Logo
20-30 нояб..2017


 
Free counters!


Сегодня в мире
06 Дек 17
06 Дек 17
06 Дек 17
06 Дек 17
06 Дек 17
06 Дек 17
06 Дек 17
06 Дек 17
06 Дек 17









RedTram – новостная поисковая система

Аналитика
Этноцид еврейства СССР.
Истоки трагедии
Яков Басин, Иерусалим

Современная литература достаточно широко освещает роль евреев в подготовке и проведении Октябрьского переворота 1917 года и их участие в последующем государственном, партийном, военном и культурном строительстве в СССР. Однако воссоздаваемая картина не только далека от полноты, что естественно из-за относительной новизны темы и закрытости наиболее важных архивов, но и от цельности восприятия, что также естественно из-за отсутствия единой концепции оценки событий 80-летней давности.

1

Так сложилось в исторической литературе ХХ и начавшегося ХХI веков, что еврейская жизнь в первое послеоктябрьское десятилетие описывается, как правило, в элегических тонах, и акцент при этом делается на расцвет национальной культуры, развитие образования и науки. Однако детальное знакомство со всем комплексом проблем показывает, что подлинная картина более противоречива и даже трагична. Распад традиционного уклада еврейской жизни, уничтожение двух основных идеологем национального менталитета – иудаизма и сионизма, гибель местечка – этого взлелеянного веками очага сохранения и развития еврейского языка и культуры, первые шаги государства по пути тотальной насильственной ассимиляции этого древнего народа – вот что, на самом деле, составило основное содержание пережитой евреями драмы.

Перед исторической наукой и сегодня фактически стоят два основных вопроса, от ответа на которые во многом зависит, в каком ключе будут излагаться и анализироваться события той эпохи в будущем.

Первый вопрос. Что значила для евреев победа большевиков? Выиграли они от прихода их к власти или проиграли?

Второй вопрос. Насколько справедливо утверждение, что Октябрьский переворот – еврейский заговор, а советская власть в 1920-30-е гг. – власть еврейская?

На первый вопрос ответ был дан уже в середине двадцатых годов. Как было отмечено в докладной записке члена редколлегии «Правды», руководителя Всесоюзной сельскохозяйственной выставки А.Брагина «Об ухудшении экономического положения еврейского населения СССР», датированной 1922 годом: «большая часть еврейского населения СССР обречена на экономическую гибель», а «недавно закончившееся почти десятилетие (1914 – 1922) было для евреев десятилетием истребления». А в брошюре «Судьба еврейских масс Советском Союзе», выпущенной им спустя два года совместно с М.Кольцовым, прямо отмечалось, что «на еврейское местечко были направлены самые страшные удары революции».


Наиболее точно уже в наши дни ответ на этот вопрос сформулировал британский историк Пол Джонсон: «Для евреев ленинский путч повернул время в обратную сторону, и, в конечном счете, коммунистический режим явился для них несчастьем».

Что касается ответа на второй вопрос, то тут ответ невозможно дать без точных статистических выкладок.

Как ни силен миф о том, что большевизм как политическое течение был популярен в среде российских евреев, это не более чем миф. По материалам переписи населения 1922 года в партии большевиков к 1917 году состояло лишь 985 евреев (4,2% от общего числа ее членов) и еще 1175 вступило в РКП(б) в течение года. Зато Бунд в судьбоносном семнадцатом насчитывал 35 тысяч членов, а сионистские партии – около 300 тысяч. Уже одни эти цифры развенчивают переходящий из одного антисемитского издания в другой миф о совершенном большевиками Октябрьском перевороте как о «еврейском заговоре».

Об этом же свидетельствует и «Заявление об отношении русского еврейства к «красным» и «белым», относящееся к 1919 году и опубликованное в Париже журналом «Еврейская трибуна»: «Совершенно неверно, будто русское еврейство относится благосклонно или хотя бы терпимо к большевизму… Достаточно указать, что ни одна [еврейская] социалистическая партия не примкнула к большевизму. Все они разными методами ведут с ними борьбу».

2

Что касается существующей тенденции обвинять евреев в послеоктябрьском «захвате власти», то тут необходимо дать некоторые комментарии, которые бы объясняли, как возникло это обвинение.

Евреи, благодаря высокому образовательному цензу, достигли значительных успехов в жизни страны, выдвинув из своих рядов крупных деятелей государственного строительства. Естественно, что участие их в различных отраслях народного хозяйства было различным. Проиллюстрируем это на примере советской Белоруссии.

В 1927 году среди ответственных работников республиканского звена число евреев колебалось от 10,1% в земельных органах до 49,3% - в хозяйственных. Можно уточнить: 24,8% из них были заняты в административных структурах, 28,1% – в кооперативных и 42,1% – в судебных. Среди ответственных работников наркоматов БССР в 1928 г. евреем был каждый четвертый (26,4%), среди членов ЦК комсомола – каждый пятый (20,9%).

Если сравнить количество евреев на ответственных постах государства с их долей в общем населении республики (8,2%), может сложиться впечатление о непропорционально высоком их участии в руководстве, однако это не так. Дело в том, что на высокие посты выдвигались практически лишь жители городов, имеющие не только высокий уровень образования, но и определенную социальную мотивацию. Поэтому оценивать число таких «выдвиженцев» следует по отношению к числу городского, а не всего населения республики, и тогда картина становится совсем иной.

Белорусы, евреи и русские распределялись в 1920-гг. в структуре городских жителей в следующей пропорции: 40:40:15. В результате, зная эту цифру (40%), легко подсчитать, что число евреев в государственном руководстве лишь в отдельных случаях превышает процент городского еврейского населения. И, что особенно важно для развенчания мифа о «еврейской власти» в стране в послереволюционный период, намного меньше этой средней цифры число евреев-коммунистов, хотя компартия в середине 1920-х гг. была по преимуществу партией горожан. Согласно партийной переписи 1927 г. при количестве евреев среди городского социума БССР 40,2%, их число в составе КП(б)Б среди членов партии составляло лишь 26,6%, а среди кандидатов – 18,6%.

Однако на наш взгляд, более важным для оценки национальной политики государства является постепенное вытеснение евреев с тех позиций, где они могли бы принимать активное участие в выработке жизненно важных для страны решений. Происходило это буквально с первых месяцев прихода большевиков к власти. Наиболее отчетливо это прослеживается на динамике структуры делегатов партийных съездов. Число евреев – участников съездов ВКП(б) постоянно уменьшалось: VIII cъезд (1919 г.) – 16%, Х съезд (1921 г.) – 14%, ХIII съезд (1924 г.) – 11%, ХV съезд (1927 г.) – 7,4%.

«Еврейской власти» в СССР в принципе не могло быть, о чем говорит активное устранение евреев с командных должностей, начатое еще в 1922 году. Уже в декабре того года Г.Зиновьев на заседании американской комиссии, работавшей в рамках IV конгресса Коминтерна, заявил: «Когда мы на Украине, наконец, прочно стали на ноги, Ленин сказал: «У нас на Украине слишком много евреев. К осуществлению власти должны быть привлечены истинные украинские рабочие и крестьяне». А в августе 1926 года на совещании ЦК по борьбе с антисемитизмом один из руководителей Центрального бюро Евсекции А.Мережин заявил: «С XII съезда мы усиленно проводим снятие евреев с ответственных постов. Это проводится по всему СССР, начиная сверху и кончая окружкомами».

Все вышесказанное дает четкое представление о том, что словосочетание «большевики-евреи» не имеет под собой исторического обоснования.

3


С точки зрения взаимоотношения советской власти с еврейским национальным меньшинством (к примеру, в Белоруссии в 1926 году евреи составляли седьмую часть населения), то тут можно выделить 3 основных точки обзора: где их интересы совпадали, где просто соприкасались, а где и противоречили друг другу.

Еврейство было самой многочисленной из диаспор, рассеянных на всей территории России, самой образованной и дисциплинированной группой населения. Эти два последних качества привлекали большевиков, делали его союзниками в становлении власти, что дало свои результаты: в первые послеоктябрьские месяцы именно евреи, заменив бойкотировавшее новую власть царское чиновничество, помогли большевикам восстановить хоть какой-то порядок в стране.

Для большевиков евреи оказались той группой населения, на примере которой можно было продемонстрировать, как советская власть борется с социальной несправедливостью, как самый забитый и бесправный народ может в одночасье стать свободным, способным самостоятельно решать свою судьбу, быстро добиться успехов в образовании, культуре и занять свое место в государственном строительстве. Кроме того, борьба с погромами дала возможность силой подавить бандитизм, порожденный Гражданской войной и «красным террором».

Однако большевики столкнулись с жестким сопротивлением еврейской массы при решении пресловутого еврейского вопроса. Содержание этого вопроса определяется системой взаимоотношений государства и его еврейского населения. Это – социальное явление, которое носит настолько специфический и уникальный характер, что всегда и везде выделяется из всего комплекса отношений государственной власти и национальных меньшинств. В основе этой уникальности – то особое место, которое занимает антисемитизм среди всех остальных форм ксенофобии. Кстати главным и единственным вопросом истории СССР по «еврейскому вопросу» как раз и состоял в том, смогла ли новая, советская власть этот пресловутый вопрос решить?

