Logo
20-30 нояб..2017


 
Free counters!


Сегодня в мире
14 Ноя 17
14 Ноя 17
14 Ноя 17
14 Ноя 17
14 Ноя 17
14 Ноя 17
14 Ноя 17
14 Ноя 17
14 Ноя 17









RedTram – новостная поисковая система

Взгляд
Коран и Мухаммед:
человеческий фактор
Чингиз Гусейнов, пос. Цур Хадасса

Человеческий фактор, или вторжение человека в Божественный текст, прямое путём вставок, косвенное через интерпретации или в иных структурных формах, характерный для ислама, даёт о себе знать и в других книгах религий единобожия – иудаизма и христианства.


При этом, что относится и ко всем учениям тоже, вторжение естественно, служит социальным, политико-экономическим целям и интересам тех, кто прибегает к подобному; тут тесная взаимосвязь и взаимозависимость.

Так, интерпретация составленной христианами Библии породила захватнические устремления, привела в своё время к крестовым походам, средневековым гонениям на евреев, а далее – к Холокосту. То же в известной степени повторяется современным исламом, чья теория и практика террора пришли в резкое противоречие с изначально заложенными в Коране ценностными идеями.

Мы можем бесконечно дискутировать и рассуждать по поводу человеческого фактора в книгах иудаизма и христианства, и от этого сегодня, как очевидно или во что хочется верить, никому никакого вреда, но мы не можем на современном этапе истории не бить тревогу, вызванную ложными интерпретациями Корана, приводящими к насилию, крови, разрушениям, смерти.

Фото с сайта islam-today.ru/

Для защиты Корана можно в семи его сюжетах показать включенность основного корпуса идей ислама в единобожие, а тем самым – приверженность общечеловеческим ценностям, мировой цивилизации, продемонстрировать единство его этического ядра с текстами других авраамических религий. Во имя спасения Корана можно показать, как проявляется в нем наличие человеческого фактора, которое и привело его к разрыву с текстами этих религий и, как результат, превращению книги, ниспосланной Богом, в орудие борьбы со всем миром вообще и на святой земле в частности, где восстановилось и развивается иудейское государство.

Отмечу несколько проявлений человеческого фактора.

Вторжение в хронологию сур, нарушение их порядка в Коране, который собирался в пору конфронтации и войн с иудеями и частично христианами, что вызвало ряд необратимых последствий, по крайней мере, три:

во-первых, явленные позднее ритуальные и законоведческие айаты, отличные (по замыслу Бога) от иудейских и христианских, оттеснили ранние мекканские айаты, в которых выражалось единство Корана с книгами иудеев и христиан, к тому же из заглавия сур были убраны имена Моисея, Соломона, Давида, а также Иисуса (что подтверждается средневековыми мусульманскими исследователями);
во-вторых, внесена содержательная путаница в текст, при которой утратилась эволюция таких основополагающих понятий, как «муслим» и «неверный»: «верующий в единого Бога», к кому причислялись иудеи и христиане, стал «верующим лишь в новое единобожие», то есть сузилось содержание «муслим» и расширилось понятие «язычник», в которое первоначально включались лишь мекканцы-идолопоклонники, а впоследствии сюда стали относить также иудеев и христиан, что вытекает из слов Самого Бога: «Сказали иудеи: Узайр – сын Бога! Сказали христиане: Мессия (имеется в виду Иисус) – сын Бога! Слова, подобные тем, которые произносят язычники!..» – тем самым Коран был выведен из состава книг иудаизма и христианства ;
в-третьих, отталкиваясь от вышеприведённого, замечу, что Бог априори не мог не знать, что иудейский законоучитель Узайр-Эзра никогда не значился как сын Божий; более того, не без участия человеческого фактора, думается, Бог именует Себя, представляет Себя как «Аллах», хотя Бог, опять же, не мог не знать, что имя «Аллах» носит один из главных идолов в Каабе, и три его дочери-богини были жёнами главного идола Хубала (кстати, отец Мухаммеда Абдулла был назван в честь идола Аллаха, «Раб Аллаха»), а в ранних айатах он выступал как «Создатель», «Творец» (Yaradan Rabbi или просто Rabbi), и слово «Аллах» появилось позже с молитвенной формулой в устах Мухаммеда: Бисмиллахи рахмани рахим, или Во имя Аллаха, Всемилостивого, Всемилосердного (позднее она стала предварять все суры Корана, за исключением одной, 9-й, в чём тоже сказалось воздействие человеческого фактора).

