Logo
14-24 янв. 2018


 
Free counters!


Сегодня в мире
06 Янв 18
06 Янв 18
06 Янв 18
06 Янв 18
06 Янв 18
06 Янв 18
06 Янв 18
06 Янв 18
06 Янв 18









RedTram – новостная поисковая система

Pro et contra
По поводу книги Амоса Оза
"Привет фанатикам"
Дина Ратнер,"Новости недели"

Уважаемый Амос, я, репатриантка из России, согласна с вами в том, что безрассудный фанатизм в наших отношениях с палестинцами ни к чему хорошему не приведет. Но и благодушие, необоснованные надежды - не выход из положения.

Конечно же, хочется жить с нашими соседями в мире, так бы и было, если бы они не были инициаторами одной войны за другой. До сих пор наши соседи-враги не расстались с желанием вытеснить нас из Израиля в те страны, из которых мы приехали, или - в море.На картах в арабских учебниках Израиля нет. При настоящей ситуации призывать к отсутствию фанатизма следует не евреев, а арабов, потому как большинство из них не разделяют ваших миролюбивых настроений.

Арабы Восточного Иерусалима – против решения Трампа о столице еврейского государства. Фото: Fareed Khan/AP

Идея двунационального государства несостоятельна по многим причинам. Приведу одну: если бы наши сводные братья действительно хотели разделить коммунальную квартиру на две отдельных, они не выдвигали бы абсурдных требований вроде нашего возвращения к границам 67-го года. Может быть, следует вернуться к предложению генерала израильской армии Рехавама Зеэви (Ганди): оставить территории, которые нужны для безопасности страны, остальное отдать и назвать их "Ишмаэли", а не "Палестина".

Наши позиции, уважаемый господин Оз, сходны в безусловном согласии с нравственными требованиями, означенными на найденном при раскопках глиняном черепке, относящемся ко времени царствования Давида и Соломона. Мы не утратили чувства справедливости, готовности всех любить, помогать и даже чуть ли не слиться в объятьях с нашими сводными братьями, если бы не было нужды защищаться от них. Вот только необходимость противостоять врагу вы называете фанатизмом, а я - необходимым условием сохранения себя, своей духовной культуры.

Вы пишете: "Восстание против Рима, приведшее к разрушению Второго Храма и последовавшее за разрушением изгнание, так же, как и война против Вавилона, повлекшая разрушение Первого Храма… - по вине национального и религиозного фанатизма, по вине одержимых манией величия вождей и ведомых, совершенно утративших чувство реальности". Но отмечаются и положительные моменты этого фанатизма: после разрушения Первого Храма и возвращения из Вавилонского плена евреи окончательно расстались с идолопоклонством. А если бы не было восстания против Рима и последующего рассеяния, неизвестно, сохранили ли бы мы свою национальную принадлежность? Есть основания полагать, что именно в силу означенного фанатизма мы не потерялись среди окружающих народов. И благодаря нашему рассеянию языческий мир приблизился к единобожию. Справедливо ли, что евреи, осветившие мир своей верой, не имеют права на свою выстраданную землю, размеры которой до смешного малы по сравнению с владениями многочисленных арабских стран. Вот только понятие справедливости у всех свое: поляки убивали выживших в Холокосте евреев, чтобы не возвращать их дома. Мы готовы были жить с арабами в мире на одной земле, но они никак не расстанутся с желанием уничтожить нас. В нашем Законе сказано: "Если враг пришел убить тебя, убей его первым". И так ли уж неадекватны поселенцы, которые стараются напомнить о праве на места, с которых начиналась наша история. Вы называете это "претензией", вы пишете: "право - это то, что другие признают моим правом, в противном случае это претензия" (с. 159) Но во время Катастрофы другим странам не было дела до нашего уничтожения, и это не значит, что у нас не было права на жизнь. Репатрианты из России в основном "правые", потому что мы на своем опыте знаем, что зло может быть побеждено силой. Это не воинственность, а решимость отстоять страну, ведь мы еще не забыли чувство изгоя в чужой стране. Беда в том, что опыт "белой вороны" породил у гонимого народа не только сознание отдельности, необходимости защищаться, но и мазохизм, страх, что в случае сопротивления будет еще хуже, отсюда и желание прощать. Не вы ли, уважаемый господин Оз, пишете в романе "Черный ящик": "Некий дефицит в восприятии мира свойствен многим евреям - мы неспособны ненавидеть наших ненавистников". Должно быть, всепрощение, одна из составляющих нашего галутного сознания, обусловлено необходимостью пригибать голову. А сейчас в Израиле, если не освободимся от многовековой привычки гонимого народа - не устоим. Еврейский национализм - это право на жизнь. При этом я против убийства, свята жизнь человека, "спасший одну жизнь спасает целый мир". Я бы тоже подобно командованию еврейского отряда, который шел в Гуш-Эцион на помощь своим отбивавшимся от арабов бойцам, отпустила бы встретившегося пастуха-араба. Но тот привел собратьев, и они перебили весь наш отряд. Это плата за гуманизм. Понимаю и психологическое состояние Баруха Гольдштейна, расстрелявшего арабов в Пещере патриархов, - то был нервный срыв в предпогромной ситуации: в хевронских мечетях распространялись массовые призывы к резне евреев, там же нашли спрятанное оружие.

