Logo
14-24 янв. 2018


 
Free counters!


Сегодня в мире
06 Янв 18
06 Янв 18
06 Янв 18
06 Янв 18
06 Янв 18
06 Янв 18
06 Янв 18
06 Янв 18
06 Янв 18









RedTram – новостная поисковая система

Наши традиции
Читая Книгу Книг
Нахум Пурер, Иерусалим

НЕДЕЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
КНИГА «БЕРЕШИТ», РАЗДЕЛ «ВАЕШЕВ»

Содержание раздела Яаков поселяется в Ханаане. Его любимый сын Йосеф, которому он в знак особого расположения дарит разноцветную полосатую рубашку из шерсти, доносит отцу о плохом поведении братьев. Братья ненавидят Йосефа, особенно после того, как он пересказывает им два своих пророческих сна, в одном из которых их снопы кланяются его снопу, а в другом перед ним склоняются солнце, луна (отец с умершей матерью) и одиннадцать звезд – братья. Заподозрив Йосефа в стремлении узурпировать духовную миссию семьи, сыновья Яакова замышляют убить его. Но когда Йосеф приходит к ним на пастбище в Шхем, братья отказываются от прямого убийства и продают юношу в рабство проходящим с караваном купцам. Затем они показывают Яакову рубашку Йосефа, смоченную кровью зарезанного козленка. Они убеждают отца, что его младшего сына растерзал дикий зверь. Яаков безутешен. Оказавшись в Египте, Йосеф становиться собственностью Потифара, начальника царской стражи. Здесь Тора прерывает рассказ, чтобы поведать о судьбе Иегуды и истоках основанной им династии еврейских царей. В продолжении повествования о Йосефе мы узнаем, что он стал управляющим в доме Потифара. Жена хозяина домогается любви красивого раба и, разгневанная отказом, ложно обвиняет его в попытке изнасилования. Йосефа бросают в тюрьму. Там он удачно толкует сны двух царедворцев, попавших в немилость к фараону. Предсказания Йосефа в точности исполняются: начальник виночерпиев реабилитирован, а начальника пекарей казнят. При выходе на свободу главный виночерпий обещает ходатайствовать за Йосефа во дворце, но забывает о нем.

Во сне и наяву

«И приснился сон обоим в одну ночь, каждому свой сон, каждому сон своего толкования: виночерпию и пекарю царя Египетского…» (40:5).

После эпизода с женой Потифара Йосеф был брошен в тюрьму, где быстро возвысился и приобрел влияние, став, фактически, главным распорядителем или, если хотите, старостой этого заведения: «И отдал начальник темницы в руки Йосефа всех узников…» (39:22).

Вскоре под его опекой оказались два вновь прибывших заключенных: главный виночерпий и начальник пекарей царского дворца. Они были заподозрены в заговоре – в намерении отравить фараона, подмешав ему яд в вино и хлеб.

Так интерпретирует эту историю автор «Таргум Йонатан», перевода-толкования ТаНаХа на арамейском языке.

Вскоре этим двум опальным царедворцам приснился сон – каждому свой. Эти сны, хотя и казались разными, удивительно сходились по сюжету. Утром знатные узники выглядели взволнованными и испуганными, что не ускользнуло от внимания Йосефа, которого приставил к ним начальник палачей.

Узнав, что его подопечных сбили с толку увиденные ночью сны, Йосеф предложил истолковать их, но тут же оговорился, что все толкования сновидений исходят от Б-га, а он сам лишь Его посредник. Примерно то же самое Йосеф сказал позже и самому фараону, когда его вызвали во дворец для той же цели.

Первым рассказал свой сон главный виночерпий. Он видел виноградную лозу, и на лозе три ветви. Прямо на его глазах лоза зацвела, на ней появились почки, которые тут же превратились в гроздья ягод. Держа на ладони чашу фараона, виночерпий выжал в нее ягоды и подал чашу в руку фараона.