2. Существует, по крайней мере, три объяснения, которыми оправдывается вмешательство составителей в композицию Божественной книги: дескать, такая структура Корана была установлена Самим Богом через Джебраила-Гавриила (это называется tawqifiyy). Но если такая установка действительно существовала, то она с неизбежностью, неотвратимостью должна была запечатлеться в тексте Корана, но её нет в нём – вряд ли можно представить, чтобы посланец утаил ниспосланное ему Богом, нарушил Его наказ; со вторым объяснением – мол, сам пророк при жизни желал подобного расположения сур – тоже нельзя согласиться, ибо пророк Мухаммед не автор Корана (как это считают противники ислама, мол, Коран сочинил сам Мухаммед), а всего лишь передатчик Божественных айатов и потому не вправе был вмешиваясь в замысел Бога; но близко к истине третье утверждение, что это было результатом дерзания (ijtiad) сподвижников, иначе говоря, признаётся произвол составителей.

В результате существенного изменения структуры Корана в нём проступили явные противоречия, для объяснения природы которых возникло суждение: «Последующее (суры мединские) отменяет предыдущее (суры ранние, мекканские)», а вскоре родилось суждение противоположное: «Последующее отменяется предыдущим», то есть преимущество отдаётся айатам мекканским.

Есть даже точка зрения, согласно которой истинно Божественны лишь мекканские айаты, а мединские – спорны, а то и вовсе не относятся к Корану, в них отчётливо проступает человеческий фактор.

Сура «Покаяние», 9/30-35. Сура «Покаяние», 9/30-35. Замечу, что в каноническом Коране эта сура, в отличие от остальных, не открывается формулой, включенной позднее во все остальные суры: «Во имя Бога милостивого, милосердного!» Объясняется это тем, что сура 9 была продолжением суры 8, «Добыча», а потому вставка выпала, – вот ещё одно свидетельство вмешательства человека в структуру текста Бога путём укрупнения или, как в данном случае, разукрупнения сур.

Подобная точка зрения широко представлена в русскоязычном Интернете, а один из лидеров мусульман современной России даже недвусмысленно заявил, что считает ислам истинной верой, «а все остальные – отменёнными». http://www.ntv.ru/novosti/662637/#ixzz2fYKt5Z6G. Контраст составляют высказывания папы римского Иоанна-Павла II, который впервые в истории христианства принёс извинения иудеям, назвав их старшими братьями по вере, молился в мечети в знак примирения с мусульманами, а Папа Франциск заявил: «Внутри каждого христианина сидит еврей». Он ежедневно молится словами псалмов Давида как еврей и совершает обряд евхаристии как христианин, а в основе любого религиозного фундаментализма лежит насилие, а насилие во имя Бога – абсурд. http://3rm.info/47998-papa-rimskiy-francisk-i-zayavil-vnutri-kazhdogo-hristianina-sidit-evrey.html Замечу, что метафора о братьях в той же мере может быть отнесена к мусульманам – младшим братьям иудеев и христиан.