Ответ однозначен: нет, не смогла. Более того, она его, при всех своих несомненных успехах и достижениях, заострила и подняла на новый уровень. Она привнесла в него то, чего не было раньше, – расизм. Замена бытовавшего веками религиозного антисемитизма расовым была сделана абсолютно сознательно и в полном соответствии со всеми идеологическими установками этой самой советской власти. Главной из них в национальном вопросе стала ставка на великодержавие и русский национализм – два тех самых откровенно реакционных с точки зрения национальной политики элемента социальной практики, которые идеология новой власти как раз сама «со всей страстностью отвергала».

Советская власть, представляя собой беспрецедентный по жестокости диктаторский режим, декларировала, тем не менее, защиту «угнетенных классов» и утверждение всеобщей социальной справедливости. Возникнув как система, осуждавшая антисемитизм и утверждавшая самобытность еврейского народа, она трансформировалась со временем в систему, исповедовавшую осужденный историей государственный антисемитизм и фактически уничтожившую еврейскую национальную культуру на всей территории СССР. И это сегодня – одна из самых парадоксальных страниц современной истории.

Анализируя причины такой метаморфозы, можно взять за основу мнение В.Ленина, который в работе «К вопросу о национальностях, или Об «автономизации» провозгласил необходимость «защитить российских инородцев от нашествия того истинно русского человека, великоросса, шовиниста, в сущности, подлеца и насильника, каким является типичный русский бюрократ». К несчастью, И.Сталин, которого бывший советский дипломат Г.Беседовский назвал «воплощением самого бессмысленного типа восточного деспотизма», и оказался тем самым «истинно русским человеком, великороссом, шовинистом, в сущности, подлецом и насильником», от которого В.Ленин призывал «защитить российских инородцев».

4

История СССР четко свидетельствует, что для большевиков существовала только одна форма решения национального вопроса – полная ассимиляция национального меньшинства, растворение его в более многочисленных группах коренного населения, и в первую очередь, в русской среде. Евреи – единственный народ в Российской империи (кроме цыган, пожалуй) не имел своей исторической территории, поэтому он, с точки зрения концепции большевиков, должен был первым утратить национальную идентичность. И те, догматично претворяющие в жизнь замыслы своих идеологов, последовательно шли вслед за Лениным, который писал в работе «О национальном и национально-колониальном вопросе»: «Разграничение наций в пределах одного государства вредно… Мы, марксисты, стремимся сблизить и слить их… Против ассимиляторства могут кричать только еврейские реакционные мещане, желающие повернуть назад колесо истории» и т.д.

Однако, традиционный уклад еврейской жизни и организующая роль синагоги, накопившей многовековой опыт сохранения национальной идентичности, не позволил большевикам сделать это в кратчайшие сроки. Эволюционные же преобразования они не могли себе позволить не только из-за недостатка времени, но и из принципиальных соображений как противоречащих основному принципу революции: решить все сразу и до конца («до основанья, а затем…»). К тому же, евреи, в массе своей занятые в сфере ремесленничества и денежно-товарного обращения, представляли именно ту мелкобуржуазную прослойку, которая, согласно марксистской доктрине, и являлась самой реакционной частью населения и непременно должна была исчезнуть с исторической арены.

Проблема еврейской национально-культурной автономии пронизывает историю евреев первого послеоктябрьского десятилетия, являясь ее стержневым вопросом. Это главный, ключевой момент взаимоотношений еврейского национального меньшинства с советским государством, и поэтому он требует самого детального анализа.

Ключевым в этой проблеме является противостояние двух тенденций в еврейской политической мысли – сионизма, исповедующего строительство национального еврейского дома в Палестине, и территориализма, допускающего национальную автономию вне ее. Из числа еврейских политических партий особое внимание проблеме национально-культурной автономии уделяли наиболее последовательные соратники большевиков – бундовцы. Обсуждая вопрос, как лучше обустроить еврейство, они откровенно занимали сторону территориалистов, ибо также предполагали создать еврейскую автономию, хотя и на принципах экстерриториальности.

В этом отношении поражает лицемерие Ленина сотоварищи, включая их абсолютно ассимилированных еврейских соратников, которые активно проводили большевизацию малых народов, прельщая их возможностью «самоопределения вплоть до отделения». Лицемерие же заключается в том, что на самом деле они при этом совершенно не предполагали что бы то ни было в этом отношении делать. На форсированную советизацию была направлена и вся политика развития национального образования и культуры в 1920-е гг., которая повышала заинтересованность национальных групп в сотрудничестве с новой властью.

Перед историками до сего дня стоит вопрос: действительно ли большевики, развивая национальные литературы, образование и различные виды искусств, лицемерно использовали их как приманку? Ключ к ответу могло бы дать откровенное высказывание В.Ленина (беседа с художником Ю.Анненковым, 1918): «Искусство для меня это… что-то вроде интеллектуальной слепой кишки, и когда его пропагандная роль, необходимая нам, будет сыграна, мы его – дзык! дзык! – вырежем. За ненадобностью…».

Что и случилось. Как только (к 1929 г.) большевики почувствовали, что теперь их диктатуре ничего, кроме подъема национального самосознания всех народов, неизбежно ведущего к росту сепаратистских тенденций и обострению борьбы за суверенизацию, не угрожает, они сбросили маску добродетелей и занялись имперским строительством на базе русского великодержавного шовинизма. Национальный вопрос был отброшен не только как несущественный, но и как реакционный. Началось искоренение национального патриотизма под флагом борьбы с буржуазным национализмом, ибо, как выразился А.Авторханов, «В.Ленин признавал, и то условно, право наций на самоопределение при капитализме, но категорически отрицал его при социализме».

5


В основе многих трагедий советского народа в межвоенный период, происшедших по вине Сталина, лежали ленинские идеи, высказанные задолго до того, как могли возникнуть реальные возможности для их осуществления на деле. Основная причина этого – базовая концепция великодержавного шовинизма, декларированная В.Лениным, который в действительности был, по выражению А.Авторханова, «больше великодержавник, чем все русские цари вместе взятые, и больше империалист, чем любой император в истории».

Ленин, говоря пророческими словами М.Горького, проделал «с русским народом жестокий опыт, заранее обреченный на неудачу… Измученный и разоренный войною народ уже заплатил за этот опыт тысячами жизней и принужден будет заплатить десятками тысяч, что надолго обезглавит его». О том, что ценой станут не десятки тысяч, а миллионы жизней, никому, даже, видимо, самому В.Ленину, и в самом страшном сне не могло предвидеться.

Вместе со всем народом огромной империи мужественно перенесли все тяготы, лишения, весь ужас тоталитарного большевистского режима и евреи. Но на их долю пришлось еще и унижение национального достоинства, хотя именно они заслужили лучшей доли за свой вклад в общее дело. По сути дела, этот вклад по достоинству не оценен и по сей день. «Наша еврейская затрата на дело обновления России, – писал В.Жаботинский, – не была соразмерна ни с нашими интересами, ни с нашим значением, ни с нашими силами… Мы заплатили больше, непомерно, безумно больше того, что могли заплатить, и того, что стоило заплатить…»

Бездарность Сталина, о которой пишет А.Солженицын, больше всего проявлялась в его догматизме. Величайшее несчастье советской России заключалось как раз в том, что Сталин, обладая неограниченной, поистине царской властью, слепо следовал мыслям своих предшественников, на плечах которых стоял и в соответствии с замыслами которых строил свою политику, не учитывая реальных изменений в мире и в жизни самого российского общества. В первую очередь, это касается воплощения в жизнь идей «основоположников марксизма-ленинизма», их деклараций, доведенных Сталиным порой до полного абсурда. Исходя из этого посыла, многие события, происходившие с еврейством в 1920-е годы в СССР, следовало бы пропустить через призму ленинской мысли.

Именно К.Маркс, а вслед за ним и В.Ленин фактически благословили насильственную ассимиляцию еврейского народа. «Эмансипация евреев в ее конечном значении есть эмансипация человечества от еврейства… Общественная эмансипация еврея есть эмансипация общества от еврейства». Под этим утверждением К.Маркса охотно подписался бы и Гитлер. Не лучше и слова В.Ленина, написанные еще в 1903 г.: «Идея еврейской национальности противоречит интересам еврейского пролетариата».

Любую иную идеологию, кроме марксистской, большевики расценивали как величайшую ересь и безжалостно выкорчевывали, а в результате борьба велась одинаково страстно как с антисемитами, так и с автономистами, не зависимо от того, в каком направлении последние выступали – как сионисты или как территориалисты. Перечисляя преступления большевиков, за которые они не должны уйти от ответственности, академик А.Н.Яковлев в статье «Большевизм – социальная болезнь ХХ века» (Сб. Черная книга коммунизма», М., 1999) указал и на организацию преступных кампаний против любого инакомыслия. «Все, кто рассуждал или писал не по его [большевизма] директивам, неотвратимо обрекались на тюрьмы, ссылки, спецпоселения, психбольницы, увольнения с работы, изгнания за границу, травлю в печати, другие изощренные издевательства над личностью».

Аналогичным репрессиям подвергались и еврейские активисты, правда, с одним отличием: приговоры о ссылке или помещении в концлагерь заменялись решением о высылке из страны. Высылали, как правило, с чисто фарисейской формулировкой: «Выезд в Палестину без права возвращения в Советский Союз».