Господин Оз, читая ваш "Привет фанатикам", у меня нередко создается впечатление, что вы выдвигаете проблемы, дабы было что опровергать. Никто не намерен "иудаизировать" Израиль силой, то есть распространять власть Галахи на всех. Каждый ищет Бога своим путем. Для кого-то это безусловное исполнение законов Галахи, а кто-то придерживается мнения Рамбама о том, что "философия - царская дорога к Богу". И с арабами не было бы проблем, если бы они смирились с нашим присутствием здесь. При этом мечта о Храме не покидает евреев в течение тысячелетий. Ури-Цви Гринберг писал: "Израиль без Храмовой горы - не Израиль. Кто будет владеть Храмовой горой - тот будет владеть Израилем". У него, взывавшего к Всевышнему о справедливости, много стихов на тему причастности своей земле, и в частности стихотворение "Столица мира, чья она?". В начале XI века в мусульманской Испании Ибн Гвироль писал о неуместности "веселья и вина, когда Господень Храм врагу принадлежит". Он же, уповая на воскресение души в новом воплощении, "духовно обновленный", мечтал увидеть и участвовать в восстановлении Первого Храма. Ну, а если чувство причастности своей истории, культуре можно отнести к эмоциональному конфликту со всем внешним миром, то это проблема внешнего мира.

Вы пишете о необходимости ориентироваться в ситуации и приводите пример: если, стоя у перехода, видите несущийся со скоростью сто километров в час грузовик, то не воспользуетесь своим правом перейти улицу, но можно поставить вопрос по-другому, а именно - ограничить произвол водителя.