Но все вышеизложенные концепции, обозначая наличие противоречий в Коране, или, говоря проще, определяя, что в нем истинно, а что требует разъяснений, представляются некорректными, ибо вносят оценочные характеристики в Божественный текст и тем более не согласуются с высказыванием Бога в Коране: «Мы не отменяем и не велим забыть ни один ниспосланный айат, если взамен ему не являем лучший или равнозначный» (2/106). Но «лучший» и «равнозначный» следует, думается, понимать не как отменяющий, ибо Бог априорно не может противоречить Самому Себе, а как более чётко выраженный, уточняющий. Удивительно, что Бог в одном из последних айатов Корана, будто предполагая, что впоследствии люди, возможно, зададутся целью выявить «противоречия» в Его словах, заявил следующее: «По Бога установлению, ранее ниспосланному тем, которые были прежде [иудеям], в узаконениях Божиих ты [Мухаммед] не сыщешь перемены [изменений, противоречий?]». Вот и придумали люди «теории», вроде заявленных, умолчав, что противоречия в Коране есть результат вмешательства людей в Его текст .

Есть в Коране в семи айатах замечательная молитвенная сура «Фатиха», созвучная молитвам иудеев и христиан не по случайному, разумеется, совпадению, а потому, что их источник – единый Бог. Явленная 50-й, она помещена 1-й, и всё бы ничего, если бы не интерпретация её заключительных строк, они ясны, доходчивы и недвусмысленны по сути, и замыкают айат:

«Beди нac пo дopoгe пpямoй,
дopoгe тex, кoтopыx Ты облагoдeтeльcтвoвaл Своей милостью,
нe тex, кoтopыe пoд гнeвoм Твоим, и нe зaблyдшиx... – но гнев Бога тут расшифровывается как неприятие иудеев, которые поклонялись золотому тельцу, а под «заблудшими» имеются-де в виду опять-таки иудеи, но и христиане тоже, не принимающие Мухаммеда как пророка и ниспосланный Коран. Однако, в мекканскую пору Мухаммед не соприкасался ни с иудеями, ни с христианами, и, соответственно, принять или не принять Коран они никак не могли, а потому объектом гнева Бога, заблудшими, неверными были, скорее всего, язычники-сородичи пророка, которые его преследовали, принудив бежать из Мекки. То есть с первых же интерпретаций обозначается ложная концептуальная направленность Корана, и подобная тенденциозная размытость понадобилась для разрыва с людьми Писания, иудеями и христианами, объявленными неверными.

3. Ложные интерпретации – наиболее значимый момент наличия в Коране человеческого фактора, остановлюсь на некоторых.

«Быть может, от Нас защитят их боги, коим они (язычники-мекканцы) поклоняются? Но эти боги даже не смогут самим себе помочь!.. Дали Мы им и их праотцам пользоваться благами земными, оттянули жизненный предел им. Но разве не узреют: Мы их земли суживаем, сокращая по краям, - нет, не достанется победа им!» (21/43, 44). То есть, очевидно, что речь идёт о язычниках, и суживание их земель в контексте победы над ними – всего лишь метафора, что пространство язычества на земле будет уменьшаться. Или, если трактовать конкретно, что мекканцы-язычники не одержат верх над Мухаммедом. Но договаривается за Бога, что Он предсказывает конечную победу на земле не вообще единобожию, а именно исламу, суженно трактуемому, и, если это угодно Богу, то процесс расширения мирового пространства ислама, противостоящего всем неверным, можно действенно ускорить, приблизить, отсюда – оправдание экспансии, агрессии и насилия, начисто отбрасывающее многократно заявляемое в Коране, что «Нет принуждения в вере!» (2/256); что невозможно принуждением заставить людей уверовать (10/99).

Это вмешательство породит много-много веков спустя формулу разделения Земли на две территории. Первая – «Дар ал-Салам», «Территория мира» – земли исламского единобожия, а вторая – «Дар ал-Харб» или «Территория войны», как пристанище «неверных», под коими подразумеваются все немусульмане. А цель исторического развития видится в устранении, как видно, с применением силы, «территории войны» во имя превращения земного пространства в территорию «Дар ал-Салам», ислама.