Ликвидация Бунда, сионизма и других еврейских общественных движений прямо заложена в ленинском утверждении, что «национальные движения реакционны, ибо история человечества есть история классовой борьбы, в то время как нации – выдумка буржуазии».

Ликвидация еврейской культуры, начатая в 1930-е гг. и завершенная в конце 1940-х гг., укладывается в тезис В.Ленина: «Борьба против всякого национального гнета – безусловно, да. Борьба за всякое национальное развитие, за «национальную культуру» вообще – безусловно, нет». Сам же вождь, в свою очередь, слепо следовал за деятелями Великой французской революции, принявшими к действию тезис: «Евреям как личностям – все. Евреям как нации – ничего».

6

Захватив в октябре 1917 года власть, большевики приступили к воплощению в жизнь своей утопической идеи – построения бесклассового коммунистического общества с тоталитарной идеологией. Но в это время идеологическая «ниша» была еще занята религией, а внедрять новую, не устранив старой, они не могли. Предстояло вытеснить из жизни не только религиозное мировоззрение, но и громадную армию священно – и церковнослужителей, составляющих основу клира. К решению этой задачи большевики приступили так же, как ко всем остальным своим замыслам – решительно, бескомпромиссно и со всей жестокостью победившего класса. Как писал американский историк Дэвид Фишман, «хотя в первые десятилетия ХХ века всем еврейским общинам от США до Польши пришлось пережить процесс секуляризации, нигде еврейские традиции и религиозная жизнь не столкнулись с таким мощным и жестоким вызовом, как в Советском Союзе в период между двумя войнами».

Одним из базовых столпов, на которых строилось все здание идеологии большевистской диктатуры, был воинствующий атеизм. Поставленная большевиками цель – искоренение религии как пережитка прошлого – привела к государственной поддержке атеистической пропаганды при полном запрете на пропаганду религиозную. Затеянная властями ожесточенная борьба с еврейской национально-культурной автономией втянула в нее и синагогу. Но поскольку иудаизм фактически был единственной религией, имеющей мононациональный характер, для большевиков он носил откровенно контрреволюционный оттенок, ибо провозглашал приоритет «национального» над «классовым». Правда, по поводу иудаизма им приходилось действовать достаточно осторожно из опасения быть обвиненными в антисемитизме, борьбу которому сами же объявили. Всю тяжесть борьбы с иудаизмом большевики возложили на плечи самих евреев, а точнее, большевиков еврейского происхождения.

Антиклерикальные репрессии большевиков коснулись не только религиозного образования и просвещения, но и простых верующих. Отмена традиционного для евреев субботнего дня отдыха заставила еврейское население работать и учиться в шаббат. Закрытие синагог, ликвидация частных пекарен и преследование резников не только лишило евреев возможности молиться, отмечать национальные праздники и соблюдать целый ряд национальных традиций (хупа, обрезание, бар-мицва, ритуальные захоронения и т.д.). Еврейское население уже не могло приобретать мацу и кошерную пищу. Еще драматичнее на еврейский быт повлияло закрытие микв: женщины потеряли возможность возобновлять интимную жизнь после «нечистых» дней, не пройдя ритуального омовения. Для людей, жизнь которых была полна множества освященных веками условностей, все это становилось настоящей трагедией.

Отменив одну форму дискриминации евреев, советская власть ввела множество других и, в первую очередь, сделала все, чтобы уничтожить еврейскую общину как основу организационного единства людей.

Секуляризация основной массы евреев, прежде всего, привела к утрате городской интеллигенцией своих национальных корней и уходу национальной тематики из сюжетов ее творчества. Забвение национальных традиций, большинство из которых уходили в традиции религиозные, сказалось на всей еврейской культуре. Начался ее закат. Спустя десятилетие национальная политика государства, в основе которой лежал русский великодержавный шовинизм, привела к ее окончательной гибели.

Раньше других ощутили ассимиляторскую особенность культурных веяний новой власти в России мастера изобразительного искусства, чье творчество вообще не связано с использованием национального языка. Они раньше других отошли от националистических тенденций. Они уже не только не дали, но даже и не попытались дать еврейскому миру ничего, что могло называться еврейским изобразительным искусством нового времени. Состоявшись в искусстве и в истории своего народа как личности, они не состоялись как явление национальной культуры.

История евреев СССР двадцатых годов прошлого столетия четко отразила тенденцию утраты евреями своих специфических национальных черт в тех странах, где они смогли получить все права гражданства. Вот как эту тенденцию характеризует российский историк и публицист Яков Рабинович:
«Во всех странах эмансипация евреев подразумевала молчаливую сделку: общество ожидало, что в обмен на равноправие евреи должны пожертвовать своей культурной обособленностью (в полной мере или хотя бы в основном). В Советском Союзе эта сделка обнажалась государством самым жестоким образом и навязывалась со всей силой принуждения. Сочетание эмансипации с преследованием традиционного иудаизма привело к тому, что отчуждение еврейского населения от своей религии и национальных традиций прошло очень быстрыми темпами и приобрело масштабы, невиданные в современной еврейской истории».

7

В своем трактате «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» А.Д.Сахаров назвал режим Сталина одним из «демагогических, лицемерных, чудовищно-жестоких полицейских режимов», который, в отличие от гитлеровского несет в себе «гораздо более изощрённый наряд лицемерия и демагогии». Характеризуя сущность большевизма, А.Солженицын писал:
«Существующая у нас государственная система не тем страшна, что она недемократична, авторитарна на основе физического принуждения – в таких условиях человек еще может жить без вреда для своей духовной сущности. Всемирно-историческая уникальность нашей нынешней системы в том, что сверх всех физических и экономических побуждений от нас требуют еще и полную отдачу души: непрерывное активное участие в общей для всех заведомой ЛЖИ. Вот на это растление души, на это духовное порабощение не могут согласиться люди, желающие быть ЛЮДЬМИ» («На возврате дыхания и сознания» // Сб. «Из-под глыб», Париж, 1974, с. 27).

В этом отношении было бы крайне важно детально проследить этапы деградации, которой подверглись еврейские интеллектуалы – от национальных лидеров до мастеров культуры – в своих попытках выжить в условиях советского тоталитаризма. Еврейское сообщество оказалось расколото, разбросано по социальным группам, по формам участия в государственном и партийном строительстве, по степени преданности новой власти, по способности к сопротивлению насильственной ассимиляции, осуществляемой этой властью. И далеко не всегда замороченные кричащей на всех углах пропагандистской машиной люди понимали, что власть, которой они служат, на самом деле преступна.

«Люди думали и говорили, что они осуществляют самый совершенный и передовой социалистический строй, – писал в свое время кадетский публицист А.С.Изгоев, – тогда, тогда как на деле они деградировали власть к начальному периоду всякого самодержавия, когда произвол отдельных самодержцев неразрывно связан с произволом служащих ему толп».

Самое циничное в этом вопросе то, что уничтожение еврейской культуры и воплощение в жизнь идеи насильственной ассимиляции евреев большевики проводили в жизнь руками самих евреев. Исполнителями воли сталинского руководства стали еврейские коммунистические секции РКП(б), созданные наряду с другими национальными секциями весной 1918 г. во главе с Ш.Диманштейном. Корни этого, если так можно выразиться, внутринационального коллаборационизма, основанного на ассимиляторском подходе к решению национального вопроса, характерного для российских революционеров еврейского происхождения. Практически всем евреям-большевикам было свойственно нигилистическое отношение к собственной национальной ориентации. Известно, например, что Троцкий на вопрос, кем он себя больше чувствует – евреем или русским, ответил: «Ни тем, ни другим: я – социал-демократ, интернационалист».

Эту особенность в жизни еврейских революционеров – формальный разрыв всякой связи с еврейством – заметил еще в 1905 г. Ш.Дубнов, который писал: «Это – ассимиляторы в силу своих партийных и интернациональных убеждений. Их народ – русский, а не еврейский, ибо понятие «народ» для них политически-территориальное, а не культурно-историческое». Характерна такая позиция была, как ни странно, и для Бунда, хотя именно бундовцы больше всех говорили о национально-культурной автономии.

Первоочередной задачей большевики ставили перед собой ликвидацию многовекового еврейского общинного самоуправления, делавшего евреев независимыми от властей. И именно член коллегии Еврейского комиссариата Шмуэль Агурский вместе с наркомом по делам национальностей Сталиным всего спустя семь месяцев после Октябрьского переворота, в июне 1918 г., подписал декрет «О закрытии Центрального бюро еврейских общин», согласно которому предстояло «закрыть навсегда» не только ЦБ, но и «все еврейские общины с их отделениями».

P.S.

Внимательное ознакомление с программными документами большевиков позволяет сделать вывод, что подавляющий объем мероприятий государства в области еврейской культуры сводился к национальному образованию и внедрению идиша как альтернативы иврита – «языка контрреволюции». Дальше этого большевики не шли, что разоблачало их чисто прагматический подход к проблеме национальной культуры и кратковременный характер всех мероприятий в этой области.

