народа.Видимо,они предполагали, что наиболее способные из учеников смогу извлечь рац. зерно из запутанных текстов и сделать верный выбор. Они, естественно, в ту пору еще не созрели до уровня интеллекта своих будущих потомков, которые, хотя и ошибочно, но самоуверенно,посмели однозначно утверждать, что марксизм единственно верное учение.
Кроме всего прочего,современные ортодоксальные харедим почти полностью отстранились от признания очевидного факта постепенного формирования огромной еврейской общины из атеистов и агностиков. Им неугодно признавать в них истинных евреев, несмотря на то, что их большинство в стране.
В силу всех этих обстоятельств возникли и продолжают обостряться противоречия, как между разными общинами харедим, между светским и религиозными,разными политически ориентированными группами населения и по ряду других признаков.Если бы евреи смогли осмысленно и искренне осознать свою причастность к избранному народу, у них достало бы ума, воли и решимости найти пути для преодоления вредоносной для самого их существования разобщенности.
Между тем, очерк Б Гулько интересен и отражает верное видение им проблемы.
Гость | 05.08.2017 21:17
Разочарованному Гостю 05/08 18:26
Разочароваться может только тот, кто до этого был очарован. Если вы ранее были очарованы Борисом Гулько, то не жалейте - он того стоит. Столько книг написал человек! Попробуйте их не только сочинить, но лишь переписать от руки - не получится, надорветесь.
И еще.К вашему сведению,наукой доказано, что кошерная каша в голове - хорошая пища для ума.
Разочарованный Гость | 05.08.2017 18:26
"Великий английский математик Пенроуз посчитал вероятность существования (возникновения) жизни на Земле."
В таком подсчете научности не больше, чем в подсчете количества демонов, могущих поместиться на кончике иглы.

"Моего года образования на мехмате МГУ не хватило, чтобы представить себе это число..."
Но хватило на то, чтобы в голове образовалась научно-религиозная каша.
Гость | 04.08.2017 08:57
Да правильно пишет автор публикации о евреях и их рассеянии и собирании!
Как журналист, не могу не восхититься компоновкой этого номера "МЗ", посвященного проблеме еврейской идентификации и сохранения народа в критических условиях "глобализации". В этом плане статья нашего великолепного автора перекликается со статьей публициста-"народника" Гая Бехора, публициста-"дуалиста" Александра Гордона, трагическим очерком историка Ханоха Дашевского о перипетиях корифеев европейского Бунда и формировании и гибели ЕАК, басинская почти кинематографическая эпопея «Руслана» и не менее мощный и упругий очерк Зиси Вейцмана о манкуртизации евреев СССР, экономическая аналитика Элеоноры Шифрин о стратегии «обрезания крыльев» еврейскому государству со стороны «заклятых друзей» , интервью с блистательным Давидом Маркишем, еще ребенком испытавшим в казахском кишлаке немыслимые тропы жизненного восхождения – не шовинистического, а подлинно еврейского - гуманистического.
Это уникальный номер по многоголосью, полифонии и подлинному историческому оптимизму, который не может не ощущать каждый читатель. Статья гроссмейстера Бориса Гулько в этом плане оказывается ключевой: расставлять вехи умеют все, а ставить простые вопросы – могут только люди мудрые и добрые. Статья нашего американского публициста как нельзя лучше перекликается со статьей израильского коллеги Владимира Ханелиса, заключительные слова которой нельзя не процитировать: ВЗГЛЯД ИЗ ИЗРАИЛЯ: КРОВЬ И СЛЕЗЫ МЕШАЮТ.
Такая вот полифония…
Гость | 03.08.2017 22:16
Дорогой наш народный гроссмейстер! Глубоко уважаю Ваш профессионализм, высокий интеллект, душевную и духовную одаренность, проявляющуюся в интересе ко всему происходящему и происходившему в нам дарованном мире.
Чего я не могу принять как человек университетский, связанный с этим миром 80 с лишним лет - так это веры в правдоподобность глобальных построений физиков, математиков и импровизирующих психиатров. В чем эти ребята всегда преуспевают - так это в выколачивании денег на средства уничтожения или просто запугивания людей.
Ученые всегда знали о том, что есть мир материальный - и мир духовный. Такие вещи не требуют доказательств. И формул - тем более. Это уже многие десятки тысяч лет основа человеческой культуры, как и понятие о вечности мира материального и внемерной точечности мира духовно-информационного.
Это знает каждый разумный человек. Понятно, что информация реализуется в материальных системах. А если их не было – то не было и духовного начала?( Оно само с собой в шашки играло?) - Хороши дела…
Посему все биг бенги и синие смещения – продукт не физики, а квазиправдоподобного моделирования, что в истории науки было неоднократно.
Тора же не врет – это медицинский факт. В ней есть действительно все…
Очерк Ваш в целом выше всяких похвал!
Всех Вам благ и долгих лет неутомимого творчества!
Гость | 03.08.2017 21:02
Что ни говорите, но Борис Гулько правильно обосновал печальный эндшпиль смешанных браков евреев в США - мало у них детей. А у него - четвертая внучка и то ли еще будет, ой-ой. Наилучшие пожелания!
Но кое с чем согласиться нельзя. К примеру, он призывает всех евреев - религиозных и не очень:возьмемся за руки, друзья, чтобы не пропасть по одиночке. Короче, за мир во всем мире, в котором израильские евреи "покроют"(?)многообразие его пониманий.
А вот с этого места, гроссмейстер, чуть подробнее. Вы очень ласково отнеслись к перечисленным евреям-выкрестам, дескать,они безобидно пошалили. Но, пишет Б.Гулько, мы их любим не за это.
А за что? Ведь это самое мерзкое предательство - выскочить из гонимого племени(соображения -знаете какие) и примкнуть к большинству. Много ли мы вспомним известных имен, которые наоборот ,будучи представителями титульных наций, приняли иудаизм? Можете перечислить на память? Или даже с помощью гугла?
И очень спорное мнение, что Всевышний создал евреев, чтобы "покрыть"- опять это слово(!), напрашивается известное:"покрыл как бык овцу" - существующие противоречия сотворенного им мира.
Как бы не так! Евреи не "покрывают" противоречия, а их создают в непрерывном течении бытия при неусыпном мониторинге процесса Всевышним.И на этом пути Он почти 6000 лет довольно успешно указывает евреям правильную дорогу,где опыт - сын ошибок трудных, и гений - парадоксов друг.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2017, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com