4. Другая грань наличия человеческого фактора в Коране – это уравнение в значимости Божественного (то есть явленного Богом в Коране) и человеческого (а это – хадисы, высказывания Мухаммеда, многократно превышающие объём Корана).

Представляется обязательным определять степень достоверности хадисов не столько цепочкой передатчиков, донесших их до нас, чему, главным образом, следуют исламоведы, сколько их соответствием духу и букве Корана. И потому вряд ли можно принять хадисы, явно противоречащие Корану, но частые в устах воинствующих мусульман, ратующих за противопоставление ислама предшествующим монотеистическим религиям, к примеру, такую, в которой Мухаммед якобы призывал убивать неверных, причисляя к ним и иудеев: «Убивайте их, где бы вы их ни настигли».

Впрочем, вопреки такого рода утверждениям, которые официально не отменены, есть немало хадисов, достойных пророческого сана Мухаммеда:

«Не возвращайтесь после моего ухода из жизни к неверию, убивая друг друга».
«Наступит время, когда убийца не будет знать, ради чего убивает, а убитый не будет знать, за что его убивают».
«Убийство одного верующего тяжелее Богу, чем исчезновение всего мира» (Ан-Насаи от Бурайды).
«Если два муслима вышли друг против друга, то убийца и убитый окажутся в аду!» Его спросили: «О, посланник Бога, убийца-то понятно, а убитый хоть за что?» Мухаммед ответил: «Ведь он (убитый) тоже желал убить соперника (если остался бы жив)» (Аль-Бухари, Муслим и имам Ахмад от Абу-Бакра) .

Не случайно в последнее время исламские, в частности, египетские, богословы призывают исследовать хадисы на предмет их соответствия духу и букве Корана, «очистить наследие первых веков ислама от мифов»; прояснить принципы понятия «джихад», используемого ныне как орудие борьбы против мира; «призывать людей к Богу не угрозами, а через мудрость и благодарность; сформулировать достоинства монотеистических религий (ислама, христианства, иудаизма), изменив отношения между ними, используя мечети, церкви, школы».

Подобная тенденция уравнения айатов и хадисов могла способствовать невольному или сознательному включению некоторые хадисов в коранический текст после смерти Мухаммеда, и в этой связи представляется прозорливым предупреждение Мухаммеда не записывать его высказывания вне Корана: он, очевидно, имел в виду, что впоследствии они могут восприниматься как айаты.

Смешение Божественного и человеческого отразилось на исламском законодательстве, шариате, многие положения в котором не от Корана, Божественного текста, а от сунн-хадисов, и если учесть, что с ними вошли в правовое поле шариата и некоторые доисламские обычаи , то становится размытой не только сама структура, но и идеи Корана .

Известны были слова Мухаммеда, он часто произносил, предупреждая: «Не записывайте за мной ничего, кроме Корана», имея в виду свои высказывания вне Корана, названные, как говорилось выше, суннами-хадисами , и они составили впоследствии тома, многократно превышающие объём Корана.

5. Приравнение хадисов к айатам торжествует и сегодня.

В Коране сказано: «Бог ниспослал тебе Писание и мудрость» («Женщины», 4/113) – то есть, получая откровения, Мухаммед обретал и знания, но оговаривается за Бога, что под «мудростью» имеется в виду Сунна, и в подтверждение приводятся слова, якобы сказанные Мухаммедом: «Я оставил среди вас две вещи, держась за которые вы не собьётесь с прямого пути: Книгу Аллаха и Сунну Его посланника!» , это Мухаммед говорит о себе, что явно противоречат его запретам, как уже сказано, не записывать то, что говорится им, а только ниспосланное ему, то есть слова Бога.

По части хадисов есть потребность пропустить их как бы через кораническое сито, отсеять всё то, что противоречит идеям Корана как книги авраамического единобожия. То же следует проделать и с корпусом ложных интерпретаций коранических айатов, не согласующихся с единобожной сущностью и питающих террор. И лишь тогда возникнет основа для постановки вопроса (что предлагалось руководством исламских организаций в России) о том, что Коран – Третий Завет Бога после Ветхого и Нового.