Дальнейшие события показали, что, добившись упрочения власти, большевики начали сворачивать программы помощи национальным культурам и наращивать тенденции русского великодержавного шовинизма. Но, как это часто бывает, агрессия по отношению к кому бы то ни было способна серьезно ударить и по самому агрессору. Справедливо это утверждение и в вопросах национальной политики. И в этом отношении уместно привести слова академика Андрея Сахарова , который, анализируя то, что произошло в полиэтнической и поликонфессиональной России за семь десятилетий советской власти, писал:
«Мы получили в наследство от сталинизма национально-конституционную структуру, несущую на себе печать имперского мышления и имперской политики «разделяй и властвуй». Жертвой этого наследия являются малые союзные республики и малые национальные образования… Но жертвой этого наследия стали и большие народы, в том числе русский народ, на плечи которого лег основной груз имперских амбиций и последствий авантюризма и догматизма во внешней и внутренней политике».

P.P.S.

В 1994 году была принята Декларации ООН о правах коренных народов, согласно которой в понятие «культурный геноцид» включались «любые формы ассимиляции или интеграции народа другими культурами и образами жизни, которые могут быть наложены на них административными или иными мерами».

Параллельно с понятием «геноцид», утвержденным особой конвенцией ООН в 1948 году и означающим любое «действие с намерением уничтожить расовую, религиозную, этническую или национальную группу как таковую», теперь существует еще понятие «этноцид». Под этноцидом понимается любое действие, направленное на лишение какой-либо группы населения ее этнических черт или идентичности, а также любые формы национальной ассимиляции, интеграции или принуждения к чужому образу жизни.


Поэтому неизбежно приходится признать, что в Советском Союзе с первых же дней его существования существовала политика тотального этноцида еврейского населения, заключавшаяся в насильственном уничтожении национальной идентичности и самосознания евреев. Как и геноцид, этноцид является государственным преступлением, подлежащим наказанию.

Советского государства не существует уже более четверти века, но руководство России как преемник власти после падения коммунистического режима, не только не осудило это преступление, но даже не принесло еврейскому народу извинения. Исход евреев из стран бывшего СССР продолжается.


Вестник Дома ученых Хайфы
Том ХХIV, 2011 – С. 82-90
Количество обращений к статье - 2173
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (26)
Гость | 16.12.2017 15:54
Почему автор статьи сожалеет о том, что евреи возвращаются
на свою историческую родину только из стран бывшего СССР, а не из всех стран мира?
Яков Басин, Иерусалим | 15.12.2017 15:54
Чем дальше развивается дискуссия по поводу мыслей, высказанных мной в статье «Этноцид советского еврейства», тем дальше участники этой дискуссии уходят от заявленной темы. Кстати, хочу поблагодарить Игоря (14.12.17 – 21:33), который ввел в дискуссию слово «охотнорядец». Как известно, это слово в переносном смысле означает «черносотенец» и «погромщик». Похоже, что только охотнорядцы и способны просить евреев благодарить «пастуха» Сталина за то, что он спас в годы Второй мировой войны еврейское «стадо» Европы от уничтожения. О том, как происходило это «спасение», я уже писал в своем комментарии (ответ Михаилу) от 23.11.17 – 15:12. Не буду повторяться. Но убежден, что только охотнорядцы и способны даже спустя 70 лет после окончания этой страшной бойни все еще писать о том, что 500 тысяч (пол миллиона!) евреев, призванных в одну только Красную Армию, не воевали, а прятались.

Только вчера я разговаривал по скайпу со своим минским другом Яковом Кравчинским. Его отец был одним из лидеров подполья в Минском гетто. Подполье вывело из 100-тысячного гетто тысячу узников, которые заложили основу семи еврейских партизанских отрядов, базировавшихся в белорусских лесах. И сам Яков в свои 14 лет участвовал в боевых операциях.

Мой отец, инженер-строитель, служил в разведотделе армии Рокоссовского, и создавал карты и муляжи немецких оборонительных сооружений по материалам аэрофотосъемок.
А вот наша семья действительно «пряталась», правда, не в легендарном у антисемитов Ташкенте, но недалеко от него – в таджикском Ленинабаде. Низко кланяюсь таджикам за помощь в нашем спасении.

А вот благодарить Сталина за помощь в создании государства Израиль (Гость от 14.12.17 – 07:10) можно, пожалуй, только за участие в голосовании ООН 27 ноября 1947 года, что, кстати, делалось советскими евреями и израильтянами уже неоднократно и делается поныне, накануне 70-летия независимости воссозданного из небытия древнего еврейского государства. И за поставку вооружения для создававшейся в те дни Армии обороны Израиля из дружественной Чехословакии. Но и о подоплеке этого процесса тоже не надо забывать.

Сталину очень хотелось возникшее государство на Ближнем Востоке включить в состав создаваемого им «лагеря социализма» и замкнуть цепочку этих стран далеко на юге, вытеснив оттуда англичан. Но, как только выяснилось, что Израиль в этот «лагерь» входить не хочет, Сталин стал его злейшим врагом и устроил невиданный погром всей еврейской культуры в своей собственной стране. А его последователи на протяжении, как минимум, сорока лет снабжали арабские страны новейшим вооружением, авиацией, артиллерией и десятками тысяч военных специалистов («советников») и солдат, которые (пилоты боевых МИГов), бывало, даже в военных действиях против Израиля участвовали, чтобы помочь арабам «сбросить его в море».