Три ветви, объяснил Йосеф, символизируют трех праотцов еврейского народа – Авраама, Ицхака и Яакова, чьим потомкам было суждено стать рабами в Египте, месить раствор, таскать кирпичи и тяжело работать на полях. Однако затем они выйдут на свободу, ведомые тремя «пастырями» - Моше, Аароном и их сестрой Мирьям.

Что касается заключительного эпизода этого сна, продолжил Йосеф, чаша фараона, которую наполнил виночерпий, символизирует чашу наказания, которую фараон будет вынужден испить до дна.

И, раз он видел такой хороший для евреев сон со счастливым концом, то и для него, сновидца, будет хорошее толкование: три ветви – это три дня. Через три дня фараон вспомнит о нем и вернет его с честью на прежнюю высокую должность, и будет он, как и прежде, подавать вино своему обожаемому монарху…

И здесь Йосеф допустил серьезную оплошность. Он на время забыл о своей твердой вере в Б-жественное провидение и на время передоверил свою судьбу человеку: попросил главного виночерпия замолвить за него словечко во дворце, походатайствовать перед фараоном, чтобы его освободили из тюрьмы. Пусть расскажет ему, что он был похищен из страны «иврим» и что здесь в Египте он не сделал ничего такого, чтобы заслужить столь суровое наказание.

Между тем, начальник пекарей, услышав, как хорошо Йосеф интерпретировал сон главного виночерпия, воспылал надеждой и принялся пересказывать ему свой сон. Правда, голос был у него неприятный, злой. Он был одним из трех персонажей ТаНаХа, которые начинали свою речь со слова «Аф»: «Аф они бахаломи… И мне тоже снилось…». «Аф» может означать на иврите также и «гнев». Все три упомянутых гневливых персонажа плохо кончили, включая царского пекаря.

Он рассказал Йосефу, что видел во сне три плетеные корзины у себя на голове с белым хлебом, а в самой верхней корзине лежала изысканная выпечка, которой он обычно потчевал фараона. На эти вкусные изделия слетелись птицы и стали клевать их прямо на его голове.

Йосеф сурово взглянул на обер-пекаря и объяснил, что три корзины – это три изгнания, которые предстоит пережить сынам Израиля – Египет, Вавилон и Эдом (в последнем случае речь идет о нынешнем продолжающемся уже две тысячи лет изгнании, которое началось после разрушения римлянами Иерусалимского храма).

И поскольку начальник пекарей увидел плохой сон о евреях без счастливого конца, то и толкование для него самого будет таким же. В конце концов, толкователь имеет право расшифровывать сны так, как ему хочется, а сны, как сказано в Талмуде, исполняются в соответствии с толкованием.

«Итак, слушай, - сказал Йосеф. – Три корзины – это три дня, оставшиеся тебе до смерти. Через три дня фараон велит отрубить тебе голову, с которой птицы клевали пироги, и повесить тебя на дереве. И те же птицы будет клевать твою плоть».

Как пророчил Йосеф – так и произошло. На третий день фараон устроил пир, чтобы отметить свой день рождения. Во дворец были приглашены все его слуги, включая главного виночерпия и начальника пекарей, которые были выпущены из тюрьмы по такому случаю.

Во время пира выяснилось, что виночерпий не был в числе заговорщиков, пытавшихся отравить фараона, а начальник пекарей был. В результате, первый был оправдан, освобожден из тюрьмы и восстановлен на своем прежнем посту.

Что касается бывшего главного пекаря, с ним долго не церемонились: его, беднягу, обезглавили и повесили в тот же день – в точном соответствии с предсказанием Йосефа.

Сам Йосеф тоже пострадал, хотя и не в такой трагичной мере. За то, что он слишком доверился главному виночерпию, человеку из плоти и крови, вместо того, чтобы уповать на Всевышнего, за то, что искренне надеялся, что бывший знатный узник походатайствует за него во дворце, Б-г сделал так, что виночерпий «забыл» о нем и вспомнил только через два года, когда уже самому фараону потребовались услуги толкователя снов.
Количество обращений к статье - 159
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (0)

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2018, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com