Нельзя при этом и не учесть, что Мухаммед, завоевав мекканско-мединскую «землю обетованную», создал государство (в Коране ничего о том, как править государством, нет), издавал законы, вёл войны и заключал мир, вершил правосудие, действовал и как политик, реагирующий, с опорой, впрочем, на посланническую миссию, на конкретные обстоятельства времени, сполна реализовал собственную действенную волю . Произошло тем самым смешение Мухаммеда-пророка, получающего Божественные повеления, отражённые в Коране, и Мухаммеда как политического и государственного деятеля с его взглядами-суждениями вне текста Корана.

Вышесказанное не охватывает, естественно, всех сторон заявленной темы, а лишь намечает её узловые моменты. Очевидно, назрела потребность высвободить Коран, очистить его от присутствия человеческого фактора с тем, чтобы истинная книга Бога стала действенным средством, орудием борьбы против любых проявлений экстремизма, террора, творимого сегодня именем ислама.

Коротко об авторе

Гусейнов Чингиз Гасан Оглы
(1929). Родился в Баку. Жил в Москве (1949-2013), ныне живёт в Израиле. Член Союза писателей с 1959 года. Прозаик, автор шести романов, множества повестей и рассказов. Пишет на азербайджанском и русском языках. Востоковед, доктор филологических наук, профессор.

Количество обращений к статье - 853
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (9)
Сусанна | 05.09.2017 20:06
Дан, если я и ошибаюсь, то не очень сильно. Возможно, следовало задать вопрос:что нужно защищать в Коране?
Коран, единственный из священных текстов, (которые действительно переделывались,изменялись, дополнялись при последующих публикациях), был Канонизирован в 652 году, (через 20 лет после смерти Мухаммеда), и с тех пор остался в неизменном виде на арабском языке. Другое дело, что переводы Корана на другие языки не считаются Кораном, а считаются -- "смысловыми переводами Корана", который каждый переводчик переводит так, как считает нужным, а мусульманские комментаторы комментируют тоже так, как считают нужным для ислама.
Что понимать под "ложными интерпретациями" Корана? В Коране написано, что Авраам якобы -- "отец арабов и мусульманин", что ислам якобы -- "религия Авраама", а иудеи якобы от нее отошли и тому подобное. И мусульмане эту ложь защищают, и не только эту. Кстати, в Коране нет джихада против Земли Израиля, она по Корану принадлежит только еврейскому народу, но арабы это отрицают.
Сура 5:23. Некогда Моисей сказал своему народу:народ мой! помни благодеяние Бога тебе ... 24.Народ мой! войди в эту святую землю, которую Бог преднаписал для вас:не возвращайтесь вспять, дабы вам не сделаться опят несчастными (сура 5:23-24,Трапеза.Мединская).
Знаете, чем арабы это отменяют? Вознесением Мухаммеда из Мекки прямо в Рай к Аллаху -- по Корану, но якобы транзитом на "летающем коне" через мечеть Аль-Аксу в Иерусалиме -- по ОБМАНУ, поскольку ее там не было в 619 году, и "Иерусалим ни разу не упоминается в Коране".
Ну, пишут люди статьи ...
Дан Рогинский | 04.09.2017 13:28
Сусанна | 03.09.2017 12:47 Я думаю, что Вы ошибаетесь, считая главной задачей статьи "автор пытается убедить не мусульман". Именно к мусульманам обращён его призыв "защищать Коран". Я полагаю, что цель автора: указать всем (и, прежде всего, мусульманам) на целенаправленное "превращение книги, ниспосланной Богом, в орудие борьбы со всем миром вообще и на святой земле в частности, где восстановилось и развивается иудейское государство", и разоблачить злонамеренность этого превращения, произведённого "путём вставок" и "через интерпретации". Проф. Гусейнов старается, по-моему, убедить мусульман очистить ислам от его современной политизации, перестать использовать «джихад» "как орудие борьбы против мира", прекратить оправдывать насилие против "неверных" (прежде всего, против евреев) - якобы предписаниями Корана.
Сусанна | 03.09.2017 12:47
Кто и от кого должны "защищать Коран", в котором 25% текста -- заимствования и переиначивания из ТАНАХ -- под арабов?
Внимательное прочтение Корана навсегда избавляет от иллюзий, что Коран "нуждается в защите", а не в -- отрицании "божественности" его кровавой сущности по отношению к тем, кто не исповедует "покорность Аллаху" (ислам).
Автор пытается убедить не мусульман в том, что ОТМЕНА одних айятов Мекканского (мирного) периода, и замена их -- другими айятами Мединского (кровавого) периода якобы "не являются противоречиями" в Коране,что свидетельствовало бы о том, что Коран не от Бога [Аллаха], а является "влиянием человеческого фактора".
Что касается хадисов, то давно известно, что многие из них являются -- недостоверными, ложными.