Да, евреи признательны покойному генералиссимусу и его «команде» за участие в создании Израиля, только вот последующие события как-то затемняют этот его подвиг «во имя торжества справедливости и мира во всем мире». Подозреваю, что ожидать сегодня от России бурных восторгов по поводу признания Штатами Иерусалима столицей Израиля не стоит.
Гость | 15.12.2017 15:51
Игорь! Ваше праведное возмущение цидульками путинских троллей ("охотнорядцев")- справедливо и понятно.
Но суть не в этом, а в ином: в нежелании видеть, что ИМЕННО ЕВРЕИ (!!!) спасли весь мир от фашистской чумы. Этого не хочет признавать политический истеблишмент Европы, Америки и Израиля. Всем этим ребятам весьма удобно считать, что евреи - пассивная часть мирового сообщества в годы Второй Мировой: они жертвы или трусы, скрывавшиеся от воинской повинности. Статья Басина отражает позицию пассивности, которая столь удобна антисемитам и чиновным шовинистам "сионистского лагеря".
Басин, безусловно, порядочный человек - он далек от всяких шкурных позиций политиканства. Но он человек обычный, средний о которых хорошо писал гениальный Давид Самойлов-Кауфман в притче "Фотограф-любитель": ОДНА БЕДА - БЫЛ СЛИШКОМ ПРОСТ. Народ говорит по этому поводу лучше: ПРОСТОТА ХУЖЕ ВОРОВСТВА.
С простотой понятно - а где же воровство? А с ним все ясно, особенно в дни Хануки. Сегодня сказки о чуде горения масла в светильнике подменяют главное историческое чудо: героизм евреев, спасших не только себя, но и цивилизованный мир от зла и варварства.
История - продажная публичная девка. Известна коммунистическая бесовская версия о сталинских реконструкциях и героическом построении социализма. Это все ложь от начала и до конца. Экономика и инфраструктура СССР построена усилиями американского капитала и американо-европейского инженерного комплекса с его производственными мощностями и технологиями.
Заслуги еврейского народа, вырвавшегося из гетто - тоже очевидны: это был становой хребет и мозг советской цивилизации. Фактически об этом мало кто более или менее внятно из ученой среды пишет, тогда как информация об этом в электронных и печатных средствах - зашкаливает. Евреи и в военном плане были ведущим народом - еще со времен царской солдатчины и прочих Нахимовых, о чем ярко написано в известном шеститомнике умнейшего и честнейшего Феликса Канделя.
Еврейский Антифашистский Комитет во главе с Михоэлсом сделал невозможное: организовал ЭКСТРЕННУЮ, БЕСПЕРЕБОЙНУЮ разностороннюю техническую, продовольственную, ресурсную, финансовую и экономическую американскую помощь полуразрушенному СССР в первые же месяцы войны. Сталинский СССР без этого гигнулся бы в одночасье. Сталин это понимал, и при первой же возможности нагло, зверски устранил Михоэлса, а потом и других членов ЕАК - спасителей мира от фашизма. Он хотел уничтожить и весь еврейский народ, чей воинский и трудовой подвиг являлся примером невероятной доблести и гражданского интеллекта.
Вот почему восточноевропейских евреев ненавидят во всем мире, не исключая и Израиль, о чем единожды цинично хмыкнул умнющий компрадор-шовинист-социнтерновец Перес: ЕВРЕИ ПОБЕДИЛИ ИЗРАИЛЬТЯН.
В Израиле ни одна из ведущих улиц городов не названа именем Михоэлса или его сподвижников. Оно и понятно: апологеты ближневосточного местечкового гетто - люди практичные, не фраера. О других странах - и говорить не приходится. В них сегодня задают тон другие евреи – Соросо-Хомские - типа юдогебешников Примакова и Андропова, сконструировавших "палестинский народ".
Но есть в мире и другие люди – такие, как Эмиль Золя, Владимир Короленко и Дональд Трамп – которых мир столь же люто ненавидит и преследует всем скопом, как и защищаемых ими евреев. Где в Израиле улицы Золя и Короленко, как и Михоэлса?!
Гость | 15.12.2017 14:13
Уважаемый гость 07:10! У возрождённого (восстановленного, возникшего из пепла, какого угодно) Израиля не может быть крестного отца. Уж говорите об обрезальном отце или сандаке. Можно говорить и о моэле. Но никак не о крестном отце. Почему-то этот образ постоянно лезет в русско-еврейской публицистике. Хоть чуть-чуть стоит призадуматься, чтобы не городить нелепости.
Игорь | 14.12.2017 21:33
Для Гостя | 13.12.2017 13:36.
Простите за грубую аналогию, но овцы должны быть благодарны пастуху за то, что защитил их от волков, и пожелать ему приятного аппетита, когда он жарит барашка. А если серьезно, то уже тошнит от призывов охотнорядцев к евреям быть им благодарным за спасение в то время, как сами евреи от войны прятались.
Гость | 14.12.2017 07:10
Поскольку Сталин в СССР, по сути, является крестным отцом возрождённого Израиля, то почему бы России и Путину не выразить одобрение по провозглашению Иерусалима столицей еарейского государства?
Гость | 13.12.2017 18:48
Господин Басин! Если вы имеете какое-то отношение к науке - то беда, что это считается наукой - это какая-то лысенковщина вкупе с презентовщиной. Вы легкомысленно играете понятиями и обстоятельствами, как в шулерской карточной игре, рассчитывая, что люди ничего не видят и не понимают.
Везде во все времена - а не только в СССР - этносами государство и власть имущие манипулировали по чем зря. Это медицинский факт. Считать в этом плане Израиль примером бережного отношения властей и государства к культуре, истории, языку и социальным правам различных еврейских этносов - по меньшей мере неосмотрительно. Отрицать это - не уважать ни себя, ни других. Если вы не видите, что в Израиле уже не одно десятилетие общество находится в состоянии перманентной цивилизационной войны всех со всеми - то вы живете в каком-то ином измерении. Или делаете вид, что все путем. Это обычный жульнический финт советских соцэковцев. При переходе из лагеря социализма в лагерь сионизма - это привычная пропагандонская линия поведения.
Но ведь человек нормальный живет не идеологемами и догмами, а ценностями сугубо человеческими. Это второй путь вашего духовного невежества: идеофрения.
Кто вообще вам сказал, что у общества секулярного - нет национальных ценностей и национальной идентичности? И что единственным признаком национальной идентификации считается религия? Этот атрибут - всего лишь институция, притом одна из многих. Этнос и нации определяются единством происхождения, истории, культуры, цивилизационных предпочтений, а религия - один из способов регуляции психо-социальных взаимоотношений людей в государстве или в племенной общности.
Вы по сути не еврей, если у вас отсутствует самостоятельная система ценностей, и вы склонны в каждом месте, где обитаете, - мимикрировать в соответствии с принятыми "понятиями" власть имущих. Общество и без вас идет к новому средневековью, выбирая две изживших идеологических скверны: МАРКСИЗМ и ДЕМИУРГИЗМ. Люди все это видят, и простой человек в таких случаях сетует: БОГ ШЕЛЬМУ МЕТИТ...
Гость | 13.12.2017 13:36
Как явствует действительность Израиль, как государство был создан благодаря СССР, спасшего евреев от тотального уничтожения гитлеровскими фашистами во время второй мировой войны. Кстати, СССР первым 17.05.48 признал Израиль и нужно быть благодарным евреем за свою жизнь и своё государство. Очевидно автор статьи против естественной ассимиляции евреев в других странах мира, не пожелаюших вернуться на свою историческую родину в Израиль, то при чём здесь СССР?
Яков Басин. Гостю от 12.12. 17. | 13.12.2017 10:49
Уважаемый Гость! Ваш комментарий еще раз подтвердил мысль, как легко и привычно мы в своих рассуждениях переносимся из одного государства – в другое, из одной эпохи – в другую, из одной общественно-политической формации – в другую. И как легко при этом обвиняем в исторической несостоятельности при оценке разных противоречий этих обществ не только авторов статей, но и целые редакционные коллективы.
Смотрите, как запросто Вы перенесли политику насильственной ассимиляции евреев Советской России (а, по большому счету, всех малых народов), проводившейся в соответствии с марксистской догматикой своего времени, на естественную ассимиляцию представителей приехавших в Израиль со всего мира еврейских народностей! Все они приехали со своей индивидуальной разговорной речью и письменностью (ладино, идиш, языки горских и бухарских евреев). Но, в отличие от Советов, где их новая власть пыталась силой объединить единством идеологии, в современном Израиле их объединяла не религия, как об этом говорил Теодор Герцль (иная форма идеологии), а предсказанное еще Элиэзером Бен-Иегудой единство, пусть нового для них, но своего, родного, еврейского, обновленного древнего языка иврит.
Их что, кто-то насильно, как в СССР (чему и посвящена моя статья) заставлял принять обычаи, национальные традиции и культуру чужого для них коренного народа? Или, может быть, кто-то проводил в Израиле политику «коренизации кадров», как в СССР? Каждая этническая подгруппа развивалась по-своему, и никто ей не мешал!
Лет пятнадцать назад мне с гордостью показывали центральную площадь одного израильского городка: «Вот это – ашкеназская синагога, это – сефардская, это – йеменская!»
Полтора века назад первые поселенцы Ришон лн-Циона обратились к семейству Ротшильдов помочь им оплатить создание артезианского колодца для своего поселка. При этом они поделились с банкирами своей мечтой о создании самостоятельного еврейского государства. Ротшильды рассказали об этом своему семейному раввину. А семейным раввином у них был тогда главный раввин Парижа Цадок Кан. И тот спросил у них: «А что это будет за государство? Если это будет теократическое государство, то где будет свобода мысли? А если государство будет светским, то в чем будет выражаться его еврейская идентичность?»
Похоже, что вот уже полтора столетия мы не можем ответить на этот вопрос. И не это ли противоречие лежит в основе всех наших дискуссий?
Гость с Украины переживший Холокост в СССР | 13.12.2017 01:29
Прискорбно, что вся учённая деятельность "Дома учёных Хайфы" состоит в очернении СССР за факт спасения европейских евреев в годы второй мировой войны.
Гость | 12.12.2017 22:37
Уж жизнь прожита - а не перестаю удивляться людской слепоте, невосприимчивости и тупому равнодушию.
Автор вот упирает на этноцид - еврейские этносы и нацию в целом совдепия, будь она неладна, ассимилировала, гнобила, уничтожала исконно-посконный жизненный уклад.
А чем господин Басин отличается от мусульманского фундаменталиста, требующего внедрения всей своей самости в христианской Европе?
А какую такую этническую и культурную самобытность чтут в краю победившего сионизма? Здесь до недавнего времени еще во всю славили "плавильный котел", а то, что истеблишмент и левый("лагерно-сионистский"), и правый ("национально-религиозный")- жестоким катком прошлись по всем еврейским этносам и продолжают эти художества - так это как бы здешняя если не благодать, то норма.
Это господина автора - публициста и журналиста - не колышет. Он вне этноса. Для него важнее величье нации и национальной идеи. Тогда - приехали. Ту же планиду наметили для всех этносов и коммунисты, и фашисты, и фундаменталисты, и любые другие унитаристы-тоталитаристы. Для них нет ни человека, ни народа, ни истории, ни культуры, ни цивилизации. А равнодушие обывателя рождает двойное сознание, всегда стоящее на позициях права власть имущих. С другой стороны, человека гуманного - отличает острота зрения, сопротивление и сочувствие. Неужели в вашем Хайфском доме ученых не нашлось ни одного индивидуума, который вам бы это объяснил перед публикацией этого незадачливого опуса? Вы как в известном анекдоте: "А я тоже могу выйти на Красную площадь и кричать: Рейган - дурак!". Но что поделаешь - это общая беда всех этносов, и особенно советских евреев, трудно адаптирующихся в свободном мире после столетий кондовой имперской азиатчины. А смена партбилета кипой - это классика жанра.
Всегда думайте над этим прежде, чем обращаетесь к ближнему. Мир людей многолик. Политики и прохвосты вопили об абсорбции и единстве. А понять новый народ и ощутить себя его частью помогли нам самые разные люди, которые нам говорили: "Хорошо, что вы к нам приехали!". Они показали нам, что свобода - это стремление всегда исходить из хорошего, живого, а не из всяческой рухляди, чванства и мертвечины.
Гость | 06.12.2017 20:02

Господин Басин! Если вы еврей - то вы должны были бы знать, что понятие это - многоуровенное и пространственно многообразное.
Потому как в еврейской философии, являющейся вершиной мирового мышления, разработаны три логические системы: двоичная, комбинаторная и структурная.
Рассуждаете же вы как гегельянец или марксист на уровне двоичного "отрицания отрицания" или классового "свой-чужой".
Человеческие сообщества - материи сложные, и дуализму никак не подчиняющиеся. Нельзя к ним подходить с позиций догматики, выдаваемой за философию, этику и социальную экологию. Вот почему вам досталось от читателей-ватиков, хлебнувших и в диаспоре, и в ишуве и хорошо понимающих на собственной шкуре разнообразнейшие этно-цивилизационные ценности и их перипетии.
Как говорили в СССР - УЧИТЕ МАТЧАСТЬ, а в Израиле -есть вопросительный, еврейский эквивалент: КАМА ЗМАН АТА БА АРЕЦ?
В любом случае мы можем быть благодарны и Вам, и редакции, поскольку Ваша публикация подняла целый ворох проблем и отчасти способствовала выработке новых, нетривиальных, ракурсов исторического взгляда: МИХОЭЛС - СТАЛИН, ПАССИОНАРНАЯ ЭНТРОПИЯ-ПАССИОНАРНАЯ НЕГЭНТРОПИЯ и проч. Сегодня именно это является стержнем исторических и нравственных ориентиров, а не то, о чем рыдаете Вы, выдавая индивидуальный сценарий за реальную историю. Скажите спасибо за науку и публикуйте иные сценарии, так необходимые всем нам, читателям этого издания. Ведь собственный взгляд честного человека, его "точка зрения" - всегда позитивны в процессе людского взаимодействия.
Спасибо Вам, и всяческих благ и успехов!
Sava | 06.12.2017 15:52
Вы, уважаемый Яков Басин,сообщаете:
"Евреями назвали себя только 12600 человек. Вот он – исход евреев из еврейства. Утрата евреями своего национального самосознания, национальной самоидентификации."