Дина Ратнер – д-р философии, писатель. Живет в Иерусалиме.
Количество обращений к статье - 585
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (5)
Гость | 16.01.2018 19:33
Дорогой Sava! Только неизраильтянин может полагать, что ведущий мотив вершителей судеб Израиля - НЕ ГЛУПОСТЬ, А ЛОЖЬ!
В том-то и дело, что и политики, и идеологи, и властители помыслов этой страны - чудовищно ГЛУПЫ, СУЕТЛИВЫ, НЕОБРАЗОВАНЫ, НЕДАЛЬНОВИДНЫ, НАХРАПИСТЫ и ЦИНИЧНЫ. Самое худое - что они передают этот арсенал "ценностей" и народу, и нации, и социальным институциям.
Вы можете этот классический букет свойств местечкового гетто совместить с алией из СССР?
Думаю, что нет , и никогда. Поэтому вы поспешили публикацию доктора философии писателя Дины Ратнер объявить общественно малоинтересной. Философ, в отличие от рядового гражданина, обладает свойством видения не только ЯВЛЕНИЯ, но и СУЩНОСТИ.
Так что Дина - большой молодец, обращая наше внимание на ИЗНАНКУ ЖИЗНИ, которую хотят выдать за ее СУЩНОСТЬ.
Это все нисколько не влияет на нашу позитивную оценку жизни в Израиле. Просто страна многолика - и развивается она невиданными темпами. Народ здесь умный и здоровый, работящий, талантливый, и с дураками и ловкачами - управляется не столько политически, сколько психологически и исторически. Здесь мощнейшая интеллигенция, создающая успешные ценности культуры и экономики. Но особенность нынешней эпохи и цивилизационных установок, что людей ориентируют на восприятие не ИНФОРМАЦИИ, а ШУМА, гевалта. Ситуация знаковая, классическая:
ШУМИМ, БРАТЦЫ,- ШУМИМ!
Крикуны полагают, что в этом балагане они самые крутые евреи (израильтяне и далее везде). А они не израильтяне, а просто дураки. В этом плане и автор публикации, и Вы - как в воду глядели! Спасибо за найденный верный ракурс и автору - доктору Дине Ратнер, и Вам, Sava.
Sava | 15.01.2018 23:02
При всем уважении к учености автора и ее толерантной позиции, на мой взгляд, излишне было ввязываться в объяснения с Амосом Оза.Он того не заслуживает,ибо не дурак,знает правду о истинной справедливой, во благо своего народа, политической позиции Израиля,но лжет и нагло ее извращает.В этом отношении его изречения мало отличается от дикой, лживой истерии , непрерывно изрыгаемой врагами еврейского государства и всеми антисемитами.
Гость | 05.01.2018 17:28
"Рассудительный"! Зачем эти агитки?
Мантры о государстве - занятие для дурдома. Реально Израиль - успешная, стабильная многонациональная и многоконфессиональная страна. Так было, есть и будет. А ежели кто здесь баламутит и оплачивает гибридные войны - так это совершенно понятные внешние акции. Они всегда находят фигурантов для пятой колонны.
Израиль - признанный (и уважаемый!) мировой центр многих религий и конфессий, здесь нет расовых или серьезных этнических конфликтов. И странно, когда идеофреники твердят о "еврейском" или "демократическом" государстве. Оно еврейское - потому, что здесь есть еврейская цивилизационно-этническая доминанта и государственный язык. А демократическое - оно потому, что здесь правящие институции, экономика и инфраструктура учитывают интересы граждан различных слоев и структур общества. На Ближнем Востоке это единственная в этом плане страна. Да и в мире подобных не так уж и много.
В таком случае говорят: ОТ ДОБРА ДОБРА НЕ ИЩУТ!
- Почему же нет?- возможно спросите вы.
Да потому, что в своем развитии страна очень динамична, и не стоит на месте, а постоянно это "ДОБРО" усиливает и укрепляет, учитывая, что по соседству и далее везде столько "ДОБРА С КУЛАКАМИ" - что народу и стране лучше быть в хорошей физической и психической форме.
Рассудительный Гость | 01.01.2018 20:54
Я когда-то сформулировал короткое резюме по поводу "палестино-израильской проблемы":
"На этой территории есть место только для одного народа -- или еврейского, или арабского." Очевидно, что лишь небольшая часть крупных израильских политиков понимает и принимает этот факт. (Арабы-то, как раз, это отлично понимают.) И тут уж, что раньше случится -- израильтяне примут все поголовно эту мысль, или Израиль перестанет существовать.
Гость | 01.01.2018 20:13
Милая Дина! Важнейшее свойство еврея - не благость всепонимания, а презрение ко лжи, и особенно лжи показательно-убийственной, лицедейской. Именно об этом - тематика всего танаха.
Амос Оз - не еврей. Он перевернутый ближневосточный автоантисемит, выросший на показательных играх потакания лжи, злу и приспособленчеству. Этой стратегии израильского марксистско-харедимного истеблишмента противостояли как эмиграционные волны, так и местные и галутные правозащитники. Советские евреи принадлежали иной цивилизации, по сравнению с израильскими правящими деловарами и их многочисленными смирившимися со "статус кво" приспешниками.
Амос Оз для советских евреев - пустое место - нечто вроде печально известного Анатолия Софронова или какого-нито другого коммунячьего Шолохово-Белова.
Оз никого не поражает - его графомания и мозглячья плаксивая идеология - то же рвотное средство, как и пустопорожняя русская классика - с платошами болконскими, наташами карениными, жирными ляжками Наполеона и одноглазым бездарным Геростратом-поддавальщиком Кутузовым.
У вас тот же репертуар бездарно-лживо-торжественной озовско-толстовско-достоевской вечности-верности.
Кому нужны все перечисляемые вами кумирни и имена классиков, когда вы не понимаете ровным счетом ничего в современности!
Как можно употреблять всуе имя подлинного героя Израиля доктора Баруха Гольдштейна, погибшего не в силу "психического состояния" - а на подлинно жестокой войне с мусульманскими террористами?! И уважаем ли народ, бьющийся лбом о камни, посылающий каракули в небесную канцелярию, тусующийся в Умани или на горе Мерон, - и обходящий десятой дорогой могилу национального героя доктора Баруха Гольдштейна!?
Советские евреи многое могут простить безжалостно-жестокому израильскому истеблишменту и одураченным обывателям - но поругание героев: Кахане, Зееви, Баруха Гольдштейна, Элиора Азарии и Полларда - ни за что и никогда.
Мы персоналисты, ибо таковы ценности нашей гуманистически ориентированной цивилизации, в отличие от гнилой корпоративно-коллективистской морали европейских хуторков и гетто и ближневосточных хамул. В мире культивируется ложь, и вы хорошо абсорбировались, принимая расхожие клише и мантры лжееврейской модификации этого ведущего в никуда конвейера истории.
Мое читательское пожелание: перестаньте писать и пойдите учиться - это никогда не поздно. От разменявшего девятый десяток все еще здравого читателя этот совет, поверьте, никак не лишний.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2018, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com