Дан Рогинский | 02.09.2017 22:06
Уважаемый проф. Гусейнов! Приветствую Ваши благородные усилия очистить ислам от человеконенавистнических элементов, внесённых в него тем, что Вы называете «человеческим фактором», и «высвободить Коран, очистить его» от «ложных интерпретаций».
К сожалению, не все Ваши формулировки достаточно ясны, чтобы исключать неверное их понимание.
Вы пишете: «…вторжение человека в Божественный текст, прямое путём вставок, косвенное через интерпретации или в иных структурных формах, … даёт о себе знать и в других книгах религий единобожия – иудаизма и христианства.»
При всём моём уважении к Вам и высокой оценке Вашей статьи, замечу: в еврейской религиозной традиции НЕТ вставок «в Божественный текст». При переписывании текста Торы (при создании нового пергаментного свитка) любое отклонение копии от оригинала делает копию бракованной. Это позволило сохранить «Божественный текст» на протяжении тысяч лет.
Комментарии, интерпретация – дело другое. Это то, чем занимаются еврейские мудрецы, начиная с пророков.
Разумеется, никак не может отсутствовать «человеческий фактор в книгах иудаизма» (как во всём, что выходит из-под пера человека), но разве обязательно «вторжение … служит социальным, политико-экономическим целям и интересам тех, кто прибегает к подобному»?
Поскольку «вторжением» Вы называете, в частности, интерпретацию, то эта фраза (я уверен, против Вашей воли) приписывает, например, Маймониду (РаМБаМу) «социальные, политико-экономические цели» при написании им, скажем, «Путеводителя растерянных». А каким «интересам» составителей Талмуда (который весь – интерпретации «Божественного текста») служил их труд на протяжении сотен лет?
Нет правил без исключения, но в громадной еврейской религиозной литературе правилом является отсутствие у авторов предосудительных целей.
Гость | 01.09.2017 09:39
А что автор делает в Израиле и как сюда попал? Неужто тоже женат на еврейке? Или еврей по матери?
Борух-Борис Дорфман, Львов. | 28.08.2017 17:47
Неужели и в наш 21 веке не закончится вражда многих мусульман к евреям? Столько лет это длится и сколько невинных жертв. Статья интересная. Спасибо автору.
Александр Гордон, Хайфа | 28.08.2017 07:05
Прочёл с большим интересом, уважением и благодарностью к автору.
Захар Гельман, Реховот. | 26.08.2017 22:44
Блестящее исследование!
Абрам Торпусман, Иерусалим | 26.08.2017 13:43
Очень интересный текст. Не будучи верующим человеком, с симпатией читаю размышления просвещённого мусульманина об основах веры миллионов наших современников и - частично - соотечественников. К сожалению, значительная часть духовенства (как суннитского, так и шиитского, более близкого автору) до такого взгляда не доросла.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2017, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com