Просто это очередной сигнал ассимиляции евреев в Диаспоре( Белоруссии , в частности). В этом нет вины всех этих формальных евреев. У них просто не было и нет иного выбора,хотя бы до поры, позволяющей терпимо относится к условно умеренному воздействию антисемитизма.В этом смысле, нет достаточных оснований упрекать их в утрате потребности к национальной самоидентификации. Все это было надежно вытравлено в пору почти векового большевистского господства. И ныне продолжает сохраняться и проявляться на генетическом уровне.
salt zel | 06.12.2017 10:57
Уважаемый Яков Басин. В ответе на мой коммент Вы пишете:"К несчастью, мы с вами являемся свидетелями глобального процесса исхода евреев диаспоры. Крохотного исхода на свою историческую родину и глобального исхода из еврейства. Два примера. В Беларуси, откуда я прибыл 7 лет назад, по переписи населения в 1989 года было 130 тысяч евреев. Потом началась большая алия. А теперь считайте. В Израиль убыло 70 тысяч, в США – еще 70 тысяч, в Германию – ок. 30 тысяч. Сколько же их всего было в стране? Пошло несколько лет. По моим подсчетам в Беларуси жило еще около 60 тыс. евреев, имеющих право на репатриацию. В 2003 году на учете только в Хесед Рахамиме состояло около 14 тыс. чел. В 13 общинах реформистского движения более 800 чел. А еще были городские общинные центры, молодежные организации и т.д. И вот пришла перепись населения 2009 года. Евреями назвали себя только 12600 человек. Вот он – исход евреев из еврейства. К несчастью, мы с вами являемся свидетелями глобального процесса исхода евреев диаспоры. Крохотного исхода на свою историческую родину и глобального исхода из еврейства. Два примера. В Беларуси, откуда я прибыл 7 лет назад, по переписи населения в 1989 года было 130 тысяч евреев. Потом началась большая алия. А теперь считайте. В Израиль убыло 70 тысяч, в США – еще 70 тысяч, в Германию – ок. 30 тысяч. Сколько же их всего было в стране? Пошло несколько лет. По моим подсчетам в Беларуси жило еще около 60 тыс. евреев, имеющих право на репатриацию. В 2003 году на учете только в Хесед Рахамиме состояло около 14 тыс. чел. В 13 общинах реформистского движения более 800 чел. А еще были городские общинные центры, молодежные организации и т.д. И вот пришла перепись населения 2009 года. Евреями назвали себя только 12600 человек. Вот он – исход евреев из еврейства. Утрата евреями своего национального самосознания, национальной самоидентификации.
Мне трудно разделить ваши тревоги. Девять лет я жил и учился в школе в старинном белорусском Пинске. В нашем классе был единственный белорус. Среди соседей сначала поляки, русские и евреи, потом поляки сгинули когда-то. Среди евреев я никогда не замечал никакой солидарности по национальному признаку. Все вокруг были просто пионерами, комсмольцами, по культуре русскими. Белорусский слышали только на уроках этого языка, по радио, за оградой пионерлагеря да на рынке. Антисемитизма я почти не заметил, даже пережив "Дело врачей".Мои родители при нас с сестрой часто говорили на идише, чтобы "павлики морозовы" не знали, что они думают. Это ли была еврейская жизнь при изобилии евреев в Белоруссии? И чего тосковать, если их там почти не стало? Да пусть и вовсе исчезнут как и в России. Меньше будет поводов злобствовать РПЦ и ее народу. Лишь бы была алия и, главное, чтобы она прижилась тут надежнее, чем наша 1990 года, не слиняла в более гостеприимную Америку и там не стала реформистской или вовсе ассимилировалась. Пока же этого не наблюдается. Евреи там очень даже заметны.
Что лучше для евреев Белоруси - слушать по радио передачи на идише, или в Израиле на иврите? Так в чем же несчастье исхода евреев из антисемитских стран? Не для этого ли возник и победил сионизм? Только здесь нет "утраты евреями своего национального самосознания, национальной самоидентификации", а не в Белоруси и в любой подобной стране. Без радости любовь была, разлука будет без печали. Особенно с Россией с ее черностонцами.
Что же касается катастрофы с массовой ассимиляцией евреев, то она вовсе не необратимая. История изобилует примерами добровольцев-евреев отнюдь не из ортодоксальных общин Америки во всех войнах Израиля. В трудный момент евреи по крови вспомнят о ней. Хотя это вовсе не означает, что бывает и совсем наоборот, включая евреев вроде Сороса.
Яков Басин, Иерусалим | 06.12.2017 09:36
Уважаемые участники дискуссии salt zel и гость 01.12. – 20:30.
Благодарю вас за внимание к моей статье, за интерес к теме и подробное изложение своего мнения. Только боюсь, Вы не совсем поняли, о чем, собственно, идет речь.
Это замечательно, что у евреев уже 70 лет есть государство, которое служит им не только убежищем от врагов, о чем мечтал Теодор Герцль, но и местом сохранения и развития своего языка, культуры и овладевания всем накопленным мировым сообществом уровнем современной цивилизации. Но автор – историк, и он в своей статье зафиксировал факты этноцида еврейского населения в одной, отдельно взятой стране – СССР. Этноцида, этого страшного преступления, совершенного в соответствии всем канонам идеологии этого тоталитарного государства. Не буду повторяться – всё, или почти всё, зафиксировано в статье. И это не плач о гибели местечек и мрачной самоизоляции евреев за чертой оседлости. Это мост к оценке современного состояния мирового еврейства.

К несчастью, мы с вами являемся свидетелями глобального процесса исхода евреев диаспоры. Крохотного исхода на свою историческую родину и глобального исхода из еврейства. Два примера. В Беларуси, откуда я прибыл 7 лет назад, по переписи населения в 1989 года было 130 тысяч евреев. Потом началась большая алия. А теперь считайте. В Израиль убыло 70 тысяч, в США – еще 70 тысяч, в Германию – ок. 30 тысяч. Сколько же их всего было в стране? Пошло несколько лет. По моим подсчетам в Беларуси жило еще около 60 тыс. евреев, имеющих право на репатриацию. В 2003 году на учете только в Хесед Рахамиме состояло около 14 тыс. чел. В 13 общинах реформистского движения более 800 чел. А еще были городские общинные центры, молодежные организации и т.д. И вот пришла перепись населения 2009 года. Евреями назвали себя только 12600 человек. Вот он – исход евреев из еврейства. Утрата евреями своего национального самосознания, национальной самоидентификации.

Вот и все. Но это ассимиляция естественная. В СССР же речь шла об ассимиляции насильственной. Форма культурного геноцида – этноцида. Он и сейчас продолжается. В Беларуси за 25 лет после распада СССР не открыто ни одной еврейской школы. Существуют только те, что открыты израильскими структурами. Евреям не возвращено ни одного здания бывших синагог. Нет ни одной минуты вещания на радио и ТВ по еврейской тематике. Нет ни одной еврейской газеты, которая бы финансировалась государством. Нет еврейского музея.

Памятники жертвам гитлеровского геноцида создаются почти исключительно на средства зарубежных спонсоров. И это при условии полного отсутствия государственного антисемитизма. Пройдет еще два-три поколения, и внуки тех евреев, которые еще живут в Беларуси, забудут, какой национальности были их предки.

Вот чему была посвящена моя статья.
salt zel | 05.12.2017 16:14

В статье сказано:
"Эту особенность в жизни еврейских революционеров – формальный разрыв всякой связи с еврейством – заметил еще в 1905 г. Ш.Дубнов, который писал: «Это – ассимиляторы в силу своих партийных и интернациональных убеждений. Их народ – русский, а не еврейский, ибо понятие «народ» для них политически-территориальное, а не культурно-историческое».

Первоочередной задачей большевики ставили перед собой ликвидацию многовекового еврейского общинного самоуправления, делавшего евреев независимыми от властей. И именно член коллегии Еврейского комиссариата Шмуэль Агурский вместе с наркомом по делам национальностей Сталиным всего спустя семь месяцев после Октябрьского переворота, в июне 1918 г., подписал декрет «О закрытии Центрального бюро еврейских общин», согласно которому предстояло «закрыть навсегда» не только ЦБ, но и «все еврейские общины с их отделениями».
Давайте заглянем не в то далекое прошлое, а в настоящее. Никто никому не момешает в любом городе Израиля зайти в "религиозный" район. Вот уж где любой может здесь и сейчас увидеть массу евреев, одетых точно так же, как их предки в 19-начале 20 веков, со всей прелестью "многовекового еврейского общинного самоуправления, делавшего евреев независимыми от властей." Это современные назависимые от властей большинства народа евреи не признают воинской повинности в защите всех граждан уже вроде своей еврейской страны от ее смертельных врагоа, учат детей по средневековым канонам, избегают труда в пользу пособий от работящих светских евреев - потомков ассимилянтов из всех стран мира, а также от сподвижников-харедим из стран где есть подобная диаспора. Вам, живущим нормальной совремнной жизнью, рыдающим по разрушению еврейского быта после революций, хочется обратно - в такое местечко? Милости просят. Только мало кто к ним присоединеяется. Их априори, если не презирает, то старается не замечать большая часть современной работящей, законнопослушной страны. Эту нелепую часть населения страны нельзя считать частью великой научной державы - лидера старт-апов и хайтека, грозы врагов всех евреев, включая идиотов из этого "местечка", оскорбляющих евреев в солдатской форме. Этот рудимент разительно не похож не только на наших предков-евреев, воевавших с Гитлером, создававших танки и самолеты, но и на сподвижников Мохоэлса, уговорившего не больно расположенного к евреям Рузвельта дать Сталину, де-факто воевавшего все-таки и за евреев, студебекеры и свиную тушенку, а также вкуснющие "рационы" и надежные ботинки бойцам армии, не говоря об всем еще более важном - налетами на Германию. Кто сидел в самолетах союзников - только ортодоксы или все-таки американские ассимилянты, не больно соблюдавшие традиции? Так о каком прошлом плакать, а о каком вспоминать с гордостью? Моя мать с детьми во время погрома 1914 года пряталась в христианском подвале, пока казаки в седлах наблюдали действо своих в черте оседлости. А потом пришли сначала тодашние немцы, а потом "проклятая" Красная армия, и погромов больше не было до 1942 года... Кто защитил евреев, если не евреи-ассимилянты армии Троцкого? Или евреи, из того христианского подвала, свято соблюдавшие "культурно-историческое наследие своего народа»?
Сегодня я живу в еврейской стране, где каждый волен в той или иной степени чтет это наследие. Я не знаю статистики, не знаю, какой процент евреев живет в современных "местечках" и носит пейсы, но масса ничем не примечательных людей свободно, назло Европе, носит кипы, а в Йом Кипур никто не запрещает уличное движение, а его все равно нет. Ассимилянты ли здесь живут вне "местечка" или нормальные евреи, гордящиеся, если на их детях военая форма? Значит, можно прожить и без тоски по потерянному в революциях быта.
Гость | 01.12.2017 20:38
Господин брайтонский Игорек на параллельной ветке опять начал рыдать по поводу несносного Каца и зловредной редакции.
Нормального человека ни Кац, ни редакция не волнуют: ВСЯКОМУ ГОРОДУ НРАВ И ПРАВА, как писал мудрый Сковорода.
В Басинском слезливом эссе, претендующем на историческую аналитику еврейских перипетий новейшего времени и времен предшествующих - доминирует не еврейский подход, а подход обывателя :
1)в местечке мы жили - значит благодаря местечку, черте оседлости и сохранились,
2)были в вере и всех ее предписаниях и ритуалах тверды - значит под руководством мудрых раввинов укрепили все национальные скрепы и всю незыблемость и целостность,
3)насчет светлого прошлого и о возвращения к нему мечтали- благодаря этому и жили надеждой на СБЫЧУ МЕЧТ как единый народ,
4)от зловредных искусителей самости защищались - и самость сохранили ...
Только вот где сохранили и что сохранили, и каковы истоки сохранения и нравы любимого басинского гетто - известно хорошо.
Я и ближайшие поколения моих предков как раз родился в распрекрасной полосе еврейских местечек Подолии, и никаких сантиментов национального характера по отношению к этому проклятому пространству исторического перекати-поля у меня нет. Чтобы это понять - надо это было пережить еще со времен нахождения в утробе матери, а потом - в первые годы жизни - видеть боль утрат в любящих глазах родных и близких. Моя мать Сара и отец Исаак научили меня трем важнейшим еврейским качествам: любви, презрению и сопротивлению.
Именно мужество, любовь к свету и понимание граней бытия и людей и сохранило еврейский народ в многотысячелетней истории. Это народ необычный - и такие люди, как философ и политик Зеев Жаботинский, воин Иосиф Трумпельдор, просветитель Биньямин Кругляк, актер и подлинно общественный герой Соломон Михоэлс, правозащитники Юлий Марголин, Голда Елин и Меир Кахане и многие-многие иные самые разные люди - и сохранили современный еврейский народ как сегодняшнюю гордую мировую данность.
Я бы не писал по поводу басинского эссе, если бы оно не отражало своей сутью два важнейших подхода к нашему неугомонному народу.
ЕСТЬ ДВА ТИПА ЕВРЕЕВ: ОДНИ СМОТРЯТ НАЗАД, А ДРУГИЕ-ВПЕРЕД. Товарищ Басин! Скажите спасибо брайтонскому Игорю, что он, помог сформулировать, говоря словами одного нашего любимого публициста, этот еврейский дуализм. Перестаньте рыдать, и поверните голову в наше сегодня.
Мне лично хватает комфортного существования среди собственного широкосердного народа, и этим счастлив. Все прочее - рассудит Провидение. А в жизни человек сам решает - рыдать ему или радоваться.
Гость | 01.12.2017 10:23
Гостю | 23.11.2017 04:18 Неверно. Закон о ленд-лизе от 11 марта 1941 (распространён на СССР в ноябре 1941 г.) НЕ предусматривал оплату за военное имущество, поставленное США союзникам и истраченное во время войны. Не истраченное же должно было быть возвращено после войны в США либо выкуплено (на это давался долгосрочный беспроцентный кредит). СССР получил американского добра почти на 11 млрд.долларов. СССР после долгих проволочек согласился выплатить чуть больше половины требуемой американцами 1.3 млрд. долл. за остаток оружия и амуниции долларов. Выплаты завершились уже в нынешнем веке.
Гость | 24.11.2017 10:48
Господин Басин!
Из вашей публикации сделан важнейший вывод о коренном изменении цивилизационной стратегии в борьбе с Новым Средневековьем и его стержнем - патологической юдофобией.
А вы опять за свой "плач Ярославны" на кремлевско-котельской стене. И Михоэлса опять ставите в ряд со всей мировой скорбью и непотребством.
Да и миру, и самим евреям глубоко наплевать и на евреев, и на мир, и на самих себя!
В период Второй Мировой евреи поднялись, и стали не прежними рабами галутного гетто, а древнееврейским античным народом. Именно этот народ и его лидер - Соломон Михоэлс - в критический момент истории спас человечество от чумы гитлеризма. На евреях - обломил зубы и сталинизм, а вы все плачете да плачете. А люди практичные этот плач подкрепляют требованием компенсаций, что является венцом галутной идеологии, процветающей пышным цветом в Израиле. В самопродаже евреи не оригинальны. Сейчас все нации практикуют эту суицидальную практику -от России до Америки что в западном, что в восточном направлении.
Вы не понимаете, что эта чума погубит мир, и ваше блеяние а ля блажной Тевье молочник лишь возвышает непреклонность зла?
Вы ставите на одну доску продажную гистадрутную целесообразность Бен Гуриона и яростную стратегию мобилизованности Михоэлса?
Надо объяснить миру, что в начале 40-х его спас от самопродажи один человек - СОЛОМОН МИХОЭЛС. И это единственный путь спасения человечества в эпоху современного суицида. Голову нельзя засовывать в задницу, как это делаете вы, перечисляя инцидент Михоэлса в ряду других бед злосчастных евреев.
Люди устали от крысоловов и от стадности. Их равнодушие может сломить лишь чувство гордости и понимания, что подлинные лидеры все же существуют.
Яков Басин 1938 г.р. – Михаилу 1937 г.р. | 23.11.2017 15:12
Уважаемый Михаил!
Ваша реплика на развернувшуюся по поводу моей статьи дискуссии говорит о том, что Вы просто не знакомы с рядом очень важных фактов истории Второй мировой войны и первых послевоенных лет. «Великий вождь и учитель советского народа товарищ Сталин» смертельно боялся, что мировая общественность может заподозрить его в том, что он воюет не «против» фашизма, а «за» евреев, за спасение еврейского народа от тотального геноцида нацистами. Поэтому, когда в начале февраля 1940 года не кто иной, как Адольф Эйхман, обратился с письмом к начальнику Переселенческого управления при СНК СССР с предложением организовать переселение евреев с контролируемых Германией территорий в Советский Союз, глава правительства Молотов на него даже не среагировал. На этом все и кончилось..
А в первые месяцы войны Сталин, зная, какая судьба ждет евреев в случае военных успехов Германии, отказался организовывать эвакуацию евреев из регионов, где существовала опасность оккупации. В 1942-1943 гг. в НКВД были расстреляны инициаторы создания и первые лидеры Еврейского антифашистского комитета, польские евреи, деятели ненавистного Сталину Бунда Виктор Альтер и Хенрик Эрлих.
В годы войны ни в одной из миллионов разбрасываемых с самолетов над оккупированной территорией листовок не было призыва к местному населению помогать евреям спасаться от неминуемой гибели. Зафиксированы тысячи случаев отказа приема беженцев из гетто в партизанские отряды, обрекая их на гибель.
Михаил, Вы пишете: «СССР спас миллионы евреев от тотального уничтожения немецкими фашистами». На оккупированной противником территории оставалось порядка 3 млн. евреев (300 тыс. в Прибалтике, 250 тыс. в Молдавии, 800 тыс. в Белоруссии, 1500 тыс. в Украине) Погибли почти все. Когда зимой 42–43-х годов Красная армия начала свой освободительный поход от Волги до Буга, спасать было уже некого. Так где же те миллионы евреев, которых «спас СССР»?
За весь период войны сталинское Политбюро, заседая почти ежедневно, НИ РАЗУ не обсудило вопрос тотального уничтожения одного отдельно взятого народа (еврейского) на оккупированной гитлеровцами территории Европы. А в газетах и по радио за все годы войны так и не был разоблачен популярный в простом народе миф о том, что евреи «воюют» не в индустриальном Челябинске, где они создавали военную технику и вооружение, а в «хлебном» Ташкенте.
Вы, Михаил, пишете: «после разгрома немецких фашистов СССР помог евреям пережить скудные послевоенные годы и дал возможность обустроиться наравне со всем советскими народами получить высшее образование». Наверное, именно с этой целью Сталин и организовал «борьбу с космополитизмом», массовое увольнение евреев с государственной службы, уничтожение еврейской культуры, убийство великого Михоэлса, уничтожение всего состава Еврейского антифашистского комитета, Дело врачей…
Я Вас правильно понял?
Гость | 23.11.2017 12:29
Насчет безвозмездности - это вы зря.
Есть такая формула: ПЛАТА ЗА СТРАХ.
Сталин расплатился с Михоэлсом за то, что он спас ему жизнь: Гитлер повесил бы своего усатого альтер эго как последнюю тварь.
Возмездие ожидало и всех еврейских директоров и наркомов военной промыщленности, героев войны и тыла, журналистов и писателей. НЕ говоря уже о расправе с ЕАК.
Это и есть как раз основной мотив публикации Якова Басина: евреев всегда настигает возмездие за добрые дела - за то, что не накладывают в штаны при первой опасности, а реагируют, не щадя живота своего.
Хронисты еврейских бед - лишь хронисты: в этиологию они не входят. Народ же более здрав, чем бытописатели и хронисты. Он говорит: "НИ ОДНО ДОБРОЕ ДЕЛО НЕ ОСТАЕТСЯ БЕЗНАКАЗАННЫМ".
Человек культуры знает истоки этого феномена:
ПЛАТА ЗА СТРАХ. Дикари боятся своего страха и уничтожают бесстрашных, бескомпромиссных, бескорыстных, безоружных.
Формы убийства могут быть различными. Самая жестокая из них - ЗАБВЕНИЕ.
Хотелось бы, чтобы тема Соломона Михоэлса, как спасителя не только евреев, но и всего человечества в преломный момент его истории - была поднята в специальном номере этого издания. В 2018 году грядет 70 летие со дня убийства этого величайшего человека.
Человечество просто обязано объявить этот год ГОДОМ МИХОЭЛСА. Иначе человечеству не сдобровать. В том числе и хитромудрому Израилю, крутящемуся, подобно угрю на сковородке. Необходимо срочно готовить публикации и расследования историков и политологов. Слово и разум - сильнее оружия. Как раз это Михоэлс и доказал.
Гость | 23.11.2017 04:18
Гостю 01:41 от 23.11.2017. В военные и послевоенные годы все народы СССР были одим безвозмездным народом. Что до США, то
помощь была не безвозмездной. На этой продаваемой за золото СССР помощи США хорошо заработала и стала "мировой" державой
Гость - тоже 1937 года рождения | 23.11.2017 01:41
Миша, милок! Миллионы жителей СССР от дальнейшего уничтожения спас уж никак не "СССР" - который непременно был бы уничтожен под корень (с евреями и без!) - если бы не ОДИН ЕДИНСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК!
Ты и твои единомышленники тоже так считаете. Но разница в том, что любимый вами друг и учитель генералиссимус - не спаситель, а губитель народа и страны. Она бы так и гигнулась - кабы не один незаметный странный человек. Которого товарищ Сталин с особо наглой жестокостью в знак благодарности за спасение страны почему-то раскатал в 1948 году под колесами грузовика. Я всю жизнь ломал голову:
П О Ч Е М У ?
А недавно понял: в мире не может быть двух спасителей. В этом и смысл устранения Соломона Михоэлса. Совершенно очевидно, что страна была бы сметена мощной немецкой военной машиной, если бы не экономическая, техническая, продовольственная и прочая помощь, организованная и осуществленная Еврейским Антифашистским Комитетом, "проломившим" благодаря СОЛОМОНУ МИХОЭЛСУ сопротивление и евреев Америки и американского истеблишмента.
Вы несогласны?
А история недопущения евреев Европы в Америку вам неизвестна? А то, что политики США говорили: "Если будет побеждать Гитлер - мы будем помогать ему, а если Сталин - то примем его сторону и поможем.
В таких условиях Михоэлс сделал невозможное, организовав безотлагательную американскую помощь находящемуся на волоске от гибели СССР.
Мы всегда знаем точно, какие злодеи поворачивают человечество к пропасти. Но то, что от падения в бездну нас спасает один единственный человек - в голове нашей это не укладывается.
Если люди не хотят гибели - надо, чтобы ХХI век был ВЕКОМ МИХОЭЛСА. Этот его поступок должен быть тщательно изучен, проанализирован и описан. И увековечен народами всего мира.
Михаил 1937 года рождения. | 22.11.2017 20:52
Зачем трепаться? СССР спас миллионы евреев от тотального уничтожения немецкими фашистами. А после разгрома немецких фашистов помог евреям пережить скудные послевоенные годы и дал возможность обустроиться наравне со всем советскими народами получить высшее образование...
Sava | 20.11.2017 22:44
С интересом и вниманием прочитал предложенный уважаемым автором аналитический обзор о большевистской антисемитской политики.Аргументы и размышления Якова Басина убеждают в достоверности его оценок преступного характера большевистского режима.
Все беды евреев в диаспоре неразрывно связаны с тем,что неистребимый дух антисемитизма в народе не меняет своей сущности при переменах или модификациях правящего режима в стране.Он лишь меняет форму своего проявления.
Такое произошло и в результате большевистского переворота.Неудивительно , что значительная часть еврейского населения российской империи не почувствовала при этом улучшения своего положения.
Наиболее просвещенные,решительные и пассионарные из них активно включились в революцию и внесли ощутимый вклад в победу большевиков.Лидеры большевиков еврейского происхождения осознанно порвали со своим национальным еврейским прошлым, открыто и демонстративно поменяв свои типично еврейские имена и фамилию на русские.
Наверное, мотивацией к этому было не только фанатичная приверженность верности интернациональной марксисткой идеи,но также понимание неодолимости юдофобии.Как бы то не было, но они глубоко заблуждались,полагая, что ассимиляция позволит "бывшим" евреям освободиться от антисемитского гнета.
Не удивительно,что и ныне В РФ наблюдается очередной накал антисемитских страстей, особенно с наступившим 100 летнем обилием большевистского переворота.Антисемиты вновь не упустили своего шанса громогласно объявить о вине евреев в этой революции и связанной с ней преступлениях тоталитарного сталинского режима.И никакие достоверные статистические доказательства лживости этих утверждений, не способны изменить их юдофобский настрой.
Абрам Торпусман, Иерусалим | 20.11.2017 16:40
Статья Якова Басина - одна из наиболее удачных попыток теоретического осмысления того, как был решён "еврейский вопрос" в Советском Союзе. Согласен полностью. Кроме, пожалуй, следующего пассажа:
"Раньше других ощутили ассимиляторскую особенность культурных веяний новой власти в России мастера изобразительного искусства, чье творчество вообще не связано с использованием национального языка. Они раньше других отошли от националистических тенденций. Они уже не только не дали, но даже и не попытались дать еврейскому миру ничего, что могло называться еврейским изобразительным искусством нового времени. Состоявшись в искусстве и в истории своего народа как личности, они не состоялись как явление национальной культуры".
Рождение еврейского национального изобразительного искусства, ранее невозможное из-за религиозного запрета на "идолопоклонство", совпало с изменениями в России. Создателями еврейского изобразительного искусства оказались как раз российские евреи - Марк Шагал и деятели киевской "Культур -лиги". Последние взялись, если не ошибаюсь, и за теоретическое осмысление феномена "еврейское изобразительное искусство". Другое дело, что уже через несколько лет в Союзе феномен был ликвидирован...
Страницы: 1, 2, 3  След.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2017, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com